Скачать 1.55 Mb.
|
Государственное управление образования Псковской области Государственное бюджетное учреждение для детей, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, Псковской области «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «ПРИЗМА» ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО, МЕДИЦИНСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ (Методические рекомендации) г. Псков, 2016 Составители:
Материалы сборника «Организация деятельности службы психолого-педагогического, медицинского и социального сопровождения обучающихся в образовательных организациях» рекомендованы к публикации и дальнейшему использованию в общеобразовательных организациях решением Экспертного Совета Государственного управления образования Псковской области от 09.12.2015 (приказ Государственного управления образования Псковской области от 09.12.2015 № 1612) Содержание
Введение Забота о реализации права ребёнка на полноценное и свободное развитие становится сегодня в Российской Федерации неотъемлемой целью деятельности каждой образовательной организации в национальной системе образования. Качество образования в общественном сознании связано с такими понятиями, как здоровье, благополучие, защищённость, самореализация, уважение. Тенденции перехода российской системы образования на новую содержательную и технологическую модель, диктуют настоятельную необходимость построения в образовательных организациях адекватной системы психолого-педагогического, медицинского и социального сопровождения (далее – ППМС сопровождение), способной обеспечить полноценную реализацию комплексных мер, направленных на своевременное предоставление каждому ребенку адекватных условий для развития, воспитания, получения полноценного образования. Такие инновации в системе российского образования, как профильное обучение, внедрение ИКТ, новых форм итоговой аттестации выпускников 9 и 11 классов, изменение содержания и форм организации образовательного процесса (ФГОС нового поколения), расширение форм жизнеустройства детей-сирот и увеличение количества замещающих семей, усиление воспитательного потенциала образовательного учреждения, расширение вариативности форм образования детей с ограниченными возможностями здоровья посредством развития интегрированного, инклюзивного и дистанционного обучения требуют от современной школы грамотного подхода к организации системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения. Данные методические рекомендации разработаны в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», нормативными правовыми актами, приказами, распоряжениями, инструкциями и другими документами Российской Федерации, регламентирующими вопросы организации и осуществления психолого-педагогического, медицинского и социального сопровождения несовершеннолетних, испытывающих трудности в обучении, воспитании, социальной адаптации. Целью методических рекомендаций является формирование единого информационно-аналитического и содержательного поля системы психолого-педагогического, медицинского и социального сопровождения образовательных организаций области. Представленный материал может быть использован в работе администрации и специалистов сопровождения (учителей-дефектологов, учителей-логопедов, педагогов-психологов, социальных педагогов) образовательных организаций. 1. Цель организации, основные понятия, принципы ППМС сопровождения В отечественной психологии термин «сопровождение» применяется с начала 90-х годов (Ю.В.Слюсарев) в значении: недирективная форма помощи, которая направлена «не просто на укрепление или достройку, а на развитие и саморазвитие самосознания личности», которая запускает механизм саморазвития и активизирует собственные ресурсы человека. Сопровождение понимается как метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. (Упрощенная трактовка: сопровождение – это помощь субъекту в принятии решения в сложных жизненных ситуациях). Объект ППМС сопровождения - учебно-воспитательный процесс и социокультурная ситуация развития ребёнка. Цель ППМС сопровождения: создание оптимальных психолого-педагогических условий для полноценного развития личности, обеспечение успешной социализации, сохранение и укрепление здоровья, защита прав детей и подростков. Принципы ППМС сопровождения:
Основные направления деятельности ППМС сопровождения:
Субъекты ППМС сопровождения:
2. Модель психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации в системе образования Псковской области ППМС сопровождение детей и подростков в Псковской области строится на трех уровнях (приложение 1):
Областной (региональный) уровень Целью деятельности данного уровня является организация и развитие эффективной системы ППМС сопровождения образовательного процесса в Псковской области. Муниципальный уровень На данном уровне обеспечивается ППМС сопровождение как индивидуального развития ребёнка, испытывающего трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации в образовательном процессе, так и самого процесса ППМС сопровождения, осуществляемого на уровне образовательной организации. Уровень образовательной организации На данном уровне осуществляется ППМС сопровождение индивидуального развития ребёнка в образовательном процессе как система профессиональной деятельности различных специалистов по созданию условий для оптимальных решений в развитии личности с учётом индивидуальных показаний и образовательных потребностей. Формы взаимодействия специалистов Службы ППМС сопровождения Формами взаимодействия специалистов образовательных организаций, объединяющихся для сопровождения детей, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации являются:
Учетно-отчетная документация Службы ППМС сопровождения образовательной организации
3. Деятельность психолого-медико- педагогического консилиума Под ПМПк понимается постоянно действующий, скоординированный, объединенный общими целями коллектив специалистов, реализующих ту или иную стратегию сопровождения ребенка. В подобном коллективе необходимы: понимание всеми специалистами стратегии и задач развивающей и коррекционной работы, четкая согласованность действий. Цель ПМПк: обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с нарушениями в развитии, исходя из реальных возможностей образовательной организации и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья обучающихся. Функции ПМПк:
Состав ПМПк:
ПМПк образовательной организации действует на основе Письма Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения»). В данном документе определены цели, задачи и система организации деятельности ПМПк, а также даны формы учета деятельности специалистов ПМПк (приложение 2). Документация ПМПк
4. Деятельность Совета по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защите их прав в образовательной организации Совет по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защите их прав (далее – Совет профилактики) в образовательной организации является одной из форм взаимодействия специалистов образовательной организации, объединяющихся для организации работы по предупреждению безнадзорности правонарушений и преступлений, укреплению дисциплины среди обучающихся, защиты законных прав и интересов несовершеннолетних. Цель: помощь участникам образовательных отношений в формировании законопослушного поведения и здорового образа жизни; организация профилактики девиантного поведения обучающихся, социальной адаптации и социально-психологической реабилитации обучающихся, находящихся в социально опасном положении. Функции Совета профилактики:
Состав Совета профилактики:
Документация Совета профилактики
5. Деятельность Служб школьной медиации (примирения) Служба примирения является структурным подразделением образовательной организации, которое объединяет обучающихся (воспитанников), педагогов и других участников образовательных отношений, заинтересованных в разрешении конфликтов и развитии практики восстановительной медиации в образовательной организации. Служба примирения является альтернативой другим способам реагирования на споры, конфликты, противоправное поведение или правонарушения несовершеннолетних. Результаты работы службы примирения и достигнутое соглашение конфликтующих сторон должны учитываться в случае вынесения административного решения по конфликту или правонарушению. Цель: организация в образовательной организации некарательного реагирования на конфликты, проступки, противоправное поведение и правонарушения несовершеннолетних на основе принципов и технологии восстановительной медиации. Функции Школьной службы примирения:
Состав Школьной службы примирения:
Документация Школьной службы примирения
6. Деятельность учителя-логопеда в структуре ППМС сопровождения обучающихся Учитель-логопед входит в команду специалистов, осуществляющих ППМС сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации. Цель деятельности: создание условий, способствующих своевременному предупреждению, выявлению и целенаправленному устранению нарушений речи у обучающихся для обеспечения наиболее успешного усвоения ими общеобразовательных программ, социальной адаптации. Задачи:
Документация учета деятельности и отчетности учителя-логопеда в структуре ППМС сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Перечень документации учета деятельности и отчетности учителя-логопеда, осуществляющего свою деятельность в образовательной организации, а также требования к ее оформлению, регламентируются Инструктивным письмом Министерства образования Российской Федерации от 14.12.2000 № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» и письмом Министерства образования Российской Федерации от 20.06.2002 № 29/2194-6 «Рекомендации по организации логопедической работы в специальном (коррекционном) учреждении VIII вида». К обязательной документации учителя-логопеда образовательной организации относится:
Журнал учета посещаемости логопедических занятий обучающимися является документом учета посещаемости и ведение его обязательно для каждого учителя - логопеда. Администрация образовательной организации обязана обеспечить хранение данных журналов и систематически осуществлять контроль за правильностью их ведения. Журнал учета посещаемости логопедических занятий обучающимися рассчитан на один учебный год. Он представляет собой обычный классный журнал установленного образца. В конце журнала учитель-логопед помещает список обучающихся, зачисленных на логопедические занятия в текущем учебном году, с указанием образовательной организации, класса (группы), даты рождения, домашнего адреса, логопедического заключения на момент зачисления на занятия, даты зачисления, логопедического заключения на момент выпуска, даты выпуска, примечания.
Ежедневные рабочие планы или конспекты логопедических занятий составляются на каждую группу отдельно. В них обязательно указываются тема занятия, его цели, задачи, оборудование (картинки, карточки, таблицы и т.п.), далее следует краткое содержание работы. Учителям-логопедам, имеющим небольшой стаж работы, целесообразно составлять более подробный конспект, в котором планируются не только этапы занятия, вопросы учителя-логопеда, но и предполагаемые ответы детей. Более опытные учителя-логопеды вместо конспекта занятия могут составлять его краткий план с указанием видов работы.
Администрацией образовательной организации может быть установлено ведение дополнительной документации (исходя из потребностей и специфики образовательной организации). Ведение такой документации должно регламентироваться локальным актом образовательной организации. ФОРМА 1 Журнал обследования устной и письменной речи обучающихся «Журнал обследования устной и письменной речи обучающихся» заполняется во время собеседования с обучающимся в ходе предварительного обследования в течение первой недели сентября и во время обследования письменной речи обучающихся в конце мая. Во время повторных обследований письменной речи обучающихся в журнал вносятся дополнения. При обследовании учитель-логопед записывает фамилию, имя обучающегося, класс, номер школы, домашний адрес и телефон, указывает дату обследования, предварительное логопедическое заключение и принятые меры («зачислен в группу», «даны рекомендации родителям (законным представителям) и учителю», «поставлен на очередь и др.). В последней графе «Примечание» учитель-логопед отмечает конечный результат работы с данным ребенком. Если родители по каким-либо причинам отказались от логопедических занятий, то отказ также фиксируется в графе «Примечание». После записи «принят в группу» обязательно должна стоять запись о том, когда обучающийся выпущен. «Журнала обследования устной и письменной речи обучающихся» ведется несколько лет.
|
Программа психолого-педагогического сопровождения учащихся 5-х классов в период реализации федеральных государственных образовательных... | Сборник тестов предназначены руководителям и специалистам психолого-медико-педагогических комиссий, специалистам суву открытого и... | ||
Положение регулирует деятельность психолого-медико-педагогического консилиума (далее пмпк), который является одной из форм взаимодействия... | Личностное развитие ребенка средствами психолого – медико – социально – педагогического сопровождения | ||
Практическое взаимодействие специалистов подразделений осуществляется через психолого-медико-педагогический консилиум | Организация психолого – педагогического сопровождения, социальной защиты детей в школе | ||
Эти целевые ориентиры являются сегодня показателем достижения школой и педагогами современного качества образования | Документация, регламентирующая и обеспечивающая деятельность педагога-психолога в системе психолого-педагогического сопровождения... | ||
Муниципального бюджетного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи... | И. В. Возняк, начальник службы психолого-педагогического сопровождения и здоровьесбережения мку «Научно-методический информационный... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |