Скачать 0.9 Mb.
|
Рабочая программа учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) МБОУ «Гимназия» г. Мензелинска РТ. Шарифуллина Г.Н., учитель I квалификационной категории. Информатика и ИКТ, 9 класс Рассмотрено на заседании педагогического совета, протокол № ___от «____» _________20 ___г. 2013-2014 учебный год Пояснительная записка к рабочей программе по информатике и ИКТ для 9-х классов Рабочая учебная программа базового курса «Информатика и ИКТ» для 9 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе примерной программы по информатике и ИКТ для уровня основного общего образования, опубликованной в «Сборнике нормативных документов. Информатика и ИКТ / сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – М.:Дрофа, 2007г. Информатика и ИКТ изучается в 9 классе, 68 учебных часов из расчета 2 часа в неделю, что соответствует учебному плану школы. Реализация рабочей программы предусматривает использование учебника «Информатика и ИКТ 9» И.Г.Семакин М.: «БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009», указанному в Федеральном перечне учебников на 2013/2014 учебный год. Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность их изучения, определяет набор практических работ, необходимых для формирования информационно-коммуникационной компетентности учащихся и соответствует базовому уровню обучения. Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления. Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач. Основной задачей курса является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых Обязательным минимумом содержания образования по информатике. Цели
«Информатика и ИКТ» состоит из нескольких структурных блоков, на изучение которых отводится определенное количество часов: - Обработка текстовой информации – 4 часа; - Мультимедийные технологии – 2 часа; - Обработка числовой информации – 6 часов; - Представление информации – 6 часов; - Алгоритмы и исполнители – 20 часов; - Формализация и моделирование – 10 часов; - Хранение информации – 6 часов; - Коммуникационные технологии – 10 часов; - Информационные технологии в обществе – 4 часа. Блоки включают в себя следующее основное содержание ФК ГОС: Обработка текстовой информации Создание и простейшее редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов). Нумерация и ориентация страниц. Размеры страницы, величина полей. Колонтитулы. Проверка правописания. Создание документов с использованием мастеров и шаблонов (визитная карточка, доклад, реферат). Параметры шрифта, параметры абзаца. Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов. Разработка и использование стиля: абзацы, заголовки. Гипертекст. Создание закладок и ссылок. Запись и выделение изменений. Распознавание текста. Компьютерные словари и системы перевода текстов. Сохранение документа в различных текстовых форматах. Печать документа. Знакомство с приемами квалифицированного клавиатурного письма, «слепой» десятипальцевый метод клавиатурного письма и приемы его освоения. Создание небольших текстовых документов посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов. Форматирование текстовых документов (установка параметров страницы документа; форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц). Вставка в документ формул. Создание и форматирование списков. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными. Создание гипертекстового документа. Перевод текста с использованием системы машинного перевода. Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа. Мультимедийные технологии Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Звуки и видеоизображения. Композиция и монтаж. Технические приемы записи звуковой и видео информации. Использование простых анимационных графических объектов. Создание презентации с использованием готовых шаблонов, подбор иллюстративного материала, создание текста слайда. Демонстрация презентации. Использование микрофона и проектора. Запись изображений и звука с использованием различных устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров, магнитофонов). Запись музыки (в том числе с использованием музыкальной клавиатуры). Обработка материала, монтаж информационного объекта. Обработка числовой информации Табличные расчеты и электронные таблицы (столбцы, строки, ячейки). Типы данных: числа, формулы, текст. Абсолютные и относительные ссылки. Встроенные функции. Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных. Создание и обработка таблиц. Ввод математических формул и вычисление по ним. Создание таблиц значений функций в электронных таблицах. Построение диаграмм и графиков. Представление информации Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Дискретная форма представления информации. Компьютерное представление текстовой информации. Кодирование графической информации (пиксель, растр, кодировка цвета, видеопамять). Кодирование звуковой информации. Представление числовой информации в различных системах счисления. Компьютерное представление числовой информации. Перевод чисел из одной системы счисления в другую и арифметические вычисления в различных системах счисления с помощью программного калькулятора. Кодирование текстовой информации. Определение числовых кодов символов и перекодировка русскоязычного текста в текстовом редакторе. Кодирование графической информации. Установка цвета в палитре RGB в графическом редакторе. Кодирование звуковой информации. Запись звуковых файлов с различным качеством звучания (глубиной кодирования и частотой дискретизации). Алгоритмы и исполнители Алгоритм. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Возможность автоматизации деятельности человека. Исполнители алгоритмов (назначение, среда, режим работы, система команд). Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ). Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Алгоритмы работы с величинами: типы данных, ввод и вывод данных. Языки программирования, их классификация. Правила представления данных. Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления, цикла. Правила записи программы. Этапы разработки программы: алгоритмизация – кодирование – отладка – тестирование. Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы. Разработка линейного алгоритма (программы) с использованием математических функций при записи арифметического выражения. Разработка алгоритма (программы), содержащей оператор ветвления. Разработка алгоритма (программы), содержащей оператор цикла. Разработка алгоритма (программы), содержащей подпрограмму. Разработка алгоритма (программы) по обработке одномерного массива. Разработка алгоритма (программы), требующего для решения поставленной задачи использования логических операций. Формализация и моделирование Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе – компьютерного. Модели, управляемые компьютером. Виды информационных моделей. Чертежи. Двумерная и трехмерная графика. Диаграммы, планы, карты. Таблица как средство моделирования. Кибернетическая модель управления: управление, обратная связь. Постановка и проведение эксперимента в виртуальной компьютерной лаборатории. Построение генеалогического дерева семьи. Создание схемы и чертежа в системе автоматизированного проектирования. Построение и исследование компьютерной модели, реализующей анализ результатов измерений и наблюдений с использованием системы программирования. Построение и исследование компьютерной модели, реализующей анализ результатов измерений и наблюдений с использованием динамических таблиц. Построение и исследование геоинформационной модели в электронных таблицах или специализированной геоинформационной системе. Хранение информации Табличные базы данных: основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними. Ввод и редактирование записей. Условия поиска информации; логические значения, операции, выражения. Поиск, удаление и сортировка данных. Поиск записей в готовой базе данных. Сортировка записей в готовой базе данных. Коммуникационные технологии Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информации. Локальные и глобальные компьютерные сети. Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение. Электронная почта как средство связи, правила переписки, приложения к письмам. Поиск информации. Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; запросы. Архивирование и разархивирование. Регистрация почтового ящика электронной почты, создание и отправка сообщения. Путешествие по Всемирной паутине. Участие в коллективном взаимодействии: форум, телеконференция, чат. Создание архива файлов и раскрытие архива с использованием программы-архиватора. Загрузка файла из файлового архива. Поиск документа с использованием системы каталогов и путем ввода ключевых слов. Сохранение для индивидуального использования информационных объектов из глобальных компьютерных сетей (Интернет) и ссылок на них. Создание комплексного информационного объекта в виде веб-странички, включающей графические объекты с использованием шаблонов. Информационные технологии в обществе Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов. Организация групповой работы над документом. Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. Этика и право при создании и использовании информации. Информационная безопасность. Правовая охрана информационных ресурсов. Основные этапы развития средств информационных технологий. Оценка скорости передачи и обработки информационных объектов, стоимости информационных продуктов и услуг связи. Защита информации от компьютерных вирусов. Установка лицензионной, условно бесплатной и свободно распространяемой программы. При разработке рабочей программы, в планирование были внесены некоторые изменения, отличающие его от предложенного в примерной программе: 1. Сокращено количество часов на изучение отдельных разделов за счет объединения тем в рамках одного раздела. 2. Высвобожденное время отведено на изучение темы: «Обработка текстовой информации», на изучение которой количество часов увеличено. 3. Сокращено количество практических работ за счет укрупнения дидактических единиц по темам «Обработка текстовой информации» и «Формализация и моделирования», увеличено количество практических работ по теме: «Хранение информации». Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 9 класса. Учащиеся данных классов хорошо справились с программой 8 класса. Учащиеся по итогам 8 класса по информатике показали хорошие результаты, хорошо владеют теоретическим материал, практически все справляются с практическими работами, заинтересованы результатом работы. Класс не делится на подгруппы, поэтому во время практической работы сидят по два ученика за компьютером. В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен знать/понимать:
уметь:
- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому; - создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений; - создавать записи в базе данных; - создавать презентации на основе шаблонов;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Педагогические технологии, средства обучения Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 минут), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Содержание теоретической и практической компонент курса информатики основной школы в соотношении 50х50. На занятиях используются следующие педагогические технологии: развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии, игровые методы: деловые и интеллектуальные игры, коллективная система обучения, проблемное обучение. Формы организации учебного процесса: индивидуальные; групповые; индивидуально-групповые; фронтальные; практикумы, классная и внеклассная. Формы контроля знаний, умений и навыков: наблюдение; беседа; фронтальный опрос; опрос в парах; контрольная работа; практическая работа; самостоятельная работа; работа по карточкам; компьютерное тестирование. Проверку уровня знаний учащихся планируется осуществлять оценочными материалами, составленными с учетом рекомендаций в сборнике «Информатика: тесты к олимпиадам и итоговому тестированию» автор-составитель А.Ф.Чернов, А.А.Чернов. – Волгоград: Учитель, 2006. – 233с. (смотри приложение к рабочей программе). Для осуществления текущей и промежуточной аттестации учащихся планируется использовать оценочные материалы, имеющиеся в методической лаборатории учителя. Примерные КИМы контрольных работ, практических работ и работы для проведения промежуточной аттестации, представлены в приложении к рабочей программе «Мониторинговый инструментарий к рабочей программе по информатике и ИКТ для 9 класса». Реализация рабочей программы предполагает использование следующего материально-технического обеспечения: I. Учебно-методический комплект
II. Литература для учителя.
III. Технические средства обучения.
IV. Программные средства.
Календарно-тематическое планирование
|
... | Пояснительную записку, в которой дается общая характеристика, описание места учебного предмета, курса в учебном плане, конкретизируются... | ||
Пояснительная записка (конкретизируются общие цели основного общего образования с учетом специфики предмета) | Рабочая программа дисциплины (модуля) – нормативный документ, входящий в состав образовательной программы высшего образования (оп... | ||
Положения о рабочей программе мбоу «Тайсугановская оош». Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую... | Положения о рабочей программе мбоу «Тайсугановская оош». Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую... | ||
Положения о рабочей программе мбоу «Тайсугановская оош». Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую... | Положения о рабочей программе мбоу «Тайсугановская оош». Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую... | ||
О «тид «Русское слово-рс», 2008), Положения о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в образовательной организации... | Данная Программа дает примерное распределение учебных часов по разделам учебного предмета/курса «Литература Алтайского края» и рекомендуемую... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |