Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»
Методические материалы мастер-класса на тему
«Экономические основы
управления многоквартирным домом»
Москва – 2011
содержание
введение 4
1. Основы управления Многоквартирным домом 5
2. СОСТАВ ОбщеГО имуществА в многоквартирном доме 19
Согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", если застроенные территории не разделены на земельные участки, границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, определяются в проектах планировки территорий и проектов межевания территорий. Согласно ч. 1 ст. 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры, установленных проектами планировки территорий. 43
3. отношения собственности в системе управления многоквартирными домами 48
4. Способы управления многоквартирными домами 63
рекомендуемая литература 72
введение Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации собственники жилых помещений должны осуществлять в своих интересах управление эксплуатацией жилых домов при минимальном вмешательстве органов власти. Вовлечение собственников в управление своей недвижимостью призвано повысить их ответственность за её состояние. Такой взгляд на проблему определяет объективную необходимость разработки и практического применения инновационного механизма управления многоквартирным домом, предусматривающего коренные изменения организационных схем и экономических отношений между органами исполнительной власти, ресурсоснабжающими, подрядными, управляющими организациями и собственниками жилых и нежилых помещений. Реализация основных положений Жилищного кодекса Российской Федерации требует разработки скоординированной системы мероприятий, направленных на формирование мотивации деятельности участников жилищных отношений на достижение целей реформирования.
Настоящие методические указания разработаны в целях методического обеспечения функционирования системы управления многоквартирным домом, адекватной задачам реформирования жилищно-коммунального хозяйства применительно к условиям рыночной экономики
1. Основы управления Многоквартирным домом Среди важнейших направлений социально-экономических преобразований в России особое место занимает реформирование и развитие жилищной сферы, создающей необходимые условия для жизнедеятельности человека. Проводимые реформы обеспечили переход от планово-административных методов регулирования к рыночным механизмам. Если до 1990 года многоквартирные дома являлись неделимыми объектами недвижимости, а собственником многоквартирного дома выступало только одно лицо – государство либо юридическое лицо, которые выстраивали систему управления не конкретным домом, а подведомственным им жилищным фондом в целом, то в настоящее время неотъемлемой частью отношений в жилищной сфере стали такие базовые понятия как право собственности на жилье, а также рынок жилой недвижимости.
С введением Закона Российской Федерации от 04.07.1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» государственный и муниципальный жилищный фонд в части многоквартирных домов перестал находиться в собственности одного лица. Данный закон предоставил право гражданам Российской Федерации на добровольной основе получить занимаемые ими жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде в собственность. В соответствии с этим законом граждане становились не только собственниками квартиры, но и совладельцами либо пользователями внеквартирного инженерного оборудования и мест общего пользования. Постепенно менялась и система управления: были разделены функции заказчика и подрядчика (исполнителя) жилищно-коммунальных услуг, обособилась функция управления жилой недвижимостью, на рынке появились частные организации – сначала подрядные, потом управляющие, вместо системы дотирования жилищно-коммунальных предприятий была введена система жилищных субсидий низкодоходным семьям для оплаты жилищных и коммунальных услуг, введены субсчета по каждому многоквартирному дому для перечисления на эти счета платежей граждан и иных средств на оплату жилья и коммунальных услуг, что позволяет собственникам и управляющим компаниям принимать обоснованные решения о составе и объемах работ по ремонту и содержанию многоквартирного дома, в т.ч. по капитальному ремонту.
Введение в действие Жилищного кодекса РФ, по сути, создало предпосылки для перехода от управления жилищным фондом в целом к пообъектному управлению жилой недвижимостью. В своем классическом понимании принцип пообъектного управления включает:
пообъектное формирование объектов недвижимого имущества;
пообъектную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
пообъектную оценку недвижимости;
учет локальных особенностей управления объектами недвижимости;
координацию общегородской политики в сфере недвижимости единым городским органом.
В соответствии с этим принципом, основным объектом управления является отдельный объект недвижимости – юридически обособленная часть недвижимости, состоящая из одного земельного участка и всех прочно связанных с ним объектов и (или) частей таких объектов, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно. Такой тип управления подразумевает возможность индивидуального подхода к разработке способов управления конкретным имущественным объектом, в нашем случае – многоквартирным домом (рисунок 1).
Обратимся к действующему законодательству. Согласно Жилищному кодексу Российской Федерации многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Это же определение содержится в Законе города Москвы от 27 января 2010 года №2 «Основы жилищной политики города Москвы». Отличительной чертой многоквартирного дома является то, что
Рисунок 1 – Структура многоквартирного дома многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме.
Конструктивно многоквартирный дом состоит из совокупности помещений, выделенных в натуре, имеющих титульных собственников, и помещений, входящих в состав общего имущества. Помещения, выделенные в натуре, разделяются по функциональному назначению на жилые и нежилые помещения.
Жилые помещения предназначены только для проживания граждан. Подробная характеристика жилых помещений дается в статье 11 Закона города Москвы от 27 января 2010 года №2 «Основы жилищной политики города Москвы». Так, к жилым помещениям в городе Москве относятся:
1) жилой дом, т.е. индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, а также часть жилого дома;
2) квартира – структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении, а также часть квартиры.
Особым жилым помещением признана коммунальная квартира - квартира, обеспечивающая возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в многоквартирном доме и помещениям общего пользования в квартире, состоящая из нескольких жилых помещений (комнат), в которой проживают два и более пользователя и (или) собственника, не являющихся членами одной семьи, на основании отдельных договоров социального найма, найма, безвозмездного пользования, заключенных с городом Москвой в отношении отдельных жилых помещений в квартире (комнат), или на основании права собственности на отдельные жилые помещения в квартире (комнаты);
3) комната – часть жилого дома или квартиры, в том числе коммунальной, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.
К помещениям общего пользования в квартире отнесены помещения вспомогательного использования, в том числе кухня, внутриквартирный коридор, передняя, санитарно-гигиенические помещения, иные подсобные помещения. Порядок использования помещений общего пользования в коммунальной квартире устанавливается соглашением граждан, проживающих в данной квартире, а при недостижении согласия - судом.
Несмотря на то что жилые помещения, по определению, предназначены для проживания граждан, в отдельных случаях допускается их использование для осуществления индивидуальной предпринимательской, профессиональной деятельности проживающими в них гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должны отвечать жилые помещения.
Помещения, предназначенные для постоянного проживания, должны быть благоустроены применительно к условиям города Москвы, отвечать санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям федерального и городского законодательства. Благоустроенность жилого помещения определяется наличием коммунальных удобств (электроснабжение, водопровод, канализация, отопление, ванна или душ, газовая или электрическая плита, горячее водоснабжение или газовая колонка).
Граждане и юридические лица должны соблюдать правила пользования жилыми помещениями, выполнять санитарно-гигиенические, экологические, архитектурно-градостроительные, противопожарные и эксплуатационные требования, предусмотренные федеральным законодательством и законодательством города Москвы, и выполнять свои обязанности по использованию и сохранности жилых помещений.
В многоквартирных домах могут находиться не только жилые, но и нежилые помещения, которые не предназначены для проживания граждан и не могут быть отнесены к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме. Это помещения, предназначенные для размещения дошкольных учреждений, учреждений здравоохранения и социального обеспечения, досугового назначения, управления, проектирования, информации, связи и коммунального хозяйства, предприятий торговли, питания, бытового обслуживания и иных нужд непромышленного характера, размещение которых допускается в многоквартирных домах. Как и в случае с жилыми помещениями, пользование этими помещениями осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в данных домах граждан, санитарно-гигиенических, экологических, архитектурно-градостроительных, противопожарных и эксплуатационных требований.
Собственник нежилого помещения (уполномоченное им лицо) вправе обратиться с заявлением в уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы об изменении целевого назначения нежилого помещения и о переводе его в жилое. Рассмотрение этих вопросов, подготовка протоколов о переводе нежилого помещения в жилое осуществляются Городской межведомственной комиссией по использованию жилищного фонда города Москвы. Решение комиссии утверждается уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы - Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы.
Для перевода нежилых помещений в жилые существует два ограничения. Перевод невозможен, если, во-первых, право собственности на нежилое помещение обременено правами физических и (или) юридических лиц (например, в силу договоров ипотеки, аренды и т.п.); во-вторых, если нежилое помещение не отвечает установленным для жилых помещений требованиям или нельзя обеспечить его соответствие этим требованиям.
Законодательство допускает и перевод жилого помещения в нежилое. Перевод квартиры в многоквартирном доме в нежилое помещение допускается только в случаях, если такая квартира расположена на первом этаже или выше первого этажа, но помещения, расположенные непосредственно под квартирой, переводимой в нежилое помещение, не являются жилыми. Собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо) вправе обратиться в службу «одного окна» Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы с заявлением об изменении целевого назначения жилого помещения и о переводе его в нежилое. Рассмотрение этих вопросов, подготовка протоколов о переводе жилого помещения в нежилое осуществляются Городской межведомственной комиссией по использованию жилищного фонда города Москвы. Решение комиссии утверждается Департаментом.
В отдельных случаях жилое помещение может быть признано непригодным для проживания. Выявление таких помещений, независимо от их формы собственности, является обязанностью уполномоченных органов исполнительной власти города Москвы. С заявлением о признании помещения непригодным для проживания могут обращаться не только собственники, но и граждане, не являющиеся собственниками, постоянно проживающие в таком помещении. Рассмотрение вопросов, подготовка актов, заключений о признании жилых помещений непригодными для проживания осуществляются межведомственными комиссиями административных округов города Москвы. Решение комиссии утверждается Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы. Признанные непригодными для проживания жилые помещения переводятся в нежилые либо подлежат капитальному ремонту, реконструкции.
Вопросы переустройства и (или) перепланировки также регламентируются на федеральном и городском уровне. Действующее законодательство не допускает переустройство и (или) перепланировку жилого помещения, ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, ухудшению внешнего вида фасадов, повреждению или порче противопожарных устройств, затрудняющие доступ к инженерным коммуникациям и отключающим устройствам.
Самовольные переустройство и (или) перепланировка жилого помещения также не допускаются. Лицо, самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее жилое помещение, несет ответственность, предусмотренную федеральным законодательством и законодательством города Москвы. Не только собственники, но и граждане, занимающие жилые помещения по договорам социального найма, найма, безвозмездного пользования, которые самовольно произвели переустройство и (или) перепланировку, обязаны привести его в прежнее состояние. Жилое помещение, самовольно переустроенное и (или) перепланированное, может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии на основании решения суда, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан и это не создает угрозу их жизни или здоровью. Споры, возникающие в связи с переустройством и (или) перепланировкой жилого помещения, разрешаются в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством города Москвы.
Функции уполномоченного органа по приему и рассмотрению в режиме "одного окна" заявок от граждан и юридических лиц с последующей выдачей им разрешения (или обоснованного отказа в разрешении) на переустройство помещений в жилых домах и производство связанных с ним ремонтно-строительных работ выполняет Государственная жилищная инспекция города Москвы (Мосжилинспекция). Перечень работ по переустройству и перепланировке установлен Постановлением Правительства Москвы от 8 февраля 2005 г. №73-ПП «О порядке переустройства помещений в жилых домах на территории города Москвы» (таблица 1).
Этим же постановлением установлены ограничения на проведение соответствующих работ. Так, не допускается переустройство помещений, при котором:
ухудшаются условия эксплуатации дома и проживания граждан, в том числе затрудняется доступ к инженерным коммуникациям и отключающим устройствам;
переустроенное помещение или смежные с ним помещения могут быть отнесены в установленном порядке к категории непригодных для проживания;
предусматривается увеличение подсобной площади помещений за счет площади жилых комнат без изменения функционального назначения последних;
затрагиваются помещения в жилых домах, состоящие на учете штаба по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, без соответствующего разрешения начальника штаба;
нарушается прочность, устойчивость несущих конструкций здания или может произойти их разрушение;
устанавливаются отключающие или регулирующие устройства на общедомовых (общеквартирных) инженерных сетях, если пользование ими оказывает влияние на потребление ресурсов в смежных помещениях;
предусматривается ликвидация, уменьшение сечения каналов естественной вентиляции;
Таблица 1 – Состав работ по переустройству и перепланировке помещений
№ п/п
| Мероприятия (работы)
| Выполняются
| Мероприятия (работы) по перепланировке
| 1
| Разборка (полная, частичная) ненесущих перегородок (исключая межквартирные)
| по эскизу
|
| 2
| Устройство проемов в ненесущих перегородках (исключая межквартирные)
| по эскизу
|
| 3
| Устройство проемов в несущих стенах и межквартирных перегородках (при объединении помещений по горизонтали)
|
| по проекту
| 4
| Устройство проемов в перекрытиях (при объединении помещений по вертикали)
|
| по проекту
| 5
| Устройство внутренних лестниц
|
| по проекту
| 6
| Заделка дверных проемов в перегородках и несущих стенах
| по эскизу
|
| 7
| Устройство перегородок без увеличения нагрузок на перекрытия
| по эскизу
|
| 8
| Устройство перегородок (с увеличением нагрузок) и несущих стен
|
| по проекту
| 9
| Замена (установка дополнительного) инженерного оборудования (не влекущая переоборудования по всему зданию)
| по эскизу
|
| 10
| Изменение конструкции полов (с увеличением нагрузок)
|
| по проекту
| Мероприятия (работы) по переоборудованию
| 11
| Замена технологического, инженерного и сантехнического оборудования (под новое функциональное назначение помещения)
|
| по проекту
| 12
| Устройство туалетов, ванных комнат, кухонь
|
| по проекту
| 13
| Перестановка нагревательных (отопительных), сантехнических и газовых приборов (исключая перенос радиаторов в застекленные лоджии, балконы)
|
| по проекту
| 14
| Установка бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов
|
| по проекту
| 15
| Замена и (или) установка дополнительно го инженерного оборудования, увеличивающая энерго-, водопотребление, с заменой существующих или прокладкой дополнительных подводящих сетей (исключая устройство полов с подогревом от обще домовых систем водоснабжения и отопления)
|
| по проекту
| 16
| Демонтаж инженерного оборудования и|(или) подводящих сетей при условии со хранения существующих стояков холодного горячего водоснабжения и канализации
| по эскизу
|
| Реконструктивные работы
| 17
| Изменение формы оконных и наружных дверных проемов
|
| по проекту
| 18
| Ликвидация оконных и наружных дверных проемов
|
| по проекту
| 19
| Устройство оконных и наружных дверных проемов
|
| по проекту
| 20
| Изменение входов в здание
|
| по проекту
| 21
| Устройство входов в здание
|
| по проекту
| 22
| Пристройка тамбуров входов
|
| по проекту
| 23
| Ликвидация балконов, тамбуров, козырьков
|
| по проекту
| 24
| Изменение формы балконов, лоджий, тамбуров и козырьков
|
| по проекту
| 25
| Остекление лоджий и балконов
|
| по проекту
| 26
| Замена столярных элементов фасада
|
| по проекту
| 27
| Установка наружных технических средств (кондиционеров, антенн и т.п.)
|
| по проекту
| 28
| Изменение материалов и пластики внешних конструкций
|
| по проекту
| 29
| Объединение лоджий (балконов) с внут ренними помещениями
|
| по проекту и при наличии разрешения Москомархитектуры
| увеличиваются нагрузки на несущие конструкции сверх допустимых по проекту (расчету по несущей способности, по деформациям) при устройстве стяжек в полах, замене перегородок из легких материалов на перегородки из тяжелых материалов, размещении дополнительного оборудования в помещениях квартир.
Кроме того, в жилых домах типовых серий не допускается:
устройство проемов, вырубка ниш, пробивка отверстий в стенах-пилонах, стенах-диафрагмах и колоннах (стойках, столбах), а также в местах расположения связей между сборными элементами;
устройство штраб в горизонтальных швах и под внутренними стеновыми панелями, а также в стеновых панелях и плитах перекрытий под размещение электропроводки, разводки трубопроводов;
устройство дополнительных проемов в стеновых панелях смежных по высоте помещений без согласования с проектной организацией - автором проекта жилого дома или его правопреемником, а при их отсутствии - без дополнительной экспертизы.
К общему имуществу в многоквартирном доме, которое принадлежит всем собственникам жилых и нежилых помещений на праве общей долевой собственности, относятся:
помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование);
крыши;
ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции);
ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции);
механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры);
земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства;
иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Описанию правового режима, особенностей формирования и использования общего имущества посвящены следующие разделы настоящей работы.
Понимание управления как деятельности собственников помещений или уполномоченных ими организаций по эксплуатации и улучшению многоквартирного дома является слишком узким и не дает представления о всем спектре услуг по управлению, который включает и стратегический менеджмент, финансовый менеджмент, управление отношениями с клиентами, обеспечение безопасности, др.
При построении системы управления многоквартирным домом необходимо определить объект управления и субъект управления. В нашем случае объектом управления выступает многоквартирный дом, субъектом управления – собственники жилых и нежилых помещений.
Многоквартирный дом как объект управления обладает рядом особенностей.
Сложность объекта управления как объекта прав: разные составляющие многоквартирного дома могут находиться в различных формах собственности, иметь разный правовой режим и требования по управлению.
Сложность имущественного комплекса: многоквартирный дом представляет собой совокупность самостоятельных объектов недвижимости, принадлежащих различным собственникам и имущества (помещений, строений, коммуникаций, устройств), принадлежащего всем собственникам помещений на праве общей долевой собственности. Часть имущества уже разделена и находится в собственности различных лиц, а оставшаяся часть (общее имущество) неделима.
Сложность объекта управления как технической системы: необходимость инженерного менеджмента, развития особой функции управления – управление эксплуатацией и ремонтом.
Сложность объекта управления как социальной системы: среди собственников есть те, кто получил право собственности в результате приватизации, те, кто купил квартиру, вложив собственные средства, а также те, кто купил квартиру в инвестиционных целях. Кроме собственников, права на помещения в многоквартирном доме имеют наниматели, арендаторы, пользователи, др. Представители каждой группы ставят различные цели управления, поэтому необходимо развитие социального менеджмента, управления отношениями с клиентами.
Субъектом управления являются собственники жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме. Именно собственники обладают всеми полномочиями по распоряжению своим имуществом и общим имуществом многоквартирного дома, они выбирают способ управления, ставят цели управления перед ТСЖ или управляющей организацией и оценивают эффективность управления (рисунок 2). Исключение составляет случай, когда собственники сами не выбрали способ управления домом: за них решения принимают органы местного самоуправления (п. 4 ст. 161 ЖК РФ), в Москве – органы государственного управления. В этом случае проводится конкурс по выбору управляющей компании.
Рисунок 2 – Общая схема управления многоквартирным домом
Управление многоквартирным домом осуществляется в целях обеспечения: благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, решения вопросов пользования общим имуществом, а также предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, что фиксируется в договоре управления. С учетом принципа пообъектного управления, собственники могут преследовать и другие цели: сохранение потребительских свойств жилых и нежилых помещений многоквартирного дома; рост рыночной стоимости недвижимости; рост доходов от недвижимого имущества; сокращение расходов на эксплуатацию и ремонт многоквартирного дома; сохранение капитала от инфляции и др.
Особо отметим, что управление многоквартирным домом, жилые и нежилые помещения в котором принадлежат различным собственникам, может осуществляться только на основе единых условий. Собственники могут вырабатывать эти условия сами или делегировать свои права по их формированию другому лицу, которое и будет представлять интересы всех собственников при выборе и заключении договоров с управляющими компаниями.
Для собственника временные рамки управления конкретным многоквартирным домом зависят от жизненного цикла дома — с момента его постройки и до момента сноса. Для ТСЖ – это период существования самого ТСЖ, т.к. эти организации, по определению, создаются для реализации функций по управлению многоквартирным домом. Для управляющей компании эти рамки определяются сроком действия договора управления, который, в соответствии с Жилищным кодексом РФ, составляет от 1 года до 5 лет. На период действия в Москве системы бюджетных субсидий на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома целесообразным представляется срок 1 год, что связано с организацией бюджетного процесса, т.к. ставки планово-нормативных расходов устанавливаются ежегодно одновременно с принятием закона о бюджете на очередной финансовый год. С переходом на среднесрочную перспективу бюджетного планирования этот срок может увеличиться до 3 лет. Вместе с тем, интересы стратегического управления требуют максимально возможного срока действия договора управления – 5 лет, т.к. за более короткий период невозможно реализовывать капиталоемкие инвестиционные проекты, связанные с реконструкцией, надстройкой или пристройкой, ресурсосбережением, в том числе тех проектов, которые требуют привлечения кредитных ресурсов.
|