Скачать 0.53 Mb.
|
Организация работы Консультационной службы помощи бездомным Материал сделан в рамках программы «Специализированный ресурсный методический центр для социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО) в области защиты прав и комплексной помощи социально-исключенным группам населения, а именно бездомным и гражданам без регистрации», реализуемой СПбБОО «Ночлежка», при финансовой поддержке Министерства экономического развития Российской Федерации, при информационной поддержке Межрегиональной Сети «За преодоление социальной исключенности» и Сети «Если Дома Нет». Содержание Введение С момента своего создания в 1990 году «Ночлежка» является одной из немногих в России и единственной в Санкт-Петербурге организацией, оказывающей комплексную социально-юридическую помощь бездомным людям вне зависимости от наличия у них документов и регистрации. Подробнее об истории проекта см. Приложение 1. Под комплексной понимается помощь, в которую помимо гуманитарных направлений (питание, одежда, обеспечение санитарно-гигиенических потребностей, и т.д.) входят мероприятия по правовой поддержке (восстановление документов, реабилитационные мероприятия, защита прав в суде, и т.д.). В «Ночлежке» социально-правовую помощь выполняет отдельное подразделение – Консультационная служба (далее – КС), в которую входят социальные работники и юристы. Данное пособие разработано на основе анализа и обобщения многолетнего опыта работы КС «Ночлежки». Виртуальная фото-экскурсия Цели, задачи, предоставляемые услуги, специфика работы Цель и задачи работы Консультационной Службы Целью работы КС является создание условий, благоприятствующих восстановлению или улучшению способностей человека к самостоятельной жизни, оказание комплексной адресной помощи бездомным людям, защита прав бездомных и преодоление их социальной исключенности. Основные задачи, на решение которых направлена работа КС: - оказание информационной поддержки: обеспечение информацией по вопросам восстановления документов, доступа к медицинской помощи, получения пособий, оформления регистрации и т.п., - содействие в решении юридических проблем: юридические консультации, юридическое сопровождение, защита прав подопечных, - социальное сопровождение: непосредственное участие социальных работников в решении проблем, помощь в определении конкретных шагов и действий, содействие в осуществлении контактов с государственными службами, - оказание поддержки на всех этапах работы, мотивирование к изменению текущей ситуации, - психологическая поддержка. В рамках поставленных задач Консультационная служба предоставляет услуги, которые могут быть разделены на разовые услуги и социальное (юридическое) сопровождение. Разовые услуги Разовые услуги оказываются всем клиентам, кроме лиц в нетрезвом состоянии. К разовым услугам относятся: - разовые консультации социального работника и юриста, - санитарно-гигиенические мероприятия, - медицинский осмотр, - получение и передача клиенту почтовой корреспонденции, - помощь в покупке лекарств, по назначению врача, - гуманитарная помощь (выдача одежды, продуктовых наборов, медикаментов, средств личной гигиены и т.п.). - звонок по телефону, - предложение трудовых вакансий, - информирование о работе других организаций, оказывающих помощь бездомным. Нередко человек, обратившийся за помощью, после разовой консультации в состоянии сам справиться с возникшей проблемой, например, восстановить утраченный паспорт. В таких случаях комплексное социальное сопровождение не требуется (по крайней мере, до тех пор, пока у него не возникнут какие-либо сложности: дискриминация в связи с отсутствием постоянной регистрации, невозможность самостоятельно оплатить государственную пошлину за восстановление документов, плохое состояние здоровья и т.п.). Необходимо отметить, что гуманитарная помощь не входит в перечень прямых задач КС. Скорее, это дополнительная услуга, которая доступны обратившимся в КС людям. Однако важно подчеркнуть, что на практике бездомные нередко приходят в КС не за консультацией специалиста, а именно за разовой гуманитарной помощью. Это вполне вписывается в практику ресоциализации, так как дает возможность выстроить первый контакт с клиентом и проинформировать его о возможных вариантах социальной помощи. То есть гуманитарная помощь используется как «точка входа» в социальное и юридическое сопровождение. Пользуясь этим контактом, социальный консультант выясняет, с какими сложностями столкнулся пришедший на консультацию человек, рассказывает, чем еще, помимо одежды и продуктов, могут помочь социальные работники Ночлежки. Выдача одежды (как и продуктов питания, при их наличии) происходит в первую половину дня работы КС. Алгоритм прост: социальный работник выдает «талон» на одежду или питание, делает пометку об этом в электронной базе данных – специальной электронной программе, разработанной для нужд КС. После этого бездомный проходит в соседнее помещение, где один из волонтеров «Ночлежки» выдает одежду. Талонная система на выдачу одежды была введена в 2013 году по аналогу принятой в приютах Германии. Это позволяет не допустить злоупотреблений в получении гуманитарных услуг (кто что и когда получал фиксируется в базе данных), а также обеспечивает непосредственный контакт с социальным консультантом. В настоящее время в «Ночлежке» бездомный может получить одежду не чаще одного раза в две недели. В теплое время года предоставляется услуга пользования душем. Душевая кабина установлена во дворе «Ночлежки» – это единственное место в Петербурге, где бездомный человек может бесплатно помыться. Пропускная способность душевой кабины – 7-10 человек в день. С июня 2014 г. «Ночлежка» разрабатывает проект по установке помывочных вагончиков в разных районах города. В таком вагончике бездомный сможет принять душ, постирать и высушить одежду, а также пройти санитарную обработку (чесотка, педикулез). Первичный медицинский осмотр производится фельдшером в первой половине дня. Эту работу выполняет сотрудник благотворительной организации «Мальтийская служба помощи», которая сотрудничает с «Ночлежкой» на протяжении многих лет (и пункт помощи которой находится во дворе «Ночлежки». Услуги социального сопровождения Для успешного ведения случая1 и сопровождения клиента необходимо закрепление за каждым человеком ответственного специалиста – социального работника. С человеком, принятым на социальное сопровождение, заключается договор (см. Приложение 2), в котором перечисляются направления работы. Наличие электронной базы данных дает возможность консультанту оперативно вносить информацию о проделанной и планируемой работе (см. Приложение 3). Социальное сопровождение осуществляется по следующим направлениям (по состоянию на июль 2014):
Конкретные мероприятия можно разделить на непосредственное сопровождение (1) и удаленное сопровождение (2): 1) сопровождение человека непосредственно в государственных и иных учреждениях (например, при подаче документов на восстановление паспорта, при прохождении врачей, сопровождении в суде и т.п.); 2) помощь, включающая написание запросов в различные организации (например, для восстановления трудового стажа, истребования архивной справки о регистрации и т.п.), ходатайств (например, с просьбой выдать без взимания пошлины справку о непринадлежности к гражданству какого-либо государства), жалоб (например, на незаконный отказ в приеме документов на восстановление паспорта и т.п.), инициирование проверок госучреждений на предмет незаконных отказов в предоставлении услуг, помощь в оформлении и истребовании различных документов, анализ дискриминационных тенденций в законодательстве РФ и мн.др. Желаемый результат социального сопровождения – ресоциализация бездомного – включает в себя не только восстановление документов, восстановление в правах на собственность, решение жилищной проблемы, устройство на работу, установление связи с родственниками и т.п., но и психологическую реабилитацию бездомного. Специфика социальной работы с бездомными Бездомность – следствие не одномоментного, а, как правило, постепенного процесса накопления проблем, каждая из которых существенно сужает возможности справиться с ситуацией. Человек может очень долго жить без регистрации и не думать о том, что находится в группе риска, а потом в результате несчастного случая получить травму, долгое время находиться на лечении, лишиться работы, жилья и средств к существованию. К сожалению, в России нет государственной системы профилактики, предотвращения и преодоления бездомности, к тому же социальная работа с теми, кто уже стал бездомным, осложняется бюрократическими барьерами и недостаточным развитием сети специализированных учреждений. Принципы социальной работы: - правовой подход: направлен на преодоление дискриминации целевой группы по признаку отсутствия регистрации, документов и жилья; принцип равенства, - объективность и непредвзятое отношение к клиенту: необходимо воспринимать ту жизненную ситуацию, в которой находится бездомный человек, его образ жизни, поведение, привычки и потребности как факт; во взаимоотношениях «специалист – клиент» важно не то, кто виноват в нынешнем положении клиента, а то, что нужно сделать, чтобы помочь ему преодолеть трудную жизненную ситуацию, в которой он находится, - уважение человеческого достоинства клиента: признание его права на чувства, эмоции, потребности, которые он испытывает. Такое отношение к клиенту не предполагает жалости к нему или оправдания его поступков – речь идет о признание уникальности его личности. - добровольное согласие на получение помощи, приоритет интересов клиента: любые действия – сопровождение в учреждение, медицинское обследование, контакты с родственниками, получение и передача информации, и т.д. – должны производиться только с согласия клиента; это не исключает мотивирования клиента на совершение тех или иных шагов, которые, с точки зрения специалиста, соответствуют его интересам, однако любые насильственные или обманные действия исключены, поскольку они подрывают доверие клиентов к службе и к организации в целом, - разделение ответственности (совместный – организации и клиента – вклад в решение проблем), - конфиденциальность информации и соблюдение врачебной тайны. Социальная работа с бездомными имеет ряд особенностей, обусловленных, как внешними (социальными) факторами, так и внутренними (связанными с особенностями личности и психики бездомных). Внешние факторы: - дискриминирующее законодательство (например, паспортно-регистрационная система и ее влияние на реализацию конституционных прав граждан), - дискриминирующая правоприменительная практика (законодательство может предусматривать «хорошие» механизмы, которые не работают на практике – например, Постановление Правительства РФ от 8 сентября 2010 г. N 688 г. Москва «О внесении изменения в пункт 24 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации», касающееся регистрации в социальных учреждениях), - негативное отношение общества к бездомным людям (использование в обществе определений «бомж», «алкоголик», «тунеядец», имеющих негативную коннотацию), - отсутствие эффективной государственной системы реабилитации и ресоциализации, - неадекватность государственных мер социальной поддержки (недостаточное количество мест в государственных приютах, завышенные требования для размещения в них). В работе по защите прав бездомных граждан, которую могут вести некоммерческие организации, необходимо, с одной стороны, не переоценить свои возможности в совершенствовании государственной системы и изменении общественного мнения, а с другой – не забывать о важности этого направления, без которого все усилия социальных работников сосредоточены на «точечной» помощи конкретным людям, но не меняют ситуацию в целом. Среди внутренних факторов могут быть следующие: - алкогольная или наркотическая зависимость клиента, - отсутствие навыков самостоятельной жизни (особенно у выпускников детских домов), - инфантилизм – психологическая незрелость личности клиента, - выученная беспомощность клиента (состояние, при котором он не предпринимает попыток к изменению своего положения), - внутренняя неготовность клиента принять на себя ответственность, - наличие заболеваний (в том числе психических), и др. Более подробно некоторые аспекты взаимодействия с клиентами будут рассмотрены ниже (см. раздел «Работа с клиентом: Возможные проблемы взаимодействия с клиентами»). Организация работы Консультационной службы Координацию деятельности специалистов КС осуществляет руководитель. Он также проводит еженедельные собрания специалистов, оценивает эффективность работы, взаимодействует с руководством госучреждений, определяет стратегические направления работы КС (подробнее см. Приложение 4). Функции сотрудника КС В обязанности социального работника входит: 1. Непосредственная работа с клиентом (мотивация), сопровождение, контроль выполнения пунктов договора, оказание психологической поддержки и др.), 2. Взаимодействие с государственными учреждениями (защита прав подопечных, участие в судебных заседаниях, поиск путей решения проблем). Кроме того, рабочая практика социального работника включает:
Исходя из этого складываются функции сотрудника КС: проведение собеседования с клиентом, оценка ситуации, предложение различных вариантов решения проблем. Отдельное внимание в процессе общения социальные работники и юрист уделяют случаям неправомерных отказов, с которыми бездомные люди сталкиваются в различных государственных организациях, а также системным «порогам», которые не позволяют целой категории граждан реализовать свои права. Таким образом, выявляются механизмы дискриминации бездомных людей, информация о них собирается и анализируется для выявления типичных причин возникновения бездомности, невозможности ее преодоления, в т.ч. из-за несовершенных нормативно-правовых актов. |
Псковской области «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «призма» | |||
Модуль Организация работы поликлиники и врача амбулаторно-поликлинического звена | Тема 1: «Организация работы участкового врача и терапевтической службы в поликлинике, квалификационная характеристика специальности»;... | ||
Мероприятие ведет: Новичкова Л. Б. (налоговый консультант, профессиональный аудитор (аттестат Минфина), имеет значительный опыт преподавательской,... | Мадоу «Детский сад №9»-«Детский сад №14» по созданию и развитию Службы ранней помощи. – Первоуральск: Муниципальное автономное дошкольное... | ||
Методическое письмо подготовлено сотрудниками Департамента развития медицинской помощи детям и службы родовспоможения Минздравсоцразвития... | Пм 05. Организация и проведение лечебно-диагностических, реабилитационных и профилактических мероприятий в отношении пациентов всех... | ||
Пм 05. Организация и проведение лечебно-диагностических, реабилитационных и профилактических мероприятий в отношении пациентов всех... | Положение об организации оказания медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |