Закон от 29. 12. 2012 №273-фз «Об образовании в Российской Федерации»


Скачать 137.56 Kb.
НазваниеЗакон от 29. 12. 2012 №273-фз «Об образовании в Российской Федерации»
ТипЗакон
filling-form.ru > Бланки > Закон


Главными нормативными основаниями деятельности школы являются Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральные государственные образовательные стандарты

В этих документах содержатся требования ко всем видам деятельности школы, включая промежуточную аттестацию.

Проведение промежуточной аттестации обязательно учитывается в учебном плане школы: в сумме часов, отведенных для освоения темы, образовательного модуля или учебного курса. Проведение промежуточной аттестации входит в сумму часов учебных предметов, указанное в учебном плане.

Таким образом, аттестация не предполагает дополнительную учебную нагрузку учащихся и должна планироваться в соответствии с распределением времени на изучение предметов (курсов, модулей).

Формы, периодичность и порядок промежуточной аттестации в соответствии со статьей 30 Закона об образовании образовательная организация определяет самостоятельно. Для внедрения тех или иных форм аттестации, утверждения бланков контрольно-измерительных материалов и системы математического анализа полученных баллов не требуется согласование с Учредителем или научными организациями. Управленческая команда школы самостоятельно разрабатывает Положение о промежуточной аттестации, утверждаемую подписью директора.

Учитывая важность системы промежуточной аттестации в обеспечении образовательных результатов, разработчики Закона посвятили ей отдельную 58-ю статью. В ней раскрыты следующие основные положения:

1. Аттестация проводится по итогам отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы;

2. Аттестация не проводится на уровне дошкольного образования;

3. Аттестация проводится в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией;

4. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации признаются академической задолженностью;

7. Не допускается взимание платы с обучающихся за прохождение промежуточной аттестации.

Таким образом, вопросы промежуточной аттестации раскрываются в более чем 5 статьях Федерального закона «Об образовании в РФ». Согласно тексту Закона система промежуточной аттестации – это элемент основной образовательной программы школы, за её обеспечение несет ответственность руководитель, утверждая локальные акты и обеспечивая их исполнение в отношении каждого обучающегося.



Какое место занимает промежуточная аттестация в ООП?

Рассмотрим этот вопрос на примере ООП основного общего образования.

В соответствии с требованиями Стандартов в структуру основной образовательной программы входят 3 обязательных раздела: целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел, включает цели, задачи, описание результатов и способы определения их достижения;

Поэтому содержание и инструменты промежуточной аттестации раскрываются в описании «системы оценки планируемых результатов».

В пункте 18.1.3. Стандарта ООО указано, что:

«Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования должна включать описание организации и содержания … промежуточной аттестации обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности и … оценки проектной деятельности обучающихся.» Промежуточная организация может проводиться по всем видам образовательной деятельности учащихся.

При этом система оценки результатов ООП должна учитывать освоение каждого структурного элемента ООП.

Промежуточная аттестация предметных результатов может проводиться в традиционных формах, а для оценки результатов освоения программы развития УУД формируется «методика и инструментарий мониторинга успешности освоения УУД».

Например, как ученик может планировать, как научился оценивать собственную деятельность и т.д.

Для оценки эффективности программы воспитания и социализации создается «методика и инструментарий мониторинга духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся».

Как пример - участие ученика в олимпиаде «Не прервется связь поколений» или «Музеи. Парки. Усадьбы». Это не определение уровня воспитанности по тесту из журнала «Лиза».

В организационном разделе также должны быть раскрыты условия, необходимые для проведения промежуточной аттестации:

1. кадровые (система повышения квалификации педагогов по вопросам оценки результатов);

2. информационно-методические (наличие контрольно-измерительных материалов, соответствующих выбранному УМК);

3. материально-технические (программное обеспечение и ИКТ для проведения дистанционной диагностики и др.);

4. психолого-педагогические (обоснование использования той или иной формы аттестации в соответствии с возрастными особенностями учащихся; внедрение альтернативных форм промежуточной аттестации для одаренных детей);

5. финансовые (как в структуре заработной платы учтена работа по созданию КИМов, проверке работ и т.д.).



Как проектировать систему промежуточной аттестации?

Для диагностики различных элементов содержания образования требуются различные формы промежуточной аттестации и соответствующие контрольно-измерительные материалы.

При этом важно учесть следующее:

1. Система промежуточной аттестации должна быть «прозрачной»;

Это значит, что школа информирует учеников и родителей о сроках, материалах и методах оценки результатов до начала изучения курса или модуля. Это нужно для того, чтобы учащиеся могли определить, какие знания и умения будут оцениваться и обратить на них внимание в процессе обучения, а не готовиться за 1 день до контрольной. Такой подход обеспечит изменение идеологии домашнего задания.

Пример: Домашнее задание вместе с учеником!

Учитель должен уметь выбирать подходящие формы промежуточной аттестации. Например, контрольная работа отличается от самостоятельной. В ходе контрольной работы проверяются конкретные результаты, а самостоятельная работа является лишь формой подготовки в прохождению аттестации.

2. Содержание КИМов должно точно отражать содержание модуля (курса);

Например, для оценки компетенций в области письменной речи не эффективно давать задания на поиск ошибок в тексте в форме теста, лучше предложить написать диктант. При этом текст диктанта должен включать лексический материал и предложения с особенностями пунктуации, изученными в данном учебном модуле (а не в другие периоды обучения). Это позволит аттестовать результаты изучения данного модуля.

Если учитель определил, что именно будет аттестовано по итогам изучения урока, то он сможет учесть это содержание на самом уроке и предложить ученикам формы работы, которые потребуются для предъявления результатов.

3. Контрольно-измерительные материалы должны соответствовать содержанию выбранного УМК;

Если в 8 классе используются 3 разных линии учебников, то провести единую директорскую контрольную будет невозможно. Для этого потребуется 3 комплекта КИМов и учет сроков изучения той или иной темы, принятых в учебнике.

Учет этих 3 правил позволит создать систему аттестации для решения задач измерения конкретных результатов образования, повышения учебной мотивации, проектирования коррекционной работы на основе знаний о проблемах в обучении конкретного ученика.

Что входит в содержание промежуточной аттестации?

Система аттестации должна отражать результаты освоения учащимися содержания образования. В свою очередь, результаты образования должны быть распределены по периодам обучения, представляя содержание конкретного модуля или предметного курса.

Для построения системы промежуточной аттестации, отражающей результаты освоения ООП нужно определить, что оценивается. Элементарной единицей для оценки в школе являются контролируемые элементы содержания образования, которые должны быть отражены в результатах ООП.



Минимальной структурной единицей, формирующей ООП школы, являются контролируемые элементы содержания образования. Их перечень содержится в приказе МОиН РФ от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования». Приказ действует и включает поправки и дополнения от 31 января 2012 года.

Примеры контролируемых элементов содержания образования по истории представлены на слайде.

На основе КЭС должна строиться основная образовательная программа и проводиться выбор учебника. Контролируемые элементы содержания составляют базовую часть ООП, а их достижение всеми учащимися представляет собой государственную гарантию, за выполнение которой отвечает школа, получившая субсидию на реализацию образовательной программы.

В действительности существует 2 группы элементов содержания:

1) знания и компетенции, которые учащийся предъявляет в качестве результата в ходе промежуточной и итоговой аттестации;

2) элементы содержания, необходимые для дальнейшего обучения, без которых невозможно освоить другие темы и предметы, но не проверяемые в ходе промежуточной аттестации.

Например, понятие суммы применяется не только в курсе математики в 1 классе, а используется на протяжении всего периода обучения. Представление о системах требуется в курсе алгебры для решения уравнений, в обществознании для знакомства с системами государственного управления, в биологии для изучения строения живых организмов и экосистем.

И только на основе анализа элементов содержания учитель может проектировать формы промежуточной аттестации и соответствующие формы занятий.

В курсе физики для подготовки к аттестации по теории об основных видах энергии и решения задач возможно провести классический урок, а для освоения способов работы с конструктором электрических цепей потребуется провести практическую работу. При этом формой аттестации может стать зачет.



Для того чтобы организовать аттестацию и создать КИМы, отражающие актуальные результаты учеников, учитель должен научиться проводить «декомпозицию» содержания своего предмета.

Мы попросили учителей конкретизировать КЭС из приказа о федеральном компоненте ФГОС и заполнить таблицу, представленную на слайде.

Попробуем рассмотреть на примере курса истории России:

«Смутное время. Установление крепостного права».

Учителя определили, что этот элемент содержания должен изучаться в модуле «Россия на рубеже XVI-XVII вв.» в теме «Окончание Смутного времени. Возрождение Российской государственности». Педагоги определили, что данный элемент входит в Пуле элементов содержания ФГОС под названием «Смутное время: причины и последствия». Это говорит о том, что его изучение необходимо для выполнения федерального компонента Стандарта.

Чтобы понять, для каких видов аттестации в дальнейшем необходим этот элемент КЭС (нужен ли он для предъявления итогового результата по истории), педагоги определили его место в кодификаторах ОГЭ и ЕГЭ.

Далее учителя определили, что в состав этого обобщенного КЭС входят 26 крупных элементов содержания:

  • Польская интервенция

  • Шведская интервенция

  • "Семиборящина"

  • Первое народное ополчение

  • Второе народное ополчение

  • Земский собор 1613 г. Избрание Михаила Фёдоровича Романова на царство.

  • И другие

Каждый крупный КЭС учителя смогли разделить на «мелкие» КЭС:

  • Даты

  • Определения

  • Цели

  • Ход

  • Область распространения

  • Причины

  • последствия

  • Итоги

  • Состав

  • договор с поляками

  • "Совет всей земли"

  • причины избрания

Между прочим, названия «мелких» КЭС повторяются во многих модулях курса истории. Именно «мелкие» элементы содержания формируют фундаментальные понятия: о причинах войн и народных восстаний, результатах реформ, раскрывают и постепенно расширяют определения понятий.

В таблице 1 детализирован лишь один элемент, но всего для данного КЭС таких таблиц получилось 26.

И только если учитель сможет провести такую декомпозицию своего курса, директор может быть уверен, что учитель знает предмет и способен провести по нему аттестацию. Это такая своего рода аттестация самого учителя.



Мы провели анкетирование 240 учителей химии о том, какие контрольные работы они проводят в 8 классе и что именно измеряют в ходе промежуточной аттестации. В анкете было предложено отметить предметные результаты по химии, соответствующие ФГОС, которые учителя проверяют на контрольных работах.

Оказалось, что в ходе контрольных работ, учителя, как правило, исследуют не те элементы содержания, которые будут необходимы для дальнейшего обучения. Они оценивают только элементы, которые легко измерить в ответах на вопросы теста или решении типовых задач по данной теме.

При этом не исследуется понимание таких понятий, как «атом», «химический элемент», «валентность», «молярная масса», применяемых учителем в объяснении следующих тем. Если ребенок не освоил эти понятия, то он не сможет выполнить следующую контрольную работу, а учитель не узнает причины неуспеха ребенка.

Пример: Не аттестуется умение «различать химические и физические явления», но контролируется умение «определять тип химических реакций» и «составлять уравнения химических реакций».

Планируя таким образом контрольные работы, учителя не решают главной задачи промежуточной аттестации – не определяют проблем учащихся в освоении содержания предмета и в итоге измеряют не то, что отражает действительные освоения темы (или модуля).

В этом случае промежуточная аттестация выполняет роль «зеркала», показывая актуальную ситуацию в обучении, но не позволяет прогнозировать будущие результаты учеников и принимать своевременные меры по преодолению рисков.



Метапредметные результаты включают освоение:

универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных)

и межпредметных понятий (Например, эксперимент, упражнение, ландшафт, вещество, атом, произведение, словарь, пример и т.д.)

Универсальные учебные действия - это умение ставить цели, планировать, контролировать свою деятельность, ориентироваться в разных источниках информации, проводить исследования, применять языковые средства и совместно решать новые задачи.

Владение межпредметными понятиями тоже должно оцениваться в ходе промежуточной аттестации, но в других формах. Для этого потребуются такие формы, как презентация проекта или представление учебного исследования.



Остановимся на порядке, формах и периодичности промежуточной аттестации, которые определяются внутренним «Положением о промежуточной аттестации обучающихся»

- В июне 2014 года в Москве было разработан проект Положения, который образовательные организации могут использовать в качестве основы для создания своих локальных актов.

В проекте разработано содержание 16 форм промежуточной аттестации: 7 письменных, 5 устных, 2 практических и 2 комбинированных.

Система оценки образовательных результатов для каждой формы рассчитана по 100-балльной шкале с возможностью перевода в 5-балльную для выставления в электронный журнал. Для присвоения баллов рабочая группа составила критерии оценки работ учащихся.



Наше предложение:

Алгоритм создания школьного положения о промежуточной аттестации включает 6 основных этапов:

1. В разделе «Общие положения» необходимо указать, кому адресовано положение, чьи отношения регулирует;

2. Раздел «Нормативные основания» содержит цитаты и ссылки на федеральные и региональные нормативные документы, включая организацию внешнего мониторинга качества образования;

3. Третий раздел включает описание процесса разработки и утверждения Положения (управляющий совет, педагогический совет), указание масштабов – аттестация по итогам урока, темы, модуля, курса.

4. Следующий раздел содержит описание форм и специфики, КИМов для каждого уровня образования, раскрывает возможности зачета результатов другими организациями, методов аттестации результатов одаренных детей и учащихся с ограниченными возможностями здоровья;

5. В пятом разделе приводится описание мер в соответствии с 58 статьей ФЗ № 273 по организации условий для ликвидации академической задолженности учащихся;

6. В шестом разделе приводится классификация выбранных форм промежуточной аттестации;

7. Последний раздел содержит подробную характеристику каждой формы:

А) Рекомендуемые предметы (соотнесение предмета и формы);

Б) Форма проведения;

В) Длительность проведения (время на выполнение работы);

Г) Параметры оценки (Пример: будут ли грамматические ошибки влиять на оценку за контрольную по физике);

Д) Контрольно-измерительные материалы;

Е) Возможное оценивание тестирования в 100-балльной и 5-балльной шкале;

Пример: Форма тестирования



Для создания системы оценки, ориентированной на измерение конкретных результатов целесообразно применять 100-балльную систему, имеющую шкалу перевода в систему отметок для переноса в электронный журнал. Этот принцип принят в качестве основы Положения. Это формирует привычку к таким формам итоговой аттестации, как ОГЭ и ЕГЭ.

Например, результаты выполнения теста могут оцениваться по 100-балльной шкале, что позволяет учитывать достижения учащихся, не привязывая их к привычной отметке и вычислять % выполнения о максимального количества баллов. Контрольно-измерительные материалы могут включать части A, B и C, за выполнение которых присваивается разное количество баллов.

В этом случае можно сравнивать текущие результаты учащегося с его результатами за предыдущие периоды обучения. То есть создавать мотивирующую систему промежуточной аттестации.

Пример:

Если за предыдущую и за текущую контрольную работу ученик получил оценки «4», то невозможно понять, улучшил ли он свой результат.

1) но если учитель использовал 100-балльную шкалу, за предыдущую контрольную учащийся получил 71 баллов, а за текущую – 88, то можно увидеть динамику развития ученика и понять, насколько он улучшил результат (хотя при переводе в 5-ти балльную систему это все равно оценка «4»).

2) Другой случай, когда ученик получил то же самое количество баллов, но выполнил задания за меньшее количество времени. Это новый образовательный результат и это умение пригодится при прохождении итоговой аттестации.

3) Гибкая шкала оценки с дроблением КИМов по уровню сложности заданий позволит увидеть, в какой части ученик допустил ошибки. Если это задания части «С», то у него, возможно, проблемы с концентрацией внимания или способностью удерживать внимание при быстром темпе выполнения заданий.

Использование таких систем оценки позволит построить профилактическую работу и предотвратить возможные трудности обучения.

Учащийся должен получить возможность знакомиться с разными системами оценки своих результатов и владеть информацией о том, с чем именно он справился, а чему нужно научиться, чтобы получить максимальный балл.



На основе фундаментальных понятий и контролируемых элементов содержания строится система итоговой аттестации, которая показывает эффективность работы школы по реализации образовательной программы. Такой результат школы можно увидеть в результатах учащихся на государственной итоговой аттестации

Не случайно промежуточной аттестации уделено особое внимание в федеральных нормативных документах. Если школа выбирает формы промежуточной аттестации с учетом элементов содержания образования, формирует гибкую систему оценивания, а педагог учитывает на уроке все КЭС, подлежащие аттестации, то школа сможет создать необходимые условия для обучения, а значит, гарантирует результаты по Стандарту.


Похожие:

Закон от 29. 12. 2012 №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» iconЗакон " Об образовании в Российской Федерации" от 29. 12. 2012 n...
В соответствии с Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29. 12. 2012 n 273-фз «Организация питания обучающихся...

Закон от 29. 12. 2012 №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» iconПояснительная записка Исходными документами для составления рабочей...
Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012 №273 – фз ( ред. От 07. 05. 2013 )

Закон от 29. 12. 2012 №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» iconПрограмма по информатике для основной общего образования составлена...
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-фз

Закон от 29. 12. 2012 №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» iconРабочая программа по английскому языку для 4 класса составлена на...
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-фз «Об образовании в Российской Федерации»

Закон от 29. 12. 2012 №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» iconЗакон от 29 декабря 2012 г. №273-фз «Об образовании в Российской...
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-фз «Об образовании в Российской Федерации»

Закон от 29. 12. 2012 №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» iconЗакон от 29 декабря 2012 г. №273-фз «Об образовании в Российской...
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-фз «Об образовании в Российской Федерации»

Закон от 29. 12. 2012 №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» iconЗакон от 29 декабря 2012 г. №273-фз «Об образовании в Российской...
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-фз «Об образовании в Российской Федерации»

Закон от 29. 12. 2012 №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» iconЗакон от 29 декабря 2012 г. №273-фз «Об образовании в Российской...
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-фз «Об образовании в Российской Федерации»

Закон от 29. 12. 2012 №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» iconЗакон РФ «Об образовании»
Закон РФ «Об образовании» №3266-1 от 10. 07. 1992 г., п. 4 статьи 111 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273 фз "Об образовании...

Закон от 29. 12. 2012 №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» iconПрограмма организации внеурочной деятельности в начальной школе на...
Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273 «Об образовании в Российской Федерации»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск