Скачать 0.65 Mb.
|
Москва, ул. Малая Коммунистическая, д.21, стр.2 тел.: (095) 980 09 81, факс: (095) 980 09 82; www.rb-centre.ru ПРОЕКТ Методические рекомендации субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям по порядку ведения реестра расходных обязательств субъекта Российской Федерации и реестра расходных обязательств муниципального образования Введение Цель настоящих Методических рекомендаций – оказать методологическую помощь субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям по формированию и ведению реестра расходных обязательств субъекта РФ (муниципального образования). В целях учета и анализа расходных обязательств, повышения прозрачности бюджетного процесса, обоснованности правовой базы бюджетов и их ориентации на выполнение законодательно установленных функций государства (местного самоуправления) в статье 87 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливается обязанность органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления вести на постоянной основе реестры расходных обязательств соответствующих бюджетов, а именно реестр расходных обязательств субъекта РФ, реестр расходных обязательств муниципального образования. Кроме того, требования по ведению реестров расходных обязательств субъектов РФ и муниципальных образований установлены в федеральных законах «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 г. №184-ФЗ (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 4 июля 2003 г. № 95-ФЗ), «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ. Реестр расходных обязательств субъекта РФ должен вестись в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта РФ. Порядок ведения реестра муниципального образования должен устанавливаться местной администрацией. Реестр расходных обязательств субъекта РФ, а также свод реестров расходных обязательств муниципальных образований, входящих в состав субъекта РФ, представляются в Минфин России в порядке, установленном Минфином России. Реестр расходных обязательств муниципального образования представляется органом местного самоуправления в исполнительный орган государственной власти субъекта РФ в порядке, установленном исполнительным органом государственной власти субъекта РФ. Положения Бюджетного кодекса РФ о необходимости ведения реестра расходных обязательств субъекта РФ вступили в силу с 1 января 2005 года. Положения Бюджетного кодекса РФ о необходимости ведения реестра расходных обязательств муниципального образования вступают в силу с 1 января 2006 года. Основные термины и понятия Для целей ведения реестра расходных обязательств субъекта РФ (муниципального образования) рекомендуется использовать следующие основные термины и понятия, которые были использованы для целей настоящих Методических рекомендаций: расходные обязательства субъекта РФ (муниципального образования) – обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности субъекта Российской Федерации, муниципального образования предоставить физическим или юридическим лицам, органам государственной власти, органам местного самоуправления, субъектам международного права средства соответствующего бюджета; реестр расходных обязательств субъекта РФ (муниципального образования) - свод (перечень) нормативных правовых актов и заключенных органами государственной власти субъекта РФ (органами местного самоуправления) договоров и соглашений (отдельных статей, пунктов, подпунктов, абзацев нормативных правовых актов, договоров и соглашений), предусматривающих возникновение расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств соответствующих бюджетов; фрагмент реестра расходных обязательств субъекта РФ (муниципального образования) – часть реестра расходных обязательств субъекта РФ (муниципального образования), формируемая главными распорядителями средств бюджета субъекта РФ (местного бюджета) и представляемая в финансовый орган исполнительной власти субъекта РФ (финансовый орган местного самоуправления); консолидированный реестр расходных обязательств субъекта РФ - реестр расходных обязательств субъекта РФ, а также свод реестров расходных обязательств муниципальных образований, входящих в состав субъекта РФ. Порядок формирования и ведения реестра расходных обязательств субъекта РФ (муниципального образования) В целях ведения реестра расходных обязательств субъекта РФ (муниципального образования) необходимо создание соответствующих правовых основ. Прежде всего обязательность ведения реестра расходных обязательств рекомендуется закрепить в нормативных правовых актах, регулирующих бюджетные правоотношения на территории субъекта РФ (муниципального образования). Например, в законы субъектов РФ о бюджетном устройстве и /или бюджетном процессе могут быть включены правовые нормы:
Примерное содержание таких правовых норм может выглядеть следующим образом: «Ведение реестра расходных обязательств (наименование субъекта РФ) осуществляется (наименование финансового органа исполнительной власти субъекта РФ). Порядок ведения реестра расходных обязательств устанавливается (наименование высшего исполнительного органа государственной власти). Органы местного самоуправления представляют реестры расходных обязательств муниципальных образований в (наименование финансового органа исполнительной власти субъекта РФ) в порядке, установленном (наименование высшего исполнительного органа государственной власти)». Аналогичную норму рекомендуется закрепить в нормативном правовом акте муниципального образования, регулирующем бюджетный процесс. Кроме того, порядок формирования, ведения и использования реестра расходных обязательств субъекта РФ (муниципального образования) рекомендуется установить нормативным правовым актом органа исполнительной власти субъекта РФ (местной администрацией). В отношении субъектов РФ рекомендуется утвердить порядок ведения реестра расходных обязательств субъекта РФ постановлением высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ. Такой нормативный правовой акт может, в том числе, определять форму ведения, периодичность обновления реестра расходных обязательств субъекта РФ, форму и сроки представления главными распорядителями средств бюджета субъекта РФ фрагментов реестра расходных обязательств субъекта РФ в финансовый орган субъекта РФ, порядок и направления использования сведений реестра расходных обязательств субъекта РФ при осуществлении бюджетного процесса субъекта РФ. Типовой проект нормативного правового акта высшего органа исполнительной власти субъекта РФ, утверждающего порядок ведения реестра расходных обязательств субъекта РФ приведен в Приложении 1. На базе положений данного типового акта органам местного самоуправления рекомендуется разработать порядок ведения реестра расходных обязательств муниципального образования. Основными принципами ведения реестра расходных обязательств субъекта РФ (муниципального образования) являются:
Общие задачи по ведению реестра расходных обязательств субъекта Российской Федерации (муниципального образования) возлагаются на финансовый орган исполнительной власти субъекта РФ, финансовый орган местного самоуправления (далее – финансовый орган). В сфере реализации полномочий по ведению реестра расходных обязательств субъекта Российской Федерации (муниципального образования) финансовый орган осуществляет следующие мероприятия:
Кроме того, финансовый орган субъекта РФ:
В сфере реализации полномочий по ведению фрагмента реестра расходных обязательств субъекта Российской Федерации (муниципального образования) главные распорядители средств бюджета субъекта РФ (местного бюджета) осуществляют следующие мероприятия:
Рекомендуемый пошаговый порядок формирования, ведения и использования реестра расходных обязательств субъекта РФ (муниципального образования):
Применение программно-целевых методов бюджетного планирования при ведении реестра расходных обязательств субъекта РФ (муниципального образования) В случае, если в субъекте РФ (муниципальном образовании) реализуются на практике (внедрены в бюджетный процесс) принципы и подходы, закрепленные в Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 гг.1, при формировании и ведении реестра расходных обязательств субъекта РФ (муниципального образования) необходимо учесть следующее. В том случае, если в субъекте РФ (муниципальном образовании) введено и используется в бюджетном процессе понятие «субъект бюджетного планирования», то по решению высшего органа исполнительной власти субъекта РФ (главы местного самоуправления), полномочия по предоставлению фрагментов реестра расходных обязательств субъекта РФ (муниципального образования) могут быть возложены именно на субъектов бюджетного планирования, а не на всех главных распорядителей средств бюджета субъекта РФ (местных бюджетов). При этом для регионального (муниципального) уровня термин «субъект бюджетного планирования» может быть сформулирован следующим образом: субъект бюджетного планирования – орган государственной власти субъекта РФ (орган местного самоуправления), являющийся главным распорядителем средств бюджета, за которым соответственно высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ (главой местного самоуправления) закреплены полномочия по бюджетному планированию, внесению соответствующих предложений по формированию бюджета субъекта РФ (местного бюджета), а также по составлению доклада о результатах и основных направлениях деятельности. Перечень субъектов бюджетного планирования утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ (главой местного самоуправления). При таком подходе фрагмент реестра расходных обязательств субъекта РФ (муниципального образования) может быть включен в состав доклада о результатах и основных направлениях деятельности субъекта бюджетного планирования. При этом для регионального (муниципального) уровня термин «доклад о результатах и основных направлениях деятельности» может быть сформулирован следующим образом: доклад о результатах и основных направлениях деятельности - документ, составляемый субъектом бюджетного планирования субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в порядке, установленном органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местного самоуправления) и содержащий информацию о фактически сложившихся и планируемых целевых, финансовых, результирующих показателях деятельности субъекта бюджетного планирования субъекта РФ (муниципального образования). При формировании соответствующего фрагмента реестра расходных обязательств субъекта РФ (муниципального образования) субъекту бюджетного планирования рекомендуется руководствоваться перечнем целей и задач, стоящих перед ним, отраженных в докладе о результатах и основных направлениях деятельности данного субъекта бюджетного планирования и реализуемых в ведомственных целевых программах. Структура постановки целей и задач для ведомственных целевых программ является четкой иерархичной системой: миссии Российской Федерации миссия субъекта РФ (муниципального образования) цели органа государственной власти субъекта РФ (органа местного самоуправления) задачи органа государственной власти субъекта РФ (органа местного самоуправления) бюджетные целевые программы органа государственной власти субъекта РФ (органа местного самоуправления) мероприятия бюджетной целевой программы органа государственной власти субъекта РФ (органа местного самоуправления). Внедрение программно-целевых методов бюджетного планирования предполагает наличие на территории субъекта РФ (муниципального образования) системы бюджетных целевых программ. Под системой бюджетных целевых программ субъекта Российской Федерации (муниципального образования) понимается набор региональных (муниципальных) целевых программ (далее – РЦП, МЦП) и региональных (муниципальных) ведомственных целевых программ (далее – РВЦП, МВЦП), совокупность которых обеспечивает реализацию задач государственной власти субъектов Российской Федерации (местного самоуправления) и, тем самым, достижение целей, стоящих перед органами государственной власти субъектов Российской Федерации (местного самоуправления). Необходимо учитывать, что РЦП (МЦП) могут быть утверждены как во исполнение уже существующего расходного обязательства субъекта РФ (муниципального образования), так и порождать новое расходное обязательство субъекта РФ (муниципального образования). Для регионального (муниципального) уровня термин «региональная (муниципальная) ведомственная целевая программа» может быть сформулирован следующим образом: региональная (муниципальная) ведомственная целевая программа - утвержденный (планируемый к утверждению) органом государственной власти субъекта РФ (органом местного самоуправления), либо выделяемый им в аналитических целях комплекс мероприятий, направленных на исполнение одного или нескольких расходных обязательств субъекта Российской Федерации (муниципального образования); РВЦП (МВЦП) не могут порождать новое расходное обязательство субъекта РФ (муниципального образования), а являются формой исполнения расходных обязательств субъекта РФ (муниципального образования) и подлежат отражению в соответствующем разделе реестра (столбце в табличной форме Приложения 2). При таком подходе формами исполнения расходных обязательств субъекта РФ (муниципального образования) являются:
В зависимости от вида РВЦП (МВЦП) – утвержденная или выделяемая в аналитических целях – рекомендуется отличать способы отражения указанных программ в реестре расходных обязательств субъектов РФ (муниципальных образований). В случае, если РВЦП (МВЦП) утверждена нормативным правовым актом субъекта РФ (муниципального образования), то в разделе реестра «Код функциональной классификации (по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов)» (столбце в табличной форме Приложения 2) детализация каждого расходного обязательства осуществляется только до целевой статьи функциональной классификации расходов бюджета2. В случае, если РВЦП (МВЦП) выделена в аналитических целях, то в разделе реестра «Код функциональной классификации (по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов)» (столбце в табличной форме Приложения 2) детализация каждого расходного обязательства осуществляется до уровня видов расходов функциональной классификации расходов бюджета. Кроме того, если фрагмент реестра расходных обязательств субъекта РФ (муниципального образования) является составной частью доклада о результатах и основных направлениях деятельности субъекта бюджетного планирования, в структуре реестра расходных обязательств субъекта РФ (муниципального образования) рекомендуется заменить раздел «Код и наименование главного распорядителя средств бюджета субъекта РФ (местного бюджета)» на раздел «Код и наименование субъекта бюджетного планирования». Рекомендуется также внести дополнительный раздел отражающий наименование конкретного главного распорядителя средств бюджета субъекта РФ (местного бюджета), ответственного за исполнение каждого отдельного расходного обязательства субъекта РФ (муниципального образования). Кроме того, рекомендуется формирование дополнительного классификатора «Перечень субъектов бюджетного планирования субъекта РФ (муниципального образования)», который по своей структуре аналогичен представленному в Приложении 5.4. Структура реестра расходных обязательств субъекта РФ (муниципального образования) Примерная структура реестра расходных обязательств субъекта РФ (муниципального образования) содержит следующие разделы:
Уровень субъекта РФ Код обозначает принадлежность полномочия, порождающего одно или несколько расходных обязательств субъекта РФ, к одной из следующих групп: - полномочия по предметам ведения субъектов РФ; - полномочия по предметам совместного ведения; - полномочия, переданные с другого уровня бюджетной системы РФ (делегированные полномочия). Наименование полномочия по предметам ведения субъекта РФ должно соответствовать наименованию данного полномочия, закрепленному в нормативном правовом акте его устанавливающем. Наименования и перечень полномочий по предметам совместного ведения должны соответствовать положениям пункта 2 статьи 26.3. Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 г. №184-ФЗ (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 4 июля 2003 г. № 95-ФЗ). Наименование делегированного полномочия должно соответствовать наименованию данного полномочия, закрепленному в федеральном законе о передаче данного полномочия на уровень субъекта РФ. Для формирования полного реестра расходных обязательств субъекта РФ рекомендуется проведение детального анализа всей нормативной правовой базы субъекта РФ. Уровень муниципального образования Код обозначает принадлежность полномочия, порождающего одно или несколько расходных обязательств муниципального образования к одной из следующих групп: - вопросы местного значения поселения, муниципального района, городского округа; - иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов РФ и решаемые органами местного самоуправления поселения, муниципального района, городского округа; - полномочия, переданные с другого уровня бюджетной системы РФ (делегированные полномочия). Наименования и перечень вопросов местного значения поселений должны соответствовать положениям статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ. Наименования и перечень вопросов местного значения муниципальных районов должны соответствовать положениям статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ. Наименования и перечень вопросов местного значения городских округов должны соответствовать положениям статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ. Наименование делегированного полномочия должно соответствовать наименованию данного полномочия, закрепленному в федеральном законе или законе субъекта РФ о передаче полномочия на муниципальный уровень. Для формирования полного реестра расходных обязательств муниципального образования рекомендуется проведение детального анализа всей нормативной правовой базы муниципального образования. Посредством данного кода возможно также присвоить каждому полномочию субъекта РФ ( муниципального образования) порядковый номер. При заполнении данного раздела используется соответствующий классификатор (рассмотрен в части «Вопросы автоматизации формирования и ведения реестра расходных обязательств субъекта РФ (муниципального образования)» настоящих Методических рекомендаций).
В данной колонке указывается наименование главного распорядителя средств бюджета субъекта РФ (местного бюджета), представившего фрагмент реестра расходных обязательств субъекта РФ (муниципального образования) в финансовый орган. При заполнении данного раздела используется соответствующий классификатор (рассмотрен в части «Вопросы автоматизации формирования и ведения реестра расходных обязательств субъекта РФ (муниципального образования)» настоящих Методических рекомендаций).
В данной колонке необходимо отразить все реквизиты нормативного правового акта, договора, соглашения, нормы которого регулируют осуществление конкретного полномочия и создают расходное обязательство субъекта РФ (муниципального образования). При этом отражению подлежат все нормативные правовые акты, регулирующие исполнение конкретного расходного обязательства. При заполнении данного раздела используется соответствующий классификатор (рассмотрен в части «Вопросы автоматизации формирования и ведения реестра расходных обязательств субъекта РФ (муниципального образования)» настоящих Методических рекомендаций).
Для описания содержания расходного обязательства используется наименование целевой статьи функциональной классификации расходов бюджета.
Детализация каждого расходного обязательства осуществляется до видов расходов функциональной классификации расходов бюджета. При заполнении данного раздела используется соответствующий классификатор (рассмотрен в части «Вопросы автоматизации формирования и ведения реестра расходных обязательств субъекта РФ (муниципального образования)» настоящих Методических рекомендаций).
Под формой исполнения расходного обязательства понимается:
Субъект РФ (муниципальное образование) может детализировать форму исполнения расходного обязательства до уровня гражданско-правовых договоров (например, на закупку товаров, работ и услуг), заключаемых главными распорядителями средств бюджета субъекта РФ (местного бюджета) с целью исполнения расходного обязательства.
Фактические данные отчетного года заполняются на основе данных Годового баланса об исполнении консолидированного бюджета субъекта РФ (отчета об исполнении местного бюджета). План текущего года заполняется на основе данных закона о бюджете субъекта РФ (нормативного правового акта органа местного самоуправления о местном бюджете) . Источником для заполнения данных по плановым годам является информация, представленная главным распорядителем средств бюджета субъекта РФ (местного бюджета) в фрагменте реестра расходных обязательств субъекта РФ (муниципального образования). При заполнении главными распорядителями средств бюджета субъекта РФ (местного бюджета) прогнозных значений (годы n+1, n+2, n+3) детализация может ограничиваться уровнем разделов и подразделов функциональной классификации расходов бюджета. Пример формы для ведения реестра расходных обязательств субъекта РФ (муниципального образования) приведен в Приложении 2. Субъект РФ (муниципальное образование) может осуществлять ведение реестра расходных обязательств субъекта РФ (муниципального образования) в различных разрезах для отражения данных реестра расходных обязательств соответствующего уровня. Например, расходные обязательства могут быть сгруппированы по следующим критериям:
Направления использования реестра расходных обязательств субъекта РФ (муниципального образования) Основной целью ведения реестров расходных обязательств субъекта РФ (муниципального образования) является необходимость учета полного спектра расходных обязательств субъектов РФ (муниципальных образований). Данный учет позволит:
Кроме того, ведение реестра расходных обязательств субъекта РФ (муниципального образования) является необходимым промежуточным этапом на пути реформирования бюджетного процесса и перехода к программно-целевым методам бюджетного планирования. Вопросы автоматизации формирования и ведения реестра расходных обязательств субъекта РФ (муниципального образования) В целях оптимизации процесса формирования и ведения реестра расходных обязательств субъекта РФ (муниципального образования) рекомендуется создание автоматизированной базы данных ведения реестра расходных обязательств субъекта РФ (муниципального образования). С точки зрения автоматизации перечень основных технологических процессов по работе с реестрами расходных обязательств субъектов РФ (муниципальных образований) следующий:
В качестве справочной информации, при формировании и ведении реестра расходных обязательств субъекта Российской Федерации (муниципального образования) используются следующие классификаторы и справочники:
Примерная структура данного классификатора представлена в Приложении 5.1
В случае, если в субъекте РФ (муниципальном образовании) разработана и применяется на практике комплексная автоматизированная система бюджетного процесса, то ведение реестра целесообразно осуществлять в рамках указанной комплексной автоматизированной системы. |
Порядком ведения реестра расходных обязательств муниципального образования «Город Череповец» (далее – Порядок ведения реестра расходных... | Мансийского ао югры от 12. 12. 2007 г. N 314-п "О порядке ведения реестра расходных обязательств Ханты-Мансийского автономного округа... | ||
Российской Федерации (далее – Приложения 1 и 2 к Порядку), утвержденному приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1... | Пример составления реестра расходных обязательств по подразделениям Администрации | ||
Асходных обязательств муниципальных образований, входящих в состав Пермского края (далее – Приложение к Порядку), утвержденному приказом... | Планировать в бюджете следующего года можно только расходы на цели, функции, мероприятия, предусмотренные реестром расходных обязательств,... | ||
Реестр расходных обязательств муниципального образования Калининградской области (далее – реестр) и приложение к реестру представляется... | В целях упорядочения процесса формирования бюджета Добрянского муниципального района, в соответствии с требованиями статьи 87 Бюджетного... | ||
Порядок заполнения сведений о соблюдении условий предоставления субсидий бюджету субъекта Российской Федерации из федерального бюджета... | Ведение реестра расходных обязательств в системах планирования и исполнения бюджета |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |