Скачать 60.99 Kb.
|
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ КАК СПОСОБ ИХ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ Лесун B. C., г. Ростов-на-Дону, учитель информатики, ГКОУ РО Ростовская специальная школа-интернат № 48 Профессиональная ориентация (профориентация или ориентация на профессию) – комплекс взаимосвязанных экономических, социальных, медицинских, психологических и педагогических мероприятий, направленных на формирование профессионального призвания. /6 /. В комплексе взаимосвязанных экономических, социальных, медицинских, психологических и педагогических мероприятий, составляющих профессиональную ориентацию обучение учащихся позволяет реализовать практически все составляющие, возможно, кроме экономической, но и она учитывается в профильном образовании. Согласно исследованиям /7, 8/, следует формировать и развивать у учащихся такие навыки, которые позволяют свободно ориентироваться во взрослом мире, мобильно адаптироваться к современному обществу /5/. Эти требования сложно выполнять человеку с ограниченными возможностями. Согласно определению Международной организации труда (составленному на основании Международной конвенции по труду № 159 и ратифицированной Россией Конвенции о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов 1983 года), термин инвалид «означает человека, чьи перспективы в области безопасности труда, сохранения или продвижения по службе в значительной степени ограничены, как результат соответствующим образом распознанного физического или умственного недостатка». Однако основоположник современной отечественной психологии и дефектологии Л. C. Выготский обосновал положение о компенсации дефекта в процессе специально организованного воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями восприятия. «Ребенок с дефектом – еще не дефективный ребенок. ... В наших руках сделать так, чтобы глухой, слепой и слабоумный ребенок не были дефективными» /1/. «При соблюдении определенных условий глухие и слабослышащие дети становятся полноценными членами общества. Главное — помочь им преодолеть трудности и стать хозяевами своей судьбы» /3/. Государственные и негосударственные социальные программы и специальные центры могут сделать многое для уничтожения барьеров, препятствующих доступу инвалидов на рынок труда при условии их повсеместной организации и качественного функционирования, что требует финансовых, ресурсных и временных затрат. Существующая сегодня система специального (коррекционного) образования в состоянии предоставить школьнику (в рассматриваемом случае, школьнику с нарушениями слуха) инструменты, способные помочь ему успешно приспособиться к постоянно изменяющемуся обществу. Особенно важно при этом формировать навыки коммуникации, которая играет важную роль в трудоустройстве выпускника, вхождении его в рынок труда. Отметим, что под рынком труда будем подразумевать, в том числе, и сетевой. Цель нашей работы – показать возможность применения для слабослышащих детей на уроках информатики профессионально-ориентированных упражнений и доказать их эффективность в процессе социальной адаптации таких учащихся. Комплексный подход к образованию подразумевает, что на каждом уроке решаются не только образовательные и воспитательные задачи, но и социально-адаптационные и профориентационные. Рассмотрим возможность предоставления конкретных профессиональных навыков учащимся с нарушениями слуха на уроках информатики. Уроки информатики позволяют получить навыки пользователя (в том числе и продвинутого — в зависимости от программы обучения) /4/. Важно, чтобы эти навыки имели конкретный профессионально-ориентированный характер. Это требует не только разработки соответствующих упражнений, но и работы с учащимися именно по ориентации на будущую профессиональную деятельность как таковую. Большинство видов профессиональной деятельности неразрывно связано с вербальной и невербальной коммуникацией. Поэтому мы считаем оправданными разработку и использование таких заданий, которые давали бы «в руки» слабослышащего школьника не только конкретный навык в прикладных информационных технологиях, но и упражнения на развитие коммуникативной компетенции. К подобным комплексным заданиям можно отнести, например, составление резюме на основе шаблона и без него) и его размещение в сети, составление краткого жизнеописания, создание личной веб-страницы, ведение электронной переписки в соответствии с правилами деловой коммуникации, знакомство и поддержание отношений в сети с целью реализации определенных коммуникативных задач и т.д. Известно, что большое внимание в рекомендациях по трудоустройству уделяется вопросам невербальной коммуникации: жестам, мимике, одежде и т.п. (например, в рекомендациях по прохождению собеседования на сайтах кадровых агентств, и т.п. / https://www.superjob.ru/pro/5066//). Школьная программа предоставляет мало возможностей для подробного изучения этих вопросов в рамках отдельного предмета. Но на уроках информатики мы используем их как основу для творческих работ при изучении темы текстовый процессор Word, при создании тематических презентаций в Power Point, web-страниц, что позволяет овладеть знаниями по невербальной коммуникации, а параллельное использование специальных упражнений по невербальной коммуникации (толкование и задействование языка жестов, телодвижений, одежды, цвета и т.п.) служит формированию навыка такого рода коммуникации. Изучаемый в рамках школьной программы простой графический редактор Paint не слишком интересен многим школьникам, работавшим с программами типа Photoshop именно в силу своей простоты. Но в этом случае полезно продемонстрировать полезные возможности стандартной программы, если ничего другого нет под рукой: например, Paint поможет преобразовать графический файл из одного типа в другой и использовать его при создании веб-страницы, добавить простую подпись к изображению и т.п.. Решая на уроках образовательные задачи, учителю нужно помнить о гибкости в использовании различных приложений, раскрытии множества их возможностей, что, соответственно, предоставляет дополнительные инструменты для профориентации и через нее – для социальной адаптации. Подобные незначительные на первый взгляд упражнения приучают к грамотной, лучше организованной работе с данными, формируют привычку извлекать максимум из имеющихся программных средств. А это уже можно считать тренировкой в принятии оптимальных решений – весьма важного профессионального навыка. Использование многоэтапных заданий, в том числе рассчитанных на несколько уроков, на самостоятельную, внеурочную работу, предоставляет возможность знакомства с основами тайм-менеджмента. Навык планирования и качественной организации своей деятельности реализует и воспитательные цели: развитие дисциплинированности, формирует понимание несения разного плана ответственности за выполнение или невыполнение порученной работы. Отметим, что термин тайм-менеджмент наряду со многими другими (хэдхантер, риск-менеджер, веб-дизайнер и т.д.) появился в нашем языке достаточно недавно именно в связи с переориентацией запросов общества и изменением рынка труда. Введение современной специфической терминологии на уроках информатики предоставляет возможность для понимания материалов, посвященных темам трудоустройства, и снижает эффект неприятия текстовых сообщений слабослышащими школьниками, часто возникающий из-за обилия в тех незнакомых слов. Опыт практического применения приведенных выше упражнений (и некоторых других) на уроках информатики слабослышащим учащимся позволяет сделать вывод о реальном влиянии подобных упражнений на формирование профессиональной ориентации слабослышащих школьников. Исследования, проведенные на основании опросов и статистических данных, предоставленных социальным педагогом и психологом нашей школы, показывают изменения в отношении учащихся к возможному выбору профессии в пользу профессий престижа, что предполагает отражение их значимости и авторитета в общественном мнении – факт социальной адаптации. На наш взгляд, изменения произошли на основании овладения конкретными прикладными информационными технологиями, ориентированными на использование в разнообразных профессиях, и навыками вербальной и невербальной коммуникации, требующимися от современного человека, выходящего на рынок труда. Литература:
|
«Профессиональная ориентация младших школьников в учебно-воспитательном процессе» | |||
Игра на уроках математики как один из эффективных путей воспитания у школьников интереса к предмету | Формирование и развитие мотивации учащихся на уроках информатики с использованием дидактических игр | ||
Искусство на уроках и во внеурочной деятельности в 8-9 классах /авт сост. О а. Бакиева – 2012. 210 с | Теоретические основания формирования универсальных учебных действий у старших школьников 7 | ||
... | Наблюдение – способность чел-ка ориентироваться в соц пространстве, его окружающем; восприятие, обусловленное задачей деятельности;... | ||
На современном этапе развития образования иностранный язык рассматривается как средство общения, познания, самореализации и социальной... | «Разработка видов и форм организации учебной деятельности на уроках по изучению иностранных языков как средство формирования и развития... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |