Концепция электронного портфолио Полилова Т. А., вед научный сотрудник миоо


Скачать 316.45 Kb.
НазваниеКонцепция электронного портфолио Полилова Т. А., вед научный сотрудник миоо
страница1/3
ТипДокументы
filling-form.ru > бланк резюме > Документы
  1   2   3
Приложение 3.

Концепция электронного портфолио

Полилова Т.А., вед. научный сотрудник МИОО

polilova@online.ru

Состояние проблемы

Под термином "портфолио" понимается способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений. Портфолио — новое слово для российской педагогики. Если проверить наличие этого слова в различных словарях на справочно-информационном портале Грамота.ру, то слово "портфолио" обнаружится только в орфографическом словаре Российской академии наук (заметим, что в словаре методических терминов это слово отсутствует). Слово "портфолио" не склоняется, словарь допускает использовать это слово в мужском и среднем роде.
Термин "портфолио" давно знаком профессионалам из области искусства: многие художники и сейчас, и в прежние века создавали свое портфолио творческих работ. В наш век высоких технологий портфолио дизайнеров, фотохудожников, модельных и рекламных агентств, творческих мастерских широко представлены в интернете. Портфолио фирм помогают продвигать на рынке предоставляемые фирмами услуги, способствуют поиску заказчиков и потребителей услуг.

Идея применения портфолио в школе возникла в 80-х годах в США. Портфолио стало популярной идеей в Европе и Японии. В 90-х годах о портфолио заговорили специалисты российской системы образования. Число публикаций и книг, посвященных теме применения портфолио в школе, за короткий срок заметно возросло. Появилось большое число и российских публикаций, в том числе размещенных в интернете. На запрос "портфолио школьники образование" в поисковой системе Яндекс выдается более 2000 найденных страниц. Число запросов "портфолио" в Яндексе за месяц превышает 15000.

Однако обилие литературы, по мнению многих авторов, не внесло ясности в саму идею. Скорее, наоборот. На вопрос о том, что имеется в виду под словом "портфолио" в связи со школой, ответить не так легко по различным причинам. Подобная ситуация и в англо-американской, франко-канадской, немецкой литературе — там также нет единого понимания школьного портфолио. Таким образом, сегодня портфолио вряд ли можно считать общепринятой чёткой концепцией. Еще больше разброс мнений относительно содержания понятия "электронное портфолио". Поэтому, говоря о портфолио, во избежание недоразумений имеет смысл уточнять авторское понимание идеи портфолио.

В 2003 вышло постановления Правительства Российской Федерации № 334 "О проведении эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования".

В 2004 г. в целях реализации этого постановления и в рамках выполнения государственного контракта группа ученых и специалистов Государственного университета – Высшей школы экономики (ГУ ВШЭ), Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования, преподавателей высших и общеобразовательных учебных заведений подготовила рекомендации по построению различных моделей портфолио учащихся основной и полной средней школы. Поскольку портфолио стало новым явление в школьной жизни, был запущен эксперимент по внедрению портфолио в школе. Этот эксперимент стал частью программы профильного обучения. В эксперименте предлагалось использовать портфолио в качестве одной из составляющих образовательного рейтинга выпускников основной школы, наряду с результатами итоговой аттестации. Специалисты считают, что подобное досье, несомненно, понадобится школьникам при поступлении в вузы.

В упомянутом выше документе "Рекомендации по построению различных моделей и использованию портфолио учащихся основной и полной средней школы" дается следующая трактовка понятия портфолио:

"Традиционный портфолио представляет собой подборку, коллекцию работ, целью которой является демонстрация образовательных достижений учащегося. Являясь, по сути, альтернативным способом оценивания по отношению к традиционным формам (тест, экзамен), портфолио позволяет решить две основные задачи:

1. Проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе получения образования, причем вне прямого сравнения с достижениями других учеников.

2. Оценить его образовательные достижения и дополнить (заменить) результаты тестирования и других традиционных форм контроля. В этом случае итоговый документ портфолио может рассматриваться как аналог аттестата, свидетельства о результатах тестирования (или выступать наряду с ними)."

Следует отметить, что авторы документа дали весьма широкую трактовку портфолио, обозначив тем самым практически неограниченный, свободный контекст использования портфолио в образовании. Более того, в документе особо подчеркивается педагогическая составляющая портфолио:

"Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать следующие важные педагогические задачи:

  • поддерживать и стимулировать учебную мотивацию школьников;

  • поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

  • развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;

  • формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;

  • содействовать индивидуализации (персонализации) образования школьников;

  • закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации."

Документ предлагает использовать три основные типа портфолио:

  • Портфолио документов — портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений.

  • Портфолио работ — собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ ученика, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, учебных лагерях, прохождение элективных курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений и др.

  • Портфолио отзывов — включает оценку школьником своих достижений, проделанный им анализ различных видов учебной и внеучебной деятельности и её результатов, резюме, планирование будущих образовательных этапов, а также отзывы, представленные учителями, родителями, возможно, одноклассниками, работниками системы дополнительного образования и др.

Многие из возникающих вопросов в трактовке идеи портфолио должны были разрешиться в ходе проводившегося эксперимента. В эксперименте проходили апробацию различные модели портфолио, конкретные варианты которых могли разрабатываться и приниматься на уровне муниципальной образовательной сети. В эксперименте предстояло отработать:

  • структуру портфолио и возможную комбинацию его разделов,

  • варианты представления итоговых документов,

  • формы учета портфолио в определении образовательного рейтинга выпускника основной школы,

  • возможные формы коммуникации (взаимодействия, контактов учащихся, учителей, возможно родителей и др.) при составлении портфолио и его оценке,

  • период накопления (сбора) портфолио (только 9-е классы, 8-9-е классы, вся основная школа и т.д.).

По заявлению участвующих в эксперименте образовательных учреждений, идея портфолио была принята школой. Большинство учащихся, родителей и педагогов с энтузиазмом отнеслись к возможности иметь портфолио. В школах, в образовательных округах стали чаще проводиться мероприятия, которые позволяли наполнять портфолио школьников новыми творческими достижениями и победами. Хочется привести цитату из статьи "Портфолио как механизм воспитания активности школьника и регулятор взаимоотношений в классе" классного руководителя школа № 97 О.С.Эндзюлис (http://www.krsk-obr.ru/arhiv/1/2/statii/15):

"Создание портфолио ученика вызвало разные мнения у родителей и ребят. Никто не остался равнодушным. Вместе с ребятами и родителями решили, что это будет книга достижений каждого ученика и всего класса. Ребята с удовольствием делились своими достижениями вне школы, приносили грамоты, сертификаты, стали более открыто говорить о себе, радовались успехам друг друга, гордились теми, кто проявил себя в городе и крае. Так, Клейменовой Людмиле был вручен диплом за второе место в создании проекта «День победы». Если раньше спортивные достижения ребят обсуждались незаметно в группе близких друзей, то сейчас это стало достоянием класса. Особенно создание портфолио полезно для замкнутых, стеснительных и вновь прибывших детей. Так, Паша Лебединский стеснялся читать, сочиненные им стихи, а к Дню Победы принес свои стихи, и предложил поместить их в портфолио. После любого мероприятия все награжденные следили, чтобы их лист достижений пополнялся. Нет необходимости добиваться признания одноклассников для «новеньких» детей, как само собой разумеющееся ребята рассказывают о себе, своих достижений."

В то же время широта предложенной трактовки портфолио создавала определенные проблемы при создании действенных механизмов формирования и оценивания портфолио. Для того чтобы портфолио вызывало доверие, нужны механизмы, обеспечивающие достоверность и прозрачность его наполнения. Очевидно, что в соответствии с разными задачами использования портфолио, применяются разные системы его оценивания. Одни элементы портфолио могут быть оценены и подтверждены формально, другие элементы — неформально.

Вопросы, в основном, возникают в отношении той части портфолио, которая подразумевает неформальные оценки и свободный (нерегламентированный) способ добавления таких оценок в портфолио. Какие существуют гарантии, что негативные или критические оценки не исчезнут из портфолио? Не превратится ли портфолио в набор комплиментарных оценок достижений ученика? Как убедиться в том, что отзыв от эксперта не был "нарисован" самим учеником?

Предполагается, что портфолио может быть предъявлено при поступлении в ВУЗ. Приемная комиссия ВУЗа в первую очередь будет рассматривать ту часть достижений абитуриента, которая подтверждена документально (официальные сертификаты, грамоты, дипломы и пр.). Будут ли учитываться иные компоненты портфолио, которые могут оцениваться весьма нестрого?

Несмотря на множество возникающих вопросов, работа школ по сбору портфолио учеников приняла массовый характер. В этой работе были как свои положительные достижения, так и определенные ошибки.

Как реакция на столь широкое участие школьных коллективов в работе над портфолио, окружной методический кабинет Юго-восточного учебного округа г. Москвы выпустил документ, в котором охарактеризованы типичные ошибки при составлении портфолио учеников, и даются рекомендации по их устранению. Среди ошибочных подходов к формированию портфолио отмечены, например, следующие:

  • нарушение принципа добровольности при сборе документов и формировании портфолио,

  • сбор материалов вместо ребенка, "по его поручению",

  • игнорирование возможностей системы дополнительного и профессионального образования, общественных организаций и т.д.,

  • заформализованность и бессодержательное соревнование при сборе портфолио,

  • сбор в портфолио только официальных документов,

  • подмена портфолио зачетной книжкой,

  • подмена портфолио характеристикой классного руководителя или педагогического совета,

  • стремление оценить баллами все материалы портфолио

и другие.

На наш взгляд, одним из положительных моментов широкого общественного обсуждения концепции портфолио применительно к школе стал естественный перенос такового подхода к оценке компетенций на преподавательский состав и даже на школы в целом. Речь часто заходит, например, о портфолио школы, гимназии, лицея (http://atlas.nevarono.ru/ sc/498/file_4.htm). По мнению авторов таких предложений, портфолио учителей поможет в прохождении профессиональной аттестации и получении более высоких разрядов. Портфолио образовательного учреждения безусловно поможет учительскому коллективу привлекать в свою школу учеников, участвовать в проектах и конкурсах на получение грантов.

В статье "Портфолио: за и против" (http://ps.1september.ru/articlef. php?ID=200406920), составленного по материалам проведенного круглого стола, обсуждаются результаты эксперимента по внедрению портфолио в школы.

Как показало обсуждение на круглом столе, самый спорный вопрос состоит в том, следует ли устанавливать на федеральном уровне единые критерии в оценке портфолио. В эксперименте каждый пилотный регион решал эту задачу самостоятельно. Результаты проведенного мониторинга показали, что в ходе эксперимента так и не удалось выработать четкие, обоснованные, прозрачные критерии оценки отдельных компонентов и разделов портфолио. Где-то действует двухбалльная шкала оценок, где-то 50-балльная. Указанное обстоятельство затрудняет построение объективного образовательного рейтинга учащихся.

Выступления участников обсуждения имели зачастую прямо противоположный характер. По мнению одних участников отсутствие универсальных подходов к формированию и оценке портфолио будет сдерживать введение портфолио в масштабах страны и придаст реформе местечковый характер. Другие высказывались за недопустимость устанавливать жесткие рамки на данном этапе. Звучали более сдержанные мнения о том, что какие-то общие правила игры, скорее всего, будут выработаны через некоторое время, когда накопится достаточный опыт по апробации портфолио.

Но, несмотря на разногласия, связанные с организационной и технической стороной введения портфолио, участники круглого стола в целом одобрили эту идею. По общему мнению, в отличие от традиционной пятибалльной системы оценки, портфолио отражает творческие успехи школьников: проведенные исследования, участие в кружках, секциях, олимпиадах, творческих конкурсах.

Об электронном портфолио

В рекомендательном документе ГУ ВШЭ "Рекомендации по построению различных моделей и использованию портфолио учащихся основной и полной средней школы" [1] есть упоминание об электронной форме портфолио: "Активно используются новые формы портфолио, основанные на применении современных информационных технологий – электронный портфолио...". Но при этом в документе отсутствуют дальнейшие разъяснения, что может представлять собой электронная форма портфолио.

Поисковый сервис в интернете вновь дает возможность оценить заинтересованность аудитории вопросами электронного портфолио. Один из ярких примеров актуальности темы электронного портфолио: Московский государственный институт стали и сплавов (технологический университет) объявил конкурс на создание системы электронного обучения, которая включает в себя, в том числе, возможность создания и ведения электронного портфолио слушателей с учетом информации о пройденных курсах и полученных компетенциях (http://www.bob.ru/sshow.php?ID=1308238).

Изучение сайтов, посвященных теме электронного портфолио дает представление о разнообразных подходах к определению электронного портфолио.

Встречаются авторы, которые трактуют электронное портфолио как набор документов, сформированных на компьютере. Если бумажный эквивалент портфолио предъявляется в виде папки с документами, то электронный портфолио предъявляется в виде файлов на магнитном носителе.

Предлагается трактовка электронного портфолио преподавателя как форма интернет-поддержки его деятельности. По мнению автора, каждый преподаватель сталкивается с необходимостью создания учебно-методического пакета (портфолио преподавателя) по дисциплине, которую он ведет. Портфолио включает в себя описание и указания к ряду практических работ, методические материалы и рекомендации, обеспечивающие выполнение предложенных в работах заданий, материалы для аттестации и самоаттестации студентов, исследовательские и творческие работы (http://filippovatn.narod.ru/portfolio.htm):

На сайте по адресу http://design.gossoudarev.com/portfolio.html автор дает следующее определение: "Под веб-портфолио понимается веб-страница или веб-сайт учащегося, который используется им для хранения результатов проектно-исследовательской деятельности, личных достижений, например результатов участия в олимпиадах, конкурсах и иных интеллектуальных состязаниях."

Свою трактовку электронного портфолио, размещенного в школьной сети (интранете) дает авторский коллектив из Ижевского естественно-гуманитарного лицея № 30 (http://school30.izhevsk.ru/IMAGES/2005/
20050426/innov/1.htm). В лицее разрабатывается система формирования электронного портфолио достижений учащихся, которое оформляется в виде персональной интранет-страницы. Содержание портфолио представлено в виде электронных продуктов, дифференцируется по направлению и уровню экспертизы. Результаты деятельности оцениваются по четырём направлениям: учебно-предметному, проектно-исследовательскому, информационно-технологическому, презентационному.

На сайте http://e-school.by.ru/Project.htm представлен проект "Электронная Школа 2007". В систему управления школы входит электронное портфолио. Каждый ученик может вести собственное портфолио с использованием единой системы. Программа имеет несколько разделов:

  • Резюме

  • Участие в учебных мероприятиях

  • Участие в общественных мероприятиях

  • Достижения

  • Приложение. Тезисы работ

Сайт http://upr.1september.ru/2005/13/6.htm знакомит с интервью директора гимназии № 1 города Кирово-Чепецка:

"В наших планах – сделать для каждого нашего учащегося электронное портфолио. В апреле на Российском образовательном форуме я познакомился с директором эстонской гимназии, который рассказал мне о том, что у них в гимназии и портфолио, и классные журналы – все представлено в электронном виде. Всю информацию при наличии Интернета могут видеть родители. Это замечательный пример открытости школьной системы. И – наша мечта."
Электронное портфолио, или Банк личных достижений предлагает школьникам и студентам Межрегиональная ассоциация дополнительного образования (МАДО) (http://mado.spb.ru/index.php?page=3).

На сайте реализована автоматизированная система оценки индивидуальных успехов. В базе данных собираются сведения об интеллектуальном капитале школьника — о победах в олимпиадах, участии в семинарах, исследованиях, школьных конференциях, в различных проектах, концертах, школьных мероприятиях, спортивных соревнованиях.

Как только школьник зарегистрируется в Банке личных достижений учащихся, он получает индивидуальную идентификационную электронную карту. Обладатель этой карты может через сайт МАДО http://mado.spb.ru проверить свой рейтинг достижений и сравнить его с рейтингом других учащихся школы, города, региона, страны.

Все новые поступления в банк фиксируются в специальной зачетной книжке, которую старшеклассник, став абитуриентом, может предъявить в приемную комиссию выбранного вуза. Занесенные в базу данных достижения школьника переводятся в баллы в соответствии с разработанной шкалой. Шкала учитывает статус мероприятия (районные олимпиады, международные соревнования) и уровень достижения (участник, призер или победитель). Далее автоматически вычисляется рейтинг школьника. Рейтинги разделяются по типу на:

  • интеллектуальные,

  • творческие,

  • спортивные,

  • общественные,

  • профильные;

По направлениям:

  • техническому,

  • медицинскому,

  • гуманитарному,

  • спортивному,

  • творческому;

По территории:

  • по отделению МАДО (населенному пункту),

  • по региону

  • и по России.

Информация о достижениях заносится школьниками самостоятельно по выданным при регистрации реквизитам.
  1   2   3

Похожие:

Концепция электронного портфолио Полилова Т. А., вед научный сотрудник миоо iconКонцепция электронного портфолио Содержание
Грамота ру, то слово "портфолио" обнаружится только в орфографическом словаре Российской академии наук (заметим, что в словаре методических...

Концепция электронного портфолио Полилова Т. А., вед научный сотрудник миоо iconТематический план спецкурса «Создание электронного портфолио»
Тульской области «Тульский техникум социальных технологий», рабочей группой под руководством П(Ц)к панадий О. Ю. разработан спецкурс...

Концепция электронного портфолио Полилова Т. А., вед научный сотрудник миоо iconНаучное издание народ и власть в российской смуте
Буховец О. Г., д и н., проф., зав каф политологии бгэу (Минск), вед науч сотрудник ие ран

Концепция электронного портфолио Полилова Т. А., вед научный сотрудник миоо iconБ. В. Меняев Калмыцкий научный центр ран, младший научный сотрудник...
Калмыцкий научный центр ран, младший научный сотрудник отдела монгольской филологии (358000, г. Элиста, ул им И. К. Илишкина, д....

Концепция электронного портфолио Полилова Т. А., вед научный сотрудник миоо iconМатериал опубликован в журнале «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
Елена Пуляева, канд юрид наук, вед науч сотрудник отдела социального законодательства Института законодательства и сравнительного...

Концепция электронного портфолио Полилова Т. А., вед научный сотрудник миоо iconКнига рассчитана на широкий круг читателей
Научный редактор Гаглойти Ю. С., кандидат исторических наук, заведующий кафедрой истории Юго-Осетинского государственного университета...

Концепция электронного портфолио Полилова Т. А., вед научный сотрудник миоо iconКонкурс «Учитель года 2013-2014» портфолио учителя истории Епихина...
Адрес размещения в Интернете электронного портфолио «Я учитель нашей новой школы»

Концепция электронного портфолио Полилова Т. А., вед научный сотрудник миоо iconРекомендации по формированию и оформлению электронного портфолио аспиранта
Электронное портфолио аспиранта – комплект электронных документов (текстовых документов и сканированных копий)

Концепция электронного портфолио Полилова Т. А., вед научный сотрудник миоо iconМетодические рекомендации Для воспитателей «Технология портфолио»....
В последнее время в педагогической литературе активно обсуж­даются вопросы использования портфолио в общеобразовательной школе. Чаще...

Концепция электронного портфолио Полилова Т. А., вед научный сотрудник миоо iconДолжностные и производственные инструкции
...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск