Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Образование в инновационной экономике»


Скачать 316.04 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «Образование в инновационной экономике»
страница1/3
ТипУчебно-методический комплекс
filling-form.ru > Туризм > Учебно-методический комплекс
  1   2   3


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Экономический факультет

Кафедра экономической теории

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета

(зам. декана по учебной работе)

___________________

___________________

«__»___________2007

Рассмотрено и рекомендовано

На заседании кафедры экономической теории РГУ

Протокол №

«___»___________2007г.

Зав. кафедрой______________



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Образование в инновационной экономике»


для студентов специальности 08.01.01 - “Экономическая теория”
Автор-составитель: кандидат экономических наук, доцент Елисеев В.Н.

Ростов-на-Дону

2007
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Образование является одной из важнейших составляющих человеческого развития. Оно расширяет возможности человека в области приобретения знаний и профессиональных навыков, формирует человеческий капитал, преобразует качество жизни и служит источником экономического роста.

Более 50ти лет назад Всеобщая декларация прав человека провозгласила право на образование в качестве одного из основных прав человека. уровень образования является одной из главных составляющих индекса человеческого развития. По данному показателю Россия на протяжении многих лет относится к группе развитых стран. Это является предпосылкой успешного социально-экономического развития страны.

С учетом вышеизложенного актуальной сегодня является подготовка кадров для образовательной системы, направленной на подготовку специалистов для народного хозяйства. Данный учебно-методический комплекс является составной частью учебного плана по подготовке преподавательских кадров в области экономики. В результате изучения данного курса студенты должны:

  • уяснить взаимосвязь между образованием, человеческим развитием и экономическим ростом;

  • сформировать целостное представление о системе образования и принципах ее функционирования;

  • осмыслить состояние, специфику и основные тенденции системы образования России;

  • уяснить основные направления подготовки экономических кадров в стране и совершенствования экономического образования в целом;

  • ознакомиться с зарубежными моделями высшего образования.

Освоение данного учебного курса предполагает использование различных форм организации учебного процесса, а именно: лекций, семинаров, обсуждения докладов, проведение дискуссий. Итоговая форма контроля – зачет.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Учебно-тематический план курса "Образование в инновационной экономике" Объем курса (Всего часов) – 34 часа, из них: лекции – 14 часов, семинаров – 20 часов.



Тема занятий

Количество часов

Всего

Лекции

Семинары



Образование и развитие человека и общества

4

2

2



Образование как отрасль человеческой деятельности

2

-

2



Система образования

2

-

2



Система образования в России

4

2

2



Система экономического образования и человеческое развитие

4

2

2



Экономика системы образования

4

2

2



Образование и воспитание

4

2

2



Управление системой образования

4

2

2



Образование и инновационное развитие

4

2

2



Развитие образования в условиях глобализации

2

-

2

Итого

34

14

20


ПРОГРАММА КУРСА

Тема 1. Образование и развитие человека и общества

1.1. Программная аннотация

Образование как процесс социализации человека. Образование и формирование человеческого потенциала. Роль образования в социально-экономическом развитии общества. Образование, культура и демократия. Образование, здоровый образ жизни и здравоохранение. Образование, интеллектуальный потенциал науки, социальная стабильность и безопасность общества.
1.2. Рекомендуемая литература

  1. Человеческое развитие. Учебное пособие. – М.: Права человека, 2000. – Гл. 11

  2. Основы изучения человеческого развития / Под ред. Баркалова Н.Б., Иванова С.Ф. – М., 1998

  3. Доклад о развитии человеческого потенциала в РФ за 2006 г. – М., 2007

  4. Марцинкевич В.И., Соболева И.В. Экономика человека: Учебное пособие для высших учебных заведений. – М., 1995

  5. Разумова Т.О., Телешова И.Г. Образование и человеческое развитие. – М., 2000

  6. Вифлемский А. Роль образовательного комплекса в постиндустриальном обществе // Вопросы экономики. – 2002. - № 8

  7. Левин И. Человек и политика в "индивидуализированном обществе" // Мировая экономика и международные отношения. – 2007. - № 6

  8. Чернявский И. Активизация человеческого потенциала как условие прогресса // Экономист. – 2007. - № 8


1.3. Семинарские занятия.

Первое занятие

  1. Образование и формирование человеческого потенциала. Теория человеческого капитала.

  2. Роль образования в социально-экономическом развитии общества. Основные показатели развития образования.

Занятие второе

  1. Образование, культура и демократия.

  2. Образование, интеллектуальный потенциал нации, социальная стабильность и безопасность общества. Концепция человеческого развития (ПРООН)


1.4. Темы научных докладов.

  1. Теория человеческого капитала: предпосылки возникновения и развития.

  2. Концепция человеческого развития.

  3. Измерение человеческого развития.

  4. Образование и устойчивое развитие общества.

  5. Гуманизация образования и человеческое развитие.


1.5. Контрольные вопросы по теме.

  1. Охарактеризуйте образование как процесс социализации личности?

  2. Назовите основные показатели развития образования?

  3. Почему образование включено в качестве важной составляющей индекса человеческого развития?

  4. Ранжируйте страны по ИЧР и по индексу достигнутого уровня образования?

  5. Ранжируйте страны по показателю доли расходов на высшее образование и по показателям охвата высшим образованием всей системы образования?

  6. Существует ли зависимость между достигнутым уровнем образования и гос. расходами на образование на душу населения?

  7. В чем состоит отличие теории человеческого капитала от конкуренции человеческого развития?



Тема 2. Образование как отрасль человеческой деятельности.

2.1. Программная аннотация

Образование и его функции. Виды образования. История развития образования. Принципы образовательной политики. Институты современного образования. Участники образовательного процесса. Организация образовательного процесса и его технологии. Качество образования и уровень человеческого развитии. Самообразование.
2.2. Рекомендуемая литература.

  1. Человеческое развитие. Учебное пособие. – М., 2000. – Гл. 11

  2. Степашко Л.А. Философия и история образования. Учебное пособие для высших учебных заведений. – М., 1999

  3. Игнатова Н. Образование взрослого человека в современном мире // Альма-матер (Вестник высшей школы). – 2005. - № 9

  4. Карпов А. Система научного образования молодежи // Высшее образование в России // Высшее образование в России. – 2005. - № 12

  5. Купавцев А. Деятельностная альтернатива в образовании // Педагогика. – 2005. - № 10

  6. Овечкин В. Образование в условиях изменяющейся культурно-технологической среды // Педагогика. – 2005. - № 10

  7. Левин И. Человек и политика в "индивидуализированном обществе" // Мировая экономика и международные отношения. – 2007. - № 6


2.3. Семинарские занятия

Занятие первое

  1. Образование как вид человеческой деятельности. Функции и современные принципы образования.

  2. История развития образования.

Занятие второе

  1. Виды современного образования. Участники образовательного процесса, его технологии и результаты. Самообразование.


2.4.Темы научных докладов.

  1. Основные этапы развития образования.

  2. Педагогическое образование: современные вызовы.

  3. Современная мировая практика подготовки педагогических кадров.

  4. Качество образования и человеческое развитие.


2.5. Контрольные вопросы по теме.

  1. Каковы основные задачи и функции образования?

  2. Охарактеризуйте основные функциональные модели образования?

  3. Тождественны ли понятия "образование" и "обучение"?

  4. Какого рода знания и навыки должны получать ученики начальных, средних и старших классов школы, ВУЗов?

  5. Назовите основные принципы современной образовательной политики?

  6. Какую главную цель призвана решать современная школа: готовить молодежь к поступлению в ВУЗы, к овладению рабочими профессиями или растить интеллектуальных и культурных людей любой профессии?



Тема 3. Система образования.

3.1. Программная аннотация

Система образования и ее составляющие. Образовательные программы и стандарты. Образовательные учреждения и органы управления. Принципы функционирования системы образования: общедоступность, право личности на свободное развитие, гуманистический характер, светский характер образования, фундаментальность, непрерывность, мобильность. Характер системы образования.
3.2. Рекомендуемая литература.

  1. Человеческое развитие. Учебное пособие. – М., 2000. – Гл. 11

  2. Ильин В. Высшая школа в современной России: пути выхода из кризиса // Высшее образование в России. – 2005. - № 11

  3. Овечкин В. Образование в условиях изменяющейся культурно-технологической среды // Педагогика. – 2005. - № 10

  4. Хибовская Е.А. Ориентация молодежи в сфере образования // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения: Информационный бюллетень. – 1995. - № 5

  5. Рубчевский К. Модернизация высшего образования: очевидны ли цели? // Высшее образование сегодня. – 2005. - № 12

  6. Рублева Л. Многоуровневая система подготовки // Высшее образование в России. – 2005. - № 12

  7. Пороховский А. Эффективность Экономического образования // Вопросы экономики. – 2006. - № 7

  8. Политикообразующая функция высшего образования в современном мире // Мировая экономика и международные отношения. – 2006. - № 10


3.3. Семинарские занятия.

Занятие первое

  1. Компоненты системы образования и их взаимосвязь. Характер системы образования.

  2. образовательные программы и стандарты.

Занятие второе

  1. Принципы функционирования системы образования и их применение.

  2. Образовательные учреждения и органы управления в системе образования.


3.4. Темы научных докладов.

  1. Ориентация молодежи в сфере образования.

  2. Смена парадигмы образования – от поддерживающего к опережающему.

  3. Применение современных образовательных технологий в учебном процессе.

  4. Студент – субъект образовательного процесса.

  5. Дистанционное обучение как форма индивидуализации учебного процесса.


3.5. Контрольные вопросы по теме.

  1. Охарактеризуйте систему образования и ее основные компоненты?

  2. Перечислите основные принципы функционирования системы образования?

  3. Чем определяется характер системы образования в обществе?

  4. Назовите основные показатели, характеризующие состояние и динамику развития системы образования?

  5. Что обозначает "светский характер" образования в государственных образовательных учреждениях?

  6. Назовите основные образовательные учреждения системы образования и их функции?



Тема 4. Система образования в России

4.1. Программная аннотация

История развития системы отечественного образования. Достоинства и недостатки советской системы образования. Реформы в истории образовательной системы страны. Современное состояние отечественной системы образования: тенденции и противоречия. Институты образовательной системы. Основные направления реформирования системы образования. Законы РФ об образовании. Становление новой системы образования и мировое образовательное пространство. Образовательная парадигма в классическом университете.
4.2. Рекомендуемая литература

  1. Человеческое развитие. Учебное пособие. – М., 2000. – Гл. 11

  2. Разумова Т.О., Телешова И.Г. Образование и человеческое развитие. – М., 2000

  3. Федеральный Закон РФ "Об образовании" // Поиск. – 2006. - № 5 (871)

  4. Федеральный Закон "О высшем и послевузовском образовании" // Вестник образования в России. – 2006. - № 2

  5. Национальная доктрина образования в РФ // Официальные документы в образовании. – 2006. - № 1

  6. Балыхин Г. Федеральная целевая программа развития образования: новаторские решения на перспективу 2006-2010 гг // Высшее образование сегодня. – 2005. - № 12

  7. Бермус А. Российское педагогическое образование в контексте Болонского процесса // Педагогика. – 2005. - № 10

  8. Жураковский В., Федоров И. Модернизация высшего образования: проблемы и пути их решения // Высшее образование в России. – 2006. - № 1

  9. Белокрылова О.С. Концептуальные основы виртуального образования / Современные образовательные технологии и проблемы становления личности специалиста // Материалы научно-методической конференции. Часть 1. – Ростов-на-Дону, 2000

  10. Мискоров Д. Национальные приоритеты образования // Платное образование. – 2006. - № 1-2

  11. Кузьмина А. Потенциал рабочей силы и рынок образовательных услуг // Вопросы экономики. – 2007. - № 1


4.3.Семинарское занятие

Занятие первое

  1. Достоинства и недостатки советской системы образования. Реформы в истории образовательной системы страны.

  2. Современное состояние отечественной системы образования: тенденции и показатели развития.

Занятие второе

  1. Основные направления реформирования системы образования в РФ.

  2. Образовательная парадигма в классическом университете.


4.4. Темы научных докладов:

  1. История развития системы отечественного образования.

  2. Организация советской системы образования.

  3. Становление новой системы образования и мировое образовательное пространство.

  4. Качество образования как конкурентный товар высшей школы.

  5. Концептуальные основы виртуального образования.

  6. Перспективы классического университетского образования.


4.5. Контрольные вопросы:

  1. Каковы основные достижения советской системы образования?

  2. Чем была обусловлена необходимость совершенствования системы образования в России в начале 90х годов?

  3. Каковы основные направления реформирования системы образования в России?

  4. Назовите основные тенденции в динамике развития системы образования?

  5. Дальнейшее развитие какого уровня или типа образования необходимо с точки зрения потребностей экономики России ?



  1   2   3

Похожие:

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Образование в инновационной экономике» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «информационные системы в экономике»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Образование в инновационной экономике» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Учет на предприятиях малого бизнеса»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Образование в инновационной экономике» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Данный учебно-методический комплекс разработан для студентов дневного отделения факультета коррекционной педагогики, обучающихся...

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Образование в инновационной экономике» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Данный учебно-методический комплекс (умк) разработан для студентов 4-5 курсов очной формы обучения по направлению: 050100. 62 Педагогическое...

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Образование в инновационной экономике» iconУчебно-методический комплекс по практикам предназначен для обучающихся...
Учебно-методический комплекс учебной практики утвержден на заседании кафедры Психологии, педагогики и социально-гуманитарных дисциплин...

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Образование в инновационной экономике» iconПояснительная записка Цели и задачи дисциплины (модуля) Целью изучения...
Григорьев М. В. Информационные системы в экономике. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 02....

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Образование в инновационной экономике» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Торговый маркетинг»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Образование в инновационной экономике» iconУчебно-методический комплекс дисциплины в. Од. 8 Практическая грамматика английского языка
Б-4041, 44. 03. 05, Педагогическое образование (профиль образование в области иностранных языков), зачёт

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Образование в инновационной экономике» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «антикризисное управление»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Образование в инновационной экономике» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «хозяйственное право»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск