Организация работы Консультационной службы помощи бездомным


НазваниеОрганизация работы Консультационной службы помощи бездомным
страница1/4
ТипРеферат
filling-form.ru > Договоры > Реферат
  1   2   3   4



Санкт-Петербургская региональная благотворительная

общественная организация помощи лицам без определенного

места жительства «Ночлежка» (СПбБОО «Ночлежка»)

Санкт-Петербург, 192007, Боровая ул., д. 112 литер Б

Офис: т/ф (812) 319-37-94; cоцслужба: т/ф (812) 643-24-15






Антонина Невская

Светлана Селезнева

Елена Кондрахина

Григорий Свердлин

Елена Ринн


Сентябрь, 2014 г.


Организация работы Консультационной службы

помощи бездомным
Материал сделан в рамках программы «Специализированный ресурсный методический центр для социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО) в области защиты прав и комплексной помощи социально-исключенным группам населения, а именно бездомным и гражданам без регистрации», реализуемой СПбБОО «Ночлежка», при финансовой поддержке Министерства экономического развития Российской Федерации, при информационной поддержке Межрегиональной Сети «За преодоление социальной исключенности» и Сети «Если Дома Нет».

Содержание


Введение
С момента своего создания в 1990 году «Ночлежка» является одной из немногих в России и единственной в Санкт-Петербурге организацией, оказывающей комплексную социально-юридическую помощь бездомным людям вне зависимости от наличия у них документов и регистрации.
Подробнее об истории проекта см. Приложение 1.
Под комплексной понимается помощь, в которую помимо гуманитарных направлений (питание, одежда, обеспечение санитарно-гигиенических потребностей, и т.д.) входят мероприятия по правовой поддержке (восстановление документов, реабилитационные мероприятия, защита прав в суде, и т.д.).

В «Ночлежке» социально-правовую помощь выполняет отдельное подразделение – Консультационная служба (далее – КС), в которую входят социальные работники и юристы.

Данное пособие разработано на основе анализа и обобщения многолетнего опыта работы КС «Ночлежки».
Виртуальная фото-экскурсия
Цели, задачи, предоставляемые услуги, специфика работы
Цель и задачи работы Консультационной Службы

Целью работы КС является создание условий, благоприятствующих восстановлению или улучшению способностей человека к самостоятельной жизни, оказание комплексной адресной помощи бездомным людям, защита прав бездомных и преодоление их социальной исключенности.

Основные задачи, на решение которых направлена работа КС:

- оказание информационной поддержки: обеспечение информацией по вопросам восстановления документов, доступа к медицинской помощи, получения пособий, оформления регистрации и т.п.,

- содействие в решении юридических проблем: юридические консультации, юридическое сопровождение, защита прав подопечных,

- социальное сопровождение: непосредственное участие социальных работников в решении проблем, помощь в определении конкретных шагов и действий, содействие в осуществлении контактов с государственными службами,

- оказание поддержки на всех этапах работы, мотивирование к изменению текущей ситуации,

- психологическая поддержка.

В рамках поставленных задач Консультационная служба предоставляет услуги, которые могут быть разделены на разовые услуги и социальное (юридическое) сопровождение.
Разовые услуги

Разовые услуги оказываются всем клиентам, кроме лиц в нетрезвом состоянии.

К разовым услугам относятся:

- разовые консультации социального работника и юриста,

- санитарно-гигиенические мероприятия,

- медицинский осмотр,

- получение и передача клиенту почтовой корреспонденции,

- помощь в покупке лекарств, по назначению врача,

- гуманитарная помощь (выдача одежды, продуктовых наборов, медикаментов, средств личной гигиены и т.п.).

- звонок по телефону,

- предложение трудовых вакансий,

- информирование о работе других организаций, оказывающих помощь бездомным.
Нередко человек, обратившийся за помощью, после разовой консультации в состоянии сам справиться с возникшей проблемой, например, восстановить утраченный паспорт. В таких случаях комплексное социальное сопровождение не требуется (по крайней мере, до тех пор, пока у него не возникнут какие-либо сложности: дискриминация в связи с отсутствием постоянной регистрации, невозможность самостоятельно оплатить государственную пошлину за восстановление документов, плохое состояние здоровья и т.п.).
Необходимо отметить, что гуманитарная помощь не входит в перечень прямых задач КС. Скорее, это дополнительная услуга, которая доступны обратившимся в КС людям. Однако важно подчеркнуть, что на практике бездомные нередко приходят в КС не за консультацией специалиста, а именно за разовой гуманитарной помощью. Это вполне вписывается в практику ресоциализации, так как дает возможность выстроить первый контакт с клиентом и проинформировать его о возможных вариантах социальной помощи. То есть гуманитарная помощь используется как «точка входа» в социальное и юридическое сопровождение. Пользуясь этим контактом, социальный консультант выясняет, с какими сложностями столкнулся пришедший на консультацию человек, рассказывает, чем еще, помимо одежды и продуктов, могут помочь социальные работники Ночлежки.

Выдача одежды (как и продуктов питания, при их наличии) происходит в первую половину дня работы КС. Алгоритм прост: социальный работник выдает «талон» на одежду или питание, делает пометку об этом в электронной базе данных – специальной электронной программе, разработанной для нужд КС. После этого бездомный проходит в соседнее помещение, где один из волонтеров «Ночлежки» выдает одежду. Талонная система на выдачу одежды была введена в 2013 году по аналогу принятой в приютах Германии. Это позволяет не допустить злоупотреблений в получении гуманитарных услуг (кто что и когда получал фиксируется в базе данных), а также обеспечивает непосредственный контакт с социальным консультантом. В настоящее время в «Ночлежке» бездомный может получить одежду не чаще одного раза в две недели.
В теплое время года предоставляется услуга пользования душем. Душевая кабина установлена во дворе «Ночлежки» – это единственное место в Петербурге, где бездомный человек может бесплатно помыться. Пропускная способность душевой кабины – 7-10 человек в день.
С июня 2014 г. «Ночлежка» разрабатывает проект по установке помывочных вагончиков в разных районах города. В таком вагончике бездомный сможет принять душ, постирать и высушить одежду, а также пройти санитарную обработку (чесотка, педикулез).
Первичный медицинский осмотр производится фельдшером в первой половине дня. Эту работу выполняет сотрудник благотворительной организации «Мальтийская служба помощи», которая сотрудничает с «Ночлежкой» на протяжении многих лет (и пункт помощи которой находится во дворе «Ночлежки».
Услуги социального сопровождения

Для успешного ведения случая1 и сопровождения клиента необходимо закрепление за каждым человеком ответственного специалиста – социального работника.

С человеком, принятым на социальное сопровождение, заключается договор (см. Приложение 2), в котором перечисляются направления работы.

Наличие электронной базы данных дает возможность консультанту оперативно вносить информацию о проделанной и планируемой работе (см. Приложение 3).

Социальное сопровождение осуществляется по следующим направлениям (по состоянию на июль 2014):

  • Восстановление, получение паспорта гражданина РФ

  • Оформление пенсии;

  • Получение полиса ОМС;

  • Восстановление, получение ИНН;

  • Получение документов, подтверждающих трудовой стаж;

  • Оформление инвалидности;

  • Устройство в интернат (для пожилых и инвалидов);

  • Поиск родственников;

  • Подготовка запросов и/или заявлений;

  • Оформление временной регистрации по адресу «Ночлежки» (для проживающих в приюте);

  • Помощь в оформлении регистрации по другому адресу;

  • Помощь в трудоустройстве;

  • Помощь в трудоустройстве с проживанием;

  • Устройство в районные дома ночного пребывания (государственные временные общежития для бывших жителей Санкт-Петербурга);

  • Устройство в реабилитационные центры для алко- и наркозависимых;

  • Получение лечения, устройство в больницу;

  • Возвращение или отправка в другой город, в котором есть жилье;

  • Восстановление или установление гражданства;

  • Юридическое сопровождение в суде;

  • Отмена мошеннической сделки и возврат жилья;

  • Реабилитационная программа «Дом на полдороги» для алко- и нарко-зависимых;

  • Поиск и получение жилья, постановка на учет в качестве нуждающегося в жилье.


Конкретные мероприятия можно разделить на непосредственное сопровождение (1) и удаленное сопровождение (2):

1) сопровождение человека непосредственно в государственных и иных учреждениях (например, при подаче документов на восстановление паспорта, при прохождении врачей, сопровождении в суде и т.п.);

2) помощь, включающая написание запросов в различные организации (например, для восстановления трудового стажа, истребования архивной справки о регистрации и т.п.), ходатайств (например, с просьбой выдать без взимания пошлины справку о непринадлежности к гражданству какого-либо государства), жалоб (например, на незаконный отказ в приеме документов на восстановление паспорта и т.п.), инициирование проверок госучреждений на предмет незаконных отказов в предоставлении услуг, помощь в оформлении и истребовании различных документов, анализ дискриминационных тенденций в законодательстве РФ и мн.др.
Желаемый результат социального сопровождения – ресоциализация бездомного – включает в себя не только восстановление документов, восстановление в правах на собственность, решение жилищной проблемы, устройство на работу, установление связи с родственниками и т.п., но и психологическую реабилитацию бездомного.
Специфика социальной работы с бездомными

Бездомность – следствие не одномоментного, а, как правило, постепенного процесса накопления проблем, каждая из которых существенно сужает возможности справиться с ситуацией. Человек может очень долго жить без регистрации и не думать о том, что находится в группе риска, а потом в результате несчастного случая получить травму, долгое время находиться на лечении, лишиться работы, жилья и средств к существованию. К сожалению, в России нет государственной системы профилактики, предотвращения и преодоления бездомности, к тому же социальная работа с теми, кто уже стал бездомным, осложняется бюрократическими барьерами и недостаточным развитием сети специализированных учреждений.
Принципы социальной работы:

- правовой подход: направлен на преодоление дискриминации целевой группы по признаку отсутствия регистрации, документов и жилья; принцип равенства,

- объективность и непредвзятое отношение к клиенту: необходимо воспринимать ту жизненную ситуацию, в которой находится бездомный человек, его образ жизни, поведение, привычки и потребности как факт; во взаимоотношениях «специалист – клиент» важно не то, кто виноват в нынешнем положении клиента, а то, что нужно сделать, чтобы помочь ему преодолеть трудную жизненную ситуацию, в которой он находится,

- уважение человеческого достоинства клиента: признание его права на чувства, эмоции, потребности, которые он испытывает. Такое отношение к клиенту не предполагает жалости к нему или оправдания его поступков – речь идет о признание уникальности его личности.

- добровольное согласие на получение помощи, приоритет интересов клиента: любые действия – сопровождение в учреждение, медицинское обследование, контакты с родственниками, получение и передача информации, и т.д. – должны производиться только с согласия клиента; это не исключает мотивирования клиента на совершение тех или иных шагов, которые, с точки зрения специалиста, соответствуют его интересам, однако любые насильственные или обманные действия исключены, поскольку они подрывают доверие клиентов к службе и к организации в целом,

- разделение ответственности (совместный – организации и клиента – вклад в решение проблем),

- конфиденциальность информации и соблюдение врачебной тайны.
Социальная работа с бездомными имеет ряд особенностей, обусловленных, как внешними (социальными) факторами, так и внутренними (связанными с особенностями личности и психики бездомных).
Внешние факторы:

- дискриминирующее законодательство (например, паспортно-регистрационная система и ее влияние на реализацию конституционных прав граждан),

- дискриминирующая правоприменительная практика (законодательство может предусматривать «хорошие» механизмы, которые не работают на практике – например, Постановление Правительства РФ от 8 сентября 2010 г. N 688 г. Москва «О внесении изменения в пункт 24 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации», касающееся регистрации в социальных учреждениях),

- негативное отношение общества к бездомным людям (использование в обществе определений «бомж», «алкоголик», «тунеядец», имеющих негативную коннотацию),

- отсутствие эффективной государственной системы реабилитации и ресоциализации,

- неадекватность государственных мер социальной поддержки (недостаточное количество мест в государственных приютах, завышенные требования для размещения в них).
В работе по защите прав бездомных граждан, которую могут вести некоммерческие организации, необходимо, с одной стороны, не переоценить свои возможности в совершенствовании государственной системы и изменении общественного мнения, а с другой – не забывать о важности этого направления, без которого все усилия социальных работников сосредоточены на «точечной» помощи конкретным людям, но не меняют ситуацию в целом.
Среди внутренних факторов могут быть следующие:

- алкогольная или наркотическая зависимость клиента,

- отсутствие навыков самостоятельной жизни (особенно у выпускников детских домов),

- инфантилизм – психологическая незрелость личности клиента,

- выученная беспомощность клиента (состояние, при котором он не предпринимает попыток к изменению своего положения),

- внутренняя неготовность клиента принять на себя ответственность,

- наличие заболеваний (в том числе психических),

и др.

Более подробно некоторые аспекты взаимодействия с клиентами будут рассмотрены ниже (см. раздел «Работа с клиентом: Возможные проблемы взаимодействия с клиентами»).
Организация работы Консультационной службы
Координацию деятельности специалистов КС осуществляет руководитель. Он также проводит еженедельные собрания специалистов, оценивает эффективность работы, взаимодействует с руководством госучреждений, определяет стратегические направления работы КС (подробнее см. Приложение 4).
Функции сотрудника КС

В обязанности социального работника входит:

1. Непосредственная работа с клиентом (мотивация), сопровождение, контроль выполнения пунктов договора, оказание психологической поддержки и др.),

2. Взаимодействие с государственными учреждениями (защита прав подопечных, участие в судебных заседаниях, поиск путей решения проблем).

Кроме того, рабочая практика социального работника включает:

  • телефонное консультирование (бездомных, их представителей, сотрудников других НКО, государственных учреждений, неравнодушных граждан),

  • работу с документами,

  • заполнение базы данных,

  • разбор почты.

  • работу с электронными обращениями.

Исходя из этого складываются функции сотрудника КС: проведение собеседования с клиентом, оценка ситуации, предложение различных вариантов решения проблем.

Отдельное внимание в процессе общения социальные работники и юрист уделяют случаям неправомерных отказов, с которыми бездомные люди сталкиваются в различных государственных организациях, а также системным «порогам», которые не позволяют целой категории граждан реализовать свои права. Таким образом, выявляются механизмы дискриминации бездомных людей, информация о них собирается и анализируется для выявления типичных причин возникновения бездомности, невозможности ее преодоления, в т.ч. из-за несовершенных нормативно-правовых актов.
  1   2   3   4

Похожие:

Организация работы Консультационной службы помощи бездомным iconИзвещение Кассир Форма № пд-4 Благотворительный фонд помощи бездомным животным

Организация работы Консультационной службы помощи бездомным iconОрганизация деятельности службы психолого-педагогического, медицинского...
Псковской области «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «призма»

Организация работы Консультационной службы помощи бездомным icon«Первичная медико-санитарная помощь. Основные принципы организации...
Модуль Организация работы поликлиники и врача амбулаторно-поликлинического звена

Организация работы Консультационной службы помощи бездомным icon1: «Организация работы участкового врача и терапевтической службы...
Тема 1: «Организация работы участкового врача и терапевтической службы в поликлинике, квалификационная характеристика специальности»;...

Организация работы Консультационной службы помощи бездомным iconКвартал Artplay, ст м. Курская проводит мероприятие на тему
Мероприятие ведет: Новичкова Л. Б. (налоговый консультант, профессиональный аудитор (аттестат Минфина), имеет значительный опыт преподавательской,...

Организация работы Консультационной службы помощи бездомным iconМетодические рекомендации по организации Службы ранней помощи
Мадоу «Детский сад №9»-«Детский сад №14» по созданию и развитию Службы ранней помощи. – Первоуральск: Муниципальное автономное дошкольное...

Организация работы Консультационной службы помощи бездомным iconМетодическое письмо Минздравсоцразвития России №15-4/10/2-6796 от...
Методическое письмо подготовлено сотрудниками Департамента развития медицинской помощи детям и службы родовспоможения Минздравсоцразвития...

Организация работы Консультационной службы помощи бездомным iconСреднего профессионального образования
Пм 05. Организация и проведение лечебно-диагностических, реабилитационных и профилактических мероприятий в отношении пациентов всех...

Организация работы Консультационной службы помощи бездомным iconСреднего профессионального образования
Пм 05. Организация и проведение лечебно-диагностических, реабилитационных и профилактических мероприятий в отношении пациентов всех...

Организация работы Консультационной службы помощи бездомным iconОрганизация оказания медицинской помощи женщинам
Положение об организации оказания медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск