Инструктивно-методическое письмо об использовании портфолио как средства учета достижений учащихся 9-х классов


Скачать 105.71 Kb.
НазваниеИнструктивно-методическое письмо об использовании портфолио как средства учета достижений учащихся 9-х классов
ТипИнструктивно-методическое письмо



Руководителям органов управления образованием администраций районов

Санкт-Петербурга





Инструктивно-методическое письмо


об использовании портфолио как средства

учета достижений учащихся 9-х классов
В соответствии с распоряжением Комитета по образованию от 10.03.2005 № 93-р «О формировании учебных планов образовательных учреждений Санкт-Петербурга» с 01.09.2005 в 9 классах образовательных учреждений Санкт-Петербурга, подведомственных Комитету по образованию, за исключением гимназий, лицеев и школ с углубленным изучением предметов, осуществляется предпрофильная подготовка, включающая информационную работу, профильную ориентацию и изучение элективных курсов (курсов по выбору). Индивидуальные достижения учащихся, позволяющие более полно оценить уровень готовности к продолжению образования по тому или иному профилю обучения на старшей ступени, предлагается оформить в виде портфолио. С целью конкретизации данной деятельности Комитет по образованию направляет настоящее Инструктивно-методическое письмо.
Традиционный портфолио представляет собой подборку, коллекцию работ, призванную демонстрировать образовательные достижения учащегося. Являясь, по сути, альтернативным способом оценивания по отношению к традиционным формам (тест, экзамен), портфолио позволяет решить две основные задачи:

  • проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе получения образования, говорящий о конкретном индивидуальном развитии за определенный отрезок времени, причем вне прямого сравнения с достижениями других учеников;

  • оценить его образовательные достижения и дополнить (заменить) результаты тестирования и других традиционных форм контроля.

Основной смысл портфолио – «показать все, на что ты способен». Педагогическая философия портфолио предполагает:

  • смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме, разделу, предмету;

  • интеграцию количественной и качественной оценок;

  • усиление роли самооценки.

Портфолио может состоять из трех разделов (три типа портфолио): «портфолио документов», «портфолио работ», «портфолио отзывов».

«Портфолио документов»: портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений, в котором ученик представляет сертификаты официально признанных международных, федеральных, региональных конкурсов, соревнований, олимпиад и т.п., документы об участии в грантах, об окончании музыкальных, художественных, спортивных школ, сертификаты о прохождении тестирования и т.п. Портфолио этого типа дает представление о результатах, но не описывает процесса индивидуального развития ученика, разнообразия его творческой активности, его учебного стиля и т.п.

«Портфолио работ»: собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ учащегося (не подтвержденных сертифицированным документом), выполненных им в ходе обучения на курсах по выбору или при обучении в учреждениях дополнительного образования детей, других учреждениях, или выполненные самостоятельно; «зачетная книжка» о прохождении учащимся курсов по выбору в рамках предпрофильной подготовки (см. Инструктивно-методическое письмо Комитета по образованию от 20.04.2005 № 04-01251/о.о. «Об организации сетевого взаимодействия образовательных учреждений при переходе к профильному обучению»). Портфолио этого типа дает широкое представление о динамике учебной и творческой активности ученика, направленности его интересов, характере предпрофильной подготовки.

«Портфолио отзывов»: отзывы на творческие, исследовательские проекты и другие работы, социальные практики, участие в конференциях и т.п.; характеристики отношения школьника к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, одноклассниками, работниками системы дополнительного образования детей и др., письменный анализ отношения самого школьника к своей конкретной деятельности и ее результатам. Этот раздел портфолио дает возможность включить механизмы самооценки ученика, что повышает степень осознанности процессов, связанных с обучением и выбором профильного направления или конкретного профиля.

Каждый элемент портфолио должен датироваться, чтобы можно было проследить динамику учебного прогресса. Желательно, чтобы при оформлении окончательного варианта портфолио содержал сопроводительное письмо владельца с указанием цели, предназначения и краткого описания данного документа, оглавление с перечислением разделов и основных элементов представляемого портфолио, самоанализ и взгляд в будущее. Приветствуются инициативы, связанные с творческим и технологичным оформлением портфолио (в т.ч. применение средств мультимедиа при создании его электронной версии).

У портфолио как формы представления достижений учащихся много достоинств, однако, существует и серьезный недостаток – сложность оценки. Возникает проблема обязательного минимума и необязательного максимума его элементов, могут быть сложности с распределением «веса» оценки между различными разделами портфолио.

Система оценивания портфолио строится в соответствии с задачами его использования. Одним из вариантов является неформальное (экспертное) оценивание, включающее коллективную оценку педагогов, родителей, соучеников. Другим – формализация и стандартизация критериев оценивания, согласованных с общепринятыми учебными умениями. Опыт регионов, активно использующих портфолио в образовательном процессе, показывает, что целесообразно регламентировать систему оценивания материалов портфолио.

За элементами «портфолио документов» можно закрепить балльную оценку, стандартизировав разброс баллов, ограничив шкалу (например, от 0 до 10 или от 0 до 20 баллов). «Портфолио работ» предлагается оценивать как количественно, так и качественно. Качественную оценку можно провести по параметрам полноты, разнообразия и убедительности материалов, качества представленных работ, ориентированности на выбранный профиль обучения и др. Количественная оценка требует разработки четкой критериальной базы и ее принятия на региональном или районном уровне, уровне образовательного учреждения. «Портфолио отзывов», как наименее формализованный, количественному оцениванию не подлежит. Его цель – раскрыть индивидуальные образовательные и профессиональные склонности ученика, поэтому представленную информацию целесообразно рассматривать как дополнительную, имеющую форму психолого-педагогической характеристики, рекомендательного письма и т.п.

Портфолио может использоваться в качестве одной из составляющих образовательного рейтинга выпускника основной школы наряду с результатами итоговой аттестации и учитываться при комплектовании 10 классов. При определении образовательного рейтинга ученика приоритетом должны стать «профильные» достижения, то есть результаты, достигнутые в областях, соответствующих избираемому на 10-11-е классы профилю обучения.

Разъяснения по представлению портфолио в аттестате об основном общем образовании будут дополнительно направлены в органы управления образованием администраций районов Санкт-Петербурга в рамках письма Комитета по образованию «Об оформлении документов государственного образца об основном и среднем (полном) общем образовании».
Комитет по образованию рекомендует органам управления образованием администраций районов Санкт-Петербурга принять к сведению представленную информацию и организовать в районах обсуждение таких вопросов, связанных с формированием и оценкой портфолио, как:

  • структура портфолио и содержание его разделов;

  • форма учета портфолио в определении образовательного рейтинга выпускника основной школы;

  • возможные формы взаимодействия учащихся, учителей, родителей при составлении портфолио и его оценке;

  • период накопления (сбора) портфолио (только 9-й класс, 8-9 классы, вся основная школа и т.д.).

Комитет по образованию считает целесообразным установить в каждом районе единые требования к формированию и оценке портфолио, что позволит учащимся находиться в равных условиях при предъявлении портфолио в различных образовательных учреждениях.

С 2003-2004 учебного года в десяти субъектах Российской Федерации проводится эксперимент по предпрофильной подготовке, в котором принимают участие 266 общеобразовательных учреждений. В приложении к настоящему письму приведены рекомендации рабочей группы Министерства образования и науки Российской Федерации по разработке технологии портфолио, предложения по критериям оценивания портфолио, выработанные в ходе эксперимента (Новикова Т.Г., Прутченков А.С., Пинская М.А., Федотова Е.Е. Папка личных достижений школьника – «Портфолио»: теория вопроса и практика реализации/ Под ред. Т.Г. Новиковой. – М.: АПК и ПРО, 2004. – 112 с.). Эти и другие материалы, размещенные на сайтах www.profile-edu.ru, www.apkro.ru, могут служить основой для обсуждения предложенных выше вопросов и разработки петербургской модели портфолио.
Приложение: на 3 л.

Заместитель председателя Комитета П.А. Баранов

Письмо подготовлено отделом модернизации

образования, международного, регионального

сотрудничества и общественных связей

Л.С. Илюшин
Креславская Ольга Альфредовна

319-99-14

Приложение 1



Рекомендации рабочей группы Министерства образования и науки Российской Федерации по разработке технологии портфолио


  • При сборе материалов и оформлении портфолио должен использоваться только принцип «добровольности» (прежде всего, с точки зрения ребенка). Школьник, который занимается сбором материалов для своего портфолио, сам лично решает, какие именно документы и материалы он помещает в папку личных достижений. Это должно стать ведущим принципом работы с портфолио. В то же время взрослым следует активно помогать ребенку в этом процессе, оказывая психологическую и практическую поддержку.

  • При формировании портфолио чаще обращаться в учреждения дополнительного и профессионального образования, в детские общественные организации, стимулировать ребенка принимать участие в проводимых ими мероприятиях. Обращение к данной социальной сфере расширяет возможности школьника для демонстрации его личных достижений и сбора материалов для портфолио.

  • При формировании портфолио важно не количество, а качество материалов, которые помогают сделать верный и осознанный выбор профиля дальнейшего обучения.

  • Соблюдение принципа «профильности», то есть отбора из общей массы имеющихся материалов и документов той части, которая реально демонстрирует обоснованность выбора данного профиля (или направления деятельности).

  • Папка личных достижений не должна становиться «зачетной книжкой» с пронумерованными страницами и невозможностью изъятия или замены того или иного документа. Именно эта свобода особенно важна для ребенка, собирающего свой портфолио как папку личных достижений.

  • Включение в портфолио характеристики классного руководителя или педагогического совета – дело самого ребенка.

  • Не следует увлекаться внешним оформлением материалов портфолио и требовать их внешнего единообразия, но следует выдержать саму схему заполнения портфолио: титул и основные разделы.

  • Не следует преувеличивать значение итогового балла портфолио по сравнению с официальными результатами государственных экзаменов. Портфолио – важный, но все же дополнительный инструмент определения профиля дальнейшего обучения. Рекомендуемый «вес портфолио» - от 5 до 10 баллов.

  • Следует разработать и на уровне региона принять локальный нормативный документ, который будет регулировать вопросы оценивания и использования материалов портфолио при формировании состава классов для дальнейшего профильного обучения.


Приложение 2
Образовательный рейтинг выпускника основной школы


Позиции

Компоненты

Результаты

    1. Итоговая аттестация

1.1. Экзамены, установленные МОиН РФ

Математика

до 5 баллов

Русский язык

до 5 баллов

1.2. Экзамены

по выбору обучающегося

1.

до 5 баллов

2.

до 5 баллов

    1. Индивидуальная накопительная оценка

2.1. Элективные курсы

1.

    • прослушал, ознакомлен – 1 балл

    • знает материал – 2 балла

    • применяет (проекты, рефераты, доклады) – 3 балла

2.

3.

4.

Максимум - 12 баллов

Элективные курсы, реализуемые в объеме до 17 ч., оцениваются в рамках предложенных баллов. Элективные курсы, реализуемые в большем объеме, оцениваются максимум 6 баллов.

2.2. Предметные олимпиады

Международные,

Всероссийские,

республиканские

- победитель – 10 баллов

- призер – 9 баллов

- участник – 8 баллов

Областные

- победитель – 9 баллов

- призер – 8 баллов

- участник – 7 баллов

Городские

- победитель – 7 баллов

- призер – 6 баллов

- участник – 5 баллов

Районные

- победитель – 5 баллов

- призер – 4 балла

- участник – 3 балла

Школьные

- победитель – 3 балла

- призер – 2 балла

- участник – 1 балл

Максимум – 10 баллов

2.3. Индивидуаль-ные достижения

Международного,

Всероссийского, республиканского уровня

    • победитель и призер – 10 баллов

    • участник – 6 баллов

Областного, городского уровня

    • победитель и призер – 6 баллов

    • участник – 4 балла

Районного уровня

    • победитель и призер – 4 балла

- участник – 2 балла

Школьного уровня

    • победитель и призер – 2 балла

- участник – 1 балл

Максимум – 10 баллов

2.4. Дополнитель-ные достижения

Кружки, объединения, конкурсы, фестивали, смотры

По факту наличия документа

Максимальное количество баллов - 52
Приложение 3


Критерии оценки проектной исследовательской работы


  1. Корректность формулировки темы, соответствие текста объявленной теме (от 0 до 5 баллов).

  2. Оригинальность и ценность собранного документального материала (от 0 до 10 баллов).

  3. Исследовательское мастерство: умение непротиворечиво использовать собранный материал и делать аргументированные выводы (от 0 до 10 баллов).

  4. Композиция: логика работы, структура (от 0 до 6 баллов).

  5. Язык и стиль изложения (от 0 до 5 баллов).

  6. Культура оформления работы: наличие справочного аппарата, библиографии, этика цитирования (от 0 до 3 баллов).

  7. Общее впечатление (от 0 до 10 баллов).





Похожие:

Инструктивно-методическое письмо об использовании портфолио как средства учета достижений учащихся 9-х классов iconИнструктивно-методическое письмо Комитета по образованию Санкт-Петербурга...
Порядок действий дошкольной образовательной организации при приёме заявлений на обучение

Инструктивно-методическое письмо об использовании портфолио как средства учета достижений учащихся 9-х классов iconПоложение о портфолио обучающихся начальных классов, реализующих фгос ноо
Настоящее положение определяет порядок формирования, структуру и использования Портфолио («Портфеля достижений») как способа накопления...

Инструктивно-методическое письмо об использовании портфолио как средства учета достижений учащихся 9-х классов icon«Портфолио как форма оценки личностных достижений гимназистов среднего общего образования»
«Система оценки достижений. Портфолио учителя. Портфолио ученика. Языковой портфель»

Инструктивно-методическое письмо об использовании портфолио как средства учета достижений учащихся 9-х классов iconПоложение о формировании и содержании портфолио достижений учащихся
«Портфолио» (в широком смысле слова) – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный...

Инструктивно-методическое письмо об использовании портфолио как средства учета достижений учащихся 9-х классов iconПоложение о портфолио в гбоу школе №555 «белогорье»
Настоящее Положение регламентирует требования к портфолио как способу фиксации и предъявления различных материалов, документов и...

Инструктивно-методическое письмо об использовании портфолио как средства учета достижений учащихся 9-х классов iconПоложение о портфолио ученика начальных классов
Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период обучения. Портфолио,...

Инструктивно-методическое письмо об использовании портфолио как средства учета достижений учащихся 9-х классов iconПриозерский муниципальный район Ленинградской области
Секция Тематика: «Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система внутренней накопительной оценки достижений...

Инструктивно-методическое письмо об использовании портфолио как средства учета достижений учащихся 9-х классов iconОсновная образовательная программа основного общего образования муниципального...
Система внутришкольного мониторинга образовательных достижений и портфолио достижений как инструменты динамики образовательных достижений...

Инструктивно-методическое письмо об использовании портфолио как средства учета достижений учащихся 9-х классов iconПортфолио ребенка как один из видов работы с родителями
Портфолио как понятие, получившее значительное распространение в последние годы, во всем мире является методом оценивания реальных...

Инструктивно-методическое письмо об использовании портфолио как средства учета достижений учащихся 9-х классов iconПоложение о модели портфолио индивидуальных образовательных достижений учащихся школы
Портфолио помогает организовать контроль над своим временем, правильно реагировать на ошибки, ставить реальные задачи и позволяет...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск