Методическое пособие для руководителей и специалистов учреждений социального обслуживания населения Свердловской области. Авт сост. Т. Н. Шеломанова, Л. В. Корякова. Екатеринбург Санкт-Петербург: мрц «Доступный мир»


НазваниеМетодическое пособие для руководителей и специалистов учреждений социального обслуживания населения Свердловской области. Авт сост. Т. Н. Шеломанова, Л. В. Корякова. Екатеринбург Санкт-Петербург: мрц «Доступный мир»
страница1/7
ТипМетодическое пособие
filling-form.ru > Договоры > Методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7


Министерство социальной политики Свердловской области
Государственное автономное учреждение Свердловской области
«Областной центр реабилитации инвалидов»

АНО «Межрегиональный ресурсный центр «Доступный мир»

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОСТУПНОСТИ
ДЛЯ ИНВАЛИДОВ ОБЪЕКТОВ И УСЛУГ
В УЧРЕЖДЕНИЯХ СОЦИАЛЬНОГО
ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ


Методическое пособие для руководителей и специалистов
организаций социального обслуживания населения
Свердловской области


Екатеринбург

Санкт-Петербург

2015

Организация обеспечения доступности для инвалидов объектов и услуг в учреждениях социального обслуживания населения. Методическое пособие для руководителей и специалистов учреждений социального обслуживания населения Свердловской области. Авт.-сост. Т.Н. Шеломанова, Л.В. Корякова. - Екатеринбург - Санкт-Петербург: МРЦ «Доступный мир», 2015,- 60 с.

Методическое пособие разработано по заказу
Министерства социальной политики Свердловской области
авторским коллективом Межрегионального ресурсного центра для
специалистов по реабилитации и социальной интеграции инвалидов
«Доступный мир»
(www.rehabresource.ru)
в рамках реализации мероприятия государственной программы
Свердловской области «Социальная поддержка и социальное обслуживание
населения Свердловской области до 2020 года»


В настоящем методическом пособии изложены современные подходы к обеспечению доступности объектов и услуг в свете основных положений федерального закона от 01 декабря 2014 года № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов»; представлена информация об основных требованиях, условиях и формах обеспечения доступности организаций социального обслуживания населения и предоставляемых ими услуг для различных маломобильных групп населения; описана организация работы по обеспечению доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в организациях социального обслуживания населения (включая порядок работы, ее информационное и документационное обеспечение, организацию инструктажа персонала). Пособие также содержит пакет примерных форм основных локальных документов организации социального обслуживания населения, информационных материалов, должностных инструкций и примерной программы инструктажа сотрудников по вопросам организации и проведения работ по обеспечению доступности объектов и услуг.

Методическое пособие адресовано руководителям и специалистам организаций социального обслуживания населения для практического решения вопросов доступности объектов и услуг. Оно также может быть использовано руководителями и специалистами органов социальной защиты населения

Свердловской области - управлений социальной политики), иных ведомств социальной сферы и в учебных целях.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Современные подходы к обеспечению доступности объектов социальной инфраструктуры и услуг для инвалидов

  2. Основные требования, формы и способы обеспечения доступности организаций социального обслуживания населения и предоставляемых ими услуг для инвалидов

  3. Организация обеспечения доступности объектов и предоставляемых услуг путем оказания помощи инвалидам и другим маломобильным гражданам в учреждениях социального обслуживания населения

  4. ПРИЛОЖЕНИЯ

1. Политика обеспечения условий доступности для инвалидов и других маломобильных граждан объектов и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи в организации (учреждении)

  1. Проект приказа о назначении ответственных сотрудников за организацию и проведение работы в учреждении по обеспечению доступности объекта и услуг для инвалидов

  2. Должностная инструкция ответственного сотрудника за организацию работы по обеспечению доступности объекта и услуг и инструктаж персонала в учреждении (примерная)

  3. Примерный перечень функциональных (должностных) обязанностей сотрудников организации социального обслуживания по обеспечению доступности объекта и услуг для инвалидов, оказания им необходимой помощи

  4. Примерная программа обучения (инструктажа) персонала по вопросам, связанным с организацией и обеспечением доступности

СОДЕРЖАНИЕ 3

I.Современные подходы к обеспечению доступности объектов социальной инфраструктуры и услуг для инвалидов 3

IV.ПРИЛОЖЕНИЯ 3

Раздел I 5

Федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организациями, 10

Раздел II 11

Если организации социального обслуживания располагаются в 14

ПАСПОРТ ДОСТУПНОСТИ ОБЪЕКТА 14

Раздел III 19

ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ ПЕРСОНАЛОМ. 21

СОПРОВОЖДЕНИЕ ИНВАЛИДОВ НА ОБЪЕКТЕ 21

Все структурно-функциональные зоны объекта в маршруте и в 22

ИНСТРУКТИРОВАНИЕ (ОБУЧЕНИЕ) ПЕРСОНАЛА 25

Раздел IV
ПРИЛОЖЕНИЯ 29

Приложение 1. 29

Приложение 2. 29

Приложение 3. 29

Приложение 4. 29

Приложение 5. 29

Приложение 6. 29

Приложение 7. 29

ПОЛИТИКА 30

2.Используемые в Политике понятия и определения. 32

4.Область применения Политики и круг лиц, попадающих под ее действие. 32

6.Условия доступности объектов Организации в соответствии с установленными требованиями. 33

7.Условия доступности услуг Организации в соответствии с установленными требованиями. 34

8.Дополнительные условия доступности услуг в Организации: 34

9.Ответственность сотрудников за несоблюдение требований Политики. 34

10.Внесение изменений. 35

ПРИКАЗ № 36

Примерный перечень функциональных (должностных) обязанностей сотрудников организации социального
обслуживания по обеспечению доступности объекта и услуг для инвалидов, оказания им необходимой помощи34 40

Примерная программа обучения (инструктажа) персонала
по вопросам, связанным с организацией и обеспечением доступности 54

Перечень основных вопросов для обучения (инструктажа) персонала организации по вопросам доступности: 54

1) 57

2) 57

1) 57

2) 57

1) 57

2) 57

1) 57

2) 57

Раздел V 58

НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ 58


Раздел I

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ
ДОСТУПНОСТИ ОБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНОЙ
ИНФРАСТРУКТУРЫ И УСЛУГ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ


Одной из целей государственной политики в области социальной защиты инвалидов является создание условий устойчивого развития доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения, а также системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов с учетом российского и зарубежного опыта1.

Российской Федерацией в 2008 году подписана, а затем в 2012 году ратифицирована Конвенция о правах инвалидов (далее - Конвенция)2 3. Это является показателем готовности страны к формированию условий, направленных на соблюдение международных стандартов экономических, социальных, юридических и других прав инвалидов. Решение о присоединении к Конвенции в полном объеме соответствует содержащемуся в статье 7 Конституции Российской Федерации положению о том, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов (наряду с другими категориями лиц), развивается система социальных служб, устанавливаются государственные

-5

пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты .

Подписание Конвенции фактически утвердило принципы, на которых должна строиться политика государства в отношении инвалидов.

Согласно Конвенции, государства-участники должны принимать надлежащие меры для обеспечения инвалидам наравне с другими гражданами доступа к физическому окружению, транспорту, информации и связи, а также другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым населению. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться в частности: на здания, дороги, транспорт и другие объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения, и рабочие места; на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные и экстренные службы.

Согласно Конвенции, инвалиды должны иметь равные возможности для реализации своих прав и свобод во всех сферах жизнедеятельности, в том числе равное право на получение всех необходимых социальных услуг для удовлетворения своих нужд в различных сферах жизнедеятельности. При этом, взаимодействие лиц с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями с различными барьерами окружающей среды может мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими. Поэтому среди основных принципов деятельности государств, правительств, всех институтов общества, Конвенцией определены принципы доступности, равенства возможностей, полного и эффективного вовлечения и включения в общество.

Для реализации положений Конвенции инвалидам должны быть обеспечены:

  • беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры (к физическому окружению);

беспрепятственное пользование транспортом и транспортными коммуникациями;

  • беспрепятственный доступ к средствам связи и информации (получение в доступной форме);

беспрепятственное получение социальных услуг (в том числе реабилитационных услуг);

  • «безбарьерная» психологическая среда в обществе (устранение «отношенческих» барьеров).

На рисунке 1 схематично представлен комплексный подход и сочетание основных видов организации доступности: физическая, информационная,

организационная доступность (от центра к периферии каждого сектора - приоритетной сферы жизнедеятельности).


c:\users\ac6d5~1.bus\appdata\local\temp\finereader12.00\media\image1.jpeg

Рисунок 1 - Основные виды организации доступности объектов и услуг (физическая, информационная, организационная) в приоритетных сферах жизнедеятельности




Как показано на рисунке, каждому человеку, в том числе инвалиду или иному маломобильному гражданину, должен быть обеспечен, прежде всего, доступ к услуге в каждой сфере, определенной как приоритетная (внутренний круг на рисунке). Инвалиду также должен быть обеспечен доступ к реабилитационным услугам (внутренний полукруг на рисунке) - в тех сферах, которые реализуют индивидуальную программу реабилитации и абилитации инвалида и ребенка-инвалида. При этом, доступность услуги может быть обеспечена как путем создания условий доступности объекта (обеспечение физической доступности, или архитектурно-планировочной), так и организационными мероприятиями (обеспечением сопровождения инвалида до места предоставления услуги с оказанием помощи на объекте, либо «доставкой» услуги к месту пребывания инвалида (в том числе с оказанием ее на дому) или предоставлением дистанционно. И обязательно должна быть обеспечена информационная доступность - то есть предоставление информации с учетом имеющихся особенностей восприятия и о доступности объекта, и об организации предоставления услуги. Эти два аспекта (физическая и информационная доступность) отражены на рисунке средним и внешним кольцом.

Описанный подход в настоящее время получил отражение в федеральном законе от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - федеральный закон №181-ФЗ) с изменениями, внесенными в законодательство федеральным законом от 01 декабря 2014 года №419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» (далее - федеральный закон №419-ФЗ). В настоящем разделе и далее в пособии представлен результат анализа этого закона и документов, принятых в порядке его исполнения.

Федеральным законом №419-ФЗ определены полномочия и ответственность отраслевых органов власти и организаций различных сфер (приоритетных для человека с точки зрения получения необходимых услуг) по обеспечению мер доступности объектов и предоставляемых на них услуг для инвалидов и других МГН с оказанием, при необходимости, им помощи со стороны сотрудников.

Еще одним важнейшим положением Конвенции является достижение максимальной независимости инвалидов посредством укрепления и расширения комплексных реабилитационных и абилитационных услуг. Комплексная реабилитация и абилитация инвалидов, в том числе детей-инвалидов, должна охватывать медицинский, социальный аспект, вопросы образования, трудоустройства и учитывать, что инвалиды представляют собой неоднородную группу лиц и потребности их различны.

С учетом положений Конвенции, а также Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья4 решение вопросов формирования доступной среды и системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, определяется как единый,взаимосвязанный процесс, способствующий их успешной социальной интеграции, реализации прав и основных свобод.

Федеральным законом №181-ФЗ (в редакции федерального закона №419- ФЗ) установлено также, что «Реализация основных направлений реабилитации, абилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной, транспортной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации, абилитации инвалидов».

Основной целью и значимым результатом реабилитации инвалидов является социальная адаптация и интеграция в общество, которая обеспечивается комплексом мероприятий индивидуального и общественного характера (уровня). На рисунке 2 схематично представлено соотношение понятий «реабилитация», «социальная интеграция», «формирование доступной среды» - и соответствующих направлений деятельности.

Как показано на рисунке, результат социальной интеграции обеспечивается комплексом мероприятий:

  • индивидуального характера (уровня) - путем разработки и реализации программ реабилитации и абилитации инвалидов (детей-инвалидов) и индивидуальных программ предоставления социальных услуг;

  • общественного характера (уровня) - путем устранения барьеров окружающей среды, обеспечения доступности объектов и услуг.


Сфера реабилитации

^кндквкдуьлгнын уро»ен&|:

Разработкам исполнение ИПР и инд. программы предоставления соц. услуг


Социальная интеграция

{двусторонний процесс)


Сфера общества

^общественны и уровень}

Фор м.и р о н а н и е доступ h ой среды (устран. барьеров, доступность ОСИ и услуг)


Рисунок 2 - Соотношение понятий «реабилитация», «социальная интеграция», «формирование доступной среды жизнедеятельности»

Таким образом, реабилитация инвалидов и формирование доступной среды - это единый процесс, направленный на подготовку человека для включения в общество (через комплекс индивидуальных реабилитационных мероприятий) и на подготовку общества и окружающей среды для интеграции человека (через комплекс мер по устранению барьеров окружающей среды и общества: физических, информационных, отношенческих). c:\users\ac6d5~1.bus\appdata\local\temp\finereader12.00\media\image2.jpeg

Согласно федеральному закону №181-ФЗ (с изменениями, внесенными федеральным законом №419-ФЗ) федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников):

  1. условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;

  2. условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации);

  3. возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски;

  4. сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур;

  5. надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности;

  6. дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика;

  7. допуск на объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение и выдаваемого по форме и в порядке, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере социальной защиты населения;

  8. оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.

Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения5, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций.

Федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организациями,

предоставляющими услуги населению, в пределах установленных полномочий осуществляется инструктирование или обучение специалистов, работающих с инвалидами, по вопросам, связанным с обеспечением доступности для них объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.

Таким образом, в соответствии с положениями Конвенции о правах инвалидов и современного федерального законодательства, принципиально различно решаются проблемы обеспечения доступности:

- новых объектов, введенных в результате проектирования и строительства, а также реконструкции и капитального ремонта;

- действующих объектов (до их капитального ремонта и реконструкции).

В первом случае применяются требования обязательных к исполнению нормативных документов в проектировании и строительстве6 в соответствии с принципами «универсального дизайна»7.

Во втором случае, с учетом принципа «разумного приспособления»7 8 организуется приемлемый вариант обеспечения доступности предоставляемых услуг на существующем объекте путем:

  • обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги;

  • предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида (в ином месте пребывания его);

  • предоставления услуг в дистанционном режиме (где это возможно).

Описанные меры должны быть согласованы с общественными

организациями инвалидов.

Особую значимость с позиций федерального закона №181-ФЗ (в редакции федерального закона №419-ФЗ) приобретает организация оказания помощи на объекте силами сотрудников учреждения (организации), включая сопровождение инвалида по объекту. Необходимость в этом может возникнуть не только на действующем, но и на новом объекте (с учетом особенностей имеющихся нарушений у маломобильных граждан).

Решение об организации помощи на объекте силами сотрудников учреждения (организации) обеспечивается комплексом организационных мероприятий, в том числе локальными организационно-распорядительными документами, закреплением ответственных за организацию и оказание помощи на объекте инвалидам и другим маломобильным гражданам, а также обучением (инструктированием) персонала учреждения (организации).

В настоящем пособии будет рассмотрен Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры и предоставляемых услуг в учреждениях социального обслуживания, в том числе организация помощи и сопровождения инвалидов на объекте, а также организация обучения (инструктирования) персонала.



  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Методическое пособие для руководителей и специалистов учреждений социального обслуживания населения Свердловской области. Авт сост. Т. Н. Шеломанова, Л. В. Корякова. Екатеринбург Санкт-Петербург: мрц «Доступный мир» iconРегламент работы учреждений социального обслуживания населения, территориальных...
Регламент предназначен для руководителей и специалистов учреждений социального обслуживания населения и территориальных управлений...

Методическое пособие для руководителей и специалистов учреждений социального обслуживания населения Свердловской области. Авт сост. Т. Н. Шеломанова, Л. В. Корякова. Екатеринбург Санкт-Петербург: мрц «Доступный мир» iconМетодические рекомендации по формированию независимой оценки качества...
Также негосударственными (коммерческими и некоммерческими) организациями социального обслуживания, осуществляющими свою деятельность...

Методическое пособие для руководителей и специалистов учреждений социального обслуживания населения Свердловской области. Авт сост. Т. Н. Шеломанова, Л. В. Корякова. Екатеринбург Санкт-Петербург: мрц «Доступный мир» iconУчебно-методическое пособие Санкт-Петербург 2014 Авторы: Морозов...
Учебно-методическое пособие предназначено для повышения квалификации преподавательского состава умц по го чс и пб санкт-Петербурга...

Методическое пособие для руководителей и специалистов учреждений социального обслуживания населения Свердловской области. Авт сост. Т. Н. Шеломанова, Л. В. Корякова. Екатеринбург Санкт-Петербург: мрц «Доступный мир» iconМетодическое пособие для заместителей директоров по учебно-воспитательной...
Методическое пособие предназначено для руководителей учреждений дополнительного образования, а также специалистов, ведущих мониторинговую...

Методическое пособие для руководителей и специалистов учреждений социального обслуживания населения Свердловской области. Авт сост. Т. Н. Шеломанова, Л. В. Корякова. Екатеринбург Санкт-Петербург: мрц «Доступный мир» iconОтчет об итогах деятельности гбусо во «Ковровский комплексный центр...
Оздано 30. 12. 2013г в соответствии с постановлением губернатора Владимирской области от 20. 05. 2013г. №607 путем слияния двух учреждений...

Методическое пособие для руководителей и специалистов учреждений социального обслуживания населения Свердловской области. Авт сост. Т. Н. Шеломанова, Л. В. Корякова. Екатеринбург Санкт-Петербург: мрц «Доступный мир» iconПо специальности «050706-Педагогика и психология» : Учебно-методическое...
Выпускная квалификационная работа по специальности «050706-Педагогика и психология»: Учебно-методическое пособие /Авт сост. А. А....

Методическое пособие для руководителей и специалистов учреждений социального обслуживания населения Свердловской области. Авт сост. Т. Н. Шеломанова, Л. В. Корякова. Екатеринбург Санкт-Петербург: мрц «Доступный мир» iconМетодические рекомендации по разработке государственными учреждениями...
...

Методическое пособие для руководителей и специалистов учреждений социального обслуживания населения Свердловской области. Авт сост. Т. Н. Шеломанова, Л. В. Корякова. Екатеринбург Санкт-Петербург: мрц «Доступный мир» iconПрактическое пособие для социальных педагогов, специалистов по социальной работе Саратов
П84 Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних : практическое пособие для социальных педагогов, специалистов...

Методическое пособие для руководителей и специалистов учреждений социального обслуживания населения Свердловской области. Авт сост. Т. Н. Шеломанова, Л. В. Корякова. Екатеринбург Санкт-Петербург: мрц «Доступный мир» iconОрганизация практик и итоговой аттестации: учебно-методическое пособие...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению «Туризм» (уровень «бакалавриат») и для преподавателей...

Методическое пособие для руководителей и специалистов учреждений социального обслуживания населения Свердловской области. Авт сост. Т. Н. Шеломанова, Л. В. Корякова. Екатеринбург Санкт-Петербург: мрц «Доступный мир» iconОрганизация практик и итоговой аттестации: учебно-методическое пособие...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению «Туризм» (уровень «бакалавриат») и для преподавателей...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск