Комитет по образованию г. Улан-Удэ
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Межшкольный учебный центр г. Улан-Удэ»
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
Методическим советом ______________ __________________
Заместитель директора Директор МБОУ ДО МУЦ
По УВР г. Улан-Удэ
Макарчук Е.Н. Скворцова Е.Л.
«___»______________2015 г. «___»_______________ 2015 г. Приказ № _____
от «___»____________ 2015 г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-педагогической направленности
«ДЕЛОПРОИЗВОДИТЕЛЬ»
Возраст учащихся: 14-17 лет
Срок реализации: 2 года
Составитель:
Макарчук Елена Николаевна,
педагог дополнительного
образования
г. Улан-Удэ
2015 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Делопроизводитель» разработана на основе:
программы элективного курса «Делопроизводство и информационные технологии»
Н.В. Селивановой, Н.В. Болутанова, Л.В. Листратовой;
программы профильного курса «Машинопись и основы делопроизводства» Н.К. Лебедянцевой.
нормативно – правовых документов:
- Закон РФ «Об образовании» (от 29.12 2012 г. № 273-ФЗ с изменениями от 29.08.2015);
- Федеральный государственный образовательный стандарт ООО;
- Государственная программа РФ «Развитие образования на 2013-2020 годы». Федеральная целевая программа «Развитие дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года» (Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2012 г. № 2148-р);
- Концепция развития дополнительного образования детей РФ от 04.09.2014г. №1726-р (с изменениями от 24.04.2015г. №729-р.);
- Приказ Минобрнауки РФ от 29.08.2013 г. N1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (зарегистрировано в Минюсте РФ 27.11.2013 г. Регистрационный N 30468);
- Письмо Департамента общего образования Минобрнауки РФ от 12.05.2011 № 03-296. Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
- Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 N 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
- Письмо Минобрнауки РФ от 11 декабря 2006 № 06-1844 "О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей";
- Письмо Минобразования РФ от 20 мая 2003 № 28-51-391/16 "О реализации дополнительных образовательных программ в учреждениях дополнительного образования детей;
- СаНПИН 2.4.4.3172-14 от 04 июля 2014 г. № 41 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
- Устав МБОУ ДО МУЦ г. Улан-Удэ. Межпредметные связи с содержанием дисциплин: русский язык, информатика, психология, этика. Общие закономерности формирования учебных умений определены в исследованиях многих психологов, дидактов, физиологов. Изучение этих работ позволило взять за основу при разработке программы поэтапное, пошаговое формирование учебных приёмов, т.е. систему действий в определённой последовательности. Для организации эффективной систематической самостоятельной работы учащихся в классе и во время производственной практики предлагается дидактический материал, состоящий из следующих разделов:
задания для проведения операционной текущей проверки знаний и умений учащихся;
справочный материал;
задания для индивидуальной дополнительной работы с учащимися.
Он содержит схемы, таблицы, опорные определения, свойства, правила, образцы документов. Это позволяет учащимся самостоятельно устранять имеющиеся пробелы в знаниях и прочно усваивать текущий учебный материал. В программе учитывается следующее:
современные теории и технологии в области методики обучения и воспитания;
возрастные психолого-физиологические особенности детей;
потребности детей и социальный заказ общества.
Цель:
Овладение системой знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности – делопроизводителя, изучение смежных дисциплин, продолжения образования;
Интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мыслей, критическое мышление, интуиция, логическое мышление, способность к преодолению трудностей;
Воспитание культуры личности, отношения к выбранной профессии, понимание значимости профессии для научно-технического прогресса.
помочь ученику осознать степень своего интереса к профессии
оценить возможности овладения ею, с тем, чтобы он смог сделать
сознательный выбор в пользу дальнейшего изучения выбранной профессии;
овладение более высокой сложности знаниями для продолжения образования;
развитие интереса и склонностей к выбранной профессии через участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях;
интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для данной профессии.
В процессе теоретического обучения старшеклассники знакомятся с офисной оргтехникой перспективами развития и расширения функциональных возможностей машин, с трудовой деятельностью работников управленческого аппарата, с основами делопроизводства, вопросами профессиональной этики, с рациональной организацией работы с документами. Задачи:
направлять поэтапную, пошаговую, систематическую самостоятельную работу учащихся в классе, во время производственной практики и во время индивидуальных занятий;
акцентировать внимание на главных моментах содержания;
подготавливать усвоение нового материала путём тщательного восстановления опорных знаний и умений;
побуждать к сознательному усвоению учебного материала.
В результате изучения курса учащиеся должны знать:
требования безопасности труда на рабочем месте;
основные правила и инструкции по безопасности, комплекс физических упражнений для предупреждения переутомляемости.
устройство клавиатуры, назначение управляющих клавиш и правила работы с ними при слепом десятипальцевом методе;
правила посадки при печати, исходную позицию пальцев;
распространенные сокращения слов и правила их применения;
классификацию видов документации;
правила оформления: писем, докладных записок, объяснительных записок, служебных справок, приказов, протоколов и выписок из протокола, заявлений, автобиографий, резюме, распоряжений, актов;
способы графления таблиц и правила их заполнения.
понятие "реквизит документа", состав и назначение реквизитов служебных документов;
виды программных продуктов для организации работы офиса.
правила организации документооборота;
правила регистрации, индексации документов;
виды и назначение номенклатуры дел;
правила телефонного общения.
Учащиеся должны уметь:
пользоваться электроприборами, первичными средствами пожаротушения.
принимать правильную рабочую посадку за клавиатурой, постановку рук;
организовывать рабочее место и соблюдать условия труда.
заполнять и оформлять реквизиты всех видов;
составлять и оформлять служебные документы;
оформлять личные документы в соответствии с требованиями;
выполнять построение сложных таблиц;
использовать справочную систему для выяснения вопросов;
осуществлять создание, копирование, перемещение, удаление, переименование файлов и папок;
вести работу в стандартных программах Windows;
настроить работу клавиатуры, мышки, принтера;
создавать, сохранять, открывать документы различных форматов;
производить оформление документов: оформлять перечисления (списки) в тексте, оформлять текст в виде нескольких колонок, оформлять границы и заливки в тексте, вставлять оглавление;
оформлять страницы документа для печати: размеры и расположение полей, нумерацию страниц, колонтитулы;
разрабатывать формы документов как шаблоны;
внедрять графические элементы в текст;
организовать работу с редактором формул;
производить настройку параметров программы;
работать с таблицами.
заполнять унифицированные формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты;
заполнять трудовые книжки;
считать общий трудовой и страховой стаж персонала;
заполнять регистрационные журналы;
формировать и оформлять дела.
Форма проведения занятий
Занятия проводятся в форме лекционно-практических занятий, большое значение уделяется самостоятельной работе участника курса с конспектом, опубликованными учебно-методическими пособиями и другой рекомендованной литературой.
Навыки, приобретенные в этом курсе, могут рассматриваться как один из промежуточных этапов профессионального взаимодействия в любой сфере деятельности, в том числе и выбранной профессиональной. Знание форм и методов оформления, структуры и назначения основных видов деловых документов, умение правильно их составлять и оформлять с помощью компьютера позволит учащимся в будущем быстрее адаптироваться в условиях реальной деловой деятельности.
Учащиеся, успешно освоившие учебную программу, должны в установленном порядке сдать итоговые квалификационные экзамены по профессии и получить квалификацию «Делопроизводитель».
Методы и формы решения поставленных задач.
Рабочая программа подразумевает использование таких организационных форм проведения уроков, как:
- урок «открытия» новых знаний;
- урок отработки умений и рефлексии;
- урок развивающего контроля;
- урок - исследование;
- практическая работа;
- творческая работа;
- урок - презентация. Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
1.Словесные: рассказ, беседа, объяснение, лекция, поощрение.
2.Наглядные: демонстрация наглядных пособий, показ трудовых приёмов, примеры готовых образцов, работа по образцам, наблюдение, иллюстрации, показ (выполнение).
- практические: самостоятельная работа, лабораторно-практическая работа, использование технологических карт, личный контроль качества (проверка) готового материала.
4.Аналитические: наблюдение, сравнение, самоанализ, самоконтроль, взаимоанализ выполненных работ. Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
Объяснительно-иллюстративный: восприятие, усвоение готовой информации;
Репродуктивный: воспроизведение полученных знаний и освоение способами деятельности;
Частично-поисковый: участие в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
Исследовательский: самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
Групповой: организация работы в группах;
Индивидуальный: индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Формы занятий:
- индивидуальные
- групповые
- фронтальные
Приоритетными методами являются упражнения, практические работы, выполнение проектов. Уровни сложности
- Стартовый уровень
- Базовый уровень
Сроки реализации программы
Программа рассчитана на 2 года обучения
1-й год обучения – 102 часа
2-й год обучения – 128 часов
Летняя производственная практика – 144 часа
ИТОГО – 374 часа Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Во время перерывов, предусмотренных нормами СанПин 2.4.4. 1251-03, учащиеся выполняют комплекс «Упражнений для снятия усталости глаз», также проводятся снимающие мышечную усталость физкультминутки. Количество учащихся в учебной группе:
1-й год обучения – до 15 человек,
2-й год обучения – до 15 человек
Возраст обучающихся 14-17 лет
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1-й год обучения – 102 часа
№ урока
| Наименование раздела
| Часы
|
|
| Теория
| Практика
| 1-3
| ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ
| 3
|
| Правила техники безопасности при работе на компьютере
| 1
|
|
| Оборудование рабочего места
| 1
|
|
| Зачет по ТБ
| 1
|
| 2 - 10
| ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ПЕЧАТНОГО МАТЕРИАЛА
| 27
| 2-3
| Освоение знаков препинания, цифр и специальных знаков
| 2
| 4
|
| Освоение знаков препинания. Числительные.
| 1
|
|
| Практическое занятие.
|
| 2
|
| Знаки, употребляемые с цифрами. Арифметические знаки, химические формулы,
географические и математические обозначения.
| 1
|
|
| Практическое занятие.
|
| 2
| 4 - 6
| Требования, предъявляемые к оформлению печатной страницы
| 3
| 6
|
| Форматы потребительских бумаг. Поля. Использование шрифтов. Нумерация страниц. Нумерация составных частей и формирование списков.
| 1
|
|
| Практическое занятие.
|
| 2
|
| Оформление заголовков и подзаголовков. Оформление сносок к тексту. Оформление примечаний к тексту
| 1
|
|
| Практическое занятие.
|
| 2
|
| Приемы выделения отдельных частей текста. Оформление титульного листа. Оформление библиографических списков.
| 1
|
|
| Практическое занятие.
|
| 2
| 7 - 8
| Требования, предъявляемые к оформлению табличных форм.
| 2
| 7
|
| Понятие о таблицах. Создание и форматирование табличных форм.
| 1
|
|
| Практическое занятие.
|
| 2
|
| Заполнение табличных форм. Ввод и форматирование данных.
| 1
|
|
| Практическое занятие.
|
| 2
| 9
| Контрольная работа
| 3
|
| 10
| Совершенствование техники письма (практическая работа)
|
| 3
| 11 - 27
| ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
| 51
| 11
| Документационное обеспечение управления
| 3
|
|
| Значение документационного обеспечения управления (ДОУ) в современных экономических условиях.
Документ. Классификаторы служебных документов
| 3
|
| 12 - 14
| Документирование управленческой деятельности
| 5
| 4
|
| Понятие реквизит и формуляр-образец
| 1
|
|
| Практическая работа «построение формуляра-образца с угловым расположением реквизитов» Практическая работа «построение формуляра-образца с продольным расположением реквизитов»
|
| 2
|
| Правила оформления реквизитов. Постоянные реквизиты. Переменные реквизиты. Реквизиты, придающие документам юридическую силу.
| 3
|
|
| Бланки документов.
| 1
|
|
| Практическая работа «Составление и оформление общего бланка угловым и продольным способом» Практическая работа «Составление и оформление бланка для писем угловым и продольным способом»
|
| 2
| 15
| Составление документов
| 3
|
|
| Требования к тексту документа Нормы официально-делового стиля
| 3
|
| 16 - 17
| Организационно-распорядительная документация
| 2
| 4
|
| Постановление, решение
| 1
|
|
| Практическая работа «Составление и оформление постановления» Практическая работа «Составление и оформление решения»
|
| 2
|
| Приказ, распоряжение
| 1
|
|
| Практическая работа «Составление и оформление приказа по основной деятельности и выписки из приказа» Практическая работа «Составление и оформление приказа по личному составу» Практическая работа «Составление и оформление распоряжения»
|
| 2
| 18 - 21
| Информационно-справочная документация
| 4
| 8
|
| Докладная, служебная, объяснительная записки
| 1
|
|
| Практическая работа «Оформление докладной записки» Практическая работа «Оформление служебной записки» Практическая работа «Оформление объяснительной записки»
|
| 2
|
| Протокол
| 1
|
|
| Практическая работа «Составление и оформление протокола» Практическая работа «Оформление выписки из протокола»
|
| 2
|
| Организация деловой переписки
| 1
|
|
| Практическая работа «Оформление телеграммы» Практическая работа «Оформление телефонограммы»
|
| 2
|
| Деловое письмо, служебные письма. Этикет деловой переписки.
| 1
|
|
| Практическая работа «Оформление делового письма»
|
| 2
| 22
| Справочно-аналитическая документация
| 1
| 2
|
| Акт. Справка.
| 1
|
|
| Практическая работа «Составление и оформление акта» Практическая работа «Составление и оформление справки»
|
| 2
| 23 - 24
| Организационно-правовая документация
| 3
| 3
|
| Организационно-правовая документация
| 1
|
|
| Устав организации. Положение
| 1
|
|
| Должностная инструкция, инструкция
| 1
|
|
| Практическая работа «Оформление организационно-правовой документации»
|
| 3
| 25 - 27
| Организация документооборота
| 4
| 5
|
| Основные правила организации документооборота в учреждении.
| 1
|
|
| Правила работы с входящими, внутренними, исходящими документами
| 1
|
|
| Регистрация документов
| 1
|
|
| Деловая игра «Работа с регистрационно-контрольной карточкой»
|
| 3
|
| Организация текущего хранения документов.
| 1
|
|
| Практическая работа «Оформление номенклатуры дел»
|
| 2
| 28 - 31
| СЕКРЕТАРСКОЕ ДЕЛО
| 12
| 28
| Профессиональная этика секретарского труда
| 3
|
|
| Культура рабочего места секретаря.
| 1
|
|
| Функции и задачи секретаря, обязанности, права, профессиональные и личностные качества секретаря
| 1
|
|
| Обязанности, права, профессиональные и личностные качества секретаря
| 1
|
| 29 - 30
| Организация бездокументного обслуживания работы руководителя
| 2
| 4
|
| Организация личного приема посетителей руководителем, телефонное обслуживание
| 1
|
|
| Практическая работа «Правила ведения телефонных переговоров»
|
| 2
|
| Организация совещаний, приемов и презентаций.
| 1
|
|
| Практическая работа «Организация неформальных встреч»
|
| 2
| 31
| Деловой этикет
| 3
|
|
| Роль визитных карточек в деловом общении
| 1
|
|
| Оформление визитных карточек
| 1
|
|
| Общие вопросы организации переговоров
| 1
|
| 32 - 33
| АВТОМАТИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ОФИСЕ
| 6
| 32- 33
| Организационно-техническое обеспечение офиса
| 6
|
|
| Общая характеристика средств оргтехники, их назначение.
Средства составления оригинала текстового документа. Средства копирования и оперативного размножения. Классификация средств
| 3
|
|
| Назначение и сервисные возможности факсимильной, телефонной, телетайпной, пейджинговой связей
| 3
|
| 34
| Итоговая контрольная работа
| 3
|
|
| Летняя производственная практика
| 144
| |