Культурно-социальный комплекс «Дворец Труда и Согласия» Центр по организации методической работы с инвалидами новые практики в работе с семьей


НазваниеКультурно-социальный комплекс «Дворец Труда и Согласия» Центр по организации методической работы с инвалидами новые практики в работе с семьей
страница1/5
ТипДокументы
filling-form.ru > Туризм > Документы
  1   2   3   4   5
Министерство культуры Красноярского края

Краевое государственное автономное учреждение культуры

культурно-социальный комплекс «Дворец Труда и Согласия»

Центр по организации методической работы с инвалидами

НОВЫЕ ПРАКТИКИ В РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ,

ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА

г. Красноярск

2016 год

Новые практики в работе с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида. Методическое пособие. г. Красноярск, КГАУК КСК «Дворец Труда и Согласия», 2016 – 34 с
Данное методическое пособие представляет собой обзор опыта, технологий, практик работы, общения с детьми-инвалидами и их семьями, осуществляемый представителями различных профессий и сфер деятельности.

Мы постарались показать диапазон различных видов деятельности, в которых дети-инвалиды становятся не просто успешными исполнителями, а происходит ценностная переориентация жизненных устремлений ребенка-инвалида и членов его семьи. Формируется активная жизненная позиция, которая в будущем обеспечит ребенку успешную интеграцию в современную жизнь. Закомплексованность, неуверенность, иждивенчество, агрессия, нежелание что-либо делать уступают место заинтересованности, потребности в участии, желанию победить.

Составитель и ответственная за выпуск

Директор Центра по организации методической

работы с инвалидами КГАУК КСК «Дворец

Труда и Согласия»

Вичулене Екатерина Викторовна

8(391)229-93-67 моб. 8-908-019-23-82

Проблема детской инвалидности получает свое решение на всех уровнях власти: федеральной, региональной, муниципальной. Подтверждением этого являются и серьезнейшие поправки к законам в направлении решения прав и возможностей детей-инвалидов и реализация комплексных федеральных программ, обеспечивающих создание условий для комфортного проживания семьи с ребенком-инвалидом. А самое главное – это изменение собственного сознания по отношению к этой социальной группе общества. Конечно, еще очень много надо сделать для того, чтобы каждая семья с ребенком-инвалидом действительно почувствовала улучшение качества жизни. Пока остается много проблем, но они решаемы! И их решение во многом зависит от вас, уважаемые коллеги и родители, от ваших знаний и вашей активности.

В данном сборнике предлагается разнообразный опыт включения ребенка-инвалида и его семьи в жизнь.

ЧТО ТАКОЕ «ХОРОШО», ЧТО ТАКОЕ «ПЛОХО»?
« Моему ребенку исполняется три года, ни в какие сады его не берут (ДЦП, ретинопатия, лежачий), что я должна сделать, чтобы оформить компенсацию за непосещение детского сада от 3 до 5 лет, а в это время самой проводить обучение ребенка и в дальнейшем проходить где-то тестирование? Нигде, где я обращалась, не могут сказать ничего конкретного о социализации моего ребенка, отвечают – сидите дома, ни на что не надейтесь. С уважением, Ирина, г. Москва».

«Вас приветствует Игорь из Самары. Дочка наша Света – инвалид детства, имеет врожденные пороки развития ( недоразвитие пальцев рук, ног, расщелину губы расщелины мягкого, верхнего неба). Свете 6,5 лет, ежегодно проходим ВТЭК и чиновники в 2014 и 2015 году при прохождении ВТЭК грозятся снять инвалидность, так как ребенок якобы может себя обслуживать самостоятельно согласно проводимым тестам на комиссии ВТЭК. Скажите, как нам действовать, чтобы инвалидность не сняли, так как впереди у ребенка школа, умственные и физические нагрузки, а Света имеет особенности в произношении из-за расщелины, и сама не может застегивать пуговицы, завязывать шнурки и т.д. из-за недоразвитых пальчиков. С уважением Игорь, Татьяна, Светлана».

Вот такие письма приходят в Центр «развитие и коррекция» ежедневно и не по одному. Вывод простой – родители не знают, что делать!

Вот в этом методическом материале мы попробуем сориентировать родителей на то, как можно и нужно решать проблемы ребенка.

Развитие ребенка в семье во многом определяется свойствами и качествами личности его родителей, особенностями родительского поведения. С рождением ребенка каждый член семьи приобретает опыт родительских отношений, формирует свою модель родительского поведения. Различные (внешние и внутренние) факторы оказывают влияние на эти процессы. Появление в семье ребенка-инвалида приводит к наиболее выраженным изменениям в сложившихся внутрисемейных отношениях, деформируют их, отягощает и усложняет. Нездоровье ребенка воспринимается как тяжелая жизненная ситуация, травмирующая и изменяющая каждого члена семьи. Дальнейшая жизнь в этих изменяющихся обстоятельствах может складываться по-разному. Ни для кого не секрет, что добрые доверительные отношения ребенка и его родителей позволяют облегчить решение возникающих проблем и, напротив, напряженный эмоциональный фон семейных отношений может тормозить этот процесс. Многое зависит от индивидуального склада каждого из членов семьи, личного жизненного опыта и способностей. Такой способностью, позволяющей эффективно решать задачи и проблемы, возникающие в различных жизненных ситуациях, является компетентность. Эта способность позволяет человеку организовывать свою жизнедеятельность с опорой на собственный опыт, знания и индивидуальность, оценивать её, поддерживать и совершенствовать собственную социальную активность. Объединяя разум, чувства и действия, т.е. проявляя компетентность, родители способны изменять тяжелые обстоятельства личной жизни и создавать необходимые условия для полноценной жизни своего ребенка. Специалисты определяют компетентного родителя, как устанавливающего с ребенком доверительный контакт, научившегося чувствовать его состояние, понимающего и умеющего точно определить необходимые для ребенка действия, уверенного в себе и в своих действиях. Важнейшими составляющими родительской компетентности являются:

- возможность справляться со значимыми и критическими жизненными ситуациями (умение видеть реальную ситуацию и предпринимать действия для того, чтобы её изменить – ставить цели, принимать решения, отвечать за свои поступки, проявлять инициативу м многое другое), делать прогнозы на будущее;

- возможность поддерживать и развивать контакты в социальном и личностном взаимодействии, социальная информированность и активность ( знание нормативно-правовой базы, обеспечивающей права ребенка и семьи; осведомленность об инфраструктуре государственной и негосударственной поддержки и помощи особым детям, осознание своей гражданской роли; готовность к активности и самореализации вне семейного контекста);

- адекватное представление о самом себе, своих возможностях и способностях ( не испытывать вины за то, что Вы «плохой» родитель, не переносить это чувство страха и вины на своего ребенка);

- умение адекватно оценивать состояние ребенка, замечать в нем малейшие изменения, учитывать особенности в его реакциях, внешнем виде, настроении, поведении, возможность подстраиваться под актуальный уровень развития ребенка, влиять на его интересы, обеспечивая развитие и социализацию;

- непрерывное самообразование ( приобретение новых знаний и опыта в течение всей жизни, их адаптация к различным жизненным условиям, что позволяет меняться самому и изменять ситуацию в более благоприятную сторону);

- выбор тех моделей поведения, которые соответствуют индивидуальности и требованиям социальной ситуации ( способность к активному и открытому общению, позитивный характер взаимодействия, гибкое реагирование на различные коммуникативные ситуации; способность к сотрудничеству, умение изменять свое поведение в зависимости от социальных ситуаций, поведения ребенка).

Родительская компетентность складывается под влиянием всего социального окружения семьи и зависит от опыта, привычек и характера каждого члена семьи. Раннее выявление проблемы ребенка, положительная мотивация родителей к активному участию в развитии и социализации ребенка также способствует её своевременному формированию. Родительская компетентность формируется и, одновременно, проявляется в различных видах деятельности с ребенком, специалистами, социальными структурами. Выбирая способы взаимодействия с ребенком, формируя его адаптивное поведение, родители организуют деятельность, которая соответствует их потребностям и возможностям. Деятельное общение со специалистами объединяет семью и профессиональное сообщество вокруг решения проблемы ребенка, дает знания и опыт. Взаимодействие с различными социальными структурами расширяет границы возможностей семьи, стимулирует активность, обеспечивает социальную и личностную информированность родителей. И только в деятельности любая информация становится опытом.

И еще об одном помощнике – интернете. Там можно пообщаться с такими же родителями, найти нужные книги и подобрать пособия. Главное – хотеть и верить!

Ниже мы приводим несколько тезисов. Взявшие их на вооружение родители резко изменят ситуацию к лучшему. Уже через 1 месяц будут заметны сдвиги. Только не отклоняйтесь от выбранной линии.

Отношение к ребенку и его проблемам.

Все мы хорошо знаем, как легко давать советы и как трудно их выполнять. Приведенные ниже «правила» ( это наше условное название) – результат многолетней, очень трудной работы с родителями, чьи замечательные дети уже выросли и успешно живут в нашей сегодняшней жизни. Эти правила, положения – свод тех правил, навыков поведения, которые обеспечивают позитивное отношение семьи к проблемам ребенка! Эта система поведения, которая обеспечит вам социальную включенность в нашу жизнь и будет основой для толерантного отношения к вам соседей, приятелей, сверстников вашего ребенка и всех тех, с кем вы общаетесь!

Диагноз, который поставили ребенку, не повод для изоляции Вашей семьи от мира. Постарайтесь все вместе, сообща, выработать жизненную философию семьи, объединяющую всех её членов и определяющую стратегию активного поведения в отношении лечения, развития и социализации ребенка. И здесь мы еще раз напоминаем об интернете, о сайте http://razvitkor.ru/, на котором вы можете получить консультацию on-line по любым вопросам. А кроме этого, сегодня существует большое количество родительских ассоциаций, которые непосредственно решают различные проблемы. Не бойтесь спрашивать, не стесняйтесь того, что вы не знаете!

Секрет успешного преодоления проблем Вашего ребенка заключается в правильной расстановке задач и приоритетов. Ваш ребенок развивается особым образом и требует особых условий социального проживания. Выбирайте подходящие для него методики развития и коррекции, создавайте комфортные условия их использования, научитесь оценивать их результативность. Если ребенок не может освоить какие-то умения и навыки, значит, вы просто не нашли методику, соответствующую его возможностям. Не бойтесь пробовать, не уставайте искать. Ваш ребенок может и должен быть успешным. Лучше всего проводить занятия утром и вечером, используя для этого разные задания. В конце статьи я дам несколько образцов таких занятий и расписание на неделю.

Занимайтесь с ребенком без напряжения. Продумайте и установите систему разумных требований, организуйте ваше взаимодействие на основе тех видов деятельности, которые интересны ребенку ( или могут его заинтересовать). Создайте доброжелательную и спокойную обстановку на занятиях и помните, что делать это нужно ежедневно!

Активно формируйте интерес ребенка к доступной ему творческой деятельности – рисованию, пению, игре на музыкальных инструментах, танцам и пр. Постоянно поддерживайте этот интерес, сделайте творчество частью жизни Вашего ребенка. Ребенок наверняка научится что-то делать особенно хорошо. Пусть это дело станет его личным ресурсом.

Будьте терпимы к «необычному поведению» своего ребенка. Если поведение ребенка не вписывается в общепринятые стандарты ( он избегает контакта с окружающими, бывает неадекватен, агрессивен – бьется головой, кричит и плачет, дергается), определите границы доступного поведения, научитесь переключать его внимание, имейте всегда какую-то «заколдованную» вещицу, которая поможет переключить (остановить) деструктивное поведение. И не смущайтесь реакции окружающих. Ведите себя достойно. Наоборот, привлекайте их к помощи: «Помогите мне, пожалуйста, подержите сумку…». Будьте внимательны к ребенку, научитесь различать признаки, предвещающие вспышки агрессивного состояния ( например, расширенные глаза или учащенное дыхание, возбужденное поведение) и будьте сами готовы к ним. Обсуждайте с ребенком эти ситуации: не делайте из этого проблему, не создавайте комплексы у себя и у ребенка. Будьте терпимы к странным, на ваш взгляд, вопросам, высказываниям. Старайтесь отвечать на все вопросы, обсуждать высказывания, даже если они кажутся вам несуразными, дикими.

Формируйте позитивное, деятельное отношение ребенка к жизни. Научите преодолевать трудности, начиная с самого простого ( уборка игрушек, питье из чашки, мытье рук) искать и находить в этом источники радости. Создайте нравственные ориентиры, способные стать опорой жизни ребенка в условиях постоянного преодоления ( своего нездоровья, отношения окружающих, бытовых проблем и многого другого). Иными словами, вселяйте в ребенка веру в него самого, а не ощущение безысходности, и что он такой же как все. Вот этого допускать нельзя! Ни при каких условиях.

Общение – великое благо для Вас и основное условие успешной адаптации Вашего ребенка. Активно общайтесь с родственниками, друзьями. Ходите к ним в гости вместе с ребенком, приглашайте к себе, устраивайте совместные поездки на природу, в зоопарк… Создавайте традиции ( например, традиционные семейные праздники, дни рождения и пр.) и старайтесь соблюдать их вместе с друзьями и родными. Поддерживайте дружеские и семейные отношения. В этих отношениях берите на себя активную организующую роль. И опять: используйте скайп, интернет, форумы для родителей. Там могут общаться и дети, и родители.

Используйте любую помощь, ищите помощников в кругу семьи, среди ближайших и дальних родственников, знакомых и друзей, соседей по площадке. Не стесняйтесь просить помощи. И спешите оказать её другому ( по возможности). Это необходимо для вас лично: пойти в магазин, в парикмахерскую, к врачу… Вот для этого тоже нужны группы родительской взаимопомощи. Обращайтесь в местное отделение ВОИ (Всероссийское общество инвалидов) и находите там помощь в решении своих проблем.

Привлекайте к решению проблем и других своих детей. Если в семье имеются еще дети, необходимо открыто обсуждать с ними проблему «сложного» ребенка, привлекать к воспитательному процессу, строить взаимоотношения детей на любви и положительных эмоциях, чтобы проблема одного ребенка не влияла на социальные связи другого. Определите для них дело, за которое они будут отвечать, подчеркивайте важность этого дела для всей семьи.

Распределяйте духовные и материальные ресурсы семьи на всех членов семьи, расходуйте их так, чтобы оставался запас сил и средств на себя и свои потребности. Находите время для отдыха, самообразования и собственных увлечений.

Приобретайте полезные привычки содержать дом в порядке, создавать в нем уют и комфорт. Эти полезные привычки развивают внутреннюю дисциплину в каждом члене семьи, экономят Ваше время и заставляют Ваших родных каждый вечер возвращаться домой с удовольствием.

Учитесь планировать свой день и время. Очень важно научиться распределять свое время, планировать, что и когда Вы будете делать. Для этого полезно завести дневник и отмечать в нем события дня. Для начала определите свои приоритеты, просчитайте свое время ( на что оно уходит). Этот дневник поможет вам определить свои нагрузки, свободные паузы, резерв времени, который вам обязательно понадобится. Желанный результат должен заключаться в таком распределении времени и сил, когда бы начатое дело с наибольшей вероятностью благополучно завершилось. Из своего опыта можем сказать, что накануне следующего дня всегда планируйте, что и во сколько надо будет сделать завтра. А главное – готов ли завтрак ( продукты), обед, полдник и ужин на завтра. Вот тогда и день течет «как по маслу».

Ну а теперь мы даем примерный режим занятий на неделю и несколько конкретных примеров занятий, которые можно использовать дома с разными категориями детей. У большинства из них внимание слабое и непродолжительное; мелкая моторика пальцев рук – слабая; речь – неясная и т.п. Вы можете их использовать по своему усмотрению.
Режим занятий на неделю



Дни недели

Утро

( на каждое занятие

10-15 минут)

Вечер

( на каждое занятие

10-15 минут)


Понедельник

- Развитие речи и знакомство с окружающим миром

- Подвижные игры

- Режимные моменты: моемся, вытираем руки, учимся отрывать туалетную бумагу.

- Рисование под музыку


Вторник

- Лепим и слушаем музыку.

- Игры с предметами быта

- Отрабатываем умения, необходимые в режимных моментах: убрать постель (как это возможно…)



Среда

- Аппликация / конструирование (через неделю).

- Игры в прятки с игрушками (ориентировка в пространстве; движения)

- Режимные моменты: рисование под музыку ( можно героев мультфильмов)



Четверг

-Ознакомление с окружающим миров (соседи, друзья…) и развитие речи.

- Игры с предметами быта

- Учимся складывать одежду.

- Сами одеваемся на прогулку.


Пятница

- Как общаться с соседями

-Двигаемся по комнате, учимся ориентироваться

- Учимся чистить зубы.

- Пробуем играть на детской площадке


Суббота

- Смотрим мультики и рисуем

- Лепим пироги

- Готовимся в гости

- Правила поведения в транспорте


Воскресенье

-Прогулка в зоопарк ( по улице, в церковь).

- Воскресный обед

- Подводим итоги недели. Мой «Лист успеха»

- Награды поощрения.
  1   2   3   4   5

Похожие:

Культурно-социальный комплекс «Дворец Труда и Согласия» Центр по организации методической работы с инвалидами новые практики в работе с семьей iconМетодические рекомендации «Социальная поддержка и реабилитация инвалидов в вопросах и ответах»
Краевое государственное автономное учреждение культуры культурно-социальный комплекс «Дворец Труда и Согласия»

Культурно-социальный комплекс «Дворец Труда и Согласия» Центр по организации методической работы с инвалидами новые практики в работе с семьей iconМетодические материалы г. Красноярск 2013год Министерство культуры...
Социальная поддержка и реабилитация инвалидов в вопросах и ответах. Методические материалы. Выпуск №2

Культурно-социальный комплекс «Дворец Труда и Согласия» Центр по организации методической работы с инвалидами новые практики в работе с семьей iconМетодические рекомендации по разработке и применению системы нормирования...
Создание условий, необходимых для внедрения рациональных организационных, технологических и трудовых процессов, улучшения организации...

Культурно-социальный комплекс «Дворец Труда и Согласия» Центр по организации методической работы с инвалидами новые практики в работе с семьей iconМетодические рекомендации по разработке и применению системы нормирования...
Создание условий, необходимых для внедрения рациональных организационных, технологических и трудовых процессов, улучшения организации...

Культурно-социальный комплекс «Дворец Труда и Согласия» Центр по организации методической работы с инвалидами новые практики в работе с семьей iconПрограмма семинара
Представитель фгуп гнивц фнс россии (Центр организации и координации учебно-методической работы)

Культурно-социальный комплекс «Дворец Труда и Согласия» Центр по организации методической работы с инвалидами новые практики в работе с семьей icon«Сохраним семью детям». Системный подход в работе с семьёй, попавшей...
Государственное бюджетное учреждение «Областной центр социальной помощи семье и детям «Журавушка»

Культурно-социальный комплекс «Дворец Труда и Согласия» Центр по организации методической работы с инвалидами новые практики в работе с семьей iconФорма представления сведений об установлении единовременной премии...
Нпр по итогам квартала 201 года за использование инновационных методов в учебной работе, качество и результативность учебно-методической...

Культурно-социальный комплекс «Дворец Труда и Согласия» Центр по организации методической работы с инвалидами новые практики в работе с семьей iconМетодические рекомендации по подготовке отчётов о работе учреждений...
Краевое автономное учреждение «алтайский государственный дом народного творчества» (кау агднт)

Культурно-социальный комплекс «Дворец Труда и Согласия» Центр по организации методической работы с инвалидами новые практики в работе с семьей iconАнализ работы методической работы школы за 2013-2014учебный год
...

Культурно-социальный комплекс «Дворец Труда и Согласия» Центр по организации методической работы с инвалидами новые практики в работе с семьей iconПорядок привлечения к сверхурочной работе
По общему правилу работника можно привлечь к сверхурочной работе только с его письменного согласия и с учетом мнения выборного органа...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск