МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ТАЙСУГАНОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
АЛЬМЕТЬЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
«РАССМОТРЕНО»
Руководитель МО
учителей естественно-математического цикла:
________/ / «_____»___________2013г.
| «СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора по учебно- воспитательной работе:
____________/А.Б.Газизова/ «_____»___________2013г.
| «УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ
«Тайсугановская ООШ»:
_________/Г.А.Мавлетбаева/ Приказ от «______»________2013г.
№_________
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по география для 8-9 класса
учителя географии
Султангировой Гульзании Явдатовны
РАССМОТРЕНО НА ЗАСЕДАНИИ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА
ПРОТОКОЛ ОТ «______»_______2013Г. №______
2013-2014 УЧЕБНЫЙ ГОД
Раздел I. Пояснительная записка.
Статус документа
Настоящая программа по географии для 8-9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по географии , авторской программы И.В. Баринова, В.П. Дронов «География России» (8-9 класс), Базисного учебного плана РТ, учебного плана МБОУ «Тайсугановская ООШ» Альметьевского муниципального района РТ на 2012-2013 учебный год, Положения о рабочей программе МБОУ «Тайсугановская ООШ». Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения географии, которые определены стандартом.
Структура документа
Рабочая программа по географии представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения, критерии оценивания в 8-9 классе, контрольно- измерительные материалы по географии для 8-9 классов и календарно-тематическое планирование.
Общая характеристика учебного предмета
Курс географии Родины существует в различных вариантах в отечественной школе на протяжении уже нескольких десятилетий. Общая структура курса, его место в системе школьной географии с течением времени существенно видоизменялись. С середины 60-х гг. это был единственный комплексный страноведческий курс. Потом он распался на две составные части: физическую и экономическую географию. Эти логически взаимосвя-занные, но фактически обособленные блоки существуют в школьной практике и поныне в виде курсов под названиями «Природа России» (8 класс) и «Население и хозяйство России» (9 класс). Гигантские политические и социально-экономические изменения, произошедшие в мире и в России за последнее десятилетие, в значительной мере затронули и курс «География России». Был подготовлен ряд новых концепций, программ и учебников. Однако произошедшие сдвиги явно недостаточны, поскольку они не отражают ни стремительных изменений, которые произошли в мире и стране, ни новых целей и задач, которые стоят перед Россией в третьем тысячелетии.
В настоящее время в школе существует два подхода к изучению курса «География России». Первый - традиционный, предусматривающий изучение в 8 классе курса «География России. Природа», а в 9 классе курса «География России. Население и хозяйство». Данный подход был единственным в отечественной школе на протяжении последних десятилетий. Второй подход — комплексно-страноведческий. В его рамках, в свою очередь, можно выделить две разновидности.
Первая разновидность предполагает изучение в 8 классе географического положения, особенностей природы и населения России. В 9 классе учащиеся знакомятся с общей характеристикой хозяйства страны и комплексно-страноведческой характеристикой крупных регионов России.
Вторая разновидность только начинает формироваться. Структуризация материала здесь несколько иная: в 8 классе, помимо упомянутых разделов, изучается география природоэксплуатирующих отраслей. Таким образом, достигается большая регионализация курса, что особенно важно для такой огромной страны, как Россия.
Рекомендации по реализации национально-регионального компонента на уроках географии
В основной школе Базисным учебным планом (БУП) в инвариантной части предусмотрено обязательное изучение курса «География». Закон Российской Федерации «Об образовании» и «Закон об образовании» Республики Татарстан ввели и закрепили понятия федерального и регионального компонентов географического образования.
Под региональным (национально-региональным) компонентом (НРК) понимается педагогически отобранный географический материал, раскрывающий:
-историческое, культурное, национальное, географическое, демографическое, природно-экологическое своеобразие республики, не нашедшее должного отражения в Федеральном компоненте;
-региональную специфику периода реформирования социальной жизни общества, поиск регионом новых ролей в экономической и общественной жизни страны;
-региональную специфику развития и проявления образовательных запросов населения в образовательных услугах;
-менталитет и духовную культуру Республики Татарстан.
Стандарт содержит «Обязательный минимум содержания НРК по географии для основной школы» и «Требования к уровню подготовки выпускников основной школы при изучении минимума содержания НРК по географии».
Время на изучение НРК по географии предусматривается в соответствии с объемными показателями, рекомендованными коллегией Министерства образования РФ от 13 июня 2002 г., где на изучение НРК предусматривается 10 % часов от общего нормативного времени, отведенного на изучение предмета.
Цели обучения
Курс географии в 8-9 классе направлен на достижение следующих целей:
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Изучение содержания НРК по географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
-более прочное усвоение содержания федерального компонента в разделах «Население», «Внутренние воды», «Климат» и отдельных элементов других разделов содержания федерального компонента на практико-ориентированном региональном материале;
-обеспечение доступа к информации регионального уровня и ее распространение;
-популяризация знаний современной науки на материалах республики;
-инициирование практических проектов по использованию личностных и региональных ресурсов;
-формирование в общественном сознании представлений о ценности и уникальности объектов региона, необходимости их бережного использования;
-приобретение учащимися компетентности, необходимой для ориентирования в социальной среде своего края;
-профориентация учеников в области применения географических знаний в республике.
Реализация указанных целей достигается в результате освоения содержания образования, дополняющего и конкретизирующего содержание следующих разделов федерального компонента стандарта. Место предмета «географии» в Базисном учебном плане РТ и учебном плане МБОУ «Тайсугановская ООШ». Общий объем часов, отводимых на изучение географии в основной школе согласно действующему федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации составляет 245 часов. Базисный учебный план для образовательных учреждений Республики Татарстан предусматривает обязательное изучение географии в 8-9 классе 140часов. В учебном плане МБОУ «Тайсугановская ООШ» на изучение предмета «географии» предусмотрено_138 ч. , Рабочая программа рассчитана на 138 часов , из расчета 2 учебных часа в неделю . Региональный компонент на изучение курса «География Татарстана» отводит 8классе -7 часов, 9классе -7 часов Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Результаты обучения
Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки учащихся», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов;
освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и
умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
- Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.
- Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе: описывать и объяснять; приводить примеры. Кроме того, она содержит умения использовать разнообразные географические источники информации— карту, статистические материалы, геоинформационные системы; пользоваться приборами, а также составлять географическую характеристику разных территорий.
- В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, необходимые учащимся непосредственно в окружающей среде, для оценки ее состояния, качества, изменений, возможностей
сохранения и улучшения окружающей среды, прежде всего, своей местности
Раздел II. Содержание тем учебного курса.
8 класс
№
| Содержание тем учебного курса
| Количество часов в рабочей программе
| Практическая часть
| Примечания
|
| Введение. Россия на карте мира.
| 5
| 2
|
| 1
| Природа России.
| 30
| 5
|
| 2
| Регионы России.
| 22
| 2
|
| 3
| Человек и природа
| 6
| -
|
| 4
| География Татарстана
| 7
| 3
|
|
| ИТОГО
| 70
| 12
|
| |