Скачать 302.81 Kb.
|
Обучение школьников лоскутному шитью Инновационные технологии. Автор: Комарова Оксана Владимировна учитель технологии, МОУ «Высоковская средняя общеобразовательная школа» Уроки 1 – 2 (вводные). Декоративно-прикладное творчество. Лоскутная пластика.Цели урока:
Оборудование и материалы: экран, фланелеграф, выставка творческих работ, швейные машины, утюг, рабочая тетрадь, набор ручных инструментов, лоскут. Ход урока I. Организация урока. Слово учителя. — Художественная работа с лоскутом — это богатая возможность для творчества. Не торопитесь выбрасывать обрезки ткани после раскроя изделий на уроках трудового обучения. Их мы будем использовать для изготовления проекта в технике лоскутной мозаики. В пятом классе мы сшили прихватку из квадратов и треугольников, и таким образом ознакомились с правилами и приемами работы в этой технике. В шестом классе усложним задачу и выполним творческую работу (проект) «Изготовление панно в технике лоскутной мозаики». Даже при самом экономном раскрое вы соберете мелкие лоскутки и обрезки вдоль кромки ткани. С ними мы и будем работать на уроках машиноведения, отрабатывая ровные строчки на швейной машине с ножным или электрическим приводом. Мы постараемся превратить этот механический процесс в творческий; познавая основы цветовой гармонии, будем создавать узор из цветных полосок ткани. В этом случае лучше не использовать готовые схемы узоров, а работать произвольно, повинуясь собственному чувству и пониманию прекрасного. Используя новые знания и современные технологии, мы постараемся сохранить традиции народного творчества. II. Практическая работа. На примере окраски лоскутов художником по ткани хорошо изучать основы цветоведения. При объяснении темы воспользуемся уже известным учащимся цветовым кругом Гётте (см. рис. 1). Будем составлять подобный круг на большом листе ватмана или картона из полосок гладкокрашеной ткани, располагая их по кругу в заданной последовательности. Затем расширяем цветовую палитру круга, добавляя полоски ткани сложных цветов и ткани с набивным рисунком, при этом соблюдаем законы гармонии смежных цветов и контрастных цветов (парную гармонию, гармонию триады), тональную гармонию. Учащиеся сортируют ткани по волокнистому составу и окраске, проверяя ее прочность, определяют нить основы (долевую нить), по ее направлению рисуют простым мягким карандашом линию с изнаночной стороны ткани. За эту практическую работу по материаловедению можно поставить оценку в Классный журнал. Итак, почти все образцы тканей были помещены в цветовой круг, исключение составили ткани с крупным контрастным рисунком, очень плотные ткани и некоторые виды синтетики. Далее, в целях экономии, постараемся включить в работу и эти ткани. Таким образом, мы решим задачу по цветоведению — гораздо более сложную, чем покупка тканей нужной окраски и работа по готовому эскизу. Однако не следует забывать и о цветовой гармонии. Для этого выберем один - два основных цвета, подберем их оттенки и сочетания. На уроках технологии мы стараемся сохранить народные традиции лоскутного творчества, при этом работаем не по наитию, а закрепляем знания, полученные на уроках по цветоведению, материаловедению, машиноведению. Рисунок 1. Цветовой круг Гётте. На следующем уроке учащиеся выполняют практическую работу под руководством учителя – изготавливают один - три фрагмента лоскутной мозаики с узором «полоска». При подготовке к уроку учитель использует подробный методический материал доцента Кафедры технологий и предпринимательства Московского областного ИПК и ПРНО О. И. Нагель1. В начале урока рекомендуется сообщить учащимся правила безопасной работы на швейной машине с ножным или электрическим приводом, повторить технику безопасности при работе с утюгом. Затем учитель размещает на экране фланелеграфа образцы фрагментов мозаики с узором «полоска», «диагональная раскладка», «колодец»2 и подробно объясняет технологию работы. На столе у учащихся должны находиться коробка со швейными принадлежностями, чертежные инструменты, образцы тканей и шаблоны из картона для основы (квадрат со стороной 11,5см.; для полосок – прямоугольник длиной 20см., шириной 2,5см.). Учащиеся зарисовывают в тетради схемы раскладки узоров, записывают последовательность их изготовления и приступают к практической работе на швейной машине. Они могут самостоятельно проконтролировать результат своей практической работы, сделав самооценку по указанным ниже критериям. Примерные критерии оценки (по пятибалльной системе).
III. Поведение итогов практической работы, выставление оценок в дневники учащихся. Затем предлагает им сложить все сшитые за урок фрагменты (20-30 квадратов) в одно общее полотно и проанализировать полученный результат. Анализ недостатков: 1. Работа имеет композиционную незавершенность - необходимо сшить дополнительное количество нужных фрагментов узора. 2. Некоторые фрагменты изготовлены не качественно (не ровная строчка, разный размер полос, не точный угол наклона диагонали квадрата и смещение полос в узоре) - нужно поработать над качеством шитья, а опыт приходит в процессе работы. 3. Панно слишком пестрое и многоцветное, это разрушает его гармоничное восприятие человеком - необходимо сократить количество основных цветов до двух и грамотно подобрать их оттенки. Можно поработать над эскизом панно, то есть создать узор на бумаге в клетку. IV. Задание на дом: разработать эскизы узоров из квадратов с диагональной и горизонтальной раскладкой полос в цвете или тоне. При создании орнаментов можно воспользоваться компьютером. На следующем занятии такая возможность будет подробно рассмотрена. |
Хореографическое творчество, 54. 02. 02. Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы углубленной подготовки | Предпрофессиональные программы «Живопись» и «Декоративно-прикладное творчество» дети 7-8 лет (1-2 классы) бюджет | ||
«Декоративно-прикладное творчество», а мбоу до дши г. Данилова занимается по направлению «Живопись», соответственно это другие предметы,... | Комитета по культуре, делам молодёжи и спорта городского округа Домодедово Общественной палаты городского округа Домодедово | ||
Ооп бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки 072600. 62 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы и профилю... | Хоровое дирижирование, 54. 02. 02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы углубленной подготовки | ||
Формы организации образовательного процесса: традиционные уроки, уроки-викторины, уроки-игры, уроки совершенствования речевых навыков,... | «Обучения детей по программам дополнительного образования (музыка, хореография, изобразительное и декоративно-прикладное искусство,... | ||
Издавна рукоделие было традиционным занятием женщин, которые с детства учились шить, вышивать, вязать и сами изготавливали одежду... | Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (художественная роспись по дереву) |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |