Учебно-методический комплекс по дисциплине новейшая история


НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине новейшая история
страница1/5
ТипУчебно-методический комплекс
filling-form.ru > Договоры > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Тверской государственный университет»

УТВЕРЖДАЮ:

Декан исторического факультета

____________________

«___»____________ 2015г.

Учебно-методический комплекс

по дисциплине

НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ

(4 курс)

Направление 46.03.01, 030600.62 «ИСТОРИЯ»

Профиль «Социокультурная история»

Обсуждено на заседании кафедры

Составитель:

«___»____________2015 г.







Протокол № _____

к.и.н., ст. преп. Монахов И.А.

Зав.кафедрой_______________А.В. Белова













Тверь 2015

Пояснительная записка

Настоящий учебно-методический комплекс составлен в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки 46.03.01 История (уровень бакалавриата). Дисциплина «Новейшая история» входит в базовую часть программы бакалавриата.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы (144 часа).

Учебная дисциплина «Новейшая история» является составной частью изучения новой и новейшей истории и играет важную роль в общепрофессиональной подготовке бакалавра истории.

Основными целями учебной дисциплины «Новейшая история» является определение роли и значения новейшего периода истории в развитии западной цивилизации, основных тенденций и особенностей социально-экономического и политического развития стран Западной Европы и США в указанный период, а также развитие у обучающихся следующих общекультурных и профессиональных компетенций:

  • способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2);

  • способность использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-3);

  • способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);

  • способность использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей истории (ПК-1);

  • способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ПК-5);

  • способность понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую информацию (ПК-6);

  • способность к критическому восприятию концепций различных историографических школ (ПК-7).


Планируемые результаты освоения дисциплины.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать:

  • основные этапы развития сферы международных отношений в новейшее время;

  • особенности становления и развития западноевропейского интеграционного процесса;

  • общее и особенное в построении «государства всеобщего благосостояния» в странах Запада;

  • идеологию и эволюцию развития ведущих политических партий США и западноевропейских стран;

  • основные проблемы и тенденции развития западной цивилизации на современном этапе.

уметь:

  • проводить источниковедческий анализ источников по новейшей истории стран Западной Европы и США;

  • выделять критерии и на их основе проводить сравнительный анализ состояния и динамики развития государства и общества в США и странах Западной Европы;

  • давать оценку основным тенденциям социально-экономического и политического развития западных стран на современном этапе;

  • применять полученные знания и навыки при написании выпускных квалификационных работ по тематике курса

владеть:

  • различными методами анализа комплекса источников по новейшей истории стран Запада — законодательных актов, официальных дипломатических источников, материалов статистики, речей и выступлений политических деятелей и др.;

  • понятиями и терминами различных областей знаний (философии, экономики, политологии и др.), а также теорий и концепций для описания общего и особенного в процессах и тенденциях социально-экономического и политического развития стран Запада;

  • приемами организации и представления исторического материала, связанного с тематикой курса, для построения доклада, выступления, урока, лекции и т.д.;

  • коммуникативными и риторическими навыками при работе с коллегами в рамках семинарских занятий, в которых используются активные и интерактивные формы обучения

Образовательные технологии, методы и способы формирования компетенций: проблемная лекция; лекции с применением мультимедийных технологий; лекция-дискуссия; проведение семинаров в форме групповых дискуссий, круглых столов, использование метода малых групп, мозгового штурма; подготовка устных и письменных работ (аннотаций, рецензий, рефератов).

Курс строится на основе проблемно-хронологического
и страноведческого принципов организации исторического материала.

Форма отчетности — экзамен.

Учебная программа
I. Введение. Общая характеристика XX века. Дискуссии о хронологических рамках и начале новейшего периода истории. Предмет и содержание курса новейшей история. Особенности и проблемы изучения новейшей истории стран Западной Европы и США (связь истории с другими смежными гуманитарными дисциплинами, «политизация», специфика источниковой базы данного периода и др.). Характеристика комплексных работ по истории новейшего времени.


  1. Специфика новейшего периода истории стран Западной Европы и США.

Западная цивилизация и ее основные черты и тенденции развития в XX в.

Тенденции экономического развития ведущих западных стран в ХХ в. Теория «длинных волн» Н.Д. Кондратьева. Экономические кризисы 1929 – 1930-е гг., 1974–1975 и 1980–1982 гг., их основные причины. Государственное регулирование экономики в зарубежных странах. Государственно-монополистический капитализм. Основные модели макроэкономического регулирования — кейнсианство, монетаризм. Глобализация экономики на рубеже XX-XXI вв. и современная региональная интеграция (ЕС, НАФТА, АТЭС, ОПЭК и др.).

Понятие технологического уклада (ТУ). Основные этапы развития технологических укладов в странах Запада и характеристика каждого из них. Формирование постиндустриальной модели экономики и «общества, основанного на знаниях».

Эволюция социальной и демографической структуры западного общества в XX веке. Особенности социальных процессов в условиях ускоренной модернизации. Тенденции демографического развития ведущих западных стран во второй половине XX века. Доклад Римскому клубу «Пределы роста».

Государство благосостояния, его основные черты. «Бисмарковская» и «бевериджская» модели. Направления социальной политики.

Развитие партийной системы на Западе в новейшее время. Неолиберальная, христианско-демократическая, консервативная идеология. Партийно-политический спектр: основные политические партии.

Особенности развития международных отношений в XX веке.

Особенности Версальско-Вашингтонской системы международных отношений и ее противоречия. Характеристика ялтинско-потсдамского миропорядка. Биполярность. Холодная война: причины и характер влияния на систему международных отношений. Дискуссии о хронологических рамках феномена холодной войны. Особенности развития сферы международных отношений на рубеже XX-XXI вв.

Западноевропейский интеграционный процесс. Проблема периодизации интеграционного процесса в Европе в историографии: основные этапы региональной экономической интеграции Б. Балаши, позиция современных российских исследователей по данной проблеме. Определение и динамика процессов углубления и расширения интеграционного процесса.


  1. Международные отношения в межвоенный период. Дипломатия Второй мировой войны. Формирование Версальско-Вашингтонской системы международных отношений Компьенское перемирие. Программы ведущих держав по послевоенному урегулированию. «14 пунктов» В. Вильсона. Программа организации мира премьер-министра Великобритании Ллойд Джорджа и премьер-министра Франции Ж. Клемансо. Парижская мирная конференция: основные вопросы и организация работы. Мирное урегулирование с союзниками Германии. Причины созыва Вашингтонской конференции 1921 – 1922 гг.

Международные отношения в 1920-е гг.: основные проблемы и пути их решения. Генуэзская конференция. Рапальский договор. Гаагская конференция. Решение германского вопроса. Рейнский гарантийный пакт. Американо-германский торговый договор 1923 г. План Дауэса 1924 г. План Юнга 1930 г. Американский вариант решения проблемы европейской безопасности: пакт Бриана-Келлога 1928 г., Лондонская морская конференция 1930 г.

Ревизия Версальско-Вашингтонской системы в 1930-е гг. Мировой экономический кризис и его влияние на развитие международных отношений. Обострение противоречий между крупнейшими странами западного мира. Проблема военных долгов и репараций в годы кризиса. Переход к протекционистским мерам в США. Тариф Смута-Хоули 1930 г. «Валютная война». Всемирная экономическая конференция 1933 г. Выход Германии и Японии из Лиги Наций. Нападение Италии на Эфиопию. Гражданская война в Испании и международные отношения. Анти­коминтерновский пакт. Политика коллективной безопасности. Провал действий Лиги Наций против Японии и Италии. Политика умиротворения. Англо-германское морское соглашение. Нарушение Германией условий Версальского договора. Аншлюс Австрии. Мюнхенское соглашение. Политика США. Законы о нейтралитете 1935, 1937 гг. Закон о нейтралитете 1939 г. Англо-франко-советские переговоры. Советско-германский пакт о ненападении. Секретный протокол. Крах Версальско-Вашингтонской системы международных отношений и его причины.

Причины, характер Второй мировой войны. Отечественная и зарубежная историография о проблемах войны. Периодизация войны.

Подписание «Тройственного пакта». Присоединение Румынии, Венгрии и Болгарии к «Тройственному пакту». Англо-американское сотрудничество в ходе войны. Закон о «ленд-лизе». Начало создания антигитлеровской коалиции. Англо-советский договор 1942 г. Соглашение между СССР и США 1942 г.

Тегеранская конференция. Проблемы второго фронта, его варианты. Ялтинская конференция. Судьба Германии. Репарации. Польский вопрос. Создание ООН. «Декларация об освобожденной Европе». Потсдамская конференция. Итоги второй мировой войны. «Ялтинский порядок».


  1. Международные отношения во второй половине XX века.

Формирование биполярной системы международных отношений после окончания Второй мировой войны и политики холодной войны. «Американский век» в сфере международных отношений: «доктрина сдерживания» Дж. Кеннана; речь У. Черчилля в Фултоне; «доктрина Трумэна»; план Маршалла. «Первый берлинский кризис». Образование НАТО.

Корейская война; «доктрина массированного возмездия»; «доктрина домино». Создание системы коллективной безопасности в странах Восточной и Юго-Восточной Азии, Азиатско-Тихоокеанском регионе. Встреча Дж. Кеннеди и Н.С. Хрущева в Вене и «второй берлинский кризис»; Кубинский ракетный кризис: причины, итоги; Договор о запрещении испытаний ядерного оружия.

Первый визит президента США Р. Никсона в СССР и подписание договоров об ОСВ-1 и по ПРО; подписание договора об «ОСВ-2»; размещение на территории западноевропейских стран американских ракет «Першинг-2», «двойное решение» НАТО; выступление президента США Р.Рейгана перед Национальной ассоциацией евангелистов; провозглашение программы «Стратегическая оборонная инициатива»; подписание Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности в Европе; подписание Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ); окончание холодной войны.

Определение новых угроз и вызовов безопасности США и их союзников по НАТО после окончания холодной войны. Расширение НАТО.


  1. Общая характеристика западноевропейского интеграционного процесса.

Основные причины успеха западноевропейского интеграционного процесса.

Объяснение феномена интеграции в работах западных исследователей: Эрнст Хаас, Алан Милворд, Уолтер Липдженс, Джон Янг, Фрэнк Линч.

Проблема периодизации интеграционного процесса в Европе во второй половине XX века в историографии: основные этапы региональной экономической интеграции Б. Балассы, позиция современных российских исследователей по данной проблеме.

Определение и динамика процессов углубления и расширения интеграционного процесса. Еврорегионы как форма трансграничной кооперации: понятие, сущность, история развития. Механизмы гибкой интеграции ЕС: выбор участия и выбор неучастия. Концепции многоскоростной Европы, Европы «изменяемой геометрии». Феномен слабой территориальности Евросоюза.

Теории политической интеграции. Функционализм, Дэвид Митрани. Неофункционализм, Эрнст Хаас. Федерализм. Алтиеро Спинелли, Уолтер Липдженс. Межправительственный подход (интерговенментализм), Стэнли Хоффман, Эндрю Моравчик.

  1. Основные этапы развития западноевропейского интеграционного процесса во второй половине XX – нач. XXI вв.

Интеграционные процессы во второй половине 1940-х – 1950-е гг. Два варианта интеграции — проект У. Черчилля и «План Монне-Шумана».

Выступления лидера Консервативной партии Великобритании У. Черчилля в Голландии и Швейцарии в 1946 г. Образование движения «За единую Европу». Создание Совета Европы.

Декларация Р.Шумана от 9 мая 1950 г.: причины и процесс её выдвижения. Подписание Договора об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). Цели, задачи, институциональная основа ЕОУС. Разработка и принятие «Плана Плевена». Позиция руководства западноевропейских государств и США к проекту создания Европейского оборонительного сообщества (ЕОС). Подписание Договора о создании ЕОС: цели, задачи и институциональная основа организации. Причины провала «Плана Плевена». Парижские соглашения и создание ЗЕС (1955 г.). Вступление ФРГ и Италии в ЗЕС. Вхождение ФРГ в состав НАТО.

Конференция представителей «шестёрки» в Мессине. Создание комитета Спаака. Подписание римских договоров о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом). ЕЭС: цели, задачи и институциональная основа.

Интеграционные процессы в 1960-е — 1970-е гг. Фактор «голлизма» в европейской интеграции. Создание и направления деятельности комитета К. Фуше. Пресс-конференция Де Голля 15 мая 1962 г. по вопросам о дальнейшем развитии интеграционного процесса. Причины кризисов в европейском строительстве в 1960-е гг. Вопросы финансирования общей сельскохозяйственной политики. Проблема расширения полномочий наднациональных структур «шестёрки» и числа стран-участников «Общего рынка». Кризис «пустого места». Принятие Люксембургского компромисса.

Достижения европейского интеграционного процесса: Единая сельскохозяйственная политика, создание Европейского фонда ориентации и гарантий в области сельского хозяйства (ФЕОГА); меморандум С. Маншолта «Аграрная реформа 1980 г.»; образование таможенного союза и формирование единой торговой политики; слияние руководящих органов ЕОУС, ЕЭС и Евроатома.

Влияние мирового экономического кризиса середины 1970-х гг. на интеграционные процессы. «План П. Вернера». Создание механизма европейской валютной змеи и проблемы его внедрения. Образование Европейского фонда валютного сотрудничества и формирование Европейской валютной системы (ЕВС).

Преодоление «голлизма»: решения саммита «шестёрки» в Гааге, 1969 г.; расширение Европейских сообществ; создание Европейского Совета; проведение всеобщих прямых выборов в Европейский парламент. Доклады Давиньона и Тиндеманса.

Интеграционные процессы в 1980-е гг. Основные причины проявления «евросклероза» в европейском строительстве, позиция Великобритании по отношению к интеграции и Общей аграрной политике. Расширение Европейских сообществ.

Доклад председателя Еврокомиссии Г. Торна. «План Геншер-Коломбо». Проект А. Спинелли.

Создание единого внутреннего рынка. Публикация Комиссией Европейских Сообществ под председательством Ж. Делора «Белой книги». Принятие Единого Европейского Акта (ЕЕА): основные положения.

Интеграционные процессы в 1990-е гг. Подписание Маастрихтского соглашения о создании Европейского Союза. «Три опоры» Маастрихта. Влияние Договора о ЕС на реализацию интеграционных методов.

Этапы создания Экономического и валютного союза (ЭВС). Введение евро. Подписание Амстердамского соглашения. Развитие положений Шенгенского соглашения 1985 г. Ниццкий договор – новая попытка реформирования ЕС и цели осуществляемых преобразований. Кризис ратификации в Ирландии.

Лакенская декларация и деятельность Конвента по подготовке конституционного договора. Проблемы институциональной конфигурации, правосубъектности, разделения полномочий.

Ратификация Конституционного договора: парламентское утверждение или референдум. Проблемы ратификации во Франции и Голландии. Решение Европейского совета в июне 2005 г. Лиссабонский договор: основные положения и перспективы.


  1. Социально-экономическое и политическое развитие США в новейшее время.

Особенности развития политической системы США. Основные функции американских партий. Социальная стратификация американского общества.

Итоги первой мировой войны. Превращение США в центр финансового мира. Внутренняя и внешняя политика В.Вильсона. Экономический кризис 1920-1921 гг., его особенности. Правительство У. Гардинга.

«Эпоха процветания» в США в 1920-е гг. Консервативная социально-экономическая политика республиканцев. «Сухой закон». Успехи промышленного развития. Влияние новых технологий на быт. Акционерный бум. Биржевая паника октября – ноября 1929 г. Реакция администрации Г. Гувера на кризис. Начало «Великой депрессии», ее причины. Социально-экономические последствия кризиса. Поиск путей выхода из кризиса: Г. Гувер – создание РФК, ФФУ. Выборы 1932 г. Ф.Д. Рузвельт. «Новый курс» – преобразования в банковской системе, промышленности, сельском хозяйстве, социальной сфере. «Второе издание» «нового курса». Закон Вагнера. Выборы 1936 г. США накануне и в годы II мировой войны.

Итоги Второй мировой войны для США. Формирование «справедливого курса». Образование Комитета по гражданским правам 1946 г. Отмена сегрегации в вооруженных силах США 1948 г. Итоги президентских выборов 1948 г. Маккартизм. Создание комитета по «антиамериканской деятельности». Итоги президентских выборов 1952 г.

Д. Эйзенхауэр. Формирование и реализация программы «Современного республиканизма» («динамического консерватизма»). Экономическая политика. Особенности развития национальной инновационной системы в США. Президентская кампания 1960 г.

«Новые рубежи» Д. Кеннеди. Движения массового протеста 1960-х гг. Движение за гражданские права афроамериканцев. Мартин Лютер Кинг. Принятие Билля о гражданских правах.

«Великое общество» Л. Джонсона. Законодательный запрет расовой дискриминации. Президентские выборы. Итоги социальной политики демократической партии США в 1960-е гг. Президентская кампания 1968 г.

Р. Никсон. Причины экономического кризиса конца 1960-х – нач. 1970-х гг. Становление экологического движения в США. «Новая экономическая политика» и «Новый федерализм». Уотергейтский кризис.

Социально-экономическая политика Д. Форда и Д. Картера. Мероприятия по сдерживанию инфляции. Конференция о сбалансированном национальном росте и экономическом развитии. Неоконсервативные реформы Р. Рейгана. Программа «Новое начало для Америки». «Рейганомика». Налоговый акт экономического оживления. Акт налоговой справедливости и бюджетной ответственности. Итоги «рейганомики».

Дж. Буш-старший: социально-экономическая политика. Обновление идеологической платформы демократической партии США. Принятие Новоорлеанской декларации. Президентская кампания 1992 г. «Третий путь» У. Клинтона. Реформирование институтов государства. Экономический план У. Клинтона и его реализация. Сокращение бюджетного дефицита. Социальная политика. Основные макроэкономические показатели развития США на рубеже XX — XXI вв.


  1. Великобритания 1918 г. – нач. XXI в.

Итоги первой мировой войны. Выборы 1918 г. Правительство Ллойд Джорджа. Подъем рабочего движения в 1919-1929 гг. Усиление влияния лейбористкой партии; ее устав и программа. «Черная пятница». Правительство С. Болдуина. Первое лейбористское правительство и его политика. Выборы 1924 г. «Письмо Зиновьева». Второе правительство С. Болдуина. Восстановление «золотого стандарта». «Красная пятница». Всеобщая стачка 1926 г. Закон о промышленных конфликтах и тред-юнионов. Мондизм. Второе лейбористское правительство.

Великобритания в годы экономического кризиса. Стачечное движение, движение безработных. Вестминстерский статут. Правительственный кризис 1931 г. Раскол в лейбористской партии. «Национальное правительство». Отмена «золотого стандарта». Введение протекционизма. Оттавская имперская конференция 1932 г. Правительство С. Болдуина (третий срок) Правительство Чемберлена. Усиление государственно-монополистических тенденций. Реформа Чемберлена.

Экономическое и международное положение Великобритании после окончания Второй мировой войны. Парламентские выборы 1945 г. Правительство К. Эттли (1945–1951 гг.). Программа «демократического социализма». Национализация ключевых отраслей промышленности. Создание Национальной службы здравоохранения.

Консервативные правительства: У. Черчилль (1951–1955 гг.), Э. Иден (1955–1957 гг.), Г. Макмиллан (1957–1963 гг.), А. Дуглас-Хьюм (1963–1964 гг.). «Государство благоденствия» при консерваторах: успехи и трудности. Создание Национального совета экономического развития. Индикативное планирование. «Батскеллизм».

Кабинет Г. Вильсона (1964–1970 гг.). Экономическая и социальная политика, профсоюзное законодательство. Обострение ситуации в Ольстере. Правительство Э. Хита (1970–1974 гг.). Вступление Великобритании в затяжной экономический кризис. Антипрофсоюзное законодательство. Принятие Великобритании в ЕЭС. Кабинеты Г. Вильсона (1974–1976 гг.) и Д. Каллагэна (1976–1979 гг.). «Социальный контракт».

Неоконсервативные реформы М. Тэтчер (1979–1990 гг.). Денационализация, демуниципализация. Развитие механизмов частно-государственного партнёрства. Борьба с профсоюзным монополизмом. Итоги политики «тэтчеризма». Д. Мейджор (1990–1997 гг.). Экономическая и социальная политика.

«Новый лейборизм» Э. Блэра (1997–2007 гг.): формирование новой политической платформы лейбористской партии Великобритании, ревизия устава партии. Основные положения «Третьего пути» как новой стратегии развития государства и общества. Социально-экономическая политика кабинета Э. Блэра: расширение занятости населения и сокращение безработицы; поддержка семьи и детства; развитие здравоохранения и сферы медицинского обслуживания. Проблема конституционной реформы.

  1. Социально-экономическое и политическое развитие Германии в новейшее время

Поражение Германии в первой мировой войне. Усиление экономического, политического кризиса. Причины и начало Ноябрьской революции, ее этапы. Роль Советов. Образование КПГ. Баварская советская республика. Оценки Ноябрьской революции, историография. Образование Веймарской республики, Веймарская конституция. Расстановка социальных и политических сил — Веймарская коалиция, Антивеймарская коалиция. Мобилизация реакционных сил. Путч Каппа-Лютвица. Образование НСДАП. «25 пунктов».

Германия в период послевоенной стабилизации капитализма. Упрочение позиций крупного капитала. Германия в период мирового экономического кризиса. Последствия кризиса. Кризис буржуазных партий. «Эра Брюнинга» Консолидации правых и ультраправых сил. «Габсбургский фронт». Проблема консервативной альтернативы нацизму. «Железный фронт». Установление тоталитарной нацистской диктатуры. Падение Веймарской республики. Реакционно-бюрократический вариант ГМК. Корпоративно-сословный принцип. Милитаризация экономики.

Экономическое и политическое положение Германии после окончания Второй мировой войны. Вопрос о статусе Германии в документах Тегеранской, Ялтинской и Потсдамской конференций. Союзный контрольный совет и его функции. Разделение страны на четыре зоны оккупации. Особенности проведения политики «4-Д» в западных зонах оккупации. Подрыв правовой базы национал-социализма, создание военных трибуналов, анкетирование, цензура немецких библиотечных фондов, документальных и художественных фильмов. Восстановление демократических партий. Факторы, способствовавшие становлению христианских партий. Сикская программа СвДП. Аленская программа ХДС. Разукрупнение немецких предприятий и планы по их «социализации». Образование Бизонии 1946 г. и Тризонии 1948 г. Денежная реформа 1948 г. в западных зонах. Берлинский кризис. Парламентский совет. Провозглашение ФРГ. Конституция 1949 г. «Оккупационный статут».

К. Аденауэр. Германское «экономическое чудо», его причины. Доктрина «социального рыночного хозяйства». Расширение социального законодательства. Л. Эрхард и экономический кризис середины 1960-х гг. «Большая коалиция». К. Кизингер. «Малая коалиция». В. Брандт, Г. Шмидт. Социально-экономические реформы. Экономический кризис середины 1970-х гг. в ФРГ. Закон об уставе предприятия. Закон о соучастии в управлении. Блок ХДС/ХСС-СвДП. Неоконсервативные реформы Г. Коля.

Объединение Германии: причины и последствия. Политика правительства Г. Коля после объединения страны. Социально-экономические трудности Восточной Германии. «Красно-зеленая» коалиция. Социально-экономическая политика Г. Шредера. «Повестка дня — 2010».


  1. Основные тенденции развития Франции в новейший период истории.

Экономическое и политическое положение Франции после второй мировой войны. Подъем рабочего и демократического движения. «Национальный блок» у власти 1919-1923 гг.

Стабилизация капитализма, ее особенности во Франции. «Левый блок» у власти. Э. Эррио. Правительство «национального единения» Пуанкаре — «пуанкаризм». Особенности проявления мирового экономического кризиса (1930-1935 гг.) во Франции. «Дирижисты» Возрождение «левого блока» 1932 г. Активизация правых и ультраправых. Особенности французского фашизма. Попытка фашистского путча 1934 г. Активизация антифашистских сил. «Народный фронт» и его программа. Победа партий Народного фронта на парламентских выборах 1936 г. Правительство Л. Блюма. Достижения Народного фронта. Причины раскола Народного фронта. Историография Народного фронта.

Экономическое и политическое положение Франции после окончания Второй мировой войны. Особенности формирования политической системы. Четвертая республика. Конституция 1946 г. Партийная система Четвертой республики, причины политической нестабильности. Экономическое развитие Четвертой республики. Колониальные проблемы. Восстание в Алжире и кризис Четвертой республики.

Пятая республика. Конституция 1958 г. Партийная система Пятой республики. Ш. де Голль. Решение алжирского вопроса. Эвианские соглашения. Экономическое и социальное развитие Франции при Ш. де Голле. Формирование оппозиции Ш. де Голлю. Изменение закона о выборах президента. Выступления студентов, гошистские группировки. «Красный май». Отставка Ш. де Голля. Ж. Помпиду и В. Жискар д’Эстен, их социальная и экономическая политика. Ф. Миттеран. Социальные и экономические реформы 1981–1982 гг. Феномен «сосуществования». Неоконсервативные реформы Ж. Ширака


  1. Основные тенденции развития Италии в новейший период истории.

Социально-экономическое и политическое положение Италии после первой мировой войны. Подъем рабочего движения. «Красное двухлетье». Захват предприятий. Образование Народной партии. Борьба течений в социалистической партии. Бордига. Зарождение фашистского движения, его сущность, программные установки. Причины победы фашизма. Начало фашизации государства. «Кризис Маттеотти». Авентинский блок. Установление тоталитарного фашистского режима. Италия в период мирового экономического кризиса. Институт промышленной реконструкции – ИРИ. Политика автаркии. Корпоративная система: ее сущность; фашистская система ГМК.

Экономическое и политическое положение Италии после войны. Социально-экономические трудности. Формирование новой партийно-политической структуры страны. ХДП, ее особенности и роль в политической жизни послевоенной Италии. Социальная доктрина католической церкви, ее отражение в программе ХДП.

Учредительное собрание и выработка новой конституции. Ликвидация монархии и провозглашение республики (1946 г.). Кабинеты де Гаспери (1945-1954 гг.), их внутренняя политика. Аграрная реформа.

Экономическое и политическое положение Италии в 1950-60-х гг. Итальянское «экономическое чудо». Левоцентристские кабинеты 1962-1968 гг.

Обострение политической обстановки в 1970-х гг. Начало кризиса ХДП. Политическая нестабильность. «Красные бригады». Политика «национальной солидарности». Досрочные выборы в парламент в 1979 г.

Экономическое положение и политическая борьба в Италии в 1980-1990-х гг. Увеличение разрыва в уровнях развития Севера и Юга страны. Образование после выборов 1994 г. правого кабинета С. Берлускони (март-декабрь 1994 г.) Череда правительственных кризисов 1995 г. Парламентские выборы 1996 г., победа левоцентристской коалиции. Финансово-экономические реформы 1990-х гг. Политика «жесткой экономики». Новая налоговая система. Начало приватизации части государственной собственности.

Рабочая учебная программа


Наименование тем и разделов

Всего

Аудиторные занятия

Само­стоя­тельная работа

В том числе

Лекции

Практ./ лаб.занятия

Введение

0,17 (6)

0,055 (2)



0,11 (4)

Специфика новейшего периода истории стран Западной Европы и США

0,6 (22)

0,11 (4)

0,28 (10)

0,22 (8)

Международные отношения в межвоенный период. Дипломатия Второй мировой войны

0,5 (18)

0,11 (4)

0,17 (6)

0,22 (8)

Международные отношения во второй половине XX века

0,5 (18)

0,11 (4)

0,17 (6)

0,22 (8)

Общая характеристика западноевропейского интеграционного процесса

0,17 (6)

0,055 (2)



0,11 (4)

Основные этапы развития западноевропейского интеграционного процесса во второй половине XX – нач. XXI вв.

0,22 (8)

0,055 (2)

0,055 (2)

0,11 (4)

Социально-экономическое и политическое развитие Германии в новейшее время

0,4 (16)

0, 11 (4)

0, 11 (4)

0,22 (8)

Социально-экономическое и политическое развитие США в новейшее время

0,33 (12)

0,11 (4)

0,055 (2)

0,17 (6)

Великобритания 1918 г. – нач. XXI в.

0,33 (12)

0, 11 (4)

0,055 (2)

0,17 (6)

Основные тенденции развития Франции в новейший период истории

0,39 (14)

0,11 (4)

0,055 (2)

0,22 (8)

Основные тенденции развития Италии в новейший период истории

0,33 (12)

0,055 (2)

0,055 (2)

0,22 (8)

ИТОГО

4 (144)

1 (36)

1 (36)

2 (72)



Планы и методические указания

по подготовке к семинарским занятиям
  1   2   3   4   5

Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине новейшая история iconУчебно-методический комплекс ростов-на-Дону 2009 Учебно-методический...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Адвокатская деятельность и адвокатура» разработан в соответствии с образовательным стандартом...

Учебно-методический комплекс по дисциплине новейшая история iconУчебно-методический комплекс дисциплины «история географии и история географии дальнего востока»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...

Учебно-методический комплекс по дисциплине новейшая история iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Менеджмент»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...

Учебно-методический комплекс по дисциплине новейшая история iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «уголовное право»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...

Учебно-методический комплекс по дисциплине новейшая история iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Практикум по 1С»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...

Учебно-методический комплекс по дисциплине новейшая история iconУчебно-методический комплекс по новейшей истории зарубежных стран 9 «Б» класс Компоненты
Загладин Н. В. Новейшая история зарубежных стран. XX век: Учебеик для 9 кл основной школы. – 6-е изд. – М.: Ооо «тид русское слово...

Учебно-методический комплекс по дисциплине новейшая история iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Таможенное дело»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...

Учебно-методический комплекс по дисциплине новейшая история iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Основы организации труда»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...

Учебно-методический комплекс по дисциплине новейшая история iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Отечественная история»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...

Учебно-методический комплекс по дисциплине новейшая история iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «история отечественного...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск