Игровая деятельность как средство достижения результатов в условиях внедрения фгос нового поколения


НазваниеИгровая деятельность как средство достижения результатов в условиях внедрения фгос нового поколения
страница1/6
ТипДокументы
filling-form.ru > Договоры > Документы
  1   2   3   4   5   6


Россия

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Тюменская область,

Г.Пыть-Ях,5 микрорайон «Солнечный», д.5А

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №5


Ильиных Ирина Владимировна

Игровая деятельность как средство достижения результатов в условиях внедрения ФГОС нового поколения



Пыть-Ях 2016 г.

Оглавление.

Глоссарий………………………………………………………………………..3

Введение……………………………………………………………………… .5


Глава 1 . Введение ……………………………………………………………. … .5

1.1. Понятие «Игровые педагогические технологии»………………………..7

1.2. Функции педагогической игры …………………………………….……...7

Глава 2. Исследование функций педагогической игры и её влияния

на результат учебно-воспитательного процесса…..………………………….14

2.1 Результаты использования игровых технологий………………………….15

Выводы ………………………………………………………………………….15

Библиография…………….………………………………………………………16 Приложения…………………………………………………………………… 17

Глоссарий.

  • Взаимодействие - процесс непосредственного или опосредованного воздействия субъектов друг на друга, рождающий их взаимную обусловленность и связь.

  • Влияние - процесс и результат изменения индивидом поведения другого человека, его установок, намерений, представлений, оценок и т. д. в ходе взаимодействия с ним.

  • Восприятие межличностное - восприятие, понимание и оценка человека человеком. Важной особенностью является не столько восприятие качеств человека, сколько восориятне его во взаимодействии с другими людьми. Важнейшие механизмы межличностного восприятия.

  • Игровая деятельность это вид непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате её, а в самом процессе. это деятельность, занятие детей и занятие, обусловленное совокупностью определенных правил, приемов, служащее для заполнения досуга, для развлечения, являющееся видом спорта

  • это исполнение определенных ролей.

  • это один из видов активности человека и животных, возникающий на определенной ступени эволюции животного мира.



  • Идентификация - понимание и интерпретация другого человека путем отождествления себя с ним.

  • Контакт - установление возможности доверительного общения, характеризующееся отказом от защитных, социальных масок: возможен только как обоюдный процесс.

  • Межличностные отношения - субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общении.

  • Обратная связь - искреннее предъявление информации о своем отношении к другому человеку.

  • Проблема - осознание субъектом невозможности разрешить трудности и противоречия, возникшие в данной ситуации средствами наличного знания и опыта.

  • Разминка - процесс создания доброжелательной атмосферы для подготовки участников к ролевым играм и упражнениям, способствует снятию настороженности и установлению доверия.

  • Рефлексия - процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний; выступает в форме осознания действующим субъектом - лицом или общностью - того, как они в действительности воспринимаются и оцениваются другими индивидами или общностями.

  • Ролевой обмен - обмен участников при выполнении заданий и упражнений теми ролями, которые они разыгрывают.

  • Роль - социальная функция личности; соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений.

  • Самоактуализация - стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.

  • Самораскрытие - передача достоверной информации о собственной личности другим людях.

синкретизм — (в психологии) (от греч. synkretismos соединение, объединение) нерасчлененность психических функций на ранних этапах развития ребенка.

  • Сопереживание - уподобление эмоционального состояния субъекта состоянию другой личности (или социальной группы).

  • Социально-психологическая компетентность - способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми в системе межличностных отношений.


Мастер не учит, а создает ситуации.

Древняя мудрость

Введение.

Актуальность исследования.

В настоящее время перед начальной школой обозначены новые задачи - обеспечить условия для развития ребенка как субъекта собственной деятельности, субъекта развития (а не объекта педагогических воздействий учителя). Именно так формулируются задачи начального образования в Федеральных государственных стандартах общего образования. Одним из важных факторов, влияющих на решение поставленных задач, является потеря многими учащимися интереса к учению. Как решить эту проблему? Ведущей деятельностью школьников 7 лет остается игра. В начальных классах активно используются игровые технологии, как правило, это соревнование, конкурс или развлечение. Но такой подход не позволяет развивать познавательные, регулятивные действия у школьников, т.е. не работает на федеральные государственные стандарты!

Проблема: Как организовать игру, удовлетворяющую требованиям федеральных образовательных стандартов начального общего образования.

Гипотезой является предположение о том, что использование игровых технологий в реализации системно-деятельностного подхода на уроках в начальных классах, способствует развитию универсальных учебных действий у младших школьников.

Объект исследования: процесс моделирования игровых ситуаций, ориентированных на деятельностный подход в обучении.

Предмет исследования: функциональные возможности игры как эффективного метода организации деятельности на уроках в начальной школе.

Цель работы: Определение набора функций игровых технологий для реализации ФГОС

Задачи:

1. Провести теоретический анализ различных подходов к пониманию игры на уроках в начальных классах.

2. Исследовать отношение детей к использованию игровых технологий.

3. Обобщить опыт внедрения игровых технологий в начальных классах.

Методы исследования:

  1. Теоретический анализ литературы.

  2. Анализ документов.

  3. Включённое наблюдение.

Новизна исследования. Использование игровых технологий как средства реализации системно-деятельностного подхода в условиях федеральных государственных образовательных стандартов.

Апробация исследования. МБОУ СОШ№5 г.Пыть-Ях 1б класс

Практическая значимость. Данная работа будет полезна учителям начальных классов

Глава 1

Введение

Учение – это радость, а не только долг, учением можно заниматься с увлечением, а не только по обязанности. Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети свободно вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую. Я хочу представить опыт организации учебного процесса, основанный на игровой деятельности. Игровым технологиям я уделяю больше внимания, т.к. они являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению нового материала.

Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять. Содержание игры – это всегда осуществление ряда учебных задач. В игре ученики попадают в ситуацию, позволяющую им критически оценивать свои знания в действии, привести эти знания в систему. Но игра это не только когда в учебную деятельность вводятся соревнования, игра прежде всего учит. В педагогическом процессе игра выступает как метод обучения и воспитания, передачи накопленного опыта. Я в своей практике, использую игровую деятельность в следующих случаях:

  • в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета; 

  • как элемент более обширной технологии; 

  • в качестве урока, либо его части; 

  • как технология внеклассной работы.

Но игра не может проявиться на уроке в, «чистом виде», я, как учитель должна организовать и координировать игровую деятельность детей.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые должны выступать как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

    1. Понятие «Игровые педагогические технологии»

Понятие «игровые педагогические технологии» включает довольно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.

1.2. Функции педагогической игры

Большинство исследователей сходятся во мнении, что в жизни ребенка игра выполняет такие важнейшие функции, как:

  • развлекательную (основная функция игры — развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

  • коммуникативную: освоение диалектики общения;

  • по самореализации в игре

  • терапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

  • диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

  • коррекционную: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

  • межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социо-культурных ценностей;

  • социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Игровая технология – самая актуальная для учителя начальной школы. Первый год обучения является стартовым и крайне важным для формирования универсальных учебных действий, т. к. именно в этот год у детей происходит плавный переход от игровой деятельности к учебной. Переход возможен только при интенсивном формировании всех видов универсальных действий, с этой целью мы естественно считаем применение игровых технологий на уроках начальных классов необходимым, так как ценность игры в психолого-педагогическом контексте очевидна. Но давайте подробнее рассмотрим функции игры.

РАЗВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ

Основная задача игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес к чему-либо, а для учителя сделать урок интересным и продуктивным.

Инструментом включения в игру могут служить наглядные пособия, кукольные игрушки, музыкальное оформление урока. Приложение №1

КОММУНИКАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ

Создавая в игре коллектив, мы учим детей общению, взаимодействию, взаимоотношению, взаимоуступкам. Для достижения этих целей используются групповые задания, работа в парах.

Обратим внимание, следующая функция дидактических игр – формирование навыков учебной работы и формирование собственно учебной деятельности.

Игровое обучение ненавязчиво. Игра большей частью добровольна и желанна.

Начальный этап формирования познавательных интересов совпадает по времени с 1 полугодием 1 класса. Он характеризуется введением элементов учебно-познавательных игр на различных этапах урока, на каждом уроке.

В период обучения грамоте можно использовать различные игры, способствующие развитию интереса к овладению навыком чтения. На уроках русского языка, литературного чтения проводятся игры КВН, игра «Снять кино», игра «Озвучить мультфильм» на чтении (раскадровка сценария – деление текста на части). Инсценировка не только драматических произведений, но и практически каждое произведение, разобрав можно инсценировать. Например басня – эпический жанр, но её легко инсценировать, так как в ней, как и в драматическом произведении есть ситуация и столкновение, противоречие, конфликт. Приложение №2.

В отличии, от общепринятых приемов театрализации, рассмотрим приемы использования элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе, которые, на мой взгляд в большей мере работают на реализацию ФГОС:

1) Персонификация — реально живший персонаж или писатель участвует в уроке как помощник учителя. Так же учитель может сам вести урок в образе героя или привлечь старших детей к участию.

2) Ролевая игра «Кто я?» — ученик в костюме персонажа рассказывает о «себе». -

3) Сценически — игровые упражнения. Учащиеся вместе с учителем пишут диалоги героев, уточняют поведение героев, место и время действия. Дети работают над развитием речи, пластики, игровых способностей.

6) Драматизация — самостоятельное инсценирование литературного произведения посредством ролевого исполнения по заранее самостоятельно составленному сценарию с применением театральных атрибутов. Учитель с детьми работает над сценической выразительностью: определение движений, действий, мимики, жестов персонажа, его интонации. Драматизировать можно сказки, короткие рассказы, поэмы, басни. Возможно создание «Сказок на новый лад», изменяя сюжет уже знакомых детям произведений, что влечёт лучшее их запоминание, развивает творческое воображение.

Рассмотрим такие элементы театрализации, как актерская и режиссерская деятельность, а также инсценирование. Учащиеся выступают как актеры или как режиссеры. Работа в качестве актеров помогает школьникам понять, что чувствует персонаж в той или иной ситуации, мотивы и цели его поступков, разгадать в произведении то, о чем автор порой не говорит. Режиссерская работа заставляет проанализировать все детали и взаимодействия в эпизоде, определить его место в целом произведении, объяснить поведение действующих лиц. Приложение №3

Особо хочется остановиться на традиционно неиспользуемых функциях сюжетно-ролевой игры. Сценарий ролевой игры, словно сжимая время, сближает события в реальности, позволяет участникам увидеть и понять, а при желании апробировать иную стратегию поведения:

1. Обрести эмоциональный опыт взаимодействия с другими людьми личностно и профессионально значимых ситуациях;

2. Установить связь между своим поведением и его последствиями на основе анализа своих переживаний, а также переживаний партнера по общению;

3. Пойти на риск экспериментирования с новыми моделями поведения в аналогичных обстоятельствах.

Таким образом, ролевая игра превращает обучение в творческую лабораторию самообразования.

К наиболее распространённым сюжетам игр детей младшего школьного возраста можно отнести:

  • созидательные сюжеты;

  • сюжеты поиска и открытия;

  • сюжеты, связанные с романтикой профессий;

  • военные и военизированные сюжеты;

  • сюжеты, связанные с искусством;

  • этнические и сказочные сюжеты;

  • фантастические сюжеты по мотивам книг. Приложение №4.

Разыгрывая художественные произведения, ситуации мы включаем ребёнка в систему общественных отношений. Вот здесь игровые технологии выполняют

ФУНКЦИЮ СОЦИАЛИЗАЦИИ. Играя, ребёнок усваивает нормы человеческого общежития. Наиболее полно задачам обновления существующей воспитательно-образовательной системы соответствует активное социально- педагогическое обучение, или социально- педагогический тренинг, который обеспечивает высокую познавательную активность обучаемых в овладении необходимыми практическими социально-психологическими знаниями и коммуникационными умениями. Тип отношений, который, скорее всего можно назвать творческим сотрудничеством, выступает, прежде всего, как установка, как принятие педагогом личностно-равноправной позиции по отношению к любому участнику учебно-воспитательного процесса, будь то ребенок, коллега, родители Приложение №4.

ФУНКЦИЯ САМОРЕАЛИЗАЦИИ

Каждый ребёнок должен быть самодостаточным, уметь высказывать своё мнение, даже если оно не совпадает с мнением учителя, автора произведения.

  • Здесь игровые технологии переплетаются с проектной деятельностью. Можно предложить детям написать письмо герою или автору, дописать произведение. Дети играют в критиков, становятся советчиками, пытаются решить конкретные жизненные затруднения героя, тем самым проверяют свои силы, возможности в свободных действиях, самовыражаются и самоутверждаются. Проектной деятельностью мы с учениками занимаемся систематически и участвуем в защите проектов, как на уровне школы, так и на муниципальных научно-практических конференциях.

  • Муниципальный этап всероссийского конкурса социальных проектов «Моя Югра. Моя Россия»- Босецкая Т.,Диденко Д.

  • Муниципальный этап всероссийского конкурса социальных проектов «Я гражданин России - 2015»- Бороненко.А..,Диденко Д.



Муниципальный этап научно-практической конференции « Мы – будущее Югры»

  • Исследовательская работа: «Собаки на войне» - Бороненко Анастасия Владимировна.

  • Исследовательская работа: «Собаки на войне» -Никифорова Анжела Юрьевна.



  • Исследовательская работа: «Пионеры-герои»- Диденко Данил

  • Исследовательская работа: «Военно-морской флот СССР времен II мировой войны» Карасавиди - Георгий Андреевич

  • Исследовательская работа: «Великая Отечественная Война»- Крючков Роман



  • Исследовательская работа: «У войны недетское лицо» Рябова Арина



  • Исследовательская работа:«Герои Великой Отечественной войны» Сафина Алия Вадимовна

  • Выступление на городском конкурсе социальных проектов в рамках всероссийской акции «Неделя добра», организованном региональным некоммерческим благотворительным фондом «Мы вместе» Исследовательская работа «Буккроссинг в России» Босецкая Т.



  • Разработка и защита проектов осуществляется совместно с родителями. Родитель выступает как субъект обучения, он делает совместно с ребенком, а не за него. Родители активные участники образовательного процесса. Моё сотрудничество с родителями имеет не просветительские ориентиры, а социально-значимую деятельность. Родители участвуют в разработке и проведении классных мероприятий. В частности разработан и проведён цикл классных часов «Профессии жителей нашего города».

Классный час совместно с родителями: «Профессии нашего города»

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ игр предоставляет возможности педагогу диагностировать различные проявления ученика: интеллектуальные, эмоциональные. Ведь ребёнок ведёт себя в игре на максимум проявлений. Приложение №5

ИГРОТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ игровых технологий заключается в использовании игры, как средство преодоления различных трудностей возникших у ребёнка в поведении, общении, учении. Эффект игровой терапии учащиеся максимально получают в ролевой игре.

Существуют ещё такие ФУНКЦИИ как КОРРЕКЦИОННАЯ и МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ.

Функция коррекции – это внесение позитивных изменений в личные показатели учащегося.

Функция межнациональной коммуникаций – усвоение общечеловеческих отношений, культур представителей разных народов.

Активность на уроке сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологии.

В структуру игры как деятельности личности входят этапы:

• целеполагания;

• планирования;

• реализации цели;

• анализа результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект.

Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и удовлетворения потребностей, самоутверждения, самореализации.

В структуру игры как процесса входят:

• роли, взятые на себя играющими;

• игровые действия как средства реализации этих ролей;

• игровое употребление предметов, т. е. замещение реальных вещей игровыми, условными;

• реальные отношения между играющими;

• сюжет (содержание) — область действительности, условно воспроизводимая в игре.

Результат как обязательный структурный элемент игры проявляется в том, что игра- это

  • эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся ;

  • тренировка памяти, помогающая учащимся выработать речевые умения и навыки;

  • стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;

  • способствует преодолению пассивности учеников;

  • способствует усилению работоспособности учащихся.


  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Игровая деятельность как средство достижения результатов в условиях внедрения фгос нового поколения iconЛитература, эор. 33 стр
«Разработка видов и форм организации учебной деятельности на уроках по изучению иностранных языков как средство формирования и развития...

Игровая деятельность как средство достижения результатов в условиях внедрения фгос нового поколения iconМетодические рекомендации «Инструментарий по оценке достижения планируемых...
В новых стандартах одно из ведущих мест занимает оценка результатов образования. Именно оценка результатов образования позволит сделать...

Игровая деятельность как средство достижения результатов в условиях внедрения фгос нового поколения iconДополнительного профессионального образования ханты-мансийского автономного...
«Домашнее задание: не за, не против, а что и как…» (управление домашней учебной работой школьников в условиях перехода на фгос нового...

Игровая деятельность как средство достижения результатов в условиях внедрения фгос нового поколения iconМетодическая разработка «Самостоятельная деятельность обучающихся...
«Самостоятельная деятельность обучающихся как средство развития метапредметных результатов в рамках предметов «История» и

Игровая деятельность как средство достижения результатов в условиях внедрения фгос нового поколения iconМетодическая разработка «Самостоятельная деятельность обучающихся...
«Самостоятельная деятельность обучающихся как средство развития метапредметных результатов в рамках предметов «История» и

Игровая деятельность как средство достижения результатов в условиях внедрения фгос нового поколения iconКонкурсной работы: Семинарские занятия по географии как средство...
Тема конкурсной работы: Семинарские занятия по географии как средство мотивации познавательной деятельности учащихся и повышения...

Игровая деятельность как средство достижения результатов в условиях внедрения фгос нового поколения iconОрганизация внутришкольного контроля в условиях реализации фгос ноо
В связи с этим предметом проектной деятельности является модель внутришкольного контроля как инструмента контроля за деятельностью...

Игровая деятельность как средство достижения результатов в условиях внедрения фгос нового поколения iconПаспорт инновационного проекта мбоу сош №18 муниципального образования город Новороссийск
«Музейная педагогика как средство патриотического воспитания школьников в условиях реализации фгос»

Игровая деятельность как средство достижения результатов в условиях внедрения фгос нового поколения iconПлан работы Гимназии «Эллада» на 2014-2015 уч год. План методической...
Теоретический семинар «Системно-деятельностный подход, как методологическая основа внедрения фгос начального общего образования»,...

Игровая деятельность как средство достижения результатов в условиях внедрения фгос нового поколения iconАвторский коллектив лицея 410 Пушкинского района Санкт-Петербурга
Электронный конструктор как средство проектирования деятельности участников образовательного процесса в условиях реализации фгос

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск