Скачать 105.71 Kb.
|
Руководителям органов управления образованием администраций районов Санкт-Петербурга Инструктивно-методическое письмооб использовании портфолио как средства учета достижений учащихся 9-х классов В соответствии с распоряжением Комитета по образованию от 10.03.2005 № 93-р «О формировании учебных планов образовательных учреждений Санкт-Петербурга» с 01.09.2005 в 9 классах образовательных учреждений Санкт-Петербурга, подведомственных Комитету по образованию, за исключением гимназий, лицеев и школ с углубленным изучением предметов, осуществляется предпрофильная подготовка, включающая информационную работу, профильную ориентацию и изучение элективных курсов (курсов по выбору). Индивидуальные достижения учащихся, позволяющие более полно оценить уровень готовности к продолжению образования по тому или иному профилю обучения на старшей ступени, предлагается оформить в виде портфолио. С целью конкретизации данной деятельности Комитет по образованию направляет настоящее Инструктивно-методическое письмо. Традиционный портфолио представляет собой подборку, коллекцию работ, призванную демонстрировать образовательные достижения учащегося. Являясь, по сути, альтернативным способом оценивания по отношению к традиционным формам (тест, экзамен), портфолио позволяет решить две основные задачи:
Основной смысл портфолио – «показать все, на что ты способен». Педагогическая философия портфолио предполагает:
Портфолио может состоять из трех разделов (три типа портфолио): «портфолио документов», «портфолио работ», «портфолио отзывов». «Портфолио документов»: портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений, в котором ученик представляет сертификаты официально признанных международных, федеральных, региональных конкурсов, соревнований, олимпиад и т.п., документы об участии в грантах, об окончании музыкальных, художественных, спортивных школ, сертификаты о прохождении тестирования и т.п. Портфолио этого типа дает представление о результатах, но не описывает процесса индивидуального развития ученика, разнообразия его творческой активности, его учебного стиля и т.п. «Портфолио работ»: собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ учащегося (не подтвержденных сертифицированным документом), выполненных им в ходе обучения на курсах по выбору или при обучении в учреждениях дополнительного образования детей, других учреждениях, или выполненные самостоятельно; «зачетная книжка» о прохождении учащимся курсов по выбору в рамках предпрофильной подготовки (см. Инструктивно-методическое письмо Комитета по образованию от 20.04.2005 № 04-01251/о.о. «Об организации сетевого взаимодействия образовательных учреждений при переходе к профильному обучению»). Портфолио этого типа дает широкое представление о динамике учебной и творческой активности ученика, направленности его интересов, характере предпрофильной подготовки. «Портфолио отзывов»: отзывы на творческие, исследовательские проекты и другие работы, социальные практики, участие в конференциях и т.п.; характеристики отношения школьника к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, одноклассниками, работниками системы дополнительного образования детей и др., письменный анализ отношения самого школьника к своей конкретной деятельности и ее результатам. Этот раздел портфолио дает возможность включить механизмы самооценки ученика, что повышает степень осознанности процессов, связанных с обучением и выбором профильного направления или конкретного профиля. Каждый элемент портфолио должен датироваться, чтобы можно было проследить динамику учебного прогресса. Желательно, чтобы при оформлении окончательного варианта портфолио содержал сопроводительное письмо владельца с указанием цели, предназначения и краткого описания данного документа, оглавление с перечислением разделов и основных элементов представляемого портфолио, самоанализ и взгляд в будущее. Приветствуются инициативы, связанные с творческим и технологичным оформлением портфолио (в т.ч. применение средств мультимедиа при создании его электронной версии). У портфолио как формы представления достижений учащихся много достоинств, однако, существует и серьезный недостаток – сложность оценки. Возникает проблема обязательного минимума и необязательного максимума его элементов, могут быть сложности с распределением «веса» оценки между различными разделами портфолио. Система оценивания портфолио строится в соответствии с задачами его использования. Одним из вариантов является неформальное (экспертное) оценивание, включающее коллективную оценку педагогов, родителей, соучеников. Другим – формализация и стандартизация критериев оценивания, согласованных с общепринятыми учебными умениями. Опыт регионов, активно использующих портфолио в образовательном процессе, показывает, что целесообразно регламентировать систему оценивания материалов портфолио. За элементами «портфолио документов» можно закрепить балльную оценку, стандартизировав разброс баллов, ограничив шкалу (например, от 0 до 10 или от 0 до 20 баллов). «Портфолио работ» предлагается оценивать как количественно, так и качественно. Качественную оценку можно провести по параметрам полноты, разнообразия и убедительности материалов, качества представленных работ, ориентированности на выбранный профиль обучения и др. Количественная оценка требует разработки четкой критериальной базы и ее принятия на региональном или районном уровне, уровне образовательного учреждения. «Портфолио отзывов», как наименее формализованный, количественному оцениванию не подлежит. Его цель – раскрыть индивидуальные образовательные и профессиональные склонности ученика, поэтому представленную информацию целесообразно рассматривать как дополнительную, имеющую форму психолого-педагогической характеристики, рекомендательного письма и т.п. Портфолио может использоваться в качестве одной из составляющих образовательного рейтинга выпускника основной школы наряду с результатами итоговой аттестации и учитываться при комплектовании 10 классов. При определении образовательного рейтинга ученика приоритетом должны стать «профильные» достижения, то есть результаты, достигнутые в областях, соответствующих избираемому на 10-11-е классы профилю обучения. Разъяснения по представлению портфолио в аттестате об основном общем образовании будут дополнительно направлены в органы управления образованием администраций районов Санкт-Петербурга в рамках письма Комитета по образованию «Об оформлении документов государственного образца об основном и среднем (полном) общем образовании». Комитет по образованию рекомендует органам управления образованием администраций районов Санкт-Петербурга принять к сведению представленную информацию и организовать в районах обсуждение таких вопросов, связанных с формированием и оценкой портфолио, как:
Комитет по образованию считает целесообразным установить в каждом районе единые требования к формированию и оценке портфолио, что позволит учащимся находиться в равных условиях при предъявлении портфолио в различных образовательных учреждениях. С 2003-2004 учебного года в десяти субъектах Российской Федерации проводится эксперимент по предпрофильной подготовке, в котором принимают участие 266 общеобразовательных учреждений. В приложении к настоящему письму приведены рекомендации рабочей группы Министерства образования и науки Российской Федерации по разработке технологии портфолио, предложения по критериям оценивания портфолио, выработанные в ходе эксперимента (Новикова Т.Г., Прутченков А.С., Пинская М.А., Федотова Е.Е. Папка личных достижений школьника – «Портфолио»: теория вопроса и практика реализации/ Под ред. Т.Г. Новиковой. – М.: АПК и ПРО, 2004. – 112 с.). Эти и другие материалы, размещенные на сайтах www.profile-edu.ru, www.apkro.ru, могут служить основой для обсуждения предложенных выше вопросов и разработки петербургской модели портфолио. Приложение: на 3 л. Заместитель председателя Комитета П.А. Баранов Письмо подготовлено отделом модернизации образования, международного, регионального сотрудничества и общественных связей Л.С. Илюшин Креславская Ольга Альфредовна 319-99-14 Приложение 1Рекомендации рабочей группы Министерства образования и науки Российской Федерации по разработке технологии портфолио
Приложение 2 Образовательный рейтинг выпускника основной школы
Приложение 3Критерии оценки проектной исследовательской работы
|
Порядок действий дошкольной образовательной организации при приёме заявлений на обучение | Настоящее положение определяет порядок формирования, структуру и использования Портфолио («Портфеля достижений») как способа накопления... | ||
«Система оценки достижений. Портфолио учителя. Портфолио ученика. Языковой портфель» | «Портфолио» (в широком смысле слова) – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный... | ||
Настоящее Положение регламентирует требования к портфолио как способу фиксации и предъявления различных материалов, документов и... | Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период обучения. Портфолио,... | ||
Секция Тематика: «Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система внутренней накопительной оценки достижений... | Система внутришкольного мониторинга образовательных достижений и портфолио достижений как инструменты динамики образовательных достижений... | ||
Портфолио как понятие, получившее значительное распространение в последние годы, во всем мире является методом оценивания реальных... | Портфолио помогает организовать контроль над своим временем, правильно реагировать на ошибки, ставить реальные задачи и позволяет... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |