Управление образования администрации Беловского района
МБОУ «Информационно-методический центр в системе ДПО (ПК)
Беловского муниципального района»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Старопестеревская средняя общеобразовательная школа»
Шпаргалка для учителя
Конструктор урока
Методическое пособие
Составители:
Петякшева А.Н.,
учитель истории;
Петякшева М.Г.,
учитель истории высшей квалификационной категории
Беловский район 2014
Авторы-составители А.Н. Петякшева, студентка 5 курса ФФ и Ж КемГУ, учитель истории;
М.Г. Петякшева, Почетный работник общего образования, учитель истории.
Научное руководство
Н.Э. Касаткиной, доктора педагогических наук, профессора, академика МАН ВШ и АПСН, заведующей межвузовской кафедры общей и вузовской педагогики Кемеровского государственного университета, заслуженного работника высшей школы РФ, лауреата премии Правительства РФ в области образования
Методическое пособие «Шпаргалка для учителя. Конструктор урока» составлено в соответствии с запросами педагогов, материал подобран и систематизирован на основе методики М.М.Поташника «Изучение затруднений учителей в организации современного качественного образовательного процесса на уроке». Методическое пособие прошло апробацию на ФИ и МО КемГУ в рамках проводимых мастер-классов для студентов 4-х курсов в 2011, 2012 г.г., на всероссийском заочном педагогическом конкурсе «Вдохновение» в 2013г. было отмечено Дипломом 1 степени. В 2014г. дополнено с учетом реализации ФГОС на ступени ООО.
Цель пособия – помочь педагогам научиться конструировать урок с учетом всех дидактических требований, проявлять педагогическое творчество через комбинирование предложенных форм и приемов работы.
Шпаргалка для учителя. Конструктор урока [Текст]: методическое пособие / авторы-сост.: А.Н.Петякшева, М.Г.Петякшева, научное руководство Н.Э.Касаткиной. – Старопестерево, 2014.
8-384(52)53-3-45, pestery@mail.ru
Оглавление Введение 3
Глава 1 Конструктор урока 6
Глава 2 Конспекты уроков истории 33
УРОК №1 36
УРОК№2 42
УРОК №3 55
Заключение 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 64
Постановка целей урока 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 87
Введение
В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель.
К.Д.Ушинский
Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства. Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?
Новые требования к уроку – реализация деятельностного подхода в обучении, переход от формирования ЗУН к компетенциям, применение современных образовательных технологий, субъект-субъектные отношения педагога и обучающихся – требуют от педагога более высокого уровня проектировочных умений, необходимых при подготовке к каждому уроку.
Данное методическое пособие является актуальным, так как стало ответом на запросы педагогов, материал подобран и систематизирован на основе методики М.М.Поташника «Изучение затруднений учителей в организации современного качественного образовательного процесса на уроке». Актуальность связана также с необходимостью совершенствования навыков педагогического конструирования педагогов вообще и, особенно, в условиях реализации ФГОС, которые предъявляется педагогу новые требования – проектирование урока, составление технологических карт, использование технологий обучения для формировании УУД. Цель пособия – помочь педагогам научиться конструировать урок с учетом всех дидактических требований, проявлять педагогическое творчество через комбинирование предложенных форм и приемов работы. Интерес представляют приложения, которые органично и детально дополняют некоторые дидактические единицы урока. Новым является предложенная технологическая карта урока и анализ урока по ФГОС.
Представленный в пособии материал научно обоснован, так опирается на достижения отечественной дидактики и методики: в каждом разделе прописаны авторы типологии уроков, методик анализа, отдельных приемов на разных этапах учебного занятия. Используются работы М.М.Поташника, В.М.Лизинского, П.И.Третьякова, Ю.А.Конаржевского и др.
Пособие состоит из теоретической части и приложений. Теоретический материал представлен в таблице для лучшего восприятия, к каждой дидактической единице урока даются педагогические определения и обозначается авторство. Пособие рассчитано на творческого и думающего педагога, стремящегося к совершенствованию своей педагогической деятельности и повышению эффективности урока. Оно не претендует на полноту информации об уроке и его составных элементах, но дает возможность всегда иметь под рукой шпаргалку. Материал структурирован и обобщен, степень разработанности соответствует имеющемуся опыту как в отечественной педагогике, так и опыту составителей. Появление инноваций в системе образования позволят доработать пособие.
Практическая значимость предлагаемого пособия заключается в том, что оно универсально для педагога не зависимо от предмета преподавания, позволяет актуализировать знания по педагогике, дидактике и методике ежеурочно, рационально распределять время при подготовке к уроку, подходить к процессу конструирования урока вариативно и творчески. Удобно в применении как педагогам, так и администрации.
Идея составления пособия появилась несколько лет назад и была связана с систематизацией материала перед аттестацией педагогов школы. Первая глава «Конструктор урока» была размещена на сайте «Прошколу.ру» в блоге Петякшевой М.Г. и положительно оценена педагогами. Далее методическое пособие прошло апробацию на ФИ и МО КемГУ в рамках проводимых мастер-классов для студентов 4-х курсов в 2011, 2012 г.г., на всероссийском заочном педагогическом конкурсе «Вдохновение» в 2013г. было отмечено Дипломом 1 степени. В 2014г. дополнено с учетом реализации ФГОС на ступени ООО. Что свидетельствует о востребованности данной работы в педагогическом сообществе.
Результаты использования данного пособия составителями и педагогами школы:
Успешное участие в конкурсах профессионального мастерства: федеральный заочный конкурс «Педагогические инновации» (2010-2012г.г.), «Вдохновение» (2013г.) – Дипломы I-II степеней за составление программ внеурочной деятельности «Малая академия наук» (1-11 классы).
Высокие результаты педагогов школы в обучении и воспитании (лучшие результаты по итогам ГИА и ЕГЭ в Беловском районе среди всех школ, победы в ученических конференциях, интеллектуальных конкурсах и т.д.), что позволяет им повышать категорийный ценз при аттестации (ежегодно – 2-3 педагогами повышают категории).
Проведение педагогами школы мастер-классов по организации внеурочной деятельности на региональном уровне, разработка пособия «Конструктор внеурочной деятельности».
Позиционирование пособия на региональном семинаре-практикуме для учителей начальной школы и руководителей ОУ, проходившем на базе ОУ в декабре 2013г. Распространение пособия среди педагогов области.
Любой педагог может воспользоваться материалом пособия и добавить собственные методические находки.
|