Скачать 128.43 Kb.
|
Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области Областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Губкинский горно-политехнический колледж» Разработка урока по русскому языку и культуре речи «Особенности речевого этикета» Выполнил: преподаватель русского языка и литературы Репина С.А. г. Губкин, 2015 ОДОБРЕНО Согласовано на заседании ПЦК Заместитель директора по УМР Протокол № ____от __________ Морозова Л.А. ______________ Председатель ПЦК ________Ханина В.В. 1. Цели урока: Обучающий (дидактический) компонент: - познакомить обучающихся с основными нормами речевого этикета; - активизировать применение в речи обучающихся основных формул речевого этикета; Воспитательный компонент: -повысить уровень культурного владения языком; - способствовать формированию языкового чутья; - прививать любовь к родному языку, культуре речи. Развивающий компонент: - активизировать умения выделять главное; - прививать навыки самостоятельной работы; - прививать любовь к родному языку, культуре речи. 2. Тип урока: комбинированный (с применением технологии критического мышления). 3. Формы работы: индивидуальная, групповая. 4. Ресурсы: раздаточный материал, таблицы, тематические газеты. 5. Прогнозируемый результат: ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. Ход урока:
Задачи:
Формируемые умения, знания, компетенции: ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. Слово учителя: Ребята! Тема нашего урока: «Особенности речевого этикета». Цели нашего урока таковы:
Задачи:
Формируемые умения, знания, компетенции: ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. А) активизация изученного материала: Словарный диктант: Вежливый, этикет, хорошие манеры, деликатный, приветствие, коммуникабельность, корректный, любезный, тактичность, учтивый, речевая культура, извините, прощайте, всего хорошего, спасибо, добрый день. Слово учителя: Связаны ли эти слова с темой сегодняшнего урока? Б) освоение новых знаний и способов действий. Работа с диалогом. Прочитать, ответить на вопрос, исправить ошибки. Вопросы по тексту диалога:
«Продвинутая лекция». Понятия о речевом этикете. Речевым этикетом называют систему требований (правил, норм), которые разъясняют нам, каким образом следует устанавливать, поддерживать и прерывать контакт с другим человеком в определенной ситуации. Нормы речевого этикета весьма разнообразны, в каждой стране присутствуют свои особенности культур общения. Итак, речевой этикет – это система правил. Вопрос учителя: Ребята! Как вы думаете, для чего нужно разрабатывать специальные правила общения, то есть для чего нам нужен речевой этикет? Для более спешного освоения навыков культуры общения используют такое понятие, как формулы речевого этикета. Базовые формулы усваиваются еще раннем детстве, когда родители учат ребенка здороваться, благодарить, просить прощения за проделки и провинности. Вопрос учителя: Какие формулы речевого этикета вам уже известны? С возрастом человек узнает все больше тонкостей в общении, осваивает различные стили речи и поведения. Умение правильно оценить ситуацию, завести и поддержать разговор с незнакомым человеком, грамотно изложить свои мысли, отличает человека высокой культуры, образованного и интеллигентного. Формулы речевого этикета – это определеннее слова, фразы и устойчивые выражения, применяемые на определенных стадиях разговора. Вопрос учителя: Какие стадии разговора вам известны? Любой разговор начинается с приветствия. Оно может быть вербальным и невербальным. Очередность приветствия также имеет значение: младший приветствует старшего, мужчина – женщину, младший по должности – старшего. Перед вами таблица с основными формами приветствия собеседника.
Вслед за приветствием начинается разговор. Речевой этикет предусматривает три основных типа ситуаций, в которых применяются различные речевые формулы общения: торжественная, скорбная и рабочая ситуации. Торжественная атмосфера, приближение важного события предполагают использование речевых оборотов форме приглашения или поздравления. Обстановка при этом может быть как официальной, так и неофициальной, и от обстановки зависит, какие формулы речевого этикета будут использованы в разговоре. Примеры приглашений и поздравлений в речевом этикете
Скорбная атмосфера связи с событиями, приносящими горе, предполагает соболезнование, выраженное эмоционально, не дежурно и сухо. Помимо соболезнования, собеседник часто нуждается в утешении или сочувствии. Примеры соболезнования, утешения и сочувствия речевом этикете.
В) первичная проверка понимания обучающимися нового материала. Работа в группах. Каждая группа получает таблицу и заполняет ее. После завершения работы проводится самопроверка. 1 группа. В повседневной жизни рабочая обстановка требует применения формул речевого этикета. Блестящее или, наоборот, ненадлежащее выполнение поручаемых заданий может стать поводом для вынесения благодарности или порицания. При выполнении распоряжений сотруднику может потребоваться совет, для чего будет необходимо обратиться с просьбой коллеге. Также возникает необходимость одобрить чужое предложение, дать разрешение на выполнение или мотивированный отказ. Примеры просьб и советов в речевом этикете
Просьба должна быть предельно вежливой по форме и понятной адресату, обращение с просьбой – деликатным. При обращении с просьбой желательно избегать отрицательной формы, использовать утвердительную. Совет надо давать некатегорично, обращение с советом будет побуждением к действию, если он дан в нейтральной, деликатной форме. 2 группа. Примеры согласия и отказа в речевом этикете
3 группа. За выполнение просьбы, оказание услуги, полезный совет принято выражать собеседнику благодарность. Также важным элементом в речевом этикете является комплимент. Он может быть употреблен в начале, середине и по завершении разговора. Тактичный и вовремя сказанный, он поднимает настроение, располагает к более открытой беседе. Комплимент полезен и приятен, но только ели это искренний комплимент, связанный с естественной эмоциональной окраской. Примеры благодарности и комплиментов в речевом этикете
Самопроверка. 1 группа.
2 группа.
3 группа.
Сообщение заранее подготовленных обучающихся. ( 2 человека). Г) проверка понимания изученного материала. Составление кластера. Заслушивание одного-двух кластеров. 4. Рефлексия. ( 5 мин.) Ответить на вопросы:
5. Задание на дом. ( 5 мин.) Заполнить таблицу. (Приложение 8) Приложение 1 Формы приветствия
Примеры приглашений и поздравлений в речевом этикете
Примеры соболезнования, утешения и сочувствия речевом этикете.
Приложение 2 1 группа. Примеры просьб и советов в речевом этикете
Приложение 3 2 группа. Примеры согласия и отказа в речевом этикете
Приложение 4 3 группа. Примеры благодарности и комплиментов в речевом этикете
Приложение 5 Самопроверка. 1 группа.
Приложение 6 Самопроверка. 2 группа.
Приложение 7 Самопроверка. 3 группа.
Приложение 8 Работа с таблицей. Заполните последний столбик таблицы.
|
Практикум по русскому языку и культуре речи : учеб практ пособие / А. В. Тиховодова – Н. Новгород : Изд-во фбоу впо «вгавт», 2011.... | Контрольные работы по русскому языку и культуре речи для студентов заочного факультета ргупс: практикум. Издание ii/ Г. Л. Абоносимов,... | ||
Дисциплина: сд. 03. 1 – Практикум по культуре речевого общения (первый иностранный (немецкий) язык) | Муниципальное бюджетное специальное(коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников | ||
Кроме перечисленных знаний о языке и речи, программа включает перечень орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков,... | Современный русский язык – это язык ХIХ – ХХI вв. Литературный язык – это язык в своей нормированной, образцовой разновидности | ||
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, изучающих курс русского языка. Подготовлено в соответствии с фгос спо. Пособие... | Практическое занятие 10. Национальные особенности этикета делового общения (1 час) 133 | ||
Наименование оу: Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Губкинский государственный... | Данная рабочая программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с ограниченными умственными возможностями. Программа... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |