Методические рекомендации «Инструментарий по оценке достижения планируемых результатов и осуществление мониторинга по учёту индивидуального прогресса ученика начальной школы в условиях реализации фгос ноо»


НазваниеМетодические рекомендации «Инструментарий по оценке достижения планируемых результатов и осуществление мониторинга по учёту индивидуального прогресса ученика начальной школы в условиях реализации фгос ноо»
страница1/4
ТипМетодические рекомендации
filling-form.ru > Туризм > Методические рекомендации
  1   2   3   4
Методические рекомендации

«Инструментарий по оценке достижения планируемых результатов

и осуществление мониторинга по учёту индивидуального прогресса ученика начальной школы в условиях реализации ФГОС НОО»
В новых стандартах одно из ведущих мест занимает оценка результатов образования. Именно оценка результатов образования позволит сделать вывод об эффективности деятельности образовательных систем по внедрению ФГОС.

Чем вызвана необходимость написания данных методических рекомендаций?

Во – первых, при проведении мониторинга по введению ФГОС НОО учителям начальных классов предлагался вопрос «Какие инструменты или разработки для текущей оценки имеются в Вашем распоряжении?», который вызвал у них затруднения.

Во – вторых, с 1 января 2011 года наличие положительной динамики достижений учащихся стало необходимым условием получения квалификационной категории педагогическим работником. При аттестации учителей на первую и высшую квалификационную категорию одним из требований к уровню его подготовки является владение диагностической методикой, что также вызывает у педагогов затруднения.

Инновационной сущностью стандартов второго поколения являются новые результаты образования, которые будут получены на основе внедрения системно-деятельностного подхода. Это не только предметные результаты, как в основном было раньше, но также метапредметные и личностные. Это значит, что, освоив основную образовательную программу НОО, младший школьник должен овладеть УУД, которые, в свою очередь, обеспечат в дальнейшем формирование ключевых компетенций: социальной, политической, коммуникативной, общекультурной, информационной, а также способности учиться всю жизнь. Исходя из этого, учитель начальных классов должен не только овладеть технологиями формирования УУД, не только освоить новую систему оценки планируемых результатов, но и осуществлять мониторинг за результатами внедрения новых стандартов, основным объектом которого будет реализация школами предметных, метапредметных и личностных целей образования школьников. Показателем наличия в школе системы оценки метапредметных результатов будет наличие в арсенале педагога инструментария оценки УУД.

Согласно требованиям Стандарта в итоговой оценке освоения обучающимися ООП НОО выделены две составляющие:

1) результаты промежуточной аттестации, отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений, продвижение в достижении планируемых результатов освоения программы;

2) результаты итоговых работ, характеризующие уровень освоения основных формируемых способов действий, необходимых для обучения на следующей ступени общего образования.

В ФГОС НОО используется термин «оценка», а не «отметка». Опыт безотметочного обучения в начальной школе начал складываться ещё с 1986 года, когда начальная школа перешла на обучение детей с 6 лет и используется по настоящее время в большинстве ОУ в первых классах. Особенно значимым безотметочное обучение становится при оценке динамики индивидуальных образовательных достижений обучающихся.

Изменения, произошедшие в содержании современного начального образования – перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование универсальных учебных действий, на развитие самостоятельности младших школьников, влекут за собой и изменение системы оценивания. Решению данной проблемы посвящены научные труды Ш.А.Амонашвили, Г.А.Цукерман, А.Б.Воронцова, О.Б.Логиновой, Г.С.Ковалёвой, С.Г.Яковлевой, Д.Д.Данилова.

С введением в школе образовательных стандартов главным критерием качества образования становятся образовательные результаты, их адекватность образовательным запросам личности, общества и государства.

Чтобы работа по стандартам была эффективной, предстоит развивать систему оценки качества образования. Теперь результативность складывается из единого комплекса показателей, описывающих знаниевые, метапредметные и даже личностные достижения ребёнка. В профессиональную жизнь педагога входит понятие универсальных учебных действий. С универсальными учебными действиями, их формированием и оценкой теперь во многом связаны требования к профессионализму современного педагога начальной школы.

Владение учебным понятием, знание того или иного способа решения задач, умение сотрудничать, ценностное отношение к собственному здоровью – всё это становится предметом целенаправленного формирования со стороны педагогов и предметом измерения и оценки.

Можно ли всё перечисленное отследить и измерить привычными способами контроля и оценки? Частично – да. Знания ребёнка по тому или иному учебному курсу можно проверить с помощью вопросов, заданий, решения различных учебных задач в ходе устного или письменного опроса, посредством текущего и тематического контроля. Оценить уровень выполнения контрольной работы учеником можно с помощью понятных и привычных педагогических критериев (количество ошибок, аккуратность и т.д.). А как измерить метапредметные результаты? Годятся ли старые и хорошо знакомые нам формы контроля качества предметных знаний для измерения универсальных учебных действий? Очевидно, что не годятся. Для достижения этой цели необходимо разбираться в природе УУД и разрабатывать новые подходы к измерению уровня их развития и сформированности, ориентироваться в особых измерительных инструментах.

Инструментарий – это совокупность средств, применяемых для оценки достижения планируемых результатов. В инструментарий входит описание используемых методик, особенности проведения диагностики, система оценивания ответов детей, раздаточный материал для выполнения работ детьми, таблицы для фиксации результатов обследования.

Наиболее точным измерительным инструментом для отслеживания и оценки как предметных умений, так и процесса универсальных учебных действий, по мнению учёных, является мониторинг.

Мониторинг – это профессиональная деятельность по отслеживанию состояния или развития какого – либо предмета изучения, которая позволяет оценить результативность осуществляемой деятельности и принять своевременные и обоснованные решения.

Мониторинг – это, прежде всего, инструмент, помогающий самому педагогу «настроить» учебный процесс на индивидуальные возможности каждого ученика, создать для него оптимальные условия для достижения качественного образовательного результата.

Мониторинг представляет систему диагностических процедур, проводимых в различные возрастные периоды детей с целью управления качеством образования.

Мониторинг может осуществляться в несколько этапов:

- разработка контрольно измерительных материалов для оценки качества подготовки учащихся;

- первичная диагностика учащихся;

- повторная диагностика учащихся;

- сравнительный анализ результатов диагностики.

Для того, чтобы мониторинг выполнял свою задачу, проводить его необходимо регулярно, с опорой на планируемые результаты по предметам и на перечень УУД, подлежащих формированию и оценке в начальной школе.

В решении задач, поставленных перед современной школой стандартами второго поколения, большое значение придается педагогическому мониторингу, так как без непрерывного систематического отслеживания качества знаний и результатов воздействия воспитательно – образовательного процесса на личность обучающегося трудно оценить эффективность работы школы и определить пути её дальнейшего развития.

Мониторинг в школе может быть представлен двумя уровнями. Мониторинг первого уровня (индивидуальный) осуществляет сам учитель. Это наблюдения, фиксирование динамики развития каждого ученика и классного коллектива в целом или по определённым направлениям.

Мониторинг второго уровня (внутришкольный) осуществляет администрация школы.

Мы поведём разговор о мониторинге, осуществляемом учителем, так как именно мониторинг первого уровня обеспечивает развитие или коррекцию индивидуальных особенностей каждого ученика, его включение в учебную деятельность с учетом возможностей и способностей.

В практической деятельности могут быть использованы различные виды педагогического мониторинга.
Примерные виды мониторинга



Объекты мониторинга

Сроки

Ответствен-

ные

Вид отчёта

1

Результаты диагностики уровня сформированности познавательных умений и навыков у будущих первоклассников

Апрель -май

Учитель

Таблица

2

Уровень адаптации первоклассника

Первое полугодие

Учитель,

школьный психолог

Таблица

3

Мониторинг уровня сформированности читательских навыков

1 раз в четверть

Учитель

Диаграмма

4

Мониторинг контрольных работ по русскому языку, математике

1 раз в четверть

Учитель

Анализ, диаграмма

5

Мониторинг сформированности УУД

Сентябрь

Май

Учитель,

школьный психолог

Таблицы, анализ

6

Мониторинг уровня воспитанности

Второе полугодие

Учитель,

школьный психолог

Таблицы, анализ

В начальной школе рекомендуется использовать три вида оценивания: стартовую диагностику, текущее оценивание, тесно связанное с процессом обучения, и итоговое оценивание. Стартовая диагностика в первых классах основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению в школе и результатах оценки их готовности к изучению данного курса.

Для проведения педагогической диагностики стартовой готовности первоклассников к успешному обучению в начальной школе может быть использован следующий инструментарий:

- рабочая тетрадь «Школьный старт» Т.В.Бегловой, М.Р.Битяновой и др., издательский дом «Фёдоров»;

- комплекты диагностических методик для определения уровня готовности первоклассников предлагаемые в пособии «Планируемые образовательные результаты и способы их оценивания» под редакцией А.Б.Воронцова, издательство «Вита – Пресс», 2011 год;

- методическое пособие «Диагностика уровня сформированности УУД у учащихся начальной школы» Шаталовой О.А.;

- педагогическая диагностика по русскому языку и математике издательства «Вентана – Граф»;

- пособие для учителя «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе» под редакцией А.Г.Асмолова.

При проведении стартовой диагностики следует помнить о том, что частичное или даже полное отсутствие у ребёнка отдельных знаний или навыков не является основанием для любых дискриминационных решений, а указывает на необходимость индивидуальной коррекционной работы с данным ребёнком.

Стартовая работа проводится в начале сентября и позволяет определить актуальный уровень знаний, необходимый для продолжения обучения, а также наметить «зону ближайшего развития» и предметных знаний, организовать коррекционную работу. Результаты стартовой работы фиксируются в протоколах, таблицах или, например, в «Карте – характеристике к началу школьного обучения»

Карта – характеристика к началу школьного обучения

ФИО ребёнка____________________________________

Дата рождения___________________________________


Обучаемость

Знаком-ство *

Мотивация

Внимание

Память

Мышление

Самооценка







Устой-

чивость

Объём

Слухо-речевая

Зритель-ная

Тип

Обобще-ние

Ребенка

Роди-телей

Готовность к школе

Чтение

Математика

Письмо

Буквы

Слоги

Слова

Текст

Счёт от 1 до 10

Название чисел от 10 до1

Решение примеров

Решение задач

Точки (само-регуля-ция)

Копи- рование

Развитие речи

Фонематический слух

Словарь

Лого **







Активный запас

Пассивный запас

Лексический запас







* В этой графе учитель пишет, знает ли будущий первоклассник свой адрес, имена и отчества родителей, бабушек, дедушек, братьев, сестёр, как он идёт на контакт с учителем.

** Здесь учитель отмечает логопедические проблемы будущего первоклассника.
  1   2   3   4

Похожие:

Методические рекомендации «Инструментарий по оценке достижения планируемых результатов и осуществление мониторинга по учёту индивидуального прогресса ученика начальной школы в условиях реализации фгос ноо» iconОрганизация внутришкольного контроля в условиях реализации фгос ноо
В связи с этим предметом проектной деятельности является модель внутришкольного контроля как инструмента контроля за деятельностью...

Методические рекомендации «Инструментарий по оценке достижения планируемых результатов и осуществление мониторинга по учёту индивидуального прогресса ученика начальной школы в условиях реализации фгос ноо» iconРазработка и апробация технологии достижения планируемых результатов...
Концептуальные и научно-методические основы разработки технологии достижения планируемых результатов освоения программ начального...

Методические рекомендации «Инструментарий по оценке достижения планируемых результатов и осуществление мониторинга по учёту индивидуального прогресса ученика начальной школы в условиях реализации фгос ноо» iconПроект как форма оценивания достижения планируемых результатов освоения ооп ноо
Переговорная площадка «Формы оценки достижения планируемых результатов освоения ооп ноо»

Методические рекомендации «Инструментарий по оценке достижения планируемых результатов и осуществление мониторинга по учёту индивидуального прогресса ученика начальной школы в условиях реализации фгос ноо» iconПортфолио ученика начальной школы, как средство мотивации личностного развития
Ведение портфолио каждым учащимся начальной школы является одним из требований фгос

Методические рекомендации «Инструментарий по оценке достижения планируемых результатов и осуществление мониторинга по учёту индивидуального прогресса ученика начальной школы в условиях реализации фгос ноо» iconМетодические рекомендации по выполнению проекта урока
Квалификационные курсы “Теория и методика преподавания в начальной школе в условиях реализации фгос

Методические рекомендации «Инструментарий по оценке достижения планируемых результатов и осуществление мониторинга по учёту индивидуального прогресса ученика начальной школы в условиях реализации фгос ноо» iconПояснительная записка Планируемые результаты освоения ооп ноо система...
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

Методические рекомендации «Инструментарий по оценке достижения планируемых результатов и осуществление мониторинга по учёту индивидуального прогресса ученика начальной школы в условиях реализации фгос ноо» iconПрограмма коррекционной работы
Система оценки достижения обучающимися с зпр планируемых результатов освоения аооп ноо

Методические рекомендации «Инструментарий по оценке достижения планируемых результатов и осуществление мониторинга по учёту индивидуального прогресса ученика начальной школы в условиях реализации фгос ноо» iconМетодические рекомендации по организации мониторинга достижения детьми...
Дистанционные материалы стажировки педагогов дошкольного образования по программам: «Модернизация муниципальных систем дошкольного...

Методические рекомендации «Инструментарий по оценке достижения планируемых результатов и осуществление мониторинга по учёту индивидуального прогресса ученика начальной школы в условиях реализации фгос ноо» iconДемонстрационный вариант итоговой работы по предмету «Английский...
Демонстрационный вариант итоговой работы по предмету «Английский язык» разработан для оценки качества освоения выпускниками начальной...

Методические рекомендации «Инструментарий по оценке достижения планируемых результатов и осуществление мониторинга по учёту индивидуального прогресса ученика начальной школы в условиях реализации фгос ноо» icon«Портфолио ученика начальной школы или «Дневник моего роста»
Основную образовательную программу начального общего образования и является обязательным для ведения всеми обучающимися начальных...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск