Вопросы реализации положений жилищного кодекса РФ органами местного самоуправления


Скачать 206.87 Kb.
НазваниеВопросы реализации положений жилищного кодекса РФ органами местного самоуправления
ТипКодекс
filling-form.ru > Договоры > Кодекс
ВОПРОСЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛОЖЕНИЙ ЖИЛИЩНОГО КОДЕКСА РФ ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
1. Правовая основа жилищного законодательства РФ.

Правовой основой развития жилищного законодательства является Конституция Российской Федерации. Она имеет высшую юридическую силу, следовательно, законы и иные нормативные акты, принимаемые в России, должны соответствовать Конституции РФ.

Согласно Конституции РФ жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (п. "к" ст. 72 Конституции РФ)

Вместе с тем, в соответствии со Ст. 5 Жилищного кодекса РФ нормативные правовые акты органов местного самоуправления обозначены в составе жилищного законодательства. Ст. 5 гласит: «Органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.».

Таким образом, систему жилищного законодательства образуют федеральные жилищные законы и иные принятые в соответствии с ними нормативные правовые акты (жилищное законодательство Российской Федерации), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ (жилищное законодательство субъектов РФ). Наибольшую юридическую силу имеет Жилищный кодекс РФ, являясь основополагающим в системе актов жилищного законодательства, Кодексу должны соответствовать все другие нормативные правовые акты этой отрасли законодательства. Если какие-либо нормы жилищного законодательства не соответствуют ЖК РФ, то применяются нормы Кодекса.

ЖК РФ определил основы правового регулирования жилищных отношений и полномочия Российской Федерации, ее субъектов, а также органов местного самоуправления в регламентации этих отношений (ст. 12, 13, 14). Полномочия федеральных органов государственной власти определены ст. 12, региональных - ст. 13, органов местного самоуправления - ст. 14 ЖК РФ.

В то же время разграничение полномочий никоим образом не означает разделения предметов федерального и регионального регулирования; общие подходы и требования к пользованию жильем, содержанию и использованию жилищного фонда вызывают необходимость единообразного регулирования ряда вопросов, касающихся жилищных отношений. Исходя из общих норм федеральных законов, эти вопросы подлежат регламентации на уровне субъектов РФ лишь в той мере, в какой они не урегулированы на федеральном уровне.

Кроме того, субъекты РФ решают вопросы, отнесенные к их ведению Российской Федерацией. Так, ЖК РФ к их полномочиям относит: определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма; установление порядка определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими.

Акты, которые принимают муниципальные органы, должны соответствовать ЖК РФ, другим федеральным законам, иным нормативным правовым актам РФ, законам и иным нормативным правовым актам субъектов РФ. Согласно ЖК РФ эти органы устанавливают норму предоставления жилья, учетную норму (ст. 50), определяют размер платы за наем жилого помещения, его содержание и ремонт (ст. 156).

Приведу несколько примеров разграничения полномочий, которые показывают тесную взаимосвязь функций соответствующих органов разных уровней:

Во-первых. К компетенции федеральных органов отнесено определение порядка государственного учета жилищных фондов (п. 1 ст. 12), к компетенции субъекта РФ - государственный учет жилищного фонда субъекта РФ. Органы местного самоуправления осуществляют учет муниципального жилищного фонда.

Во вторых. Российская Федерация определяет основания признания малоимущих граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (п. 3 ст. 12); субъекты РФ устанавливают порядок определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, которое находится в собственности членов семьи и подлежит налогообложению, в целях признания граждан малоимущими (п. 3 ст. 13); органы местного самоуправления - размер вышеназванных доходов и стоимости имущества, определяемый в тех же целях (п. 2 ч. 1 ст. 14, ст. 49).

В третих. Российская Федерация определяет порядок предоставления жилья малоимущим гражданам по договору социального найма (ст. 57 ЖК РФ); субъект РФ - порядок ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ч. 7 ст. 52 ЖК РФ). Органы местного самоуправления ведут такой учет граждан и предоставляют малоимущим гражданам жилье из муниципального жилищного фонда (п. 5 ч. 1 ст. 14, ст. 49 ЖК РФ).

В четвёртых. Определение условий и порядка переустройства жилых помещений возложено на Российскую Федерацию (п. 10 ст. 12), а согласование переустройства (согласно п. 7 ч. 1 ст. 14) - на органы местного самоуправления (гл. 4 ЖК РФ).

Вопросы, отнесенные Жилищным кодексом РФ к полномочиям органов государственной власти (федеральных и субъектов РФ) и органов местного самоуправления, не исчерпываются ст. 12 - 14 ЖК РФ.

Так, помимо определяемых ст. 12 ЖК РФ, к вопросам, разрешаемым на федеральном уровне, Кодекс относит: порядок выкупа жилого помещения в случае изъятия земельного участка для нужд Российской Федерации (ч. 1 и 6 ст. 32); установление порядка признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (ч. 10 ст. 32); установление правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (ст. 39); установление перечня соответствующих заболеваний, при которых проживание с лицом, страдающим этим заболеванием, в одной квартире невозможно, для решения вопроса постановки на учет нуждающихся в жилье (ст. 51), а также предоставления жилого помещения (ст. 58); утверждение типового договора социального найма жилого помещения (ст. 63); установление категорий граждан, нуждающихся в специальной социальной защите (ст. 98); утверждение типовых договоров найма специализированных жилых помещений (ст. 100) и т.д.

К полномочиям субъектов РФ (помимо вопросов, определяемых ст. 13 ЖК РФ) отнесены: выкуп жилого помещения в случае изъятия земельного участка для нужд субъекта РФ (ч. 1 и 6 ст. 32); установление категорий граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения жилищного фонда субъекта РФ (ст. 104); установление порядка управления многоквартирным домом, все помещения которого находятся в собственности субъекта РФ (ст. 163), и т.д. Иные вопросы могут быть определены согласно положению п. 9 ст. 13 ЖК РФ.

К полномочиям органов местного самоуправления (помимо вопросов, определяемых ст. 14) отнесены: выкуп жилого помещения в случае изъятия земельного участка для муниципальных нужд (ч. 1 и 6 ст. 32); установление учетной нормы и нормы предоставления (ст. 50); определение категорий граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения муниципального жилищного фонда (ст. 104), и т.д.

2. Признание граждан нуждающимися в жилых помещениях
Остановимся на вопросах признания граждан нуждающимися в жилых помещениях. Признание граждан нуждающимися в жилых помещениях - одно из условий предоставления жилья по договору социального найма жилого помещения. Основаниями для такого признания служат:

а) отсутствие жилого помещения, которым гражданин вправе пользоваться как собственник либо как наниматель по договору социального найма или в качестве члена семьи собственника, нанимателя;

б) обеспеченность жильем менее учетной нормы;

в) неудовлетворительное состояние жилища;

г) состояние здоровья проживающих.

Все четыре основания нуждаемости перечислены в ч. 1 ст. 51 ЖК РФ. По смыслу п. 1 ч. 1 этой статьи нуждающимися в жилье признаются: поднаниматели; лица, проживающие в служебном жилом помещении и общежитии; наниматели жилых помещений, принадлежащих гражданам на праве собственности; наниматели по договору коммерческого найма и другие граждане (и члены их семей), которые не имеют своего жилья ни на праве собственности, ни на праве пользования по договору социального найма.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ нуждающимися признаются граждане, обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (ст. 50 ЖК РФ), являющиеся нанимателями жилых помещений по договору социального найма либо собственниками жилья, а также члены семей нанимателей и собственников.

Иные основания нуждаемости граждан в жилых помещениях (п. 3 и п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ) не связаны с размером занимаемой площади и не требуют применения учетной нормы.

Так, п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ граждане признаются нуждающимися в связи с непригодностью их жилья для проживания.

Признание жилого помещения непригодным для проживания производится в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47.

Самостоятельное основание нуждаемости - проживание в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе одной из них есть больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно (п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ).

Данное положение относится и к нанимателям, и к собственникам жилых помещений, а также членам их семей. Условием его применения является отсутствие иного жилья, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

Семьи, в составе которых есть такой больной, переселяются главным образом в интересах иных проживающих в квартире лиц.

Перечень соответствующих заболеваний установлен Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 N 378 <1>.

Нуждающимися в жилых помещениях должны признаваться лица, постоянно (как правило) проживающие в данном населенном пункте.

Значимым фактором, позволяющим установить место жительства гражданина, является регистрация по месту жительства. Подтверждением данной позиции служит Определение Конституционного Суда РФ от 09.04.2002 N 123-О. По мнению Суда, условие о наличии регистрации по месту жительства направлено на обеспечение справедливого распределения жилья, на предотвращение возможных злоупотреблений со стороны граждан, обращающихся с заявлением о постановке на учет по улучшению жилищных условий, а также на защиту прав и законных интересов собственников жилищного фонда, иных граждан.

Часть 2 ст. 51 ЖК РФ предписывает определять уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения исходя из суммарной общей площади всех жилых помещений гражданина и членов его семьи, занимаемых по договору социального найма и на праве собственности.
2.1. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях
Согласно общему правилу жилье по договорам социального найма предоставляется гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Исключение составляют случаи, установленные ЖК РФ. Это касается категорий граждан, предусмотренных ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, которым жилые помещения предоставляются вне очереди.

Граждане принимаются на учет по заявлению, поданному в соответствующий орган местного самоуправления по месту жительства (ст. 52 ЖК РФ).

Для постановки на учет необходимы заявление и документы, подтверждающие право гражданина на признание его нуждающимся в жилье (условия проживания в занимаемом помещении; непригодность помещения для проживания; размер занимаемой площади и проч.), а также на определение семьи в качестве малоимущей.

Недееспособные граждане принимаются на учет по заявлениям их законных представителей (родителей, опекунов, попечителей).

На учет для получения жилья принимается либо вся семья, либо один или несколько членов семьи (например, образовавший свою семью сын нанимателя жилого помещения).

Лиц, принятых на учет в качестве нуждающихся, регистрируют в учетных документах (специальная книга учета, специальная форма списков очередников). Процедура зачисления на учет (выдача расписки в получении документов, жесткие сроки рассмотрения заявления о принятии на учет и сопутствующих документов - ч. 4 и ч. 5 ст. 52 ЖК РФ) свидетельствует о придании данному порядку большого значения; это существенная позиция законодателя.

Решение относительно постановки на учет обязательно доводится до сведения заявителя: в случае положительного решения - выдачей соответствующего документа, в случае отрицательного - письменным сообщением (решение об отказе).

На учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях могут состоять лишь те, кто признан таковыми по правилам ст. 51 ЖК РФ. Если гражданин имеет право состоять на учете по нескольким основаниям, он может по своему выбору быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (ч. 2 ст. 52 ЖК РФ).

Граждане, которые намеренно ухудшили свои жилищные условия, принимаются на учет в качестве нуждающихся не ранее чем через 5 лет с момента совершения таких действий (ст. 53 ЖК РФ).

3. Законодательство Камчатского края в системе жилищного законодательства РФ
Законом Камчатского края от 04.05.2008 № 52 установлен порядок ведения органами местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Законом Камчатского края от 03.04.2009 № 260 в вышеназванный закон внесены изменения, в соответствии с которыми учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, строго зарегламентирован, то есть утверждена единая форма заявления о принятии на учёт; перечень документов, предоставляемых гражданами для принятия на учёт; прописан порядок регистрации заявлений; сроки принятия решений (30 рабочих дней); порядок ведения учётного дела (перечень содержащихся в нём документов); случаи, при которых допускается отказ в принятии на учёт; основания снятия граждан с учёта; а также принципы формирования списков граждан, нуждающихся в жилых помещениях.

В соответствии со ст. 5(8) Закона Камчатского края № 52 ежегодно, не позднее 1 июля, Списки вывешиваются в соответствующих помещениях, определяемых муниципальными правовыми актами руководителя уполномоченного органа местного самоуправления, для информирования граждан.

Законом Камчатского края от 04.05.2008 № 53 установлен порядок определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению в целях признания граждан малоимущими, а также порядок признания граждан малоимущими в целях принятия их на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма. Статьёй 10 названного Закона установлено, что для признания граждан малоимущими в целях принятия на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, уполномоченными органами местного самоуправления определяется потенциальная возможность граждан самостоятельно приобрести на территории муниципального образования жилое помещение на основании данных о:

  1. рыночной стоимости приобретения жилого помещения;

  2. стоимости имущества граждан;

  3. потребности в средствах на приобретение жилого помещения;

  4. пороговых значениях в расчёте на каждую семью или одиноко проживающего гражданина.

Таким образом, при осуществлении учёта граждан, уполномоченным органам местного самоуправления необходимо руководствоваться помимо ЖК РФ вышеназванными законами Камчатского края ои 04.05.2008 № 52, 53.
4. Актуальные вопросы вселения и выселения граждан из жилого помещения

4.1. Вопросы вселения граждан в жилое помещение.
Наиболее актуальными представляются вопросы вселения и выселения граждан из жилого помещения.

По договору социального найма жилое помещение передается нанимателю для использования его по целевому назначению в качестве жилья. Но в определенных пределах ему принадлежит право распоряжения предоставленным в пользование жилым помещением. Согласно ст. 67 ЖК РФ наймодатель наделен рядом полномочий по вселению в занимаемое жилое помещение других лиц, сдаче его в поднаем, поселению временных жильцов, осуществлению обмена, а также иных полномочий, предусмотренных как ЖК РФ, так и другими федеральными законами.

Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности независимо от того, предоставлена ли им жилая площадь одновременно с нанимателем или они вселены в качестве членов семьи нанимателя впоследствии.

К членам семьи нанимателя ст. 69 ЖК РФ относит проживающих с ним совместно супруга, детей и родителей. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя по договору социального найма жилого помещения, если они вселены нанимателем в качестве членов семьи и ведут с ним общее хозяйство. Иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя по договору социального найма жилого помещения в исключительных случаях в судебном порядке.

Иные лица, которые по закону могут быть признаны в исключительном случае членами семьи нанимателя, - это прежде всего неусыновленные дети мужа или жены нанимателя, их родители, лицо, находящееся с нанимателем в фактически брачных отношениях.

В силу ст. 70 ЖК РФ вселение нанимателем своего супруга, детей и родителей производится с согласия в письменной форме членов его семьи, в том числе временно отсутствующих. Вселение других лиц производится с письменного согласия членов семьи нанимателя, в том числе отсутствующих, и наймодателя. Наймодатель может запретить вселение граждан в качестве проживающих совместно с нанимателем членов семьи, если после их вселения общая площадь жилого помещения на одного члена семьи составит менее учетной нормы. В случае же вселения к родителям их несовершеннолетних детей не требуется согласия членов семьи нанимателя и наймодателя.

Призванный регулировать гражданско-правовые отношения сторон, договор социального найма жилого помещения, во-первых, должен быть составлен в письменной форме, во-вторых, все члены семьи нанимателя должны быть внесены в текст договора.

Вселение в жилое помещение новых членов семьи нанимателя также требует внесения изменений в ранее заключенный договор социального найма жилого помещения (ч. 2 ст. 70 ЖК РФ).

По своей природе письменное согласие о вселении нового лица в качестве члена семьи на жилую площадь нанимателя представляет собой гражданско-правовую сделку (договор), направленную на изменение жилищных прав нанимателя и членов его семьи. Завершение этой сделки и ее документальное оформление норма ч. 2 ст. 70 ЖК РФ в императивном порядке связывает с внесением изменений в ранее заключенный договор социального найма.

Исходя из общих положений гражданского права, относящихся к заключению и форме договоров, можно полагать, что именно с момента внесения изменений в договор социального найма возникает право на жилое помещение нового члена семьи.
4.2. Выселение из жилых помещений,

занимаемых по договору социального найма
1) Выселение с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения.

Жилищный кодекс РФ (ст. 85) предусматривает выселение с предоставлением гражданам другого благоустроенного жилья в случаях:

сноса дома, в котором находится жилое помещение;

перевода жилого помещения в нежилое;

признания жилого помещения непригодным для проживания;

изменения жилого помещения (значительное уменьшение или увеличение) в результате капитального ремонта дома либо утраты помещения в связи с этими работами.

Остановимся подробнее на каждом из перечисленных случаев.

Выселению с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения подлежат граждане, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу.

Решение о сносе дома принимают органы государственной власти или органы местного самоуправления (ст. 86 ЖК РФ).

Снос домов осуществляется главным образом в связи с государственными или муниципальными нуждами; как правило, когда имеет место отвод земельного участка.

Предоставление жилого помещения гражданам, подлежащим выселению в связи со сносом дома, осуществляют органы, принявшие решение о сносе жилого дома (ст. 86 ЖК РФ).

Выселяемым предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

Согласно ч. 1 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст. ст. 86 - 88 ЖК РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.

Следовательно, законом установлены определенные требования к жилому помещению, которое предоставляется в связи со сносом дома.

Из изложенного следует, что поскольку жилое помещение гражданам предоставляется не в связи с улучшением жилищных условий, а в связи со сносом дома, то предоставляемое жилье должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, без учета обстоятельств, влияющих на улучшение жилищных условий. При этом граждане, которым предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если у них не отпали основания состоять на таком учете (ст. 55 ЖК РФ). (Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за IV квартал 2005 г.)

Выселению с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения подлежат граждане, если занимаемые ими жилые помещения переводятся в нежилые.

Перевод жилого дома, жилого помещения в нежилое обычно связан с передачей его для государственных, муниципальных нужд; с необходимостью размещения бытовых, торговых организаций, специализированных служб и т.д.

Условия и порядок перевода жилого помещения в нежилое определены ст. ст. 22 - 24 ЖК РФ. Так, перевод квартиры в многоквартирном доме в нежилое помещение допускается только в случаях, если такая квартира расположена на первом этаже дома или выше первого этажа, если помещение, расположенное под переводимым помещением, не является жилым (ст. 22 ЖК РФ).

Перевод жилого помещения в нежилое осуществляется органом местного самоуправления независимо от принадлежности жилищного фонда.

Другое благоустроенное жилье предоставляет наймодатель помещения, которое переводится в нежилое (ст. 87 ЖК РФ).

Выселению с предоставлением другого благоустроенного жилья подлежат граждане, если занимаемое жилое помещение признано непригодным для проживания. Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции утверждено Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47.

Непригодность жилых домов для проживания является следствием естественного износа, природных условий, бесхозяйственного содержания дома.

Признание жилых помещений непригодными для проживания находится в компетенции:

органа государственной власти Российской Федерации в отношении жилищного фонда Российской Федерации (п. 12 ст. 12 ЖК РФ);

органа государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении жилищного фонда субъекта Российской Федерации (п. 6 ст. 13 ЖК РФ);

органа местного самоуправления в отношении муниципального жилищного фонда (п. 8 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ).

Другое благоустроенное жилье предоставляет наймодатель жилого помещения, признанного непригодным для проживания (ст. 87 ЖК РФ).

Выселению с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения подлежат граждане, если при проведении капитального ремонта или реконструкции дома занимаемые ими жилые помещения в этом доме: не могут быть сохранены; уменьшатся настолько, что граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (ст. 51 ЖК РФ); увеличатся настолько, что общая площадь жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления (ст. 50 ЖК РФ).

Вопросам предоставления гражданам другого благоустроенного жилья в связи с выселением по рассмотренным выше основаниям посвящена ст. 89 ЖК РФ. Согласно этой статье предоставляемое жилое помещение должно обладать следующими признаками:

быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта;

быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению;

отвечать установленным требованиям;

находиться в черте данного населенного пункта.

В части требований к жилому помещению следует обратиться к ст. 15 ЖК РФ. Что касается благоустроенности жилого помещения, то уровень его не должен быть ниже уровня благоустроенности данного населенного пункта.

Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнаты в коммунальной квартире, он соответственно имеет право на получение квартиры или жилого помещения, состоящего из того же числа комнат в коммунальной квартире (ч. 2 ст. 89 ЖК РФ).
2) Выселение с предоставлением другого жилого помещения.

В соответствии со ст. 90 ЖК РФ наниматель и члены его семьи, если они без уважительных причин не вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в течение более 6 месяцев, могут быть выселены в судебном порядке.

Данная статья предусматривает выселение с предоставлением другого жилья по договору социального найма; требования о его благоустройстве законодатель не предусматривает. Предоставляемое помещение должно соответствовать размеру жилого помещения, установленному для вселения граждан в общежитие, т.е. из расчета не менее 6 кв. м жилой площади на одного человека.

Расторжение договора может иметь место в случае, если неуплата является длящейся без перерыва в течение 6 месяцев. Если же она прерывается уплатой, надо полагать, основания к расторжению договора утрачены.

Статья 90 ЖК РФ не содержит положения о том, что жилое помещение, предоставляемое в связи с выселением, должно быть указано в решении суда. Вместе с тем это необходимо. В решении суда должно быть названо конкретное жилое помещение, которое предоставляется гражданину в связи с выселением.

Применение ст. 90 ЖК РФ является затруднительным в части определения, что следует считать уважительными причинами неоплаты жилья и коммунальных услуг. Видимо, уважительными можно признать продолжительную болезнь, бесконечные задержки выплаты заработной платы и т.п. Следует отметить, что помимо выселения к нанимателю может быть применено правило ч. 14 ст. 155 ЖК РФ о взимании пени.
3) Выселение без предоставления другого жилого помещения.

Статьей 91 ЖК РФ установлено, что выселение без предоставления другого жилья производится в случаях, если наниматель и (или) члены его семьи:

используют жилое помещение не по назначению;

систематически нарушают права и законные интересы соседей;

бесхозяйственно обращаются с жилым помещением, допуская его разрушение.

Рассмотрим каждый из перечисленных случаев.

Жилые помещения предназначены для проживания граждан, и основное требование Жилищного кодекса РФ - использование жилья в соответствии с его назначением. Нельзя, например, приспосабливать жилые помещения под офисы, подсобные помещения.

В то же время ч. 2 ст. 17 ЖК РФ допускает использование жилого помещения, наряду с проживанием, для профессиональной или индивидуальной предпринимательской деятельности на условиях, установленных указанной статьей Кодекса.

Согласно ст. 17 ЖК РФ пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей. Статья 1 ЖК РФ устанавливает, что, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, граждане не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.

Нарушение прав и законных интересов соседей может выразиться, в частности, в антиобщественном (аморальном) поведении нанимателя или членов его семьи, т.е. в поведении, противоречащем общепризнанным правилам поведения.

Правило о выселении в случаях, если наниматель или члены его семьи разрушают или портят жилище, вытекает из обязанности граждан использовать жилое помещение по назначению; соблюдать правила пользования этим помещением; бережно относиться к санитарно-техническому и иному оборудованию, проводить текущий ремонт жилого помещения (ст. 67 ЖК РФ).

Статья 91 ЖК РФ устанавливает в качестве условий выселения лиц, виновных в разрушении или порче жилого помещения, систематический характер таких нарушений и принятие к виновному мер предупреждения, которые оказались безрезультатными.

По данному вопросу Верховным Судом РФ дано следующее разъяснение.

Поскольку закон не требует какой-либо определенной формы, в которой собственником либо наймодателем должно быть выражено предупреждение, то в случае возникновения спора по поводу выселения граждан по основаниям, предусмотренным ч. 2 ст. 35 ЖК РФ и ч. 1 ст. 91 ЖК РФ (использование ж.п. не по назначению, бесхозяйственное обращение), в суд могут быть представлены любые доказательства, которые свидетельствуют как о нарушениях, допущенных гражданами в отношении жилых помещений, так и о том, что виновные граждане предупреждены о необходимости устранить такие нарушения. (Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за I квартал 2006 г.)

К случаям выселения, предусмотренным ст. 91 ЖК РФ, следует отнести и последствия самовольного переустройства и (или) самовольной перепланировки жилого помещения. Согласно ч. 5 ст. 29 ЖК РФ, если самовольно перепланированное жилье не будет приведено в прежнее состояние, суд может расторгнуть договор найма. Представляется возможным классифицировать этот случай как причинение существенного вреда жилому помещению и, следовательно, применять выселение по ст. 91 ЖК РФ.

Выселению в соответствии со ст. 91 ЖК РФ подлежат лица, виновные в нарушении правил пользования жилым помещением.

Следует отметить, что расторжение договора социального найма по указанным основаниям возможно, если семья бесхозяйственно обращается с жильем, допуская его разрушение, либо если претензии о нарушении прав и интересов соседей можно адресовать семье в целом.

Если же нарушителем является конкретное лицо (наниматель, член его семьи), то выселению подлежит только это лицо. При этом договор социального найма продолжает действовать в отношении всех остальных его участников.

Выселение в судебном порядке возможно (в случаях, предусмотренных ст. 91 ЖК РФ) по требованию наймодателя или других заинтересованных лиц.

Верховным Судом РФ в отношении круга лиц, имеющих право обращаться в суд с иском о выселении, дано следующее разъяснение.

К заинтересованным относятся лица, чьи права нарушаются неправомерными действиями нанимателя и (или) проживающих совместно с ним членов его семьи.

В частности, при систематическом нарушении прав и законных интересов соседей в суд с иском о выселении граждан, которые своим поведением делают невозможным для других проживание с ними в одном доме, может обратиться любой житель дома, чьи права нарушаются неправомерными действиями другого жильца этого же дома.

Кроме того, согласно п. 5 Положения о Государственной жилищной инспекции в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.09.94 N 1086, органы Государственной жилищной инспекции осуществляют контроль за использованием жилищного фонда; за соблюдением правил пользования жилыми помещениями.

Учитывая изложенное, органы государственной жилищной инспекции также вправе обратиться в суд с иском о выселении нанимателя и (или) проживающих совместно с ним членов его семьи при нарушении ими правил пользования жилым помещением, ведущем к разрушению такого жилого помещения. (Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за IV квартал 2005 г.)

Согласно ч. 2 ст. 91 ЖК РФ без предоставления жилья выселяются лица, лишенные родительских прав, если их совместное проживание с детьми, в отношении которых они лишены родительских прав, признано судом невозможным.

Член жилищного кооператива, не выплативший полностью паевой взнос и исключенный из кооператива в связи с грубым неисполнением своих обязанностей без уважительных причин, обязан освободить жилье в 2-месячный срок с момента своего исключения. В случае отказа освободить жилье добровольно он и члены его семьи выселяются в судебном порядке без предоставления другого жилья (ст. 133 ЖК РФ).





Похожие:

Вопросы реализации положений жилищного кодекса РФ органами местного самоуправления iconО мерах по реализации на территории города саратова положений жилищного...
Федерации, федеральными законами от 6 октября 2003 г. N 131-фз "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской...

Вопросы реализации положений жилищного кодекса РФ органами местного самоуправления iconПриказ от 25 февраля 2005 г. N 17 об утверждении методических рекомендаций...
В целях методического обеспечения реализации органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления...

Вопросы реализации положений жилищного кодекса РФ органами местного самоуправления iconОтветы на вопросы, заданные 6 марта 2008 года на зональном семинаре...
«Организационно-правовые вопросы деятельности органов местного самоуправления в рамках реализации Федерального закона от 06. 10....

Вопросы реализации положений жилищного кодекса РФ органами местного самоуправления iconСтатья Сельское поселение и его статус
Устав устанавливает вопросы местного значения, формы и порядок непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения,...

Вопросы реализации положений жилищного кодекса РФ органами местного самоуправления iconОб утверждении административного регламента по реализации органами...
Белгородской области от 29. 05. 2015 г. №115 «Об утверждении типовых административных регламентов по реализации органами местного...

Вопросы реализации положений жилищного кодекса РФ органами местного самоуправления iconМетодические рекомендации по реализации органами местного самоуправления...
Методические рекомендации органам местного самоуправления Воронежской области по организации библиотечного обслуживания населения,...

Вопросы реализации положений жилищного кодекса РФ органами местного самоуправления iconМетодические рекомендации по реализации органами местного самоуправления...
Разъяснение некоторых понятий, определяющих полномочия органов местного самоуправления в сфере архивного дела

Вопросы реализации положений жилищного кодекса РФ органами местного самоуправления iconМетодические рекомендации для органов местного самоуправления по...
Жилищного кодекса Российской Федерации и п п. 3-4 ч. 3 ст. 1 Закона города Москвы от 11. 07. 2012 №39 «О наделении органов местного...

Вопросы реализации положений жилищного кодекса РФ органами местного самоуправления iconРозничной продажи алкогольной продукции органами местного самоуправления в республике алтай
Полномочия по предоставлению государственной услуги осуществляются органами местного самоуправления в Республике Алтай (далее лицензирующий...

Вопросы реализации положений жилищного кодекса РФ органами местного самоуправления iconО реализации отдельных положений Закона Краснодарского края от 29 декабря 2008 года
Во исполнение Закона Краснодарского края от 29 декабря 2008 года №1655-кз "О порядке ведения органами местного самоуправления учета...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск