Методические указания для студентов бакалавриата направления 030600. 62 «Журналистика»


Скачать 312.22 Kb.
НазваниеМетодические указания для студентов бакалавриата направления 030600. 62 «Журналистика»
страница1/3
ТипМетодические указания
filling-form.ru > бланк заявлений > Методические указания
  1   2   3


Национальный исследовательский университет

Высшая школа экономики

Факультет медиакоммуникаций

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА:

ПОДГОТОВКА, ОФОРМЛЕНИЕ, ЗАЩИТА

Методические указания

для студентов бакалавриата

направления 030600.62 – «Журналистика»


Составитель:

доктор политических наук, профессор Шомова С.А.








Утверждено на факультете

медиакоммуникаций

Декан

______________________________

«____»______________2011 г.


Москва

2011
«Можно сделать достойную

дипломную работу,

даже стартовав со слабых позиций».

Умберто Эко. Как написать дипломную работу?

ВВЕДЕНИЕ

Выпускная квалификационная (или дипломная, как ее часто называют по традиции) работа является завершающим исследованием бакалавра или специалиста, заканчивающего высшее учебное заведение. Ее подготовка и защита призваны продемонстрировать интеллектуальную и профессиональную зрелость выпускника университета, показать степень овладения им как базовыми теоретическими знаниями по специальности, так и важнейшими практическими умениями, связанными с выбранной отраслью наук.

Комплексная цель длительного процесса подготовки дипломного исследования включает в себя фиксацию профессиональных интересов личности, подтверждение полученных в процессе обучения компетенций, а также развитие навыков самостоятельного исследовательского творчества в ходе постановки и решения определенной, актуальной профессиональной проблемы.

Среди основных задач выполнения дипломного сочинения можно обозначить следующие:

- овладение ведущими методами научного познания;

- расширение и систематизация теоретических знаний в избранной сфере гуманитарных наук;

- приобретение опыта анализа и обобщения собранных эмпирических фактов, творческой переработки и переосмысления профессионально значимой информации, четкой формулировки сделанных выводов;

- освоение способов ведения доказательной дискуссии;

- закрепление навыков подготовки публичного выступления и презентации, полученных в ходе исследования результатов.

ВАЖНО: Автор выпускной квалификационной работы несет моральную ответственность за самостоятельность научного и творческого поиска, за тщательность и аккуратность цитирования данных, достоверность изложенных в работе сведений и обоснованность защищаемых положений.
ТИПЫ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

И ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К НЕЙ

Современные выпускные квалификационные работы делятся на два основных типа: творческие и научно-исследовательские.

Творческая дипломная работа представляет собой конгломерат профессиональных работ автора и служит доказательством его состоятельности как специалиста-практика. Для выпускника факультета медиакоммуникаций это может быть защита уже осуществленных журналистских, телевизионных, мультимедийных, рекламных или иных проектов, относящихся к области массовых коммуникационных процессов, так же, как для выпускника Литературного института это – законченное литературное произведение, а для будущего кинематографиста – снятый художественный фильм.

Подобная дипломная работа ни в коем случае не может носить характера стихийной подборки готовых материалов: защищаемые тексты и коммуникационные проекты должны быть объединены общей тематикой, ярко выраженной творческой идеей, актуальной социальной направленностью или же определенным характером методов или приемов. Кроме того, дипломная работа такого вида не может носить описательного или поверхностного характера – в ее основе обязаны лежать четкая постановка профессиональной задачи и описание возможных методов ее творческого решения.

Еще одна типичная ошибка при создании выпускной квалификационной работы творческого типа заключается в стремлении автора перенести акцент деятельности исключительно на собственные профессиональные достижения, избегая исследовательской, аналитической активности в избранном типе творчества. На самом деле работа рассматриваемого вида так же, как любая другая, должна включать научно-теоретическую часть, все необходимые элементы структуры качественного исследования (введение, заключение, аппарат сносок и т.д.), библиографический указатель и иные признаки итогового сочинения выпускника вуза. Таким образом, в творческой квалификационной работе дипломник должен продемонстрировать не только уверенные профессиональные навыки в подготовке материалов или проектов для медиаструктур, но и способность мотивировать критерии их отбора, анализировать конкретную коммуникационную среду, исследовать массово-коммуникационные процессы, а также оценивать собственное творчество, используя в качестве исходной базы полученные общепрофессиональные и специальные знания теоретического и прикладного характера.

Основная часть творческой выпускной квалификационной работы состоит из двух разделов.

Раздел первый, теоретический, представляет собой научное исследование, связанное с темой работы и представленными во втором разделе творческими материалами. В данном разделе выпускник должен не только обосновать актуальность выбранного им направления специализации (жанрового, тематического, профессионального), но и раскрыть теоретические аспекты проблем, с которыми связаны особенности его творческих произведений или проектов, показать свою эрудицию в научной литературе по вопросу. Помимо того, в первом разделе может (по необходимости) проводиться сравнительный анализ чужих, удачно осуществленных проектов на заданную тематику, предоставляться осмысление опыта ведущих специалистов-практиков, работающих в схожих сферах или жанрах.

Раздел второй, практический, включает в себя образцы профессионального творчества автора. Это может быть редакционный проект или концепция издания; цикл (серия) собственных печатных, телевизионных, радио- или Интернет-материалов, объединенные общей тематикой, определенным жанром или творческой методикой создания; содержательная и оформительская модель сайта; самостоятельно разработанные и осуществленные медийные проекты; сценарии подготовленных выпускником рекламных или PR-кампаний и так далее. Если авторство подобных проектов принадлежит выпускнику не полностью, а частично (то есть они разработаны и осуществлены при его участии), то участие это должно быть достаточно полным и активным, а выпускная работа, основанная на такого рода творческих материалах, – целостной и теоретически-осмысленной.

Сценарии проектов, описания концепций и тексты публикаций в творческом разделе должны быть представлены в перепечатанном виде, в авторском варианте. Помимо этого, к работе в виде дисков с мультимедийной продукцией и вырезок из периодических изданий необходимо приложить оригиналы творческих работ.

Научно-исследовательская выпускная квалификационная работа, в свою очередь, подразделяется на разные виды. В частности, такое сочинение может быть связано с переводом на русский язык значимого научного текста, еще не издававшегося в отечественной традиции, или же с реферированием ряда концепций, объединенных общенаучной проблематикой. Однако чаще всего, в классическом ее виде, выпускная квалификационная работа такого типа представляет собой анализ актуальных проблем истории, теории и практики различных видов медиа (печати, телевидения, радиовещания, информационных агентств, сетевых СМИ, рекламы и прочее). Предметом интереса выпускника может стать не только деятельность редакции определенного средства массовой информации, но и серьезные проблемы и тенденции развития медиа, творчество конкретного журналиста или блоггера, специфика бытования СМИ в определенный исторический период, конкретный креативный прием или технология и многие другие аспекты существования медиакоммуникаций.

Теоретический раздел подобного исследования может включать в себя одну или две главы, в каждой из которых рассматривается отдельный аспект выбранной темы, а в совокупности пристально анализируются заявленные как предмет исследования факт, явление или персона. Автор дипломной работы должен продемонстрировать не только умение выделить проблему, актуальную в определенной области медиакоммуникаций, но и способность подобрать и осмыслить относящуюся к ней научную литературу, сделать обоснованные выводы. Качество и уровень исследования во многом определяются значимостью подобранных источников, почерпнутых из различных областей гуманитарного знания, умением выпускника проявить максимальную эрудицию в литературе по вопросу и представить возможно более полный обзор исследований по теме (в идеале – как на русском, так и на иностранных языках).

Практический раздел представляет собой анализ собранного массива эмпирического материала по заявленной проблематике. Это могут быть тексты медианосителей (публицистические, рекламные, PR-материалы, контент Интернет-сайтов, сценарии телевизионных программ и т.д.); материалы, относящиеся к деятельности конкретных СМИ; совокупность творческих произведений того или иного мэтра современных медиакоммуникаций; комплекс работ, в которых воплощены те или иные коммуникативные технологии или приемы, и прочее. Если в теоретических главах работы важны глубина анализа, четкость формулировок и логика раскрытия исследуемых вопросов, то в практической части необходимо представить достаточно большой, репрезентативный массив анализируемой практики и проявить умение выделить в ней главные достоинства и недостатки. Практическая часть дипломного исследования не должна носить описательного или отвлеченного характера – анализ эмпирики не является самоцелью, он важен не сам по себе, а как база для обоснованных прикладных рекомендаций. Последние должны нести в себе определённую новизну и практическую значимость, в них необходимо избегать поверхностности и банальных сентенций. Само собой разумеется, что практическая часть выпускной квалификационной работы должна четко коррелироваться с теоретической частью, доказательно подтверждать сделанные там выводы.

Как и в творческом дипломном сочинении, в исследовательской работе может (при необходимости) наличествовать приложение. В нем могут находиться материалы различного характера – текстового, иллюстративного, статистического и т.д., – подтверждающие и иллюстрирующие рассуждения основной части.

Любая выпускная квалификационная работа обязана отвечать определенным требованиям, диктуемым жанром научного сочинения:

- закономерность в развитии темы, последовательность в переходе от одной части к другой;

- опора на авторитетные научные источники;

- достаточность объема и репрезентативность эмпирического материала;

- наличие выразительных и точных цитат, подтверждающих мысль автора либо служащих отправной точкой для дискуссии или собственных рассуждений; каждая цитата при этом должна иметь грамотную ссылку на источник;

- доказательность выводов и рекомендаций.

Материалы выпускной квалификационной работы (внутри основного текста или в приложении к нему) могут сопровождаться визуальными элементами: фотографиями, иллюстрациями, таблицами, графиками и т.д. Каждое изображение должно быть пронумеровано и иметь подпись (объяснение), раскрывающую содержание иллюстративного материала или поясняющую мысль автора.
ВАЖНО: Любые отвлеченные рассуждения и рекомендации в дипломной работе, не опирающиеся на достаточный массив собранных фактов, носят любительский характер и не имеют научной ценности. При этом факты (как из области теории, так и из области практики медиакоммуникаций) необходимо не просто собрать, но и осмыслить, сгруппировать, систематизировать. Обобщенные и подвергнутые логическому анализу, в итоге они должны «работать» на авторскую концепцию, подтверждать выводы, к которым пришел молодой исследователь.

Структура выпускной квалификационной работы

Грамотное построение и внутренняя логика, динамичное движение дипломного сочинения очень важны для выполнения целей, поставленных автором. Малозначимых элементов в структуре диплома нет: все они обусловлены жанром работы как разновидности научного текста и обязательны для включения в полноценный исследовательский текст.

Перечислим основные составные компоненты, которые должна содержать дипломная работа.

1. Титульный лист, оформленный в соответствии с требованиями высшего учебного заведения.

2. Оглавление (или содержание) работы с точным указанием названий глав (разделов) и параграфов, а также страниц, на которых они расположены. Заметим, что типичными ошибками начинающих исследователей в выполнении этого достаточно формального, однако необходимого элемента работы зачастую являются следующие:

- несоответствие названий разделов и подразделов в тексте работы соответствующим элементам оглавления. Все названия в тексте и в оглавлении должны быть абсолютно идентичны;

- «лишние» заголовочные элементы в тексте или в оглавлении. Все заголовки и подзаголовки, имеющиеся в тексте работы, должны быть отражены в оглавлении; все элементы оглавления должны «обнаруживаться» в основном тексте;

- неправильное указание страниц, на которых начинаются разделы, в оглавлении; этот сбой происходит зачастую на этапе последней правки исследования, внесения финальных изменений, добавлений или иллюстративных элементов. Все страницы должны быть указаны точно.

3. Введение, в котором выпускник в обязательном порядке обосновывает выбор темы, формулирует ее значимость, делает краткий обзор существующих и проработанных по данной теме источников, мотивирует избранные исследовательские методы и обозначает структуру исследования и его временные рамки.

Хотелось бы обратить внимание на то, что введение является, как показывает практика, едва ли не самым сложным в исполнении разделом дипломного сочинения. Типичная ошибка, допускаемая выпускниками, – это попытка дать в данном разделе общее описание проблематики исследования, тогда как здесь необходимо описание исследования как такового. Не характеристика содержания и темы работы, а научная характеристика ее сущностных особенностей – вот что такое введение в дипломное сочинение.

Таким образом, данный раздел в обязательном порядке должен содержать следующие формулировки:

- актуальность темы исследования;

- цель и задачи работы (цель должна соответствовать общему направлению и названию исследования, задачи коррелироваться с заголовками важнейших разделов);

- объект и предмет исследования;

- степень научной разработанности заявленной проблематики;

- краткий обзор теоретической базы исследования;

- указание на эмпирическую базу работы;

- рабочая гипотеза исследования;

- определение ведущих научных методов, задействованных при подготовке научного сочинения;

- фиксация научной новизны и практической значимости работы.

Необязательными (но желательными) являются во введении формулировки положений, выносимых на защиту; указание на публикации по теме (если таковые имеются) и некоторые другие элементы.

4. Основная часть выпускной квалификационной работы, состоящая из глав (разделов), разбитых на параграфы. Если на параграфы делится одна глава, то такое же деление должно быть и в других главах (некорректным считается наличие в исследовании целостных разделов наряду с разделами, поделенными на части). Не может быть в главе (разделе) одного параграфа – только два или более, иначе деление на части не имеет смысла. Все главы и параграфы должны иметь заголовки, не повторяющие общее наименование работы. Желательно, чтобы каждая глава (раздел) дипломной работы завершалась краткими выводами.

5. Заключение, в котором повторяются основные обобщения по теме и подводятся итоги исследования. Здесь же повторяются главные выводы, сделанные по ходу исследования, и даются практические рекомендации (если того требует тема).

6. Список литературы по теме, который приводится в конце дипломной работы. Именно оформление библиографического списка, о принципах которого будет подробнее сказано ниже, часто представляет немалую сложность для молодого исследователя. Главные требования корректности по отношению к данному элементу диплома – это, во-первых, перечисление источников строго в алфавитном порядке, а во-вторых – единообразие всех пунктов перечня (то есть оформление источников по единым правилам).

7. Приложение, которое является обязательным разделом в творческом варианте дипломной работы и не обязательным – в исследовательском варианте. В этот раздел могут быть включены публикации автора в виде вырезок из периодических изданий или оригинальных материалов, заверенных в редакциях; анализируемые варианты текстов различных медианосителей; иллюстрации, схемы и так далее. Листы приложения обычно продолжают общую нумерацию страниц дипломного сочинения, но могут быть и пронумерованы отдельно, с помощью иной системы нумерации (например, римскими цифрами).

Общий объем дипломной работы обычно составляет от 45 страниц компьютерного текста. Этот объем зависит от различных факторов и не может быть задан автору механически, извне: количество страниц в тексте выпускной квалификационной работы логически проистекает из общей сложности темы и степени ее научной разработанности; обилия или, напротив, нехватки теоретических источников по выбранной проблематике; охваченного анализом массива эмпирических материалов; особенностей творческого мышления и стиля автора и так далее.

На защиту студент предоставляет два экземпляра дипломной работы, каждый из которых должен быть переплетен или же вложен в специальную папку для дипломных работ. Нельзя забывать об авторской подписи: работы должны быть удостоверены автором на последней странице. К работам в печатном варианте прилагается копия работы на электронном носителе.
Общие требования к тексту дипломной работы

Текст выпускной квалификационной работы рекомендуется набирать, используя кегль 14 п. и полуторный межстрочный интервал (чаще всего используется гарнитура шрифта Times New Roman, допустим шрифт Arial). Текст выводится на бумажные листы формата А4 без оборота. На одной странице должно быть 28–30 строк, каждая строка содержит 58–60 знаков (вместе с междусловными интервалами). Левое поле страницы – 35 мм, правое – 18 мм; верхнее – 23 мм, нижнее – 20 мм; колонтитул верхний – 15 мм, нижний – 12,5 мм. Абзац равен пяти знакам.

Сноски чаще всего помещаются внизу страницы (хотя возможны и иные варианты, о чем будет сказано ниже) и печатаются после отбивки под текстом сплошной линии. Размер шрифта – 12 (Times New Roman). Интервал – 1 (одинарный).

Нумерация страниц – сквозная через весь текст (исключение допускается иногда для Приложения, которое может нумероваться отдельно). Размер шрифта – 14. Расположение – вверху в центре. Отсчет страниц ведется от титульного листа, но впервые номер страницы выставляется только на странице 2, где помещается «Содержание» (его можно обозначить так же как Оглавление).

Обязательное условие хорошей подготовки выпускной квалификационной работы – тщательная вычитка текста. Текст должен быть максимально свободен от опечаток, грамматических и пунктуационных ошибок, неряшливого стиля. Для этого, прежде чем вывести текст на принтер, его необходимо внимательно проверить и внести необходимую правку. При плохой вычитке текста оценка за исследование может быть снижена.

Каждая часть работы (введение, главы, параграфы, заключение, список литературы) должна начинаться с новой страницы.

Заголовки печатают прописными буквами с отступом от текста на четыре межстрочных интервала. После заголовков точки не ставятся.
  1   2   3

Похожие:

Методические указания для студентов бакалавриата направления 030600. 62 «Журналистика» iconУчебное пособие Челябинск 2014 Министерство образования и науки Российской...
Допущено умо по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся...

Методические указания для студентов бакалавриата направления 030600. 62 «Журналистика» iconМетодические указания по выполнению и защите выпускных квалификационных...
Методические указания предназначены для установления общих требований к структуре и оформлению вкр студентов ноу впо «Томский институт...

Методические указания для студентов бакалавриата направления 030600. 62 «Журналистика» iconМетодические указания содержат задания к лабораторным работам по...
Методические указания предназначены для студентов направления «Прикладная информатика» профиля «Прикладная информатика в экономике»,...

Методические указания для студентов бакалавриата направления 030600. 62 «Журналистика» iconМетодические указания по написанию дипломной работы студента для...
Методические указания к выполнению дипломной работы для студентов дневной (заочной) форм обучения направления подготовки38. 03. 01«Экономика»профиля«Учет...

Методические указания для студентов бакалавриата направления 030600. 62 «Журналистика» iconМетодические указания по выполнению выпускной квалификационной работы для студентов направления
Методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы для студентов направления 230400 "Информационные системы и...

Методические указания для студентов бакалавриата направления 030600. 62 «Журналистика» iconПрограмма предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину,...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600....

Методические указания для студентов бакалавриата направления 030600. 62 «Журналистика» iconМетодические указания по выполнению контрольной работы для студентов...
Методические указания предназначены для студентов заочной формы обучения направления подготовки 080100 Экономика, профиль (квалификация...

Методические указания для студентов бакалавриата направления 030600. 62 «Журналистика» iconПрограмма дисциплины История Испании Средних веков и Раннего Нового...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления

Методические указания для студентов бакалавриата направления 030600. 62 «Журналистика» iconМетодические указания по психолого-педагогической практике для студентов...
Макарова, И. А. Методические указания по психолого-педагогической практике для студентов 3 курса направления 050100 профилей «Физическая...

Методические указания для студентов бакалавриата направления 030600. 62 «Журналистика» iconМетодические указания по производственной (преддипломной) практике...
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 06. 03. 01 Биология (охотоведение)

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск