БИЗНЕС-ПЛАН Детского клуба «УМНИЧКА»
Автор: Тимофеева Софья, генеральный директор детского эко-клуба «Умничка», автор книг «Детский клуб: с чего начать, как преуспеть. Практическое руководство по организации детского развивающего центра» и «Прибыльный детский клуб». Вступление
Нужно ли составлять бизнес план детского центра? Обязательно! Все кто решил заняться открытием детского клуба, волнует вопрос: «А сколько денег мне придётся потратить?». Чуть меньше как-то спрашивают или вообще почему-то не интересуются вопросом: «А сколько я смогу заработать?». Второй вопрос, видимо, отпадает, потому что все думают: «Если столько клубов есть, и они всё открываются, значит, это действительно выгодно». Выгодно. Однозначно. Но насколько – это сможет показать ваш бизнес план детского центра. Расходы и доходы будут зависеть от того, насколько тщательно вы продумаете своё место среди конкурентов – детских клубов, какую ценовую политику предпочтёте, какой спектр занятий предложите в своём клубе, насколько качественно будете реализовывать свои услуги и т.д.
Поэтому, любой бизнес план детского центра имеет описательную часть и финансовую. В описательной части будем рассматривать назначение (миссию) детского клуба, место нашего детского клуба среди близлежащих конкурентов, задачи детского клуба и т.д. Финансовая часть бизнес плана детского центра поможет нам конкретно рассчитать те вложения, которые мы будем делать разово и постоянно в свой бизнес, а также поможет показать, какие доходы и, конкретно, прибыль нас ждёт при том или ином раскладе.
Можно ли купить или заказать готовый бизнес план детского центра? Все авторы бизнес-книг в один голос кричат: «Нет!». Здесь более точно описывает данную позицию А.Медведев в своей книге «Малый бизнес»: «У учащихся школ и вузов есть порочная практика: бывает, они пишут домашние задания лишь для того, чтобы получить оценку, чтобы преподаватель от них отстал, лишь бы отвязаться…Такой подход сохраняется и во взрослой жизни… Бизне-сплан детского центра нельзя заказывать на стороне! Он для того и существует, чтобы помочь предпринимателю разобраться в своих мыслях – что он хочет, в каком виде, на кого рассчитан его проект, сколько потребуется средств на его реализацию по минимуму, оптимально и по максимуму, как быть, если бизнес не пошёл? Только вы можете знать нюансы своего конкурентного положения и социального уровня района. А уж разобраться в необходимых покупках и постоянных расходах мы вам поможем – в этом нет никакой тайны. Итак, начнём!
Описательная часть.
Назначение детского клуба. Здесь многие авторы (В.Лошкарёв, А. Парабеллум и т.д.) предлагают задуматься о миссии компании. Миссия – это основное предназначение компании, которое устанавливается раз и навсегда и не меняется с годами. Сложно для понимания? Конечно. Мне нравится, как пишет на данный счёт В.Лошкарёв, лучше него не скажешь: «Можно сказать, что миссия вашей организации – получение прибыли и удовлетворение ваших потребностей. Согласен, собственный бизнес именно для этого создаётся и существует. Однако фраза «все должны работать, чтобы я больше жрал» мало подходит для цели существования. Для персонала она точно не подойдёт – людям необходимы высокие цели…». Здесь неслучайно приведена цитата из замечательной книги В.Лошкарёва «Бизнес с нуля. Советы практика». Все, когда открывают детский клуб, прежде всего думают о том, как замечательно улучшится их жизнь, когда они станут работать на себя. Здесь и элемент тщеславия – я генеральный директор! И эфемерные, неконкретные, но сладостные мечты о больших деньгах, которые ты сможешь заработать… Понятно, что детский клуб открывается ради того, чтобы заработать на этом замечательном гуманном и социально-востребованном деле определённую сумму денег. Так что же нам хотят сказать Лошкарёв и другие авторы? Они всеми силами хотят донести важность и необходимость продумывания идеологии компании, для нас – детского клуба. То есть руководитель должен чётко понимать, а каким будет у меня мой детский клуб? Какие стандарты работы я установлю в нём? На что он будет нацелен?
Определиться с этим на первом этапе очень-очень сложно. Надеюсь, что наши собственные примеры помогут вам определиться быстрее, чем произошло это у нас. На встрече одногруппников, выпускников педвуза им. А.И.Герцена, когда я только собиралась открывать свой первый детский клуб, меня мои девчонки-подружки спросили: «А какие цели в развитии детей вы ставите в своём детском центре?». Надо было видеть моё лицо после этого вопроса! Мысли заметались в голове, а рот невнятно произнёс шаблонную фразу, намертво вбитую в мою педагогическую голову: «гармонично развитую личность…». Как сейчас помню, что все уже перешли обсуждать личную жизнь, а я всё так и сидела с этой «гармонично развитой личностью». В тот момент я чётко осознала, что не понимаю нацеленность клуба. То, что хочу заработать денег – да! То, что хочу работать в данной сфере – да! А вот какой будет клуб… Это вопрос.
Клуб мы с партнёром открыли через год после встречи одноклассников. Наша миссия была следующая: «помочь родителям сделать своего ребенка счастливым человеком, счастливым сейчас и в будущем». Далее шло описание на страницу, что значит, счастливый ребёнок и что значит счастливый взрослый, т.е. ребёнок в будущем. Довольно размытая миссия. Понимание счастья у каждого своё… Но лучше иметь такую миссию, чем никакую, поскольку она всё равно задала тон клубу – мы здесь не воспитываем детей, не развиваем, а делаем их счастливыми хотя бы на то время, что они находятся у нас. То есть такая миссия потребовала особого, гуманного отношения к каждому ребёнку.
Какие ещё могут быть миссии?
Давайте заглянем в интернет. Многие клубы выставляют свою миссию на главной странице сайта и даже в объявлениях по набору сотрудников. Так московский детский клуб «Актив» пишет о своей миссии: «Система Актив клубов разработана с целью развития и координации врождённых способностей детей. С помощью диагностик и контроля развития мы выявляем способности в каждом ребёнке, предоставляем полноценную площадку для их реализации и выявляем основной рычаг его успешного будущего. Девиз детского клуба Актив : МЫ ДАЁМ РОДИТЕЛЯМ УВЕРЕННОСТЬ В БУДУЩЕМ ИХ ДЕТЕЙ».
Или детский клуб в г.Иваново «Карусель знаний» так пишет о своей миссии: «Миссия детского центра – помочь родителям подготовить ребёнка к успехам и в школе и в жизни».
Саратовский детский клуб «Капитошка» заявляет: «Наша миссия - соединить современный театр и детские праздники, привнести качество театра в процесс организации и проведения детских праздников».
Миссия детского клуба «Лопотушки» (г.Москва): «Наша миссия – дарить радость от общения с иностранным языком, играя, учась и творя».
Зачем детские клубы транслируют свою миссию в массы? Ещё раз подчеркнём, что миссия – это идеология компании. Когда есть главенствующая идея, ей разумно подчиняются цели и задачи детского клуба, разрабатывается бизнес план детского центра, выстраивается само помещение и интерьер, под идею подбирается и спектр занятий, и сами пособия…
Идея детского клуба необходима руководителю клуба и самим сотрудникам. Сотрудники понимают установку компании. Получается, что она определяет сам стиль общения в детском клубе, правила работы с клиентами. Посмотрите на вышеприведённые миссии. Так миссия Актив клуба сразу покажет вам, что там вы наверняка сможете сделать квалифицированную диагностику способностей ребёнка и, в целом, потребовать, чтобы развивающие занятия подбирались с учётом результатов этой диагностики. Руководителю же такого детского клуба становятся очевидными задачи по набору сотрудников (квалифицированные специалисты в области диагностики) и по организации бизнеса в целом.
Миссия детского клуба «Лопотушки» тоже материализуется в конкретных вещах: ясно, что занятия там должны быть обязательно увлекательными и игровыми, ведь только такие занятия смогут принести ребёнку радость...
Миссия нашего клуба образовалась не сразу. Сначала мы поняли уникальность нашего клуба среди других – это эко-интерьер и эко-пособия. Вслед за этим последовало и понимание особого, бережного отношения с клиентами. Там возник лозунг выражавшийся в слогане «Эко-отношения в эко-интерьере». Лозунг – это не миссия. Нашему клубу очень важно качество на всех уровнях: качество пособий, качество игрушек для свободной игры в клубе, качество вымытых окон и полов в клубе, качество занятий и качество рабочих листов, которыми пользуются дети во время занятий. Мы не зацикливаемся на одном направлении в развитии детей, понимая, что родители имеют право на субъективную точку зрения в деле воспитания собственных детей. Поэтому, спустя три года нашу миссию можно сформулировать так - оказание высококачественных разнонаправленных услуг по развитию детей в эко-интерьере.
Так как выработать, обозначить назначение своего клуба? Прежде всего, подумать о своей уникальности и конкретно о том, каким вы хотите видеть свой клуб. Поэтому заведём тетрадку (вы к ней не раз ещё вернётесь и спустя годы) с названием «Бизнес план» и, поставив цифру 1, напишем:
1. Назначение моего клуба. Каким я его вижу?
Здесь можно записывать все мысли, которые придут вам в голову. Это может быть и яркость обстановки (для чего?), и постройка специальных игровых мест для детей (для чего?) и видение образа педагогов, и их фирменная одежда в клубе и т.д. Так будет рождаться образ клуба. Для этого раздела необходимо будет оставить место, которое будет заполняться по мере разработки дальнейших разделов. Так в этом разделе смогут появиться и проявиться ваши отличительные особенности от других клубов. Но это будет чуть позже, только после того как вы сами, своими глазами посмотрите на другие клубы.
2. Цели и задачи детского клуба.
Ставим в нашей тетрадке цифру 2. После того как более-менее вырисовалась основная идея компании, можно переходить к целям и задачам – они конкретизируют и материализуют нашу идею.
«стать лучшим детским клубом района». За счёт чего этого можно достигнуть? Здесь помогут задачи. Например:
- обеспечить адекватную ценовую политику для широких слоёв населения
- выработать спектр занятий наиболее привлекательный для клиентов
- разработать действенную рекламу для привлечения клиентов
- пригласить работать в клуб лучших педагогов
- купить (разработать) лучшие методики занятий
- обеспечить обслуживание клиентов на самом высоком уровне
- и т.д.
Стоит отметить, что цель - одна, а задач много и чем они конкретнее, тем лучше.
3. Анализ целевой аудитории.
Ставим в тетрадке цифру 3. Немаловажный момент. Планируя открыть детский клуб вам надо предполагать то количество детей, какое к вам может прийти. И что это будут за дети – будут ли они приходить с бабушками из близлежащих домов или приезжать на машине с нянями и водителями. Очень важен и социальный уровень района. Сейчас даже в небольших городах есть престижные и не престижные районы, уже хорошо прослеживается тенденция к «кучкованию» более обеспеченных людей, появляются спальные районы, где квартиры в основном покупаются (а не выдаются муниципальными органами) и тем самым обеспечивается однослойность населения. Понятно, что неправильно будет открыть клуб премиум-класса среди домов-хрущёвок. Вряд ли кто к вам придёт и заплатит высокие цены за абонемент. Ценовая политика должна определяться строго и в согласии с целевой аудиторией. С осторожностью в больших городах надо отнестись и к старым районам – дома там малоэтажные, детей проживает немного, пробки мешают преодолевать расстояния.
При описании данного раздела обратите внимание и на количество детских садов, школ. Они вам не прямые конкуренты. Очень часто дети после садика приходят в клуб на развивающие занятия и к тому же у этих детей есть младшие братья и сёстры, которых удобно привезти утром после того, как старшего отвели в сад или школу.
4. Обзор конкурентов – детских клубов.
Это очень важный раздел в бизнес плане детского центра. Сейчас тесно общаясь с желающими открыть детский клуб, я сильно недоумеваю по поводу нежелания сделать разумное обследование рынка услуг, которые предлагают детские клубы. Делать это надо обязательно! И как раз чрезвычайно важно сделать это до момента подбора помещения. Только тщательный анализ конкурентов поможем вам определить собственное место на этом рынке, и уточнит концепцию вашего клуба. Вот вам пример. Мы помогаем открыть детский клуб в Санкт-Петербурге. Будущий директор детского клуба уже приобрёл в собственность помещение и ночами размышляет о названии своей организации и клуба. Так в мечтах родилось название «Город будущего». Когда мы стали расспрашивать будущего владельца о рядом располагающихся конкурентах, то выяснилось, что на этой же улице, в 5 минутах ходьбы находится «Город солнца». Как вы думаете, удачно ли подобралось название? Конечно, нет. Для всех клиентов данные «города» сольются в одно целое. Разница-то ведь небольшая и вряд ли её кто заметит. Такое название не будет работать на клуб, а будет только мешать развитию бизнеса. Вот вам и анализ рынка!
Но раз уж мы заговорили об анализе рынка услуг детских развивающих центров, то надо понимать план данного анализа. Глупо просто заходить в клубы и смотреть, как они работают. Только чёткий план поможет вам воссоздать полную картину того, что действительно происходит на рынке. Для начала вам нужно будет составить полный список возможных конкурентов. В больших городах на помощь придёт интернет. Но на него надеется нельзя. И в Москве, и в Питере не все детские клубы обязательно имеют свой сайт или тратят деньги на интернет- рекламу. Дополнительно помогут телефонные справочники, хотя и они не обеспечат вас полным списком детских клубов. Надеется надо на собственные «ноги». Проходить, проездить, залезть во все справочники, поспрашивать знакомых. В маленьких городах всё гораздо проще – все знают, где есть детский клуб. Даже в моём родном 300-тысячном Новороссийске и так все знают наперечёт детские центры на другом конце города.
Итак, список составили. Теперь можно приниматься за работу. Мы приведём возможную схему анализа конкурентов. У вас она может расшириться. Очень важно составлять характеристику клуба сразу после посещения, пока свежи первые впечатления, пока помнятся детали. Пройдёт день и многое забудется, уйдёт на задворки сознания.
И так:
Название детского клуба
Адрес
Наличие сайта
Месторасположение (проходное, рядом с магазинами, во дворе и т.д.)
Наличие внешней рекламы (световая вывеска, штендеры, световые занавеси на окнах и т.д)
Другая реклама (флайеры, плакаты и т.д.)
Занимаемая площадь и количество комнат. Холл.
Муниципальный или коммерческий
Помещение находится в аренде (госаренда или коммерческая) или в собственности.
Диапазон цен
Спектр предлагаемых занятий
Целевая аудитория (премиум-класса, для широких слоёв населения и т.д.)
Поток клиентов. За счёт чего он есть.
Наличие дополнительных услуг (магазин и т.д.)
Оформление детского клуба
Работа администратора
«Фишки» детского клуба
Что понравилось в детском клубе и что хотелось бы сделать в своём клубе
Что категорически не понравилось и никогда не будет в моём клубе
Другое
Таким образом, каждый клуб можно занести в таблицу, а можно выделить и страницу для описательной характеристики. Таблицы обычно позволяют нагляднее увидеть в сравнении многие вещи, которые не позволяют сделать обычные текстовые вещи. Так, например, в своё время, анализируя клубы, у нас появились записи: «Недостатки: мало места, слишком большая группа, занятия только за столом (правда, есть отдельные физкультурные занятия, они проходят в другом зале). Все учебные материалы (краски, пластилин, клей, карандаши и т.п.) должны принести родители». Более подробные записи появятся и у вас.
В конце данного раздела необходимо сделать обобщающий вывод по всем проанализированным клубам. Данный вывод поможет перейти вам к последней части описательного бизнес плана детского центра.
5. Образ своего детского клуба и описание конкретных действий.
Ну что ж, вами проделана немалая работа, которая станет основой для данного раздела. Здесь необходимо:
- опять остановится кратко на своей миссии, целях и задачах
- преимущества клуба
-описать режим работы клуба (круглогодично или сезонно, исключая лето и т.д.)
- надо подумать и оценить возможную помощь со стороны (знакомые в рекламной деятельности, актёрских агентствах и т.д.).
- сроки регистрации фирмы
- какую гражданско-правовую форму для этого будем использовать (ИП, ООО, АНО, ЧДОУ и т.д.)
- район для поиска помещения и его возможный метраж.
-требования к помещению и ремонту
- какие вложения вы предполагаете сделать, можно ли ограничиться минимумом или рынок сразу задаёт тон на высочайшее качество во всём.
- продвижение клуба и его реклама (необходимо прикинуть и описать возможные виды рекламной деятельности)
- - факторы, которые будут мешать развитию детского клуба
-факторы, которые будут помогать развитию детского клуба
- возможные риски
- перспективы развития детского клуба. Пофантазируйте и запишите.
здесь же кратко, нужно описать и возможные расходы, в которые войдут: аренда помещения, зарплата сотрудников, оснащение детского клуба, коммуналка и свет, затраты на ежемесячную канцелярию и т.д. На данном этапе в финансовые подробности вдаваться не стоит. Это предварительный, прикидочный вариант. Он просто необходим для составления полноценного образа вашего клуба. Например, подсчёты могут быть следующими:
Затраты на открытие центра
Юридическое оформление: регистрация ООО с юридическим адресом -- 15 000 (500 дол.)
Ремонт -- (обои, ковролин, железная дверь, занавески) -- 5000 дол
Мебель (столы, стулья, полки, стойка администратора, диван для родителей, аквариум) -- 2000 дол
Игрушки, учебные материалы -- 2000 дол
Кассовый аппарат, ксерокс – 500 дол
Плата за услуги риэлтора -- 4500 дол.
Плата за последний месяц аренды 4500. дол.
Большая красочная вывеска - 1000
Уставной капитал -- 10000 рублей (300 дол)
Магнитофоны -- 2 (200 дол.)
Всего: примерно 22 тыс дол.
Текущие расходы:
Аренда помещения -- 4500 дол в месяц
Зарплата преподавателям (4Х600), администратору (600), уборщице (200), бухгалтеру (400) -- 3600 дол в месяц
Налоги на заработную плату - ?
Электроэнергия, вода, отопление -- ?
Промо -- 1000 дол.
Всего: примерно 10 тыс. На всякий случай, будем считать, что нужно 14 тысяч. ( расходные материалы для ксерокса, чай, кофе. Если это много, будем больше тратить на рекламу)
Задача - заполнить ежедневно (30 дней в месяц) 3 комнаты по 6 занятий (например, 10.00, 11.45, 13.30, 16.15, 18.00), на каждом -- шесть детей. Одно занятие - 700 рублей. 30 дней в месяц Х 3 комнаты Х 6 занятий Х 6 детей Х 700 рублей = 1 млн 225 тысяч рублей = 48 000 дол. (Стоимость месячного абонемента -- 5320 руб.)
Текущая самоокупаемость будет достигнута при доходе в 12 000 дол = 312 000 рублей. В день надо заработать 10400 рублей - это 15 человек. Это три группы по 5 человек. Кажется, это вполне реально.
Обратите внимание, что здесь мы не вдаёмся в подробности, а просто «прикинули» какими могут быть суммы и сколько примерно может стоить абонемент на занятия. Поняли примерно то, что не знаем ещё каких-то цифр и т.д. Данную работу очень интересно проделать именно до подробного изучения финансовой части бизнес плана детского центра, поскольку сейчас в данном разделе вы разработаете идеальную конструкцию вашего бизнеса.
Финансовая часть бизнес-плана.
Прежде чем приниматься за расчёт доходов и расходов детского клуба, нужно понять, что доходы и расходы в детском клубе бывают разные. Доходы бывают основные и дополнительные.
Основные доходы – доходы, поступающие от услуг по проведению занятий. Дополнительные доходы – проведение праздников и дней рождений, продажа книг, дисков и т.д.
Расходы в детском клубе будут:
разовые - покупка мебели и многоразовых пособий в детский клуб, платежи интернет-агентству по найму сотрудников и т.д.
постоянные – аренда помещения, коммунальные платежи, закупка канцтоваров для клуба, обслуживание пожарно-охранной сигнализации, питьевая вода для кулеров и т.д.
периодические расходы – покупка подарков к новому году, обновление антивирусных программ на компьютерах, замена МФУ и т.д.
Давайте сначала начнём с расходов. Все сразу хотят увидеть таблицу, которая покажет поступление и расход денежных средств. Такая таблица будет, но не сразу. Сначала ведь надо понять, какие расходы вообще есть в детском клубе и не только. Составляя обобщённую таблицу движения денежных средств, надо чётко понимать, какую цену за занятия вы поставите. Она будет зависеть не только от цен конкурентов на рынке, но и от ваших расходов, то есть нам придётся высчитать себестоимость одного занятия. И только потом, когда мы всё поймём и разберёмся с себестоимостью (это нетрудно!), можно будет переходить к таблице, которая покажет и точку самоокупаемости, и возврат внесённого займа.
Прежде чем перейти к рассмотрению обобщённой таблицы придётся проделать несколько этапов работы:
|