Скачать 215.94 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Томский государственный педагогический университет» (ТГПУ) «УТВЕРЖДАЮ» Декан педагогического факультета Г.Ю. Титова __________________ «____» __________________ 2013 г. Программа дисциплиныДПП.Ф.07 Семейное воспитание детей с нарушением речи 1. Цели и задачи освоения дисциплины Курс «Семейное воспитание детей с нарушениями речи» призван помочь будущим логопедам осознать социальную роль семьи, значимость ее функций, организовать педагогическое просвещение родителей с учетом отклонений ребенка. Цель: помочь выявить творческий потенциал семьи, что в дальнейшем позволит содержательно и эффективно планировать работу с семьей, имеющей ребенка с речевыми нарушениями. Задачи: - углубление и расширение представлений студентов о роли семейного воспитания детей с речевой патологией; - ознакомление с особенностями взаимодействия специальной психолого-педагогической службы и родителей данного контингента детей; - формирование у студентов навыков организации специальной речевой среды в условиях семейного воспитания ребенка с учетом структуры его речевого дефекта и индивидуальных психологических особенностей. Дисциплина ориентирует на коррекционно-развивающий, диагностико-аналитический, учебно-воспитательный, научно-методический, социально-педагогический, культурно-просветительский, организационно-управленческий и консультативный виды профессиональной деятельности. Ее изучение способствует решению следующих типовых задач. 2. Требования к уровню подготовки студента По результатам изучения дисциплины «Семейное воспитание детей с речевыми нарушениями» студенты должны знать: - психолого-педагогические основы семейного воспитания детей; - характерные черты и типы семейного воспитания как педагогической системы; - особенности взаимодействия педагогов и родителей в процессе преодоления речевых нарушении у детей; - способы активизации участия семьи в коррекционно-педагогической работе с детьми, имеющими речевые нарушения; - специфику семейного воспитания детей дошкольного и школьного возраста с различными видами речевых нарушений; уметь: - анализировать психолого-педагогическую литературу по проблемам семейного воспитания; - общаться с родителями детей, нуждающихся в логопедической помощи, в ходе психолого-педагогического консультирования; -использовать различные формы взаимодействия логопеда, педагога и психолога с семьей ребенка, имеющего речевое нарушение; - адекватно осуществлять выбор и применение методов и приемов воспитания, а также специального обучения детей с речевой патологией в условиях организации работы с родителями; - обучать родителей некоторым коррекционным приемам работы с детьми, имеющих различные нарушения речи; - творчески разрабатывать индивидуально ориентированные программы специально организованных коррекционных воздействий в условиях семейного воспитания детей с нарушениями речи; - использовать различные формы взаимодействия дефектолога, педагога и психолога с семьей ребенка, имеющего отклонения в развитии; - адекватно осуществлять выбор и применение методов и приемов воспитания, а также специального обучения детей с отклонениями в развитии в условиях организации работы с родителями; - обучать родителей некоторым коррекционным приемам работы с детьми, имеющими речевые нарушения. владеть навыками: - взаимодействия с родителями детей, имеющих речевые нарушения, в ходе воспитательно-образовательного процесса; - обучения родителей коррекционным приемам, используемым в процессе семейного воспитания данного контингента детей. 3. Объем дисциплины и виды учебной работы
4. Содержание дисциплины 4.1. Разделы дисциплины и виды занятий
4.2. Содержание разделов дисциплины Раздел 1 . Объект, предмет, задачи, принципы, условия специальной семейной педагогики. Специальная семейная педагогика. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. Общие вопросы специальной семейной педагогики. Объект специальной семейной педагогики. Предмет специальной семейной педагогики. Задачи специальной семейной педагогики. Принципы специальной семейной педагогики. Условия эффективного семейного воспитания детей с проблемами в развитии. История семейного воспитания. Раздел 2. Определение и функции семьи. Роль семьи в формировании личности ребенка. Современный этап развития педагогики семьи. Нетрадиционные формы брачно-семейных отношений (В. В. Бойко, Р. Зидер, И. С. Кон). Основные периоды развития семьи и функции членов семьи. Стадии семьи. Родительские функции. Функции ребенка. Характеристика общественного и семейного воспитания в России. Недостатки и преимущества общественного и семейного воспитания детей. Понятие о воспитательном потенциале семьи. Факторы, характеризующие жизнедеятельность семьи. Социально-культурный фактор. Технико-гигиенический фактор. Социально-экономический фактор. Демографический фактор. Создание в семье оптимальных условий для полноценного развития ребенка с нарушениями речи. Раздел 3 Особенности детско-родительских отношений в семьях, где есть дети с нарушениями в развитии. Психолого-педагогические проблемы семей, воспитывающих детей с нарушениями в развитии. Типы семейного воспитания и их влияние на формирование личности ребенка. Раздел 4 Особенности психологического климата в семьях, воспитывающих детей с нарушениями в развитии. Общие признаки, характеризующие семьи, воспитывающие детей с нарушениями развития. Четыре фазы психологического осознания факта рождения ребенка с каким-либо нарушением (Т. Г. Богданова, Г. Г. Гузеев, Д. Льютеман, Е. Шухард). Качественные изменения в жизни семей, воспитывающих детей с нарушениями в развитии (три основных уровня). Создание в семье оптимальных условий для полноценного развития ребенка с нарушениями в развитии. Базовые качества родителей, необходимые для успешного психического развития детей с нарушениями в развитии. Содержание и формы семейного воспитания детей с нарушениями в развитии. Раздел 5 Система психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с нарушениями в развитии. Модели помощи семье. Направления работы социальной службы. Основы стратегии диагностики семьи и семейного воспитания (два положения А. А. Бодалев, В. В. Столин). Схема семейной диагностики, сфокусированной на ребенке (по Р. В. Овчаровой.) Координация форм взаимодействия с семьей в практике работы логопеда, психолога, воспитателя, учителя. Установление единства в коррекционном воспитании ребенка с нарушениями в развитии. Повышение педагогической компетенции родителей. Оказание помощи родителям в овладении необходимыми педагогическими знаниями и умениями. Обучение родителей некоторым коррекционным приемам. Помощь педагога в правильной организации жизни ребенка в семье. Посещение педагогом семьи, наблюдение за общим и речевым поведением ребенка в условиях домашней обстановки. Беседы, семинары, консультации, составление индивидуальных памяток, рекомендаций, проведение собраний и другие формы работы с родителями. Применение комплекса наглядных средств в работе с семьей. Раздел 6. Методы изучения семей, воспитывающих детей с нарушениями в развитии. Цель диагностической работы с семьей. Взаимодополняющие методы. Беседа. Анкетирование. Наблюдение. Метод экспертных оценок. Методы, основанные на самооценке (опросники). Экспериментальный метод. Раздел 7. Проблема семейного воспитания детей раннего возраста с нарушениями в развитии. Особенности формирования психических функций детей раннего возраста с нарушениями в развитии. Задачи, стоящие перед службой ранней помощи детям с нарушениями в развитии. Принципы комплексной системы мер семейной абилитационной помощи детям раннего возраста, имеющим нарушения в развитии (Л. М. Кобрина). Характеристика моделей и программ раннего вмешательства. Основные направления работы с семьей новорожденного ребенка с нарушениями в развитии. Профилактика нарушений в развитии детей раннего возраста. 5. Лабораторный практикум Не предусмотрен. 6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины 6.1. Рекомендуемая литература а) основная:
6.2. Дополнительная литература по дисциплине:
6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины Во время самостоятельной работы студентам можно рекомендовать пользоваться материалами следующих сайтов: psihologu.info›content/view/481/16/ fictionbook.ru›author/kollektiv…pedagogika_semeyi… eippp.kz›books/detail/893 ModernLib.ru›books…vospitanie_detey_s…v_razvitii… otherreferats.allbest.ru›Психология›00158246_0.html forum.myword.ru›index.php?…vospitanie…s…razvitii/ BiblioFond.ru›view.aspx?id=467417 kupi5.ru›index.php?option=com_content&task=view… mirknig.com›…semya…semejjnoe-vospitanie-detejj… 7. Материально-техническое обеспечение дисциплины Лекционная аудитория (оборудованная видеопроекционным оборудованием для презентаций, средствами звуковоспроизведения, экраном, и имеющая выход в Интернет), помещение для проведения семинарских и практических занятий (оборудованное учебной мебелью), библиотека (имеющая рабочие места для студентов, оснащенная компьютерами с доступом к базам данных и Интернет). 8.Методические рекомендации по организации изучения дисциплины 8.1. Методические рекомендации для преподавателя Предлагаемая дисциплина изучается обязательно и строго последовательно во времени. С одной стороны, это дисциплина, обеспечивающая построение базиса предметной области знаний, на которой можно в дальнейшем надстраивать как прикладные, так и теоретические знания, а с другой стороны, это дисциплина, формирующая необходимые компетенции и требующие систематического подхода. При прохождении дисциплины «Семейное воспитание детей с речевыми нарушениями в развитии» рекомендуется использование инновационных форм учебной работы, активных и интерактивных форм проведения занятий, разбор конкретных ситуаций, обследование детей в сочетании с диагностикой семейных отношений. 8.1.1. Тесты задания по дисциплине «Семейное воспитание детей с речевыми нарушениями».
а) либеральный; б) индифферентный; в) демократический; г) авторитетный.
а) стиль семейного воспитания; б) установки родителей; в) варианты семейного воспитания; г) содержание семейного воспитания.
а) принимающий; б) приспособительный; в) контролирующий; г) непоследовательный.
а) создание условий для активизации и коррекции речи ребенка; б) предупреждение переутомления ребенка; в) включение механизмов развития речи во все виды деятельности ребенка; г) ограничение речевой активности ребенка.
а) направленность на предотвращение нарушений письменной речи; б) установление единых требований к речи ребенка; в) единство диагностики и коррекции речи; г) конфиденциальность.
а) выявления речевых нарушений у членов семьи ребенка; б) установления правил поведения родителей при взаимодействии с ребенком; в) знакомство с условиями жизни ребенка; г) установление доверительных отношений с родителями ребенка.
а) 3 года; б) 7 лет; в) 10 лет; г) 5 лет.
а) беседа; б) родительское собрание; в) тестирование; г) тренинги.
а) правильная речь; б) привлекательная внешность; в) эмпатичность; г) рассудительность.
а) на родительских собраниях; б) на психолого-медико-педагогическом консилиуме; в) на индивидуальной консультации; г) на открытых занятиях.
а) на создание оптимальных условий для психического и речевого развития детей; б) на обучение родителей приемам постановки звуков; в) на распространение теоретических знаний по логопедии; г) на развитие речевых способностей родителей.
а) предъявление ребенку требований к его речи; б) соблюдение правил орфоэпии взрослыми; в) соблюдение единого речевого режима в ДОУ и семье; г) выполнение домашних заданий.
а) 6 человек; б) 10 человек; в) 15 человек; г) 12 человек.
а) с 5 лет; б) с 1 года; в) с рождения; г) с 7 лет.
а) тексты консультаций; б) фотографии, иллюстрации; в) объявления; г) выставки литературы.
а) по договору с заведующей ДОУ; б) на основании протокола ПМПК; в) по направлению врача; г) по согласию логопеда. 17. Стиль воспитания, способствующий проявлению скрытности, необщительности, безынициативности в общении: а) авторитарный; б) либеральный; в) демократический; г) попустительский. 18. Причинами речевых нарушений могут стать: а) механические повреждения органов артикуляционного аппарата; б) наследственные факторы; в) педагогическая запущенность; г) неправильный образец речи взрослых. 19. Развитие речи детей тесно взаимосвязано с: а) счетными навыками; б) умением читать; в) познавательным развитием; г) инициативностью. 20. Какое речевое нарушение предполагает режим молчания как один из этапов коррекции: а) дислалия; б) ринолалия; в) афазия; г) заикание. 21. Посещение педагогом семьи ребенка с речевыми нарушениями происходит с целью: а) выявления речевых нарушений у членов семьи ребенка; б) установления правил поведения родителей при взаимодействии с ребенком; в) знакомство с условиями жизни ребенка; г) установление доверительных отношений с родителями ребенка. 22. Родители принимают наиболее активное участие в формировании правильного звуко произношения на этапе: а) постановки звука; б) автоматизации звука; в) подготовительном; г) дифференциации звуков. 23. Наиболее характерные способы отношений родителей к ребенку, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия – это: а) стиль семейного воспитания; б) установки родителей; в) варианты семейного воспитания; г) содержание семейного воспитания. 24. Координация форм взаимодействия специалистов образовательного учреждения и семьи наиболее эффективно происходит: а) на родительских собраниях; б) на психолого-медико-педагогическом консилиуме; в) на индивидуальной консультации; г) на открытых занятиях. 25. . Организация речевого режима в семье предполагает: а) создание условий для активизации и коррекции речи ребенка; б) предупреждение переутомления ребенка; в) включение механизмов развития речи во все виды деятельности ребенка; г) ограничение речевой активности ребенка. 26. Одним из базовых качеств родителей, необходимых для успешного развития ребенка с речевыми нарушениями, является: а) правильная речь; б) привлекательная внешность; в) эмпатичность; г) рассудительность. 27. Какой из факторов не является причиной возникновения речевых нарушений: а) наследственность; б) материальное положение семьи; в) течение беременности; г) педагогическая запущенность. 28. Тип неадекватного родительского отношения к ребенку (Е.Т. Столин и В.В. Столин), предполагающий навязчивое желание удержать, привязать к себе ребенка, лишить его самостоятельности из-за страха возможного несчастья с ребенком в будущем, преуменьшение его реальных способностей и потенций, максимальный контроль и ограничения, желание все сделать за него, предохранить от опасностей жизни, «прожить жизнь за ребенка»: а) отношение матери к сыну как к «замещающему» мужа; б) гиперопека и симбиоз; в) воспитательный контроль посредством нарочитого лишения любви; г) воспитательный контроль посредством вызова чувства вины. 29. Главным принципом взаимодействия ОУ и семьи в воспитании детей с речевыми нарушениями является: а) направленность на предотвращение нарушений письменной речи; б) установление единых требований к речи ребенка; в) единство диагностики и коррекции речи; г) конфиденциальность. 30 Наиболее неблагоприятное воздействие на развитие речи ребенка оказывает тип материнского отношения: а) принимающий ; б) приспособительный; в) контролирующий; г) непоследовательный. 31. Гуление возникает: а) в момент рождения ; б) к 1 году; в) в 2-3 месяца; г) к 3 годам. 32. Фразовая речь в норме должна возникнуть: а) в момент рождения ; б) к 1 году; в) в 2-3 месяца; г) к 3 годам. 33. Наиболее характерные способы отношений родителей к ребенку, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия – это: а) стиль семейного воспитания; б) установки родителей; в) варианты семейного воспитания; г) содержание семейного воспитания. 34. Оформление ребенка в логопедическую группу возможно: а) по договору с заведующей ДОУ; б) на основании протокола ПМПК; в) по направлению врача; г) по согласию логопеда. 8.2. Методические рекомендации для студентов 8.2.1 Пример заданий к контрольной работе Заполните таблицу «Принципы специальной семейной педагогики»
3. Особенности детско-родительских отношений в семьях, где есть дети с нарушениями в развитии. 1. Подберите материал и сделайте примерный план оформления стенда, уголка, памяток для родителей. Записи сделайте в тетради. 4. Особенности психологического климата в семьях, воспитывающих детей с нарушениями в развитии 1. Заполните таблицу «Проблемы, с которыми сталкиваются семьи, воспитывающие ребенка-инвалида».
8.2.2. Вопросы к зачёту 1. Семейная педагогика как наука о воспитании детей в семье. 2. Специальная педагогика как составная часть педагогики. 3. Каковы принципы специальной семейной педагогики? 4. Раскройте историю семейного воспитания. 5. Назовите основные периоды развития семьи и функции членов семьи 6. Каковы недостатки и преимущества общественного и семейного воспитания детей? 7. Назовите факторы, характеризующие жизнедеятельность семьи. 8. Каковы психолого-педагогические проблемы семей, воспитывающих детей с нарушениями в развитии? 9. Охарактеризуйте методы и средства повышениея педагогической компетенции родителей. 10. Какова типология отношений родителей к детям с нарушениями в развитии? 11. Раскройте особенности взаимоотношений матери и ребенка с нарушениями в развитии. 12. Раскройте варианты семейного воспитания. 13. Каковы условия эффективного семейного воспитания детей с проблемами в развитии? 14. Определите, что такое воспитательный потенциал семьи и как он влияет на личность ребенка. 15. Объясните, в чем проявляется первостепенность семьи в формировании личности ребенка. 16. Дайте характеристику групп и типов матерей, воспитывающих детей с нарушениями в развитии. 17. Дайте характеристику новым формам отношений родителей и педагогов детского учреждения. 18. Какие вы знаете воспитательные институты? 19. Перечислите условия для полноценного развития ребенка с нарушениями в развитии в семье. 20. Назовите базовые качества родителей, необходимые для успешного психического развития детей с нарушениями в развитии. 21. Проанализируйте содержание и формы семейного воспитания детей с нарушениями в развитии. 22.. Раскройте особенности координации форм взаимодействия с семьей в практике работы логопеда, психолога, воспитателя, учителя и установленияе единства в коррекционном воспитании ребенка с нарушениемв развитии. 23. Посещение педагогом семьи, наблюдение за общим и речевым поведением ребенка в условиях домашней обстановки. 24. Беседы, семинары, консультации, составление индивидуальных памяток, рекомендаций, проведение собраний и другие формы работы с родителями. 25. Применение комплекса наглядных средств в работе с семьей. Программа учебной дисциплины составлена в соответствии с учебным планом, федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки специальности 050700.62 «Специальное (дефектологическое) образование», профиль подготовки: «Логопедия». Рабочая программа учебной дисциплины составлена: Ст. преподаватель кафедры ДОиЛ _______________ Мёдова Н.А Рабочая программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры ДОиЛ протокол № _____ от «_____» ___________ 2013 г. Зав. кафедрой ___________________________ Файзуллаева Е.Д. Рабочая программа учебной дисциплины одобрена методической комиссией педагогического факультета ТГПУ. протокол № ___от «_____» ___________ 2013 г. Председатель методической комиссии ПФ ____________________ Яркина Т.Н. |
Семейное право как самостоятельный учебный курс изучает частноправовые отношения, возникающие между людьми из брака, родства, усыновления... | Характеристика развития детей 5- 6 лет с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «Семейное право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики | Рабочая программа учебной дисциплины «Семейное право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики | ||
Характеристика детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи). Возрастные и индивидуальные особенности контингента... | Развить у обучающихся умение правильно строить предложения различной структуры как на письме, так и устно | ||
Характеристика родителей (законных представителей) детей с онр, воспитывающихся в доу | Дисциплина «Разговорный английский язык» относится к базовой части профессионального цикла. Для освоения дисциплины используются... | ||
Цель дисциплины повышение уровня практического владения современным русским литературным языком у студентов технического вуза в разных... | Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |