ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ
И.И. РОДИОНОВ
ВЕНЧУРНЫЙ КАПИТАЛ В ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ
МОСКВА
2010
Оглавление
Лекция 1. Венчурный бизнес и его структура 3
1.1. Предпринимательство в условиях экономики, основанной на знаниях 3
1.1.1. Современное предпринимательство и его правила 3
1.1.2. Экономика, основанная на знаниях, и инновационная модель роста 8
1.1.3. Национальная инновационная система и венчурный капитал 18
1.2. Основные понятия венчурного бизнеса 32
1.3. Место венчурной индустрии в финансировании роста компаний 34
1.4. Роль венчурного финансирования 37
1.5. Цели индустрии прямого инвестирования в акционерный капитал 39
1.5.1. Цели инвестируемых компаний 40
1.5.1.1. Цели инвестируемых компаний и организованный фондовый рынок 40
1.5.1.2. Цели инвестируемых компаний и банки 41
1.5.1.3. Цели инвестируемых компаний и государство 42
1.5.1.4. Цели инвестируемых компаний и прочие инвесторы 42
1.5.2. Цели инвесторов 43
1.5.2.1. Отношения доверительного управления 43
1.5.2.2. Правила управления портфелем активов 45
1.5.2.3. Состав инвесторов фондов венчурных инвестиций 47
1.5.3. Цели управляющих фондами (управляющих компаний) 48
1.6. Характеристики источников венчурного капитала 49
1.6.1. Источники венчурного капитала 49
1.6.1.1. Семейные источники венчурного капитала 50
1.6.1.2. Институциональные источники венчурного капитала 51
1.7. Структурирование фондов венчурного капитала 53
1.7.1. Ограничение ответственности 53
1.7.2. Исключение дополнительного уровня налогообложения 53
1)при получении фондом дивидендов или процентов от портфельной компании или прироста стоимости капитала при выходе из инвестиций; 53
2)при осуществлении инвесторами своих инвестиций в фонд. 53
1.7.3. Пригодность для любых инвесторов 54
1.7.4. Минимальное налогообложение платы за управление фондом 54
1.7.5. Удерживаемое вознаграждение с минимальным налогообложением 54
1.7.6. Предложение об участии в фонде надлежащим инвесторам 55
1.7.7. Простота в управлении 55
1.8. Виды фондов 55
1.8.1. Самоликвидирующийся фонд 56
1.8.2. Вечнозеленый фонд 56
1.8.3. Соглашения по клубному или параллельному инвестированию 57
1.8.4. Фонды без права распоряжения 57
1.8.5. Фонды для индивидуальных инвесторов 57
1.8.6. Фонд или холдинговая компания 58
1.9. Прозрачность структуры фондов 58
1.9.1. Освобожденные (или непрозрачные) структуры 59
Если фонд зарегистрирован в оффшоре, то мала вероятность существования договора об избежании двойного налогообложения между оффшорной страной, в которой фонд зарегистрирован, и страной, в которой зарегистрирована потенциальная инвестируемая компания (либо страной, резидентами которой являются инвесторы). Таким образом, могут появиться значительные налоговые расходы в следующих случаях: страна, в которой зарегистрирована инвестируемая компания, облагает инвесторов-нерезидентов налогом на прирост капитала (при этом отсутствует договор об избежании двойного налогообложения с оффшором); в стране установлены высокие налоги на доход или на прирост капитала (которые в обычных условиях можно было бы снизить применением договора об избежании двойного налогообложения). 60
Даже когда фонд зарегистрирован в оффшорной стране, с которой есть договор об избежании двойного налогообложения, часто в этой же стране действует налог на проценты (дивиденды), распределяемые среди инвесторов. 60
Распределение средств среди инвесторов в течение срока существования фонда или даже по окончании этого срока может облагаться налогом как прибыль, а не как прирост капитала, что для некоторых инвесторов может быть неприемлемо. 60
В стране, резидентом которой является инвестор, может действовать законодательство, сходное по действию с законодательством США относительно «пассивных зарубежных инвестиционных компаний» или британского законодательства об оффшорных фондах, что может иметь неблагоприятные налоговые последствия. 60
1.9.2. Прозрачные структуры 60
1.10. Возможности избежания двойного налогообложения 61
1.11. Типичные организационно-правовые формы, используемые в развивающихся странах 62
1.11.1. Резидентная структура 62
1.11.2. Прозрачные структуры 62
1.11.2.1. Ограниченное партнерство 62
1.11.3. Непрозрачные структуры 63
1.11.3.1. Британский инвестиционный траст 63
1.11.3.2. Компании Джерси 63
1.11.3.3. Компании Кипра 63
1.11.3.4. Голландские BV 63
1.11.3.5. Прочие 63
1.11.4. Инвесторы США 64
1.11.4.1. Партнерство 64
1.11.4.2. Закон о пенсионном страховании доходов служащих 64
1.11.4.3. Налогооблагаемый доход от неосновной деятельности 64
1.11.4.4. Закон об инвестиционных компаниях 64
1.11.4.5. Контролируемая иностранная корпорация 65
1.12. Типичные сроки и условия работы фонда 65
1.12.1. Сроки 65
1.12.2. Расходы по управлению фондом 65
1.12.3. Сбор и распределение денежных средств 66
1.12.4. Управляющая компания/генеральный партнер 67
1.12.5. Организационные и иные расходы 67
1.13. Удерживаемое вознаграждение 68
1.14. Формы и типичные сроки и условия венчурных фондов в России 70
1.15. Государственно-частное партнерство в формировании и обеспечении эффективности работы венчурной индустрии 71
1.15.1. Партнерство общества и бизнеса в формировании национальной инновационной системы 73
1.15.2. Модели государственно-частного партнерства в области венчурного капитала 77
1.15.2.1. Цели и задачи государственных программ поддержки венчурного капитала 77
1.15.2.2. Модели развития венчурной индустрии и эволюция венчурной экосистемы 78
1.15.2.3. Элементы венчурной экосистемы 79
1.15.2.4. Национальные особенности венчурного бизнеса 80
1.15.2.5. Жизненный цикл развития венчурной индустрии в стране 81
1.15.2.7. Роль государства в развитии модели венчурной индустрии 82
1.15.2.8. Роль частного бизнеса в формировании венчурной экосистемы 83
1.15.3. Модели построения венчурной индустрии, применяемые в мире 84
1.15.3.1. Государственная программа SBIC 85
1.15.3.2. Государственный венчурный фонд фондов Израиля – программа Yozma 88
1.15.3.3. Государственный фонд венчурных фондов – Европейский инвестиционный фонд (EIF) 91
1.15.3.4. Государственный фонд фондов — Фонды капитала для предприятий (Enterprise Capital Funds, ECF) в Великобритании 91
1.15.3.5. Государственный фонд венчурных фондов – Программа пенсионного фонда (CRF) штата Нью-Йорк 94
1.15.3.6. Государственный фонд венчурных фондов – Инвестиционный фонд Новой Зеландии (NZVIF) 95
1.15.3.7. Государственный фонд венчурных фондов Сингапура – Институт развития TIF 96
1.15.3.8. Финляндия: государственный венчурный фонд SITRA 97
1.15.3.9. Программы государственных фондов венчурных инвестиций в Китае 98
1.15.4. Обобщение практики моделей государственной поддержки венчурного капитала и рекомендации Европейской Экономической комиссии ООН 100
Лекция 2. Процедуры работы на рынке венчурного капитала 103
2.1. Стадии венчурного инвестирования 103
2.2. Основные правила процесса венчурного инвестирования с позиций его главных участников 104
2.2.1. Инвестируемые компании 104
2.2.2. Инвесторы 104
2.2.3. Управляющие фондами венчурного капитала 105
2.2.3.1. История создания фондов в Европе 105
2.2.3.2. Возможности привлечения и подготовки сделок 107
2.2.3.3. Инвестирование 108
2.2.3.4. Оценка компании 110
2.2.3.5. Процедура тщательного изучения (due diligence) 110
2.2.3.6. Инвестиционный комитет 112
2.2.3.7. Постинвестиционное управление 112
2.2.3.8. Совет директоров 113
2.2.3.9. Другие направления 113
2.2.3.10. Управление выходом 114
2.3. Выигрыш участников венчурного рынка 115
2.3.1. Инвесторы 115
2.3.2. Инвестируемые компании 116
2.3.3. Управляющие фондами 118
2.3.4. Отношение к венчурным инвестициям со стороны общества 119
2.4. Мобилизация капитала и отношения с инвесторами фонда 123
2.4.1. Выбор инвестора 125
2.4.1.1. Позитивные факторы 125
2.4.1.2. Негативные факторы 126
2.4.1.3. Лидирующие категории инвесторов 127
2.4.2. Определение требований инвестора 131
2.4.2.1. Анализ рынка 131
2.4.2.2. Инвестиционная стратегия 134
2.4.2.3. Команда менеджеров 136
2.4.2.4. Послужной список 137
2.4.3. Создание фонда 139
2.4.4. Сроки и условия 140
2.4.4.1. Размер фонда 141
2.4.4.2. Срок жизни фонда 141
2.4.4.3. Оплата расходов по управлению 142
2.4.4.4. Удерживаемое вознаграждение 143
2.4.4.5. Минимальная доходность 143
2.4.4.6. Срок для внесения долей 144
2.4.4.7. Распределение доходов 144
2.4.4.8. Реинвестирование капитала 144
2.4.5. Запуск фонда 145
2.4.5.1. Зондирование идеи фонда 145
2.4.5.2. Подготовка информационного меморандума 146
2.4.5.3. Маркетинг фонда 146
2.4.6. Отношения с инвесторами 148
2.4.6.1. Отчеты инвесторам 149
2.4.6.2. Встречи инвесторов 149
2.4.6.3. Комитеты инвесторов 150
2.4.6.4. Тематика общения с инвесторами 150
2.5. Генерирование потока сделок 151
2.5.1. Маркетинг венчурного капитала 152
2.5.2. Ключевая информация о венчурной фирме 153
2.5.2.1. Инвестиционная стратегия 154
2.5.2.2. Репутация 154
2.5.2.3. Услуги по приращению стоимости 154
2.5.3. Методы коммуникации 155
2.5.3.1. Реклама 155
2.5.3.2. Интервью и статьи в прессе 155
2.5.3.3. Прочие печатные публикации 156
2.5.3.4. Интернет и публичные мероприятия: презентации, выставки, ярмарки 157
2.5.3.5. Личные контакты 157
2.5.4. Источники сделок 158
2.5.4.1. Неорганизованные (unsolicited) контакты 158
2.5.4.2. Прямой подход 159
2.5.4.3. Инвестиционные форумы 159
2.5.4.4. Рекомендованные сделки 159
2.5.4.5. Синдикация 160
2.5.4.6. Фонды ранних стадий 161
2.5.5. Управление потоком сделок 162
2.5.5.1. Регистрация 162
2.5.5.2. Неорганизованные контакты 163
2.5.5.3. Первое знакомство 163
2.5.5.4. Прохождение сделки по этапам рассмотрения и анализа 163
2.5.5.5. Конфиденциальность 165
2.5.5.6. Отказ от предложения 165
1.Следует избегать общих и абсолютных утверждений. Отказ со стороны данной управляющей компании вовсе не означает, что предложение вообще безнадежно. Это лишь решение конкретной команды управляющих, в условиях текущих целей инвестирования и в данной конкретной ситуации. Ведь может быть так, что все средства фонда уже полностью проинвестированы, а управляющие продолжают рассматривать предложения только лишь с целью сохранения присутствия на рынке. 165
2.Стоит говорить «нет» на как можно более ранней стадии. С ранним отказом гораздо легче согласиться, чем с тем, который приходит после длительного и интенсивного общения в ходе тщательного изучения заявки. Обе стороны сберегают столь ценное время, обсуждая самые важные, ключевые проблемы в самом начале переговоров. Компания, заинтересованная в инвестициях, может оказаться в сложном положении с наличностью и ликвидностью, если ожидаемые ею инвестиции не появятся, а иное развитие событий не предусматривалось; к тому же может возникнуть впечатление, что фонд намеренно затягивал принятие отрицательного решения, «выкручивая руки» компании. 166
3.Нужно стараться быть конструктивным и полезным предпринимателю. Если сделка не соответствует инвестиционным планам фонда, нужно подсказать предпринимателю направление развития, когда она может стать интересной для фонда или для коллег по венчурному бизнесу, банка, консультанта и т.п. Любая помощь со стороны одновременно создает фонду новые связи на будущее. 166
4.Нужно стараться не создавать фонду врагов. Многие сделки не могут состояться потому, что управляющий венчурными инвестициями не уверен в способности предпринимателя или команды топ-менеджеров компании обеспечить высокую доходность инвестированного фондом капитала. Предпринимателям, конечно же, не может нравиться, когда о них говорят такое в глаза, особенно в присутствии их собственной команды менеджеров. Задетое самолюбие может создать врага на всю жизнь. Если конструктивное обсуждение того, какие дополнительные навыки и умения необходимы в команде, чтобы компания стала эффективной, не находит отклика у предпринимателя, надо забыть об этой сделке и ее основном недостатке и попытаться найти какой-нибудь другой приличный повод для отказа от нее. 166
5.Следует обеспечить обратную связь. Если управляющий венчурным капиталом провел много времени, работая с предпринимателем и его компанией, то, наверное, они заслуживают того, чтобы фонд им все толком объяснил в случае, когда пришлось отказаться от инвестиции. Если эта сделка была кем-то рекомендована, то и референт должен получить надлежащую информацию по этому поводу. Если люди будут лучше понимать критерии, по которым управляющий венчурным капиталом принимает решения, это лишь укрепит положение на рынке как его лично, так и управляемого фонда, повысит качество потока сделок и убережет от разочарований в будущем. 166
6.Всегда стоит возвратить компании заявку на инвестирование или бизнес-план. Эти документы – собственность компании. Когда принято решение не инвестировать, все документы, особенно конфиденциальные записи и копии заявки и бизнес-планов, должны быть возвращены компании или уничтожены. Это продемонстрирует уважение к собственности предпринимателя и добавит уважения к управляющему венчурным капиталом, а вдобавок сэкономит место на его рабочем столе и в файловых папках. 167
2.5.5.7. Отчетность 167
Лекция 3. Стадии развития компании с точки зрения потребностей в венчурном финансировании 168
3.1. Стартап и первый раунд финансирования 168
3.2. Период развития, или второй раунд 169
3.3. Период экспансии, или третий раунд 169
3.4. Период роста, или четвертый раунд 169
3.5. Выкупы с использованием заемных средств 170
3.6. Ситуации, требующие реструктуризации и оздоровления фирмы 170
3.7. Частное размещение 171
3.8. Публичные предложения и первичные размещения акций (PO и IPO) 171
1. Отвечать ряду требований, выдвигаемых инвесторами публичного рынка, и прежде всего в области корпоративного управления. 174
2. Иметь в наличии пакет акций, готовый к размещению (выпущенный и соответствующим образом зарегистрированный), или по крайней мере получить согласие уже существующих акционеров на выпуск новых акций в форме решения Совета директоров о новом выпуске акций. 174
3. Выработать эффективную программу повышения ликвидности и стоимости акций на период после IPO. 174
Лекция 4. Отрасли и продукты, привлекательные для венчурного финансирования 175
4.1. Привлекательность отраслей 175
4.1.1. Привлекательные 175
4.1.2. Непривлекательные 175
4.1.3. Нейтральные 175
4.2. Специфика продукта, привлекательного для венчурного финансирования 176
4.2.1. Революционные 176
4.2.2. Инновационные 176
4.2.3. Эволюционные 176
4.2.4. Продукты-заменители 177
Лекция 5. Возможности рынка венчурного капитала 178
5.1. Наличие венчурного капитала 178
5.2. Возможности, предлагаемые предпринимателю 178
5.3. Преимущества и возможности синдикации и соинвестирования 179
5.4. Доступность венчурного инвестора 179
5.5. Объемы, на которые можно рассчитывать и которые следует запрашивать 180
5.6. Особенности локального рынка венчурного капитала (на примере России) 180
5.6.1. Фонды прямых инвестиций 180
5.6.2. Требования инвестора к компании и его пожелания 182
5.6.3. Проблемы приватизации 182
5.6.4. Преимущества сотрудничества с инвесторами 183
5.6.5. Трудности в работе компаний с венчурными или прямыми инвесторами 185
5.6.6. Условия работы инвестора в компании и правила, которыми он руководствуется 186
5.6.7. Действия компании-получателя иностранных инвестиций 187
5.6.8. Нежелательная практика отношений российских компаний с иностранными инвесторами 188
Лекция 6. Техника венчурного финансирования 189
6.1. Финансовые инструменты, используемые в венчурном финансировании 189
6.1.1. Обыкновенные акции 189
6.1.2. Привилегированные акции 189
6.1.3. Конвертируемые долговые инструменты 190
6.1.4. Комбинация нот и варрантов 190
6.2.1. Пассивный советник 191
6.2.2. Активный директор 191
Лекция 7. Отбор и анализ фондов 193
7.1. Поиск и оценка фондов, предлагающих венчурный капитал 193
7.1.1. Наличие у источника средств для инвестиций в настоящее время 194
7.1.2. Наличие у источника возможности рассмотреть заявку на инвестиции в приемлемый срок 194
7.1.3. Работает ли данный источник в той области бизнеса, для которой требуются инвестиции 194
7.1.4. Установление контактов с другими источниками 194
7.2. Проверка прошлого фонда и управляющей компании 195
7.3. Время, требуемое для привлечения венчурного капитала 196
7.4. Мифы о венчурном капитале 197
7.4.1. Миф 1: Венчурные инвесторы заинтересованы в получении контроля над компанией и диктате в управлении компанией 197
7.4.2. Миф 2: Необходимо, чтобы кто-то представил компанию венчурному фонду 197
7.4.3. Миф 3: Венчурные инвесторы заинтересованы только в новых технологических открытиях 197
7.4.4. Миф 4: Венчурные инвесторы удовлетворятся скромным доходом на инвестиции 198
7.4.5. Миф 5: Венчурные инвесторы инвестируют быстро 198
7.4.6. Миф 6: Венчурные инвесторы заинтересованы в поддержке новых идей и изобретений в области высоких технологий, а менеджмент компании имеет второстепенное значение 199
7.4.7. Миф 7: Венчурному инвестору достаточно краткой базовой информации для того, чтобы инвестировать 200
Лекция 8. Типовая сделка с использованием венчурного финансирования. Презентация компании 201
8.1. Что может заинтересовать венчурного инвестора? 201
8.2. Эффективный формат презентации 202
8.2.1. Компания 202
8.2.2. Контактное лицо 202
8.2.3. Тип бизнеса 203
8.2.4. Краткое описание компании 203
8.2.5. Продукт/услуга и конкуренция 203
8.2.6. Менеджмент 203
8.2.7. Требуемые инвестиции 203
8.2.8. Обеспечение 204
8.2.9. Использование инвестиций 204
8.2.10. Финансовые показатели 204
8.2.11. Финансовый план 204
8.2.12. Выход 205
8.3. Подготовка презентации 205
8.4. Рассылка презентации 205
8.5. Соглашение о конфиденциальности 206
8.6. Вознаграждение инвестиционному посреднику 206
Лекция 9. Типовая сделка с использованием венчурного финансирования. Запрос на инвестиции и предложения инвестору 207
9.1. Задача предложений 207
9.2. Использование инвестиционных посредников и консультантов 207
9.3. Основные требования 207
9.4. Правовые аспекты 208
9.5. Формат предложения 208
9.5.1. Резюме 209
9.5.2. Бизнес и его перспективы 209
9.5.2.1. Общее 210
9.5.2.2.Природа бизнеса 210
9.5.2.3. История бизнеса 210
9.5.2.4. Будущее бизнеса 210
9.5.2.5. Уникальность бизнеса 211
9.5.2.6. Продукт или услуга 211
9.5.2.7. Потребители или покупатели продукта или услуги 211
9.5.2.8. Отрасль или рынок 211
9.5.2.9. Конкуренция 212
9.5.2.10. Маркетинг и продажи 212
9.5.2.11. Производство 212
9.5.2.12. Производственный процесс 213
9.5.2.13. Труд (рабочие и служащие) 213
9.5.2.14. Поставщики 213
9.5.2.15. Субподрядчики 213
9.5.2.16. Производственное оборудование 213
9.5.2.17. Производственные здания и сооружения 214
9.5.2.18. Патенты и торговые марки 214
9.5.2.19. НИР 214
9.5.2.20. Судебные процессы 214
9.5.2.21. Законодательство и государственное регулирование 214
9.5.2.22. Конфликт интересов 215
9.5.2.23. Портфель заказов 215
9.5.2.24. Страхование 215
9.5.2.25. Налоги 215
9.5.2.26. Корпоративная структура 215
9.5.2.27. Публикации о компании 216
9.5.3. Менеджмент 216
9.5.3.1. Директоры и руководители 216
9.5.3.2. Ключевые работники 216
9.5.3.3. Порядочность и честность 217
9.5.3.4. Система поощрений 217
9.5.3.5. Опционы на акции 217
9.5.3.6. План опционов на акции 217
9.5.3.7. Основные акционеры 217
9.5.3.8. Трудовые соглашения 217
9.5.3.9. Конфликт интересов 218
9.5.3.10. Консультанты, аудиторы, юристы, банки и др. 218
9.5.4. Потребности в финансировании 218
9.5.4.1. Предложения по финансированию 219
9.5.4.2. Структура капитала 220
9.5.4.3. Обеспечение финансирования 220
9.5.4.4. Гарантии 220
9.5.4.5. Условия 220
9.5.4.6. Отчетность 221
9.5.4.7. Использование инвестиций 221
9.5.4.8. Доля инвестора 221
9.5.4.9. Стоимость компании и размывание акционерного капитала 221
9.5.4.10. Вознаграждения, связанные с инвестициями 221
9.5.4.11. Участие инвестора в деятельности компании 221
9.5.5. Риски (факторы риска) 222
9.5.5.1. Ограниченная история операций 222
9.5.5.2. Ограниченность ресурсов 222
9.5.5.3. Ограничения опыта менеджмента 223
9.5.5.4. Неопределенность рынка 223
9.5.5.5. Неопределенность производственного проекта 223
9.5.5.6. Ликвидация бизнеса 223
9.5.5.7. Зависимость бизнеса от ключевых менеджеров 223
9.5.5.8. Потенциальные проблемы 223
9.5.5.9. Прочее 224
9.5.6. Возврат на инвестиции и выход из инвестиции 224
9.5.6.1. Первоначальное предложение акций на публичном рынке (IPO) 224
9.5.6.2. Продажа стратегическому инвестору 224
9.5.6.3. Выкуп 225
9.5.7. Анализ деятельности и прогнозы 225
9.5.7.1. Основные показатели 226
9.5.7.2. Анализ коэффициентов 227
9.5.7.3. Основные предположения при планировании 227
9.5.7.4. Финансовое состояние 227
9.5.7.5. Существенные обязательства 227
9.5.8. Финансовые отчеты 227
9.5.9. Финансовый план и прогнозы 227
9.5.10. Дополнительные материалы и приложения 228
9.6. Полнота предложений 228
9.6.1. Уникальность бизнеса и сделки 228
9.6.2. Менеджмент 229
9.6.3. Прогнозы доходности 229
9.6.4. Выход 230
9.7. Мастер-файл 230
9.8. Оформление 230
9.9. Рассылка 231
9.10. Первое «свидание» и начало переговоров 231
9.11. Синдикация 231
Лекция 10. Типовая сделка с использованием венчурного финансирования. Вопросы инвестора 233
10.1. Основные вопросы 233
10.1.1. Уникальность продукта 233
10.1.2. Менеджмент 233
10.1.3. Прогнозы и возврат на инвестиции 234
10.1.4. Выход 234
10.2. Вопросы по предложению 234
10.2.1. Резюме 234
10.2.2. Бизнес и его перспективы 234
10.2.2.1. Природа бизнеса 236
10.2.2.2. История бизнеса 236
10.2.2.3. Будущее бизнеса 236
10.2.2.4. Уникальность бизнеса 236
10.2.2.5. Продукт или услуга 237
10.2.2.6. Потребители или покупатели продукта или услуги 237
10.2.2.7. Отрасль или рынок 238
10.2.2.8. Конкуренция 239
10.2.2.9. Маркетинг 239
10.2.2.10. Производство 240
10.2.2.11. Производственный процесс 241
10.2.2.12 Труд (рабочие и служащие) 241
10.2.2.13. Поставщики 242
10.2.2.14. Субподрядчики 242
10.2.2.15. Производственное оборудование 243
10.2.2.16. Производственные здания и сооружения 243
10.2.2.17. Патенты и торговые марки 244
10.2.2.18. НИР 244
10.2.2.19. Судебные процессы 245
10.2.2.20. Законодательство и государственное регулирование 245
10.2.2.21. Конфликт интересов 245
10.2.2.22. Портфель заказов 246
10.2.2.23. Страхование 246
10.2.2.24. Налогообложение 246
10.2.2.25. Корпоративная структура 247
10.2.3. Менеджмент 247
10.2.3.1. Директора и руководители высшего звена 247
10.2.3.2. Ключевые работники 248
10.2.3.3. Порядочность и честность 248
10.2.3.4. Система поощрений 249
10.2.3.5. Опционы на акции и опционный план 249
10.2.3.6. Основные акционеры 249
10.2.3.8. Трудовые соглашения 249
10.2.3.9. Конфликт интересов 250
10.2.3.10. Консультанты, аудиторы, юристы, банки и др. 250
10.2.4. Потребности в финансировании 250
10.2.4.1. Предложения по финансированию 250
10.2.4.2. Структура капитала 252
10.2.4.3. Обеспечение заемного финансирования 253
10.2.4.4. Гарантии 253
10.2.4.5. Условия 253
10.2.4.6. Отчетность 253
10.2.4.7. Использование инвестиций 253
10.2.4.8. Доля инвестора 254
10.2.4.9. Стоимость компании и размывание акционерного капитала 254
10.2.4.10. Вознаграждения, связанные с инвестициями 254
10.2.4.11. Участие инвестора в деятельности компании 254
10.2.5. Риски 255
10.2.5.1. Ограниченная история операций 255
10.2.5.2. Ограниченность ресурсов 256
10.2.5.3. Ограничения опыта менеджмента 256
10.2.5.4. Неопределенность рынка 256
10.2.5.5. Неопределенность производственного проекта 256
10.2.5.6. Ликвидация бизнеса 257
10.2.5.7. Зависимость от ключевых менеджеров 257
10.2.5.8. Потенциальные проблемы 257
10.2.6. Возврат на инвестиции и выход из инвестиций 257
10.2.6.1. IPO 258
10.2.6.2. Продажа стратегическому инвестору 258
10.2.6.3. Выкуп 259
10.2.6.4. Возврат на инвестиции 259
10.2.7. Анализ операций и прогнозы 259
10.2.7.1. Основные показатели 259
10.2.7.2. Анализ коэффициентов 260
10.2.7.3. Основные предположения при планировании 260
10.2.7.4. Финансовое состояние 260
10.2.7.5. Существенные обязательства 260
10.2.8. Финансовые отчеты 260
10.2.9. Финансовый план и прогнозы 261
10.2.10. Дополнительные материалы и приложения 261
10.3. Первая встреча 262
10.3.1. Презентация компании и бизнеса 263
10.3.2. Кого любят и ищут венчурные инвесторы 263
10.3.2.1. Честность 264
10.3.2.2.Способность к достижению результата 264
10.3.2.3. Энергичность 265
10.3.2.4. Ум (сообразительность) 265
10.3.2.5. Знания 265
10.3.2.6. Способность к лидерству 265
10.3.2.7. Творческие способности 266
10.3.3. Чего не следует говорить 266
10.3.3.1. Большие планы 266
10.3.3.2. Отношение к бизнесу 267
10.3.3.3. Ложь 267
10.3.4. Чего не следует делать 267
10.3.4.1. Уход от ответа на вопросы, общие ответы на конкретные вопросы 268
10.3.4.2. Сокрытие существенных проблем 268
10.3.4.3. Приход на переговоры с юристом 268
10.3.4.4. Оказание давления в целях немедленного принятия решений 268
10.3.4.5. Негибкость в вопросах цен и оценок 268
10.3.5. Техника переговоров 269
Лекция 11. Типовая сделка с использованием венчурного финансирования. Встречи и переговоры по условиям сделки 270
11.1. Оценка компании венчурным инвестором 270
11.1.1. Инвестиции, сделанные предпринимателем и другими акционерами 270
11.1.2. Потенциал доходности 271
11.1.3. Риск потерь 271
11.1.4. Потребность в дополнительных средствах 272
11.1.5. Способ выхода из инвестиции 272
11.2. Оценка результатов переговоров 272
Лекция 12. Типовая сделка с использованием венчурного финансирования. Формализация условий сделки 274
1.Инвестиция венчурного капитала развития в компанию, которая уже определенное время существует, имеет доход (если не прибыль) и принадлежит в основном тем, кто этой компанией управляет. 274
2.Приватизация государственного предприятия (для чего также может потребоваться капитал развития). 274
12.1. Задачи и интересы 274
12.2. Правовые структуры 275
12.3. Оценка стоимости 275
12.4. Влияние источника финансирования на планируемую доходность 276
12.5. Принятие рисков и их последствия 277
12.6. Возможные пути выхода из инвестиции 277
12.7. Этап развития компании и тип сделки 279
12.8. Этапы развития рынка капитала 280
12.9. Методы оценки 280
12.10. Оформление результатов договоренностей 281
12.11. Письмо-обязательство, Перечень условий, Инвестиционный меморандум 282
12.11.1. Основные параметры инвестиций 282
12.11.2. Обеспечение или ценная бумага 282
12.11.3. Условия инвестиции 283
12.11.4. Представления 283
12.11.5. Условия соглашения 284
12.11.6. Правовой статус Письма-обязательства, Перечня условий или Инвестиционного меморандума 284
Лекция 13. Типовая сделка с использованием венчурного финансирования. Процедура тщательного изучения 286
13.1. Понятие «due diligence» 286
13.2. Состав процедуры тщательного изучения 287
13.2.1. Посещение офиса и/или производства 288
13.2.2. Изучение состояния бизнеса 288
13.2.2.1. Деловые справки и рекомендации 288
13.2.3. Проверка финансового состояния компании 291
13.2.4. Проверка правового положения компании 292
13.2.5. Изучение налоговой ситуации компании 292
13.2.6. Встречи и беседы с топ-менеджерами 292
13.2.7. Изучение рыночной ситуации 293
13.2.8. Исследование отрасли 294
13.2.9. Определение степени уникальности продукта 294
13.3. Проблемы 294
13.4. Фактор времени 295
13.5. Аспекты процедуры тщательного изучения 295
1.Краткое изложение предпосылок сделки и целей плана: история, существующее положение дел, концепция проекта, цели, инициаторы и главные «игроки». 295
2.Описание производимых товаров или услуг. 295
3.Описание рынков, перспектив роста, конкурентных и других влияний. 295
4.Резюме по техническим аспектам; процесс производства, риск устаревания, выбор между «сделать» или «купить». 295
5.Маркетинг и стратегия сбыта. 295
6.Организация и управление; карьеры менеджеров, планы и стратегия поиска новых кадров. 296
7.Финансовая история предприятия и планируемые оборот, прибыль, поток наличности и финансирование. 296
8.Соображения относительно собственности, структуры, долгосрочных контрактов, финансирования и выхода из инвестиции. 296
13.5.1. Предпосылки сделки 296
13.5.2. Товары или услуги 296
13.5.3. Влияние рынка, перспектив роста, конкуренции и т.д. 297
13.5.4. Технология, производство, риски устаревания, выбор между «сделать» или «купить» 298
13.5.5. Маркетинг и стратегия сбыта 300
13.5.6. Организация и менеджмент 301
13.5.7. Финансовая история и планируемые оборот, прибыль, поток наличности и финансирование 302
13.5.8. Соображения относительно собственности, структуры, долгосрочных контрактов, финансирования и выхода 303
13.5.9. Процедура тщательного изучения 304
1.Анализ бизнес-плана. 305
2.Знакомство с менеджерами компании и посещение ее офиса и производства. 305
3.Самостоятельное изучение рынков и технологий. 305
4.Решение вопроса о целесообразности сделки по результатам due diligence. 305
5.Проведение детального due diligence с привлечением внешних экспертов. 305
13.5.9.1. Анализ бизнес-плана 306
13.5.9.2. Знакомство с менеджерами и посещение производства 307
13.5.9.3. Самостоятельное изучение рынков и технологий 307
13.5.9.4. Решение вопроса о сделке по результатам процедуры тщательного изучения 308
13.5.9.5. Проведение детального тщательного изучения с привлечением внешних экспертов 309
13.6. Основные выводы 310
Лекция 14. Типовая сделка с использованием венчурного финансирования. Закрытие сделки 312
14.1. Основные юридические документы, связанные со сделкой: Кредитный договор или Договор на куплю и продажу акций, Соглашение акционеров, Изменения к Уставу 312
14.2. Процедура подписания 313
Лекция 15. Совместная работа с инвестором по повышению стоимости компании и управлению инвестициями 314
15.1. Задачи венчурного инвестора 315
15.2. Венчурный инвестор в компании 315
15.3. Участие: активное или пассивное? 316
15.4. Управление инвестициями и мониторинг компании 317
15.5. Сотрудничество 318
15.6. Политика и стратегия 320
15.7. Вовлеченность 322
15.8. Венчурный инвестор в компании 324
15.8.1. Размер инвестиций 325
15.8.2. Потребность в помощи и содействии 325
15.8.3. Готовность менеджмента следовать советам 325
15.8.4. Опыт в определенных областях работы компании 325
15.8.5. Статус ведущего инвестора в случае синдикации 326
15.8.6. Состояние компании и бизнеса, в котором она работает 326
15.8.7. Отношения с предпринимателем 326
15.8.8. Наличие времени 326
15.9. Общение 326
15.9.1. Ежемесячная финансовая и оперативная отчетность 327
15.9.1.1. Источники информации 327
15.9.1.2. Финансовая информация компании 328
15.9.1.3. Управленческая информация компании 328
15.9.1.4. Информация из других источников 329
15.9.1.5. Обработка информации 330
15.9.2. Регулярные заседания совета директоров 330
15.9.3. Регулярные встречи 331
15.9.4. Совместные проекты 332
15.9.5. Укрепление доверия 332
15.10. Приращение стоимости 333
15.11. Сигналы о неблагоприятном положении компании 334
15.11.1. Задержка платежей 334
15.11.2. Убытки 335
15.11.3. Задержка в предоставлении финансовой отчетности 335
15.11.4. Низкое качество финансовых отчетов 335
15.11.5. Существенные изменения в балансе 335
15.11.6. Недоступность предпринимателя для контакта 335
15.11.7. Воровство 335
15.11.8. Существенные корректировки отчетности 336
15.12. «Красные флажки» опасности 336
15.13. Причины проблем компании 337
15.13.1. Неадекватное финансовое управление 337
15.13.2. Недокапитализация 337
15.13.3. Факторы успешности предпринимателя 338
15.13.4. Умение решать проблемы 338
15.13.5. Способность к саморазвитию 338
15.13.6. Внутренние цели 338
15.13.7. Осознание риска потерь 338
15.13.8. Проработка будущих действий и шагов 339
15.14. Управление в условиях кризиса 339
15.14.1. Анализ ситуации 340
15.14.2. Выявление, формулирование и решение проблемы 340
15.14.2.1. Спасение компании 340
15.14.2.2. Продажа бизнеса 341
15.14.2.3. Изъятие активов 341
15.14.2.4. Банкротство 341
15.14.2.5. Ликвидация 341
Лекция 16. Выход из инвестиции и его варианты 342
16.1. Публичный рынок (IPO, PO) 342
16.1.1. Готовность к IPO и время его проведения 342
16.1.2. Аргументы за IPO и против IPO 343
16.1.3. Затраты на IPO 344
16.1.4. Подбор финансового консультанта 345
16.2. Выкуп доли в бизнесе предпринимателем 345
16.2.1. Оценка бизнеса 346
16.2.1.1. Коэффициенты доходности бизнеса 346
16.2.1.2. Балансовая стоимость (book value) 347
16.2.1.3. Оценочная стоимость (appraised value) 347
16.2.1.4. Дисконтированный поток наличности (discounted cash-flow) 347
16.2.1.5. Заранее согласованная цена (prearranged price) 347
16.3. Продажа бизнеса стратегическому инвестору (или прямая продажа) 348
16.3.1. Продажа акций 348
16.3.1.1. Продажа акций за наличные 348
16.3.1.2. Продажа акций за долговые обязательства (ноты) 348
16.3.1.3. Продажа акций за акции 349
16.3.2. Продажа активов 349
16.3.2.1. Продажа активов за наличные 349
16.3.2.2. Продажа активов за долговые обязательства 349
16.3.2.3. Продажа активов за акции 350
16.3.3. Другие формы платежа 350
16.4. Продажа доли в компании новому инвестору 350
16.4.1. Новые акционеры, корпоративные партнеры 351
16.4.2. Институциональные квалифицированные инвесторы 351
16.4.3. Венчурные инвесторы 351
16.4.4. Банки 352
16.5. Ликвидация 352
16.6. Как повысить эффективность выхода? 352
16.6.1. Планирование выхода с момента инвестирования 352
16.6.2. Сосредоточение внимания менеджмента на выходе 353
16.6.3. Какой способ выхода выбрать? 354
16.6.4. Управление бизнесом для выхода 354
16.6.5. Как заработать на прямой продаже и продаже финансовым покупателям? 354
16.7. Повышение эффективности управления выходом 356
Лекция 17. Деловая этика 357
17.1. Конфликт и приоритеты интересов 359
17.2. Использование посредников 360
17.2.1. Финансовые консультанты и аудиторы 361
17.2.2. Инвестиционные банкиры 361
17.2.3. Юристы 362
17.2.4. Независимые финансовые посредники 362
17.2.4.1. Выбор независимого финансового посредника 363
17.2.4.2. Договор с независимым финансовым посредником 364
17.2.4.3. Заключение договора 365
17.2.4.4. Расценки и платежи 366
17.3. Кумовство и блат 366
17.4. Начало инвестиций 366
17.5. Соинвестирование и синдикация 367
17.6. Принятие инвестиционных решений 367
17.7. Коммерческая тайна и защита информации 368
17.8. Работа с компанией 369
17.9. Участие в работе совета директоров 370
17.10. Мониторинг 370
17.11. Инсайдерская информация 371
17.12. Прозрачность сделок 371
17.13. Ценовой сговор и трансферные цены 371
17.14. Злоупотребления и коррупция 372
17.15. Бизнес-практика 372
1. Алипов С., Самохин В. Зарубежный венчурный капитал в России (Аналитический обзор). Аналитическая группа компании «РостИнвест» – http://www.sbras.nsc.ru/np/vyp2002/kon01.htm. 373
2.Аммосов Ю.П. Что у венчурного инвестора на уме. Незаменимых у нас есть – http://invest.rin.ru/cgi-bin/method/search_method.pl?num=480&action=full&PageIn=1&p_n=9. 374
3.Балабан А.М. Венчурное финансирование инновационных проектов. Серия: Теория и практика коммерциализации технологий. М.: АНХ, Центр коммерциализации технологий, 1999. http://www.sbn.finance.ru/obzori/obzori_1.htm. 374
4.Белокаминский В.И., Родионов И.И. Как это было? Опыт взаимодействия региональной компании электросвязи с прямым инвестором // Рынок ценных бумаг. 2002. № 2. 374
5.Бунчук М. Роль венчурного капитала в финансировании малого инновационного бизнеса. – http://www.techbusiness.ru/tb/archiv/number1/page02.htm. 374
6.Ворфоломеев А. Влияние новой технологии на стоимость компаний // Рынок ценных бумаг. 2000. №19. 374
7.Венчурное финансирование инновационных проектов. Серия: Теория и практика коммерциализации технологий. – М.: АНХ, Центр коммерциализации технологий, 1999. – 248 с. – http://www.sbn.finance.ru/obzori/obzori_1.htm. 374
8.Венчурный бизнес. Статьи. – http://business.rin.ru/cgi-bin/search.pl?razdel=40&action=article. 374
9.Венчурный капитал и прямое инвестирование в Pоссии. Сборник статей и выступлений. С.-Петербург, 2000. – На сайте Российской Ассоциации Венчурного Инвестирования – http://www.sbras.nsc.ru/np/vyp2002/kon01.htm. 374
10.Волков А.С. Инвестиционные проекты: От моделирования до реализации. М.: Вершина, 2006. 374
11.Дагаев А.А. Венчурный бизнес: Управление в условиях кризиса. // Проблемы теории и практики управления, 2003. №. 3б, С.74–80. 374
12.Дагаев А.А. Механизмы венчурного (рискового) финансирования: Мировой опыт и перспективы развития в России. – http://www.cfin.ru/press/management/1998-2/06.shtml. 374
13.Дворжак И. Кочишова Я., Прохазка П. Венчурный капитал в странах Центральной и Восточной Европы. // Проблемы теории и практики управления – http://innovbusiness.ru/content/doc-393.html. 374
14.Кастельс М. Информационная эпоха: Экономика, общество и культура. М.: ГУ ВШЭ, 2000. 374
15.Коллинз Д. От хорошего к великому: Почему одни компании совершают прорыв, а другие нет. 4-е изд. С.-Петербург: Стокгольмская школа экономики, 2005. 375
16.Коптев В., Солодов В., Левин А. Инновация и венчурный капитал – взаимодействие изобретателя и инвестора. – http://innovbusiness.ru/content/doc-105.html. 375
17.От знаний к благосостоянию: Преобразование российской науки и технологии с целью создания современной экономики, основанной на знаниях. Доклад Всемирного Банка. Апрель 2002. – http://www.opec.ru/library/article.asp?d_no=532&c_no=3&c1_no=. 375
18.Родионов И.И. Проблемы и решения // Свой бизнес, 2006. №4. 375
19.Родионов И.И. Как строить отношения с прямым инвестором // Генеральный директор. 2006. № 5. 375
20.Родионов И.И. Как вести себя во время Due Diligence // Свой бизнес. 2006. №1-2. 375
21.Родионов И.И. «Брачный» контракт»: Какую долю своей компании не опасно и выгодно продать инвестору? // Свой бизнес. 2006. №3. 375
22.Родионов И.И. Как понравиться инвесторам // Свой бизнес. 2003. №12. 375
23.Родионов И.И. 9 “Золотых” правил составления инвестиционного меморандума // Свой бизнес. 2005. № 21. 375
24.Родионов И.И. Прямой инвестор и совершенствование управления компанией // Журнал «Управление компанией» (ЖУК). 2004. № 11. 375
25.Родионов И.И., Старюк П.Ю. Управление стоимостью компании как основная задача эффективного собственника // Управление корпоративными финансами. 2006. № 2 (14) 375
26.Факторы конкурентоспособности российской экономики: Структурно-институциональный подход. М.: Институт «Восток-Запад», 2005. 375
27.Хомутский Д. Управление идеями: Как организовать процесс // Журнал «Управление компанией» (ЖУК). 2005. № 8. 375
28.Чиркова Е.В. Как оценить бизнес по аналогии. М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. 375
29.Яндиев М.И. Аналитический обзор: «Венчурный капитал в России». – http://www.humanities.edu.ru/db/msg/33589. 375
30.AVCAL Standard VCLP Deed. – http://www.avcal.com.au/ftp/resource/VCLP_200307.doc. 376
31.AVCAL Valuation Guidelines. – AVCAL. – http://www.avcal.com.au/ftp/resource/AVCAL_Valuation_Guidelines_2003.pdf. 376
32.Benchmarking European Tax and Legal Environments. – EVCA, 2002. – http://www.evca.com/images/attachments/tmpl_9_art_60_att_321.pdf. 376
33.Better Exits. – EVCA, 1997. – http://www.evca.com/images/attachments/tmpl_9_art_14_att_19.pdf. 376
34.Camp Justin J. Venture Capital Due Diligence: A Guide to Making Smart Investment Choices and Increasing Your Portfolio Returns. – John Wiley & Sons; 1st Ed. (January 18, 2002). 376
35.European Buyout Success Stories. – EVCA, Oct. 2001. – http://www.evca.com/images/attachments/tmpl_9_art_27_att_10.pdf. 376
36.European Technology Success Stories. – EVCA, 2002. Free of charge. – http://www.evca.com/images/attachments/tmpl_9_art_25_att_9.pdf. 376
37.EVCA Valuations Guidelines. – EVCA. – http://www.evca.com/pdf/EVCA%20Guidelines/Guidelines_valuation.pdf. 376
38.Foreign direct investment in the real and financial sector of industrial countries. / Ed. by Herrmann H., Lipsey R. – Berlin: Springer-Verlag, 2003. – 366 c. 376
39.Foreign direct investment: Research issues / Ed. by Bora B. – London: Routledge, 2002. – 354 c. 376
40.Management buy-outs and venture capital: Into the next millennium / Коллект. автор; Wright, M.; Robbie, K. – Cheltenham: Edward Elgar, 2000. – 354 с. 376
41.MCNALLY, K. Corporate venture capital: Bridging the equity gap in the small business sector. / McNally, K. – London: Routledge, 1997. – 256 с. 376
42.OSNABRUGGE VAN, M. Angel investing: Matching start-up funds with start-up companies: The guide for entrepreneurs, individual investors, and venture capitalists. / Osnabrugge van, M.; Robinson, R.J. – San Francisco: Jossey-Bass Publishers, 2000. – 422 с. 376
43.SHARP, G. European private equity: A practical guide for vendors, managers and entrepreneurs. / Sharp, G. – London: Euromoney; ING Barings, 2001. – 111 с. 376
44.The Economic and Social Impact of Buyouts and Buyins in Europe. – EVCA, January 2001. – http://www.evca.com/images/attachments/tmpl_9_art_11_att_334.pdf. 376
45.The Economic and Social Impact of Venture Capital in Europe. – EVCA, June 2002. – http://www.evca.com/images/attachments/tmpl_9_art_37_att_333.pdf. 377
46.TIMMONS, J.A. New Venture Creation: Entrepreneurship for the 21st Century. / Timmons, J.A. – Boston: Irwin/McGraw-Hill, 1994. – 796 с. 377
47.Venture Capital Incentives in Europe. – EVCA, October 1997. – http://www.evca.com/images/attachments/tmpl_9_art_60_att_321.pdf. 377
48.Why and how to invest in private equity. AVCAL, 01 October, 2002. – http://www.avcal.com.au. 377
49.Why & How to Invest in Private Equity. – EVCA, originally published in 2002. – February 2004 update. – http://www.evca.com/images/attachments/tmpl_9_art_34_att_104.pdf. 377
50.Wilmerding, Alex. Deal Terms: The Finer Points of Venture Capital Deal Structures, Valuations, Term Sheets, Stock Options and Getting Deals Done. – Aspatore Books, January 1, 2003. 377
51.Wilmerding, Alex. Sheets & Valuations: A Line by Line Look at the Intricacies of Venture Capital Term Sheets & Valuations. – Aspatore Books, January 1, 2003. 377
52.WRIGHT, M. Venture capital in Europe / Wright, M.; Robbie, K.; Albrighton, M.; e.a. – London: The Stationery Office, 1998. – 173 с. 377
Вопросы для оценки качества освоения дисциплины 378
|