№297 – 13 января 2014 года Экспорт товаров


Название№297 – 13 января 2014 года Экспорт товаров
страница1/4
ТипДокументы
filling-form.ru > бланк заявлений > Документы
  1   2   3   4

№297 – 13 января 2014 года Экспорт товаров



Экспорт товаров в страны Таможенного союза и за его пределы: бухгалтерский учет, налогообложение, документальное оформление.

Сегодня в материале:


Согласно ст. 212 Таможенного Кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС) экспорт – это таможенная процедура, при которой товары таможенного союза вывозятся за пределы таможенной территории таможенного союза и предназначаются для постоянного нахождения за ее пределами.

Таким образом, с точки зрения таможенного законодательства, вывоз товаров с территории Российской Федерации в страны – участницы таможенного союза не является экспортом. А экспортом является только вывоз товаров за пределы таможенного союза (напомним, что странами – участницами Таможенного союза, помимо Российской Федерации являются также Республика Беларусь и Республика Казахстан).

Вместе с тем, понятие экспорта устанавливает также Соглашение между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе» (ст. 1), согласно которому экспортом признается вывоз товаров, реализуемых налогоплательщиками (плательщиками), с территории одного государства-участника таможенного союза на территорию другого государства-участника таможенного союза.

Таким образом, для целей налогообложения косвенными налогами (НДС и акцизами) экспортом также признается вывоз товаров с территории РФ на территорию стран – участников Таможенного союза - Республик Беларусь и Казахстан.

В настоящем аналитическом материале мы рассмотрим бухгалтерский учет, порядок налогообложения НДС и налогом на прибыль, а также документальное оформление операций по реализации товаров в страны Таможенного союза и за его пределы.
1. РЕАЛИЗАЦИЯ ТОВАРОВ В СТРАНЫ – УЧАСТНИЦЫ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА.
1.1. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ НДС ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ТОВАРОВ В СТРАНЫ – УЧАСТНИЦЫ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА
Порядок взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе регламентируется положениями Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе» (далее – Соглашение) и Протокола от 11.12.2009 «О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе» (далее – Протокол).

Как мы уже отмечали, согласно ст.1 Соглашения под экспортом товаров понимается вывоз товаров, реализуемых налогоплательщиками (плательщиками), с территории одного государства-участника таможенного союза на территорию другого государства-участника таможенного союза.

При этом товарами, с точки зрения Соглашения, являются реализуемые или предназначенные для реализации любое движимое и недвижимое имущество, все виды энергии.

В соответствии с п. 1 ст. 1 Протокола место реализации товаров в целях применения налога на добавленную стоимость определяется в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза.

Согласно ст. 147 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) в редакции, действующей на момент написания настоящего аналитического материала, местом реализации товаров признается территория Российской Федерации, при наличии одного или нескольких следующих обстоятельств:

товар находится на территории Российской Федерации и иных территориях, находящихся под ее юрисдикцией, и не отгружается и не транспортируется;

товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории Российской Федерации и иных территориях, находящихся под ее юрисдикцией.

Таким образом, при реализации товара в Республику Беларусь и Республику Казахстан с территории РФ, местом реализации такого товара признается территория РФ и такая операция является объектом обложения НДС в РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Протокола при экспорте товаров с территории одного государства - члена таможенного союза на территорию другого государства - члена таможенного союза налогоплательщиком государства - члена таможенного союза, с территории которого вывезены товары, применяются нулевая ставка налога на добавленную стоимость и (или) освобождение от уплаты акцизов при представлении в налоговый орган документов, предусмотренных п. 2 ст. 1 Протокола.

Таким образом, при реализации товара в Республику Беларусь и Республику Казахстан с территории РФ применяется ставка НДС 0 %.
Согласно п. 2 ст.1 Протокола для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС налогоплательщиком РФ в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией представляются следующие документы (их копии):

1) договоры (контракты) с учетом изменений, дополнений и приложений к ним, на основании которых осуществляется экспорт товаров;

2) выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации экспортированных товаров на счет налогоплательщика-экспортера, если иное не предусмотрено законодательством государства - члена таможенного союза.

В случае, если договором (контрактом) предусмотрен расчет наличными денежными средствами и такой расчет не противоречит законодательству государства - члена таможенного союза, с территории которого экспортируются товары, налогоплательщик представляет в налоговый орган выписку банка (копию выписки), подтверждающую внесение налогоплательщиком полученных сумм на его счет в банке, а также копии приходных кассовых ордеров, подтверждающих фактическое поступление выручки от покупателя указанных товаров, если иное не предусмотрено законодательством государства - члена таможенного союза, с территории которого экспортируются товары.

С 01.10.2011 года в ст. 165 НК РФ, регулирующую вопросы подтверждения ставки 0 % при экспорте внесены изменения. В соответствии с которыми, из перечня документов, необходимых для представления в налоговую инспекцию с целью подтверждения правомерности применения ставки 0 % была исключена выписка банка.

Поэтому при реализации товаров, экспортированных с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь и Республики Казахстан после 1 октября 2011 г., представлять в налоговые органы выписку банка в пакете документов, подтверждающих правомерность применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость, не требуется.

Такой вывод содержится в Письмах Минфина России от 12.09.2012 N 03-07-13/21, от 27 марта 2012 г. № 03-07-13/01-16.

3) заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, составленное по форме Приложения 1 к Протоколу об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств - членов таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов от 11.12.2009 (далее - Протокол об обмене информацией) и заполненное в соответствии с Правилами заполнения заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (Приложение 2 к Протоколу об обмене информацией), с отметкой налогового органа государства - члена таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке исполнения налоговых обязательств) (в оригинале или в копии по усмотрению налоговых органов государств - членов таможенного союза).

Т.е. белорусский (казахстанский) покупатель должен предоставить российскому поставщику 2 экземпляра Заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметками белорусского (казахстанского) налогового органа об уплате налога, а российская организация предоставляет Заявление в свой налоговый орган.

4) транспортные (товаросопроводительные) документы, предусмотренные законодательством государства - члена таможенного союза, подтверждающие перемещение товаров с территории одного государства - члена таможенного союза на территорию другого государства - члена таможенного союза.

Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. N 272 "Об утверждении Правил перевозок автомобильным транспортом" утверждена форма транспортной накладной как перевозочного документа, подтверждающего заключение договора перевозки груза. Вместе с тем, в том случае, если перевозка будет осуществляться автомобильным транспортом, то согласно ст. 4 "Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов" (заключена в Женеве 19.05.1956) (далее – КДПГ) договор перевозки устанавливается накладной. Для целей применения КДПГ применяется товарно-транспортная накладная (CMR).

При перемещении товаров в Таможенном союзе железнодорожным транспортом хозяйствующими субъектами Российской Федерации могут использоваться формы транспортных (товаросопроводительных) документов, приведенные в Приложении 12.1, 12.2, 12.3, 12.4 Служебной инструкции к Соглашению о Международном Железнодорожном Грузовом Сообщении (СМГС, действует с 1 ноября 1951 г. с изменениями и дополнениями на 1 июля 2009 г.).

При перемещении товаров с использованием воздушного транспорта хозяйствующими субъектами Российской
Федерации используются следующие транспортные документы, утвержденные Письмом Минфина РФ от 29.05.1998 № 16-00-27-23:

- нейтральная грузовая накладная для оформления внутренних и международных воздушных перевозок грузов;

- грузовая накладная перевозчика для оформления внутренних и международных воздушных перевозок грузов.

Также хотелось бы отметить разъяснения Минтранса России, изложенные в Письме от 24 мая 2010 г. № ОБ-16/5460, согласно которым при перемещении товаров в Таможенном союзе по территории РФ, Республики Беларусь и Республики Казахстан, с использованием автомобильного транспорта хозяйствующими субъектами Российской Федерации, будет относиться форма 1-Т "Товарно-транспортная накладная", утвержденная Постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 N 78 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте".

Однако нужно учитывать, что форма товарно-транспортной накладной (форма N 1-Т), утвержденная Постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. N 78, была обязательна для применения в период действия ст. 9 Федерального Закона от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» предусматривающей, что первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, перечисленные в ст. 9 данного закона.

С 01.01.2013 г. данный Федеральный закон утратил силу и в действие вступил новый Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». В Законе N 402-ФЗ отсутствует требование об обязательном использовании первичных документов унифицированной формы, поэтому, мы не исключаем, что с 01.01.2013 года для подтверждения транспортных расходов потребуется только транспортная накладная (по форме, утвержденной Правительством РФ, или CMR), если перевозка осуществлялась с использованием автомобильного транспорта.

Отметим, что ФНС России в Письме от 30.05.2013 N ЕД-3-3/1928@ высказала мнение, что при перемещении товаров в Таможенном союзе с использованием автомобильного транспорта хозяйствующими субъектами Российской Федерации может использоваться форма N 1-Т "Товарно-транспортная накладная", утвержденная Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте". Вместе с тем, указала ФНС России, вместо товарно-транспортной накладной по форме N 1-Т в налоговый орган может быть представлена международная товарно-транспортная накладная (CMR), поскольку содержащиеся в CMR показатели в целом аналогичны показателям, содержащимся в товарно-транспортной накладной по форме N 1-Т.

Однако данные разъяснения ФНС России были даны без учета положений Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». В связи с чем, позиция налоговых органов по вопросу применения неунифицированной формы товарно-транспортной накладной в качестве документа, подтверждающего правомерность применения нулевой ставки НДС при экспорте товаров в страны – участницы Таможенного союза, не известна. На момент написания настоящего аналитического материала в правовых системах отсутствуют разъяснения чиновников по рассматриваемой ситуации в свете вступления в силу Закона N 402-ФЗ.

5) иные документы, подтверждающие обоснованность применения нулевой ставки НДС.

Что понимается под «иными документами, подтверждающими обоснованность применения нулевой ставки НДС», Протокол не расшифровывает. Разъяснения Минфина и налоговых органов по данному вопросу в используемой нами информационно-правовой базы отсутствуют.

По нашему мнению, поскольку реализация товаров на экспорт в страны – участницы Таможенного союза является операцией, подлежащей обложению НДС, то в соответствии с п. 3 ст. 168 НК РФ российская организация должна составить в адрес покупателя счет-фактуру с отражением в ней нулевой ставки налога. Указанный счет-фактура, по нашему мнению, может рассматриваться в качестве «иного документа, подтверждающего обоснованность применения нулевой ставки НДС» и должен представляться в налоговый орган в комплекте с иными документами, подтверждающими обоснованность применения нулевой ставки НДС.

Также в качестве «иного документа, обоснованность применения нулевой ставки НДС», по нашему мнению, может рассматриваться накладная, подтверждающая отгрузку (реализацию) товара покупателю с применением ставки НДС 0%.

Более детально вопросы, связанные с оформлением документов при реализации товаров в страны – участницы Таможенного союза будут рассмотрены нами ниже в соответствующем разделе аналитического материала.
Документы, подтверждающие обоснованность применения нулевой ставки НДС, представляются в налоговый орган в течение 180 календарных дней с даты отгрузки (передачи) товаров (п. 3 ст. 1 Протокола). При этом в целях исчисления НДС датой отгрузки признаются дата первого по времени составления первичного бухгалтерского (учетного) документа, оформленного на покупателя товаров (первого перевозчика), либо дата выписки иного обязательного документа, предусмотренного законодательством государства - члена таможенного союза для налогоплательщика НДС (абз. 3 п. 3 ст. 1 Протокола).

Если в этот срок документы не собраны, операция экспорта товаров в страны – участницы Таможенного союза облагается НДС по ставке 18 (10) процентов. Однако, если в дальнейшем такие документы будут собраны и представлены, уплаченный налог возвращается налогоплательщику в порядке, установленном ст. ст. 176, 176.1 НК РФ (абз. 2, 6 п. 3 ст. 1 Протокола).
1.2 НАЛОГОВЫЕ ВЫЧЕТЫ НДС ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ТОВАРОВ В СТРАНЫ – УЧАСТНИЦЫ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА.
При экспорте товаров с территории Российской Федерации на территорию стран Таможенного союза организация имеет право на вычет сумм «входного» НДС по данным товарам в том же порядке, который применяется в отношении товаров, экспортированных с территории Российской Федерации за пределы таможенного союза (абз. 2 п. 1 ст. 1 Протокола). Указанный порядок предусматривает, что вычет суммы НДС производится на момент определения налоговой базы, т.е. на последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов, подтверждающих обоснованность применения нулевой ставки НДС (пп. 2 п. 2 ст. 171, п. 3 ст. 172, п. 9 ст. 167 НК РФ).

Обращаем Ваше внимание, что в п. 9 ст. 167 НК РФ указано на пакет документов, предусмотренный ст. 165 НК РФ, однако, поскольку в Вашем случае пакет документов предусмотрен нормой международного договора РФ, то на основании ст. 7 НК РФ норма п. 9 ст. 167 НК РФ, на наш взгляд, может применяться и при предоставлении документов, предусмотренных Протоколом.
При непредставлении документов, подтверждающих обоснованность применения нулевой ставки НДС, в установленный срок суммы косвенных налогов подлежат уплате в бюджет за налоговый (отчетный) период, на который приходится дата отгрузки товаров, либо иной налоговый (отчетный) период, установленный законодательством государства - члена таможенного союза, с правом на вычет (зачет) соответствующих сумм НДС согласно законодательству государства - члена таможенного союза, с территории которого экспортированы товары (абз. 2 п. 3 ст. 1 Протокола). То есть если нулевую ставку НДС российская организация не подтвердила и уплатила налог с реализации товара по ставке 10 или 18%, то она сможет принять «входной» НДС к вычету в общеустановленном порядке.

Согласно п. 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты.

В соответствии с п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения.

Согласно п. 10 ст. 171 НК РФ, вычетам подлежат суммы налога, исчисленные налогоплательщиком в случае отсутствия документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, по операциям реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1 статьи 164 НК РФ.

Согласно п. 3 ст. 172 НК РФ в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг) перечисленных в п.1 статьи 164 НК РФ, налоговые вычеты применяются на момент определения налоговой базы.

Таким образом, если документы в установленный срок не собраны, то организация может принять к вычету «входящий» НДС по товарам, реализованным в страны – участницы таможенного союза, на дату отгрузки товара.
  1   2   3   4

Похожие:

№297 – 13 января 2014 года Экспорт товаров iconПроверки отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности
Сеин Виктор Иванович до 13 января 2014 года, Краснобаев Вадим Викторович с 14 января 2014 года

№297 – 13 января 2014 года Экспорт товаров iconП енсионный фонд Российской Федерации Управление Пенсионного фонда РФ
В 2007 году он составлял 250 000 рублей, в 2008 году 276 250 рублей, в 2009 году 312 162 рубля, с 1 января 2010 года 343 378 рублей,...

№297 – 13 января 2014 года Экспорт товаров iconПресс-отчет. Период 1 января 2014 года 31 января 2014 года содержание...
Ирина Гусева: "Мы сделаем все для того, чтобы провести праздничные мероприятия на самом высоком уровне"

№297 – 13 января 2014 года Экспорт товаров iconПресс-отчет. Период 1 января 2014 года 31 января 2014 года содержание...
Ирина Гусева: "Мы сделаем все для того, чтобы провести праздничные мероприятия на самом высоком уровне"

№297 – 13 января 2014 года Экспорт товаров iconОб организации регистрационного учета граждан РФ с 1 января 2014 года
Управление Федеральной миграционной службы по Удмуртской Республике настоящим информирует о порядке осуществления регистрационного...

№297 – 13 января 2014 года Экспорт товаров iconИнформация об организации регистрационного учета граждан РФ с 1 января 2014 года
Управление Федеральной миграционной службы по Удмуртской Республике настоящим информирует о порядке осуществления регистрационного...

№297 – 13 января 2014 года Экспорт товаров iconОснование: текущие вопросы. С приказом ознакомлены: §2
Направить в командировку Сескутова Евгения Геннадьевича, водителя, в город Саратов сроком на один календарный день с 09 января 2014...

№297 – 13 января 2014 года Экспорт товаров iconО переходе с 1 января 2014 года на таможенное декларирование товаров...
Таможенным кодексом таможенного союза определены две возможные формы декларирования: письменная и электронная

№297 – 13 января 2014 года Экспорт товаров iconЭкспорт товаров в 1с бухгалтерия 8: нулевая ставка ндс
Так же, как и продажа товаров на внутреннем рынке. Правда, некоторое разнообразие в этот процесс вносит необходимость ведения раздельного...

№297 – 13 января 2014 года Экспорт товаров iconЗа отчетный финансовый год с 1 января 2014 года по 31 декабря 2014 года
Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск