Профессиональная ориентация слабослышащих школьников на уроках информатики как способ их социальной адаптации


Скачать 60.99 Kb.
НазваниеПрофессиональная ориентация слабослышащих школьников на уроках информатики как способ их социальной адаптации
ТипУрок
filling-form.ru > бланк резюме > Урок
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ КАК СПОСОБ ИХ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ

Лесун B. C.,

г. Ростов-на-Дону,

учитель информатики,

ГКОУ РО Ростовская специальная школа-интернат № 48
Профессиональная ориентация (профориентация или ориентация на профессию) – комплекс взаимосвязанных экономических, социальных, медицинских, психологических и педагогических мероприятий, направленных на формирование профессионального призвания. /6 /.

В комплексе взаимосвязанных экономических, социальных, медицинских, психологических и педагогических мероприятий, составляющих профессиональную ориентацию обучение учащихся позволяет реализовать практически все составляющие, возможно, кроме экономической, но и она учитывается в профильном образовании.

Согласно исследованиям /7, 8/, следует формировать и развивать у учащихся такие навыки, которые позволяют свободно ориентироваться во взрослом мире, мобильно адаптироваться к современному обществу /5/. Эти требования сложно выполнять человеку с ограниченными возможностями. Согласно определению Международной организации труда (составленному на основании Международной конвенции по труду № 159 и ратифицированной Россией Конвенции о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов 1983 года), термин инвалид «означает человека, чьи перспективы в области безопасности труда, сохранения или продвижения по службе в значительной степени ограничены, как результат соответствующим образом распознанного физического или умственного недостатка».

Однако основоположник современной отечественной психологии и дефектологии Л. C. Выготский обосновал положение о компенсации дефекта в процессе специально организованного воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями восприятия. «Ребенок с дефектом – еще не дефективный ребенок. ... В наших руках сделать так, чтобы глухой, слепой и слабоумный ребенок не были дефективными» /1/. «При соблюдении определенных условий глухие и слабослышащие дети становятся полноценными членами общества. Главное — помочь им преодолеть трудности и стать хозяевами своей судьбы» /3/.

Государственные и негосударственные социальные программы и специальные центры могут сделать многое для уничтожения барьеров, препятствующих доступу инвалидов на рынок труда при условии их повсеместной организации и качественного функционирования, что требует финансовых, ресурсных и временных затрат.

Существующая сегодня система специального (коррекционного) образования в состоянии предоставить школьнику (в рассматриваемом случае, школьнику с нарушениями слуха) инструменты, способные помочь ему успешно приспособиться к постоянно изменяющемуся обществу. Особенно важно при этом формировать навыки коммуникации, которая играет важную роль в трудоустройстве выпускника, вхождении его в рынок труда. Отметим, что под рынком труда будем подразумевать, в том числе, и сетевой.

Цель нашей работы – показать возможность применения для слабослышащих детей на уроках информатики профессионально-ориентированных упражнений и доказать их эффективность в процессе социальной адаптации таких учащихся.

Комплексный подход к образованию подразумевает, что на каждом уроке решаются не только образовательные и воспитательные задачи, но и социально-адаптационные и профориентационные. Рассмотрим возможность предоставления конкретных профессиональных навыков учащимся с нарушениями слуха на уроках информатики.

Уроки информатики позволяют получить навыки пользователя (в том числе и продвинутого — в зависимости от программы обучения) /4/. Важно, чтобы эти навыки имели конкретный профессионально-ориентированный характер. Это требует не только разработки соответствующих упражнений, но и работы с учащимися именно по ориентации на будущую профессиональную деятельность как таковую. Большинство видов профессиональной деятельности неразрывно связано с вербальной и невербальной коммуникацией.

Поэтому мы считаем оправданными разработку и использование таких заданий, которые давали бы «в руки» слабослышащего школьника не только конкретный навык в прикладных информационных технологиях, но и упражнения на развитие коммуникативной компетенции.

К подобным комплексным заданиям можно отнести, например, составление резюме на основе шаблона и без него) и его размещение в сети, составление краткого жизнеописания, создание личной веб-страницы, ведение электронной переписки в соответствии с правилами деловой коммуникации, знакомство и поддержание отношений в сети с целью реализации определенных коммуникативных задач и т.д.

Известно, что большое внимание в рекомендациях по трудоустройству уделяется вопросам невербальной коммуникации: жестам, мимике, одежде и т.п. (например, в рекомендациях по прохождению собеседования на сайтах кадровых агентств, и т.п. / https://www.superjob.ru/pro/5066//). Школьная программа предоставляет мало возможностей для подробного изучения этих вопросов в рамках отдельного предмета. Но на уроках информатики мы используем их как основу для творческих работ при изучении темы текстовый процессор Word, при создании тематических презентаций в Power Point, web-страниц, что позволяет овладеть знаниями по невербальной коммуникации, а параллельное использование специальных упражнений по невербальной коммуникации (толкование и задействование языка жестов, телодвижений, одежды, цвета и т.п.) служит формированию навыка такого рода коммуникации.

Изучаемый в рамках школьной программы простой графический редактор Paint не слишком интересен многим школьникам, работавшим с программами типа Photoshop именно в силу своей простоты. Но в этом случае полезно продемонстрировать полезные возможности стандартной программы, если ничего другого нет под рукой: например, Paint поможет преобразовать графический файл из одного типа в другой и использовать его при создании веб-страницы, добавить простую подпись к изображению и т.п..

Решая на уроках образовательные задачи, учителю нужно помнить о гибкости в использовании различных приложений, раскрытии множества их возможностей, что, соответственно, предоставляет дополнительные инструменты для профориентации и через нее – для социальной адаптации. Подобные незначительные на первый взгляд упражнения приучают к грамотной, лучше организованной работе с данными, формируют привычку извлекать максимум из имеющихся программных средств. А это уже можно считать тренировкой в принятии оптимальных решений – весьма важного профессионального навыка.

Использование многоэтапных заданий, в том числе рассчитанных на несколько уроков, на самостоятельную, внеурочную работу, предоставляет возможность знакомства с основами тайм-менеджмента. Навык планирования и качественной организации своей деятельности реализует и воспитательные цели: развитие дисциплинированности, формирует понимание несения разного плана ответственности за выполнение или невыполнение порученной работы. Отметим, что термин тайм-менеджмент наряду со многими другими (хэдхантер, риск-менеджер, веб-дизайнер и т.д.) появился в нашем языке достаточно недавно именно в связи с переориентацией запросов общества и изменением рынка труда. Введение современной специфической терминологии на уроках информатики предоставляет возможность для понимания материалов, посвященных темам трудоустройства, и снижает эффект неприятия текстовых сообщений слабослышащими школьниками, часто возникающий из-за обилия в тех незнакомых слов.

Опыт практического применения приведенных выше упражнений (и некоторых других) на уроках информатики слабослышащим учащимся позволяет сделать вывод о реальном влиянии подобных упражнений на формирование профессиональной ориентации слабослышащих школьников. Исследования, проведенные на основании опросов и статистических данных, предоставленных социальным педагогом и психологом нашей школы, показывают изменения в отношении учащихся к возможному выбору профессии в пользу профессий престижа, что предполагает отражение их значимости и авторитета в общественном мнении – факт социальной адаптации. На наш взгляд, изменения произошли на основании овладения конкретными прикладными информационными технологиями, ориентированными на использование в разнообразных профессиях, и навыками вербальной и невербальной коммуникации, требующимися от современного человека, выходящего на рынок труда.

Литература:

  1. Выготский Л. С. Проблемы дефектологии. М., Просвещение, 1995. – С. 17

  2. Как одеться на собеседование? [Электронный документ]. (https://www.superjob.ru/pro/5066/). Проверено 05.11.2016 г.

  3. Леонгард Э. И. Социальная адаптация ребенка с патологией слуха [Электронный документ]. (http://www.deafworld.ru/gluhie_deti/socialadaptgldet). Проверено 11.11.2016 г.

  4. Лютостанский С.В. Основы компьютерной грамотности для глухих и слабослышащих детей: Учебная программа для коррекционных щкол [Электронный документ]. Сохраненная копия с http://www.edu.ru. Проверено 05.11.2016 г.

  5. Писарева С. А. Профильное обучение как фактор обеспечения доступности образования: российское видение. Рекомендации по результатам научных исследований / Под ред. действительного члена РАО, доктора физико-математических наук, профессора Г. А. Бордовского. СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2006.

  6. Словарь по экономике и финансам. Глоссарий.ру. [Электронный документ]. (http://www.glossary.ru). Проверено 11.11.2016 г.

  7. Хорошая школа: субъективное мнение // Вестник ОИРШ. 2001. № 3 (9). СПб., 2001.

  8. Хорошая школа: желаемая и реальная // Вестник ОИРШ. 2000. № 2 (3), СПб., 2000.

Похожие:

Профессиональная ориентация слабослышащих школьников на уроках информатики как способ их социальной адаптации iconГ. Сочи
«Профессиональная ориентация младших школьников в учебно-воспитательном процессе»

Профессиональная ориентация слабослышащих школьников на уроках информатики как способ их социальной адаптации iconТема опыта: «Развитие критического мышления младших школьников через...

Профессиональная ориентация слабослышащих школьников на уроках информатики как способ их социальной адаптации iconМетодическая разработка III место в Областном конкурсе методических разработок 2009 года
Игра на уроках математики как один из эффективных путей воспитания у школьников интереса к предмету

Профессиональная ориентация слабослышащих школьников на уроках информатики как способ их социальной адаптации iconТворческая работа Формирование и развитие мотивации учащихся на уроках...
Формирование и развитие мотивации учащихся на уроках информатики с использованием дидактических игр

Профессиональная ориентация слабослышащих школьников на уроках информатики как способ их социальной адаптации icon«Искусство как универсальный способ общения», по программе «Искусство»,...
Искусство на уроках и во внеурочной деятельности в 8-9 классах /авт сост. О а. Бакиева – 2012. 210 с

Профессиональная ориентация слабослышащих школьников на уроках информатики как способ их социальной адаптации iconМетодические рекомендации по формированию ууд у старших школьников...
Теоретические основания формирования универсальных учебных действий у старших школьников 7

Профессиональная ориентация слабослышащих школьников на уроках информатики как способ их социальной адаптации iconРазвитие коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы...
...

Профессиональная ориентация слабослышащих школьников на уроках информатики как способ их социальной адаптации iconН аблюдение как способ социальной ориентации
Наблюдение – способность чел-ка ориентироваться в соц пространстве, его окружающем; восприятие, обусловленное задачей деятельности;...

Профессиональная ориентация слабослышащих школьников на уроках информатики как способ их социальной адаптации iconSolutions
На современном этапе развития образования иностранный язык рассматривается как средство общения, познания, самореализации и социальной...

Профессиональная ориентация слабослышащих школьников на уроках информатики как способ их социальной адаптации iconЛитература, эор. 33 стр
«Разработка видов и форм организации учебной деятельности на уроках по изучению иностранных языков как средство формирования и развития...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск