Департамент образования Администрации Ярославской области
Государственное учреждение Ярославской области «Центр оценки и контроля качества образования» Творческая работа Формирование и развитие мотивации учащихся на уроках информатики с использованием дидактических игр
(из опыта работы)
учителя информатики муниципального общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы №29 г. Рыбинска
Синицыной Елены Николаевны
Научный руководитель:
кфмн, доцент кафедры ТиМОИ ЯГПУ
Ермакова Вера Михайловна
Рыбинск – 2007 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 4
Глава 1. Психолого-педагогические характеристики мотивации учения школьников 6
6
1.1. Мотивация в познавательной деятельности 6
1.2. Факторы, определяющие учебную мотивацию 9
1.3. Уровни учебной мотивации 9
1.4. Виды мотивов учения 10
1.5. Развитие мотивов учения 13
1.6. Методы формирования положительного отношения учащихся к процессу обучения 14
1.7. Дидактическая игра как средство повышения мотивации учащихся на уроках информатики 16
1.8. Методические требования к подготовке и проведению дидактической игры на уроках информатики 17
Глава 2. Дидактические игры для формирования положительной мотивации учащихся (из опыта работы) 21
1.9. Обобщающий урок – сказка "Путешествие в страну Информатика" для 5–6-х классов ("Информация", "Компьютер", "Текстовый редактор", «Графический редактор») 22
1.10. Дидактическая игра «Кто хочет стать программистом?» 31
Материалы, разработанные учащимися при проведении игры 37
Заключение 40
Литература 41
Введение Отношение учащихся к учебной деятельности зависит от мотивации, однако у некоторых учащихся наблюдается слабая мотивация к учебе. Многие из сегодняшних школьников ходят в школу с неохотой и без желания учиться, многие учатся только ради получения оценки, не видят необходимости в получаемых знаниях
Учителям и родителям приходится с сожалением констатировать, что ученик не хочет учиться, нет желания, а мог бы прекрасно заниматься.
Считается, что никакой проблемы с интересом учащихся на уроках информатики не существует, так как использование компьютера является общепризнанным средством мотивации к познавательной деятельности. Но с каждым днем для большинства детей компьютер становится фактически бытовым прибором и теряет свой таинственный ореол, а вместе с ним и мотивационную силу.
Поддержание у учащихся интереса к изучаемому материалу, их активности на протяжении всего урока является одной из главных методических задач, стоящих перед учителем информатики. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и методических приемов, особенно важно это для учащихся подросткового возраста, когда формируются и определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету.
Цель работы:
проанализировать научно-педагогическую литературу с целью изучения факторов, влияющих на становление и реализацию мотива учебной деятельности, а так же методов формирования положительного отношения учащихся к процессу обучения;
разработать сценарии дидактических игр, направленные на формирование и развитие положительной учебной мотивации учащихся.
В первой главе рассматриваются психолого-педагогические характеристики мотивации обучения школьников (мотивация в познавательной деятельности; факторы, определяющие учебную мотивацию; уровни учебной мотивации; виды мотивов учения; развитие мотивов учения; методы формирования положительного отношения учащихся к процессу обучения) [ 1] - [6], [10] - [15], [5], [6], [20]-[22], а так же методические требования к подготовке и проведению дидактической игры на уроках информатики [9], [17], [18].
Во второй главе представлены методические разработки дидактических игр, направленные на формирование положительной мотивации учащихся, активизацию их познавательной активности, усиление интереса, развитие способности к самостоятельному обучению. Они могут быть использованы для проверки и корректировки знаний и умений учащихся, повторения и обобщения ранее изученного материала.
Разработанные дидактические игры апробированы в моей работе в 5,6,9 классах школы №29 г. Рыбинска с 2005 по 2007 гг.
|