Скачать 0.66 Mb.
|
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального и дополнительного образования «Байкальский гуманитарный институт» Методические указания по написанию контрольных работ при освоении дисциплины СЕМЕЙНОЕ ПРАВО по специальности «Юриспруденция» для студентов очной (ускоренной) форм обучения Иркутск, 2015 Пояснительная записка Семейное право как самостоятельный учебный курс изучает частноправовые отношения, возникающие между людьми из брака, родства, усыновления и принятия детей в семью на воспитание. Основными задачами курса являются:
Для изучения данной дисциплины студент должен знать общую теорию права, в том числе основные понятия и институты: нормы права, структурные элементы и виды норм права, общую и особенную части гражданского права. Основные начала (цели и принципы) правового регулирования семейных отношений в РФ конкретно сформулированы в ст.1 Семейного кодекса. Своим смыслом они связаны с положениями Конституции РФ, определяющими основы конституционного строя РФ и основные права и свободы граждан. Ст.38 Конституции РФ провозглашает: «Материнство и детство, находятся под защитой государства». Защита семьи осуществляется не только семейно-правовыми нормами, но и нормами других отраслей права: социального обеспечения, трудового, жилищного и др. Задачей же Семейного кодекса является установление правовых условий, наиболее благоприятных в конкретной социально-экономической ситуации для укрепления семьи как ячейки общества. Методические указания по написанию контрольных работ В ходе изучение курса студентами выполняется одна контрольная работа объемом примерно 12-15 страниц машинописного текста. Обязательные требования к контрольным работам: научность, логичность, объективность, систематичность, последовательность, аргументированность, самостоятельность изложения, использование новейшей отечественной и зарубежной литературы, в том числе и не отраженной в данном пособии. Необходимо также наличие плана, четко раскрывающего содержание контрольной работы, ясной ее структуры, включающей, как минимум, такие разделы, как введение, основное содержание и заключение, и списка использованной литературы. При написании контрольной работы должно быть использовано не менее 8 источников, половина из которых нормативно-правовые акты. Текст контрольной работы должен содержать ссылки на список литературы. Тема контрольной работы выбирается согласно варианту. Для допуска студента к экзамену по дисциплине «Семейное право» необходимо выполнить следующие задания: Первая часть работы – теоретическая. Студент обязан при написании контрольной работы осветить основные аспекты темы. Вторая часть работы – решение теста по соответствующей теме. Третья часть работы - решение практической задачи. Вариант №1 Задание 1 варианта выполняют студенты фамилии, которых начинаются на буквы А-Б Темы контрольных работ:
Вторая часть работы: 1. Какое из перечисленных положений не является принципом семейного права? A) добровольность брачного союза, Б) приоритет семейного воспитания детей, B) ограничение прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях. 2. В отношении каких лиц предусмотрено действие принципа обеспечения приоритетной защиты прав и интересов? A) в отношении мужчин, Б) в отношении нетрудоспособных членов семьи, B) только в отношении детей. 3. Какие из перечисленных правоотношений не регулируются семейным правом? A) личные неимущественные отношения между супругами, Б) порядок вступления в брак, B) порядок назначения и выплаты пособий по беременности и в связи с рождением ребенка. 4. Что означает принцип добровольности брачного союза? A) добровольность вступления в брак и расторжения брака, Б) только добровольность вступления в брак, B) добровольность вступления в брак при наличии согласия соответствующих государственных органов. 5. На кого в соответствии с Семейным кодексом РФ распространяется принцип равенства в семье? A) на родителей и детей, Б) на супругов, B) на всех членов семьи. 6. Какие из перечисленных признаков не являются особенностями семейных отношений? А) возмездный характер семейных правоотношений, Б) основаниями возникновения семейный правоотношений в большинстве случаев являются юридические факты, требующие государственной регистрации, В) семейные отношения не допускают правопреемства. 7. На основании каких нормативно-правовых актов допускается ограничение прав граждан в семье? А) только Семейного кодекса РФ, Б) Семейного кодекса РФ, федеральных законов и указов Президента РФ, В) Семейного кодекса РФ, федеральных законов. 8. В каком случае брак порождает юридические последствия? А) если он зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния, Б) если он осуществлен по религиозным обрядам, В) брак, зарегистрированный в органах записи актов гражданского состояниям и фактические брачные отношения порождают одинаковые юридические последствия. 9. Регулирует ли семейное право отношения, которые возникают между бывшими членами семьи? А) да, но только те отношения, которые определены семейным законодательством, Б) нет, В) да, все отношения, которые возникают между бывшими членами семьи. 10. Какими отраслями права регулируются вопросы опеки и попечительства? А) только гражданским правом, Б) только семейным правом, В) не только семейным, но и гражданским правом. 11. Является ли семейное право составной частного права? А) нет, это отрасль публичного права, Б) да, является, В) семейное право является комплексной отраслью права, сочетающей в себе элементы публичного и частного права. 12. Регулирует ли семейное право наследственные отношения между супругами? А) да, регулирует, Б) нет, эти отношения регулирует гражданское право, В) нет, эти отношения регулирует право социального обеспечения. 13. В чьем ведении находится семейное законодательство? А) в исключительном ведении РФ, Б) в исключительном ведении субъектов РФ, В) в совместном ведении РФ и ее субъектов. 14. Соответствует ли федеральному законодательству положение одной из республик Российской Федерации о допустимости многоженства? А) нет, Б) да, поскольку федеральным законодательством этот вопрос не регламентируется. В) да, каждый из субъектов Российской Федерации вправе сам определять условия вступления в брак на его территории, в том числе возможность полигамных браков. 15. Допускается ли применение гражданского законодательства к семейным отношениям? А) не допускается, Б) допускается во всех случаях, поскольку семейное право - это подотрасль гражданского права, В) допускается только к имущественным и личным неимущественным отношениям между членами семьи, не урегулированным семейным законодательством, если это не противоречит существу семейных отношений. 16. В каких случаях семейные отношения могут регулироваться постановлениями Правительства Российской Федерации? А) в случаях, предусмотренных федеральными законами или Указами Президента Российской Федераций, Б) лишь в случаях, предусмотренных федеральными законами, В) семейные отношения могут регулироваться постановлениями Правительства Российской Федерации без каких-либо ограничений. 17. Могут ли субъекты Российской Федерации своими нормативными актами снизить общий брачный возраст? А) нет, Б) да, В) могут, только в отношении лиц, проживающих на подведомственной территории. 18. Может ли семейное законодательство действовать с обратной силой? А) нет, Б) да, в случаях, предусмотренных самим законом, В) да, семейное законодательство всегда действует с обратной силой. 19. Актами, какого государственного органа устанавливается перечень заболеваний, при которых гражданин не может быть усыновителем, опекуном (попечителем), приемным родителем? А) Правительством РФ, Б) Государственной Думы Федерального Собрания РФ, В) Президентом РФ? 20. Какие из законов субъектов Российской Федерации являются противоречащими федеральному законодательству? А) закон об уменьшении сроков рассмотрения заявления о регистрации брака в органах записи актов гражданского состояния, Б) закон о запрете приобретения двойных фамилий при регистрации брака, В) закон о применении на территории субъекта Российской Федерации новых форм устройства на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, не предусмотренных Семейным кодексом. 21. Может ли Правительство Российской федерации устанавливать условия заключения брака лиц, не достигших 16 лет? А) нет, поскольку это входит в компетенцию субъектов Российской Федерации, Б) нет, поскольку эти вопросы регулируются федеральным законодательством, В) да. 22. Являются ли постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации источниками семейного права? А) нет, поскольку суды не могут заниматься правотворческой деятельностью в соответствии с принципом разделения властей, Б) да, В) нет, поскольку Пленум Верховного Суда РФ не принимает постановления. 23. Какие из нижеперечисленных положений устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации? А) перечень доходов, с которых удерживаются алименты на несовершеннолетних детей, Б) размеры алиментов, взыскиваемых с родителей на несовершеннолетних детей, В) виды семейных отношений, которые регулируются семейным правом. Третья часть работы - решение практической задачи. Индивидуальный предприниматель Анатолий Артузов влюбился в свою секретаршу Веру Воронину, которая ответила ему взаимностью. Через пять месяцев после начала их любовных отношений Вера Воронина забеременела. Когда Вера Воронина сообщила Анатолию о своей беременности, он обрадовался этому и предложил ей узаконить их отношения. Они подали в загс соответствующее заявление. За два дня до регистрации брака Анатолий Артузов попал в автомобильную аварию и с тяжелыми травмами был доставлен в больницу. Врачи сказали Вере Ворониной, что надежда на его выздоровление маловероятна. Однако Анатолий Артузов пришел в себя и сразу же спросил какое сегодня число. А когда узнал, то попросил медицинскую сестру написать заявление в орган загса от его имени, в котором просил зарегистрировать его брак с Верой Ворониной без его присутствия, так как он из-за тяжелых травм не может лично прийти в загс. Заявление он подписал, а главный врач больницы удостоверил подпись Анатолия Артузова и передал его Вере Ворониной. После этого Анатолий Артузов впал в забытье и через час умер. 1. Может ли заявление Анатолия Артузова явиться основанием для регистрации его брака с Верой Ворониной? 2. Имеет ли значение для решения предыдущего вопроса то, что Анатолий Артузов умер? 3. В какой орган следует обратиться Вере Ворониной в случае отказа ей органом загса в регистрации брака с умершим Анатолием Артузовым? Рекомендуемая литература:
Нормативно-правовые акты:
Вариант №2 Задание 2 варианта выполняют студенты фамилии, которых начинаются на буквы В-Д Темы контрольных работ:
|
Методические указания предназначены для студентов 5-6 курсов очной и заочной форм обучения, научных руководителей и рецензентов дипломных... | «Налоговое право Российской Федерации» для студентов очно-заочной, заочно-ускоренной формы обучения юридич факультета Омгу им. Ф.... | ||
Уголовно-процессуальные акты [Текст]: методические указания по выполнению контрольных работ для студентов дневной формы обучения... | Методические рекомендации предназначены для студентов специальностей «Право и организация социального обеспечения», «Таможенное дело»,... | ||
Уголовно-процессуальные акты [Текст]: методические указания по выполнению контрольных работ / Курск гос техн ун-т; сост. О. С. Пашутина.... | Методические указания к выполнению дипломных работ по специальности 080115 «Таможенное дело» для студентов очной и заочной форм обучения... | ||
Методические указания к выполнению контрольных и курсовых работ по направлению 03. 09. 00. 62 «Юриспруденция» и специальности 40.... | Методические указания предназначены для студентов всех форм обучения специальности 080105 «Финансы и кредит» | ||
Учебно-методическое пособие предназначено для проведения семинарских занятий по семейному праву для студентов очной, заочной, очно-заочной... | Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов по специальности 030501. 65... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |