Рабочая программа дисциплины комплекснон психолого-педагогическое обследование детей с тяжелыми нарушениями речи направление подготовки 050700 «Специальное дефектологическое образование»


НазваниеРабочая программа дисциплины комплекснон психолого-педагогическое обследование детей с тяжелыми нарушениями речи направление подготовки 050700 «Специальное дефектологическое образование»
страница1/3
ТипРабочая программа
  1   2   3



Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ ЛОГОПЕДИИ

УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе

_________________С.Г. Дембицкий

"_____"__________________20___ г.


Рабочая программа дисциплины
КОМПЛЕКСНОН ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Направление подготовки
050700 «Специальное дефектологическое образование»


Профиль подготовки

ЛОГОПЕДИЯ


Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр


Форма обучения

очная, очно-заочная, заочная



Рекомендовано Ученым советом НОУ ВПО «МПСУ»

(протокол № ___ от 20__ г.)

Одобрено кафедрой ____________________

(протокол № ____ от 20__ г.)


Москва

2012
Составитель: Антипова Жанна Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра логопедии НОУ ВПО МПСУ. Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен тематический план изучения дисциплины, задания для самостоятельной работы, тесты, темы рефератов, приводятся вопросы для подготовки к зачету.
Рецензент:

Лямина И.П., кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедры логопедии НОУ ВПО МПСУ.

1. Цели освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины «Комплексное психолого-педагогическое обследование детей с тяжелыми нарушениями речи» являются дальнейшее совершенствование профессиональных практических умений и навыков по психолого-педагогическому изучению детей с различной речевой патологией.
2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина «Комплексное психолого-педагогическое обследование детей с тяжелыми нарушениями речи»» относится к дисциплинам вариативной части профессионального цикла. Представляя собой один из аспектов комплексного изучения отклонений в речевом развитии, «Комплексное психолого-педагогическое обследование детей с тяжелыми нарушениями речи» является основополагающей учебной дисциплиной в системе профессиональной подготовки учителей-логопедов.

Теоретической базой курса являются знания и умения, полученные при прослушивании курсов лекций по предметам: «Логопедия», «Невропатология», «Клиника интеллектуальных нарушений», «Специальная психология», «Специальная педагогика», «Психолого-педагогическая диагностика», «Психолингвистика». Курс «Комплексное психолого-педагогическое обследование детей с тяжелыми нарушениями речи» является основой для дальнейшего изучения следующих дисциплин: «Логопедия», «Логопедические технологии», «Организация логопедической работы в детских учреждениях».
3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Комплексное психолого-педагогическое обследование детей с тяжелыми нарушениями речи».

В результате освоения дисциплины «Комплексное психолого-педагогическое обследование детей с тяжелыми нарушениями речи» у студентов формируются следующие компетенции:

- способность к социальному взаимодействию, сотрудничеству и разрешению конфликтов социальной и профессиональной сферах, к толерантности, социальной мобильности (ОК-1);

- способность осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладанием мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, способность к эмпатии, корректному и адекватному восприятию лиц с ОВЗ (ОП-1);

- способность анализировать социально-значимые процессы, выявлять сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности (ОП-2);

- способность к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ (ПК-1) (компетенция формируется частично);

- готовностью к взаимодействию с общественными организациями, семьями лиц с ограниченными возможностями здоровья, к осуществлению психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ПК-4);

- способностью организовывать и осуществлять психолого-педагогическое обследование лиц с ОВЗ с целью уточнения структуры нарушения для выбора индивидуальной образовательной траектории (ПК-5);

- способностью к анализу результатов медико-психолого-
педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования
различных (клинико-психолого-педагогических)  классификаций нарушений в развитии, в том числе для осуществления дифференциальной диагностики (ПК-6);

- способностью осуществлять динамическое наблюдение за ходом коррекционно-развивающего воздействия с целью оценки его эффективности (ПК-7);

- готовностью к оказанию консультативной помощи лицам с ОВЗ, их родственникам и педагогам по проблемам обучения, развития, семейного воспитания, жизненного и профессионального самоопределения (ПК-8);

- готовностью к сбору, анализу и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности (ПК-9);

- способностью использовать данные медицинской документации в процессе организации и осуществления коррекционно-педагогической работы с лицами с ОВЗ (ПК-12);

- способность осуществлять работу по популяризации дефектологисеских знаний среди населения (ПК-14).

По результатам изучения дисциплины «Комплексное психолого-педагогическое обследование детей с тяжелыми нарушениями речи» студенты должны:

иметь представление

- о внутрисистемных и межсистемных связях психолого-педагогической диагностики с дисциплинами медицинского цикла, психологии, нейропсихологии, психолингвистики, логопедии, специальной методики русского языка, психолого-педагогического консультирования и т.д.;

- о группах речевой патологии: нарушения фонационного оформления речи и системные нарушения речи, соотношении клинико-педагогической и психолого-педагогической классификации нарушений речи;

- об анализе и определении первичных (речевых) и вторичных (неречевых) проявлений в структуре дефекта при разных видах тяжелой речевой патологии; о теоретическом обосновании дифференциальной диагностики тяжелых речевых нарушений

- о методах функционального взаимодействия специалистов, участвующих в комплексном изучении детей с тяжелыми речевыми нарушениями (на примере работы консилиума, диагностического разбора, консультативного приема и т.д.);

знать

- предмет, объект, задачи и методы психолого-педагогической диагностики, причины и механизмы речевых расстройств с позиций клинико-физиологического и психолингвистического и других аспектов изучения;

- основные дифференциально-диагностические признаки, характерные для тяжелых речевых нарушений и соответствующие определенному возрастному периоду психического развития,

- содержание (этапы, цели, задачи) и организацию (процедура и условия проведения) психолого-педагогического обследования детей с тяжелыми речевыми нарушениями;

- основы дифференциальной диагностики речевых нарушений с другими первично речевыми и первично неречевыми видами патологии.

уметь

- обследовать детей с различными формами тяжелой речевой патологии: определять форму, степень тяжести, анализировать состояние внешнего фонационного оформления речи и языковой системы ребенка с речевой патологией;

- дифференцировать первично речевую патологию со сходными состояний (первично неречевыми нарушениями: умственная отсталость, ранний детский аутизм, нарушения слуха и др.);

- определять и обосновывать стратегию коррекционной работы при разных видах тяжелой речевой патологии.
4. Структура и содержание дисциплины «Комплексное психолого-педагогическое обследование детей с тяжелыми нарушениями речи»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы 108 часов.
Очная форма обучения (срок обучения - 4 года).






п/п


Разделы и темы

дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

ВСЕГО

Из них аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Контрольная работа

Курсовая работа

Лекции

Лаборатор.

практикум

Практическ.занятия / семинары

Интерактив

1

Тема 1. Теоретико-методологические основы психолого-педагогической диагностики.

8

18

4




1

2

11










2

Тема 2. Характеристика психического развития детей с тяжелыми речевыми нарушениями.

8

18

4




2

2

10










3

Тема 3. Методы психолого-педагогической диагностики.

8

18

4




2

2

10










4

Тема 4. Принципы психолого-педагогической диагностики.

8

18

4




1

2

11










5

Тема 5. Дифференциальная диагностика сходных состояний.

8

18

4




2

4

8







Тестирование

6

Тема 6. Организация и содержание диагностической деятельности логопеда.

8

18

6




2

4

6







Контрольная работа




ИТОГО:

8

108

26




10

16

56







зачет



Заочная форма обучения (срок обучения - 5 лет).






п/п


Разделы и темы

дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

ВСЕГО

Из них аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Контрольная работа

Курсовая работа

Лекции

Лаборатор.

практикум

Практическ.занятия / семинары

Интерактив

1

Тема 1. Теоретико-методологические основы психолого-педагогической диагностики.

9

18

1










17










2

Тема 2. Характеристика психического развития детей с речевыми нарушениями.

9

18

1










17










3

Тема 3. Методы психолого-педагогической диагностики.

9

18

1




1




16










4

Тема 4. Принципы психолого-педагогической диагностики.

9

18

1










17










5

Тема 5. Дифференциальная диагностика сходных состояний.

9

18

1







1

16







Тестирование

6

Тема 6. Организация и содержание диагностической деятельности логопеда.

9

18

1




1

1

15







Контрольная работа




ИТОГО:

9

108

6




2

2

98







зачет


Заочная форма обучения (срок обучения – 3,5 года) на базе СПО.






п/п


Разделы и темы

дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

ВСЕГО

Из них аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Контрольная работа

Курсовая работа

Лекции

Лаборатор.

практикум

Практическ.занятия / семинары

Интерактив

1

Тема 1. Теоретико-методологические основы психолого-педагогической диагностики.

7

18













18










2

Тема 2. Характеристика психического развития детей с речевыми нарушениями.

7

18













18










3

Тема 3. Методы психолого-педагогической диагностики.

7

18

1




1




16










4

Тема 4. Принципы психолого-педагогической диагностики.

7

18

1










17










5

Тема 5. Дифференциальная диагностика сходных состояний.

7

18

1







1

16







Тестирование

6

Тема 6. Организация и содержание диагностической деятельности логопеда.

7

18

1




1

1

15







Контрольная работа




ИТОГО:

7

108

4




2

2

100







зачет


Заочная форма обучения (срок обучения – 3 года) на базе ВПО.






п/п


Разделы и темы

дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

ВСЕГО

Из них аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Контрольная работа

Курсовая работа

Лекции

Лаборатор.

практикум

Практическ.занятия / семинары

Интерактив

1

Тема 1. Теоретико-методологические основы психолого-педагогической диагностики.

5

18













18










2

Тема 2. Характеристика психического развития детей с речевыми нарушениями.

5

18













18










3

Тема 3. Методы психолого-педагогической диагностики.

5

18

1




1




16










4

Тема 4. Принципы психолого-педагогической диагностики.

5

18

1










17










5

Тема 5. Дифференциальная диагностика сходных состояний.

5

18

1







1

16







Тестирование

6

Тема 6. Организация и содержание диагностической деятельности логопеда.

5

18

1




1

1

15







Контрольная работа




ИТОГО:

5

108

4




2

2

100







зачет



Очно-заочная (вечерняя) форма обучения (срок обучения – 3,5 года) на базе СПО.






п/п


Разделы и темы

дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

ВСЕГО

Из них аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Контрольная работа

Курсовая работа

Лекции

Лаборатор.

практикум

Практическ.занятия / семинары

Интерактив

1

Тема 1. Теоретико-методологические основы психолого-педагогической диагностики.

7

18

1




1




16










2

Тема 2. Характеристика психического развития детей с речевыми нарушениями.

7

18

1




1




16










3

Тема 3. Методы психолого-педагогической диагностики.

7

18

1




1




16










4

Тема 4. Принципы психолого-педагогической диагностики.

7

18

1




1




16










5

Тема 5. Дифференциальная диагностика сходных состояний.

7

18

2




1

1

14







Тестирование

6

Тема 6. Организация и содержание диагностической деятельности логопеда.

7

18

2




1

1

14







Контрольная работа




ИТОГО:

7

108

8




6

2

92







зачет



Очно-заочная (вечерняя) форма обучения (срок обучения – 5 лет).






п/п


Разделы и темы

дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

ВСЕГО

Из них аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Контрольная работа

Курсовая работа

Лекции

Лаборатор.

практикум

Практическ.занятия / семинары

Интерактив

1

Тема 1. Теоретико-методологические основы психолого-педагогической диагностики.

9

18

1




1




16










2

Тема 2. Характеристика психического развития детей с речевыми нарушениями.

9

18

1




1




16










3

Тема 3. Методы психолого-педагогической диагностики.

9

18

1




1




16










4

Тема 4. Принципы психолого-педагогической диагностики.

9

18

1




1




16










5

Тема 5. Дифференциальная диагностика сходных состояний.

9

18

2




1

1

14







Тестирование

6

Тема 6. Организация и содержание диагностической деятельности логопеда.

9

18

2




1

1

14







Контрольная работа




ИТОГО:

9

108

8




6

2

92







зачет



  1   2   3

Похожие:

Рабочая программа дисциплины комплекснон психолого-педагогическое обследование детей с тяжелыми нарушениями речи направление подготовки 050700 «Специальное дефектологическое образование» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Е. П., Гаврикова Э. О., Марандина Е. Л. Русский язык и культура речи. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов...

Рабочая программа дисциплины комплекснон психолого-педагогическое обследование детей с тяжелыми нарушениями речи направление подготовки 050700 «Специальное дефектологическое образование» iconПрограмма вступительного испытания в магистратуру по направлению...
Профиль подготовки Инклюзивное образование детей с особыми образовательными потребностями

Рабочая программа дисциплины комплекснон психолого-педагогическое обследование детей с тяжелыми нарушениями речи направление подготовки 050700 «Специальное дефектологическое образование» iconРабочая программа совместной деятельности педагога с детьми старшей...
Характеристика развития детей 5- 6 лет с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)

Рабочая программа дисциплины комплекснон психолого-педагогическое обследование детей с тяжелыми нарушениями речи направление подготовки 050700 «Специальное дефектологическое образование» iconРабочая программа дисциплины в12. Логопедический практикум Основная...
Основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению подготовки бакалавриата

Рабочая программа дисциплины комплекснон психолого-педагогическое обследование детей с тяжелыми нарушениями речи направление подготовки 050700 «Специальное дефектологическое образование» iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 07 Семейное воспитание детей с нарушением...
Курс «Семейное воспитание детей с нарушениями речи» призван помочь будущим логопедам осознать социальную роль семьи, значимость ее...

Рабочая программа дисциплины комплекснон психолого-педагогическое обследование детей с тяжелыми нарушениями речи направление подготовки 050700 «Специальное дефектологическое образование» iconПояснительная записка Программа коррекционной работы в старшей и...
Система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с фонетико – фонематическим недоразвитием речи (ффн) и...

Рабочая программа дисциплины комплекснон психолого-педагогическое обследование детей с тяжелыми нарушениями речи направление подготовки 050700 «Специальное дефектологическое образование» iconВысшего профессионального образования
Фгос впо по направлению подготовки 050700. 62 – Специальное (дефектологическое) образование, Утвержденным приказом Минобрнауки России...

Рабочая программа дисциплины комплекснон психолого-педагогическое обследование детей с тяжелыми нарушениями речи направление подготовки 050700 «Специальное дефектологическое образование» iconРабочая программа дисциплины основы предпринимательского дела направление...

Рабочая программа дисциплины комплекснон психолого-педагогическое обследование детей с тяжелыми нарушениями речи направление подготовки 050700 «Специальное дефектологическое образование» iconРабочая программа производственной (педагогической) практики код...
Рабочая программа учебной практики составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования...

Рабочая программа дисциплины комплекснон психолого-педагогическое обследование детей с тяжелыми нарушениями речи направление подготовки 050700 «Специальное дефектологическое образование» iconПримерная рабочая программа для общеобразовательных организаций,...
«Технология» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск