ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Экономический факультет
Кафедра экономической теории
УТВЕРЖДАЮ
| Декан факультета
(зам. декана по учебной работе)
| ___________________
| ___________________
| «__»___________2007
| Рассмотрено и рекомендовано
| На заседании кафедры экономической теории РГУ
| Протокол №
| «___»___________2007г.
| Зав. кафедрой______________
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Образование в инновационной экономике»
для студентов специальности 08.01.01 - “Экономическая теория” Автор-составитель: кандидат экономических наук, доцент Елисеев В.Н.
Ростов-на-Дону
2007 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образование является одной из важнейших составляющих человеческого развития. Оно расширяет возможности человека в области приобретения знаний и профессиональных навыков, формирует человеческий капитал, преобразует качество жизни и служит источником экономического роста.
Более 50ти лет назад Всеобщая декларация прав человека провозгласила право на образование в качестве одного из основных прав человека. уровень образования является одной из главных составляющих индекса человеческого развития. По данному показателю Россия на протяжении многих лет относится к группе развитых стран. Это является предпосылкой успешного социально-экономического развития страны.
С учетом вышеизложенного актуальной сегодня является подготовка кадров для образовательной системы, направленной на подготовку специалистов для народного хозяйства. Данный учебно-методический комплекс является составной частью учебного плана по подготовке преподавательских кадров в области экономики. В результате изучения данного курса студенты должны:
уяснить взаимосвязь между образованием, человеческим развитием и экономическим ростом;
сформировать целостное представление о системе образования и принципах ее функционирования;
осмыслить состояние, специфику и основные тенденции системы образования России;
уяснить основные направления подготовки экономических кадров в стране и совершенствования экономического образования в целом;
ознакомиться с зарубежными моделями высшего образования.
Освоение данного учебного курса предполагает использование различных форм организации учебного процесса, а именно: лекций, семинаров, обсуждения докладов, проведение дискуссий. Итоговая форма контроля – зачет. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Учебно-тематический план курса "Образование в инновационной экономике" Объем курса (Всего часов) – 34 часа, из них: лекции – 14 часов, семинаров – 20 часов.
№
| Тема занятий
| Количество часов
| Всего
| Лекции
| Семинары
|
| Образование и развитие человека и общества
| 4
| 2
| 2
|
| Образование как отрасль человеческой деятельности
| 2
| -
| 2
|
| Система образования
| 2
| -
| 2
|
| Система образования в России
| 4
| 2
| 2
|
| Система экономического образования и человеческое развитие
| 4
| 2
| 2
|
| Экономика системы образования
| 4
| 2
| 2
|
| Образование и воспитание
| 4
| 2
| 2
|
| Управление системой образования
| 4
| 2
| 2
|
| Образование и инновационное развитие
| 4
| 2
| 2
|
| Развитие образования в условиях глобализации
| 2
| -
| 2
| Итого
| 34
| 14
| 20
|
ПРОГРАММА КУРСА
Тема 1. Образование и развитие человека и общества
1.1. Программная аннотация
Образование как процесс социализации человека. Образование и формирование человеческого потенциала. Роль образования в социально-экономическом развитии общества. Образование, культура и демократия. Образование, здоровый образ жизни и здравоохранение. Образование, интеллектуальный потенциал науки, социальная стабильность и безопасность общества. 1.2. Рекомендуемая литература
Человеческое развитие. Учебное пособие. – М.: Права человека, 2000. – Гл. 11
Основы изучения человеческого развития / Под ред. Баркалова Н.Б., Иванова С.Ф. – М., 1998
Доклад о развитии человеческого потенциала в РФ за 2006 г. – М., 2007
Марцинкевич В.И., Соболева И.В. Экономика человека: Учебное пособие для высших учебных заведений. – М., 1995
Разумова Т.О., Телешова И.Г. Образование и человеческое развитие. – М., 2000
Вифлемский А. Роль образовательного комплекса в постиндустриальном обществе // Вопросы экономики. – 2002. - № 8
Левин И. Человек и политика в "индивидуализированном обществе" // Мировая экономика и международные отношения. – 2007. - № 6
Чернявский И. Активизация человеческого потенциала как условие прогресса // Экономист. – 2007. - № 8
1.3. Семинарские занятия.
Первое занятие
Образование и формирование человеческого потенциала. Теория человеческого капитала.
Роль образования в социально-экономическом развитии общества. Основные показатели развития образования.
Занятие второе
Образование, культура и демократия.
Образование, интеллектуальный потенциал нации, социальная стабильность и безопасность общества. Концепция человеческого развития (ПРООН)
1.4. Темы научных докладов.
Теория человеческого капитала: предпосылки возникновения и развития.
Концепция человеческого развития.
Измерение человеческого развития.
Образование и устойчивое развитие общества.
Гуманизация образования и человеческое развитие.
1.5. Контрольные вопросы по теме.
Охарактеризуйте образование как процесс социализации личности?
Назовите основные показатели развития образования?
Почему образование включено в качестве важной составляющей индекса человеческого развития?
Ранжируйте страны по ИЧР и по индексу достигнутого уровня образования?
Ранжируйте страны по показателю доли расходов на высшее образование и по показателям охвата высшим образованием всей системы образования?
Существует ли зависимость между достигнутым уровнем образования и гос. расходами на образование на душу населения?
В чем состоит отличие теории человеческого капитала от конкуренции человеческого развития?
Тема 2. Образование как отрасль человеческой деятельности.
2.1. Программная аннотация
Образование и его функции. Виды образования. История развития образования. Принципы образовательной политики. Институты современного образования. Участники образовательного процесса. Организация образовательного процесса и его технологии. Качество образования и уровень человеческого развитии. Самообразование. 2.2. Рекомендуемая литература.
Человеческое развитие. Учебное пособие. – М., 2000. – Гл. 11
Степашко Л.А. Философия и история образования. Учебное пособие для высших учебных заведений. – М., 1999
Игнатова Н. Образование взрослого человека в современном мире // Альма-матер (Вестник высшей школы). – 2005. - № 9
Карпов А. Система научного образования молодежи // Высшее образование в России // Высшее образование в России. – 2005. - № 12
Купавцев А. Деятельностная альтернатива в образовании // Педагогика. – 2005. - № 10
Овечкин В. Образование в условиях изменяющейся культурно-технологической среды // Педагогика. – 2005. - № 10
Левин И. Человек и политика в "индивидуализированном обществе" // Мировая экономика и международные отношения. – 2007. - № 6
2.3. Семинарские занятия
Занятие первое
Образование как вид человеческой деятельности. Функции и современные принципы образования.
История развития образования.
Занятие второе
Виды современного образования. Участники образовательного процесса, его технологии и результаты. Самообразование.
2.4.Темы научных докладов.
Основные этапы развития образования.
Педагогическое образование: современные вызовы.
Современная мировая практика подготовки педагогических кадров.
Качество образования и человеческое развитие.
2.5. Контрольные вопросы по теме.
Каковы основные задачи и функции образования?
Охарактеризуйте основные функциональные модели образования?
Тождественны ли понятия "образование" и "обучение"?
Какого рода знания и навыки должны получать ученики начальных, средних и старших классов школы, ВУЗов?
Назовите основные принципы современной образовательной политики?
Какую главную цель призвана решать современная школа: готовить молодежь к поступлению в ВУЗы, к овладению рабочими профессиями или растить интеллектуальных и культурных людей любой профессии?
Тема 3. Система образования.
3.1. Программная аннотация
Система образования и ее составляющие. Образовательные программы и стандарты. Образовательные учреждения и органы управления. Принципы функционирования системы образования: общедоступность, право личности на свободное развитие, гуманистический характер, светский характер образования, фундаментальность, непрерывность, мобильность. Характер системы образования. 3.2. Рекомендуемая литература.
Человеческое развитие. Учебное пособие. – М., 2000. – Гл. 11
Ильин В. Высшая школа в современной России: пути выхода из кризиса // Высшее образование в России. – 2005. - № 11
Овечкин В. Образование в условиях изменяющейся культурно-технологической среды // Педагогика. – 2005. - № 10
Хибовская Е.А. Ориентация молодежи в сфере образования // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения: Информационный бюллетень. – 1995. - № 5
Рубчевский К. Модернизация высшего образования: очевидны ли цели? // Высшее образование сегодня. – 2005. - № 12
Рублева Л. Многоуровневая система подготовки // Высшее образование в России. – 2005. - № 12
Пороховский А. Эффективность Экономического образования // Вопросы экономики. – 2006. - № 7
Политикообразующая функция высшего образования в современном мире // Мировая экономика и международные отношения. – 2006. - № 10
3.3. Семинарские занятия.
Занятие первое
Компоненты системы образования и их взаимосвязь. Характер системы образования.
образовательные программы и стандарты.
Занятие второе
Принципы функционирования системы образования и их применение.
Образовательные учреждения и органы управления в системе образования.
3.4. Темы научных докладов.
Ориентация молодежи в сфере образования.
Смена парадигмы образования – от поддерживающего к опережающему.
Применение современных образовательных технологий в учебном процессе.
Студент – субъект образовательного процесса.
Дистанционное обучение как форма индивидуализации учебного процесса.
3.5. Контрольные вопросы по теме.
Охарактеризуйте систему образования и ее основные компоненты?
Перечислите основные принципы функционирования системы образования?
Чем определяется характер системы образования в обществе?
Назовите основные показатели, характеризующие состояние и динамику развития системы образования?
Что обозначает "светский характер" образования в государственных образовательных учреждениях?
Назовите основные образовательные учреждения системы образования и их функции?
Тема 4. Система образования в России
4.1. Программная аннотация
История развития системы отечественного образования. Достоинства и недостатки советской системы образования. Реформы в истории образовательной системы страны. Современное состояние отечественной системы образования: тенденции и противоречия. Институты образовательной системы. Основные направления реформирования системы образования. Законы РФ об образовании. Становление новой системы образования и мировое образовательное пространство. Образовательная парадигма в классическом университете. 4.2. Рекомендуемая литература
Человеческое развитие. Учебное пособие. – М., 2000. – Гл. 11
Разумова Т.О., Телешова И.Г. Образование и человеческое развитие. – М., 2000
Федеральный Закон РФ "Об образовании" // Поиск. – 2006. - № 5 (871)
Федеральный Закон "О высшем и послевузовском образовании" // Вестник образования в России. – 2006. - № 2
Национальная доктрина образования в РФ // Официальные документы в образовании. – 2006. - № 1
Балыхин Г. Федеральная целевая программа развития образования: новаторские решения на перспективу 2006-2010 гг // Высшее образование сегодня. – 2005. - № 12
Бермус А. Российское педагогическое образование в контексте Болонского процесса // Педагогика. – 2005. - № 10
Жураковский В., Федоров И. Модернизация высшего образования: проблемы и пути их решения // Высшее образование в России. – 2006. - № 1
Белокрылова О.С. Концептуальные основы виртуального образования / Современные образовательные технологии и проблемы становления личности специалиста // Материалы научно-методической конференции. Часть 1. – Ростов-на-Дону, 2000
Мискоров Д. Национальные приоритеты образования // Платное образование. – 2006. - № 1-2
Кузьмина А. Потенциал рабочей силы и рынок образовательных услуг // Вопросы экономики. – 2007. - № 1
4.3.Семинарское занятие
Занятие первое
Достоинства и недостатки советской системы образования. Реформы в истории образовательной системы страны.
Современное состояние отечественной системы образования: тенденции и показатели развития.
Занятие второе
Основные направления реформирования системы образования в РФ.
Образовательная парадигма в классическом университете.
4.4. Темы научных докладов:
История развития системы отечественного образования.
Организация советской системы образования.
Становление новой системы образования и мировое образовательное пространство.
Качество образования как конкурентный товар высшей школы.
Концептуальные основы виртуального образования.
Перспективы классического университетского образования.
4.5. Контрольные вопросы:
Каковы основные достижения советской системы образования?
Чем была обусловлена необходимость совершенствования системы образования в России в начале 90х годов?
Каковы основные направления реформирования системы образования в России?
Назовите основные тенденции в динамике развития системы образования?
Дальнейшее развитие какого уровня или типа образования необходимо с точки зрения потребностей экономики России ?
|