Курс лекций для руководителей образовательных учреждений Том 1


НазваниеКурс лекций для руководителей образовательных учреждений Том 1
страница1/139
ТипДокументы
filling-form.ru > Договоры > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   139
НАЦИОНАЛЬНАЯ АССОЦИАЦИЯ ЦЕНТРОВ ОХРАНЫ ТРУДА



Серия: Обучение требованиям охраны труда отдельных

категорий застрахованных работников

ОХРАНА ТРУДА


КУРС ЛЕКЦИЙ
для руководителей


образовательных учреждений

Том 1


Москва 2008

УДК 331.45+331.458 (075)

О 926
Охрана труда: курс лекций для руководителей образовательных учреждений / д.э.н., профессор А.Л. Сафонов, В.К.Свиридов, д.э.н., профессор Н.П. Пашин, д.т.н., профессор. Г.З. Файнбург, д.т.н., профессор С.С. Тимофеева, к.т.н., профессор Ю.А. Федченко., к.т.н., доцент Л.А. Ботвенко, к.ф-м.н. С.П. Ворошилов, к.э.н. В.Е. Рябова, Т.В. Абызова, Т.Л. Правдивая, Е.Н. Смирнова, засл. деятель науки РФ, д.т.н., профессор А.П. Лапин, к.т.н., доцент Б.М. Тюриков, к.б.н., доцент Ю.Н.Баранов – Под общей редакцией д.э.н., проф. А.Л. Сафонова- М., 2008. – Т.1.- 526с.
Курс лекций предназначен для преподавателей учебных центров охраны труда, ведущих обучение охраны труда руководителей образовательных учреждений.

Курс лекций дополняет базовый комплект учебных пособий серии «Охрана труда», входящих в федеральный базовый учебно-методический комплекс.

Курс лекций подготовлен в соответствии с примерными учебными планами и программой проведения 40-часового обучения охране труда и последующей проверки знаний требований охраны труда работников организаций отдельных категорий застрахованных.

Том 1.

Собственно курс лекций состоит из четырех частей:

Часть 1 – Основы охраны труда;

Часть 2 – Основы управления охраной труда

Часть 3 – Специальные вопросы обеспечения требований охраны труда и безопасности производственной деятельности.

Часть 4 – Социальная защита работников на производстве.

Том 2.

Во 2 томе приведены некоторые документы практического использования – инструкции по охране труда и безопасности образовательного учреждения.

Каждая часть курса состоит из лекций сгруппированных по темам, сориентированных на 1 академический час, каждая лекция сопровождается слайдами, который могут использоваться как графический материал для раздачи слушателям. Лекции имеют резерв по времени для включения дополнительных материалов.

Курс лекции одобрен и рекомендован к печати Советом Национальной Ассоциации центров охраны труда (НАЦОТ) для обучения и проверки знаний по охране труда и для использования в качестве одной из составляющих базового пакета учебной, учебно-методической и нормативно-справочной литературы.
Рецензенты: Алыменко Н.И., д.т.н. профессор (Пермский государственный университет)

Сурков Н.И., к.т.н., доцент (Администрация Кемеровской области)
Национальная ассоциация центров охраны труда

Москва, 105043,4-я Парковая ул., д. 29 Тел./Факс: (495) 164 39 59

E-mail: vcot-nnn@mail.ru http://www.nacot.ru

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ЛЕКЦИЙ

ЧАСТЬ 1
Основы охраны труда 8

ЧАСТЬ 2
Основы управления охраной труда в организации 138

ЧАСТЬ 3
Специальные вопросы обеспечения требований охраны труда и безопасности производственной деятельности 277

ЧАСТЬ 4
Социальная защита пострадавших на производстве .374

ЛИТЕРАТУРА 497
ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Настоящий курс лекций разработан на основе Примерных учебного плана и программы от 17 мая 2004 г., с сохранением возможности для создания в органах управления охраной труда и образованием различных региональных примерных учебных планов и программ, а в обучающих организациях – различных рабочих учебных планов и программ, отражающих практические потребности и запросы конкретной аудитории и разрабатываемых с учетом отраслевых, региональных и корпоративных особенностей.

В основу примерного курса лекций положена практическая направленность обучения, определяющая его эффективность – предотвращение производственных травм и профессиональных заболеваний работников, травматизма воспитанников и обучающихся, а также аварий и инцидентов в образовательных учреждениях.

Курс обучения состоит из четырех разделов программы, тематически объединяющих группу однонаправленных вопросов.

В качестве таких разделов выделены:

1) Основы охраны труда;

2) Основы управления охраной труда в организации;

3) Специальные вопросы обеспечения требований охраны труда и безопасности производственной деятельности;

4) Социальная защита пострадавших на производстве.

Содержание и логика последовательности рассмотрения этих разделов хорошо видны из их названий.

Длительность раздела, как правило, составляет один учебный день, увеличиваясь до полутора дней или уменьшаясь до половины учебного дня для отдельных категорий слушателей. Практика показала, что такое временное деление курса с одновременным логическим делением на относительно обособленные (самостоятельные) разделы наиболее целесообразно как по условиям организации учебного процесса, так и для лучшего усвоения материала слушателями.

Каждый раздел разбит на последовательно изучаемые темы. Тема – это группа тесно связанных вопросов. Практика показывает, что наилучшим вариантом разбиения курса обучения на темы является такой вариант, при котором длительность каждой темы составляла бы один академический час и/или была бы кратной ему. К сожалению, выдержать этот принцип удается не всегда.

В примерных учебных планах длительность тем составляет четверть часа, полчаса, час, два часа и три часа.

Наименьшей учебной единицей является вопрос. Вопросы, из которых состоят темы, можно использовать в качестве вопросов на экзамене (собеседовании) в конце курса обучения. В качестве таких экзаменационных вопросов, в принципе, можно использовать и названия тем, но следует помнить, что тема – как правило, большой комплекс вопросов, и редко – один вопрос.

Детальное разбиение тем на вопросы, осуществленное в примерной программе структурирование (разбиение), необходимо для лучшего усвоения и запоминания слушателями содержания курса, а также для большей унификации (стандартизации) читаемого преподавателем курса.

Такое детальное структурирование программы обучения на разделы, темы и отдельные вопросы педагогически обосновано многолетней практикой, узаконено как обязательное нормативно-методическими документами системы образования России и широко используется при разработке программ в образовательных учреждениях.

Исходя из многолетнего опыта обучения, курс лекций максимально унифицирован для разных категорий слушателей по своей структуре и последовательности изложения тем. Варьирование и конкретизация положений любого раздела и темы учебного плана и программы достигаются при помощи перераспределения учебного времени, отведенного на изучение отдельных тем, либо при помощи акцентирования преподавателем внимания на тех или иных вопросах внутри тем.

Изменение времени, отведенного на различные темы, фактически меняет глубину и содержательность изучаемого курса. Окончательно делает это преподаватель в процессе проведения занятий: понятные и знакомые слушателям вопросы он излагает более сжато, на разъяснении новых и непонятных вопросов должен остановиться подробнее. Часть сведений при этом может повториться, поскольку реальное обеспечение требований охраны труда – комплексная и многогранная проблема.

Являясь «примерным», курс лекций допускает, в принципе, исключение ряда тем (не более 25% от общего числа) и/или замены их на новые темы, исходя из специфики потребностей слушателей. Такие нововведения наиболее целесообразно производить на третий день занятий. В этот день целесообразно рассматривать и специальные отраслевые проблемы, которые по своему объему не могут быть педагогически корректно включены в содержание тем общей тематики.

Курс лекций, как и Примерные учебные планы и программа, построен в соответствии с естественной логикой рассмотрения вопросов охраны труда: от общего к частному; от причины к следствию; от опасных и вредных производственных факторов условий труда и учебы к мерам защиты от них, вплоть до первой помощи и социальной защиты пострадавших; от правовых основ охраны труда как элемента социальной политики государства до конкретных деталей организации работы по охране труда на рабочем месте.

Базисная организация обучения по охране труда (профессиональной подготовки) предусматривает 40 часовую программу, включающую 32 часа (4 дня) аудиторных занятий и 8 часовую проверку знаний с самопроверкой и последующей экзаменационной проверкой знаний.

Стандартная организация занятий укладывается в одну рабочую неделю (5 рабочих дня). Занятия разбиты по принципу: лекции и/или собеседования – 4 акад. часа, обед, лекции и/или собеседования – 4 акад. часа. Возможна и другая организация образовательного процесса при сохранении его общего объема и содержания.

Содержание и структура курса лекций в принципе позволяют дополнительно использовать модульные системы обучения и компьютерные обучающие и контролирующие программы.

В процессе обучения слушателям (для повышения качества обучения и в соответствии с установившимися педагогическими традициями дополнять лекции самостоятельной работой с учебником) необходимо выдавать (можно временно, но лучше в постоянное пользование) учебную, учебно-методическую и другую специальную литературу.

Введение в курс лекций

Логикой жизни и законодательством Российской Федерации определено, что вся непосредственная работа по охране труда работников, по обеспечению безопасности и безвредности учебного процесса на здоровье обучающихся и/или воспитанников, а также по обеспечению безопасности имущества образовательного учреждения возложено на само образовательное учреждение, все обязанности которого выполняют его работники. За всю эту работу отвечает, в первую очередь, руководители учреждения, особенно первый руководитель.

Вот здесь-то руководитель, занятый основной деятельностью образовательного учреждения, сталкивается с постоянно сопутствующими ей проблемами обеспечения безопасности этой деятельности, от которых, с одной стороны, он никак не может отмахнуться, а, с другой стороны, и разрешить их один до конца не в состоянии.

Дело в том, что абсолютной безопасности не существует, и всегда есть опасность получения производственной травмы или профессионального заболевания работником, т.е. «невыполнение» требований охраны труда.

Кроме того, поведение работника (пострадавшего/жертвы) в 80% всех несчастных случаев оказывается либо случайно ошибочным, либо намеренно рискованным, а руководитель не может быть «нянькой» всем своим работникам постоянно и одновременно!

Если учесть, что вопросы охраны труда в образовательных учреждениях переплетаются с проблемами обеспечения безопасности обучающихся, воспитанников, то становится ясна МНОЖЕСТВЕННОСТЬ ПРОБЛЕМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ в образовательных учреждениях.

Безопасность нормального функционирования образовательного учреждения – это состояние защищенности жизненного важных интересов личности (обучающихся, воспитанников и сотрудников/работников) и общества (включая собственников образовательного учреждения).

Обеспечение безопасности – сложная организационно-техническая задача, успешное решение которой возможно только при условиях, не позволяющих реализоваться опасностям. Одним из таких важнейших условий является постоянное продуманное целенаправленное противостояние опасностям, требующее постоянных затрат организационных (человеческих), материальных (овеществленных) и финансовых (денежных) ресурсов.

Неся персональную ответственность, никакой руководитель не может и не должен выполнять ВСЕ ОБЯЗАННОСТИ РАБОТОДАТЕЛЯ (или образовательного учреждения) ПО ОХРАНЕ ТРУДА И БЕЗОПАСНОСТИ лично. Для этого у него есть подчиненные. Многие их них грамотные специалисты и также заняты организацией обучения на своем уровне или в своем секторе обязанностей и ответственности.

А потому руководитель должен, во-первых, организовать безопасный труд своих подчиненных и безопасное функционирование образовательного учреждения, а, во-вторых, организовать работу по охране труда и безопасности в руководимом им учреждении/подразделении.

Но сделать это можно, если знаешь ЧТО делать и КАК делать.

Именно этому и посвящен настоящий курс обучения. Он содержит все основные сведения по охране труда и безопасности образовательного учреждения в пределах минимума, необходимого руководителю образовательного учреждения или его подразделения.

Напомним, что основной причиной производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников являются неблагоприятные условия труда, нарушения элементарных требований охраны труда и безопасности производства.

Подчеркнем, что «охрана труда» включает в себя «безопасность труда» и «гигиену труда» и касается только наемных работников, работающих по трудовому договору с работодателем.

Для образовательных учреждений работодателем выступает учреждение – юридическое лицо, заключившее договор с работником. При этом функции работодателя перераспределяются между работниками – должностными лицами работодателя. Наибольшие обязанности и ответственность естественно несет первый руководитель учреждения, а в подразделении – руководитель данного подразделения.

Заметим, что руководитель образовательного учреждения отвечает и за безопасность самого образовательного учреждения (в первую очередь от пожара), и за безопасность всех его сотрудников и обучающихся/воспитанников (в первую очередь от массового отравления и от инфекционных заболеваний, а также «детского» и производственного травматизма).




ОХРАНА ТРУДА

Курс лекций
для руководителей образовательных учреждений

в 5 частях
Часть 1.
Основы охраны труда


(первый день занятий)

Содержание

ОХРАНА ТРУДА 1

Тема 1.1.
Трудовая деятельность человека 23

Вопрос 1.1.1.
Общие понятия о трудовой деятельности человека 23

Вопрос 1.1.2.
Общие сведения об организме человека 26

Вопрос 1.1.3.
Организм человека и внешняя среда 32

Вопрос 1.1.4.
Условия труда 35

Тема 1.2.
Основные принципы обеспечения безопасности 43

Вопрос 1.2.1.
Понятие «безопасность» и «безопасность труда» 43

Вопрос 1.2.2.
Идентификация опасностей и оценка риска 46

Вопрос 1.2.3.
Основные принципы обеспечения безопасности 48

Тема 1.3.
Основные принципы обеспечения охраны труда 50

Вопрос 1.3.1.
Понятие «охрана труда» 50

Вопрос 1.3.2.
Понятие социально приемлемого риска 51

Вопрос 1.3.3.
Основные принципы обеспечения охраны труда 52

Вопрос 1.3.4.
Состояние условий труда в Российской Федерации 53

Вопрос 1.3.5.
Компенсации за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда 54

Вопрос 1.3.6.
Экономическое обеспечение охраны труда 56

Тема 1.4.
Основные положения
трудового права 60

Вопрос 1.4.1.
Основные понятия трудового права 60

Вопрос 1.4.2.
Международные трудовые нормы 62

Вопрос 1.4.3.
Нормы российского трудового права 64

Вопрос 1.4.4.
Трудовой договор между работником и работодателем 66

Вопрос 1.4.5
Дисциплина труда и методы ее обеспечения 78

Вопрос 1.4.6.
Внутренний трудовой распорядок 79

Вопрос 1.4.7.
Соблюдение режима труда и отдыха 80

Вопрос 1.4.8.
Социальное партнерство 83

Вопрос 1.4.9.
Особенности регулирования труда женщин 87

Вопрос 1.4.10.
Особенности регулирования наемного труда молодежи 91

ТЕМА 1.5.
Правовые основы обеспечения безопасности и охраны труда 94

Вопрос 1.5.1.
Правовые источники безопасности и охраны труда 94

Вопрос 1.5.2.
Нормативные документы МОТ по охране труда 95

Вопрос 1.5.3.
Государственная политика в сфере охраны труда 96

Вопрос 1.5.4.
Гарантии права работников на безопасный труд 99

Вопрос 1.5.5.
Правовые основы безопасности образовательного учреждения 100

Вопрос 1.5.6.
Правовые основы обеспечения безопасности обучающихся, воспитанников, персонала 102

Тема 1.6.
Государственное регулирование
в сфере охраны труда 104

Вопрос 1.6.1.
Основные принципы государственного регулирования
в сфере охраны труда в рыночной экономике 104

Вопрос 1.6.2.
Государственное управление охраной труда 106

Вопрос 1.6.3.
Регулирование деятельности работодателя через региональные рынки услуг по охране труда 109

Вопрос 1.6.4.
Государственный контроль и надзор за соблюдением
трудового законодательства и охраной труда 110

Вопрос 1.6.5.
Органы государственного специализированного надзора 111

Вопрос 1.6.6.
Государственная экспертиза условий труда 113

Вопрос 1.6.7.
Организация общественного контроля 114

Тема 1.7.
Государственные нормативные требования охранЫ труда 116

Вопрос 1.7.1.
Основы принятия и применения
государственных нормативных требований охраны труда 116

Вопрос 1.7.2.
Виды подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда 117

Вопрос 1.7.3.
Нормативные акты по безопасности 120

Вопрос 1.7.4.
Закон о техническом регулировании 125

Вопрос 1.7.5.
Действие локальных нормативных актов,
содержащих нормы трудового права 126

Тема 1.8.
Обязанности и ответственность работников по соблюдению требований охраны труда и трудового распорядка 128

Вопрос 1.8.1.
Основные типы работников 128

Вопрос 1.8.2.
Трудовые обязанности работника 136

Вопрос 1.8.3.
Права и трудовые обязанности работника
по охране труда 138

Вопрос 1.8.4.
Ответственность работников по соблюдению требований охраны труда 141

Тема 1.9.
Обязанности и ответственность
должностных лиц по соблюдению требований законодательства о труде и об охране труда 144

Вопрос 1.9.1.
Должностные лица и их обязанности 144

Вопрос 1.9.2.
Ответственность должностных лиц 149

Тема 2.1.
Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда 157

Вопрос 2.1.1.
Обязанности работодателя по охране труда 157

Вопрос 2.1.2.
Основные мероприятия по организации работы по охране труда и безопасности образовательного учреждения 161

Вопрос 2.1.3.
Служба охраны труда образовательного учреждения и ее функции 165

Вопрос 2.1.4.
Распределение обязанностей работодателя
по охране труда среди работников 171

Вопрос 2.1.5.
Организация контроля по охране труда 172

Вопрос 2.1.6.
Использование услуг специализированных организаций
в сфере охраны труда 175

Тема 2.2.
Управление внутренней мотивацией работников на безопасный труд и соблюдение требований охраны труда 176

Вопрос 2.2.1.
Общие понятия о внутренней мотивации человека 176

Вопрос 2.2.2.
Человеческий фактор в обеспечении безопасности 177

Вопрос 2.2.3.
Общие принципы подбора работников 178

Вопрос 2.2.4.
Управление мотивацией деятельности работников
по охране труда 180

Вопрос 2.2.5.
Организация смотров-конкурсов по охране труда 183

Вопрос 2.2.6.
Понятия «культура охраны труда», «культура безопасности» 185

Вопрос 2.2.7.
Всемирный день охраны труда 185

ТЕМА 2.3.
Социальное партнерство работодателя и работников в сфере охраны труда 186

Вопрос 2.3.1.
Работники и их доверенные лица 186

Вопрос 2.3.2.
Комитеты (комиссии) по охране труда 187

Вопрос 2.3.3.
Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда 190

Вопрос 2.3.4.
Планирование мероприятий по охране труда и разработка программ по улучшению условий и охраны труда в учреждении 191

Вопрос 2.3.5.
Коллективный договор 191

Тема 2.4.
Организация системы управления охраной труда 196

Вопрос 2.4.1.
Внедрение современных систем управления –
веление времени и глоболизации экономики 196

Вопрос 2.4.2.
Основные принципы, элементы, понятия и термины современных систем управления 201

Вопрос 2.4.3.
Основные документы по системам управления охраной труда 204

Вопрос 2.4.4.
Требования к системе управления охраной труда 207

2.4.4.1 Общие требования 207

2.4.4.2. Политика учреждения в области охраны труда 208

2.4.4.3. Идентификация опасностей, оценка риска и управление им 209

2.4.4.4. Планирование мероприятий и функционирования системы управления охраной труда 210

Вопрос 2.4.5.
Внедрение и обеспечение функционирования системы управления охраной труда 211

2.4.5.1. Структура работ и распределение ответственности 211

2.4.5.2. Распределение обязанностей по охране труда 212

2.4.5.3. Обучение, квалификация и компетентность персонала 213

2.4.5.4. Информирование и инструктирование персонала 213

2.4.5.5. Подготовленность к аварийным ситуациям 214

2.4.5.6. Передача и обмен информацией 214

2.4.5.7. Документация системы управления охраной труда 214

2.4.5.8. Управление производственно-технологическими операциями 216

Вопрос 2.4.6.
Контроль результативности охраны труда 217

2.4.6.1. Методы периодической оценки состояния охраны труда 217

2.4.6.2. Несоответствия, проверочные, корректирующие и предупредительные действия 218

2.4.6.3. Аварии, несчастные случаи и происшествия 219

2.4.6.4. Записи и управление записями 219

2.4.6.5. Аудит системы управления охраной труда 219

Вопрос 2.4.7.
Рассмотрение (анализ) руководством образовательного учреждения функционирования системы управления охраной труда 221

Вопрос 2.4.8.
Действия по совершенствованию СУОТ 222

2.4.8.1. Предупреждающие и корректирующие действия 222

2.4.8.2. Непрерывное совершенствование 222

Вопрос 2.4.9.
Создание и внедрение СУОТ 223

Тема 2.5.
Аттестация рабочих мест по условиям труда 225

Вопрос 2.5.1.
Цели и задачи аттестации рабочих мест 225

Вопрос 2.5.2.
Порядок проведения аттестации рабочих мест 226

Вопрос 2.5.3.
Оценка травмобезопасности рабочих мест 234

Вопрос 2.5.4.
Оценка обеспеченности работников средствами
индивидуальной защиты 237

Вопрос 2.5.5.
Оценка фактического состояния условий труда на рабочем месте 239

Вопрос 2.5.6.
Итоговая (результирующая) оценка условий труда 240

Вопрос 2.5.7.
Карты аттестации рабочего места 241

Вопрос 2.5.8.
Реализация результатов аттестации рабочих мест
по условиям труда 242

Тема 2.6.
Разработка инструкций по охране труда 243

Вопрос 2.6.1. Назначение инструкций 243

Вопрос 2.6.2.
Порядок разработки и утверждения инструкций 244

Вопрос 2.6.3.
Содержание и написание инструкции 248

Тема 2.7.
Организация обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда 255

Вопрос 2.7.1.
Порядок обучения 255

Вопрос 2.7.2.
Обучение безопасным методам и приемам труда. Инструктирование 257

ТЕМА 2.8.
Обеспечение работников средствАМИ индивидуальной защиты 261

Вопрос 2.8.1. Общие требования к средствам индивидуальной защиты 261

Вопрос 2.8.2.
Средства защиты головы 262

Вопрос 2.8.3.
Средства защиты лица 263

Вопрос 2.8.4.
Средства защиты тела 263

Вопрос 2.8.5.
Средства защиты рук 264

Вопрос 2.8.6.
Средства защиты ног 264

Вопрос 2.8.7.
Особые виды средств индивидуальной защиты 265

2.8.7.1. Средства защиты органов дыхания 265

2.8.7.2. Средства защиты органов зрения 266

2.8.7.3. Средства защиты органов слуха 267

2.8.7.4. Дерматологические средства защиты кожи 268

2.8.7.5. Средства защиты от падения с высоты 268

Вопрос 2.8.8.
Обязанности должностных лиц работодателя по обеспечению работников средствами индивидуальной защиты 269

Вопрос 2.8.9.
Порядок обеспечения работников средствами индивидуальной защиты 271

Тема 2.9.
Основы предупреждения профессиональной заболеваемости 276

Вопрос 2.9.1.
Основы профилактики профессиональных заболеваний 276

Вопрос 2.9.2.
Профессиональный отбор работников 277

Вопрос 2.9.3.
Предварительные и периодические медицинские осмотры 279

Вопрос 2.9.4.
Обеспечение работников молоком
и другими равноценными продуктами 281

Вопрос 2.9.5.
Правила выдачи бесплатного лечебно-профилактического питания 285

Вопрос 2.9.6.
Санитарно-бытовое обслуживание работников 287

Тема 2.10.
Документация и отчетность по охране труда 287

Вопрос 2.10.1.
Перечень необходимой документации по охране труда 287

Вопрос 2.10.2.
Перечень необходимых документов по охране труда
на рабочих местах 288

Вопрос 2.10.3.
Отчетность в области охраны труда 289

Тема 2.11.
Сертификация ОРГАНИЗАЦИИ работ
ПО ОХРАНЕ ТРУДА 290

Вопрос 2.11.1.
Цели и задачи сертификации организации работ по охране труда 290

Вопрос 2.11.2.
Основные положения системы сертификации работ
по охране труда 291

Тема 3.1.
ОСНОВЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ТРАВМАТИЗМА 299

Вопрос 3.1.1.
Основные причины производственных травм 299

Вопрос 3.1.2.
Общие принципы обеспечения безопасности труда 304

Вопрос 3.1.3.
Основные виды средств коллективной защиты 307

Тема 3.2.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 311

Вопрос 3.2.1.
Основные направления обеспечения безопасности процесса производства 311

Вопрос 3.2.2.
Основные меры по обеспечению безопасности производственных процессов 312

Вопрос 3.2.3.
Учет мер безопасности при проектировании 313

Вопрос 3.2.4. Разработка технологических регламентов 314

Вопрос 3.2.5. Безопасность эксплуатации зданий и сооружений 314

Вопрос 3.2.6.
Содержание производственных и вспомогательных помещений 317

Вопрос 3.2.7.
Безопасность производственного оборудования 317

Вопрос 3.2.8.
Безопасная эксплуатация инструмента, приспособлений и инвентаря, предохранительных и оградительных устройств 319

Вопрос 3.2.9.
Требования к хранению и транспортированию материалов 321

Тема 3.3.
СРЕДСТВА КОЛЛЕКТИВНОЙ ЗАЩИТЫ ОТ ОСНОВНЫХ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СРЕДЫ 322

Вопрос 3.3.1.
Воздушная среда 322

Вопрос 3.3.2.
Вентиляция 324

Вопрос 3.3.3.
Защита от шума 326

Вопрос 3.3.4.
Вибрация и защита от нее 327

Вопрос 3.3.5.
Освещение 329

Вопрос 3.3.6. Неионизирующие излучения 333

Вопрос 3.3.7.
Ионизирующие излучения и защита от них 335

Тема 3.4.
ОПАСНЫЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОБЪЕКТЫ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 338

Вопрос 3.4.1.
Опасные производственные объекты 338

Вопрос 3.4.2.
Российское законодательство в области промышленной безопасности 339

Вопрос 3.4.3.
Общие мероприятия промышленной безопасности 339

Вопрос 3.4.4.
Организация и осуществление производственного контроля 342

Вопрос 3.4.5.
Требования безопасности при эксплуатации грузоподъемных машин 345

Вопрос 3.4.6.
Требования безопасности при эксплуатации сосудов, баллонов, трубопроводов 346

Вопрос 3.4.7.
Основные мероприятия контрольно-пропускного режима 346

Тема 3.5.
ОРГАНИЗАЦИЯ БЕЗОПАСНОГО ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ С ПОВЫШЕННОЙ ОПАСНОСТЬЮ 353

Вопрос 3.5.1.
Перечень работ с повышенной опасностью 353

Вопрос 3.5.2.
Порядок допуска к работам с повышенной опасностью 354

Вопрос 3.5.3.
Проведение работ с повышенной опасностью 357

Тема 3.6.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТИ 358

Вопрос 3.6.1.
Основные причины и виды электротравматизма 358

Вопрос 3.6.2.
Поражающее действие электрического тока на организм человека 359

Вопрос 3.6.3.
Факторы, влияющие на исход поражения электрическим током 360

Вопрос 3.6.4.
Защита от поражения электротоком 362

Вопрос 3.6.5.
Классификация помещений по степени опасности поражения электрическим током 364

Вопрос 3.6.6.
Защитное заземление, зануление, отключение 364

Вопрос 3.6.7.
Организация безопасной эксплуатации электроустановок 367

Вопрос 3.6.8.
Организация обучения правилам электробезопасности в образовательных учреждениях 368

Тема 3.7.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 372

Вопрос 3.7.1.
Общие понятия пожарной безопасности 372

Вопрос 3.7.2.
Потенциальные источники зажигания 374

Вопрос 3.7.3.
Опасные факторы пожара и взрыва 375

Вопрос 3.7.4.
Основы пожарной профилактики 376

Вопрос 3.7.5.
Обязанности и ответственность администрации образовательного учреждения в области пожарной безопасности 379

Вопрос 3.7.6.
Средства оповещения о пожаре 381

Вопрос 3.7.7. Средства пожарно-технической защиты
и средства тушения пожаров 382

Вопрос 3.7.8. Требования пожарной безопасности
в образовательных учреждениях 383

Тема 3.8.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ РАБОТНИКОВ В АВАРИЙНЫХ ситуациях 387

Вопрос 3.8.1.
Основные виды аварийных ситуаций 387

Вопрос 3.8.2.
Основные требования по обеспечению готовности
к аварийным ситуациям 389

Вопрос 3.8.3. Действия работников в аварийных ситуациях 390

Вопрос 3.8.4. Действия работников при пожаре 391

Тема 4.1.
Общие правовые принципы возмещения причиненного вреда 398

Вопрос 4.1.1.
Правовые основы возмещения вреда пострадавшему 398

Вопрос 4.1.2.
Порядок возмещения вреда, причиненного жизни
и здоровью граждан 400

Вопрос 4.1.3.
Общие основания ответственности за причинение вреда 403

Вопрос 4.1.4.
Возмещение морального вреда 408

Тема 4.2.
Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 411

Вопрос 4.2.1.
Гарантии и компенсации при несчастном случае на производстве и профессиональном заболевании 411

Вопрос 4.2.2.
Страхование как способ компенсации вреда 412

Вопрос 4.2.3.
Правовые основы страхования профессиональных рисков 415

Вопрос 4.2.4.
Права, обязанности и ответственность субъектов страхования 420

Вопрос 4.2.5.
Средства на осуществление страхования
от профессиональных рисков 425

Вопрос 4.2.6.
Определение размера страховых тарифов 428

Вопрос 4.2.7.
Определение скидок и надбавок к тарифам 428

Вопрос 4.2.8.
Частичное использование страхователями страховых взносов на профилактику страховых случаев 433

Вопрос 4.2.9.
Обеспечение по страхованию 434

Тема 4.3.
Порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве 437

Вопрос 4.3.1. Производственные травмы и их классификация 437

Вопрос 4.3.2.
Квалификация несчастных случаев на производстве 438

Вопрос 4.3.3.
Обязанности работников и работодателя при несчастном случае на производстве 441

Вопрос 4.3.4.
Порядок расследования несчастных случаев на производстве 443

Вопрос 4.3.5.
Особенности формирования комиссий по расследованию несчастных случаев, происшедших в отдельных отраслях и организациях с отдельными категориями работников (граждан) 447

Вопрос 4.3.6.
Оформление материалов расследования несчастных случаев на производстве и их учет 450

Вопрос 4.3.7.
Рассмотрение разногласий по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве 453

Тема 4.4.
Порядок расследования и учета профессиональных заболеваний 454

Вопрос 4.4.1.
Профессиональные заболевания и их классификация 454

Вопрос 4.4.2.
Квалификация профессиональных заболеваний 457

Вопрос 4.4.3.
Порядок расследования обстоятельств и причин возникновения профессионального заболевания 460

Вопрос 4.4.4.
Порядок оформления акта о случае профессионального заболевания 462

Тема 4.5.
ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШИМ ПРИ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЯХ 463

Вопрос 4.5.1.
Роль первой помощи пострадавшему при несчастном случае 463

Вопрос 4.5.2.
Требования, предьявляемые к оказывающему первую помощь 464

Вопрос 4.5.3.
Краткие сведения об организме человека 465

Вопрос 4.5.4.
Общий порядок действий при оказании первой помощи пострадавшему на месте происшествия 467

Вопрос 4.5.5.
Оценка состояния пострадавшего 469

Вопрос 4.5.6.
Транспортировка пострадавшего 471

Вопрос 4.5.7.
Повязки, используемые при травмах различной локализации 475

ПОВЯЗКИ НА ГОЛОВУ 475

ПОВЯЗКА НА ГЛАЗ 476

ПОВЯЗКИ НА ГРУДНУЮ КЛЕТКУ 477

ПОВЯЗКИ НА КОНЕЧНОСТИ 477

Вопрос 4.5.8.
Минимально необходимые средства для оказания первой помощи при травмах и других неотложных состояниях 479

Вопрос 4.5.9.
Краткие сведения о состояниях, наиболее угрожающих жизни и здоровью при травмах 480

КЛИНИЧЕСКАЯ СМЕРТЬ 480

ОСТАНОВКА ДЫХАНИЯ 481

КОМА 481

КОЛЛАПС 481

ШОК 482

ОБМОРОК 482

КРОВОТЕЧЕНИЕ 483

ТРАВМА ГОЛОВЫ 484

ТРАВМА ГРУДИ 486

ТРАВМА ПОЗВОНОЧНИКА 486

ТРАВМА ЖИВОТА 487

ТРАВМА ТАЗА 488

ТРАВМЫ КОНЕЧНОСТЕЙ 489

ОЖОГИ 492

ОТМОРОЖЕНИЯ 494

ПЕРЕОХЛАЖДЕНИЕ 494

ОСТРЫЕ ОТРАВЛЕНИЯ 495

ЭЛЕКТРОТРАВМА 495

БОЛИ В СЕРДЦЕ 496

БОЛИ В ЖИВОТЕ (острый живот) 497

Вопрос 4.5.10.
Основы сердечно-легочной реанимации 498

Вопрос 4.5.11.
Остановка кровотечения 503

Вопрос 4.5.12.
Защита раны от инфицирования 507

Вопрос 4.5.13
Алгоритмы действий при оказании первой помощи пострадавшему 508

ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ РАНЕНИИ 508

ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ТРАВМЕ ГОЛОВЫ 509

ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ТРАВМЕ ПОЗВОНОЧНИКА 510

ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ТРАВМЕ ГРУДИ 510

ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ТРАВМЕ ЖИВОТА 512

ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ТРАВМЕ ТАЗА 512

ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ТРАВМАХ КОНЕЧНОСТЕЙ 513

ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ТЕРМИЧЕСКИХ ТРАВМАХ 514

ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ СОСТОЯНИЯХ СВЯЗАННЫХ С ПОТЕРЕЙ СОЗНАНИЯ 517

ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ОСТРЫХ ОТРАВЛЕНИЯХ 518

ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ЭЛЕКТРОТРАВМЕ 519

ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ БОЛИ В СЕРДЦЕ 520

ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ БОЛИ В ЖИВОТЕ 520

УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА
для обучения по охране труда 521

Лекция 1
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   139

Похожие:

Курс лекций для руководителей образовательных учреждений Том 1 iconИнформационное совещание руководителей образовательных учреждений
Финансово-хозяйственная деятельность, функционирование образовательных учреждений

Курс лекций для руководителей образовательных учреждений Том 1 iconРекомендации для руководителей музеев образовательных учреждений профили школьных музеев
В музееведении принята определённая классификация. В основе её лежит связь музея с той или иной отраслью. Это же деление распространяется...

Курс лекций для руководителей образовательных учреждений Том 1 iconПояснительная записка Программа повышения квалификации руководителей...
Программа повышения квалификации руководителей образовательных учреждений «Методика управления в образовательном учреждении» разработана...

Курс лекций для руководителей образовательных учреждений Том 1 iconАнкета для воспитанников учреждений дополнительного образования
Забкипкро совместно с Факультетом повышения квалификации руководителей образовательных учреждений и специалистов в сфере воспитания,...

Курс лекций для руководителей образовательных учреждений Том 1 iconПамятка по эксплуатации пожарной сигнализации для руководителей образовательных...
В комплект нормативных документов по пожарной безопасности для образовательных учреждений входят следующие документы

Курс лекций для руководителей образовательных учреждений Том 1 iconКурс лекций по дисциплине «основы архивного дела» Составитель: Н. В. Мулина
Курс лекций разработан в соответствии с рабочей программой по дисциплине «Основы архивного дела» для специальности 034702 «Документационное...

Курс лекций для руководителей образовательных учреждений Том 1 iconОбщая химия Курс лекций
Севастьянова Г. К., Карнаухова Т. М. Общая химия: Курс лекций. – Тюмень: Тюмгнгу, 2005. – 210 с

Курс лекций для руководителей образовательных учреждений Том 1 icon"Класс Паукообразные"
Методическое пособие для учителей, методистов, руководителей образовательных учреждений

Курс лекций для руководителей образовательных учреждений Том 1 iconМетодическая разработка Курс лекций по дисциплине «Технология обработки...
Курс лекций по дисциплине «Технология обработки конструкционных материалов» составлен для студентов заочного отделения

Курс лекций для руководителей образовательных учреждений Том 1 icon«Средняя общеобразовательная школа№82»
Призёр муниципального этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства руководителей образовательных учреждений «Лидер...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск