Пояснительная записка Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативными актами и учебно-методическими документами:
1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 года № 273-ФЗ.
2. Закон Краснодарского края от 16 июля 2013 г. N 2770-КЗ "Об образовании в Краснодарском крае" (с изменениями и дополнениями).
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03. 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.06. 2015 г. № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253».
5. Постановление Федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12. 2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», с изменениями.
6. Письмо министерства образования и науки Краснодарского края от 16.03. 2015 года № 47-3353/15-14 «О структуре основных образовательных программ общеобразовательных организаций».
7. Письмо министерства образования и науки Краснодарского края от 14.07.2015 г. № 47-10267/ 15-14 «О формировании учебных планов общеобразовательных организаций Краснодарского края на 2015-2016 учебный год».
8. Письмо министерства образования и науки Краснодарского края от 17.07.2015 года № 47-10474/15-14 «О рекомендациях по составлению рабочих программ учебных предметов, курсов и календарно-тематического планирования».
9. Сборник программ элективных курсов. Гуманитарно-эстетический блок (выпуск № 4). Краснодар, ККИДППО, 2005г.
На современном этапе, характеризующемся веком деловых отношений, все большее место в жизни современного человека занимают деловые бумаги. Правильное оформление документов говорит не только о грамотности человека, но и о его успешном трудоустройстве.
Однако учащиеся школ часто оказываются в затруднительном положении при оформлении простейших деловых документов. Именно в процессе обучения в школе учащиеся должны получить навыки и умения делового письма.
Деловое письмо отличается краткостью и точностью. В этом отношении работа над деловым письмом ценна тем, что приучает детей писать точно, ясно, коротко. Надо отметить, что в школьном учебнике имеются некоторые образцы заполнения деловых бумаг. Однако без специальной тренировки в их оформлении учащиеся оказываются не достаточно подготовленными к выбору нужного бланка, его заполнению.
В настоящее время школа уделяет достаточное внимание проблемам социализации личности, её социально-речевой подготовки к жизни вне школьных стен. Ученики практически ничего не знают о нормах в трудовом коллективе, об этике служебных отношений в деловом общении.
Оканчивая школу, учащиеся зачастую не способны самостоятельно написать автобиографию, заявление в приёмную комиссию какого-либо учебного заведения. Составление такого документа как апелляция, становится для большинства из них мучительным написанием ещё одного сочинения. Каждый человек сталкивается с необходимостью написать характеристику, докладную и объяснительную записку, доверенность, расписку.
Цель курса – познакомить с правилами служебного этикета, деловой речи, видами делового общения; совершенность умения составлять деловые бумаги в соответствии с нормами и правилами.
Общая характеристика учебного курса Курс «Деловое письмо» разработан в целях предпрофильной подготовки учащихся 9 класса и обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование коммуникативной, лингвистической и культуроведческой компетенций учащихся.
В условиях гуманитаризации образования и динамического развития современного общества данный курс актуален как в теоретическом, так и в практическом отношении: систематической работы по развитию умелого делового общения и оформления деловых документов в школе не проводится в связи с недостатком времени. Поэтому серьёзного представления об этом учащиеся не имеют.
Курс призван усилить внимание к проблеме делового общения и письма, восполнить недостающие знания, имеющие большое значение в дальнейшей жизни. Он направлен на формирование активной личности, способной жить и работать в соответствии с требованиями и реалиями современного мира.
Овладение курсом позволит в будущем достичь профессионального и карьерного роста в любой сфере деятельности.
Цель: овладение учащимися компетенциями делового общения и оформления деловых документов, способствующих эффективности повседневного социального взаимодействия и успешности в будущем карьерном росте.
Основные задачи курса «Деловое письмо» сводятся к следующему:
- обеспечить овладение школьниками функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах их использования;
- обеспечить практическое использование официально-делового стиля, необходимого для оформления деловых бумаг: заявления, характеристики, протокола, отчета о работе, докладной записки, автобиографии, расписки и т.д.;
- способствовать развитию навыков официально-делового письма, так как в будущем современным молодым людям нередко придется писать и оформлять подобные виды бумаг. Место учебного курса Настоящая рабочая программа ориентационного курса «Деловое письмо» рассчитана на 17 часов.
В данной рабочей программе учитываются образовательные потребности и запросы обучающихся школы, преемственность с примерными программами для начального общего образования и с основами курса русского языка. Содержание учебного курса
№ п/п
| Разделы, темы
| Количество часов
| Авторская
программа
| 9 кл.
| 1
| Деловое письмо. Содержание делового письма. Определенный речевой этикет, необходимый при оформлении делового письма
| 1
| 1
| 2
| Адрес и телеграмма. Почтовые правила оформления адреса. Происхождение, значение слова «телеграмма». Основной признак «телеграфного стиля изложения»
| -
| 1
| 3
| Объявление, заявление. Лексическое значение слов
| -
|
1
| 4
| Лексика, необходимая для оформления объявления и заявления. Соблюдение единого стиля
| 2
| 5
| Пригласительный билет. Значение слова. План оформления пригласительного билета
| -
| 1
| 6
| Расписка. Лексическое значение слова. Лексическая схема. Расписки на получение денег, документов, ценных вещей и т.п.
| -
| 1
| 7
| Правила. Памятки. Произвольная форма оформления правил. Составление правил и памяток для учащихся
| -
| 1
| 8
| Характеристика. Автобиография
| -
|
2
| 9
| Особенности деловой характеристики. Ее отличие от художественной. План оформления автобиографии
| 2
| 10
| План работы. Познакомить учащихся с формой плана подготовки какого-либо мероприятия
| -
| 1
| 11
| Справка. Удостоверение. Документы информационного характера. Анализ текстов справки, удостоверения. Оформление подобных документов учащимися
| -
| 2
| 12
| Инструкция. Понятие о слове «инструкция», создание инструкций на основе образца
| -
| 1
| 13
| Доверенность. Форма составления доверенности и ее значение в жизни человека
| -
| 1
| 14
| Протокол. Сложные и простые типы протоколов. Порядок их оформления. Знаки препинания, используемые в протоколах
| 2
| 2
| 15
| Объяснительная записка. Лексика и оформление объяснительной записки о причинах нарушения трудовой дисциплины, правил поведения, невыполнения задания
| -
| 1
| 16
| Зачётная работа по темам курса
| -
| 1
| ИТОГО
| -
| 17
|
Тематическое планирование
№ п/п
| Разделы (темы)
| Количество
часов
| 1
| Деловое письмо. Содержание делового письма. Определенный речевой этикет, необходимый при оформлении делового письма
| 1
| 2
| Адрес и телеграмма. Почтовые правила оформления адреса. Происхождение, значение слова «телеграмма». Основной признак «телеграфного стиля изложения»
| 1
| 3
| Объявление, заявление. Лексическое значение слов. Лексика, необходимая для оформления объявления и заявления. Соблюдение единого стиля
| 1
| 4
| Пригласительный билет. Значение слова. План оформления пригласительного билета
| 1
| 5
| Расписка. Лексическое значение слова. Лексическая схема. Расписки на получение денег, документов, ценных вещей и т.п.
| 1
| 6
| Правила. Памятки. Произвольная форма оформления правил. Составление правил и памяток для учащихся
| 1
| 7
| Характеристика. Автобиография. Особенности деловой характеристики. Ее отличие от художественной. План оформления автобиографии
| 2
| 8
| План работы. Познакомить учащихся с формой плана подготовки какого-либо мероприятия
| 1
| 9
| Справка. Удостоверение. Документы информационного характера. Анализ текстов справки, удостоверения. Оформление подобных документов учащимися
| 2
| 10
| Инструкция. Понятие о слове «инструкция», создание инструкций на основе образца
| 1
| 11
| Доверенность. Форма составления доверенности и ее значение в жизни человека
| 1
| 12
| Протокол. Сложные и простые типы протоколов. Порядок их оформления. Знаки препинания, используемые в протоколах
| 2
| 13
| Объяснительная записка. Лексика и оформление объяснительной записки о причинах нарушения трудовой дисциплины, правил поведения, невыполнения задания
| 1
| 14
| Зачётная работа по темам курса
| 1
|
Перечень практических работ
Проект № 1 по теме «Деловое письмо»
Проект № 2 по теме «Адрес и телеграмма»
Проект № 3 по теме «Объявление»
Проект № 4 по теме «Заявление»
Проект № 5 по теме «Пригласительный билет»
Проект № 6 по теме «Расписка»
Проект № 7 по теме «Правила. Памятка»
Проект № 8 по теме «Характеристика»
Проект № 9 по теме «Автобиография»
Проект № 10 по теме «План работы»
Проект № 11 по теме «Справка, удостоверение»
Проект № 12 по теме «Инструкция»
Проект № 13 по теме «Доверенность»
Проект № 14 по теме «Протокол»
Проект № 15 по теме «Объяснительная записка»
Зачётная работа по курсу «Деловое письмо» Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Д.Розенталь. Русский язык для поступающих в вузы. М.: Дрофа, 1994.
К.П.Щепина. Обучение деловому письму. М.: Просвещение, 1990.
Словари и энциклопедии по русскому языку.
Басаков М.И. Как правильно подготовить и оформить деловое письмо: учебно-практическое пособие. – 4-е изд. и допол. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006.
Кирсанов М.В., Анодина А.А., Аксенова Ю.М. Деловая переписка: учеб, пособие. - 2-е изд. - М.: Инфра-М, 2003.
Культура устной и письменной речи делового человека: справочник. Практикум. - 9-е изд., испр. - М.: Флинта: Наука, 2002.
Рогачева Н.А., Смирнов С.А. Делопроизводство в общеобразовательном учреждении. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2001.
Г.Х.Ахбарова, Т.О.Скиргайло. Деловое письмо. Библиотека учителя. – Москва. «Просвещение», 2007.
Результаты изучения учебного курса В результате изучения ориентационного курса «Деловое письмо» ученик должен
знать:
- нормы и правила поведения среди сверстников и преподавателей в учебном коллективе, среди людей, с которыми предстоит работать (служебный этикет);
- нормы и правила делового общения;
- структурные элементы деловой беседы; деловых переговоров;
- основные функции делового письма, его жанры;
- композиционные модели деловых бумаг;
- основные требования к языку деловых бумаг и документов.
уметь:
- вести деловую беседу, деловые переговоры, телефонный разговор;
- оформлять в соответствии с нормами русского языка деловые бумаги;
- редактировать и устранять типичные ошибки в языке деловых бумаг.
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического
объединения учителей-предметников
МБОУ ООШ № 22
от _____________________2015 г. № ____
________________ А.С.Гресь
| СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_______________ Л.А.Журавель
«__» ___________________ 2015г.
|
Раздел
| №
урока
| Тема урока
| Дата проведения
| Оборудование
| план
| факт
|
Деловое письмо
(17ч.)
| 1
| Деловое письмо. Содержание делового письма. Определенный речевой этикет, необходимый при оформлении делового письма. Проект № 1 по теме «Деловое письмо»
|
|
|
| 2
| Адрес и телеграмма. Почтовые правила оформления адреса. Происхождение, значение слова «телеграмма». Основной признак «телеграфного стиля изложения». Проект № 2 по теме «Адрес и телеграмма»
|
|
| Этимологический словарь
| 3
| Объявление, заявление. Лексическое значение слов. Лексика, необходимая для оформления объявления и заявления. Соблюдение единого стиля. Проекты № 3,4 по теме «Объявление», «Заявление»
|
|
| Толковый словарь С.И.Ожегова, Н.Ю.Шведовой
| 4
| Пригласительный билет. Значение слова. План оформления пригласительного билета. Проект № 5 по теме «Пригласительный билет»
|
|
| Толковый словарь С.И.Ожегова, Н.Ю.Шведовой
| 5
| Расписка. Лексическое значение слова. Лексическая схема. Расписки на получение денег, документов, ценных вещей и т.п. Проект № 6 по теме «Расписка»
|
|
| Толковый словарь С.И.Ожегова, Н.Ю.Шведовой
| 6
| Правила. Памятки. Произвольная форма оформления правил. Составление правил и памяток для учащихся. Проект № 7 по теме «Правила. Памятка»
|
|
|
| 7
| Характеристика. Особенности деловой характеристики. Ее отличие от художественной. Проект № 8 по теме «Характеристика»
|
|
|
| 8
| Автобиография. План оформления автобиографии. Проект № 9 по теме «Автобиография»
|
|
|
| 9
| План работы. Познакомить учащихся с формой плана подготовки какого-либо мероприятия. Проект № 10 по теме «План работы»
|
|
|
| 10
| Справка. Удостоверение. Документы информационного характера. Проект № 11 по теме «Справка, удостоверение»
|
|
|
| 11
| Анализ текстов справки, удостоверения. Оформление подобных документов учащимися
|
|
|
| 12
| Инструкция. Понятие о слове «инструкция», создание инструкций на основе образца. Проект № 12 по теме «Инструкция»
|
|
| Толковый словарь С.И.Ожегова, Н.Ю.Шведовой
| 13
| Доверенность. Форма составления доверенности и ее значение в жизни человека. Проект № 13 по теме «Доверенность»
|
|
|
| 14
| Протокол. Сложные и простые типы протоколов
|
|
|
| 15
| Порядок оформления протоколов. Знаки препинания, используемые в протоколах. Проект № 14 по теме «Протокол»
|
|
|
| 16
| Объяснительная записка. Лексика и оформление объяснительной записки о причинах нарушения трудовой дисциплины, правил поведения, невыполнения задания. Проект № 15 по теме «Объяснительная записка»
|
|
|
| 17
| Зачётная работа по курсу «Деловое письмо»
|
|
|
| |