Пояснительная записка. Цели и задачи реализации рп. Цели, задачи, направления коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи (онр). Принципы и подходы к формированию рп


НазваниеПояснительная записка. Цели и задачи реализации рп. Цели, задачи, направления коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи (онр). Принципы и подходы к формированию рп
страница1/6
ТипПояснительная записка
filling-form.ru > Туризм > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6


c:\users\мкдоу № 19\desktop\20160225_124534.jpg

Cодержание

  1. Целевой раздел


1. Пояснительная записка.

1.1. Цели и задачи реализации РП.

1.2. Цели, задачи, направления коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи (ОНР).

1.3. Принципы и подходы к формированию РП.

1.4. Значимые для разработки и реализации РП характеристики.

1.4.1. Характеристика особенностей детей с ОНР

1.4.2. Характеристика контингента детей зачисленных на логопедический пункт

1.4.3. Характеристика родителей (законных представителей) детей с ОНР, воспитывающихся в ДОУ.

2. Планируемые результаты освоения РП.

II. Содержательный раздел

2.1. Содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей.

2.1.1. Принципы коррекционно-развивающей деятельности.

2.1.2. Специфика реализации основного содержания основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Программы ДОУ) детьми с ОНР.

2.1.3. Содержание, формы, методы и средства реализации РП с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.

2.2. Содержание части РП, формируемой участниками образовательных отношений.

2.2. Особенности образовательной коррекционно-развивающей деятельности разных видов.

2.3. Способы и направления поддержки детской инициативы в коррекционно-развивающей деятельности.

2.4. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников.

2.5. Особенности взаимодействия с педагогами ДОУ и социальными партнерами.

III. Организационный раздел

3.1. Особенности организации коррекционно-развивающей деятельности.

3.2. Методические материалы и средства коррекционно-развивающего обучения.

3.3. Особенности организации коррекционно-развивающей предметно-пространственной среды. Материально - техническое обеспечение РП.

3.4. Особенности оценки индивидуального развития детей. Диагностическое обследование детей с ОНР.

3.5. Психолого-медико-педагогическое обследование детей с ОВЗ
IV. Дополнительный раздел РП. Текст краткой презентации РП.

4.1. Характеристика контингента детей, посещающих логопедический пункт ДОУ.

4.2. Программно-методическое обеспечение РП.

4.3. Характеристика взаимодействия с семьями воспитанников, посещающих логопедический пункт ДОУ.

Приложения

I. Целевой раздел


  1. Пояснительная записка

Модернизация образования предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с требованиями к обучению. Эти изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания.

Одной из ведущих линий модернизации образования является достижение нового современного качества дошкольного образования. Это вызывает необходимость разработки современных коррекционно-образовательных технологий, обновления содержания работы логопункта в условиях дошкольного образовательного учреждения групп. Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей 5-го- 7-го года жизни.
Рабочая программа предназначена для коррекционного обучения, воспитания и развития детей с сохранным слухом и интеллектом, имеющих отклонения в речевом развитии.

Рабочая программа составлена в соответствии с действующими нормативно-правовыми документами и локальными актами:

- Конвенцией ООН о защите прав человека и основных свобод (от 4 ноября 1950 года с изменениями и дополнениями);

- Конвенцией о правах ребенка, 1989 г;

- Федеральным законом «Об образовании в российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;

- Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (Постановление Правительства РФ № 288 от 12.03.1997г., в редакции Постановления Правительства РФ от10.03.2000, 23.12.2002 г.);

- Письмом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 24.01.2007 г. N 01-26/05-01 "О принятии мер по устранению нарушений прав детей с отклонениями в развитии в сфере образования»;

- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. № 1014 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования;

- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования от 17.10.2013 г. № 1155;

- Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций: СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.03.2013 г. № 26;

- Основной общеобразовательной программой дошкольного образования МКДОУ №19 «Ракета».

Содержание РП разработано с учетом коррекционно-развивающих программ для детей, имеющих нарушения речевого развития:

1. Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (7 год жизни). – М.: Министерство Просвещения СССР научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР, 1986 г.

2. «Программа логопедической работы по преодолению фонетико -

фонематического недоразвития у детей». Авторы: Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина.– М.: Просвещение, 2008.
3. «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей». Авторы: Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова, Г.В. Чиркина.– М.: Просвещение, 2008:



    1. Цели и задачи реализации РП


Теоретической и методологической основой программы являются: положение Л.С.Выгодского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка; учение Р.Е.Левиной о трех уровнях речевого развития детей и психолого-педагогическом подходе в системе специального обучения; исследования закономерностей развития детской речи в условиях ее нарушения, проведенные Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной.
В соответствии с ФГОС ДО рабочая программа опирается на научные принципы:

• принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

• принципы научной обоснованности и практической применимости содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования;

• принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

• принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

• комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;

• предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту и особенностям формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Цель: построение системы коррекционно-развивающей работы, направленной на формирование предпосылок к развитию речи и подготовка к общению на бытовом уровне у детей с выраженными нарушениями интеллекта, овладение ими основами социально-бытового и коммуникативного поведения.

Задачи:

  1. Спроектировать содержание коррекционно-развивающей работы по развитию всех компонентов речи в соответствии с ООП дошкольного образования;

  2. Организовать взаимодействие при организации коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда с воспитателями группы, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре на основе лексической темы;

  3. Создать эмоционально благополучную обстановку для речевого развития детей посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса.




    1. Цель коррекционного обучения, воспитания и развития с общим недоразвитием речи (ОНР)

Обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР и ФФН, осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия, предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой системы старших дошкольников.

Обучение детей в соответствии с предлагаемой системой обеспечивает овладение фонетической системой языка, подготовку к овладению грамотой общепринятым аналитико-синтетическим методом и усвоение некоторых элементов грамоты.

Коррекционно-воспитательная работа строится с учетом особенностей психической деятельности детей - обучение детей органически связано с воспитанием у них внимания, памяти, умения управлять собой и другими качествами, которые должны быть усвоены детьми на данном возрастном этапе.

Основные задачи:

1. Устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова).

2. Развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова)

3. Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса.

4. Формирование грамматического строя речи.

5. Развитие связной речи.

6. Развитие коммуникативности, успешности в общении.
Направления деятельности:

Мониторинговое (диагностическое) – создание условий для непрерывного диагностико-прогностического слежения за коррекционным процессом в целях оптимального выбора коррекционных целей, задач и средств их реализации.

Коррекционно-развивающее – создание условий, направленных на коррекцию речевого развития детей и обеспечивающих достижение ребёнком, имеющим нарушения речи, уровня речевого развития, соответствующего возрастной норме.

Профилактическое – создание условий для повышения компетентности педагогов и родителей в вопросах развития речи детей, социально-эмоциональных и познавательных потребностей и возможностей развития.

Информационно-методическое – создание условий для освоения и внедрения инновационных технологий в области коррекции речевых нарушений, позволяющих повысить результативность коррекционного процесса в целом.
Система работы учителя-логопеда

1. Диагностический блок

1.1. Раннее выявление детей с проблемами в развитии (в ДОУ)

1.2. Первичное обследование речи детей дошкольного возраста

1.3. Сбор медицинского и педагогического анамнеза, сведений о раннем развитии

1.4. Динамическое наблюдение в процессе обучения, промежуточные срезы

1.5. Диагностика результативности коррекционно-педагогического процесса

2. Организационный блок

2.1. Подготовка материалов для ТПМПк с целью комплектования группы детей с нарушением речи для занятий на логопедическом пункте ДОУ.

3. Блок анализа и планирования

3.1. Анализ результатов диагностики

3.2. Статистический учет

3.3. Выработка стратегии коррекционно-педагогического процесса в ДОУ – планирование работы на год

3.4. Выбор способа организации непосредственной образовательной деятельности в ДОУ: комплектование подгрупп по нарушениям, уровням речевого развития, планирование индивидуальной работы с детьми

3.5.Ведение документации
4. Коррекционно – развивающая работа

4.1. Занятия учителя-логопеда с детьми по совершенствованию разных сторон речи.

4.2. Создание психологического комфорта и стимулирование психологической базы речи.

4.3. Совместная деятельность с воспитателями.

4.4. Совместная деятельность учителя-логопеда и музыкального руководителя по развитию темпо-ритмической организации речи.

4.5. Совместная деятельность учителя-логопеда и воспитателя физкультуры по развитию общей моторики детей.

5. Блок профилактической и консультативной работы

5.1. Ознакомление и принятие к сведению результатов углубленных медицинских осмотров.

5.2. Оказание консультативной помощи родителям детей с проблемами в развитии.

5.3. Профилактика нарушений устной речи у детей старшего возраста

5.4. Организация консультативных занятий с детьми старшего возраста, имеющими возрастные нарушения в формировании речи.

5.5. Профилактика нарушений письменной речи.  

6. Методическое обеспечение

6.1. Методическая помощь педагогам ДОУ по вопросам коррекции речи.

6.2. Изучение и внедрение вариативных форм оказания коррекционной помощи.

6.3. Создание библиотеки коррекционно-педагогической литературы в ДОУ.

6.4. Самообразование.

6.6. Участие в работе методического объединения учителей-логопедов.

6.7. Участие в семинарах и конференциях.

7. Оптимизация коррекционно-педагогического (логопедического) процесса

7.1. Оборудование логопедического кабинета

7.2. Создание картотеки наглядного, лексического, игрового и учебного материала

7.3.Использование ТСО; создание аудио и видеотеки логопедического кабинета

8. Блок контроля

8.1. Проведение контрольных срезов, тестовых заданий, мониторинга результатов коррекции

8.2. Заключение ПМПК по вопросам выпуска детей

8.3. Подведение итогов работы за учебный год. Цифровой отчет – анализ о проделанной работе учителя-логопеда. 



    1. Принципы формирования Программы


Принцип природосообразности. Обеспечение возможности реализации задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с ОНР.

Онтогенетический принцип. Учет общности развития нормально развивающихся детей и детей с ОНР; учет закономерностей развития детской речи в норме.

Принцип индивидуально-дифференцированного подхода. Учет индивидуально-типологических особенностей каждого ребенка и особенностей всей группы в целом, конструирование «уровневых» программ с учетом сложности структуры дефекта.

Принцип коммуникативной направленности. В коррекционно-развивающей работе с детьми особое внимание уделяется развитию речи как основному средству коммуникации и целенаправленному формированию навыков общения со взрослыми и сверстниками.

Принцип учета развивающего характера предметной среды. Предполагает создание среды, отвечающей образовательным потребностям детей, а также стимулирующей их активность. Среди основных характеристик при этом выступают: нежесткое центрирование, соответствие материала лексическому планированию и его сменяемость, учет индивидуальной направленности и интересов каждого из детей, гендерных особенностей.

Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.

В основе планирования занятий с детьми с ОВЗ лежат комплексно-тематический и концентрический принципы. Комплексно-тематический принцип предполагает выбор смысловой темы, раскрытие которой осуществляется в разных видах деятельности. Выбор темы определяется рядом факторов: сезонностью, социальной и личностной значимостью, интересами и потребностями детей в группе.

Одно из важных условий реализации комплексно-тематического принципа — концентрированное изучение темы, обеспечивающего «повторение без повторения» образовательной деятельности — формирование у детей широкого спектра первичных представлений и приобретение ими соответствующего опыта деятельности. В соответствии с концентрическим принципом программное содержание в рамках одних и тех же тем год от года углубляется и расширяется.
Кроме того, Программа имеет в своей основе следующие принципы:

- принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;

- принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;

- принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;

- принципы интеграции усилий специалистов;

- принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;

- принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;

- принцип постепенности подачи учебного материала;

- принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях.
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Пояснительная записка. Цели и задачи реализации рп. Цели, задачи, направления коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи (онр). Принципы и подходы к формированию рп iconРешением Совета педагогов
Цели, задачи, направления коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи (онр)

Пояснительная записка. Цели и задачи реализации рп. Цели, задачи, направления коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи (онр). Принципы и подходы к формированию рп iconПояснительная записка. Цели и задачи реализации ооп соо принципы...
Программа воспитания и социализации обучающихся при получении среднего общего образования

Пояснительная записка. Цели и задачи реализации рп. Цели, задачи, направления коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи (онр). Принципы и подходы к формированию рп iconПояснительная записка. Цели и задачи реализации программы. Принципы...
Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе, характеристики особенностей развития детей дошкольного...

Пояснительная записка. Цели и задачи реализации рп. Цели, задачи, направления коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи (онр). Принципы и подходы к формированию рп iconПояснительная записка 5 1 Цели и задачи реализации основной образовательной...
Принципы и подходы к формированию образовательнойпрограммы основного общего образования

Пояснительная записка. Цели и задачи реализации рп. Цели, задачи, направления коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи (онр). Принципы и подходы к формированию рп iconПояснительная записка 6 1 Цели, задачи Программы 9 2 Принципы и подходы...
...

Пояснительная записка. Цели и задачи реализации рп. Цели, задачи, направления коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи (онр). Принципы и подходы к формированию рп iconПояснительная записка Программа коррекционной работы в старшей и...
Система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с фонетико – фонематическим недоразвитием речи (ффн) и...

Пояснительная записка. Цели и задачи реализации рп. Цели, задачи, направления коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи (онр). Принципы и подходы к формированию рп iconПояснительная записка Введение Цели и задачи Принципы и подходы к...
Значимые характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста

Пояснительная записка. Цели и задачи реализации рп. Цели, задачи, направления коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи (онр). Принципы и подходы к формированию рп iconЦели и задачи реализации Программы 3 Принципы и подходы к формированию Программы 5
Краткая психолого-педагогическая характеристика особенностей психофизиологического развития детей

Пояснительная записка. Цели и задачи реализации рп. Цели, задачи, направления коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи (онр). Принципы и подходы к формированию рп iconПояснительная записка Цели, задачи, приоритетные направления и ожидаемые...
Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования

Пояснительная записка. Цели и задачи реализации рп. Цели, задачи, направления коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи (онр). Принципы и подходы к формированию рп iconПояснительная записка цели и задачи реализации основной образовательной...
Принципы и подходы к формированию образовательной про граммы основного общего образования

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск