«Психологическая профилактика делинквентного поведения подростков»


Название«Психологическая профилактика делинквентного поведения подростков»
страница1/7
ТипЛитература
  1   2   3   4   5   6   7


Министерство образования и науки Российской Федерации

Министерство образования и молодежной политики Ставропольского края

Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Ставропольский государственный педагогический институт»

в г. Железноводске
Психолого-педагогический факультет

(заочное отделение)

Кафедра общей и социальной педагогики и психологии

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

(БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА)
Тема: «Психологическая профилактика делинквентного поведения подростков»

студента 4 курса группы Б4ПСП2

направление 050400.62 Психолого-педагогическое образование профиль «Психология и социальная педагогика»

Морозова Дмитрия Алексеевича
Научный руководитель:

кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и социальной педагогики и психологии

Ершова Валерия Валерьевна
Рецензент:

кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и социальной педагогики и психологии

Ковалева Елена Александровна


Работа допущена к защите

«____» ___________2015 г.

Дата защиты «____» ________ 2015 г.

Зав. кафедрой общей и социальной педагогики и психологии

_______доцент Е.В. Шельпова


Оценка «________________»

г. Железноводск, 2015г.
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..……...3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ………………………………………………………………………………………...8

    1. . Понятие делинквентного поведения в психолого-педагогической литературе……………………………………………………………..……………..8

    2. . Особенности делинквентного поведения подростков ……………...………16

    3. . Специфика профилактики делинквентного поведения в подростковом возрасте…………………………………………..………………………………….24


ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ………………...........34

2.1. Организация и методы исследования делинквентного поведения подростков ………………………………………………………………………….34

2.2. Экспериментальная программа по профилактике делинквентного поведения подростков ……………………………………………………………..42

2.3. Анализ и интерпретация результатов…………………………………...……48

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………...……………………………....59

ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………..61

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………...…………………………………………67

ВВЕДЕНИЕ
Профилактика делинквентного поведения подростков и приведение его в соответствие с требованиями социальных систем и институтов всегда была в центре внимания государства, исследователей, психологов. За последнее время значительно изменились показатели отклоняющегося поведения подростков и юношей. Изучение официальной информации на базах средних школ показало, что в России в несколько раз увеличилось число подростково-молодежных объединений криминогенной направленности; влияние таких групп на подростков и юношей в период их обучения в средней школе значительно возросло; расширились круг объектов посягательства, время и характер совершения преступлений и правонарушений.

Практика показывает, что более всего поддаются различным психолого-педагогическим и психокоррекционным влияниям юноши в возрасте 14-17 лет. Умение своевременно диагностировать делинквентные отклонения у подростков, прогнозировать возможные правонарушения и комплексом различных, в том числе психопрофилактических мер предупреждать их становится одной из важнейших задач школьных психологов.

Вопросы, касающиеся изучения социальных отклонений и их профилактики, разрабатывались отечественными учеными. Так, B.C. Афанасьев, Я.И. Гилинский, С.Н. Гридин, Л.А. Запорожец, И.В. Маточкин, В.Т. Павлов, А.А.Реан, В.В. Шпалинский, Е.В. Шипилов изучали общие проблемы социальных отклонений; С.В. Вицин, И.И. Карпец, В.В. Орехов, Э.Э. Раска, Л.И. Спиридонов, А.В. Шахматов интерпретировали в своих работах преступность как социальное явление; заслуга Л В. Кондратюка, П.П. Лебедева, В.А. Номоконова, Д.А. Шестакова в том, что они в той или иной мере сформулировали идею о том, что социальные противоречия любого общества составляют сущность преступности; вопросы общетеоретического характера профилактики преступлений разрабатывали Ю.Д. Блувштейн, Л.А. Волошина, В.К. Звирбуль, М.И. Зырин, И.И. Карпец, В.В. Клочков, В.Н. Кудрявцев, Н.Ф. Кузнецова, Г.М. Миньковский, В.В. Орехов, И.П. Портков, Д.В. Ривман, В.В. Романов, В.П. Сальников, А.Б. Сахаров, B.C. Устинов, Д.А. Шестаков, а меры индивидуального предупреждения преступлений - А.П. Закалюк, В.В. Лунев, Г.С. Саркисов, О.В. Филимонов, А.Н. Яковлев; вопросам профилактики преступлений несовершеннолетних уделяли внимание такие ученые, как P.M. Булатов, В.Н. Бурлаков, Н.И. Ветров, И.В. Волгарева, К.К. Горяинов, А.И. Долгова, Г.И. Забренский, К.Е. Игошев, В.В. Понкратов, В.Ф. Пирожков, Л.М. Прозументов, И.Г. Скурту, Г. Г. Федорова, А. В. Шеслер.

Анализ развития общественно-правовой мысли свидетельствует о том, что проблема баланса норм и их нарушений существует с давних времен. Как только появляются нормы, так сразу появляются причины, порождающие их нарушения. Те или иные нормы несут в себе некую готовность к самоограничению, предполагают потенциальный «общественный альтруизм» и готовность к санкциям за альтернативное их толкование.

Актуальность и возросшее значение рассматриваемой проблемы обусловливается недостаточной психологической и педагогической культурой педагогов, родителей и ряда категорий специалистов, их неподготовленностью к профилактической работе с трудными подростками.

Следовательно, возникает и теоретическая, и практическая необходи-мость проведения психологического исследования, посвященного изучению процессов профилактики делинквентного поведения подростков.

Исходя из актуальности проблемы исследования, ее недостаточной разработанности, теоретической и практической значимости была определена тема исследования, сформулированы ее цель, задачи, обоснованы объект и предмет.

Цель исследования – изучить особенности профилактики делинквентного поведения подростков.

Объект исследования - делинквентное поведение детей подросткового возраста.

Предмет исследования - профилактика делинквентного поведения детей подросткового возраста.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, профилактика делинквентного поведения, должна проводиться по следующим направлениям:

1. Воздействие на когнитивные процессы личности с целью по-вышения ее способности к принятию конструктивных решений.

2. Организация деятельности, альтернативной делинквентному поведению.

3. Активное социальное обучение социально-важным навыкам.

4. Организация здорового образа жизни.

5. Активизация личностных ресурсов.

Задачи исследования:

1. Изучить и провести анализ научной, научно-практической, периодической, научно-методической литературы по данной проблеме.

2. Выявить критерии оценки склонности к делинквентному по-ведению.

3. Осуществить подбор специальных методик, направленных на изучение склонности к делинквентному поведению подростков.

4. Выявить подростков склонных к делинквентному поведению.

5. Разработать и апробировать программу профилактики делинквентного поведения подростков.

В соответствии с целью, задачами, объектом и предметом нашего исследования, мы использовали следующие методы: теоретический анализ специальной литературы, и медико-психолого-педагогической документации; методы систематизации полученной информации; словесные методы; эксперимент; наблюдение.

Методологической основой исследования служат концептуальные положения психологической, акмеологической и педагогической науки о факторах формирования и развития личности; социально-экономических и политических первопричинах негативных явлений и их влиянии на формирование личностных качеств человека.

Теоретическая основа исследования представлена трудами отечественных и зарубежных ученых по криминологии и уголовному праву, социологии, психологии и другим наукам гуманитарного профиля, имеющим значение для решения круга анализируемых проблем. В частности, работами Г.А. Аванесова, А.И. Алексеева, Ю.М. Антоняна, М.М. Бабаева, С.В. Бородина, Н.И. Ветрова, П.А. Герцензона, Я.И. Гилинского, А.Э. Жалинского, А.И. Долговой, В.Д. Ермакова, Г.И. Забрянского, К.Е. Игошева, И.И. Карпеца, А.А. Конева, В.И. Кудрявцева, П.Ф. Кузнецовой, Н.И. Кулагина, В.А. Лелекова, В.В. Лунеева, В.В, Мальцева, Э.Б. Мельниковой, Г.М. Миньковского, В.В. Панкратова, М.Л. Прохоровой, В.Я. Рыбальской, Е.Н. Савенковой, А.П. Резвана, С.Л. Сибирякова, Г.Ф. Хохрякова, Д.А. Шестакова, A.M. Яковлева и других авторов.

Надежность и достоверность результатов исследования обеспечива-лась исходными методологическими принципами, теоретической обоснованностью, разнообразием и надежностью использованных методов, репрезентативностью выборки, математической обработкой полученных данных с использованием пакета компьютерных программ статистического анализа.

Этапы исследования:

Исследование проводилось в несколько этапов:

1. Поисково-теоретический - осуществлялось теоретическое изучение проблемы делинквентного поведения подростков, обосновывалась актуальность избранной проблемы. Разрабатывалась общая концепция исследования, определялись цель, объект, предмет, гипотеза, задачи исследования и основные этапы опытно-экспериментальной работы, общая методология, теоретическая основа и конкретные методы каждого из этапов.

2. Экспериментальный – на этом этапе происходил подбор методик, направленных на изучение делинквентного поведения подростков. Осуществлялась диагностика делинквентного поведения подростков. Производился анализ экспериментальной документации. Разрабатывались параметры профилактической программы, оценивалась её эффективность.

3. Обобщающий – проводился анализ и систематизация результатов экспериментальной работы, обобщались полученные данные.

Научная новизна и теоретическая значимость заключаются в том, что:

1. Уточнено понятие «делинквентное поведение». Показано, что делин-квентность проявляется не столько в конкретном отклонении, противоправном действии, сколько в потенциальной готовности индивида к его совершению, т.е. в определенного рода предрасположенности к отклоняющемуся поведению.

2. Обоснованы психолого-педагогические особенности делинквентного поведения детей подросткового возраста.

3. Разработана и апробирована психолого-педагогическая профилактическая и коррекционная программа для работы с детьми подросткового возраста, склонными к делинквентному поведению. Описаны ее цели, задачи, объект и субъект; обосновано использование методического инструментария, форм и средств; раскрыты методы, приемы и направления в деятельности психологов и педагогов.

Практическая значимость исследования заключается в том, что оно предназначено для различных категорий специалистов по работе с молодежью и может быть использовано для эффективной диагностики и профилактики делинквентного поведения подростков. В исследовании раскрыты содержание, организация и методика превентивной деятельности специалистов с подростками «группы риска».

Экспериментальной базой исследования явилась: МКОУ лицей № 2 города-курорта Железноводска Ставропольского края.

Объем и структура дипломной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
1.1 Понятие делинквентного поведения в психолого-педагогической литературе
Под поведением Клейберг Ю.А. понимает процесс взаимодействия личности со средой, опосредованный индивидуальными особенностями и внутренней активностью личности, имеющий форму преимущественно внешних действий и поступков [22].

Одним из наиболее существенных свойств человеческого поведения является то, что оно социально по своей сути – оно формируется и реализуется в обществе. Другой важной особенностью поведения человека является его тесная связь с речевой регуляцией и целеполаганием. В целом поведение личности отражает процесс ее социализации – интеграции в социум. Социализация, в свою очередь, предполагает адаптацию к социальной среде с учетом индивидуальных особенностей.

При этом под нормальным поведением, Зейгарник Б.В. понимает нормативно-одобряемое поведение, не связанное с болезненным расстройством, к тому же характерное для большинства людей [19].

Оценка любого поведения всегда подразумевает его сравнение с какой-то нормой, проблемное поведение часто называют девиантным, отклоняющимся.

Змановская Е.В. дает следующее определение девиантного поведения: это система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы (психическое здоровье, права, культура, мораль) [20].

В учебном пособии Змановской Е.В., представлена следующая классификация девиантного поведения:

1) Делинквентное поведение (отклоняющееся поведение с отчетливой антиобщественной направленностью, приобретающее, в крайних своих проявлениях, уголовно наказуемый характер);

2) Аддиктивное поведение (отклоняющееся поведение со стремлением к уходу от реальности посредством приема психоактивных веществ, либо чрезмерной фиксацией на определенных видах деятельности);

3) Патохарактерологическое поведение (отклоняющееся поведение, обусловленное патологическими изменениями характера вследствие дефектов воспитания);

4) Психопатологическое (отклоняющееся поведение, обусловленное психическими расстройствами);

5) Поведение на базе гиперспособностей (отклоняющееся поведение, сопровождающееся девиациями в обыденной жизни, при особой одаренности и даже гениальности в других сферах деятельности) [20].

Таким образом, делинквентное поведение является одним из видов девиантного поведения.

Проблема делинквентного (противоправного, антиобщественного) поведения, является центральной для исследования большинства наук, поскольку общественный порядок играет важную роль в развитии как государства в целом, так и каждого гражданина в отдельности.

В отношении противоправного поведения используются различные подходы и понятийный аппарат. В психологической литературе его чаще всего обозначают как делинквентное поведение. Понятие происходит от латинского delinquens – «проступок, провинность». Под этим термином понимается противоправное поведение личности – действия конкретной личности, отклоняющиеся от установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожающие благополучию других людей или социальному порядку и уголовно наказуемые в крайних своих проявлениях. Личность, проявляющая противозаконное поведение, квалифицируется как делинквентная личность (делинквент), а сами действия – деликтами.

К делинквентному поведению Шнейдер Л.Б. относит правонарушения, наказуемые административным правом и, как правило, не наказуемые с точки зрения Уголовного кодекса РФ:

- мелкое хулиганство,

- незначительное хищение продуктов в магазине со стороны покупателя (хищение продавца считается должностным преступлением),

- мелкое воровство в транспорте или на рынке,

- драки без нанесения тяжких телесных повреждений,

- обман (обсчет) покупателя продавцом,

- обман налогового инспектора,

- опоздание на работу,

- переход улицы или курение в неположенном месте и др.[60]

Таким образом, любое поведение, которое не одобряется общественным мнением, называется девиантным, а поведение, которое не одобряется законом, – делинквентным.

Неодобрение еще не означает наказания. Уголовное наказание очерчивает границу между делинквентным и преступным поведением. Подростки, стоящие на учете в комнате милиции, – делинквенты, но не преступники. Таковыми они становятся, попав по решению суда в места заключения.

Криминальное поведение является утрированной формой делинквентного поведения вообще. В целом делинквентное поведение непосредственно направленно против существующих норм государственной жизни, четко выраженных в правилах (законах) общества.

Многообразие общественных правил порождает большое количество подвидов противоправного поведения. Проблема классификации различных форм делинквентного поведения носит междисциплинарный характер.

В социально-правовом подходе широко используется деление противоправных действий на насильственные и ненасильственные (или корыстные).

В рамках клинических исследований представляет интерес комплексная систематика правонарушений В.В. Ковалева, построенная по нескольким осям. На социально-психологической оси – антидисциплинарное, антиобщественное, противоправное; на клинико-психопатологической –непатологические и патологические формы; на личностно-динамической –реакции, развитие, состояние. А.Г. Амбрумова и Л.Я. Жезлова предложили социально-психологическую шкалу правонарушений: антидисциплинарное, антисоциальное, делинквентное – преступное и аутоагрессивное поведение (следует отметить, что данные авторы к делинквентному относят только преступное поведение) [24].

Делинквентное поведение как форма девиантного поведения личности, согласно исследованиям Змановской Е.В. имеет ряд особенностей.

Во-первых, это один из наименее определенных видов отклоняющегося поведения личности. Например, круг деяний, признаваемых преступными, различен для разных государств, в разное время. Сами законы неоднозначны, и в силу их несовершенства большая часть взрослого населения может быть подведена под категорию «преступников», например, по таким статьям, как уклонение от уплаты налогов или причинение кому-либо физической боли. Аналогично этому, все знают, что лгать нельзя. Но человек, говорящий правду всегда и везде, невзирая на обстоятельства, будет выглядеть более неадекватным, чем тот, кто лжет уместно.

Во-вторых, делинквентное поведение регулируется преимущественно правовыми нормами - законами, нормативными актами, дисциплинарными правилами.

В-третьих, противоправное поведение признается одной из наиболее опасных форм девиаций, поскольку угрожает самим основам социального устройства - общественному порядку.

В-четвертых, такое поведение личности активно осуждался и наказывается в любом обществе. Основной функцией любого государства является создание законов и осуществление контроля за их исполнением, поэтому в отличие от иных видов девиаций, делинквентное поведение регулируется специальными социальными институтами: судами, следственными органами, местами лишения свободы.

Наконец, в-пятых, важно то, что противоправное поведение по своей сути означает наличие конфликта между личностью и обществом – между индивидуальными стремлениями и общественными интересами [20].

При рассмотрении детерминации противоправных действий обычно говорят о совокупности внешних условий и внутренних причин, вызывающих подобное поведение. Безусловно, в каждом конкретном случае имеет место уникальное сочетание факторов, тем не менее, можно определить некоторые общие тенденции в формировании делинквентного поведения.

Социальные условия играют определенную роль в происхождении противоправного поведения. К ним, прежде всего, относятся многоуровневые общественные процессы. Это, например, слабость власти и несовершенство законодательства, социальные катаклизмы и низкий уровень жизни.

Согласно Р. Мертону, некоторые люди не могут отказаться от делинквентного поведения, потому что в нынешнем обществе потребления подавляющее большинство любой ценой стремится к доходу, потреблению и успеху. Людям, так или иначе «отодвинутым в сторону» от общественных благ, трудно достичь желанных целей легальным путем [30, с. 299-313].

Социальной причиной антиобщественного поведения конкретной личности также может быть склонность общества навешивать ярлыки. В ряде случаев устойчивое антиобщественное поведение формируется по принципу порочного круга: первичное, случайно совершенное преступление – наказание – опыт насильственных отношений (максимально представленный в местах заключения) – последующие трудности социальной адаптации вследствие ярлыка «преступника» – накопление социально-экономических трудностей и вторичная делинквентность – более тяжкое преступление» и т.д.

Таким образом, общество само, как это ни парадоксально, посредством неоправданных действий и чересчур серьезных наказаний воспитывает преступников, от которых хотелось бы избавиться. Государство, провозглашая борьбу с насилием, само его использует (нередко еще в большем количестве) по отношению к провинившемуся. Сегодня 86 стран мира имеют в законодательстве статью о смертной казни. В целом людям навязывается насильственный стереотип взаимоотношений. Представители власти преследуют делинквентных личностей, демонстрируя им свою силу так, как те поступали по отношению к своим жертвам. Возникает порочный круг, двигаясь по которому, делинквентные личности наносят вред себе и окружающим.

Существенную роль в происхождении делинквентного поведения играет микросоциальная ситуация. Айхорн А. выделяет следующие микросоциальные факторы, вызывающие делинквентность:

- фрустрация детской потребности в нежной заботе и привязанности со стороны родителей (например, чрезвычайно суровый отец или недостаточно заботливая мать), что в свою очередь вызывает ранние травматические переживания ребенка;

- физическая или психологическая жестокость, или культ силы в семье (например, чрезмерное или постоянное применение наказаний);

- недостаточное влияние отца (например, при его отсутствии), затрудняющее нормальное развитие морального сознания;

- острая травма (болезнь, смерть родителя, насилие, развод) с фиксацией на травматических обстоятельствах;

- потворствование ребенку в выполнении его желаний; недостаточная требовательность родителей, их неспособность выдвигать последовательно возрастающие требования или добиваться их выполнения;

- чрезмерная стимуляция ребенка - слишком интенсивные любовные ранние отношения к родителям, братьям и сестрам;

- несогласованность требований к ребенку со стороны родителей, вследствие чего у ребенка не возникает четкого понимания норм поведения;

- смена родителей (опекунов);

- хронически выраженные конфликты между родителями (особенно опасна ситуация, когда жестокий отец избивает мать);

- нежелательные личностные особенности родителей (например, сочетание нетребовательного отца и потворствующей матери);

- усвоение ребенком через научение в семье или в группе делинквентных ценностей (явных или скрытых) [3].

Как правило, на первых порах, переживая фрустрацию, ребенок испытывает боль, которая при отсутствии понимания и смягчения переходит в разочарование и злость. Агрессия привлекает внимание родителей, что само по себе важно для ребенка. Кроме того, используя агрессию, ребенок нередко добивается своих целей, управляя окружающими. Постепенно агрессия и нарушение правил начинают систематически использоваться как способы получения желаемого результата. Делинквентное поведение закрепляется.

Индивидуальные детерминанты противоправного поведения представляют особый интерес для психологического анализа.

В свою очередь, индивидуальные особенности существенно определяются половыми различиями. Например, согласно данным приводимым Кудрявцевым В.Н. противоправное поведение более характерно для мужского пола. Несмотря на рост женской преступности, ее относительные показатели значительно ниже мужских, например женские преступления в России в 1998г. составили 15 % от общего числа зарегистрированных случаев [25].

Как очевидно, что об антисоциальном поведении (в отличие, например, от агрессивного) имеет смысл говорить лишь по достижению определенного возраста, на наш взгляд, не ранее 6-8 лет.

Как правило, маленький ребенок не может достаточно осознавать свое поведение, контролировать его и соотносить с социальными нормами. Только в школе ребенок впервые и по-настоящему сталкивается с принципиальными социальными требованиями, и только начиная со школьного возраста от ребенка, ожидается строгое следование основным правилам поведения.

Имеют место и «качественные» особенности проявления делинквентного поведения в различном возрасте. Нарушения социального поведения на ранних этапах онтогенеза, вероятно, представляют собой проблемы психического развития ребенка или невротические реакции, носящие преходящий характер. Например, воровство ребенка пяти лет может быть связано с гиперактивностью, невротической потребностью во внимании и любви, реакцией на утрату близкого человека, задержкой в интеллектуальном развитии, невозможностью получить необходимые питание и вещи.

С момента поступления в школу ситуация принципиально изменяется – начинается этап интенсивной социализации личности в условиях возросших психических возможностей ребенка. С этого времени определенные действия ребенка действительно можно рассматривать как приближенные к противоправным. В младшей школьном возрасте (6 - 11 лет) делинквентное поведение может проявляться в следующих формах: мелкое хулиганство, нарушение школьных правил и дисциплины, прогулы уроков, побеги из дома, лживость и воровство[25].

Следует отметить, что социально-экономический кризис в России способствовал росту делинквентного поведения, в том числе и в детской возрастной группе. Обнищание части населения, распад институтов общественного воспитания, изменение общественных установок – все это неизбежно приводит к тому, что асоциальный ребенок беспризорного вида становится привычным героем городских улиц. Уличное хулиганство младших школьников (кражи, аферы возле телефонных автоматов, вымогательство) сочетается с бродяжничеством, употреблением наркотических веществ и алкоголя. Очевидно, что в подобных случаях детское девиантное поведение закономерно переходит в делинквентное поведение в подростковом и взрослом возрасте.

Противоправные действия в подростковом возрасте (12-17 лет) являются еще более осознанными и произвольными. Наряду с «привычными» для данного возраста нарушениями, такими, как кражи и хулиганство – у мальчиков, кражи и проституция – у девочек, приобрели широкое распространение новые их формы – торговля наркотиками и оружием, рэкет, сутенерство, мошенничество, нападение на бизнесменов и иностранцев. По статистик большая часть преступлений, совершенных подростками, – групповые. В группе снижается страх наказания, резко усиливаются агрессия и жестокость, снижается критичность к происходящему и к себе. Наиболее показательным примером группового противоправного поведения является «разгул» болельщиков после футбольного матча, среди которых молодые люди составляют большинство.

Таким образом, делинквентное поведение – это действия конкретной личности, отклоняющиеся от установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожающие благополучию других людей или социальному порядку и уголовно наказуемые в крайних своих проявлениях. Личность, проявляющая противозаконное поведение, квалифицируется как делинквентная личность (делинквент), а сами действия – деликтами. Противоправные действия в подростковом возрасте (12-17 лет) являются более осознанными и произвольными, чем в дошкольном и младшем школьном возрастах.
  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

«Психологическая профилактика делинквентного поведения подростков» icon«Психологическая профилактика девиантного поведения в ранней юности»
Охватывает в целом возраст от 11 -12 до 23-25 лет и делится на три этапа [41]

«Психологическая профилактика делинквентного поведения подростков» iconПрофилактика суицидального поведения обучающихся
Профилактика суицидального поведения обучающихся. Методические рекомендации. Уфа: нимц, 2016. 126с

«Психологическая профилактика делинквентного поведения подростков» iconПрофилактика суицидального поведения обучающихся
Профилактика суицидального поведения обучающихся. Методические рекомендации. Уфа: нимц, 2016. 126с

«Психологическая профилактика делинквентного поведения подростков» iconГосударственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного...
П 11 Профилактика саморазрушающего поведения обучающихся: методические рекомендации / авт сост. С. А. Кузикова, Е. В. Куренная. –...

«Психологическая профилактика делинквентного поведения подростков» iconГосударственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного...
П 11 Профилактика саморазрушающего поведения обучающихся: методические рекомендации / авт сост. С. А. Кузикова, Е. В. Куренная. –...

«Психологическая профилактика делинквентного поведения подростков» iconМетодические рекомендации Профилактика суицидального поведения детей...
Авторы-составители: старший методист фкпиппо забкипкро е. П. Черепанова, старший методист фпк роу и ссв в. И. Шадрина, директор гоу...

«Психологическая профилактика делинквентного поведения подростков» iconАнкета по выявлению трудновоспитуемых подростков
Организация работы по профилактике аддиктивного поведения подростков в профессиональном лицее №32

«Психологическая профилактика делинквентного поведения подростков» iconМетодическое обеспечение профилактики суицидального поведения детей...
В методическом пособии рассматриваются основные понятия, классификация, причины, возрастные особенности, симптоматика суицидального...

«Психологическая профилактика делинквентного поведения подростков» iconМетоды диагностики девиантного поведения детей и подростков
Тест rafft (Relax, Alone, Friends, Family, Trouble) для быстрой диагностики алкоголизма и наркомании у подростков

«Психологическая профилактика делинквентного поведения подростков» iconМетодические рекомендации Уфа- 2016 Профилактика суицидального поведения...
Профилактика суицидального поведения обучающихся. Методические рекомендации. Уфа: нимц, 2016. 126с

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск