Скачать 0.66 Mb.
|
Россия Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Тюменская область, Г.Пыть-Ях,5 микрорайон «Солнечный», д.5А Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №5 Ильиных Ирина ВладимировнаИгровая деятельность как средство достижения результатов в условиях внедрения ФГОС нового поколенияПыть-Ях 2016 г. Оглавление. Глоссарий………………………………………………………………………..3Введение……………………………………………………………………… .5Глава 1 . Введение ……………………………………………………………. … .5 1.1. Понятие «Игровые педагогические технологии»………………………..7 1.2. Функции педагогической игры …………………………………….……...7 Глава 2. Исследование функций педагогической игры и её влияния на результат учебно-воспитательного процесса…..………………………….14 2.1 Результаты использования игровых технологий………………………….15 Выводы ………………………………………………………………………….15 Библиография…………….………………………………………………………16 Приложения…………………………………………………………………… 17 Глоссарий.
синкретизм — (в психологии) (от греч. synkretismos соединение, объединение) нерасчлененность психических функций на ранних этапах развития ребенка.
Мастер не учит, а создает ситуации. Древняя мудрость Введение. Актуальность исследования. В настоящее время перед начальной школой обозначены новые задачи - обеспечить условия для развития ребенка как субъекта собственной деятельности, субъекта развития (а не объекта педагогических воздействий учителя). Именно так формулируются задачи начального образования в Федеральных государственных стандартах общего образования. Одним из важных факторов, влияющих на решение поставленных задач, является потеря многими учащимися интереса к учению. Как решить эту проблему? Ведущей деятельностью школьников 7 лет остается игра. В начальных классах активно используются игровые технологии, как правило, это соревнование, конкурс или развлечение. Но такой подход не позволяет развивать познавательные, регулятивные действия у школьников, т.е. не работает на федеральные государственные стандарты! Проблема: Как организовать игру, удовлетворяющую требованиям федеральных образовательных стандартов начального общего образования. Гипотезой является предположение о том, что использование игровых технологий в реализации системно-деятельностного подхода на уроках в начальных классах, способствует развитию универсальных учебных действий у младших школьников. Объект исследования: процесс моделирования игровых ситуаций, ориентированных на деятельностный подход в обучении. Предмет исследования: функциональные возможности игры как эффективного метода организации деятельности на уроках в начальной школе. Цель работы: Определение набора функций игровых технологий для реализации ФГОС Задачи: 1. Провести теоретический анализ различных подходов к пониманию игры на уроках в начальных классах. 2. Исследовать отношение детей к использованию игровых технологий. 3. Обобщить опыт внедрения игровых технологий в начальных классах. Методы исследования:
Новизна исследования. Использование игровых технологий как средства реализации системно-деятельностного подхода в условиях федеральных государственных образовательных стандартов. Апробация исследования. МБОУ СОШ№5 г.Пыть-Ях 1б класс Практическая значимость. Данная работа будет полезна учителям начальных классов Глава 1 Введение Учение – это радость, а не только долг, учением можно заниматься с увлечением, а не только по обязанности. Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети свободно вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую. Я хочу представить опыт организации учебного процесса, основанный на игровой деятельности. Игровым технологиям я уделяю больше внимания, т.к. они являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению нового материала. Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять. Содержание игры – это всегда осуществление ряда учебных задач. В игре ученики попадают в ситуацию, позволяющую им критически оценивать свои знания в действии, привести эти знания в систему. Но игра это не только когда в учебную деятельность вводятся соревнования, игра прежде всего учит. В педагогическом процессе игра выступает как метод обучения и воспитания, передачи накопленного опыта. Я в своей практике, использую игровую деятельность в следующих случаях:
Но игра не может проявиться на уроке в, «чистом виде», я, как учитель должна организовать и координировать игровую деятельность детей. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые должны выступать как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает довольно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом. 1.2. Функции педагогической игры Большинство исследователей сходятся во мнении, что в жизни ребенка игра выполняет такие важнейшие функции, как:
Игровая технология – самая актуальная для учителя начальной школы. Первый год обучения является стартовым и крайне важным для формирования универсальных учебных действий, т. к. именно в этот год у детей происходит плавный переход от игровой деятельности к учебной. Переход возможен только при интенсивном формировании всех видов универсальных действий, с этой целью мы естественно считаем применение игровых технологий на уроках начальных классов необходимым, так как ценность игры в психолого-педагогическом контексте очевидна. Но давайте подробнее рассмотрим функции игры. РАЗВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ Основная задача игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес к чему-либо, а для учителя сделать урок интересным и продуктивным. Инструментом включения в игру могут служить наглядные пособия, кукольные игрушки, музыкальное оформление урока. Приложение №1 КОММУНИКАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ Создавая в игре коллектив, мы учим детей общению, взаимодействию, взаимоотношению, взаимоуступкам. Для достижения этих целей используются групповые задания, работа в парах. Обратим внимание, следующая функция дидактических игр – формирование навыков учебной работы и формирование собственно учебной деятельности. Игровое обучение ненавязчиво. Игра большей частью добровольна и желанна. Начальный этап формирования познавательных интересов совпадает по времени с 1 полугодием 1 класса. Он характеризуется введением элементов учебно-познавательных игр на различных этапах урока, на каждом уроке. В период обучения грамоте можно использовать различные игры, способствующие развитию интереса к овладению навыком чтения. На уроках русского языка, литературного чтения проводятся игры КВН, игра «Снять кино», игра «Озвучить мультфильм» на чтении (раскадровка сценария – деление текста на части). Инсценировка не только драматических произведений, но и практически каждое произведение, разобрав можно инсценировать. Например басня – эпический жанр, но её легко инсценировать, так как в ней, как и в драматическом произведении есть ситуация и столкновение, противоречие, конфликт. Приложение №2. В отличии, от общепринятых приемов театрализации, рассмотрим приемы использования элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе, которые, на мой взгляд в большей мере работают на реализацию ФГОС: 1) Персонификация — реально живший персонаж или писатель участвует в уроке как помощник учителя. Так же учитель может сам вести урок в образе героя или привлечь старших детей к участию. 2) Ролевая игра «Кто я?» — ученик в костюме персонажа рассказывает о «себе». - 3) Сценически — игровые упражнения. Учащиеся вместе с учителем пишут диалоги героев, уточняют поведение героев, место и время действия. Дети работают над развитием речи, пластики, игровых способностей. 6) Драматизация — самостоятельное инсценирование литературного произведения посредством ролевого исполнения по заранее самостоятельно составленному сценарию с применением театральных атрибутов. Учитель с детьми работает над сценической выразительностью: определение движений, действий, мимики, жестов персонажа, его интонации. Драматизировать можно сказки, короткие рассказы, поэмы, басни. Возможно создание «Сказок на новый лад», изменяя сюжет уже знакомых детям произведений, что влечёт лучшее их запоминание, развивает творческое воображение. Рассмотрим такие элементы театрализации, как актерская и режиссерская деятельность, а также инсценирование. Учащиеся выступают как актеры или как режиссеры. Работа в качестве актеров помогает школьникам понять, что чувствует персонаж в той или иной ситуации, мотивы и цели его поступков, разгадать в произведении то, о чем автор порой не говорит. Режиссерская работа заставляет проанализировать все детали и взаимодействия в эпизоде, определить его место в целом произведении, объяснить поведение действующих лиц. Приложение №3 Особо хочется остановиться на традиционно неиспользуемых функциях сюжетно-ролевой игры. Сценарий ролевой игры, словно сжимая время, сближает события в реальности, позволяет участникам увидеть и понять, а при желании апробировать иную стратегию поведения: 1. Обрести эмоциональный опыт взаимодействия с другими людьми личностно и профессионально значимых ситуациях; 2. Установить связь между своим поведением и его последствиями на основе анализа своих переживаний, а также переживаний партнера по общению; 3. Пойти на риск экспериментирования с новыми моделями поведения в аналогичных обстоятельствах. Таким образом, ролевая игра превращает обучение в творческую лабораторию самообразования. К наиболее распространённым сюжетам игр детей младшего школьного возраста можно отнести:
Разыгрывая художественные произведения, ситуации мы включаем ребёнка в систему общественных отношений. Вот здесь игровые технологии выполняют ФУНКЦИЮ СОЦИАЛИЗАЦИИ. Играя, ребёнок усваивает нормы человеческого общежития. Наиболее полно задачам обновления существующей воспитательно-образовательной системы соответствует активное социально- педагогическое обучение, или социально- педагогический тренинг, который обеспечивает высокую познавательную активность обучаемых в овладении необходимыми практическими социально-психологическими знаниями и коммуникационными умениями. Тип отношений, который, скорее всего можно назвать творческим сотрудничеством, выступает, прежде всего, как установка, как принятие педагогом личностно-равноправной позиции по отношению к любому участнику учебно-воспитательного процесса, будь то ребенок, коллега, родители Приложение №4. ФУНКЦИЯ САМОРЕАЛИЗАЦИИ Каждый ребёнок должен быть самодостаточным, уметь высказывать своё мнение, даже если оно не совпадает с мнением учителя, автора произведения.
Муниципальный этап научно-практической конференции « Мы – будущее Югры»
Классный час совместно с родителями: «Профессии нашего города» ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ игр предоставляет возможности педагогу диагностировать различные проявления ученика: интеллектуальные, эмоциональные. Ведь ребёнок ведёт себя в игре на максимум проявлений. Приложение №5 ИГРОТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ игровых технологий заключается в использовании игры, как средство преодоления различных трудностей возникших у ребёнка в поведении, общении, учении. Эффект игровой терапии учащиеся максимально получают в ролевой игре. Существуют ещё такие ФУНКЦИИ как КОРРЕКЦИОННАЯ и МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ. Функция коррекции – это внесение позитивных изменений в личные показатели учащегося. Функция межнациональной коммуникаций – усвоение общечеловеческих отношений, культур представителей разных народов. Активность на уроке сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологии. В структуру игры как деятельности личности входят этапы: • целеполагания; • планирования; • реализации цели; • анализа результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и удовлетворения потребностей, самоутверждения, самореализации. В структуру игры как процесса входят: • роли, взятые на себя играющими; • игровые действия как средства реализации этих ролей; • игровое употребление предметов, т. е. замещение реальных вещей игровыми, условными; • реальные отношения между играющими; • сюжет (содержание) — область действительности, условно воспроизводимая в игре. Результат как обязательный структурный элемент игры проявляется в том, что игра- это
|
«Разработка видов и форм организации учебной деятельности на уроках по изучению иностранных языков как средство формирования и развития... | В новых стандартах одно из ведущих мест занимает оценка результатов образования. Именно оценка результатов образования позволит сделать... | ||
«Домашнее задание: не за, не против, а что и как…» (управление домашней учебной работой школьников в условиях перехода на фгос нового... | «Самостоятельная деятельность обучающихся как средство развития метапредметных результатов в рамках предметов «История» и | ||
«Самостоятельная деятельность обучающихся как средство развития метапредметных результатов в рамках предметов «История» и | Тема конкурсной работы: Семинарские занятия по географии как средство мотивации познавательной деятельности учащихся и повышения... | ||
В связи с этим предметом проектной деятельности является модель внутришкольного контроля как инструмента контроля за деятельностью... | «Музейная педагогика как средство патриотического воспитания школьников в условиях реализации фгос» | ||
Теоретический семинар «Системно-деятельностный подход, как методологическая основа внедрения фгос начального общего образования»,... | Электронный конструктор как средство проектирования деятельности участников образовательного процесса в условиях реализации фгос |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |