Скачать 0.7 Mb.
|
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Институт образования Магистерская программа «Управление образованием» МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ На тему «Процедуры отбора экспертов осуществляющих контрольно-надзорную деятельность в сфере образования»
Москва, 2013 г. ОглавлениеВ докладе «Об осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования Министерством общего и профессионального образования Свердловской области и об эффективности такого контроля (надзора) в 2011 году» [21] в разделе «Состояние нормативно-правового регулирования государственного контроля (надзора)» указано, что «крайне затрудняет деятельность Министерства отсутствие нормативных правовых актов, регулирующих вопросы привлечения экспертов (экспертных организаций) к мероприятиям по контролю». 5 §1. Понятие, задачи и функции экспертов в рамках контрольно-надзорной деятельности в сфере образования 9 Введение Анализ практики контрольно-надзорной деятельности, как на федеральном, так и на региональном уровнях свидетельствует об отсутствии единых критериев отбора экспертов и экспертных организаций, механизмов их участия в проверках с учетом особенностей различных направлений проверок. Нет также методик проведения оценки экспертной работы конкретных экспертов и экспертных организаций. Все это существенно препятствует повышению прозрачности и объективности, как проведения контрольных мероприятий, так и результатов проверок [60]. Несмотря на то, что существуют определенные требования к экспертам, привлекаемым для осуществления контрольно-надзорной деятельности в сфере образования, тем не менее, они достаточно нечеткие и представлены всего лишь двумя критериями: 1) отсутствие состояния в трудовых и гражданско-правовых отношениях с объектом проверки; 2) отсутствие состояния аффилиации с проверяемыми лицами [28]. Анализ привлечения экспертов к осуществлению государственного контроля (надзора) в области образования показал, что общий порядок аккредитации граждан, привлекаемых органами государственного контроля (надзора) к проведению мероприятий по контролю, устанавливает формальный отбор кандидатов. Необходимо лишь наличие соответствующего образования, опыта работы и отсутствие конфликта интересов. Такой подход не позволяет органу государственной власти, осуществляющему функции по контролю и надзору в сфере образования, установить уровень профессиональной компетенции привлекаемых экспертов, определить насколько они знают как предмет проводимых мероприятий по контролю и надзору, так и процедуру их проведения. Привлечение аккредитованных граждан к мероприятиям по контролю без установления уровня их профессионализма может привести к достаточно серьезным последствиям для органа государственного контроля (надзора) в случае нарушения прав проверяемой образовательной организации, вынесения незаконного предписания и т.д., а аккредитованный эксперт может только лишится своего статуса (аннулирование аккредитации). Также следует отметить, что Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» не содержит норм, определяющих ответственность экспертов (представителей экспертных организаций), самой экспертной организации при проведении проверки за нарушения норм Федерального закона № 294-ФЗ. Ст. 19 Федерального закона № 294-ФЗ говорит об ответственности исключительно органа государственного контроля (надзора) и их должностных лиц при проведении проверки. Эксперт (представитель экспертной организации) должностным лицом в данном контексте не является. В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях закреплена норма об административной ответственности экспертов. Согласно ст. 19.26 КоАП РФ заведомо ложное заключение эксперта при осуществлении государственного контроля (надзора) влечет наложение административного штрафа лишь в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей. Кроме того, эксперт, экспертная организация могут понести гражданско-правовую ответственность в соответствии лишь с положениями заключенного с ними договора о проведении экспертизы. При осуществлении государственного надзора за деятельностью органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, критерии отбора утверждаются Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, она же и проводит сама отбор. В настоящее время Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки не утверждены критерии отбора экспертов, экспертных организаций. На официальном сайте Рособрнадзора (http://www.obrnadzor.gov.ru/) отсутствует и проект приказа по данному вопросу. |
Нормативный характер оспариваемого правового акта | Нормативный характер оспариваемого правового акта | ||
Проверка соответствия структуры основных образовательных программ требованиям фгос 110 | Внутренний регламент зао ук «Тройка Диалог» по проведению научно-технической экспертизы венчурных инвестиционных проектов в сфере... | ||
В соответствии с Законом РФ «Об образовании в рф» граждане РФ имеют право на выбор формы получения образования – в организациях,... | Открытый отбор проводится согласно Порядка проведения открытого отбора проектов малых и средних технологических компаний, осуществляющих... | ||
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07. 04. 2014 №276 «О порядке проведения аттестации... | В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07. 04. 2014 г. №276 «О порядке проведения аттестации... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |