Материал опубликован в журнале «Справочник руководителя дошкольного учреждения»


Скачать 82.46 Kb.
НазваниеМатериал опубликован в журнале «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
ТипСправочник
filling-form.ru > бланк заявлений > Справочник
Проблемный ребенок в детском саду: три эффективных решения

Материал опубликован в журнале «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
Елена Пуляева, канд. юрид. наук, вед. науч. сотрудник отдела социального законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ

Татьяна Фокина, педагог-психолог высшей квалификационной категории ГКОУ «Котовская школа-интернат», г. Котово, Волгоградская обл.

Главное в статье

Комплексное обследование проблемного ребенка проводит психолого-медико-педагогический консилиум детского сада – с письменного согласия родителей ребенка. Контролирует работу консилиума заведующий

По итогам обследования члены консилиума составляют программу сопровождения проблемного ребенка

Если родители не хотят сотрудничать с детским садом для оказания ребенку помощи, не выполняют рекомендации специалистов, заведующий информирует об этом орган опеки и попечительства

Отчислить проблемного ребенка из детского сада нельзя: это запрещено законом об образовании

В детском саду появился проблемный ребенок: он обижает других детей, провоцирует драки, на него жалуются родители и воспитатели. Что делать с таким ребенком?

Привлекайте специалистов

Самый эффективный способ решить проблему в поведении ребенка – обратиться за помощью к специалистам, в первую очередь к педагогу-психологу детского сада.

Как вы справляетесь с проблемным ребенком?

ПРИМЕР. Работа с воспитателями.

Заведующий детским садом Москвы: «В нашем детском саду педагог-психолог постоянно рассказывает воспитателям, как вести себя с детьми. Воспитатель должен знать, как успокоить агрессивного ребенка, какие методы применять в разных ситуациях. Так, метод наказания не эффективен в отношении гиперактивных детей, а ребенка с аутическими проявлениями нельзя принуждать к участию в групповых играх и занятиях».

Если рекомендации педагога-психолога выполняются, но не приносят положительного результата, подключите к работе старшего воспитателя. Он поможет спланировать работу по оказанию индивидуальной помощи этому ребенку. Возможно, ему показаны индивидуальные занятия. Побеседуйте с родителями ребенка – занятия нельзя проводить без их одобрения.

ПРИМЕР. Работа с проблемными детьми.

Заведующий детским садом Сургута: «Для занятий с проблемными детьми хорошо подходит песочная терапия: рисование на песке, создание композиций в песочнице, постройки из мокрого песка. Песок действует на ребенка успокаивающе. Также наш педагог-психолог использует техники сказкотерапии. Проигрывание сказок помогает формировать коммуникативные навыки, а их сочинение развивает воображение и инициативность».

Проблемы ребенка могут быть вызваны нарушениями в развитии и социальной адаптации. Выявить их позволит комплексное обследование. Для его проведения соберите психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) детского сада. Включите в состав ПМПк воспитателя группы, педагога-психолога, логопеда, медработника и старшего воспитателя. Распределите обязанности между членами консилиума.

Распределение обязанностей между членами ПМПк

Кто

Что делает

Воспитатель, старший воспитатель

Составляет характеристику семьи ребенка, определяет особенности воспитания, выявляет конфликтные аспекты в работе с родителями, дает педагогическую характеристику поведения ребенка

Педагог-психолог

Проводит углубленную диагностику когнитивных способностей, эмоционально-личностной и мотивационно-волевой сфер

Логопед

Выявляет речевые нарушения

Медицинский работник

Готовит информационную справку о состоянии здоровья ребенка


Важно

Если в детском саду нет специалистов для консилиума, посоветуйте родителям отвести ребенка в территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию.
Установите сроки обследования. Заранее получите письменное согласие родителей на проведение диагностики, оказание помощи. Помните, что они вправе отказаться от проведения обследования или запретить ребенку участвовать в нем.

Пригласите родителей на обсуждение результатов диагностики. Если в ходе обследования у ребенка были выявлены нарушения, деликатно сообщите им об этом и обсудите дальнейшие шаги. Порекомендуйте обратиться в территориальную или центральную психолого-медико-педагогическую комиссию. Для обращения понадобится заявление родителей на проведение обследования ребенка, направление от детского сада, мотивированное заключение консилиума учреждения.

Если родители отказываются от посещения территориальной комиссии, предложите помощь специалистов детского сада. В этом случае по итогам ПМПк составляют программу психолого-медико-педагогического сопровождения проблемного ребенка.

В программу можно включить:

1) рекомендации педагога-психолога работникам детского сада по взаимодействию с проблемным ребенком;

2) комплекс мероприятий для проведения в домашних условиях;

3) индивидуальные коррекционно-развивающие занятия ребенка с психологом;

4) индивидуальные консультации родителей с психологом и воспитателями;

5) занятия по коррекции детско-родительских отношений.

В течение года проводите регулярные заседания ПМПк детского сада, цель которых – следить за динамикой развития ребенка. Если наблюдается положительная динамика, продолжайте реализацию программы. В случае отрицательной динамики или ее отсутствия, программу нужно скорректировать и установить новый срок реализации.

Если спустя назначенное время положительной динамики нет, созывайте консилиум. Члены ПМПк должны побеседовать с родителями, объяснить им, что ребенок нуждается в дополнительном медицинском обследовании или в особых условиях воспитания, обучения и развития, которые отсутствуют в детском саду. Также нужно предложить посетить врача-невролога или других специалистов, в зависимости от ситуации. 

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Можно ли отчислить проблемного ребенка из детского сада

Закон об образовании запрещает применять к дошкольнику меры дисциплинарного взыскания – замечание, выговор, отчисление (ч. 5 ст. 43). Отчислить ребенка можно только по желанию родителей, в т. ч. для перевода в другой детский сад, или в случае ликвидации образовательной организации.

Перевести проблемного ребенка в другую группу также можно только с согласия его родителей, даже если о переводе попросили родители остальных детей.

Анна Вавилова, старший научный сотрудник лаборатории образовательного права Московского городского педагогического университета

Работайте с родителями ребенка

Треть опрошенных заведующих предпочитают решать проблемы в поведении ребенка с его родителями. И это верный подход: прежде чем работать с ребенком, нужно выяснить ситуацию в семье, отношения между детьми и родителями, стиль воспитания.

ПРИМЕР. Взаимодействие с семьей.

Методист детского сада Тамбова: «Хороший диагностический метод – родительское сочинение: родители рассказывают о своем ребенке, описывают его положительные и отрицательные черты характера. Это колоссальный диагностический материал, который раскроет особенности семьи и поможет понять проблемы ребенка».

Многие родители не готовы к решению детских проблем, поэтому им необходимы знания об обучении и воспитании детей разного возраста, особенностях взаимодействия в многодетных и неполных семьях. Контролируйте, чтобы педагоги и специалисты вели с родителями профилактическую и просветительскую работу, использовали ее различные формы.

В рамках консультаций ознакомьте родителей с правом на получение дошкольного образования в семейной форме. В этом случае они могут получать методическую, психолого-педагогическую, диагностическую и консультативную помощь без взимания платы в детском саду, если в нем создан консультационный центр. Обеспечивают предоставление таких видов помощи региональные органы государственной власти.

Формируйте в детском саду единую воспитательную среду. Сотрудничайте и общайтесь с родителями на равных.

Родители могут выступать в роли ассистентов, помощников, экспертов или консультантов.

От совместной работы выигрывают все стороны. Родители принимают активное участие в жизни детей, тем самым лучше понимая и налаживая взаимоотношения. Воспитатели узнают больше о ребенке, что позволяет подобрать эффективные средства воспитания и обучения. Главное же заключается в том, что дети, оказавшись в едином воспитательном пространстве, ощущают себя комфортнее, спокойнее, увереннее. В результате они лучше учатся и меньше конфликтуют со взрослыми и сверстниками.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Как вести себя с родителями проблемных детей

Будьте спокойны, сохраняйте нейтральную позицию. Если родители провоцируют конфликт, держите в фокусе внимания главную задачу – помочь проблемному воспитаннику наладить отношения в группе, а его родителям и воспитателям выработать правильную стратегию действий. Такой подход позволит не откликаться на провокации.

Ведите открытый диалог на равных, учитывайте интересы и выслушивайте предложения всех сторон. Для обсуждения ситуации соберите вместе воспитателей, родителей, педагога-психолога и других специалистов.

Резеда Кучкарова, преподаватель психологии, психолог-консультант благотворительного фонда «Защитим жизнь», г. Москва
Обращайтесь в центры помощи

Обращаться в центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (ППМС-центры) предпочитают 5% участников опроса. Делается это в тех случаях, когда детский сад не может оказать проблемному ребенку помощь самостоятельно.

К сведению  

К детям с отклонениями в развитии относят детей:

– с нарушениями зрения, слуха, речи;

– опорно-двигательного аппарата;

– поведения;

– эмоционально-волевой сферы;

– с задержкой психического развития;

– умственно отсталых детей;

– c комплексными нарушениями развития

Обратиться в ППМС-центры могут как родители проблемных детей – они направляют запросы в письменной форме, так и дошкольные организации.

Проблемное поведение ребенка – это лишь реакция на различные неблагоприятные факторы. Сам по себе ребенок не может быть источником этих факторов. Их, как правило, порождают взрослые. Поэтому постарайтесь не относиться к проблемному ребенку как объекту осуждения. Помните, что он отстает в развитии определенных социально ориентированных навыков и нуждается в помощи взрослых. Такое отношение позволяет сохранять сочувствие к ребенку, вести диалог с его родителями с позиции взаимопонимания.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Родители отказываются сотрудничать с детским садом. Как поступить

Если родители не хотят сотрудничать с детским садом для оказания помощи ребенку, не выполняют рекомендации специалистов, сообщите об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка (ч. 3 ст. 56 СК РФ). При получении таких сведений орган опеки и попечительства примет меры по защите прав и законных интересов ребенка вплоть до обращения в суд.

За неисполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению ребенка родителей могут оштрафовать на сумму от 100 до 500 рублей. В крайних случаях их могут ограничить в правах или лишить родительских прав.

Анастасия Шилина, юрист-эксперт Справочной Системы «Образование»

Похожие:

Материал опубликован в журнале «Справочник руководителя дошкольного учреждения» icon«Справочник руководителя образовательного учреждения» + «Здоровье школьника»
Журнал "Справочник руководителя образовательного учреждения" – ведущее профессиональное издание для эффективного управления образовательной...

Материал опубликован в журнале «Справочник руководителя дошкольного учреждения» iconУчебно методическая лаборатория «обж» справочни к заместителя руководителя...
Комплексная безопасность образовательного учреждения. Справочник заместителя руководителя образовательного учреждения по безопасности....

Материал опубликован в журнале «Справочник руководителя дошкольного учреждения» iconСправочник «Технологические карты» 108 Справочник «Выходы»
Компьютерная программа «Детский сад – Школа: Питание» предназначена для автоматизации организации питания и учета продуктов в школах...

Материал опубликован в журнале «Справочник руководителя дошкольного учреждения» iconИнформационная автоматизированная технология продажи билетов в театре: список литературы
Быкова Ю. С. Маркетинг прямых отношений технология маркетинга в театре как способ привлечения зрителя // Справочник руководителя...

Материал опубликован в журнале «Справочник руководителя дошкольного учреждения» iconО внесении изменений в некоторые акты Министерства путей сообщения Российской Федерации
Опубликован в "Российской газете" №232 (5608) от 17. 10. 2011 г., в газете "Транспорт России" №44 (696) 31. 10. 06. 11. 11 г., в...

Материал опубликован в журнале «Справочник руководителя дошкольного учреждения» iconК постановлению Руководителя Администрации
«Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу...

Материал опубликован в журнале «Справочник руководителя дошкольного учреждения» iconОбразовательная программа дошкольного образования муниципального...
Принципы и подходы к формированию основной образовательной программы дошкольного образования

Материал опубликован в журнале «Справочник руководителя дошкольного учреждения» iconАдминистративный регламент предоставления муниципальной услуги «Постановка...
Руководителя Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

Материал опубликован в журнале «Справочник руководителя дошкольного учреждения» iconУчреждения на изучение конкретного учебного предмета. Количество...
Все записи в классном журнале должны вестись четко и аккуратно, с использованием шариковой ручки синего цвета. Запрещаются какие-либо...

Материал опубликован в журнале «Справочник руководителя дошкольного учреждения» iconПояснительная записка Образовательная программа дошкольного образования...
Характеристика особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск