Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4»
городского округа Первоуральск
Утверждена
приказом № 486 -од от 02.06.2011
Основная общеобразовательная программа ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Муниципального автономного общеобразовательного
учреждения "Средняя общеобразовательная школа № 4"
(с дополнениями от 10.06.2015, приказ № 424/1-од от 10.06.2015)
Первоуральск, 2011
Основная общеобразовательная программа – образовательная программа среднего общего образования МАОУ СОШ № 4
В соответствии со ст. 12,13,28 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» организации, осуществляющие образовательную деятельность, разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом примерных основных образовательных программ. Основная общеобразовательная программа – образовательная программа среднего общего образования МАОУ СОШ № 4 – локальный нормативный документ, определяющий комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий реализации образовательного процесса в 10-11 классах. Программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта (в редакции 2004 года с изменениями).
СОДЕРЖАНИЕ:
СОДЕРЖАНИЕ:
РАЗДЕЛ I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
| 1.1.
| Паспорт основной общеобразовательной программы – образовательной программы среднего общего образования
| 4-6
| 1.2.
| Нормативно-правовая база и общие положения основной общеобразовательной программы – образовательной программы среднего общего образования
| 7-11
| 1.3.
| Моделирование образовательной деятельности. Модельные характеристики выпускника средней школы
| 12-18
| 1.4.
| Требования к уровню подготовки выпускников в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта (базовый уровень)
| 18-35
| РАЗДЕЛ II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
| 2.1.
| Цели Программы
| 36-37
| 2.2
| Адресность Программы
| 37-38
| 2.3
| Обязательный минимум содержания основных образовательных программ среднего общего образования в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта (базовый уровень)
| 38-69
| 2.4.
| Учебный план 10-11 классов
| 69-73
| 2.5.
| Календарный учебный график.
| 74
| 2.6.
| Программно-методическое обеспечение Программы
| 75-77
| РАЗДЕЛ III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
| 3.1.
| Педагогические технологии, применяемые в ходе реализации Программы.
| 78-81
| 3.2.
| Требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы – образовательной программы среднего общего образования.
| 81-86
| 3.3.
| Управление реализацией основной общеобразовательной программы – образовательной программы среднего общего образования.
| 86-88
| 3.4.
| Оценка эффективности воспитательного процесса
| 88-90
| 3.5.
| Мониторинг выполнения основной общеобразовательной программы – образовательной программы основного общего образования.
| 90-92
|
РАЗДЕЛ I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
1.1. Паспорт основной образовательной программы среднего общего образования.
Полное наименование Программы
| Основная общеобразовательная программа – образовательная программа среднего общего образования Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 4» городского округа Первоуральск
| Основание для разработки
| Ст. 12,13,28 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Ст. 10 Закона Свердловской области от 15.07.2013 № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области».
| Уровень образования
| Согласно ст. 10 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» - среднее общее образование (10-11 классы).
| Организация - разработчик
| Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4» городского округа Первоуральск
| Юридический адрес организации
| 623101, Свердловская область, г. Первоуральск, ул. Советская, 20-В.
| E-mail организации
| aa-vet@yandex.ru
| Адрес www-сайта
| http://school4pv.ru/
| Цели и задачи
Программы
| Цель Программы:
предоставление доступного качественного образования всем
обучающимся школы в соответствии с принципами и содержанием модернизации российского образования, обеспечение образовательных результатов учащихся по образовательным программам среднего общего образования в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта в редакции 2004 года с изменениями (базовый уровень).
Задачи Программы:
В части реализации ПНП «Образование» и проекта «Наша новая школа» мероприятия Программы отражают стратегическую цель государственной политики в сфере образования – повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями
инновационного развития экономики и современными потребностями общества путем решения следующих задач:
Обеспечение доступного и качественного общего образования с учётом индивидуальных особенностей, склонностей и способностей учащихся, образовательных потребностей родителей (законных представителей) обучающихся на уровне, соответствующем требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта к уровню подготовки выпускников (базовый уровень).
Реализации современного содержания образования, отвечающего потребностям участников образовательных отношений – учащихся, родителей (законных представителей).
| Обеспечение успешности встраивания выпускников в экономическую и социальную реальность как важнейшего результата образования.
Развитие школы как образовательной системы
Обеспечение развития учительского потенциала в соответствии с современными тенденциями модернизации образования путем совершенствования условий для повышения квалификации, профессионального развития педагогических и руководящих работников школы, привлечения молодых специалистов.
Развитие условий для повышения общественного статуса школы.
| Целевые индикаторы
реализации
Программы
| Эффективность реализации Программы оценивается по следующим целевым индикаторам:
Обеспеченность школы контингентом учащихся 10-11 классов.
Результаты образования, демонстрируемые учащимися в рамках внутришкольных диагностических процедур, а также в ходе процедур независимой оценки качества образования – муниципальных, региональных диагностических контрольных работ, государственной итоговой аттестации за курс основного общего образования.
Процент учащихся 10-11 классов, принимающих участие в конкурсах и предметных олимпиадах муниципального, регионального и всероссийского уровней (в т.ч. с использованием дистанционных технологий), в проектной и исследовательской деятельности.
Увеличение числа социальных партнеров школы, обеспечивающих развитие условий для получения учащимися качественного основного общего образования.
Результаты социологических опросов родителей и выпускников (законных представителей) о качестве образовательных услуг, оказываемых школой, и удовлетворении образовательных потребностей учащихся.
Удельный вес педагогических и руководящих работников школы, участвующих в научно-методической работе школы, актуализирующих собственный положительный педагогический опыт путем участия в семинарах, конференциях, публикациях.
100% успешная сдача выпускниками ЕГЭ.
| Исполнители Программы
| Административно-управленческий аппарат и коллектив учителей-предметников, работающих в 10-11 классах
| Сроки реализации Программы
| Программа реализуется в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта в редакции 2004 года с изменениями (базовый уровень) в следующей последовательности перехода старшей школы на ФГОС СОО:
В 10-м классе – до 01.09.2016 г. (введение ФГОС СОО)
В 11-м классе - до 01.09.2017 г. (введение ФГОС СОО).
Таким образом, с 01.09.2017 г. будут поэтапно вводиться в действие самостоятельные Основные образовательные программы среднего общего образования, разработанные в соответствии с ФГОС СОО и соответствующие структуре Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС СОО:
| С 01.09.2017 г.- для 10 класса;
С 01.09.2018 г. – для 11 класса.
| Принципы реализации
Программы
| Программно-целевой принцип, предполагающий единую систему планирования и своевременного внесения корректив в планы на всех звеньях управления образовательным учреждением.
Принцип преемственности данной Программы и Программы, реализованной до 01.09.2011 г.
Принцип информационной компетентности участников образовательных отношений о происходящих преобразованиях в содержании основного общего образования.
Принцип вариативности, предполагающий осуществление различных вариантов действий по реализации задач модернизации содержания образования.
Принцип интегрирования задач, декларированных Программой, в учебный план школы, в управленческие программы заместителей директора, в рабочие программы учителей-предметников.
| Система контроля исполнения Программы
| Текущий контроль образовательной деятельности осуществляется педагогическими работниками и административно-управленческим аппаратом школы в пределах функциональных обязанностей.
Промежуточный контроль результатов образовательной деятельности осуществляется педагогическими работниками и административно-управленческим аппаратом школы в пределах функциональных обязанностей по итогам полугодий. Информация заслушивается и анализируется на совещаниях при директоре школе и его заместителях, на заседаниях педагогического совета школы, родительских собраниях, общешкольной родительской ассоциации, аккумулируется в аналитических документах.
Итоговый контроль результатов образовательной деятельности осуществляется педагогическими работниками и административно-управленческим аппаратом школы в пределах функциональных обязанностей по итогам учебного года. Информация заслушивается и анализируется на совещаниях при директоре школе и его заместителях, на заседаниях педагогического совета школы, родительских собраниях, общешкольного родительского комитета, аккумулируется в аналитических документах в ежегодном отчёте о результатах деятельности школы, размещаемом на официальном сайте школы в сети Интернет.
| Основная цель вида профессиональной деятельности по реализации Программы ¹
| Оказание образовательных услуг по основным общеобразовательным программам среднего общего образования
| Трудовые функции по реализации Программы ²
| Обобщенные трудовые функции:
Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования.
Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ.
Трудовые функции:
Общепедагогическая функция. Обучение.
Воспитательная деятельность.
Развивающая деятельность.
| 1,2 – См. Профессиональный стандарт. Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании (воспитатель, учитель). Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 г. №544-н.
Характеристика обобщенных трудовых функций педагогических работников представлена в разделе III Профессионального стандарта. 1.2. Нормативно-правовая база и общие положения основной образовательной программы среднего общего образования.
В соответствии с ФЗ-273, ОП СОО - ключевой документ, определяющий комплекс основных характеристик образования в 10-11 классах - объема, содержания образования, планируемых результатов образования учащихся, а также определяющий организационно-педагогические условия реализации образовательного процесса. Программа демократично и открыто фиксирует цели и содержание образовательной политики школы, обеспечивает интеграцию входящих в ее состав обязательных (образовательные программы учебных предметов Федерального компонента учебного плана СОО) и дополнительных образовательных программ (образовательные программы регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения учебного плана СОО), учебную и другие виды образовательной деятельности по достижению стратегической цели современного российского образования – раскрытию и развитию человеческого потенциала каждого ученика и направленного формирования именно тех ключевых и иных компетентностей, которые представляются наиболее актуальными в социально-культурной и социально-экономической перспективе.
В социальном аспекте ОП СОО МАОУ СОШ № 4 является свободной формой гражданского контракта между обществом (т.е. родителями учащихся МАОУ СОШ № 4) и образованием (т.е. педагогическим коллективом школы) относительно развития компетентностей и личности учащихся в целом. Мониторинг выполнения программы и анализ ее результативности дают концептуальную и фактологическую основы для оценки вклада каждого педагога школы в образовательные достижения детей и одновременно для публичного отчета директора школы перед социумом-заказчиком.
ОП СОО МАОУ СОШ №4 представляет собой комплексный документ, соответствующий целевым установкам и концептуальным идеям развития школы и может реально удовлетворить образовательные потребности учащихся и их родителей (законных представителей). Настоящая ОП СОО является вторым вариантом, переработанным в соответствии с новым законодательством, регулирующим отношения в сфере образования, согласованным с Программой развития школы до 2016 года.
ОП СОО МАОУ СОШ № 4:
Направлена
| на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ
| Обеспечивает
| реализацию ФК ГОС (базовый уровень) с учетом типа и вида школы, образовательных потребностей и запросов учащихся, включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки учащихся;
переход на ФГОС СОО в соответствии с федеральным графиком;
освоение предметных знаний, умений и навыков через образовательные программы учебных предметов, курсов;
формирование ключевых компетентностей через различные, в том числе неаудиторные формы образовательной деятельности;
практическую деятельность обучающихся в целях приобретения общественно-полезного социального опыта через внеклассные, внеурочные виды образовательной деятельности.
формирование ценностного отношения к собственному здоровью.
| Соответствует
| нормативным срокам освоения основной образовательной программы среднего общего образования, определенным Уставом МАОУ Г СОШ № 4 и лицензией на осуществление образовательной деятельности
| Гарантирует
| реализацию обязательного минимума содержания основных образовательных программ среднего общего образования в соответствии с ФК ГОС (базовый уровень);
достижение качества образования учащихся, соответствующего требованиям к уровню подготовки выпускников в соответствии с ФК ГОС (базовый уровень) и потребностям учащихся и их родителей (законных представителей), в интересах которых осуществляется образовательная деятельность;
выявление и развитие способностей учащихся, в том числе одарённых детей, через программы дополнительного образования, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;
организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности обучающихся;
участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной образовательной среды;
использование в образовательном процессе современных
образовательных технологий деятельностного типа;
возможность эффективной самостоятельной работы учащихся при поддержке педагогических работников;
включение учащихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (города области) для приобретения опыта реального управления и действия.
| Включает в себя
| рабочие программы учебных курсов, предметов.
| Объединяет
| все программы учебных предметов общим концептуальным подходом, согласованным с программой развития школы.
| Учитывает
| пожелания родителей (законных представителей) учащихся в части достижения результатов образования, обеспечивающих реальную возможность его продолжения на уровне среднего профессионального и высшего профессионального образования.
| Не ограничивает
| права учащихся на получение доступного качественного среднего общего образования.
| В соответствии со ст. 59 ФЗ-273 освоение основных образовательных программ среднего общего образования завершается обязательной государственной итоговой аттестацией в форме единого государственного экзамена. В соответствии со ст. 28 ФЗ-273 МАОУ СОШ № 4 несет ответственность за выполнение (невыполнение) в полном (неполном) объеме ОП СОО в установленном законодательством порядке ежегодно публикует отчет о выполнении ОП СОО.
В целом, ОП СОО МАОУ СОШ № 4 представляет собой совокупность взаимоувязанных основных и дополнительных образовательных программ среднего общего образования и соответствующих им образовательных технологий, определяющих содержание образования и направленных на достижение планируемого результата деятельности школы.
Основными компонентами ОП СОО МАОУ СОШ № 4 являются следующие компоненты:
Компонент ООП
| Назначение компонента
| Целевой раздел Программы
| Содержит паспорт ОП СОО, определяет нормативно-правовые основания для разработки и реализации ОП СОО. В разделе представлены первоочередные задачи школы по формированию личности учащихся, модельные характеристики выпускника средней школы, требования к уровню подготовки выпускников в соответствии с ФК ГОС (базовый уровень).
| Содержательный раздел Программы
| Содержит учебный план СОО как один из основных механизмов реализации ОП СОО, обязательный минимум содержания основных образовательных программ в соответствии с ФК ГОС (базовый уровень) и программно-методическое обеспечение ОП СОО с аннотациями к рабочим программ учителей-предметников.
| Организационный раздел Программы
| Содержит описание механизмов реализации и мониторинга ОП СОО.
| Структура ОП СОО МАОУ СОШ № 4 обеспечивает возможность внесения в нее изменений и дополнений по мере введения ФГОС СОО на уровне среднего общего образования.
Таким образом, под ОП СОО МАОУ СОШ № 4 следует понимать документ, который определяет содержание образования в старшей школе и технологии реализации этого содержания.
Нормативную и методологическую базу Программы составили следующие документы:
Уровень нормативного документа
| Наименование документа
| Федеральный уровень
| Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»; Федеральный закон Российской Федерации от 29.12. 2012 г. N 273-
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (принят Государственной Думой 21.12.2012 г., одобрен Советом Федерации 26.12.2012 г.);
Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
Приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2008 г. N 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 г. N 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.06.2011 г. № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312»;
Приказ Министерства образования Российской Федерации от 31.01.2012 г. № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.02.2012 г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2012 г. № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013-2014 учебный год»;
Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189, (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 № 19993);
Письмо Министерства образования и науки Российской
Федерации от 19.11.2010 № 6842-03/30 «О введении третьего часа физической культуры в недельный объем учебной нагрузки обучающихся в общеобразовательных учреждениях»;
Письмо Министерства образования и науки Российской
Федерации от 08.10.2010 г. № ИК – 1494/19 «О введении третьего часа физической культуры», приложение «Методические рекомендации о введении третьего часа физической культуры в недельный объём учебной нагрузки обучающихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации»;
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.02.2012 г. N МД - 172/03 «О федеральных перечнях учебников».
Указ президента РФ В.В. Путина от 24.03.2014 №172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)»
Приказ Минспорта РФ о государственных требованиях ГТО № 575 от 8.07.2014
| Региональный уровень
| Закон Свердловской области от 15.07.2013 г. № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области»;
Постановление Правительства Свердловской области от
05.09.2008 г. № 935-ПП «О введении системы оплаты труда работников общеобразовательных учреждений, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования»;
Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 26.05.2006 г. № 119-и «О реализации содержательной линии регионального компонента государственного образовательного стандарта «Культура безопасности жизнедеятельности»;
Письмо Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 27.06.2008 г. № 177 «Об использовании нормативных документов, определяющих содержание учебных планов общеобразовательных учреждений Свердловской области»;
Письмо Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 06.04.2010 г. № 59 «О внесении изменений в образовательные программы, учебные планы образовательных
учреждений Свердловской области».
Распоряжения Губернатора Свердловской области от 15.03. 2010 г. № 29-РГ «О возрождении в Свердловской области движения по сдаче норм физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне»
Приказ Министерства общего и профессионального образования СО от 25.03.2014 № 238-и и приказ Министерства физической культуры, спорта и молодёжной политики СО от 26.03.2014 № 85/ОС «О создании межведомственной рабочей группы по развитию в Свердловской области движения по сдаче норм физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне» среди учащихся образовательных учреждений в 2014 году»
| Школьный уровень
| Устав МАОУ СОШ № 4 (новая редакция 2014 года);
| В целом, ОП СОО МАОУ СОШ № 4 является средством развития педагогического коллектива и вовлечения в управление образовательным учреждением родительской общественности. Разработанная образовательная программа позволяет администрации и педагогическому коллективу школы:
глубже понять специфику и предназначение школы;
определить содержание образования в старшей школе с учётом ожиданий местного сообщества;
заложить основу для формирования учебного плана СОО на долгосрочный период;
рассматривать и разрабатывать учебный план СОО как механизм реализации содержания образования в учреждении;
мотивированно выбирать содержание компонента образовательного учреждения учебного плана СОО, обеспечивая принцип преемственности;
обосновать имеющиеся особенности организации образовательного процесса в конкретном учреждении;
выбирать адекватные формы контроля за реализацией образовательных целей учреждения со стороны администрации;
более успешно проходить процедуры аттестации и государственной аккредитации;
защитить обучающихся образовательного учреждения от необоснованной сменяемости содержания образования, учебников и программ.
|