Методические указания в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования учебная дисциплина «Гражданский процесс»


НазваниеМетодические указания в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования учебная дисциплина «Гражданский процесс»
страница1/15
ТипМетодические указания
filling-form.ru > бланк заявлений > Методические указания
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра гражданского процесса

УТВЕРЖДАЮ:

Директор Юридического института ТГУ

_____________профессор В.А. Уткин

«____» _______________ 2016 г.

П Р А К Т И К У М

ПО ГРАЖДАНСКОМУ ПРОЦЕССУ
Часть вторая


Ответственный редактор
канд. юрид. наук, доцент Н.Г. Галковская

Томск

Издательский Дом Томского государственного университета

2016

УДК 347.9

ББК 67. 410

Практикум подготовлен сотрудниками кафедры гражданского процесса Юридического института ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Томский государственный университет» в составе:

Н.Г. Галковская, к.ю.н., доцент (занятия № 1–17);

И.А. Данилова, ст. преподаватель (занятие № 4);

А.С. Бакин, к.ю.н., доцент (занятия № 9, 11);

В.В. Ожередова, ст. преподаватель (занятия № 12–14);

Я.В. Грель, к.ю.н., доцент (занятия № 15, 16).
Гражданский процесс. Практикум. В 2 ч. Ч 2 / Отв. ред. Н.Г. Галковская. – Томск: Издательский Дом Томского государственного университета, 2016. – 195 с.
Практикум представляет собой учебное пособие, подготовленное в соответствии с требованиями ФГОС ВПО, с учетом компетентностного подхода к подготовке юриста; предназначен для учебных целей, проведения практических занятий со студентами дневной формы обучения по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция», квалификация (степень) выпускника - бакалавр. Рекомендуется студентам и преподавателям юридических вузов и факультетов. Практикум подготовлен по состоянию законодательства и правоприменительной практики на начало 2016 г.
УТВЕРЖДЕН на заседании кафедры гражданского процесса

Протокол № 5 от «18» января 2016 г.

Зав. кафедрой гражданского

процесса, к.ю.н., доцент _____________ Галковская Н.Г.
РЕКОМЕНДОВАН к опубликованию методической комиссией Юридического института Томского госуниверситета.

Протокол № 5 от «17» февраля 2016 г.

Председатель методической комиссии,

к.ю.н., доцент ____________________ Лонь С.Л.


© Юридический институт ТГУ, 2016

© Составители, 2016

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования учебная дисциплина «Гражданский процесс» входит в базовую часть профессионального цикла дисциплин ООП бакалавриата по направлению «Юриспруденция».

Настоящее учебное пособие предназначено для студентов очной формы обучения по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция» и призвано оказать им помощь во всестороннем и углубленном изучении дисциплины «Гражданский процесс».

Изучение гражданского процесса рассчитано на один учебный год (два семестра). В течение учебного года студенты должны усвоить содержание гражданского процессуального законодательства, практику его применения, основные теоретические концепции, выполнить контрольные работы, сдать зачет и курсовой экзамен. Настоящее учебное пособие состоит из двух частей. Вторая часть разработана для проведения семинарских и практических занятий со студентами дневной формы обучения во втором семестре.

Практические занятия проводятся с целью усвоения лекционного курса, углубления и расширения познаний студентов. Они способствуют приобретению опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений со ссылкой на положения нормативных актов и судебную практику, приобретению навыков коллективной работы. Кроме того, в ходе практических занятий проверяются результаты самостоятельной подготовки студентов и контролируется качественный уровень их знаний.

Практикум не только позволит закрепить теоретический материал, но и овладеть навыками: подготовки процессуальных документов, используя их в дальнейшей практической работе, содействия защите прав и законных интересов граждан, консультирования граждан по правовым вопросам и осуществления правовой экспертизы документов.

Практикум (вторая часть) содержит планы семинарских занятий, которые включают: теоретические вопросы, задачи, вопросы для контроля знаний, списки основной и дополнительной литературы, а также нормативных и иных материалов. Отдельные темы содержат условия для составления проектов процессуальных документов, а также варианты тестовых заданий. Кроме того, предлагается тематика курсовых и выпускных квалификационных работ, контрольные вопросы для подготовки к экзамену по учебной дисциплине «Гражданский процесс». В помощь студентам приводится перечень интернет-ресурсов и библиотечных ресурсов.

Основной формой получения практических правовых знаний по гражданскому процессу является решение задач в сочетании с составлением процессуальных документов (исковых заявлений, решений, жалоб, представлений и т.д.). Задачи и контрольные тесты следует решать письменно в отдельной тетради с развернутой мотивировкой. Решение каждой задачи должно начинаться с внимательного ознакомления с ее содержанием. Необходимо уяснить ее смысл и условия, исходя из которых, нужно дать ответы на поставленные вопросы.

Содержание задачи требует при ответе не только правильное определение статей ГПК РФ (или других законов), на основе применения которых должна быть решена задача (условия задачи сформулированы таким образом, что не позволяют решить ее исключительно на основе выбора статьи ГПК РФ), но и демонстрации знания теоретических положений (понятий, принципов гражданского процессуального права, признаков и свойств описываемых категорий и т.п.), которые необходимы для истолкования и применения норм права при решении задачи.

Условия задачи могут допускать несколько вариантов их решения, что требует при ответе обоснования избранного варианта или аргументов в пользу невозможности выбора только одного варианта решения. Главным критерием оценивания является аргументированность ответа. Если в условиях задачи предложены точки зрения участников процесса на возникший вопрос (мнение суда, истца, ответчика, прокурора и др.), ответ обязательно должен включать анализ мнений участников процесса.

Например, в задачах нередко ставится вопрос, правильно ли поступил суд (судья). Ответ не должен быть односложным – «да» или «нет». Студенту следует грамотно и убедительно доказать, почему судья при данных обстоятельствах поступил правильно (неправильно, незаконно) и какой конкретно норме законодательства это действие соответствует (не соответствует), как правильно следовало поступить суду. Решение задачи в виде ссылки только на норму права недостаточно и недопустимо.

По выбору преподавателя, ведущего семинарские (практические) занятия, задания могут предлагаться обучающимся как для индивидуальной, так и для групповой работы, а также для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине.

Следует обратить внимание, что в настоящее время идет непрерывный процесс разработки и принятия новых нормативных актов, поэтому дать исчерпывающий перечень их в настоящем учебном пособии не представляется возможным. В учебных целях можно использовать автоматизированные базы данных (справочные правовые системы «КонсультантПлюс», «Гарант», «Кодекс» и др.). При решении задач должны применяются нормативные правовые акты в редакции, действующей на дату решения соответствующей задачи.

При подготовке к семинарским (практическим) занятиям удобнее всего пользоваться рекомендованной юридической литературой. Однако следует учитывать, что в перечне литературных источников могут быть приведены также учебники, монографии, научные статьи, основанные на ранее действовавшем законодательстве, но не утратившие своего теоретического значения и в настоящее время. При изучении таких работ необходимо учитывать изменения в законодательстве.

Кроме рекомендуемой литературы студент может по своему усмотрению привлекать и использовать любую дополнительную литературу, необходимую для подготовки к семинарскому занятию. Перечень литературы и нормативных актов может быть дополнен преподавателем, ведущим практические занятия, в связи с принятием новых законодательных и иных правовых актов, появлением новых публикаций.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ СОКРАЩЕНИЙ
РФ Российская Федерация

ГК РФ Гражданский кодекс Российской Федерации

ГПК РФ – Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации

АПК РФ Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации

СК РФ Семейный кодекс Российской Федерации

УПК РФ Уголовный процессуальный кодекс Российской Федерации

ТК РФ Трудовой кодекс Российской Федерации

КоАП РФ Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации

КАС РФ Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации

ФКЗ РФ – Федеральный конституционный закон Российской Федерации

ФЗ РФ – Федеральный закон Российской Федерации

КС РФ Конституционный Суд Российской Федерации

ВС РФ Верховный Суд Российской Федерации

ВАС РФ Высший Арбитражный Суд Российской Федерации

БВС – Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации

АО акционерное общество

ООО – общество с ограниченной ответственностью

п. пункт

ч. часть

ст. статья

юрид. юридический

др. другой

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН (вторая часть)

практических занятий по гражданскому процессу


занятия


Тема занятия

1

Судебное доказывание (2 часа).

2

Судебные доказательства (4 часа).

3

Подготовка гражданских дел к судебному разбирательству (1 час). Судебное разбирательство (1 час).

4

Судебное разбирательство (продолжение) (2 часа).

5

Постановления суда первой инстанции (4 часа).

6

Составление проекта судебного решения (2 часа).

7

Заочное производство (1 час).

Приказное производство (1 час).

8

Основы административного судопроизводства (2 часа).

9

Особое производство (2 часа).

10

Медиация (2 часа).

11

Основы нотариального производства (2 часа).

12

Производство в суде апелляционной инстанции (2 часа).

13

Составление проекта апелляционной жалобы адвоката, апелляционного представления прокурора (2 часа).

14

Производство в суде кассационной инстанции (2 часа).

15

Пересмотр судебных постановлений в порядке надзора (1 час). Пересмотр судебных постановлений по вновь открывшимся или новым обстоятельствам (1 час).

16

Производство, связанное с исполнением судебных постановлений и постановлений иных органов (4 часа).

17

Производство по делам с участием иностранных лиц (международный гражданский процесс) (2 часа).




Итог: экзамен



Занятие 1 (2 часа)

Тема: СУДЕБНОЕ ДОКАЗЫВАНИЕ
Основные вопросы


  1. Судебное познание и доказывание: понятие, соотношение, субъекты.

  2. Предмет познания и предмет доказывания: понятие, соотношение, значение.

  3. Доказательственные факты.

  4. Факты, не подлежащие доказыванию: общеизвестные и преюдициально установленные, а также факты, признанные другой стороной.

  5. Бремя доказывания (понятие, общее правило распределения бремени доказывания и исключения из него). Последствия неисполнения бремени доказывания.

  6. Роль суда в доказательственной деятельности сторон и других лиц, участвующих в деле.


Основная литература
Примечание: пользуясь учебниками и другой научной литературой, а также нормативными и иными материалами, рекомендуемыми для подготовки к соответствующей теме, студентам следует обращать особое внимание на изменения и дополнения процессуального законодательства. Рекомендуется регулярно следить за всеми изменениями гражданско-процессуального закона; помощь в поиске необходимых источников окажут справочные правовые системы «КонсультантПлюс», «Гарант» и др.
Осокина Г.Л. Гражданский процесс. Общая часть. 3-е изд., перераб. М.: Норма: ИНФРА–М., 2013. 704 с.

Сахнова Т.В. Курс гражданского процесса. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2014. 784 с.

Гражданский процесс: учебник / В.В. Аргунов, Е.А. Борисова, Н.С. Бочарова и др.; под ред. М.К. Треушникова. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2014. 960 с.

Гражданский процесс / учебник под ред. В.В. Яркова (9-е издание). М., Инфотропик Медиа, 2014. 784 с.

Гражданское процессуальное право России / углубленный курс под ред. С.Ф. Афанасьева. М., Юрайт, 2013. 880 с.

Треушников М.К. Судебные доказательства. 4-е изд., испр. и доп. М.: ОАО «Издательский Дом «Городец», 2005. 288 с.

Доказывание в гражданском процессе: учеб.-практ. пособие для магистров / И. В. Решетникова. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2014. 527 с.

Комментарий к ГПК РФ (постатейный) / Отв. ред. Г.А. Жилин. 7-е изд. М.: Проспект, 2015.

 Комментарий к ГПК РФ (постатейный) / Под ред. Л.В. Тумановой. М.: Проспект, 2015.

Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Т.Т. Алиев, С.Ф. Афанасьев, А.Н. Балашов и др.; под ред. М.А. Викут. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2014. Серия «Профессиональные комментарии». 627 с.

Постатейный комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. П.В. Крашенинникова. М.: Статут, 2012.

Рыжаков А.П. Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) (6-е издание, переработанное) // Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2011.

Мохов А.А. Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации: Научно-практический комментарий (постатейный). М.: «КОНТРАКТ», «Волтерс Клувер», 2011.
Дополнительная литература
Фокина М.А. Механизм доказывания по гражданским делам: теоретико-прикладные проблемы: Монография. М.: Изд-во «Новый индекс», 2010.

Баулин О.В. Бремя доказывания при разбирательстве гражданских дел: автореф. дис. … д-ра юрид. наук. М., 2005.

Боннер А.Т. Проблемы установления истины в гражданском процессе. СПб., 2009.

Осокина Г.Л. Некоторые вопросы доказательственного права (дискуссионные аспекты) // Вестник Томского гос. ун-та. Право. 2011. № 2. С. 80–84.

Безруков А.М. Преюдициальная связь судебных актов: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2005.

Кайзер Ю.В. Раскрытие доказательств в гражданском и арбитражном процессе: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2012.

Юрова К.И. Доказывание в гражданском процессе как логико-правовая деятельность // Мировой судья. 2015. № 10. С. 19–22.

Ярков В.В. Познание и доказывание процессуальных юридических фактов (отдельные вопросы) // Юрист. 2013. № 19. С. 54–62.
Нормативные и иные материалы
ГПК РФ (с изм. и доп.) – ст. ст. 12, 56, 57, 61, ч. 2 и 3 ст. 68, ч. 3 ст. 79.

ГК РФ (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (с изм. и доп.).

СК РФ от 29.12.1995 г. № 223-ФЗ (с изм. и доп.).

Постановление Пленума ВС РФ от 25 октября 1996 г. № 9 «О применении судами Семейного кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов» (пункты 6–7, 9–10).

Постановление Пленума ВС РФ от 31октября 1995 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» (пункт 10).

Постановление Пленума ВС РФ от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении» (пункты 3, 8, 9).

Постановление Пленума ВС РФ от 24 июня 2008 г. № 11 «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству» (пункты 5–11).

Постановление Пленума ВС РФ от 24.02.2005 г. № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» (пункты 7, 9).

Концепция единого Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (одобрена решением Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству ГД ФС РФ от 08.12.2014 г. № 124 (1)). Глава 6.
Задачи

Задача № 1.

При рассмотрении дела суд вынес определение об отказе в приобщении к материалам дела и исследовании доказательств, поскольку они не относятся к юридически значимым обстоятельствам по делу. Ответчик возражал против вынесения указанного определения, ссылаясь на то, что суд неправильно определил предмет доказывания по рассматриваемому делу.

Вопросы: 1. Кем определяется предмет доказывания по делу? 2. Каковы правовые последствия его неправильного определения? 3. Проанализируйте возможность освобождения суда от обязанности по определению предмета доказывания с переложением указанной обязанности на стороны.
Задача № 2.

Определите предмет доказывания и распределите обязанности по доказыванию в следующих случаях:

1) в производстве суда находится дело по иску Захарова А.В. против Рудова И.Д. о взыскании 500 тыс. руб. задолженности по договору аренды;

2) в производстве суда находится дело по заявлению органа опеки и попечительства о признании Добролюбова И.О. недееспособным;

3) в производстве суда находится дело по заявлению прокурора о лишении Королевой родительских прав в отношении ее несовершеннолетней дочери.

Дополнительные вопросы: 1. Как определяется предмет доказывания? 2. Сформулируйте общее правило распределения обязанностей по доказыванию. 3. Что понимается под доказательственной презумпцией и как она соотносится с общим правилом распределения обязанностей по доказыванию?
Задача № 3.

Новосельцев А.Е. обратился в суд с иском к зам. руководителя организации «Промтех» Самохвалову Ю.Г., требуя опровержения распространенных ответчиком сведений, порочащих его честь, достоинство и деловую репутацию. В заявлении истец указал, что на общем собрании сотрудников организации Самохвалов обвинил его в совершении нечестного поступка и недобросовестности при осуществлении служебной деятельности. Судья предложил истцу представить имеющиеся у него доказательства, подтверждающие факт распространения ответчиком сведений, порочащих характер этих сведений, а также несоответствия этих сведений действительности.

Вопросы: 1. Допустил ли судья ошибки в распределении обязанностей по доказыванию в указанном случае? 2. Как распределяются обязанности по доказыванию в данном деле?
Задача № 4.

Истец - пострадавший от наводнения на реке Амур (Хабаровский край), сослался на общеизвестность факта наводнения, причинившего значительный ущерб его имуществу, которое было застраховано. Представитель ответчика – страховой компании (г. Москва) заявил о неизвестности ему данного факта.

Вопросы: 1. Может ли факт названного наводнения считаться общеизвестным? 2. Каким критериям должна соответствовать «территориальная приемлемость» общеизвестного факта? 3. Вправе ли суд принимать меры к установлению общеизвестности факта? 4. Должен ли истец в указанной ситуации доказывать, что факт является общеизвестным?
Задача № 5.

В процессе рассмотрения дела, ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте, ни разу в судебное заседание не явился; возражений на иск не представил. Суд удовлетворил требования истца, руководствуясь доводами искового заявления и доказательствами в их обоснование. Ответчик обжаловал решение суда, сославшись на не подтверждение истцом соответствующих юридически значимых обстоятельств относимыми и допустимыми доказательствами.

Вопросы: 1. Правомерно ли поступил суд? 2. Являются ли аргументы ответчика основанием для отмены решения? 3. В чем заключаются материально-правовые последствия неисполнения бремени доказывания для сторон?
Задача № 6.

Истец по делу об уменьшении размера алиментов заявил ходатайство об истребовании трудового договора с места работы (ООО «Стройремонт») в подтверждение того факта, что он работает по свободному графику и его заработная плата составляет всего 11 500 руб. Суд ходатайство истца удовлетворил и направил запрос в ООО «Стройремонт», однако из указанной организации в течение месяца ответа не поступило. Суд вынес определение о наложении штрафа на руководителя ООО «Стройремонт». По итогам рассмотрения дела суд в удовлетворении иска отказал, сославшись на то, что истцом не доказано наличие оснований для уменьшения размера алиментных выплат.

Вопросы: 1. Правильно ли поступил судья? 2. Укажите виды и основания оказания сторонам помощи и содействия со стороны суда в сборе и представлении ими доказательств. 3. Раскройте содержание ходатайства стороны о необходимости оказания помощи и содействия со стороны суда в сборе доказательств. 4. Каковы последствия неисполнения предписания суда о представлении доказательств, находящихся у должностных лиц и граждан, не являющихся лицами, участвующими в деле?
Задача № 7.

При рассмотрении дела по иску Ермолаева к своему зятю Гальцеву о возврате 500 000 руб., истец пояснил, что после заключения брака с его дочерью, он одолжил своему зятю крупную суму денег на покупку квартиры для молодой семьи. Ответчик (Гальцев) факт получения денег в размере 500 000 руб. не отрицал, но заявил, что считал эту сумму свадебным подарком молодоженам.

Вопросы: 1. Распределите бремя доказывания между сторонами. 2. Что представляет собой признание стороной факта? Каких видов оно бывает? 3. При каких условиях суд принимает признание стороной факта? 4. Можно ли поставить знак равенства между признанием фактов и их истинностью?
Контрольные вопросы:

  1. Дайте определение судебного доказывания и судебного познания.

  2. Что такое предмет доказывания по гражданским делам? Что служит источниками его определения?

  3. Что такое доказательственные факты и чем они отличаются от доказательств?

  4. Проанализируйте соотношение предмета доказывания и предмета познания.

  5. Какие обстоятельства не нуждаются в доказывании?

  6. В чем заключается преюдициальность фактов, установленных приговором по уголовному делу, для разрешения гражданского спора?

  7. Что вам известно о правилах распределения обязанностей по доказыванию?

  8. Какие презумпции преобладают в российском праве? Назовите известные вам правовые презумпции.

  9. В чем заключаются последствия неисполнения бремени доказывания?

  10. Каким образом суд содействует сторонам в их доказательственной деятельности?



Занятие 2 (4 часа)

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Похожие:

Методические указания в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования учебная дисциплина «Гражданский процесс» iconМетодические указания в соответствии с Федеральным государственным...
Учебное пособие предназначено для студентов очной формы обучения по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция» ипризвано оказать...

Методические указания в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования учебная дисциплина «Гражданский процесс» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «уголовный процесс»
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки...

Методические указания в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования учебная дисциплина «Гражданский процесс» iconМетодические указания по выполнению и прохождению преддипломной практики...
Федеральным государственным образовательным стандартом (фгос) по специальности 260807 «Технология продукции общественного питания»...

Методические указания в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования учебная дисциплина «Гражданский процесс» iconРабочая учебная программа по дисциплине «Экономическая информатика»...
Экономическая информатика [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2011. – 28 с

Методические указания в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования учебная дисциплина «Гражданский процесс» iconРабочая учебная программа по дисциплине «Международное право» разработана...
Международное право [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2011. 56 с

Методические указания в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования учебная дисциплина «Гражданский процесс» iconМетодические указания к семинарам по дисциплине «Административное право»
«Административное право» составлены в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального...

Методические указания в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования учебная дисциплина «Гражданский процесс» iconРабочая программа по производственной практике разработана в соответствии:...
Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования специальности 060201 стоматология, утвержденным...

Методические указания в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования учебная дисциплина «Гражданский процесс» iconРабочая учебная программа по дисциплине «Семейное право» разработана...
Семейное право [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2011. – 20 с

Методические указания в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования учебная дисциплина «Гражданский процесс» iconРабочая программа дисциплины разработана в соответствии с федеральным...
Рабочая программа дисциплины разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования...

Методические указания в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования учебная дисциплина «Гражданский процесс» iconРабочая учебная программа по дисциплине «Вексельное право» разработана...
Вексельное право [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2011 40 с

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск