«Искусство как универсальный способ общения», по программе «Искусство», авторами которой являются Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская модифицированы


Название«Искусство как универсальный способ общения», по программе «Искусство», авторами которой являются Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская модифицированы
страница1/9
ТипРеферат
filling-form.ru > Туризм > Реферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Искусство на уроках и во внеурочной деятельности в 8-9 классах /авт.-сост. О А. Бакиева – 2012. - 210 с.

Данное пособие являются результатом совместной работы педагога и студентов. В пособии представлены теоретические и практические материалы по обучению «Искусству» в старших классах, как на уроках, так и во внеурочной деятельности (элективные интегрированные курсы, факультативы, спецкурсы и т.п.).

Пособие предназначено в первую очередь для учителей, преподающих «Искусство» в общеобразовательной школе, а также педагогам дополнительного образования для работы на уроках и внеклассных занятиях.
Рецензенты:

- к. пед. н., доцент кафедры социальных дисциплин ТОГИРРО Р.Г. Гадиев;

- к. пед. н, зав. кафедрой «Декоративно-прикладного искусства и этнодизайна» ТюмГАКИСТ О.Ю. Евсеева
ВВЕДЕНИЕ

Пособие представлено тремя большими информационными блоками:

- «Поурочные планы по искусству в 8 классе для модифицированной темы «Искусство как универсальный способ общения»»;

- «Традиционное искусство региона» (элективный интегрированный курс);

- «Искусство батика» (спецкурс).

В первом блоке даны поурочные планы по программе «Искусство», авторами которой являются Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская.

Уроки разработаны с учетом общего развития детей и имеющихся навыков. Задания подразумевают включение у учащегося в работу таких психических процессов, как восприятие, мышление, воображение, анализ полученной от учителя информации, а также знаний добытых в ходе собственной работы с различными источниками.

Во втором блоке раскрыт теоретический материал об обществах, промыслах и ремеслах составляющими культурный сплав, повлиявших на формирование традиционного искусства Тюменского региона. Этот блок представлен двумя разделами, который содержит теоретический материал по традиционному искусству региона. Второй раздел предлагает содержание практических занятий, во время которых учащиеся могут выполнить творческие задания.

Материал традиционного искусства наиболее наглядно способствует становлению личности учащегося как субъекта культуры, создающим не только позитивный образ народа, но и является средством, способствующим в выборе будущих профессий (учителей изобразительного искусства, дизайнеров и людей различных профессий, так или иначе связанных с народным искусством и культурой).

Надеемся, что представленный материал поможет учителям, педагогам провести интересно уроки и внеклассные занятия по искусству

ПОУРОЧНЫЕ ПЛАНЫ ПО ИСКУССТВУ В 8 КЛАССЕ ДЛЯ МОДИФИЦИРОВАННОЙ ТЕМЫ «ИСКУССТВО КАК УНИВЕРСАЛЬНЫЙ СПОСОБ ОБЩЕНИЯ»

______________________________________________
Предлагаемые поурочные планы по искусству в 8 классе по теме «Искусство как универсальный способ общения», по программе «Искусство», авторами которой являются Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская модифицированы.

Структура и логический ход урока способствует побуждению учащихся к постоянному наблюдению, установлению закономерностей, нахождению рациональных способов решения тех или иных учебных задач, определению личных задач, формулированию собственных выводов.

Содержание уроков дает возможность воспитывать у учащихся эстетическую культуру, что отражается на всех составляющих данного феномена и выражается следующим образом:

  • воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна, литературы, музыки, кино, театра; освоение образного языка этих искусств на основе творческого опыта школьников; формирование устойчивого интереса к искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;

  • приобретение знаний об искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях музыки, литературы, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры, кино, театра;

  • овладение умениями и навыками разнообразной художественной деятельности; предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также психологической разгрузки и релаксации средствами искусства.

Урок 1

Художественные послания предков.

Разговор с современником
Цель урока: Формирование эстетической культуры как неотъемлемой части культуры духовной через представления о знаках и символах древности.

  • Выявить и расширить знания о символах и знаках;

  • Развитие творческой активности через знаки и символы в различных культурах древнего мира

  • Воспитать нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве через знаки и символы древности

Зрительный ряд: презентация, демонстрационные таблицы №1-4 , фильм с участием Жарниковой С.В. «Русские и Арии»

Оборудование для учителя: компьютер, CD диск с презентацией № 1 , видео-ролик песни Тины Тернер «Ведическая мантра пожелания мира и счастья», демонстрационные таблицы №1-4 раздаточный материал: Берегова О. «Символы славян», Рошаль В.М. «Полная энциклопедия символов», Сурина М.О. Цвет и символ в искусстве, изображения предметов народного творчества (рушник, народный костюм, наличники на окнах и т.д.), мультимедиа-проектор.

Оборудование для ученика: тетрадь, учебник
План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Вступительное слово учителя. Мотивация учебной деятельности.

  3. Формирование новых знаний с демонстрацией наглядного материала.

  4. Практическая работа учащихся.

  5. Итог урока. Закрепление знаний. Оценка.

  6. Сообщение домашнего задания.


Класс делится на три группы.
Ход урока

  1. Организационный момент: приветствие учащихся.

  2. Вступительное слово учителя. Мотивация учебной деятельности.

С самых давних времен люди искали язык, который сумел бы выразить связь вещей и явлений в окружающем таинственном мире.

Как вы думаете, какое решение было найдено, и что это был за язык?

Да, эти поиски привели людей к созданию символов.

Что по Вашему символ? Зачем он нужен?

  1. Формирование новых знаний с демонстрацией наглядного материала.

Символ от греческого «symbolon» – означает примета, знак

Давайте прочитаем, какое определение дает нам учебник.

Итак:

Символ - это предмет, действие и прочее, раскрывающие какой-либо образ, понятие, идею. Символ воплощает общие для людей переживания, идеи. Символ — это синтез знака и образа. (стр. 60)

CD диск (Презентация №1 слайд 2)

Но чтобы более глубоко разобраться в этом понятии давайте поговорим о истории возникновения и группах символов

История символизма нашей цивилизации уходит вглубь времен, к эпохе пещерного человека.

Как вы думаете, что он изображал на своих стенах?

CD диск (Презентация №1 слайд 3,4)

Многие факторы могут стать символизирующими, это традиции, ритуалы, явления природы, но символ нельзя изобрести, создать искусственно, вкладывая в него личное толкование, т.к. он изображает Высшую Истину. Иногда такие попытки приводили к созданию обыкновенного шифра, прочесть который никто кроме авторов был не в состоянии.

CD диск (Презентация №1 слайд 5)

Как же появились символы?

Есть много теорий, но какова бы ни была природа происхождения символов современному человеку они достались не только полностью сформированными, но уже и систематизированными.

Одни и те же символы существуют во всех древних культурах: в др. Египте, Индии, Китае, Африке и т.д. И везде они имеют близкие смысловые значения.

Просмотр отрывка фильма с участием Жарниковой С.В.

CD диск (Презентация №1 слайд 6)

Как Вы думаете понятия «знак» и «символ» имеют одно и тоже значение? Или они отличаются?

Прочитайте определение в учебнике (стр. 60)

Знак - изображение, имеющее только одно, лишь ему свойственное, узко специальное значение.

Знак должен как можно лаконичнее и точнее передавать конкретную информацию. В зависимости от области применения знаки подразделяют на группы.

Демонстрационная таблица № 1, 2, 3, 4

Теперь давайте посмотрим на какие группы делятся символы в зависимости от формы их выражения.

Символы могут быть выражены:

  1. графические – все символы, которые могут быть начерчены или нарисованы на плоскости (рисунки, пиктограммы, иероглифы и т.д.)CD диск (Презентация №1 слайд 7-10)

  2. предметные – все символы, которые выражаются в вещественной материальной форме (вещи, предметы, явления выраженные явно) CD диск (Презентация №1 слайд 11)

  3. аудиальные – нематериальные вещи, которые нельзя выразить графически (песни, музыка, названия, имена и т.д.) CD диск (Презентация №1 слайд 12-14)

Найдите в учебнике, какие источники имеет музыкальное искусство? (стр. 65)

Приведите примеры.

Прослушивают песню Тины Тёрнер. Ведическая мантра пожелания мира и счастья (просмотр видео клипа)

Какие эмоции у Вас возникают при прослушивании и просмотре данного видео-клипа?

  1. жестовые – нематериальные вещи, выражаемые движениями (танцы, жесты)

  2. Практическая работа учащихся

Таким образом, мы рассмотрели все основные виды символов, а сейчас выполним практическое задание.

Я раздам Вам иллюстрации с изображением предметов народного искусства, которые украшены символами. Вам необходимо «прочитать» заложенный в них смысл. В этом Вам помогут книги на Ваших столах.

Свой анализ вы сделаете заполнив следующую таблицу:
Анализ делают в таблице:

CD диск (Презентация №1 слайд 15)

Предмет

Символ

Значение символа

Цвет

Значение цвета
















Вывод:____________________________________

  1. Итог урока. Закрепление знаний. Оценка.

Анализируем полученные в таблицах результаты. Делаем общий вывод.

Чем же отличается знак от символа?

На какие группы принято делить символы?

  1. Сообщение домашнего задания: Подберите произведения — музыкальные, поэтические или изобразительного искусства, которые языком знаков и символов рассказали бы о каком-либо событии вашей жизни, о том, что оставило след в вашей памяти, в душе (учебник с. 63).


Урок 2
Письменность как еще одна знаковая система
Цель урока: Формирование эстетической культуры как неотъемлемой части культуры духовной через представления о письменности как знаковой системы

  • Выявить и расширить знания о письменности и её видах;

  • Развитие творческой активности учащихся через изображения различных видов письменности.

  • Воспитать нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве через изображения различных видов письменности

Зрительный ряд: презентация №2 (CD диск), фильм с участием Чудинова Валерия Алексеевича

Литературный ряд: легенда о персидском царе Дарии

Оборудование для учителя: компьютер, CD диск с презентацией № 2, мультимедиа-проектор.

Оборудование для ученика: тетрадь, учебник, альбом, графические материалы.
План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Вступительное слово учителя. Мотивация учебной деятельности.

  3. Формирование новых знаний с демонстрацией наглядного материала.

  4. Практическая работа учащихся.

  5. Итог урока. Закрепление знаний. Оценка.

  6. Сообщение домашнего задания.


Ход урока

  1. Организационный момент: приветствие учащихся.

  2. Вступительное слово учителя. Мотивация учебной деятельности.

На предыдущем уроке мы с Вами говорили о знаках и символах. Чем они отличаются?

На какие группы делятся символы?

Для чего они были нужны?

Да, действительно, они необходимы были для передачи информации. Но кроме символов существует другая знаковая система выражения мыслей и служащая средством общения в человеческом обществе.

Конечно же это письменность!

  1. Формирование новых знаний с демонстрацией наглядного материала.

Пи́сьменность — это знаковая система, предназначенная для формализации, фиксации и передачи тех или иных данных на расстоянии и придания этим данным вневременного характера. Письменность — одна из форм существования человеческого языка.

CD диск (Презентация №2 слайд 2)

Современная письменность прошла достаточно длительный период становления.

Сейчас мы с вами рассмотрим эти этапы и существующие виды письменности. Таким образом, еще раз вспомним, то о чем мы с Вами говорили на предыдущем уроке.

Предметное письмо

CD диск (Презентация №2 слайд 3)

Изначально люди не обладали никакой письменностью. Поэтому было достаточно трудно передавать информацию на большие расстояния.

Известная легенда (рассказанная Геродотом) о персидском царе Дарии I гласит, что как-то раз он получил послание от кочевников скифов. Послание включало в себя следующие четыре предмета: птицу, мышь, лягушку и стрелы. Гонец, доставивший послание, сообщил, что более ничего сообщать ему не велено, и с тем распрощался с царем. Встал вопрос, как же интерпретировать это послание скифов. Царь Дарий посчитал, что скифы отдают себя в его власть и в знак покорности принесли ему землю, воду и небо, ибо мышь означает землю, лягушка — воду, птица — небо, а стрелы означают, что скифы отказываются от сопротивления. Однако один из мудрецов возразил Дарию. Он истолковал послание скифов совершенно иначе: «Если вы, персы, как птицы не улетите в небо, или, как мыши не зароетесь в землю, или, как лягушки, не поскачете в болото, то не вернетесь назад, пораженные этими стрелами». Как оказалось в дальнейшем, этот мудрец оказался прав.

Пересказанная легенда раскрывает тот факт, что первоначально люди пытались передавать информацию при помощи различных предметов. Известными историческими примерами предметного письма также являются вампум (ирокезское письмо, представленное разноцветными ракушками, нанизанными на веревку) и кипу (перуанское письмо, в котором информация передавалась цветом и количеством узелков на веревках). Конечно, предметное письмо не было самым удобным средством передачи информации и со временем люди придумали более универсальные инструменты.

CD диск (Презентация №2 слайд 4)

Пиктографическое письмо

CD диск (Презентация №2 слайд 5)

Следующим этапом на пути формирования письменности стало письмо на основе изображений (пиктограмм). Можно вспомнить, что зарождение изобразительного искусства произошло ещё во времена древних людей прежде появления государственности. Однако эти ранние попытки все же не доходили до уровня систематически используемого для передачи информации инструмента. Сущность пиктографического письма заключается в том, что с помощью определенного знака выражается некоторое понятие. Например, понятие «человек» может быть передано изображением человека. Постепенно упрощаясь, пиктограммы все более удаляются от исходных изображений, начинают приобретать множественные значения. Однако пиктография не могла выполнять все потребности письма, возникающие с развитием понятий и абстрактного мышления, и тогда рождается идеография («письмо понятиями»). Она используется для передачи того, что не обладает наглядностью. Например, для обозначения понятия «зоркость», которое нарисовать невозможно, изображали тот орган, через который оно проявляется, то есть — глаз. Таким образом, рисунок глаза как пиктограмма означает «глаз» и как идеограмма — «зоркость». Следовательно, рисунок мог иметь прямое и переносное значения.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

«Искусство как универсальный способ общения», по программе «Искусство», авторами которой являются Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская модифицированы iconПрограмма воспитательной работы
Искусство (музыка, изобразительное искусство)

«Искусство как универсальный способ общения», по программе «Искусство», авторами которой являются Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская модифицированы icon53. 02. 03Инструментальное исполнительство (по видам инструментов)
Музыкальное искусство эстрады,(№1379) 53. 02. 03 Инструментальное исполнительство,(№1390) 53. 02. 04 Вокальное искусство,(№1381)...

«Искусство как универсальный способ общения», по программе «Искусство», авторами которой являются Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская модифицированы iconО преподавании предметов «Изобразительное искусство», «Музыка», «Искусство»,...
Нормативно-правовое обеспечение преподавания предмета (законодательные и нормативно-правовые документы федерального и регионального...

«Искусство как универсальный способ общения», по программе «Искусство», авторами которой являются Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская модифицированы iconПоложение областного конкурса исполнительского мастерства преподавателей «грани мастерства»
Номинации: фортепиано, народные инструменты, оркестровые инструменты (струнные, духовые, ударные), камерный ансамбль, вокал, джаз,...

«Искусство как универсальный способ общения», по программе «Искусство», авторами которой являются Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская модифицированы iconАннотации к рабочим программам дисциплин
«Изобразительное искусство» 1 класс (электронное приложение). (В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина, Москва, дрофа, 2012), рабочей тетрадью...

«Искусство как универсальный способ общения», по программе «Искусство», авторами которой являются Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская модифицированы iconПояснительная записка часть общие требования к стандарту высшего...
Общая характеристика специальности «050602 Изобразительное искусство» со специализацией «Живопись и живописная композиция»

«Искусство как универсальный способ общения», по программе «Искусство», авторами которой являются Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская модифицированы iconСочинение-рассуждение на тему «Что такое настоящее искусство»
«Что такое настоящее искусство», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента,...

«Искусство как универсальный способ общения», по программе «Искусство», авторами которой являются Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская модифицированы iconКевин Митник Искусство обмана Кевин Митник Искусство обмана Неопубликованная глава
Ну, хорошо, он эгоистичен. Но со мной связывались буквально сотни людей, которые хотели знать «кто такой Кевин Митник?». Если вам...

«Искусство как универсальный способ общения», по программе «Искусство», авторами которой являются Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская модифицированы icon«За Русь мы все стеной стоим…» Опера «Иван Сусанин» М. И. Глинка
Учебник «Музыка. 4 класс» авторы Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина; 2011 г

«Искусство как универсальный способ общения», по программе «Искусство», авторами которой являются Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская модифицированы iconО проведении городского тура олимпиады школьников по предмету «Изобразительное...
«Изобразительное искусство» (далее Положение) определяет порядок организации и проведения Городского тура олимпиады школьников (далее...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск