Ответы на вопросы, заданные 6 марта 2008 года на зональном семинаре Организационно-правовые вопросы деятельности органов местного самоуправления в рамках


Скачать 91.64 Kb.
НазваниеОтветы на вопросы, заданные 6 марта 2008 года на зональном семинаре Организационно-правовые вопросы деятельности органов местного самоуправления в рамках
ТипДокументы
filling-form.ru > Договоры > Документы
Ответы на вопросы, заданные 6 марта 2008 года на зональном семинаре «Организационно-правовые вопросы деятельности органов местного самоуправления в рамках реализации Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в Черемшанском муниципальном районе по порядку уплаты водного налога.

Кто является плательщиком водного налога.
Ответ.

Согласно пункту 1 статьи 333.8 главы 25.2 «Водный налог» Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) плательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Водным кодексом Российской Федерации, вступившим в силу с 1 января 2007 года (далее - Водный кодекс), отменена система лицензирования пользования поверхностными водными объектами.

Так, согласно статьям 9 - 11 Водного кодекса, право пользования поверхностными водными объектами приобретается на основании договора водопользования или решения о предоставлении водных объектов в пользование, то есть в рамках договорных гражданских правоотношений. В соответствии со статьей 20 Водного кодекса за пользование водным объектом на основании договора взимается плата неналогового характера. В связи с этим пунктом 2 статьи 12 Федерального закона от 03.06.2006 N 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» статья 333.8 Кодекса дополнена пунктом, согласно которому не признаются плательщиками водного налога организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, соответственно заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса.

Однако следует отметить, что данные положения Водного кодекса и Кодекса относятся к пользованию поверхностными водными объектами. Что касается пользования подземными водными объектами, то после вступления в силу Водного кодекса нормативная база взимания водного налога в отношении такого водопользования не изменилась, поскольку на основании части 3 статьи 9 Водного кодекса право пользования подземными водными объектами физические и юридические лица приобретают по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.

Таким образом, пользование подземными водными объектами является объектом обложения водным налогом, а водопользователи, осуществляющие данный вид водопользования, являются плательщиками водного налога в соответствии с главой 25.2 "Водный налог" Кодекса на основании лицензий на право пользования недрами в целях добычи подземных вод, выданных как до 1 января 2007 года, так и после этого срока.

Каков порядок уплаты водного налога?
Ответ.

Согласно ст. 20 ВК РФ договором водопользования предусматривается плата за пользование водным объектом или его частью. Ставки, а также порядок расчета и взимания такой платы устанавливаются в зависимости от собственника водного объекта соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. На федеральном уровне действуют Постановление Правительства от 30 декабря 2006 года N 876 "О ставках платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности" и Постановление Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2006 года N 764 "Об утверждении Правил расчета и взимания платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности".

Водный налог согласно действующей редакции НК РФ и соответствующим нормативным актам уплачивается лишь при осуществлении лицензируемого специального и (или) особого водопользования. При пользовании водным объектом на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование взимается не водный налог, а плата за пользование водным объектом, которая относится по своей природе и в соответствии с законодательным определением к неналоговым платежам.

Объекты налогообложения водным налогом установлены в статье 333.9 НК РФ. К ним относятся четыре вида водопользования:

1) забор воды из водных объектов;

2) использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;

3) использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;

4) использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях.

В данной статье также установлены виды водопользования, не признаваемые объектами налогообложения, а именно:

1) забор из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы, а также термальных вод;

2) забор воды из водных объектов для обеспечения пожарной безопасности, а также для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;

3) забор воды из водных объектов для санитарных, экологических и судоходных попусков;

4) забор морскими судами, судами внутреннего и смешанного (река - море) плавания воды из водных объектов для обеспечения работы технологического оборудования;

5) забор воды из водных объектов и использование акватории водных объектов для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов;

6) использование акватории водных объектов для плавания на судах, в том числе на маломерных плавательных средствах, а также для разовых посадок (взлетов) воздушных судов;

7) использование акватории водных объектов для размещения и стоянки плавательных средств, размещения коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для осуществления деятельности, связанной с охраной вод и водных биологических ресурсов, защитой окружающей среды от вредного воздействия вод, а также осуществление такой деятельности на водных объектах;

8) использование акватории водных объектов для проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, а также геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ;

9) использование акватории водных объектов для размещения и строительства гидротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, воднотранспортного, водопроводного и канализационного назначения;

10) использование акватории водных объектов для организованного отдыха организациями, предназначенными исключительно для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей;

11) использование водных объектов для проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений;

12) особое пользование водными объектами для обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства;

13) забор воды из водных объектов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища), полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан;

14) забор из подземных водных объектов шахтно-рудничных и коллекторно-дренажных вод;

15) использование акватории водных объектов для рыболовства и охоты.

Налоговая база по водному налогу определяется налогоплательщиком в соответствии со ст. 333.10 НК отдельно в отношении каждого водного объекта, а в случае, когда в отношении водного объекта установлены различные налоговые ставки, - отдельно применительно к каждой налоговой ставке. Для каждого вида водопользования, признаваемого объектом налогообложения, установлен особый порядок исчисления налоговой базы:

Так, при заборе воды из водных объектов

налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период.

При этом объем забранной воды определяется

- на основании показаний водоизмерительных приборов, отражаемых в журнале первичного учета использования воды;

- при отсутствии водоизмерительных приборов - исходя из времени работы и производительности технических средств;

- при невозможности определения объема забранной воды исходя из времени работы и производительности технических средств - исходя из норм водопотребления;

Здесь также отметим, что в соответствии с существующей практикой федеральных арбитражных судов можно сделать вывод о том, что исчисление и уплата водного налога не зависит от фактического использования водного объекта, а связывается с наличием соответствующей лицензии на водопользование. Так, в Постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 июня 2006 года по делу N А26-7577/2005-213 суд указывает, что фактическое использование водных объектов без соответствующей лицензии и заключенного договора не является основанием для начисления и уплаты водного налога. Понятие водопользования непосредственно связано с получением лицензии, и лишь наличие соответствующей лицензии обуславливает обязанность налогоплательщика уплатить водный налог. В Постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 31 октября 2006 года по делу N А05-6480/2006-33 суд также обращает внимание на разницу между понятиями "использование водных объектов" и "водопользование". В первом случае речь идет о фактическом использовании, а во втором - о наличии специального разрешения (лицензии). Таким образом, даже если налогоплательщик фактически не использует водный объект, но имеет лицензию, он обязан уплатить налог исходя из площади предоставленного ему в пользование водного пространства.

Налоговым периодом по водному налогу в соответствии со ст. 333.11 НК РФ признается квартал.

Налоговые ставки по водному налогу, установленные в ст. 333.12 НК РФ, определяются исходя из вида водопользования, которое является объектом налогообложения. Кроме того, налоговые ставки дифференцируются в зависимости от бассейнов рек, озер морей, а также экономических районов, в пределах которых осуществляется тот или иной вид водопользования.

Все налоговые ставки твердые (специфические), то есть установлены в абсолютной величине в рублях за единицу измерения налоговой базы. Как было отмечено выше, ставки водного налога установлены в расчете на налоговый период - квартал. Существует, однако, одно исключение: при использовании акватории водных объектов, за исключением сплава древесины в плотах и кошелях, ставки водного налога указаны в расчете на год. Следовательно, налог в данном случае будет исчисляться как одна четвертая суммы налога, исчисленной по годовой налоговой ставке.

В п. 3 ст. 333.12 НК РФ установлена единая ставка водного налога при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения: 70 рублей за 1 тыс. куб. м воды, забранной из водного объекта. Важно отметить, что пятикратное увеличение налоговых ставок при заборе воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования для водоснабжения населения не предусмотрено в НК РФ. Такая позиция получила закрепление в письме Федеральной налоговой службы от 11 мая 2005 г. N 21-3-05/32.

Порядок исчисления водного налога установлен ст. 333.13 НК РФ. Сумма налога исчисляется налогоплательщиком самостоятельно как произведение налоговой базы и соответствующей налоговой ставки. Общая сумма налога будет определяться путем сложения исчисленных таким образом сумм налога в отношении всех видов водопользования.

Порядок и сроки уплаты водного налога определены в ст. 313.14 НК РФ. Общая сумма налога уплачивается налогоплательщиком по местонахождению объекта налогообложения в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. В соответствии со ст. 333.15 НК РФ налогоплательщик должен представить налоговую декларацию в налоговый орган по месту нахождения объекта налогообложения в срок, установленный для уплаты налога. Порядок представления налоговой декларации по водному налогу разъяснен, в частности, в письме Федеральной налоговой службы от 5 июля 2005 года N 21-3-05/42@ "О порядке представления налоговой декларации по водному налогу". Форма и порядок заполнения налоговой декларации по водному налогу установлены Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 3 марта 2005 года N 29н "Об утверждении формы налоговой декларации по водному налогу и порядка ее заполнения".

Особенности постановки на учет налогоплательщика водного налога освещены в письме Федеральной налоговой службы от 2 июня 2005 года N 09-2-04/2348 "По вопросу постановки на учет (учета) в налоговых органах налогоплательщиков водного налога". Поскольку постановка на учет осуществляется в связи с получением лицензий на водопользование, выдача которых прекращена, представляется, что подробное изучение данного вопроса в настоящее время неактуально.

В каких случаях не требуется получение лицензии на добычу подземных вод?
Ответ.

Согласно пункту 1.3 Инструкции Роскомнедра от 14.04.1994 г. по применению «Положения о порядке лицензирования пользования недрами» к участкам недр, предоставляемым для добычи подземных вод, а также других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных (зарегистрировано в Минюсте РФ 26 мая 1994 г. № 583) не требуется оформление лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод из первого от поверхности водоносного горизонта на тех участках, где он не является и не может являться источником централизованного водоснабжения, а используется или может быть использован только для удовлетворения нужд землевладельцев (землепользователей) в воде хозяйственно-питьевого и (или) технического назначения и если отбор подземных вод из него осуществляется с помощью простейших водозаборных сооружений (копаные и забивные колодцы, малодебитные скважины, каптажи небольших родников).

Это относится и к использованию недр для водоснабжения индивидуальных приусадебных участков, небольших фермерских хозяйств, садовых участков и других мелких объектов.

Соответствие участков недр указанным выше условиям для каждого конкретного региона устанавливается территориальными подразделениями Роскомнедра совместно с органами государственной власти субъектов федерации и местного самоуправления. Дополнительные условия, при которых не требуется оформление лицензии (величина предельного отбора подземных вод, размеры земельных участков для водоснабжения которых используются подземные воды т.д.), определяются аналогичным образом.

Похожие:

Ответы на вопросы, заданные 6 марта 2008 года на зональном семинаре Организационно-правовые вопросы деятельности органов местного самоуправления в рамках iconВопросы и ответы по организации местного самоуправления
Типовые вопросы и ответы, связанные с реализацией Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской...

Ответы на вопросы, заданные 6 марта 2008 года на зональном семинаре Организационно-правовые вопросы деятельности органов местного самоуправления в рамках iconВопросы по паспортизации заданные на семинаре 31. 10. 2008 г
Справочник тбо. Акх панфилова, М. 2001 г. – в котором указан ориентировочный состав данного отхода?

Ответы на вопросы, заданные 6 марта 2008 года на зональном семинаре Организационно-правовые вопросы деятельности органов местного самоуправления в рамках icon1. организационные вопросы
Органы местного самоуправления в городе Москве образованы в соответствии с Законом города Москвы от 6 ноября 2002 года №56 (в ред...

Ответы на вопросы, заданные 6 марта 2008 года на зональном семинаре Организационно-правовые вопросы деятельности органов местного самоуправления в рамках iconПостановление от 21 марта 2017 года №21 о правилах аккредитации журналистов...
Фз «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», от 06. 10. 2003...

Ответы на вопросы, заданные 6 марта 2008 года на зональном семинаре Организационно-правовые вопросы деятельности органов местного самоуправления в рамках iconОтветы на вопросы плательщиков страховых взносов, заданные во время...
Рф по Свердловской области проводило интернет-конференцию, посвященную предоставлению отчетности в пфр. Пользователи сайта «Консультант...

Ответы на вопросы, заданные 6 марта 2008 года на зональном семинаре Организационно-правовые вопросы деятельности органов местного самоуправления в рамках iconСтатья Сельское поселение и его статус
Устав устанавливает вопросы местного значения, формы и порядок непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения,...

Ответы на вопросы, заданные 6 марта 2008 года на зональном семинаре Организационно-правовые вопросы деятельности органов местного самоуправления в рамках iconНекоммерческие организации Вопросы и ответы
Раскрываются понятия и признаки некоммерческих организаций, особенности государственной регистрации и контроль деятельности некоммерческих...

Ответы на вопросы, заданные 6 марта 2008 года на зональном семинаре Организационно-правовые вопросы деятельности органов местного самоуправления в рамках iconВ (районную/городскую) прокуратуру (по месту нахождения органа власти)...
Российской Федерации о доступе к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также нарушения...

Ответы на вопросы, заданные 6 марта 2008 года на зональном семинаре Организационно-правовые вопросы деятельности органов местного самоуправления в рамках iconВ (районную/городскую) прокуратуру (по месту нахождения органа власти)...
Российской Федерации о доступе к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также нарушения...

Ответы на вопросы, заданные 6 марта 2008 года на зональном семинаре Организационно-правовые вопросы деятельности органов местного самоуправления в рамках iconВ (районную/городскую) прокуратуру по месту нахождения органа власти) Заявитель
Российской Федерации о доступе к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, законодательства...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск