Практические рекомендации по представлению отчетности в налоговые органы


НазваниеПрактические рекомендации по представлению отчетности в налоговые органы
страница1/11
ТипОтчет
filling-form.ru > бланк строгой отчетности > Отчет
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
"ГроссМедиа", 2008

"РОСБУХ", 2008
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРЕДСТАВЛЕНИЮ

ОТЧЕТНОСТИ В НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ
Ю.М.Лермонтов
ОТ АВТОРА
Представляя налоговую отчетность, налогоплательщику предстоит столкнуться с рядом определенных трудностей, т.к. на данную процедуру влияют изменения, внесенные в процедуры составления и представления налоговой отчетности принятым еще в 2006 г. Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" (далее - Закон N 137-ФЗ), некоторые из которых вступают в силу начиная с 01.01.2008.

В конце 2006 г., кроме того, приняты Федеральные законы от 30.12.2006 N 265-ФЗ, от 30.12.2006 N 268-ФЗ (далее - Закон N 268-ФЗ), которые внесли дополнительные изменения в порядок представления налоговых деклараций, после представления которых проводится камеральная налоговая проверка. В особенности здесь важно учитывать положения Закона N 268-ФЗ, которые вступили в силу с 31.01.2007.

Кроме того, Федеральный закон от 17.05.2007 N 84-ФЗ с 30.06.2007 установил налоговые последствия исключения организации - резидента Особой экономической зоны в Калининградской области из единого реестра резидентов, которые напрямую влияют и на процедуру проведения выездных проверок такой организации.

Некоторые из данных положений вступают в силу с 01.01.2008, а налоговую отчетность за 2007 г. (например, налоговую декларацию по налогу на прибыль) придется представлять в налоговый орган именно после указанной даты.

О важности учета всех подобных изменений любым бухгалтером, юристом и руководителем говорит то, что проблемы, возникающие при представлении отчетности, всегда являлись и являются главным камнем преткновения между налоговыми органами и налогоплательщиками, и именно данные вопросы порождают наибольшее количество налоговых и судебных споров.

В рамках данной главы автор предельно подробно рассматривает все тонкости и проблемы, с которыми налогоплательщик может столкнуться при представлении налоговой отчетности, а также все важные нововведения в нормативные положения НК РФ и последние тенденции в области отношений между налогоплательщиками и налоговыми органами.

О том, как руководителю, бухгалтеру и юристу при сдаче отчетности обезопасить организацию от возникновения огромного числа налоговых рисков, рассказано в настоящем пособии.

Наиболее важные, с точки зрения автора, смысловые моменты комментария выделяются значками: "Внимание!", "Актуальная проблема", "Официальная позиция", "Арбитражная практика", "Нормативный акт", "Совет".
Консультант Минфина России

Ю.М.Лермонтов
Глава 1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ДЕКЛАРАЦИЙ
1.1. Формы представления налоговых деклараций
Обязанность представления налогоплательщиком налоговых деклараций в налоговые органы вытекает из пп. 4, 5 п. 1 ст. 23 НК РФ. Налогоплательщик обязан представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые он обязан уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете".
Способы представления отчетности
Налоговая декларация и бухгалтерская отчетность могут быть представлены в налоговый орган по месту вашего учета как налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) вместе с документами, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации:

- либо по установленной форме на бумажном носителе;

- либо по установленным форматам в электронном виде.

При этом налогоплательщику необходимо обратить внимание на то, что необходимость представления вместе с налоговой декларацией (как в бумажной, так и электронной форме) всех предусмотренных законодательством о налогах и сборах документов установлена Законом N 268-ФЗ, положения которого, кроме того, разрешают представлять в налоговые органы документы, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации, в электронном виде.

Кроме того, обязанность представлять налоговые декларации по установленным форматам в электронном виде, по общему правилу, распространяется и на вновь созданные организации.

При этом налогоплательщики, отнесенные в соответствии со ст. 83 НК РФ к категории крупнейших, представляют все налоговые декларации (расчеты), которые они обязаны представлять в соответствии с НК РФ, в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков по установленным форматам в электронном виде, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации.

Таким образом, обязанность представления налоговых деклараций (расчетов) по установленным форматам в электронном виде, по общему правилу, распространяется и на крупнейших налогоплательщиков.

Заметим, что ранее для всех категорий налогоплательщиков представление отчетности в электронном виде было правом, а не обязанностью налогоплательщика. При этом официальные органы проводили большую агитационную работу по переходу налогоплательщиков на подачу отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, описывая многочисленные преимущества такого способа представления отчетности (см., например, Письмо Минфина России от 28.01.2005 N 03-02-07/1-12).

Кроме этого, в ряде регионов утверждались специальные планы мероприятий по привлечению организаций и индивидуальных предпринимателей к представлению отчетности по телекоммуникационным каналам связи (см., например, Приказ Управления ФНС России по г. Москве от 28.10.2005 N 441).

Результат такого стремления официальных органов, как уже было сказано, закреплен Законом N 268-ФЗ.

Следует отметить, что преимуществом представления отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи является то, что такой способ позволяет более оперативно осуществлять обмен информацией между налогоплательщиком и налоговым органом. Отчетность становится более достоверной, так как программа, которая используется для формирования файлов с отчетностью, позволяет проверять их на наличие арифметических и логических ошибок.
Обязательность представления декларации в электронном виде
В п. 3 ст. 80 НК РФ закреплена норма, согласно которой налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых на 1 января превышает 100 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, численность работников которых превышает указанный предел, представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган в электронном виде, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации.

Таким образом, НК РФ указано на необходимость представления вместе с налоговой декларацией (как в бумажной, так и в электронной форме) всех предусмотренных законодательством о налогах и сборах документов.

Кроме того, ст. 80 НК РФ налогоплательщикам предоставлено право (стоит обратить внимание, что именно право, а не обязанность) представить документы, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации, в электронном виде. На это указывает и финансовое ведомство.

Официальная позиция.

Так, Минфин России в Письме от 13.04.2007 N 03-02-07/2-69 разъяснил, что НК РФ не установлена обязанность представлять в электронном виде в налоговый орган документы, прилагаемые к налоговой декларации (расчету).

Итак, указанные документы могут быть направлены налогоплательщиком в налоговый орган как по телекоммуникационным каналам связи, так и на бумажном носителе.

На основании изложенного Минфин России признал правильной позицию, согласно которой начало проведения камеральной налоговой проверки связано с наличием одновременно двух условий, а именно - с представлением налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и представлением в случаях, предусмотренных НК РФ, прилагаемых к декларации необходимых документов.

Вместе с тем Минфин России отметил, что исчисление срока проведения камеральной налоговой проверки представленной в налоговый орган налоговой декларации (расчета) и приложенных к ней соответствующих документов начинается со дня, когда в налоговый орган представлены налоговая декларация (расчет) и последний из указанных документов.

Внимание!

Заметим, что норма, указанная в п. 3 ст. 80 НК РФ, применялась до 01.01.2008 в отношении налогоплательщиков, среднесписочная численность которых по состоянию на 01.01.2007 превышала 250 человек.

Положение п. 3 ст. 80 НК РФ подтверждено Письмом Минфина России от 19.09.2006 N 03-02-07/1-252, в котором, в частности, указано, что в случае, если среднесписочная численность работников организации-налогоплательщика на 01.01.2007 г. превысит 250 человек, то налогоплательщик должен будет представлять налоговые декларации (расчеты) в налоговые органы в электронном виде в том числе по месту нахождения его обособленных подразделений.

А в Письме Минфина России от 29.12.2006 N 03-02-07/1-364 финансовое ведомство развивает вышеуказанную позицию, указывая, что налогоплательщик - организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, и среднесписочная численность работников которой за 2006 г. превышает 250 человек в целом по организации (вне зависимости от фактической численности работников в ее обособленных подразделениях), обязана в 2007 г. представлять в налоговые органы по месту учета налогоплательщика налоговые декларации (расчеты) в электронном виде, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации.

Исходя из вышеуказанных норм, численность работников конкретного обособленного подразделения не влияет на обязанность обособленного подразделения представлять налоговые декларации (расчеты) в электронном виде в случае, если среднесписочная численность работников всей организации удовлетворяет установленным в п. 3 ст. 80 НК РФ требованиям.

Внимание!

Сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год представляются налогоплательщиком в налоговый орган не позднее 20 января текущего года, а в случае создания (реорганизации) организации - не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором организация была создана (реорганизована).

Положениями НК РФ прямо установлено, что указанные сведения представляются по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, в налоговый орган по месту нахождения организации (по месту жительства индивидуального предпринимателя).

Форма сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год установлена Приказом ФНС России от 29.03.2007 N ММ-3-25/174@ (Далее - Приказ N ММ-3-25/174@).

При этом Рекомендации по порядку заполнения формы "Сведения о среднесписочной численности за предшествующий календарный год" приведены в Письме ФНС России от 26.04.2007 N ЧД-6-25/353@.

Следует отметить, что в случае если по каким-то причинам налогоплательщик в установленные сроки представил сведения о среднесписочной численности своих работников не по форме, утвержденной Приказом N ММ-3-25/174@, налоговые органы не смогут привлечь налогоплательщика к налоговой ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ, т.к. данным положением установлена ответственность за непредставление документов и (или) иных сведений в установленный срок и, кроме этого, нормами законодательства о налогах и сборах не установлена ответственность за представление документов и (или) сведений в налоговый орган по неустановленной (старой) форме.

ФНС России в Письме от 09.07.2007 N 25-3-05/512 разъяснила, что организация, созданная в 2007 г., с численностью работников 50 человек не обязана представлять сведения в налоговый орган о среднесписочной численности работников.

В то же время, начиная с 01.01.2008, данная организация каждый год должна представлять в налоговый орган сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год. А в случае, если организация с численностью работников 50 человек создана в 2008 г., сведения о среднесписочной численности работников данная организация обязана представить в налоговый орган не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором организация была создана (реорганизована).
1.2. Представление отчетности на бумажных носителях лично

или через уполномоченного представителя,

либо в виде почтового отправления
Законный или уполномоченный представитель
Пунктом 1 ст. 26 НК РФ конкретизировано, что налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено НК РФ.

Данный пункт находится в системной связи с правом налогоплательщика представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, лично либо через своего представителя, закрепленным пп. 6 п. 1 ст. 21 НК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 27 НК РФ законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов. Пунктом 2 данной статьи установлено, что законными представителями налогоплательщика - физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

На основании п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.

Внимание!

Исходя из смысла ст. ст. 26, 28, 29, 32, 33 ГК РФ, законными представителями физического лица (малолетнего, несовершеннолетнего, лица, признанного судом недееспособным вследствие психического расстройства, а также лица, ограниченного судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами и тем самым ставящего семью в тяжелое материальное положение) являются его родители, усыновители, опекуны, попечители, которые на основании закона осуществляют представительство этого лица.

Исходя из положений ст. 53 (общие нормы об органах юридического лица) ГК РФ, а также ст. ст. 72, 84, 91, 103 и 110 (специальные нормы) ГК РФ, в качестве законного представителя юридического лица выступает его исполнительный орган (коллегиальный или единоличный). Наименование исполнительных органов, как единоличных, так и коллегиальных, может быть различным (единоличных - генеральный директор, директор, президент, председатель, управляющий; коллегиальных - правление, дирекция, совет директоров). Полномочия законного представителя юридического лица подтверждается документами, удостоверяющими его должностное положение.

В соответствии со ст. 53 ГК РФ юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. В предусмотренных законом случаях юридическое лицо может приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности через своих участников.

Исходя из положений ст. ст. 72, 84, 91, 103 и 110 ГК РФ, представителем юридического лица может быть единоличный (например, один участник полного товарищества) или коллегиальный орган (например, общее собрание участников хозяйственного общества).

Согласно п. 1 ст. 29 НК РФ, уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Пунктом 2 данной статьи предусмотрено, что не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика должностные лица налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, органов внутренних дел, судьи, следователи и прокуроры.

Внимание!

Пленум ВАС РФ в п. 8 Постановления от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (Далее - Постановления от 28.02.2001) разъяснил, что в силу п. 3 ст. 29 НК РФ уполномоченный представитель налогоплательщика осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, а если налогоплательщиком является физическое лицо - на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

При применении данной нормы судам необходимо иметь в виду, что договор доверительного управления не является достаточным правовым основанием для представления доверительным управляющим интересов учредителя управления в сфере налогообложения.

Если учредитель управления и доверительный управляющий достигли договоренности в отношении представительства в сфере налогообложения, соответствующие полномочия управляющего должны быть оформлены доверенностью с учетом требований п. 3 ст. 29 НК РФ.

В п. 7 Постановления от 28.02.2001 разъяснено, что по смыслу гл. 4 НК РФ, в том числе п. 1 ст. 26 НК РФ, субъектом налогового правоотношения является сам налогоплательщик, независимо от того, лично он участвует в этом правоотношении, либо через законного или уполномоченного представителя.

В связи с этим при решении вопроса о привлечении налогоплательщика к ответственности за то или иное нарушение законодательства о налогах и сборах действия (бездействие) его представителя расцениваются как действия (бездействие) самого налогоплательщика.

Последствия ненадлежащего исполнения законным или уполномоченным представителем возложенных на него обязанностей в сфере налогообложения определяются для последнего правилами соответственно гражданского, семейного или трудового законодательства.

В соответствии с п. 2 ст. 26 НК РФ личное участие налогоплательщика в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не лишает его права иметь представителя, равно как участие представителя не лишает налогоплательщика права на личное участие в указанных правоотношениях.

Согласно п. 3 ст. 26 НК РФ, полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с НК РФ и иными федеральными законами.
Доверенность
Пунктом 1 ст. 185 ГК РФ определено, что доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами. Письменное уполномочие на совершение сделки представителем может быть представлено представляемым непосредственно соответствующему третьему лицу.

В соответствии с п. 2 ст. 185 ГК РФ доверенность на совершение сделок, требующих нотариальной формы, должна быть нотариально удостоверена, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Кроме этого, в соответствии с п. 5 ст. 185 ГК РФ доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с приложением печати этой организации.

Официальная позиция.

Управление МНС России по г. Москве в Письме от 24.06.2003 N 11-04/33517 разъяснило, что оформление нотариально удостоверенной доверенности для представительства в отношениях между организацией и налоговым органом законодательством не предусмотрено.
Образец составления доверенности
Доверенность

на представление в налоговые органы

бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций
город Москва, девятое декабря две тысячи шестого года
ООО "Снежинка" в лице генерального директора Иванова Ивана Ивановича, действующего на основании Устава, доверяет бухгалтеру ООО "Снежинка" Марковой Елене Алексеевне осуществление действий по представлению в налоговые органы бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций ООО "Снежинка".

Доверенность выдана сроком на шесть месяцев.

Паспортные данные представителя: паспорт серия XX XX N XXXXXX, выдан ОВД "Лианозово" г. Москвы 17 мая 2006 г.
Маркова

Подпись представителя ----------

удостоверяю

Иванов

Генеральный директор ООО "Снежинка" ----------

И.И. Иванов
М.П.
Внимание!

При оформлении доверенности обратите особое внимание на дату ее выдачи, так как в силу п. 1 ст. 186 ГК РФ доверенность, в которой не указана дата ее совершения, ничтожна. На этом основании налоговый орган может не принять налоговые декларации.

Как разъяснено в Письме Минфина России от 10.04.2006 N 03-06-06-03/08, индивидуальный предприниматель должен заверять у нотариуса доверенность на своего бухгалтера, который будет сдавать за него отчетность в налоговый орган.

Дело в том, что в данной ситуации, по мнению Минфина России, бухгалтер является представителем налогоплательщика - физического лица, который в силу п. 3 ст. 29 НК РФ осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности.

Минфин России в Письме от 01.08.2006 N 03-02-07/1-204 обращает внимание, что в приказах Минфина России об утверждении форм налоговых деклараций по конкретным налогам предусмотрено, что достоверность и полнота сведений, указанных в декларации индивидуального предпринимателя, подтверждаются подписью индивидуального предпринимателя с проставлением даты подписания.

Таким образом, из ст. 80 НК РФ и приказов Минфина России следует, что достоверность и полнота сведений, указанных в налоговой декларации индивидуального предпринимателя, подтверждаются подписью самого индивидуального предпринимателя.

Минфин России обращает внимание, что в целях обеспечения определенности в отношении полномочий представителей налогоплательщиков подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации, в п. 5 ст. 80 НК РФ Законом N 137-ФЗ внесены изменения, согласно которым налогоплательщик или его представитель подписывают налоговую декларацию (расчет), подтверждая достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете). Если достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), подтверждает уполномоченный представитель налогоплательщика, в налоговой декларации (расчете) указывается основание представительства (наименование документа, подтверждающего наличие полномочий на подписание налоговой декларации (расчета)).

Исходя из изложенного и учитывая сложившуюся на тот момент правоприменительную практику, Минфин России пришел к выводу, что впредь до вступления в силу Закона N 137-ФЗ, при отсутствии возможности у индивидуального предпринимателя подтвердить лично своей подписью достоверность и полноту сведений, указанных в его налоговой декларации, представляемой в налоговый орган, такие сведения могли быть подтверждены уполномоченным представителем индивидуального предпринимателя. При этом к налоговой декларации (расчету) должна быть приложена копия документа, подтверждающего полномочия представителя на подписание налоговой декларации (расчета).

Необходимо отметить, что и после вступления в силу Закона N 137-ФЗ действует правило, по которому, если достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации, подтверждает уполномоченный представитель налогоплательщика, в налоговой декларации указывается основание представительства (наименование документа, подтверждающего наличие полномочий на подписание налоговой декларации). При этом к налоговой декларации прилагается копия документа, подтверждающего полномочия представителя на подписание налоговой декларации. Такие требования установлены в Письме ФНС России от 15.12.2006 N ВЕ-6-04/1211@ с учетом разъяснений Минфина России, направленных в ФНС России Письмом от 11.12.2006 N 03-05-02-03/39.

Итак, принятие налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности от налогоплательщиков (их представителей) производится работниками отдела работы с налогоплательщиками.

Датой представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности считается дата фактического представления их в налоговый орган на бумажных носителях или дата отправки заказного письма с описью вложения.

Актуальная проблема.

В случае если налогоплательщик представляет отчетность посредством почтовых отправлений, одной из наиболее частых ошибок налогоплательщиков является направление налоговых деклараций письмом без описи вложения, т.е. обычным заказным письмом. В таком случае налогоплательщик рискует попасть в ситуацию, что если письмо не получит налоговый орган, то на него будет наложен штраф. Квитанция отделения почтовой связи в данном случае не освободит от ответственности, так как из нее не следует, что содержимым отправления является именно необходимая форма отчетности.

Официальная позиция.

Указанная позиция нашла свое отражение, например, в п. 4 Обзора результатов рассмотрения жалоб на решения налоговых органов, действия (бездействие) их должностных лиц за второе полугодие 2003 года - первое полугодие 2004 года, доведенных Письмом Управления МНС России по г. Москве от 12.10.2004 N 11-15/65542, а именно: "В соответствии с п. 1 ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.

Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Согласно п. 2 ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной форме на бумажном носителе или в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации. Налоговая декларация может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично или через его представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи.

Направление декларации заказным письмом (с приложением квитанции почтовой связи и уведомления о вручении), не подтверждает факт отправки организацией декларации. Организацией не соблюден порядок направления деклараций почтовым отправлением, установленный п. 2 ст. 80 НК РФ, а именно: отсутствует опись вложения".

Арбитражная практика.

Заметим, что арбитражные суды зачастую не разделяют такой позиции и указывают, что отсутствие описи вложения не является обстоятельством, свидетельствующим о непредставлении налоговой декларации.

Так, ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 30.11.2005 N А33-8372/05-Ф02-5419/05-С1 указал, что НК РФ, Правила оказания услуг почтовой связи, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.2000 N 725, действовавшие на момент возникновения спорного правоотношения, а также Правила оказания услуг почтовой связи, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2004 N 221, не содержат разъяснения понятия "опись вложения" и не предусматривают проставления штемпеля (печати) отделения почтовой связи на описи. Таким образом, по мнению суда, отсутствие описи не является обстоятельством, свидетельствующим о непредставлении налоговой декларации. Аналогичные выводы сделаны в Постановлении ФАС Поволжского округа от 24.11.2005 N А55-5453/2005-44.

В то же время следует отметить, что арбитражная практика по данному вопросу неоднозначна. Например, ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 19.12.2005 N Ф04-8073/2005(16771-А27-15) в ходе рассмотрения налогового спора о взыскании штрафа за несвоевременное представление налоговых деклараций указал, что реестр почтовых отправлений не принимается в качестве надлежащего доказательства, поскольку в нем отсутствует опись вложений почтовых отправлений, в связи с чем невозможно определить, что конкретно было отправлено налогоплательщиком.

Таким образом, с отсылкой налоговой отчетности все более или менее ясно. Перейдем к ее приему налоговым органом. Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации, представленной налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) по установленной форме (установленному формату), и обязан проставить по просьбе налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) на копии налоговой декларации (копии расчета) отметку о принятии и дату ее получения при получении налоговой декларации (расчета) на бумажном носителе либо передать налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) квитанцию о приеме в электронном виде - при получении налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи.

Следовательно, сотрудник налогового органа, принимающий у налогоплательщика декларацию, должен по его требованию на остающихся у него копиях налоговых деклараций по просьбе налогоплательщика проставить отметку о принятии и дату ее представления.

Автор советует ни в коем случае не пренебрегать этим правилом - при текущем уровне документооборота в налоговых инспекциях декларации зачастую теряются, что может впоследствии обернуться для налогоплательщика штрафными санкциями.

Сотрудники налогового органа, осуществляющие прием деклараций, на стадии принятия налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности все представленные документы подвергают визуальному контролю на наличие ряда обязательных реквизитов, а именно:

- полного наименования налогоплательщика (Ф.И.О. физического лица, даты его рождения);

- идентификационного номера налогоплательщика;

- кода причины постановки на учет (для юридических лиц);

- периода, за который представляются налоговые декларации и бухгалтерская отчетность;

- подписей лиц, уполномоченных подтверждать достоверность и полноту сведений налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности налогоплательщика (руководителя и главного бухгалтера организации-налогоплательщика) или его представителя.

В случае отсутствия в представленных налоговых декларациях и бухгалтерской отчетности какого-либо из вышеуказанных реквизитов сотрудник отдела работы с налогоплательщиками должен в устной форме предупредить налогоплательщика или его представителя об этом и предложить внести необходимые изменения.

Внимание!

Сотрудник налогового органа не вправе отказать в принятии налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности, за исключением случая представления вышеуказанных документов не по установленной форме. При отказе налогоплательщика (его представителя) внести необходимые изменения в налоговые декларации и бухгалтерскую отчетность на стадии приема, а также в случае представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности по почте и отсутствия в них какого-либо из вышеуказанных реквизитов налоговый орган в трехдневный срок с даты регистрации должен письменно уведомить налогоплательщика о необходимости представления им документа по форме, утвержденной для данного документа, в следующих случаях:

- отсутствия в представленных налогоплательщиком налоговых декларациях и бухгалтерской отчетности какого-либо из вышеуказанных реквизитов;

- нечеткого заполнения отдельных реквизитов документа, делающего невозможным их однозначное прочтение, заполнение их карандашом, наличие не оговоренных подписью налогоплательщика (руководителя и главного бухгалтера организации-налогоплательщика) или его представителя исправлений;

- составления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности на иных языках, кроме русского;

- несовпадения сведений о постоянно действующем исполнительном органе юридического лица и сведений о руководителе юридического лица, подписавшем налоговую декларацию и бухгалтерскую отчетность, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц.

В случае непредставления налогоплательщиком налоговых деклараций в установленный законодательством о налогах и сборах срок к нему применяются меры ответственности, предусмотренные НК РФ и КоАП РФ.

По истечении шести дней после установленного законодательством о налогах и сборах срока представления в налоговый орган налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности работники отдела камеральных проверок осуществляют сверку списка состоящих на учете налогоплательщиков, обязанных представлять налоговые декларации и бухгалтерскую отчетность в соответствующий срок, с данными об их фактическом представлении с использованием автоматизированной системы.

По результатам указанной сверки отдел камеральных проверок, в соответствии с правом, предоставленным налоговым органам п. 4 ст. 31 НК РФ, вызывает налогоплательщиков на основании письменного уведомления в налоговый орган для дачи пояснений по обстоятельствам, связанным с неисполнением ими законодательства о налогах и сборах (непредставление налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в установленный срок). В данном уведомлении налогоплательщику сообщается о неисполнении им обязанности по представлению в налоговый орган налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности, а также указывается на необходимость их представления.

Решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке может также приниматься руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в случае непредставления этим налогоплательщиком-организацией налоговой декларации в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такой декларации (с учетом ст. 6.1 НК РФ).

После получения налоговой декларации она вводится в информационные ресурсы налоговых органов и поступает в отдел камеральных проверок.

Актуальная проблема.

Налогоплательщик может попасть в ситуацию, когда налоговый орган отказывает в принятии бухгалтерской и налоговой отчетности организации из-за отсутствия отметки (штампа) территориального органа статистики о представлении ему бухгалтерской отчетности. Такие требования налоговиков не соответствуют законодательству - (см. Письмо Минфина России от 18.12.2004 N 16-00-10/3).

Актуальная проблема.

В настоящее время получила распространение практика представления в налоговый орган налоговой отчетности через коммерческую службу доставки корреспонденции, в этой связи хотелось бы обратить внимание налогоплательщиков на то, что в силу ст. 29 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" и Постановления Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 N 87 услуги почтовой связи являются лицензируемыми. Поэтому во избежание споров с налоговыми органами требуйте у таких организаций соответствующую лицензию. Это поможет избежать споров в случае несвоевременной доставки корреспонденции.
Пример. ООО "Снежинка" направило в налоговый орган налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за декабрь 2007 г. в виде почтового отправления с описью вложения через коммерческую службу доставки корреспонденции. Опись вложения была заверена штемпелем коммерческой службы доставки корреспонденции. Срок отправки - 15 января 2008 г. При этом в налоговый орган декларация была доставлена 25 января 2007 г., т.е. позднее предельного срока, установленного для сдачи декларации по НДС.

Налоговый орган привлек налогоплательщика к налоговой ответственности по ст. 119 НК РФ, указав при этом, что штемпель службы коммерческой доставки корреспонденции не подтверждает отправку почтового отправления, так как служба коммерческой доставки корреспонденции не имеет лицензии на оказание услуг почтовой связи.
Арбитражная практика.

На необходимость наличия лицензии у оператора услуг почтовой связи обращают внимание и арбитражные суды (см., например, Постановление ФАС Московского округа от 29.01.2004 N КА-А40/11460-03).
1.3. Представление налоговой отчетности в электронном виде

(по телекоммуникационным каналам связи

либо на электронных носителях записи)
Итак, система представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи рекомендована Минфином и ФНС России.

Основой для построения деловых отношений между государством и юридическими лицами с использованием электронных документов стал принятый 10.01.2002 Федеральный закон N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи". Согласно данному Закону, документ в электронном виде, подписанный электронной цифровой подписью, приобретает юридический статус, т.е. имеет такую же юридическую силу, как и бумажный документ с собственноручной подписью и печатью.

На момент подписания книги в печать принятие налоговых деклараций в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи осуществляется в соответствии с Порядком представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденным Приказом МНС России от 02.04.2002 N БГ-3-32/169, Методическими рекомендациями об организации и функционировании системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденными Приказом МНС России от 10.12.2002 N БГ-3-32/705@, а также иными актами МНС России.

Внимание!

Положениями НК РФ в редакции Законов N 137-ФЗ и N 268-ФЗ установлено, что порядок представления налоговой декларации и соответствующих документов в электронном виде определяется Минфином России. Возможно, в ближайшее время следует ожидать издания соответствующего документа Минфина России, который заменит вышеуказанные нормативно-правовые акты МНС России.

При этом налоговая и бухгалтерская отчетность, передаваемая в налоговые органы по безбумажной технологии, должна соответствовать утвержденному ФНС России формату представления.

Перечень отчетности, доступной для сдачи в электронном виде, постоянно расширяется.

Форматы представления в электронном виде деклараций по региональным и местным налогам и сборам, принятие которых осуществляется не на федеральном уровне, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, на основании форм налоговых деклараций (расчетов) и порядка их заполнения, утвержденных Минфином России в соответствии с Едиными требованиями к форматам представления налоговых деклараций в электронном виде по региональным и местным налогам, утвержденным Приказом МНС России от 12.02.2003 N БГ-3-13/58@.

Для организации представления электронной отчетности предусмотрены специализированные операторы связи, выступающие организаторами инфраструктуры электронного документооборота налогоплательщиков и налоговых органов. Специализированные операторы связи - это юридические и физические лица, уполномоченные налоговыми органами предоставлять налогоплательщикам услуги поддержки электронного документооборота, управления ключевой информацией и поддержки актуальных форматов форм налоговых деклараций в системе сдачи налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде по каналам связи.

К функциям специализированного оператора связи относятся:

- поддержание транспортной и криптографической системы;

- техническая поддержка пользователей;

- подтверждение срока представления отчетности.

Другими словами, специализированные операторы связи - это организации, отвечающие установленным требованиям, имеющие необходимые технологии для представления отчетности по телекоммуникационным каналам связи и заключившие договор с управлением(ями) ФНС России по субъекту Российской Федерации.

Систему представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи в общем виде можно представить таким образом:


Налогоплательщик

Специализированный
оператор связи

Налоговый орган

1

2

3

1. Формирует отчет







2. Подписывает и
шифрует







3. Отправляет на сервер

4. Получает отчет (отчет
считается сданным)







5. Создает метку времени




7. Получает метку

6. Рассылает метку

7. Получает метку

8. Расписывается в ней




8. Расписывается в ней

9. Возвращает оператору

10. Сохраняет в архиве
метки времени

9. Возвращает оператору




11. Передает отчет в
налоговый орган

12. Получает отчет







13. Расшифровывает и
проверяет подпись







14. Формирует квитанцию
о получении отчета

17. Сохраняет квитанцию

16. Передает квитанцию

15. Передает квитанцию







16. Проверяет отчет







17. Формирует протокол
входного контроля

20. Получает протокол

19. Передает протокол

18. Передает протокол

21. Расписывается в
протоколе







22. Передает подпись

23. Передает подпись

24. Получает подпись

23. Сохраняет протокол
в своем архиве

24. Сохраняет протокол в
своем архиве

25. Сохраняет протокол
в своем архиве


Информацию о действующих по месту регистрации вашей организации специализированных операторах связи налогоплательщик может получить на сайтах региональных УФНС России.

Внимание!

При представлении в налоговый орган налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности по телекоммуникационным каналам связи бумажные экземпляры налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности налогоплательщик представлять не должен.

Датой представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности считается дата их отправки по телекоммуникационным каналам связи, зафиксированная в подтверждении специализированного оператора связи.

Налоговый орган подтверждает факт представления налогоплательщиком налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде, высылая по телекоммуникационным каналам связи квитанцию об их приеме после проверки требований к оформлению документов.

Налогоплательщик может обратиться в налоговый орган с просьбой распечатать налоговые декларации и бухгалтерскую отчетность, представленные по телекоммуникационным каналам связи, и заверить их в установленном порядке.

Принятие налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности, представляемых в электронном виде на электронных носителях записи (далее - на электронных носителях), производится работниками отдела работы с налогоплательщиками.

При представлении в налоговый орган налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности на электронных носителях представление бумажных экземпляров налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности является обязательным.

Датой представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности считается дата фактической передачи их в налоговый орган на бумажных носителях или дата отправки заказного письма с описью вложения.

Сотрудник налогового органа, принимающий у налогоплательщика декларацию, должен по его требованию на остающихся у него копиях налоговых деклараций проставить отметку о принятии и дату ее представления.

Ни в коем случае не пренебрегайте этим правилом - при текущем уровне документооборота в налоговых инспекциях декларации зачастую теряются, что может впоследствии обернуться штрафными санкциями.

Внимание!

Требования к оформлению документов, случаи, при которых налоговые органы имеют право отказать в приеме отчетности, представленной на электронных носителях, последствия непредставления декларации аналогичны при подаче отчетности на бумажном носителе.
1.4. На каких бланках подавать декларацию?
Налогоплательщик может столкнуться с ситуацией, когда после завершения налогового периода меняются формы налоговых деклараций. Здесь встает резонный вопрос: на каких бланках сдавать декларации: на старых или новых?

НК РФ, к сожалению, не содержит ответа на этот вопрос. Хотя он весьма актуален для любого предприятия: ведь представление декларации не по нужной форме налоговый инспектор может приравнять к непредставлению декларации и оштрафовать по ст. 119 НК РФ.

Официальная позиция.

Например, в Письме Управления ФНС России по г. Москве от 06.06.2005 N 09-10/39710 указано, что, если налогоплательщик представит в налоговый орган в качестве налоговой декларации документ не по установленной форме, обязанность налогоплательщика по представлению в налоговый орган декларации следует считать неисполненной.

Следовательно, налоговый орган вправе применить к указанному налогоплательщику в качестве способа обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов приостановление операций по счетам в банке в соответствии со ст. 76 НК РФ, а также меры ответственности, установленные ст. 119 НК РФ.

Однако арбитражная практика по данному вопросу складывается в пользу налогоплательщика. Арбитражные суды в такой ситуации указывают, что ст. 119 НК РФ установлена ответственность за непредставление налоговой декларации в установленный срок. Данная статья не предусматривает налоговой ответственности за представление налоговой декларации по неустановленной (старой) форме. Такая позиция высказывалась, например, в Постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 06.04.2005 N Ф04-1990/2005(10068-А27-23), от 26.03.2007 N Ф04-1651/2007(32744-А45-42).

Кроме этого, на практике возникают вопросы относительно того, может ли налоговый орган привлечь налогоплательщика к налоговой ответственности по ст. 119 НК РФ, если налогоплательщик сдал декларацию по "старой" форме, после ее утверждения по "новой" форме.

Официальная позиция.

Ответы на эти вопросы дала ФНС России в своем Письме от 11.02.2005 N ММ-6-01/119@. В Письме содержатся два указания нижестоящим налоговым органам, которые весьма полезно запомнить налогоплательщику и при возникновении спорных ситуаций с налоговиками ссылаться на это Письмо. А именно:

- налоговый орган не вправе отказать налогоплательщику в принятии налоговой декларации при представлении ее по форме, утвержденной в установленном порядке, действующей на дату представления;

- если после принятия налоговым органом налоговой декларации утверждается новая форма налоговой декларации или в действующую форму вносятся изменения и (или) дополнения, представления налогоплательщиком налоговой декларации по вновь утвержденной форме не требуется.
1.5. Сроки представления налоговых деклараций
В специальных статьях части второй НК РФ устанавливаются конкретные сроки предоставления налоговой декларации по каждому налогу.

Так:

По налогу на добавленную стоимость налогоплательщики (налоговые агенты) обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено гл. 21 НК РФ (п. 5 ст. 174 НК РФ).

По акцизам:

Налоговые декларации подаются в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено п. 5 ст. 204 НК РФ, а налогоплательщики, имеющие свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином и (или) свидетельство о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом, - не позднее 25-го числа третьего месяца, следующего за отчетным (п. 5 ст. 204 НК РФ).

По налогу на доходы физических лиц:

Плательщиками налога на доходы физических лиц налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 229 НК РФ).

По единому социальному налогу:

Налоговая декларация представляется не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Копию налоговой декларации по налогу с отметкой налогового органа или иным документом, подтверждающим представление декларации в налоговый орган, налогоплательщик не позднее 1 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом, представляет в территориальный орган ПФР (п. 7 ст. 243 НК РФ).

По налогу на прибыль:

Налогоплательщики (налоговые агенты) представляют налоговые декларации (налоговые расчеты) не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода. Налогоплательщики, исчисляющие суммы ежемесячных авансовых платежей по фактически полученной прибыли, представляют налоговые декларации в сроки, установленные для уплаты авансовых платежей.

Налоговые декларации (налоговые расчеты) по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками (налоговыми агентами) не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. п. 3 - 4 ст. 289 НК РФ).

Внимание!

Исходя из вышеизложенных норм, для каждого вида налога установлен свой срок подачи декларации.

Нарушение установленных сроков представления налоговых деклараций влечет применение к налогоплательщику ответственности, установленной статьями НК РФ и КоАП РФ.

При исчислении срока представления налоговой декларации необходимо учитывать тот факт, что в случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).

Действие, для совершения которого установлен срок, может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока. Если документы либо денежные суммы были сданы на почту или на телеграф до двадцати четырех часов последнего дня срока, то срок не считается пропущенным. Такой вывод подтверждает судебная практика (см., например, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 01.07.2005 N А19-27904/04-30-Ф02-2970/05-С1).
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Похожие:

Практические рекомендации по представлению отчетности в налоговые органы iconМетодические рекомендации по представлению организациями, в том числе...
Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются, организации, на которых в соответствии с нк РФ возложена обязанность уплачивать...

Практические рекомендации по представлению отчетности в налоговые органы iconМетодические рекомендации по представлению организациями, в том числе...
Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются, организации, на которых в соответствии с нк РФ возложена обязанность уплачивать...

Практические рекомендации по представлению отчетности в налоговые органы iconОферта на оказание услуг по передаче файлов электронной отчетности в налоговые органы
Настоящий документ представляет собой предложение Общества с ограниченной ответственностью «с-нова», именуемое в дальнейшем «Исполнитель»,...

Практические рекомендации по представлению отчетности в налоговые органы iconНовая форма отчетности по страховым взносам с 2017 года
Страхователям необходимо будет предоставлять в налоговые органы отчет «Расчет по страховым взносам», который заменит действующие...

Практические рекомендации по представлению отчетности в налоговые органы iconГодовая бухгалтерская (финансовая) отчетность
Представление годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в налоговые органы за 2017 г

Практические рекомендации по представлению отчетности в налоговые органы iconИфнс россии по Советскому району г. Воронежа предоставляет Вам
Голевой Галиной Васильевной «Сдача отчетности в налоговые органы уполномоченным представителем»

Практические рекомендации по представлению отчетности в налоговые органы iconВнимание! Сдача нулевой отчетности!
Пунктами 4,5 п. 1 ст. 23 Нк РФ установлена обязанность сдавать в налоговые органы по месту регистрации налоговую отчетность (декларации)...

Практические рекомендации по представлению отчетности в налоговые органы iconОтчетность с двухмерным штрих-кодом
Для повышения качества налогового администрирования налоговые органы уделяют большое внимание вопросам развития эффективных способов...

Практические рекомендации по представлению отчетности в налоговые органы iconМатериалы для интервью руководителя уфнс россии по Ростовской области...
Дмитрий Вадимович, налоговые органы области с 1 января ведут прием налоговых деклараций от физических лиц о доходах за 2015 год

Практические рекомендации по представлению отчетности в налоговые органы iconМатериалы для интервью руководителя уфнс россии по Ростовской области...
Дмитрий Вадимович, налоговые органы области с 1 января ведут прием налоговых деклараций от физических лиц о доходах за 2015 год

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск