Знаний в расследовании


НазваниеЗнаний в расследовании
страница1/14
ТипУчебное пособие
filling-form.ru > бланк доверенности > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ

ФГБОУ ВПО «КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»

С. И. Грицаев, Д. А. Влезько, Д. В. Шевель

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ
ЗНАНИЙ В РАССЛЕДОВАНИИ
ПРЕСТУПЛЕНИЙ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ


КРАСНОДАР

2013

УДК 343.14: 159.9 (078)

ББК 67.99(2)8

Г85 
Рецензенты:

кафедра предварительного расследования Краснодарского университета МВД РФ;

кафедра криминалистики и специальных дисциплин факультета права и юридической защиты культуры Краснодарского государственного университета культуры и искусств

Грицаев С. И.

Г85 Использование психологических знаний в расследовании преступлений: учеб. пособие / С. И. Грицаев, Д. А. Влезько, Д. В. Шевель. – Краснодар: КубГАУ, 2013. – 200 с.
В процессе предварительного следствия и дознания следователи и дознаватели используют специальные психологические знания при производстве следственных действий, назначают судебно-психологи­ческую экспертизу, получают консультации специалистов в области психологии. В настоящем учебном пособии рассмотрены формы использования специальных психологических знаний в расследовании, тактико-психологические особенности производства отдельных следственных действий, проблемы назначения и производства судебно-психологической экспертизы, а также подвергнуты анализу нетрадиционные способы получения криминалистически значимой информации.

Пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности 030900.62 «Юриспруденция» по квалификации бакалавр, а также может быть использовано работниками правоохранительных органов.

Печатается по решению совета юридического факультета

ФГБОУ ВПО «КубГАУ» от 27 ноября 2013 г. Протокол № 4.

УДК 343.14: 159.9 (078)

ББК 67.99(2)8
 Грицаев С. И., Влезько Д. А.,
Шевель Д. В., 2013

 ФГБОУ ВПО «Кубанский
государственный аграрный
университет», 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………...............4

Глава 1 ПСИХОЛОГИЯ СЛЕДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.5

Глава 2 ПСИХОЛОГИЯ ОСМОТРА МЕСТА

ПРОИСШЕСТВИЯ....................................................................11

2.1 Психологические аспекты осмотра места происшествия……….11

2.2 Составление поисково-психологического портрета

подозреваемого по результатам осмотра места происшествия……………26

Глава 3 ПСИХОЛОГИЯ ДОПРОСА……………….........................33

3.1 Психологические основы и этапы формирования показаний

свидетелей, потерпевших, подозреваемых (обвиняемых)…………………33

3.2 Психология допроса свидетелей и потерпевших……...................44

3.3 Психология допроса подозреваемых и обвиняемых……….........61

3.4 Психология допроса несовершеннолетних....................................83

Глава 4 ПСИХОЛОГИЯ ОБЫСКА……………………………….110

4.1 Психология обыскиваемого……………………………………...110

4.2 Психологические особенности поисковой деятельности

следователя…………………………………………………………………..113

Глава 5 СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА…121

Глава 6 НЕТРАДИЦИОННЫЕ СПОСОБЫ ПОЛУЧЕНИЯ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИ ЗНАЧИМОЙ ИНФОРМАЦИИ………...133

6.1 Применение полиграфа…………………………………………...133

6.2 Использование хронобиологии в расследовании

преступлений………………………………………………………………...141

6.3 Криминалистическое применение гипноза……………………..147

СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………158

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………..162
Введение

В настоящее время трудно представить качественное рассле­дование или судебное разбирательство без использования специ­альных психологических знаний. В уголовном судопроизводстве накоплен немалый опыт привлечения психологов в качестве спе­циалистов, экспертов, консультантов.

Развитие психологической науки, информационных техноло­гий, изменения в уголовном и процессуальном законодательстве, увеличение количества преступлений требуют качественного по­вышения знаний и умений сле­дователя. Дело в том, что сотруд­ники правоохранительных органов, сталкиваясь с фактами тяж­ких преступлений, обычно делают все, что могут и умеют, реали­зуя на практике то, чему их обучали. Но в итоге оказывается, что их профессиональные знания и умения, как и технические воз­можности соответствующих учреждений, явно недоста­точны. Поэтому необходимо уделять внимание повышению про­фес­сио­нального мастерства следователя, основы которого должны фор­мироваться в ходе обучения в юридическом вузе.

В учебном пособии в доступной форме изложены психологи­ческие особенности следственной деятельности, психология от­дельных следственных действий, вопросы назначения и произ­водства судебно-психологической экспертизы, использование не­традиционных способов получения криминалистически значимой информации при расследовании преступлений.

Издание предназначено для студентов юридических факуль­тетов, преподавателей криминалистики и юридической психоло­гии, а также может быть полезно практическим работникам пра­воохранительных органов.

Глава 1 Психология следственной деятельности

Сложность расследования обусловливается недостаточностью в ряде случаев исходной информации на его начальном этапе, по­исковым характером следственной деятельности, практической оперативностью, где результаты предыдущего действия предо­пределяют выбор другого действия, преодолением противодейст­вия заинтересованных лиц, повышенной психической напряжен­ностью следователя, вызванной эмоциональными нагрузками, а также умственными затратами в ходе принятия решений, иногда в предельно короткие сроки.

Очевидным является факт, что многие выпускники юридиче­ских вузов, поступающие на работу в следственные органы, в пси­хологическом отношении оказываются далеко не всегда профес­сионально пригодны. Несоответствие их индивидуально-психоло­гических качеств специфическим требованиям труда в следствен­ных органах способствует возникновению у многих из них со­стояния психического перенапряжения, различных невротических, психосоматических расстройств и даже заболеваний. В конечном итоге это приводит к неудовлетворенности своим служебным по­ложением, избранной профессией, в результате чего часть из них уходит в другие структуры либо вообще меняет профиль работы.1

Юридическая деятельность вообще и следственная деятель­ность в частности имеют следующие социально-психологические особенности:

1) процессуальная регламентация средств и сроков;

2) высокая формализованность социально-ролевой функции следователя;

3) в ряде случаев – недостаточность исходной информации в начальной стадии расследования;

4) практическая оперативность: результаты одного действия определяют выбор последующего действия и часто влияют на так­тику его проведения;

5) преодоление возможного противодействия заинтересован­ных лиц;

6) наличие властно-распорядительных полномочий;

7) широкая социальная коммуникативность;

8) повышенная социальная ответственность за принимаемые решения. 

Перечисленные основные особые условия следственной дея­тельности делают ее сложной, многообразной и очень ответствен­ной, особенно в психологическом плане. Практиче­ское осуществ­ление такой деятельности в силу ее особенно­стей, характера не­возможно иначе, как в упомянутых особых условиях. Они форми­руют психологическую структуру следственной деятельности, со­держащую ее стороны, компоненты: познавательный, коммуника­тивный, организационный, удостоверительный, социальный и т. д. В каждой из этих сторон и реализуются соответствующие лично­стные качества, обеспечивающие ус­пешность деятельности.

Наличие такой психологической структуры предъявляет к личности, избравшей профессию юриста, соответствующие требо­вания и вместе с тем формирует определенные психологические свойства, необходимые для осуществления юридиче­ской деятель­ности. Поэтому студенты юридического факуль­тета обязаны осоз­нанно совершенствовать свои психические качества, вырабаты­вать профессиональные навыки и умения.

По результатам исследования, проведенного отделом право­вой психологии НИИ проблем укрепления законности и правопо­рядка Генеральной прокуратуры РФ, были сформулированы пять основных факторов профессиональной пригодности прокурорско-следственных работников.2

1-й фактор – высокий уровень социальной (профессиональ­ной) адаптации следователя:

– высокий уровень правосознания;

– честность, гражданское мужество, совестливость;

– принципиальность (непримиримость) в борьбе с наруше­ниями пра­вопорядка;

– обязательность, добросовестность, исполнительность, дис­циплини­рованность.

Отрицательно оцениваются следующие качества личности: низкий нравственный облик, нечестность, безответственное отно­шение к делу, недисциплинирован­ность, склонность к алкого­лизму.

2-й фактор – нервно-психическая (эмоциональная) устойчи­вость личности следователя:

– устойчивость к стрессу, высокий уровень самоконтроля над эмо­циями и поведением, работоспособность в критических, вызы­вающих фрустрацию ситуациях;

– развитые адаптивные свойства нервной системы (сила, уравнове­шенность, подвижность, чувствительность, активность, динамичность, лабильность, пластичность нервных процессов), позволяющие на долж­ном уровне сохранять работоспособность в состоянии утомления, спо­собность адекватно реагировать на раз­личные события.

Отрицательно оцениваются следующие качества личности: низкий порог устойчивости к стрессу, повышенная эмоциональная напряжен­ность; избыточная агрессивность, импульсивность по­ступков; невроти­ческие симптомы, быстрая истощаемость нерв­ных процессов; психопа­тические свойства характера.

3-й фактор – высокий уровень интеллектуального разви­тия, познавательная (когнитивная) активность следователя:

– развитый интеллект, широкий кругозор, эрудиция;

– гибкое, творческое мышление, умственная работоспособ­ность, со­образительность;

­– аналитический склад ума, прогностические способности, умение выделять главное;

– активность, подвижность психических познавательных про­цессов (восприятия, емкой памяти, продуктивного мышления, внимания);

– развитое воображение, интуиция, способность к абстрагиро­ванию, рефлексии.

Отрицательно оцениваются следующие качества личности: низкая умственная работоспособность, сниженные по­знавательная активность, интеллект, неразвитое воображение, слабая память.

4-й фактор – коммуникативная компетентность юриста:

– способность устанавливать эмоциональные контакты с раз­личными участниками общения, поддерживать с ними (в необхо­димых пределах) доверительные отношения;

– проницательность, способность понимать внутренний мир собесед­ника, его психологические особенности, потребности, мо­тивы поведе­ния, состояние психики;

­– доброжелательное, вежливое отношение к людям, умение слушать участника диалога, эмпатийность (способность эмоцио­нально отзывать­ся на переживания собеседника);

­– свободное, гибкое владение вербальными и невербальными средст­вами общения;

– умение в конфликтных ситуациях проводить адекватную стратегию коммуникативного поведения, менять в зависимости от об­стоятельств стиль общения;

– способность к сотрудничеству, достижению компромиссов, согла­шений;

­– развитый самоконтроль над эмоциями, настроением в экс­тремаль­ных ситуациях;

– адекватная самооценка;

– чувство юмора.

Отрицательно оцениваются следующие качества личности: замкнутость (ау­тизм), повышенная сосредоточенность на своих проблемах, пережива­ниях (интравертированность); легкоранимое самолюбие, повышенная обидчивость, конфликтность, агрессив­ность; эмоциональная неустойчи­вость, импульсивность; слабое владение вербальными и невербальными средствами общения.

5-й фактор – организаторские способности:

– активность, инициативность, находчивость, распорядитель­ность;

­– смелость, решительность, настойчивость, целеустремлен­ность, умение выделять главное, прогнозировать последствия принимаемых решений;

– самостоятельность;

– чувство ответственности за свои действия и поступки;

­– организованность, собранность, аккуратность в работе.

Отрицательно оцениваются следующие качества личности: психопатические свойства характера, повышенная агрессивность, не­сбалансированность процессов торможения и возбуждения, эмоцио­нальная неустойчивость, пассивность, безответственность, избыточная мнительность, тревожность, сниженный интеллект, завышенная само­оценка, властолюбие, пренебрежительное отно­шение к людям.

Использование данных этого исследования с целью анализа рассмотренных сочетаний качеств личности позволяет прогнози­ровать, как тот или иной кандидат сможет успешно осуществлять выбранную им деятельность; позволит оценить его способности (как профессиональные, так и личностные) при приеме на работу и при определении рабочей нагрузки.

Психологическое описание сложной иерархической струк­туры профессиональной деятельности, в которой все ее стороны, а также личностные качества, навыки и умения представлены во взаимной связи и зависимости, называется профессиограммой. В ней описываются профессионально необходимые психологиче­ские качества личности, возможности компенсации и совершенст­вования этих качеств.

Следует особо обратить внимание на одно важное для обу­чающихся обстоятельство. Многие специалисты, изучавшие труд юридических работников, отмечают, что профессиональная при­годность для работы в правоохранительных органах зависит как от высокого уровня общего развития личности, так и от конкрет­ных специальных способностей.

Отмечается необходимость приближения учебного процесса к потребностям практики3. Мы поддерживаем данную точку зрения и считаем, что необходимо принять следующие меры:

– перейти от семинарских занятий к практическим;

– использовать в процессе занятий материалы практической деятельности правоохранительных органов;

– осуществлять в процессе занятий анализ уголовных дел;

– привлекать к занятиям практических работников;

– проводить со студентами работу на основе фабул задач, составленных по реальным следственным ситуациям.

Думается, что благодаря этим мероприятиям удастся повы­сить уровень подготовки квалифицированных специалистов в учебных заведениях.

Необходимо также уделять внимание повышению профессио­нального мастерства следователя, поскольку одной из его служеб­ных обязанностей является повышение квалификации.

Научно-технический прогресс, развитие информационных технологий, изменения в уголовном и процессуальном законода­тельстве, изменение преступности требуют качественного повы­шения знаний и умений следователя. В настоящее время сущест­вуют следующие способы повышения квалификации: научно-практические конференции, учеба в специальных учебных цен­трах и в учебных учреждениях высшего и послевузовского обра­зования, индивидуальные занятия с последующим принятием за­четов. Комплексное решение проблем в указанных направлениях приведет к повышению профессионального уровня работников следственных подразделений.

Глава 2 Психология осмотра места происшествия
2.1 Психологические аспекты осмотра места

происшест­вия
Осмотр места происшествия – следственное действие, заклю­чающееся в исследовании обстановки места происшествия в це­лях установления сущности происшедшего события и его меха­низма, обнаружения и фиксации следов происшествия, выясне­ния других обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, путем непосредственного восприятия с исполь­зованием научно-технических средств.

Место происшествия выступает для следователя как инфор­мационный комплекс следов и результатов преступной деятель­ности – овеществленный источник информации о механизме со­бытия преступления, психологических особенностях личности преступника и потерпевшего, динамике их взаимодействия и мо­тивах поведения1.

Основной (общей) целью осмотра является исследование об­ста­новки места происшествия, выявление и фиксация следов происшествия, установление его механизма. Достиже­ние этой общей цели осуществляется посредством реали­зации иных про­межуточных (частных) задач: что произошло на месте про­исше­ствия, харак­тер обстановки; механизм следообразования, следы и объек­ты, могущие иметь доказательственное значение – их обна­ружение, фиксация и изъятие; дан­ные о личности преступника, мотивы и цели преступления; время, способ совершения престу­пления, орудия и средства преступления; установление возмож­ных свидетелей преступления, характер предполагаемой связи между преступником и потерпевшим и др.

Осмотр места происшествия является неотложным, первона­чальным и незаменимым следственным действием. Производство осмотра позволяет получить основной объем исходной информа­ции, необходимой для организации и производства последующих следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий. В случаях, не терпящих отлагательства, осмотр места происшест­вия может быть произведен до возбуждения уголовного дела (ч. 2 ст. 176 УПК РФ). На основе данных осмотра, с учетом результа­тов проверочных действий делается вывод о наличии или отсут­ствии призна­ков преступления. Непосредственное восприятие обстановки, объектов и их взаимосвязей осуществляется с ис­пользованием научно-технических средств, которые невозможно за­менить никакими другими средствами собирания и исследова­ния доказательств. Непосредственное восприятие способствует созданию мысленной модели происшествия, выдвижению обос­нованных следственных версий, создает условия для производ­ства иных следственных действий.

Осмотр места происшествия представляет собой особую раз­новидность познавательной деятельности следователя, которая протекает в сложных условиях влияния различных неблагопри­ятных факторов на его психику и сознание: внезапность вовлече­ния в эту деятельность, дефицит информации, неопределенность следственной ситуации, непривычность обстановки, воздействие отрицательных раздражителей, отвлекающих его внимание, осоз­нание зависимости своей последующей деятельности по раскры­тию преступления от результатов осмотра.

Наиболее активную роль в познавательной деятельности сле­дователя на месте происшествия играют закономерности воспри­ятия, мышления, направляющего процессы отражения предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств, с помощью которого анализируется поступающая инфор­мация, а также особенности воображения, помогающие мысленно реконструировать обстановку, создавать возможные модели про­исшедшего события, выдвигать обоснованные версии.

Основным методом изучения обстановки места происшест­вия является наблюдение, в котором ведущую роль играют вос­приятие и мышление. В процессе восприятия участвуют практи­чески все виды анализаторов. Наиболее активную роль играют зрительные и осязательные рецепторы, через которые восприни­мается наибольшая часть информации. Положительное влияние на повышение порога чувствительности анализаторов оказывает использование следователем криминалистических научно-техни­ческих средств, а также его умение нейтрализовать воздействие на психику отрицательных факторов2.

Следователь является организатором, руководителем и ос­новным исполнителем осмотра места происшествия, все осталь­ные работают под его руко­водством. К участию в осмотре при­влекаются специалисты (в зави­симости от характера происшест­вия и обстановки на мес­те могут привлекаться специалисты раз­личных спе­циальностей), оперативные и иные работники органа дознания, понятые. В состав участников осмотра могут быть включены свидетель, потерпевший, подозрева­емый (по тактиче­ским соображениям приглашать для участия в осмотре подозре­ваемого не рекомендуется).

Осмотр места происшествия является сложным следствен­ным действием, в производстве которого участвует значительное число лиц. Качество производства осмотра в значительной сте­пени зависит от его организации. Организация осмотра места происшествия включает определение и конкретизацию целей ос­мотра, его планирование, проведение действий по созданию ус­ловий для успешного производства осмотра (подготовка техниче­ских средств и др.), приглашение участников осмотра, их инст­руктаж и мобилизация, руководство осмотром.

Подготовка к осмотру места происшествия традиционно под­разделяется на два этапа: до выезда на место происшествия и по прибытии на место происшествия. Осмотр места происшествия отличается от других следственных действий тем, что он, как правило, заранее не планируется. Поэтому эффективность ос­мотра во многом зависит от общей профессиональной и органи­зационно-технической подготовки следователя. Следователь должен быть психологически готов к осмотру в любое время, в неблагоприятных, затрудненных условиях, при этом сохранять на протяжении длительного времени работоспособность, быть вни­мательным и собранным, чтобы не упустить обстоятельства, имеющие значение для дела. Кроме того, следователь должен быть психологически подготовлен к действиям в условиях пуб­личности. Это требует умения сосредоточиться, сохранять устой­чивость, концентрированность и переключаемость внимания и в то же время руководить действиями всех участников осмотра, поддержи­вать необходимую дисциплину, атмосферу сотрудниче­ства.

Необходимо учитывать, что обстановка места происшествия способна оказывать на следователя определенное психологиче­ское воздействие – как положительное, так и отрицательное. В первом случае испытываемые следователем чувства заставляют его еще более мобилизоваться, овладеть собой, подчинить свои мысли и чувства достижению цели, максимально эффективно произвести осмотр; вызывают решимость сделать все возможное для раскрытия преступления, выявления и изобличения преступ­ника. Такая психологическая готовность приводит к повышению у следователя активности, целеустремленности, сосредоточенно­сти, настойчивости, решительности, внимания и стремления ис­пользовать все свои возможности для установления истины по делу. Психологическая неподготовленность следователя к ос­мотру, отсутствие необходимого опыта в его организации и про­ведении, неумение управлять своими психическими процессами приводят к тому, что обстановка места преступления будет отри­цательно воздействовать на него. Это может проявляться в не­умении следователя снять или уменьшить излишнее нервное воз­буждение, напряженность, преодолеть возникающие стрессовые состояния, неуверенность, дезорганизованность, растерянность, безразличие, пассивность мыслительных процессов. Такого рода психические состояния являются одной из распространенных причин поверхностных, формальных, непродуманных осмотров мест происшествий, многочисленных ошибок и упущений при их производстве.

Следователь, получив сообщение о характере происшествия и его обстановке, должен выяснить, какие меры уже приняты (по охране места происшествия, сохранению следов и др.), прокон­тролировать процесс создания следственно-оперативной группы, обеспечить включение в нее необходимых для качественного ос­мотра лиц, при необходимости дать соответствующие распоря­жения или выполнить часть организационно-подготовительных действий лично. Как правило, объем подготовки до выезда не­значителен по причине дефицита времени. Проверяется состоя­ние и готовность научно-технических средств, необходимых для осмотра, средств оргтехники. С учетом характера места происше­ствия и погодных условий подбирается соответствующая экипи­ровка. Подготовка к осмотру должна занимать минимум времени, по истечении которого следователь должен выехать на место происшествия и незамедлительно приступить к производству ос­мотра, поскольку раскрытие преступления находится в прямой зависимости от времени выезда на место происшествия.

По прибытии на место происшествия следователю необхо­димо убедиться в том, что все неотложные меры по ликвидации последствий происшествия приняты, пострадавшим оказана не­обходимая помощь (при их наличии). При необходимости при­нимаются дополнительные меры по обеспечению охраны места происшествия и сохранению следов, удалению посторонних, ор­ганизации наблюдения за местом происшествия с целью выявле­ния подозрительных лиц.

До начала осмотра от работников полиции, очевидцев про­исшествия и лиц, первыми обнаруживших его, нужно получить краткую информацию о том, какое событие произошло, кто мо­жет быть причастен к происшедшему, какие мероприятия запла­нированы и проводятся по установлению, розыску и задержанию виновных лиц. Особенно важны для предстоящего осмотра све­дения об изменениях, внесенных в обстановку до прибытия сле­дователя (при оказании помощи пострадавшим, ликвидации по­следствий происшествия и т. п.), а также данные о том, где и ка­кие следы и объекты, имеющие доказательственное значение, уже обнаружены или могут быть найдены. Очевидцы и иные лица опрашиваются обязательно раздельно, сообщаемую ими информацию целесообразно фиксировать с помощью звукоза­писи.

После получения необходимой информации, проведения не­отложных организационных мероприятий следователь осуществ­ляет предварительный (общий) обзор места происшествия с це­лью общего восприятия обстановки на месте в целом и планиро­вания предстоящего осмотра. В ходе общего обзора полученная информация о происшествии сопоставляется с видимыми сле­дами и объектами на месте, определяются границы осмотра, спо­собы пространственного охвата места при осмотре и последова­тельность предстоящих действий. В границы осмотра включается не только место, где обнаружены следы происшествия, но и со­седние участки и помещения, а также объекты-ориентиры, позво­ляющие зафиксировать расположение места происшествия на ме­стности.

В ходе общего осмотра следователь выясняет и фиксирует обстановку места происшествия в целом, определяет взаимное расположение, взаимосвязь основных объектов окружающей ме­стности или помещений (рельеф местности, подходы и выходы к месту происшествия, соседние помещения, чердаки, подвалы, надворные постройки и т. п.), осуществляет ориентирующую и обзорную фотосъемку, а также видеозапись. Определяется на­чальная точка осмотра, оптимальное направление движения (спо­соб пространственного охвата места происшествия), приемы и методы осмотра.

Осмотр обычно рекомендуется начинать с центра, под кото­рым понимается наиболее важный узел (совокупность следов и предметов), отдельный объект или место, где происходили ос­новные действия преступника. Осматривать с периферии (границ места) целесообразно, когда центр места происшествия опреде­лить затруднительно либо есть опасность утраты следов, распо­ложенных за его пределами, а также если при приближении к центру места происшествия существует вероятность уничтоже­ния следов, находящихся на периферии. Применяются следую­щие основные способы передвижения по месту происшествия: концентрический – осмотр ведется от периферии к центру места происшествия по суживающейся спирали; эксцентрический – пе­редвижение осуществляется от центра места происшествия к его периферии по развертывающейся спирали; фронтальный (линей­ный) – осмотр осуществляется по параллельным или соседним участкам (полосам движения); по секторам (узловой) – место происшествия делится на сектора (участки, квадраты) и осмотр осуществляется путем последовательного передвижения от од­ного сектора к другому. Данные способы могут использоваться как «в чистом виде», так и в различных комбинациях. Выбор приемов и методов осмотра места происшествия должен осуще­ствляться с учетом всех обстоятельств совершенного преступле­ния, а также факторов, связанных как с условиями производства осмотра, так и с самим местом происшествия.

Выделяются методы осмотра: объективный и субъективный. Объективный метод заключается в том, что место происшествия осматривается полностью, независимо от путей передвижения преступника. При субъективном методе следователь осуществ­ляет осмотр, ориентируясь на признаки, указывающие на дейст­вия преступника (субъекта преступления) на месте происшест­вия, на пути его проникновения на место происшествия, следы пребывания и действий, а также пути ухода. Фактически этот ме­тод означает выборочный осмотр отдельных элементов места происшествия.

Объективный метод признается более предпочтительным, поскольку позволяет избежать пропуска каких-либо следов, ко­торые могут находиться в стороне от движения преступника. Од­нако при анализе обстановки места происшествия не следует ис­ключать возможность использования субъективного метода, с помощью которого при сплошном исследовании можно просле­дить не только пространственную, но и временную и информаци­онные связи между отдельными элементами (узлами) места про­исшествия. Например, связь места, где преступник поджидал жертву, места совершения преступления с местом сокрытия сле­дов преступления, направлением ухода, исследование которых поможет выявить дополнительные следы, организовать пресле­дование и задержание виновного. Объективный и субъективный методы осмотра должны использоваться в сочетании. Субъектив­ный метод часто используется в качестве дополнительного при сплошном исследовании.

Детальное исследование (осмотр) заключается в последова­тельном изучении обстановки места происшествия в соответст­вии с выбранным направлением движения по отдельным узлам (участкам), каждый из которых выделяется определенной сово­купностью пространственно или информационно взаимосвязан­ных объектов и следов. Последовательно передвигаясь при ос­мотре от одного узла к другому, следователь не должен упускать из виду участки местности или помещения, расположенные ме­жду ними, где могут находиться значимые для расследования объекты и следы.

В ходе детального осмотра объекты и следы изучаются вна­чале путем статического, а затем динамического исследования. Статический метод выражается в исследовании и фиксации об­становки места происшествия и отдельных ее элементов в том виде, в котором они находились к началу осмотра. Осуществля­ется узловая и детальная фотосъемка следов и объектов, с помо­щью измерений фиксируется расположение каждого из этих объ­ектов относительно неподвижных ориентиров обстановки и дру­гих объектов. Исследование ведется визуально, объекты не пере­двигаются, их положение не изменяется. Измерения и описания должны быть полными и точными, чтобы впоследствии на их ос­нове можно было восстановить место расположения любого объ­екта и следа.

При использовании динамического метода исследования объекты могут перемещаться с изменением их положения, ис­пользуются научно-технические средства выявления, фиксации и изъятия различных следов на объектах. При этом следователь должен стремиться не повредить имеющиеся или скрытые следы и микрочастицы и не привнести при осмотре свои или посторон­ние следы. В процессе детального исследования изучаются и фиксируются не только видимые следы и объекты, но и осущест­вляется поиск латентной (скрытой) информации, которая может быть обнаружена путем изучения объектов на месте происшест­вия различными методами: с помощью наблюдения, измерения, сравнения, инструментальных методов, опытных действий и др. Осмотр объекта завершается изготовлением слепков и оттисков следов или изъятием объекта в целом (вместе со следами). До изъятия объект должен быть возвращен на то же место, откуда он перемещался для детального ос­мотра. Это важно в случаях, когда в даль­нейшем может возникнуть необходимость установления точного расстояния между объектами из различных сек­торов.

Осуществляя поиск источников криминалистически значи­мой информации, необходимо учитывать положения трасологии о закономерностях механизма следообразования, о типичных местах, где могут образоваться определенные виды следов. При взаимодействии преступника с объектами окружающей обста­новки на его теле и одежде могут оставаться различные следы, прежде всего микрочастицы. Поэтому в ходе осмотра изымаются образцы почвы, растений, пыли, микрочастицы минерального и органического происхождения, орудия и средства совершения преступления, обеспечивается сохранность микрочастиц и других следов на одежде потерпевшего для последующего сравнения со следами, которые остались на обуви, одежде, предметах, изъятых у подозреваемого.

В ходе осмотра у следователя возникают предположения как о сущности события в целом, его механизме, так и об отдельных его обстоя­тельствах. Построение версий осуществляется непре­рывно в процессе всего осмотра, на всех его этапах. Каждое об­наруженное в ходе осмотра обстоятельство включается в каче­стве логического звена в цепь умозаключений, подтверждает воз­никшее предположение или опровергает его и является основой для выдвижения нового. Следователь, начиная осмотр, руково­дствуется определенными представлениями о сущности события, которое могло произойти. Такими представлениями обычно яв­ляются типичные версии. Данные версии, определяя механизм происшествия в самых общих чертах, являются ориентирами для следователя. По мере накопления в ходе осмотра доказательст­венной информации типичные версии конкретизируются, допол­няются частными, подтверждаются или опровергаются уже в ка­честве общих версий. Процесс построения версий является ре­зультатом сложной аналитической, мыслительной работы следо­вателя, обеспечивает познавательный характер осмотра, придает ему целеустремленность.

В ходе осмотра места происшествия может возникнуть си­туация когнитивного диссонанса (от лат. cognitio – знание, по­знание и dissonans – нестройно звучащий). Когнитивный диссо­нанс – это состояние психологического дискомфорта, пережи­ваемое индивидом в случае, когда в его сознании сталкиваются два противоречивых знания об одном и том же объекте или собы­тии. Такое негативное психическое состояние возникает у следо­вателя чаще всего в ситуациях информационной неопределенно­сти, когда возможны различные варианты объяснения проис­шедшего события. Существование диссонанса (внутреннего дис­комфорта) побуждает следователя полностью избавиться от него или значительно его уменьшить. Для объективности расследова­ния оптимальным вариантом считается признание ошибочности собственных принятых решений и действий, изменение поведе­ния, пересмотр одного из противоречивых представлений на ос­нове поступившей новой информации.3

С рассматриваемым явлением связан такой феномен меж­личностного восприятия как каузальная атрибуция (от лат. causa – причина и attributio – приписывание). Сущность этого явления заключается в том, что субъект познания интерпретирует, припи­сывает причины, объясняющие поведение и действия другого че­ловека4.

Каузальная атрибуция в общем виде представляет собой спо­собность человека объяснять для себя причинно-следственные связи воспринимаемых им событий, в том числе и свое собствен­ное поведение. В этом смысле причинная интерпретация обста­новки места происшествия существенно влияет на поведение следователя и на его выводы о сущности происшедшего события и причастных к нему лицах. Каузальная атрибуция может играть негативную роль, особенно в тех случаях, когда следователь счи­тает какую-то одну версию наиболее вероятной, правильной и уже не замечает тех следов на месте происшествия, которые этой версии противоречат, либо дает им неправильную интерпрета­цию.

В ходе осмотра места происшествия следователь должен обя­зательно обращать внимание на наличие так называемых «нега­тивных» обстоятельств – фактических данных, которые на осно­вании имеющейся информации о механизме происшествия должны отсутствовать в его обстановке (следы наличия) либо должны быть обязательно, но их в наличии не оказалось (следы отсутствия). Обнаружение таких обстоятельств, противоречащих представлению о возможном механизме события, необычных для подобной ситуации, свидетельствует об ошибочности выдвину­той следователем версии о механизме происшествия, неточности полученной информации либо об инсценировке. Инсценировка понимается как искусственное создание или изменение заинтере­сованными лицами обстановки места происшествия с целью вве­сти следствие в заблуждение, направить его по ложному пути. Выделяют возможные виды инсценировки: сокрытие совершен­ного преступления под видом события, не имеющего криминаль­ного характера (инсценировка несчастного случая или самоубий­ства для сокрытия убийства); сокрытие одного преступления под видом другого (инсценировка кражи для сокрытия хищения, со­вершенного путем использования своего служебного положения); сокрытие отдельных обстоятельств совершенного преступления путем создания ложного представления о некоторых его элемен­тах (создание видимости совершения преступления другим ли­цом, в ином месте, в другое время, по иным мотивам); сокрытие фактов аморального поведения, беспечности и иных проступков под видом совершенного преступления (инсценировка карманной кражи с целью сокрытия потери документов или денег).

На инсценировку указывают следующие обстоятельства: яр­кий, демонстративный характер отдельных следов на месте про­исшествия; наличие на месте происшествия признаков различных преступлений, которые обычно не совершаются одновременно одним лицом в одном месте; признаки уничтожения следов под­линного события и искусственного создания других следов; не­соответствие признаков происшествия механизму подлинного события; различные противоречия в обстоятельствах происшест­вия и др.5 Особое внимание при осмотре необходимо обращать на неоправданные разрушения, нарочитый беспорядок, чрезмерно выраженный характер следов, поскольку в реальной ситуации преступник обычно старается не оставлять лишние следы и не будет тратить время и усилия на действия, которые непосредст­венно не требуются для достижения цели.

По окончании исследования обстановки места происшествия рекомендуется обобщить и проанализировать собранные факти­ческие данные, оценить, насколько удалось решить основные и частные задачи осмотра. Для предотвращения возможных упу­щений целесообразно осуществить контрольный осмотр наиболее важных узлов места происшествия.

Ход и результаты осмотра обязательно фиксируются в про­токоле. Фиксация – это документальной отражение в установлен­ной законом форме всего обнаруженного следователем на месте происшествия, описание всех произведенных действий, запечат­ление обстановки, свойств, состояния и признаков отдельных элементов места происшествия в том виде, в каком обнаруженное наблюдалось в момент осмотра. Протокол осмотра места проис­шествия составляется в ходе производства осмотра либо непо­средственно после его окончания на основе предварительных черновых записей и измерений. Первый способ считается более оптимальным, поскольку позволяет следователю сконцентриро­ваться на осмотре, не отвлекаясь на техническую работу. Огла­шение протокола следователем имеет не только процессуальное значение, но и позволяет мысленно повторить произведенные действия, выявить возможные упущения и устранить их путем выборочного повторного осмотра.

Протокол осмотра места происшествия составляется с со­блюдением требований ст. 166, 167 и 180 УПК РФ. К протоколу осмотра места происшествия предъявля­ются следующие требо­вания: ход и результаты осмотра должны быть отражены полно, точно и объективно; протокол должен состоять из ясных, корот­ких фраз, следует использовать общепринятую терминологию (нежелательны малоизвестные или узкоспециальные термины), недопустимо приблизительное, неопределенное указание место­расположения объектов и следов; каждый объект на протяжении всего протокола должен иметь одно и то же наименование. При описании объекта указываются его общие и частные признаки, позволяющие индивидуализировать, отличить данный объект от других (наименование, назначение, номер, форма, размеры, цвет и др.); если при описании признаков или объекта в целом нет уверенности в их правильном наименовании, то указы­ваются лишь общие внешние признаки; указывается наименование при­мененных научно-технических средств, их технические характе­ристики, условия и порядок их использования, объекты, к кото­рым эти средства были применены, и полученные результаты, кто применял. В протоколе должно быть отмечено, что участники осмотра были заранее предупреждены о применении при его производстве технических средств; перечисляются и описыва­ются изымаемые с места происшествия объекты, отмечается, ко­пии каких следов изготовлены, образцы каких веществ изъяты, способ их упаковки, указывается место, куда они направляются или где они будут храниться; указываются приложения к прото­колу осмотра ме­ста происшествия (фототаблицы, кассеты видео­записи, носители компьютерной информации, чертежи, планы, схемы, слепки и оттиски следов, выполненные при производстве осмотра). Изымаемые с места происшествия объекты упаковы­ваются, опечатываются, снабжаются соответствующими бирками (с подписью следователя и понятых) и надписями6.

Преступление как один из видов сознательной, целенаправ­ленной деятельности человека отражает особенности личности правонарушителя. Поэтому осмотр места происшествия позво­ляет получить сведения не только о событии преступления, но и об особенностях личности преступника.

Причинная связь между результатом преступных действий и личностью правонарушителя существует объективно, она может проявляться в виде и способе совершенного преступления, опре­деленных материальных изменениях обстановки места происше­ствия.

Информация, получаемая на месте происшествия, во многих случаях дает возможность определить половую принадлежность преступника. Такая возможность появляется при анализе вида, способа совершенного преступления, предмета преступного по­сягательства. Известно, что некоторые виды преступлений со­вершаются в большинстве случаев мужчинами (например, хули­ганство, грабеж, разбой, изнасилование, убийство, сопряженное с изнасилованием) или женщинами (убийство новорожденных де­тей, некоторые виды мошенничества).

На половую принадлежность преступника может указывать и способ совершения преступления. Так, проломы полов, потолков, стен, взлом дверей, сейфа, перемещение тяжелых и громоздких предметов требуют значительных физических усилий. Установ­ление при осмотре места происшествия таких обстоятельств дает основание полагать, что преступником был мужчина. Напротив, обнаружение в процессе осмотра фактов, что преступник не от­личался физической силой, не применял навыков, инструментов, орудий, используемых преимущественно в «мужских» профес­сиях (слесарь, механик и др.), позволяет предположить, что эти преступления были совершены женщиной либо подростком. На пол преступника могут указывать следы и предметы, оставлен­ные на месте происшествия, характерные для мужского или жен­ского обихода.

При осмотре места происшествия можно получить и некото­рую информацию о возрасте преступника. Ценную информацию о возрасте преступника можно получить путем анализа сведений о виде и характере совершенного преступления, обусловленных специфическим кругом интересов, потребностей, социальной на­правленностью личности. Анализ предмета посягательства, спо­соба совершения и сокрытия преступления, создания инсцениро­вок представляет возможности для определения профессиональ­ных навыков, знаний и умений преступника. Так, взрослые чаще используют профессиональные навыки и специальные инстру­менты, а подростки – примитивные бытовые навыки и предметы повседневного обихода.

Принято считать, что в способе совершения и сокрытия пре­ступления наглядно проявляются навыки, способности, психомо­торика, интеллект преступника – индивидуальный стиль деятель­ности, основанный на типологических свойствах нервной сис­темы, который позволяет судить о привычках, занятиях, профес­сиональной принадлежности субъекта преступления. Несмотря на разное предметное содержание, привычный способ соверше­ния усвоенных действий (динамический стереотип) у человека не изменяется.

Осмотр места происшествия может дать определенную ин­формацию о различных потребностях и привычках преступника: курении, злоупотреблении алкоголем, употреблении наркотиков. В обстановке места происшествия могут находить материализо­ванное отражение и различные психологические качества, свой­ства, состояния преступника.

Психологический анализ, проводимый в процессе осмотра места происшествия, позволяет сделать вывод о мотиве совер­шенного преступления. В большинстве случаев мотив может оп­ределяться характером преступления. Так, совершение лицом хищения чужого имущества свидетельствует о наличии у него корыстного мотива; оскорбление и избиение в общественном месте не знакомого преступнику человека, как правило, – о хули­ганском мотиве. При совершении преступления могут найти от­ражение определенные черты характера (например, злобность, жадность, агрессивность, жестокость), а также волевые качества преступника (смелость, осторожность, трусость, решительность и т. д.).

В некоторых случаях обстановка места происшествия отра­жает и определенные психологические, эмоциональные состоя­ния, испытываемые субъектом в момент совершения им преступ­ления. Установление того, что преступник выбрал наиболее бла­гоприятное для преступления время, действовал на месте проду­манно и последовательно, похитил наиболее ценные вещи, при­нял меры для уничтожения своих следов, вел себя предусмотри­тельно (не нарушил обстановки квартиры, выключил свет, закрыл за собой дверь при уходе и т. д.), позволяет предположить, что ему свойственны самообладание, уверенность, расчетливость, осмотрительность.

Привлечение к осмотру места происшествия в качестве спе­циалиста судебного психолога может способствовать установле­нию по материальным следам психологического содержания пре­ступного поведения правонарушителя, составлению психологи­ческого портрета преступника. По оставленным на месте проис­шествия следам преступника с помощью метода составления психологического портрета можно получить представление об особенностях его характера, поведения, эмоциональном состоя­нии в момент совершения преступления и даже о его некоторых внешних, физических данных7.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Похожие:

Знаний в расследовании iconИспользование специальных знаний при расследовании преступлений,...
Работа выполнена в Федеральном государственном казенном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Уфимский...

Знаний в расследовании iconРабочая программа дисциплины «криминалистика»
Целями освоения дисциплины «Криминалистика» являются: ознакомление студентов с основными категориями и положениями науки криминалистики;...

Знаний в расследовании iconСхема анализа посещенного занятия
Ознакомление с новым материалом, закрепление изученного, применение знаний и умений, обобщение и систематизация знаний, проверка...

Знаний в расследовании iconИнструкция по навигации по Базе знаний. Навигация по главной странице Базы знаний
Вход в Базу знаний осуществляется с узла дисциплины Страхование на кампусе мэси, реализованный в виде веб-ссылки в тексте или через...

Знаний в расследовании iconИнструкция по навигации по Базе знаний. Навигация по главной странице Базы знаний
Вход в Базу знаний осуществляется с узла дисциплины Страхование на кампусе мэси, реализованный в виде веб-ссылки в тексте или через...

Знаний в расследовании iconСодержание
...

Знаний в расследовании iconКонтрольные вопросы для проверки знаний требований охраны труда руководящих...
Работники, не прошедший проверки знаний требований охраны труда при обучении, обязаны после этого пройти повторную проверку знаний...

Знаний в расследовании iconВнеклассное мероприятие в 1-м классе. Тема: «День знаний»
Вступительная статья. Задачи праздника «День Знаний» в общеобразовательном учреждении. 1

Знаний в расследовании iconОрганизации обучения и проверки знаний правил по электробезопасности работников
Категории персонала, подлежащего обучению и проверке знаний по электробезопасности

Знаний в расследовании iconИсследовательская работа На тему: «Криминалистическая тактика»
Общие задачи криминалистики реализуются в конкретных основных целевых направлениях уголовно-процессуальной деятельности, а именно...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск