Скачать 0.81 Mb.
|
Муниципальное бюджетное специальное(коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Наро-Фоминская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа Утверждаю Директор МБОУ Наро-Фоминской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы ________________ И.Г. Самусева «____» ____________ 2014 г. Рабочая программа по русскому языку 8 класс Составитель: Теряева Инна Владимировна учитель русского языка и чтения 2014 год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Русский язык в специальной коррекционной школе VIII вида является одним из основных учебных предметов. В данной программе представлены разделы изучения курса русского языка 5, 7,8 и 9 классов. Обучения русскому языку детей с нарушением интеллекта строится на новых принципах коммуникативного подхода, который в отличии от орфографического направлен на развитие контекстной устной и письменной речи, где простейшие орфографические правила обеспечивают самостоятельное связное высказывание в его устной и письменной форме. Коммуникативный подход в большей мере соответствует специфическим особенностям интеллектуальной деятельности учащихся, которым трудно освоить логику построения языка на основе анализа, запоминания и воспроизведения грамматических правил и категорий. Изучения языка в контексте монологической, диалогической и других видов речи, расширение разговорной литературной, деловой, книжной (научной) лексики на уроках русского языка позволяет преодолеть характерный для учащихся негативизм, стереотипность, бедность оборотов речи, приблизить их к знаниям о культуре, истории, к освоению нравственных норм социального поведения. В процессе развернутого изложения материала по темам в каждом классе указывается количество годовых и недельных часов. Данная рабочая программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с ограниченными умственными возможностями. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации. Рабочая программа составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида для 5-9 классов под редакцией И.М. Бгажноковой и Учебно-методического комплекта, созданного на базе данной Программы, учебников Э.В.Якубовской , Н.Г.Галунчиковой «Русский язык» 5 кл., Москва «Просвещение», 2014г., Э.В.Якубовской, Н.Г.Галунчиковой «Русский язык» 7 кл., Москва «Просвещение», 2011г. Э.В.Якубовской, Н.Г.Галунчиковой «Русский язык» 8 кл., Москва «Просвещение», 2012г. Э.В.Якубовской, Н.Г.Галунчиковой «Русский язык» 9 кл., Москва «Просвещение», 2013г. Программа по русскому языку и развитию речи определяет содержание предмета и последовательность его прохождения по годам, учитывает особенности познавательной деятельности детей, обучающихся по программе 8 вида. Она направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации. Цели предмета: 1) Развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитии интуиции и «чувства языка». 2) Усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грамматики (морфологии и синтаксиса), лексики (словарный состав языка), морфемики (состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание) 3) Овладение умениями участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания. Задачи предмета: 1) Овладение речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание); 2) Формирование орфографических и пунктуационных навыков, речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной форме; 3) Обогащение словарного запаса, умение пользоваться словарями разных типов; 4) Эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника. Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. Поэтому особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом. Данная рабочая программа рассчитана на учащихся 5, 7, 8 и 9 классов. Занятия по данной программе проводятся в форме урока (45 мин). В 5 классе отведено 136 часов в год (4 часа в неделю), в 7 классе - 136 часов в год (4 часа в неделю), в 8 классе - 136 часов в год (4 часа в неделю), в 9 классе – 102 часа в год (3 часа в неделю) Распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов по программе осуществляется следующим образом: 8 класс
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В коррекционной школе особое внимание обращено на исправление имеющихся у воспитанников специфических нарушений. При обучении русскому языку используются следующие принципы: принцип коррекционно-речевой направленности, воспитывающий и развивающий принципы, принцип доступности обучения, принцип систематичности и последовательности, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д. Коммуникативно-речевая направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач, так как предполагает большую работу над значением таких языковых единиц, как слово, словосочетание, предложение, текст, и над способами выражения смыслового различия с помощью этих единиц. При последовательном изучении курса русского языка может быть использован разноуровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников. ФОРМЫ РАБОТЫ Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются: тренировочные упражнения, словарные, выборочные, комментированные, зрительные, творческие, предупредительные, свободные, объяснительные диктанты, письмо по памяти, грамматический разбор, подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения и т.д. В конце каждой темы проводится контрольная работа. Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и комбинированного вида работ (контрольного списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктанта и грамматического разбора и т.д.). Основные виды контрольных работ в 5,7, 8 и 9 классах – диктанты. В числе видов грамматического разбора следует использовать задание на опознание орфограмм, определение частей речи, частей слов, членов предложения на основе установление связей слов в предложении, конструирование предложений, классификацию слов по грамматическим признакам Оценка знаний учащихся осуществляется по результатам письменных повседневных работ учащихся, текущих и итоговых контрольных работ. МЕТОДЫ УРОКА На уроках русского языка используются следующие методы урока: -словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой -наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр -практические – упражнения, карточки, тесты Для реализации основных целей и задач курса русского языка применяются разнообразные ТИПЫ УРОКОВ: -урок объяснения нового материала (урок первоначального изучения материала; -урок закрепления знаний, умений, навыков (практический урок); -урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок); -комбинированный урок; -нестандартные уроки (литературная гостиная, урок-викторина, урок-игра и др.) Используются ТСО: видеофрагменты фильмов(DVD), компьютерные презентации, музыкальные композиции (ПК, магнитофон) СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА Содержание учебного материала в 5 и 7 классе включает в себя 6 разделов. Содержание учебного материала в 8 классе включает в себя 5 разделов. 8 класс
Коммуникативно-речевой подход к обучению языку не может быть обеспечен без освоения языковедческого материала, так как языковая и речевая деятельность взаимозависимы. Реализация названного подхода предполагает некоторое смещение акцентов при обучении русскому языку детей с умственной недостаточностью. Работа над усвоением грамматических категорий и орфографических правил перестает быть самоцелью, она реализуется в процессе формирования собственно речевых умений и навыков. Большое значение приобретает не столько запоминание грамматической теории и орфографических правил (как называется, как изменяется), сколько умение применять изученный грамматико-орфографический материал в речевой практике в ее устной и письменной форме. Так, в теме «Звуки и буквы» дифференциация оппозиционных фонем (мягкие и твердые, звонкие и глухие согласные, раздельное и слитное произношение согласного и гласного в слоге) приобретает значение для практического усвоения смыслоразличительной функции этих звуков и слогов (кадушка — катушка, семья — семя), для обработки четкости произносительных навыков, интонационной выразительности устного высказывания. Изучая тему «Слово», учащиеся овладевают законами образования слов, подбирают однокоренные слова, наблюдают за единообразным написанием гласных и согласных в корне слова, а затем в приставках и суффиксах. Учащиеся группируют слова по различным грамматическим признакам: предметность, действие, количество; по их лексическому значению: например, глаголы, обозначающие движение, речь, чувства, цвет. Внимание учащихся обращается на слова с противоположным и близким значением, на лексемы, сходные по звучанию, но разные по значению (глиняный — глинистый, экскаватор — эскалатор), на составление и употребление слов с различным эмоционально-оценочным оттенком (дом — домик, дом — домище), на использование слова в контексте художественного образа (солнышко смеется). Учащихся следует обучать точному выбору слов для выражения мысли, их применению в предложении и тексте. Каждая тема, связанная с усвоением частей речи, включает работу по дифференциации грамматических и семантических признаков, что создает условия для предупреждения ошибок в смешении грамматических категорий, в их правильном использовании в речи, например существительное и прилагательное со значением действия, их изменение и противопоставление глаголу в словосочетании и предложении (быстрый бег, беговая дорожка, бегать быстро). В программе большое место отводится работе со словосочетанием: составлению словосочетания различных форм (красивое платье, писать письмо, играть на гитаре, весело смеяться), подбору словосочетаний с прямым и переносным значением (прямая дорога — прямой характер), поиску синонимичных пар (вишневый сок и сок из вишни), умению использовать словосочетания в качестве строительного материала целостной структуры предложения. Включение в программу данной языковой единицы обогащает и конкретизирует словарь учащихся, помогает лучше понять образные средства языка, способствует развитию творческого мышления. Коммуникативно-речевая направленность обучения русскому языку наиболее полно реализуется в теме «Предложение». У учащихся совершенствуется умение строить непохожие по структуре предложения, правильно использовать их в разных стилях речи (разговорный, художественный, деловой). Особое внимание следует уделить точному интонированию предложений, выделению в них логического центра. Учащиеся наблюдают за изменением смысла высказывания в зависимости от переноса логического ударения с одного слова на другое, учатся выражать одну и ту же мысль разными по структуре предложениями, упражняются в чтении и составлении диалогов с опорой на картинку, на текст, на заданную речевую ситуацию. С помощью осваиваемых языковых средств (части речи, словосочетание, предложение) старшеклассники обучаются конструировать разнообразные тексты. Через все разделы программы проходит тема ознакомления учеников с некоторыми закономерностями построения монологического высказывания. Как показывает практика, без специального обучения учащиеся не могут овладеть связной речью, опираясь только на интуитивный уровень осознания этих закономерностей. Они должны поэтапно освоить в практической деятельности основные законы структурирования текста. При изучении темы «Текст» у учащихся 5—9 классов формируются следующие умения: • определять тему и главную мысль готового текста на основе решения вопроса, о ком или о чем говорится в тексте (тема), что является главным о предмете темы (основная мысль); • выделять ведущую мысль, заключенную в заголовке или в отдельном предложении текста; • выбирать заголовки к тексту, отражающие его тему или основную мысль, из ряда предложенных учителем; • определять части текста, на их основе составлять высказывание, используя закрепленную структуру текста: вступление, главная часть, заключение; • выделять из текста предложения, отмечая языковые средства их связи друг с другом, пользоваться этими средствами в устной и письменной речи: местоимения, текстовые синонимы, наречия и др.; • отличать повествовательные и описательные тексты, тексты с элементами рассуждения; самостоятельно пользоваться ими в высказываниях; • подбирать словарь и строить предложения в соответствии со стилем речи; • с помощью учителя или самостоятельно находить в тексте речевые недочеты и исправлять их. Деловое письмо в 5-9 классах как область применения письменных речевых навыков, способствующих укреплению межличностных связей в различных жизненных ситуациях занимает особое место в обучении русскому языку детей с нарушением интеллекта. В связи с этим на специальные уроки делового письма отводится 15 часов в 5, 7 классах и 8 часов в 8, 9 классах. Учащиеся знакомятся с различными видами деловых бумаг, их назначением, применением, структурным содержанием, овладевают тематическим словарем и выполняют разнообразные практические упражнения: от простого подражания образцу до серьезного тренинга, максимально приближенного к реальным ситуациям. Программный материал расположен концентрически: основные части речи, обеспечивающие высказывание (имя существительное, имя прилагательное, глагол), включены в содержание 5 и последующих классов с постепенным наращиванием сведений по каждой из названных тем. Так же концентрически располагается программный материал по темам «Предложение», «Текст», «Деловое письмо» 8 класс |
Данная рабочая программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с ограниченными умственными возможностями. Программа... | Учебные программы для V—ix классов специальных (коррек-ционных) общеобразовательных школ VIII вида (для умственно отсталых детей)... | ||
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами... | Предметное содержание речи: Страны изучаемого языка, особенности географического положения и его влияние на стиль жизни людей, их... | ||
Программа предназначена для обучения детей с умственной отсталостью легкой степени, учитывает особенности познавательной деятельности... | «Русский язык. 9 класс» под редакцией М. М. Разумовской. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую... | ||
Кроме перечисленных знаний о языке и речи, программа включает перечень орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков,... | Программы основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку к учебно-методическому комплексу В. В. Бабайцевой,... | ||
Областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение | М. З. Биболетова, Н. Н. Трубанева, 2010. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения,... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |