1. Общие положения
Настоящее Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме (далее – Положение) разработано для Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Детский сад №16 «Рябинка» муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан (далее - Учреждение).
1.2.Психолого - медико-педагогический консилиум (далее - ПМПк) является формой методической работы педагогического коллектива и взаимодействия специалистов, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с отклонениями в развитии или с в состоянии декомпенсации в условиях Учреждения. Это систематически действующее совещание лиц, участвующих в учебно-воспитательной работе Учреждения, наделенное правом давать рекомендации. 1.3. ПМПк осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», международными актами в области защиты прав и законных интересов ребенка (Конвенцией ООН о правах ребенка и др.), нормативно-методическими, правовыми и другими документами Министерства образования Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства социальной защиты населения Российской Федерации, письмом Минобразования России от 27.03.2000 № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПК) образовательного учреждения», Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования», Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.09.2013 г. №1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии», Уставом Учреждения. 1.4. ПМПк создается на базе Учреждения, приказом заведующего Учреждения, при наличии соответствующих специалистов. 1.5. ПМПк осуществляет свою деятельность, взаимодействуя с педагогическим советом, медицинской, логопедической и психологической службами Учреждения и всеми звеньями учебно-воспитательного процесса. 1.6. Общее руководство возлагается на заведующего Учреждения. 1.7. ПМПк в своей деятельности руководствуется Уставом, договором между Учреждением и родителями (законными представителями), договором между ПМПк и зональной психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК), настоящим Положением.
1.8. Принимается педагогическим советом с учетом мнения родителей, оформляется протоколом и утверждается заведующим.
1.9. Срок действия данного Положения не ограничен. Данное положение действует до принятия нового.
Основные направления консилиума
2.1. Целью деятельности ПМПк является обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников, исходя из реальных возможностей Учреждения и в соответствии с возрастом, индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья воспитанников. 2.2. ПМПк собирается для установления педагогического диагноза и выработки коллективного решения о мерах коррекционного воздействия, консультирует родителей, воспитателей, специалистов по вопросам профилактики, лечения, воспитания, обучения, педагогической поддержки детей с особыми возможностями здоровья, готовит документы для заседания ГБУ Кумертауская ПМПК в случае неясного диагноза или при отсутствии положительной динамики в развитии и воспитании ребенка. 2.3. Диагностическая функция ПМПк предусматривает разработку рекомендаций и программ индивидуальной коррекционной работы с детьми. 2.4. Реабилитирующая функция предполагает защиту интересов ребенка, попавшего в неблагоприятные семейные или учебно-воспитательные условия. 2.5. Основными направлениями деятельности ПМПк являются:
– выработка коллективных рекомендаций по психолого-педагогической работе;
– комплексное воздействие на личность ребенка;
– консультативная помощь семье в вопросах коррекционно-развивающего воспитания и обучения;
– социальная защита ребенка в случаях неблагоприятных условий жизни или психотравмирующих обстоятельств;
– охрана и укрепление соматического и психологического здоровья с учетом индивидуальных потребностей и возможностей ребенка.
Задачи консилиума
Основная задача ПМПк – определение основных направлений, форм и сроков коррекционно-развивающего процесса.
3.2. В задачи консилиума входят:
– организация и проведение комплексного изучения личности ребенка с использованием диагностических методик психолого-педагогического обследования;
– выявление уровня и особенностей развития познавательной деятельности, психической и физической подготовленности воспитанников;
– определение характера и продолжительности специальной (коррекционной) помощи в рамках, имеющихся в образовательном учреждении возможностей;
– выбор оптимальных для развития ребенка образовательных программ, соответствующих уровню его подготовки к обучению;
– согласование планов работы различных специалистов;
– профилактика физических, интеллектуальных и психологических перегрузок, эмоциональных срывов; организация оздоровительных мероприятий;
– подготовка и ведение документации, отражающей развитие ребенка, динамику его состояния;
– составление подробного заключения о состоянии здоровья и развития ребенка на заседание ГБУ Кумертауская ПМПК.
Организация работы ПМПк и ведение документации
4.1. Обследование ребенка специалистами ПМПк осуществляется по инициативе сотрудников Учреждения или родителей (законных представителей).
Заседания консилиума разделяются на плановые, которые проводятся один раз в квартал, и внеплановые. Совещание специалистов может быть также созвано экстренно, в связи с острой необходимостью. Поводом для проведения внепланового ПМПк является выявление или возникновение новых обстоятельств, отрицательно влияющих на развитие ребенка в создавшихся образовательных условиях. Внеплановый консилиум способствует установлению причин возникших проблем; оценке размеров регресса, его устойчивости, возможности преодоления; определению допустимых нагрузок; направлению на психолого-медико-педагогическую комиссию (в случае необходимости). 4.2. Организация заседаний проводится в два этапа:
– подготовительный этап предусматривает сбор предварительных диагностических данных, которые необходимо уточнить и дифференцировать на заседании;
– на основном этапе проводится заседание консилиума, на которое приглашаются ребенок и его родители (законные представители). 4.3. На период подготовки заседания ПМПк и реализации рекомендаций назначается ведущий специалист – логопед (психолог или воспитатель), проводящий коррекционно-развивающее обучение. Он отслеживает динамику развития ребенка и эффективность оказываемой помощи, выступает с инициативой повторных направлений на психолого-медико-педагогическую комиссию. 4.4. На заседании ПМПк каждый специалист, участвовавший в коррекционной работе с детьми, представляет составленные на основе обследования заключение (представление) и рекомендации (медицинские, психологические, логопедические, педагогические). 4.5. Схема заседания предусматривает:
– организационный момент;
– заслушивание заключений (представлений) специалистов, их дополнение ведущим специалистом, (медицинской сестрой) и другими членами ПМПк;
– собеседование с родителями;
– собеседование с ребенком;
– постановку психолого-педагогического диагноза;
– обмен мнениями и предложениями по коррекции развития;
– выработку рекомендаций;
– разработку программы индивидуальной коррекционной работы с ребенком. 4.6. Коллегиальное заключение ПМПк содержит обобщенную характеристику психофизического развития и программу специальной помощи, обобщающую рекомендации специалистов. Коллегиальное заключение подписывается председателем и всеми членами ПМПк. 4.7. В ПМПк ДОУ ведется следующая документация:
журнал предварительной записи детей на ПМПк;
журнал регистрации плановых и внеплановых консилиумов;
список специалистов ПМПк;
график плановых консилиумов (не реже одного раза в квартал) ;
списки групп коррекционно - развивающей, иной специальной образовательной направленности, находящихся под динамическим наблюдением специалистов ПМПк;
нормативные и методические документы, регулирующие деятельность специалистов ПМПк .
Протоколы заседаний психолого - медико - педагогического консилиума (ПМПк).
4.9. На заседание ПМПк ДОУ представляется следующая документация:
4.9.1. педагогическое представление на ребенка, в котором должны быть отражены проблемы, возникающие у воспитателей, работающих с ребенком (характеристика деятельности ребенка на занятиях и в самостоятельной деятельности);
4.9.2. психологическое представление;
4.9.3. логопедическое представление;
4.9.4. подробная выписка из медицинской карточки, содержащая данные об анамнезе развития ребенка (при необходимости).
Состав ПМПк
5.1. В заседаниях консилиума принимают участие постоянные и временные члены.
Постоянными членами ПМПк по приказу заведующего Учреждением являются:
– старший воспитатель;
– учитель-логопед;
– педагог-психолог;
– врач (медицинская сестра) по договору с Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Республики Башкортостан Мелеузовская центральная районная больница.
Они присутствуют на каждом заседании, участвуют в его подготовке и контролируют выполнение рекомендаций. Из числа членов ПМПк избирается секретарь. 5.2. При необходимости в работе ПМПк могут участвовать воспитатели ДОУ и другие специалисты, приглашаются родители (законные представители). 5.3. Председателем консилиума является заведующий Учреждения. 5.4. Председатель консилиума организует работу в соответствии с Положением о деятельности ПМПк. 5.5. Члены ПМПк выполняют работу в рамках основного рабочего времени, составляя индивидуальный план работы в соответствии с реальным запросом на обследование детей. 5.6. Председатель ПМПк ДОУ ставит в известность родителей (законных представителей) и специалистов ПМПк ДОУ о необходимости обсуждения проблемы ребенка и проводит заседания ПМПк , координирует работу всех специалистов при подготовке к заседаниям; секретарь ПМПк ДОУ ведет протоколы, учет всей документации и осуществляет ознакомление с ней всех членов ПМПк ДОУ. 5.7. Обследование ребенка проводится каждым специалистом консилиума индивидуально с учетом реальной возрастно-психофизической нагрузки. 5.8. Председатель ПМПк информирует родителей (законных представителей) о состоянии здоровья ребенка и его возможностях, по рекомендации ПМПк направляет его на консультацию к специалистам, дает советы по режиму. 5.9. В обязанности логопеда входят информирование специалистов консилиума об особенностях речевого развития воспитанника; разработка программ коррекционно-развивающей работы; ведение журнала комплексного динамического наблюдения за ребенком. 5.10. Обязанности педагога - психолога:
– углубленное изучение особенностей интеллектуального развития детей, их личностных и поведенческих реакций;
– оказание методической помощи логопедам и воспитателям в оценке интеллектуального развития ребенка, основных качеств его личности, мотивации, эмоциональной сферы;
– разработка коррекционной программы индивидуального развития ребенка и построение программы совместных действий с другими специалистами. 5.11. Воспитатель дает ребенку характеристику с описанием трудностей в его воспитании и обучении, участвует в собеседовании с родителями, планирует индивидуальную работу с детьми. 5.12. Специалисты и воспитатели обязаны не позднее, чем за 7 дней до даты проведения очередного заседания ПМПк ДОУ представить секретарю аналитические и диагностические материалы по результатам проведенной коррекционной работы, и заключение с оценкой эффективности этой работы. 5.13. ПМПк ДОУ имеет право:
5.13.1. определять оптимальное для развития ребенка программы обучения и воспитания в пределах своей компетенции;
5.13.2. запрашивать в других учреждениях информацию по вопросам своей компетенции. 5.14.ПМПк обязан:
5.14.1. предоставлять в установленном порядке отчетность и информацию по вопросам, входящим в компетенцию консилиума;
5.14.2. соблюдать конфиденциальность информации;
Взаимодействие ПМПк с родителями
(законными представителями) воспитанников
Порядок взаимодействия ПМПк с родителями (законными представителями) воспитанника о его психолого-медико-педагогическом обследовании и сопровождении определяется Договором, установленная форма которого дается в инструктивно-методическом письме Министерства Образования РФ за №27/901-6 от 27.03.2000 года.
Договор с родителями (законными представителями) заключает заведующий Учреждением в двух экземплярах, один из которых выдается родителям (законным представителям) на руки.
Заключения специалистов, коллегиальное заключение ПМПк доводятся до сведения родителей (законных представителей) в доступной для понимания форме, предложенные рекомендации реализуются только с их согласия.
При направлении воспитанника на обследование зональной ПМПк копия коллегиального заключения ПМПк выдается родителям (законным представителям) на руки.
В другие учреждения и организации заключения специалистов или коллегиальные заключения ПМПк направляются только по официальному запросу.
6.6.Родители (законные представители) имеют право:
6.6.1 защищать законные права своих детей;
6.6.2 присутствовать при работе ПМПк ДОУ. 7. Взаимодействие с другими учреждениями
7.1. С ГБУ Кумертауская ПМПК в соответствии с Договором о взаимодействии психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и ПМПк ДОУ. 7.2. С Управлением образования по вопросам методического руководства работой, повышению квалификации и обмену опытом специалистов ПМПк ДОУ, по вопросам контроля за деятельностью ПМПк ДОУ, по отчетам о результатах работы специалистов ПМПк ДОУ. 7.3. С Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Республики Башкортостан Мелеузовская центральная районная больница по вопросам участия в заседаниях врача (медицинской сестры). 8. Заключительные положения 8.1. Члены ПМПк Учреждения несут ответственность за:
- принимаемые решения;
- сохранение тайны информации о состоянии физического и психологического здоровья воспитанника, о принятом решении ПМПк;
- за выполнение не в полном объеме или невыполнение закрепленных за ним задач и функций. 8.2. В настоящее Положение, заведующим Учреждения, могут быть внесены изменения и дополнения в установленном порядке. 8.3. Внесение изменений и дополнений в настоящее Положение оформляется приказом заведующего Учреждением. 8.4. Настоящее Положение вступает в силу с даты его утверждения заведующим Учреждения. 8.5. Вопросы, не урегулированные в настоящем Положении, подлежат урегулированию в соответствии с действующим законодательством РФ, Уставом Учреждения и иными локальными нормативными актами Учреждения. 9. Перечень приложений
1. Форма журнала предварительной записи детей на ПМПк
2. Форма журнала регистрации плановых и внеплановых ПМПк.
3. Договор между МАДОУ Детский сад №16 «Рябинка» и родителями (законными представителями) воспитанника о его психолого-медико-педагогическом обследовании и сопровождении. 4. Договор о взаимодействии зональной психолого - медико-педагогической комиссии (ПМПК) и психолого-медико-педагогического консилиума МАДОУ Детский сад №16 «Рябинка» (ПМПк).
Представление педагога – психолога на воспитанника МАДОУ Детский сад №16 «Рябинка» для ПМПк.
Логопедическое представление учителя-логопеда на МАДОУ Детский сад №16 «Рябинка» для ПМПк.
Педагогическая характеристика на воспитанника МАДОУ Детский сад №16 «Рябинка» для ПМПк (оценка особенностей развития ребенка дошкольного возраста).
Социальная часть карты развития воспитанника МАДОУ Детский сад №16 «Рябинка» для ПМПк.
Выписка из медицинской карты воспитанника МАДОУ Детский сад №16 «Рябинка» для ПМПк ( история развития ).
Индивидуальная программа развития воспитанника МАДОУ Детский сад №16 «Рябинка» по рекомендации ПМПк.
План работы Психолого - медико - педагогического консилиума (ПМПк).
Протокол заседания психолого - медико - педагогического консилиума (ПМПк)
Приложение № 1
Форма журнала предварительной записи детей на ПМПк
№
|
Дата
| Фамилия, имя ребенка
| Дата рождения
|
Пол
| Инициатор обращения
| Повод обращения
| График консультирования специалистами
|
|
|
|
|
|
|
|
| Приложение № 2
Форма журнала регистрации плановых и внеплановых ПМПк
№
|
Дата
| Ф.И. ребенка
| Возраст
| Пол
| Проблема
| Заключение специалиста или коллегиальное заключение ПМПк
| Рекомендации
| Специалист или состав ПМПк
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Приложение № 3
|