«Роды. Особенности сестринского ухода в родах»


Название«Роды. Особенности сестринского ухода в родах»
страница1/4
ТипЛекция
  1   2   3   4





Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего
профессионального образования (среднее специальное учебное заведение)


«ЧЕЛЯБИНСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»




Учебно-методический комплект

Семинарско – практического занятия

для преподавателей
ПМ01Профилактичесий модуль
МДК 01.01 Здоровый человек и его окружение.

Раздел:

Здоровье мужчин и женщин зрелого возраста.
специальность 34.02.01 Сестринское дело.
Тема: Роды. Особенности сестринского ухода в родах.


Челябинск

2015 год

Обсуждено: на Утверждаю:

заседании акушерской Зам. директора ГБОУ

цикловой комиссии. СПО ЧБМК

………………Бадаева Н.Я. …………..Замятина О.А.

Протокол №.. от « »………2015 года. « »………. 2015 года.

Составлено в соответствии с ФГОС по специальности Сестринское дело.

Автор: преподаватель дисциплины «Здоровый человек и его окружение. Раздел: Здоровье мужчин и женщин зрелого возраста» Трифонова О.М.

Рецензенты: старший преподаватель акушерской предметной комиссии, преподаватель высшей квалификационной категории Бадаева Н.Я.

Ассистент кафедры «Акушерство и гинекология» ГБОУ ВПО ЮУМГУ, кандидат медицинских наук Смольникова Л.А.

Содержание.


1.Лекция по теме: «Роды. Особенности сестринского ухода в родах».
2.Технологическая карта теоретического занятия.
3.Методическая разработка семинарско-практического занятия для преподавателей по теме: «Роды. Особенности сестринского ухода в родах» с приложениями.
4.Методические указания для студентов на семинарско-практическом занятии по теме: «Роды. Особенности сестринского ухода в родах».
5.Учебно - методическое пособие для самоподготовки студентов.


Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего
профессионального образования (среднее специальное учебное заведение)


«ЧЕЛЯБИНСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Методическая разработка

семинарско – практического занятия

для преподавателей
ПМ01Профилактичесий модуль
МДК 01.01 Здоровый человек и его окружение.

Раздел:

Здоровье мужчин и женщин зрелого возраста.
специальность 34.02.01 Сестринское дело.


Тема: «Роды. Особенности сестринского ухода в родах».

Челябинск

2015 год
Обсуждено: на Утверждаю:

заседании акушерской Зам. директора ГБОУ

цикловой комиссии. СПО ЧБМК

………………Бадаева Н.Я. …………..Замятина О.А.

Протокол №.. от « »………2015 года. « »………. 2015 года.

Составлено в соответствии с ФГОС по специальности Сестринское дело.


Автор: преподаватель дисциплины «Здоровый человек и его окружение. Раздел: Здоровье мужчин и женщин зрелого возраста» Трифонова О.М.

Методическое пояснение.
Цель данной работы: методическая разработка семинарско-практического занятия по теме: «Роды. Особенности сестринского ухода в родах» составлена для совершенствования учебного процесса, более эффективного усвоения знаний студентами и формирования у них основ ориентировочных действий.

Методическая разработка предназначена для преподавателей, ведущих семинарско-практические занятия по специальности «Сестринское дело», очная форма обучения, дисциплина «Здоровый человек и его окружение. Зрелый возраст» и рекомендуется как вариант проведения занятия. Занятие проводится в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта средне- профессионального образования, с рабочей программой по данной дисциплине и календарно-тематическим планом, утвержденными на заседании кафедры «Сестринское дело».

Тема «Роды. Особенности сестринского ухода в родах» была и остается интересной, важной, актуальной, так как речь идет о сохранении жизни и здоровья сразу двум людям – матери и новорожденному. Следует учесть, что студенты - медицинские сестры в большинстве своем молодые женщины, которым предстоит еще выполнить свою детородную функцию, поэтому знание родового процесса имеет личностное значение. Кроме этого защита материнства и детства является одной из приоритетных задач нашего государства. Снижение материнской и перинатальной заболеваемости и смертности – основная цель службы родовспоможения и всех медицинских работников. Знание течения родов, их правильного ведения, профилактики осложнений (в первую очередь профилактики кровотечения и инфекции) позволит медицинской сестре не растеряться в экстремальной ситуации и принять роды. Профессионально грамотная медицинская сестра сможет выявить проблемы роженицы и по возможности решить их до момента поступления роженицы в акушерский стационар.

Данное занятие поможет студентам разобраться в сложностях материала и использовать знания и умения, полученные на нем, в дальнейшем обучении и будущей практической деятельности.

По теме «Роды. Особенности сестринского ухода в родах» выделено 2 часа на лекцию и 6 часов на семинарско-практическое занятие, из них 2 часа семинара и 4 часа практики.

В методической разработке ставятся учебные, воспитательные и развивающие цели, осуществляются межпредметные и внутрипредметные связи. Для лучшего усвоения материала являются необходимыми знания и умения, полученные на предшествующих и сопутствующих дисциплинах: анатомия и физиология человека, основы латинского языка и медицинской терминологии, основы сестринского дела, основы микробиологии, вирусологии и иммунологии, фармакология, психология, гигиена и экология человека, здоровый человек и его окружение (здоровый ребенок).

На семинаре предлагается проверка знаний студентов, которые они получили на теоретическом занятии и при самостоятельной работы с учебником. Для оценки исходного уровня знаний студентов используется тестовый контроль с последующим разбором ошибок. С целью закрепления знаний планируется индивидуальный устный опрос с обсуждением и рецензированием ответов студентами и преподавателем, рекомендуется в конце семинара повторение основных определений по изучаемой теме. Для активации мыслительно-познавательной деятельности студентов целесообразно использовать решение ситуационных задач.

Практическая часть занятия дает возможность познакомиться со структурой родильного дома, оформлением истории родов, с течением и ведением родов на фантоме или присутствия на естественных родах.

В методической разработке представлены материалы тестового контроля, устного индивидуального опроса, ситуационные задачи с эталонами ответов.
Цели занятия.

Учебные (дидактические):
- знакомство с причинами наступления родов, изучение предвестников физиологических родов.

- формирование современных взглядов на течение и ведение родов.

- приобретение знаний и умений по уходу за роженицей.

Задачи 1 уровня:

  1. Познакомить с принципами работы родильного отделения и его оснащением.

  2. Познакомить с оформлением историй родов и историй развития новорожденного.

  3. Иметь представление о причинах наступления родов.

2 уровня:

  1. Закрепить, систематизировать и проконтролировать уровень знаний студентов по следующим вопросам:

1.предвестники родов.

2.разновидности родов в зависимости от срока и продолжительности.

3.родовые силы.

4.периоды родов и их границы.

5.течение и ведение первого периода родов.

6.течение и ведение второго периода родов.

7.течение и ведение третьего периода родов.

8.роль среднего медицинского работника в профилактике кровотечения.

2) Научить применять знания при решении ситуационных задач.

3 уровня:

  1. Учиться рецензировать ответы студентов.

  2. Использовать приобретенные знания при самостоятельном составлении ситуационных задач или кроссвордов.


Развивающие:
-развитие памяти, познавательного интереса к теме, применение медицинской терминологии в описании родового процесса.

-активизация мыслительно-познавательной деятельности студентов через решение и составление ситуационных задач.
Воспитательные:
-воспитание чувства ответственности, профессиональной этики на примере медицинских сотрудников родильного дома.

-формирование тактичного доброжелательного отношения к роженицам, медперсоналу, друг к другу.
Тип занятия: семинарско-практическое.
Место проведения: областной перинатальный центр или кабинет доклинической практики.
Время: 6 часов.

Оснащение:
1.методическое пособие для студентов

2.тестовые задания 4 варианта с эталонами ответов.

3.вопросы для индивидуального опроса.

4.ситуационные задачи с эталонами ответов.

5.фантомы, муляжи, куклы.

6.таблицы «отношение головки к плоскостям таза», «биомеханизм родов», «оказание акушерского пособия», «способы отделения плаценты», «признаки отделения плаценты».

7.оснащение родильного зала.

8.образцы историй родов.

9.учебный видеофильм «Физиологические роды».
Методы обучения:
1.объяснительно-иллюстративный.

2.репродуктивный.

3.проблемного изложения.

4.частично-поисковый.
Методические приемы:
1.тестирование для оценки исходного уровня знаний.

2.рецензирование ответов студентов.

3.индивидуальный и фронтальный устный опрос.

4.решение ситуационных задач.

5.демонстрация биомеханизма физиологических родов и оказания пособия по приему родов на фантоме.

6.закрепление материала при демонстрации видеофильма «Физиологические роды» и присутствии на физиологических родах.

7.применение знаний при составлении ситуационных задач, кроссвордов.
После изучения темы студент должен представлять:
1.причины наступления родов.

2.принципы работы и оснащение роддома.
Студент должен знать:
1.классификацию родов в зависимости от срока беременности.

2.продолжительность нормальных родов и каждого периода.

3.предвестники родов.

4.родовые силы.

5.периоды родов и их границы.

6.течение и ведение первого периода родов.

7.течение и ведение второго периода родов.

8.течение и ведение третьего периода родов.

9.признаки отделения плаценты.

10. меры профилактики кровотечения.
Студент должен уметь:

1.определить проблемы роженицы.

2.подсчитать срок родов по дате последней менструации, первому шевелению плода и дородовому декретному отпуску.

3.подсчитать предполагаемую массу плода.

4.подсчитать общую продолжительность родов и продолжительность каждого периода родов, безводного периода.

5.показать приемы самообезболивания родов.

6.провести подсчет схваток.


Манипуляции по уровням усвоения.



манипуляция


представление


умение


навык

1.измерение АД







+

2.подсчет пульса







+

3.измерение t тела







+

4.подсчет срока родов




+




5.подсчет ПМП

+

+




6.подсчет схваток










7.подсчет продолжительности родов





+




8. приемы самообезболивания




+






Межпредметные связи:
Предшествующие:

1.Анатомия и физиология человека.

2.Основы латинского языка и медицинской терминологии.

3.Фармакология.

4.Основы микробиологии, вирусологии и иммунологии.

5.Основы сестринского дела.
Сопутствующие:

1.Анатомия и физиология человека.

2.Фармакология.

3.Основы микробиологии, вирусологии, иммунологии.

4.Основы сестринского дела.

5.Психология.

6.Гигиена и экология человека.

7.Медицинская генетика.

8.Здоровый человек и его окружение. Здоровый ребенок.
Последующие:

1.СД в акушерстве и гинекологии.

2.СД в педиатрии.

3.СД в хирургии.

4.СД в терапии.

5.Психология семейной жизни.
Внутрипредметные связи:
Тема № 1.Строение и функции репродуктивной системы здоровой женщины.

Тема № 2.Менструальный цикл, его регуляция. Женские половые гормоны, их биологическое действие на организм.

Тема № 4.Внутриутробное развитие человека. Оплодотворение, развитие зародыша и плода.

Тема № 5.Физиологическое течение беременности. Роль медицинского работника, семьи, мужа на исход беременности.

Тема № 6. Послеродовый период. Особенности сестринского ухода в послеродовом периоде. Консультирование родильницы.

Хронокарта занятия.
1.Организационный момент – 3 мин.

2.Изложение темы, целей, плана занятия – 5 мин.

3.Семинар – 82 мин.

4.Практическая часть - 180 мин.

-инструктаж в ЛПУ – 10 мин.

-демонстрационная часть

1.знакомство с родовым отделением (или демонстрация учебного фильма «Физиологические роды» – 20 мин.

2.знакомство с историей родов – 20 мин.

3.присутствие на родах (или демонстрация биомеханизма родов и акушерского пособия на фантоме) – 30 мин.

-самостоятельная работа студентов

1.решение ситуационных задач – 25 мин.

2.составление тематических задач студентами – 25 мин.

-закрепление материала, заслушивание реферативных сообщений – 25 мин.

-оформление дневников – 10 мин.

-подведение итогов занятия и выставление оценок с их мотивацией – 10 мин.

-задание на дом – 5 мин.

Основы ориентировочных действий для преподавателя и студентов.
(см. таблицу).

Этапы планирования занятия

(протокол проведения занятия)



п\п

Название этапа

Краткое описание деятельности

преподавателей студентов

Цель

Время

(мин.)

Оснащенность

1.

1.

Мотивация уч. деятельности студентов

Организаци-онный момент

Приветствует студентов, проверяет присутствующих, отмечает отсутствующих, проверяет внешний вид студентов и подготовку их к занятию.

Приветствуют преподавателя. Бригадир сообщает о готовности группы к занятию и причины отсутствия студентов.

Мобилизация внимания студентов. Создание благоприятного психологического микроклимата в бригаде.

3

Журнал преподавателя, дневник бригадира.

2.

Формулирование темы и её обоснование

Объявляет тему семинарско-практического занятия, поясняет значимость темы и необходимость ее изучения.

Спрашивает: какие вопросы возникли при самоподготовке к занятию и отвечает на них.

Записывают тему занятия. Слушают, задают вопросы, которые вызвали затруднение при подготовке, участвуют в обсуждении при возникновении вопросов

Раскрытие теоретической и практической значимости темы для дальнейшей учёбы и профессиональной деятельности, активизация внимание и познавательной деятельности. Пробуждение интереса к теме.

2

Дневники практических занятий

3.

Цели занятия

Определяет цели занятия, что студенты должны знать, уметь, какие навыки приобрести. Сообщает краткий план занятия.

Слушают, принимают к сведению, осмысливают план занятия.

Формулирование конечных результатов работы на занятии. Активизация познавательной деятельности.

3

Дневники практических занятий

2.
1.


Актуализация опорных знаний. Семинар.

Контроль исходного уровня знаний

Тестирование.



Проводит инструктаж. Раздает тесты 2 варианта по 10 вопросов. Через 7-10 минут предлагает студентам поменяться работами, зачитывает правильные ответы. При помощи студентов выявляет наиболее часто встречающиеся ошибки, проводит анализ. Объявляет оценки студентам.

Студенты слушают инструктаж. Отвечают на вопросы тест-контроля. Обмениваются по просьбе преподавателя работами и совместно с ним проверяют, находят ошибки, выставляют оценки. Проводят разбор ошибок с преподавателем.

Выяснение готовности студентов к занятию. Оценка исходного уровня знаний студентов после самоподготовки.

Выявление имеющихся пробелов в знаниях.

Формирование единого исходного уровня знаний.

15



Журнал преподавателя, варианты тестов с эталонами ответов, дневники студентов.

2.


Устный опрос.


Устный фронтальный опрос:

задаёт вопросы поискового характера всей бригаде, слушает ответы и дополнения других студентов, выставляет оценки тем студентам, которые правильно ответили на 2-3вопроса, были активны во время опроса.

Следит за дисциплиной во время выполнения задания.

Проводит разбор ошибок, их обсуждение.

Отвечают на вопросы с места по несколько раз, поправляют и дополняют друг друга.


Выявление умения выбрать правильный ответ, владеть логикой, умения применять знания в практической ситуации, умения анализировать.


35


Журнал преподавателя, вопросы для устного опроса.


3.

Закрепление материала.

Проводит закрепление материала, для этого делит студентов на малые группы и каждой раздает карточки с заданием. В карточке дано название периода родов, который нужно обозначить основными характерными только для него терминами. Поясняет задание на примере.

С целью закрепления материала использует также ситуационную задачу на определение периода родов, выявление проблем роженицы и составление алгоритма действий медсестры.

Подводит итоги семинара, выставляет оценки.

Студенты слушают преподавателя, делятся на малые группы, выполняют свое задание, подбирая необходимые термины. После обдумывания и обсуждения называют слова, по которым их коллеги должны определить о каком периоде родов идет речь.

Повторяют основные понятия.

Обдумывают и решают задачу, составляют алгоритм действий с их мотивацией.

Слушают, задают вопросы.

Выявление умения анализировать, выбирать главное, подводить итог.



12


15

5

Журнал преподавателя, карточки с заданием.

Дневник бригадира.

3.
1.


Формирование новых знаний, умений и навыков.

Практика.

Демонстраци-онная часть.

Демонстрация оснащения и работы родового отделения.

Проводит инструктаж, проверяет санитарные книжки студентов.

Преподаватель проводит студентов по родовому отделению, обращает внимание на наличие двух родильных залов, их оснащение, на предродовые палаты, смотровую, их назначение и оснащение.

Отвечает на вопросы, которые возникли у студентов во время демонстрации.

Предоставляют санитарные книжки, слушают инструктаж.

Слушают преподавателя, осматривают родильный зал, комнату для обработки новорожденного, предродовые палаты, смотровую. Задают вопросы, запоминают структуру родильного дома.

Ознакомление с принципами работы родильного дома, его структурой и задачами. Воспитание дисциплины и аккуратности. Определение ориентиров к предстоящей деятельности.


10

20

Дневники.
Оснащение родового отделения: родовые столы, комплекты для приема родов, антисептики, медикаменты и др.

2.




Демонстрация истории родов.

Представляет студентам историю родов, обращает внимание на срок беременности, начало родов, продолжительность их и каждого периода. Подсчитывает вместе со студентами предполагаемую массу плода, обращает внимание на размеры таза, объясняет последовательность заполнения истории. Оценивает участие студентов в обсуждении истории родов.

Студенты слушают. Участвуют в обсуждении истории родов, запоминают последовательность заполнения, вместе с преподавателем определяют начало родов, подсчитывают их продолжительность, ПМП, оценивают размеры таза. Отвечают на вопросы преподавателя и задают свои вопросы.

Формирование знаний и умений в соответствии с целями занятия.

Стимулирование познавательной деятельности студентов, активизация самостоятельной деятельности через обсуждение истории родов.


20

Истории родов, журнал регистрации родов, история новорожденного.

3.

Присутствие на родах, курация роженицы.

Преподаватель поясняет моменты течения родов, демонстрирует подсчет схваток, приемы самообезболивания родов, выслушивание сердцебиения плода в 1-ом периоде родов; во 2-ом и 3-ем периоде разъясняет действия акушерки. После родов задает студентам вопросы по течению и ведению родов, оценивает ответы. Отвечает на вопросы студентов.

При отсутствии родов демонстрирует биомеханизм родов и оказание пособия на фантоме.

Слушают и вместе с преподавателем задают вопросы роженице, участвуют в подсчете схваток, наблюдают за течением родов.

При возникновении вопросов обращаются к преподавателю за разъяснениями.


Развитие умения применять теоретические знания на практике. Активизация сестринской деятельности.

Закрепление правил деонтологии.



30



Оснащение родильного зала, детской комнаты.

Комплекты для приема родов, первичной и вторичной обработки новорожденного.

Фантом, кукла.

4.

Контроль знаний.

Предлагает студентам разделиться на малые группы по 2 – 3 человека. Раздает карточки с задачами и дает время на обдумывание и обсуждение задач, затем поочередно выслушивает каждую группу, остальным советует дополнять ответы коллег. Делает замечания, оценивает решение задач.

Следит за дисциплиной во время выполнения задания.

Сообща малыми группами обсуждают условия задачи. Решают и поочередно докладывают решение, обосновывают его. Остальные студенты слушают, дополняют, анализируют ответы, задают вопросы.


Закрепление полученных знаний.

Активизация самостоятельной работы студентов через решение задач, формирование умения работать коллективно, выслушивать мнения своих коллег. Отстаивать свою точку зрения. Воспитание тактичности, взаимоуважения.

25

Журнал преподавателя.

Дневники студентов. Карточки с задачами и эталоны ответов к ним.

5.


1.



Закрепление материала.

Составление задач.




Предлагает студентам составить самостоятельно задачи по течению родов те ми же группами. Дает советы, отвечает на вопросы студентов. Заслушивает по очереди задачи, делает замечания, оценивает работу студентов.



Составляют задачи, обсуждают их в своих группах, зачитывают, дают задание другим студентам и выслушивают их мнение.





Применение знаний, полученных на занятии, при самостоятельном составлении ситуационных задач. Развитие умений решать поставленную проблему, находить совместное решение, приходить к правильному и единому мнению.



25



Журнал преподавателя.

Дневники студентов.




2.



Заслушивание реферативных сообщений.

Предлагает заслушать реферативные сообщения о возможности вертикальных родов, родов в воде, партнерских родов.

Слушают сообщения, задают вопросы, обсуждают и выражают свое мнение относительно услышанного. Делают записи в дневниках или рабочих тетрадях.

Углубление знаний, развитие познавательного интереса к теме.



25




Рефераты, дневники практических занятий.


6.

Оформление документации. Подведение итогов занятия.

Объявляет итоговые оценки, обосновывает их, выставляет в журнал.

Анализирует работу бригады и каждого студента.

Слушают, участвуют в оценке работы.

Заполняют дневники и манипуляционные листы: количество увиденных и выполненных манипуляций.

Анализ деятельности бригады.

Обучение ведению документации.

Бригадир заполняет дневник бригадира


10
10


Журнал преподавателя. Дневники студентов. Дневники бригадира.

7.

Домашнее задание.

Сообщает задание на следующее занятие.


Записывают домашнее задание.

Организация управления самоподготовкой.

5

Журнал преподавателя.

Дневники.


Приложения.
1.Тестовые задания с эталонами ответов и критериями оценки результатов.

2.Вопросы для индивидуального устного опроса.

3.Ситуационные задачи с эталонами ответов.

4.Образец истории родов и развития новорожденного.

Домашнее задание.
  1   2   3   4

Похожие:

«Роды. Особенности сестринского ухода в родах» iconМетодическая разработка практического занятия
Тема Осуществление сестринского ухода за пациентами с инфекционными заболеваниями

«Роды. Особенности сестринского ухода в родах» iconРабочая программа производственной практики по профилю специальности
Осуществление лечебно-диагностических вмешательств и сестринского ухода в хирургии

«Роды. Особенности сестринского ухода в родах» iconВопросы к дифференцированному зачету по учебной практике «общий уход...
Организация работы лечебных учреждений для взрослого и детского населения. Типы лечебных учреждений. Особенности работы лечебных...

«Роды. Особенности сестринского ухода в родах» iconГапоу ао «амк» согласовано главная медицинская сестра гбуз
Осуществление лечебно-диагностических вмешательств и сестринского ухода при болезнях новорожденных и фоновых состояниях

«Роды. Особенности сестринского ухода в родах» iconВопросы к дифференцированному зачету по учебной практике «уход за...
Организация работы лечебных учреждений для взрослого населения. Типы лечебных учреждений. Особенности работы лечебных учреждений...

«Роды. Особенности сестринского ухода в родах» iconАдминистративный регламент министерства здравоохранения Самарской...
«Оказание населению Самарской области медицинской помощи в отделениях (палатах) сестринского ухода»

«Роды. Особенности сестринского ухода в родах» iconДепартамент здравоохранения брянской области
Дневник производственной практики. Пм. Выполнение работ по профессии Младшая медицинская сестра по уходу за больными (Решение проблем...

«Роды. Особенности сестринского ухода в родах» iconДепартамент здравоохранения администрации брянской области
Пм 04. Выполнение работ по профессии Младшая медицинская сестра по уходу за больными (Решение проблем пациента посредством сестринского...

«Роды. Особенности сестринского ухода в родах» iconПодготовка пациента к лабораторным
Решение проблем пациента посредством сестринского ухода, мдк. 03 Технология оказания медицинских услуг, Тема: Подготовка пациента...

«Роды. Особенности сестринского ухода в родах» icon1 История сестринского дела. Философия сестринского дела
ПМ. 07. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск