МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ
ФГБОУ ВПО «КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
С. И. Грицаев, Д. А. Влезько, Д. В. Шевель
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
КРАСНОДАР
2013
УДК 343.14: 159.9 (078)
ББК 67.99(2)8
Г85 Рецензенты:
кафедра предварительного расследования Краснодарского университета МВД РФ;
кафедра криминалистики и специальных дисциплин факультета права и юридической защиты культуры Краснодарского государственного университета культуры и искусств
Грицаев С. И.
Г85 Использование психологических знаний в расследовании преступлений: учеб. пособие / С. И. Грицаев, Д. А. Влезько, Д. В. Шевель. – Краснодар: КубГАУ, 2013. – 200 с. В процессе предварительного следствия и дознания следователи и дознаватели используют специальные психологические знания при производстве следственных действий, назначают судебно-психологическую экспертизу, получают консультации специалистов в области психологии. В настоящем учебном пособии рассмотрены формы использования специальных психологических знаний в расследовании, тактико-психологические особенности производства отдельных следственных действий, проблемы назначения и производства судебно-психологической экспертизы, а также подвергнуты анализу нетрадиционные способы получения криминалистически значимой информации.
Пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности 030900.62 «Юриспруденция» по квалификации бакалавр, а также может быть использовано работниками правоохранительных органов.
Печатается по решению совета юридического факультета
ФГБОУ ВПО «КубГАУ» от 27 ноября 2013 г. Протокол № 4.
УДК 343.14: 159.9 (078)
ББК 67.99(2)8 Грицаев С. И., Влезько Д. А., Шевель Д. В., 2013
ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный аграрный университет», 2013
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………...............4
Глава 1 ПСИХОЛОГИЯ СЛЕДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.5
Глава 2 ПСИХОЛОГИЯ ОСМОТРА МЕСТА
ПРОИСШЕСТВИЯ....................................................................11
2.1 Психологические аспекты осмотра места происшествия……….11
2.2 Составление поисково-психологического портрета
подозреваемого по результатам осмотра места происшествия……………26
Глава 3 ПСИХОЛОГИЯ ДОПРОСА……………….........................33
3.1 Психологические основы и этапы формирования показаний
свидетелей, потерпевших, подозреваемых (обвиняемых)…………………33
3.2 Психология допроса свидетелей и потерпевших……...................44
3.3 Психология допроса подозреваемых и обвиняемых……….........61
3.4 Психология допроса несовершеннолетних....................................83
Глава 4 ПСИХОЛОГИЯ ОБЫСКА……………………………….110
4.1 Психология обыскиваемого……………………………………...110
4.2 Психологические особенности поисковой деятельности
следователя…………………………………………………………………..113
Глава 5 СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА…121
Глава 6 НЕТРАДИЦИОННЫЕ СПОСОБЫ ПОЛУЧЕНИЯ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИ ЗНАЧИМОЙ ИНФОРМАЦИИ………...133
6.1 Применение полиграфа…………………………………………...133
6.2 Использование хронобиологии в расследовании
преступлений………………………………………………………………...141
6.3 Криминалистическое применение гипноза……………………..147
СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………158
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………..162 Введение
В настоящее время трудно представить качественное расследование или судебное разбирательство без использования специальных психологических знаний. В уголовном судопроизводстве накоплен немалый опыт привлечения психологов в качестве специалистов, экспертов, консультантов.
Развитие психологической науки, информационных технологий, изменения в уголовном и процессуальном законодательстве, увеличение количества преступлений требуют качественного повышения знаний и умений следователя. Дело в том, что сотрудники правоохранительных органов, сталкиваясь с фактами тяжких преступлений, обычно делают все, что могут и умеют, реализуя на практике то, чему их обучали. Но в итоге оказывается, что их профессиональные знания и умения, как и технические возможности соответствующих учреждений, явно недостаточны. Поэтому необходимо уделять внимание повышению профессионального мастерства следователя, основы которого должны формироваться в ходе обучения в юридическом вузе.
В учебном пособии в доступной форме изложены психологические особенности следственной деятельности, психология отдельных следственных действий, вопросы назначения и производства судебно-психологической экспертизы, использование нетрадиционных способов получения криминалистически значимой информации при расследовании преступлений.
Издание предназначено для студентов юридических факультетов, преподавателей криминалистики и юридической психологии, а также может быть полезно практическим работникам правоохранительных органов.
Глава 1 Психология следственной деятельности
Сложность расследования обусловливается недостаточностью в ряде случаев исходной информации на его начальном этапе, поисковым характером следственной деятельности, практической оперативностью, где результаты предыдущего действия предопределяют выбор другого действия, преодолением противодействия заинтересованных лиц, повышенной психической напряженностью следователя, вызванной эмоциональными нагрузками, а также умственными затратами в ходе принятия решений, иногда в предельно короткие сроки.
Очевидным является факт, что многие выпускники юридических вузов, поступающие на работу в следственные органы, в психологическом отношении оказываются далеко не всегда профессионально пригодны. Несоответствие их индивидуально-психологических качеств специфическим требованиям труда в следственных органах способствует возникновению у многих из них состояния психического перенапряжения, различных невротических, психосоматических расстройств и даже заболеваний. В конечном итоге это приводит к неудовлетворенности своим служебным положением, избранной профессией, в результате чего часть из них уходит в другие структуры либо вообще меняет профиль работы.1
Юридическая деятельность вообще и следственная деятельность в частности имеют следующие социально-психологические особенности:
1) процессуальная регламентация средств и сроков;
2) высокая формализованность социально-ролевой функции следователя;
3) в ряде случаев – недостаточность исходной информации в начальной стадии расследования;
4) практическая оперативность: результаты одного действия определяют выбор последующего действия и часто влияют на тактику его проведения;
5) преодоление возможного противодействия заинтересованных лиц;
6) наличие властно-распорядительных полномочий;
7) широкая социальная коммуникативность;
8) повышенная социальная ответственность за принимаемые решения.
Перечисленные основные особые условия следственной деятельности делают ее сложной, многообразной и очень ответственной, особенно в психологическом плане. Практическое осуществление такой деятельности в силу ее особенностей, характера невозможно иначе, как в упомянутых особых условиях. Они формируют психологическую структуру следственной деятельности, содержащую ее стороны, компоненты: познавательный, коммуникативный, организационный, удостоверительный, социальный и т. д. В каждой из этих сторон и реализуются соответствующие личностные качества, обеспечивающие успешность деятельности.
Наличие такой психологической структуры предъявляет к личности, избравшей профессию юриста, соответствующие требования и вместе с тем формирует определенные психологические свойства, необходимые для осуществления юридической деятельности. Поэтому студенты юридического факультета обязаны осознанно совершенствовать свои психические качества, вырабатывать профессиональные навыки и умения.
По результатам исследования, проведенного отделом правовой психологии НИИ проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры РФ, были сформулированы пять основных факторов профессиональной пригодности прокурорско-следственных работников.2
1-й фактор – высокий уровень социальной (профессиональной) адаптации следователя:
– высокий уровень правосознания;
– честность, гражданское мужество, совестливость;
– принципиальность (непримиримость) в борьбе с нарушениями правопорядка;
– обязательность, добросовестность, исполнительность, дисциплинированность.
Отрицательно оцениваются следующие качества личности: низкий нравственный облик, нечестность, безответственное отношение к делу, недисциплинированность, склонность к алкоголизму.
2-й фактор – нервно-психическая (эмоциональная) устойчивость личности следователя:
– устойчивость к стрессу, высокий уровень самоконтроля над эмоциями и поведением, работоспособность в критических, вызывающих фрустрацию ситуациях;
– развитые адаптивные свойства нервной системы (сила, уравновешенность, подвижность, чувствительность, активность, динамичность, лабильность, пластичность нервных процессов), позволяющие на должном уровне сохранять работоспособность в состоянии утомления, способность адекватно реагировать на различные события.
Отрицательно оцениваются следующие качества личности: низкий порог устойчивости к стрессу, повышенная эмоциональная напряженность; избыточная агрессивность, импульсивность поступков; невротические симптомы, быстрая истощаемость нервных процессов; психопатические свойства характера.
3-й фактор – высокий уровень интеллектуального развития, познавательная (когнитивная) активность следователя:
– развитый интеллект, широкий кругозор, эрудиция;
– гибкое, творческое мышление, умственная работоспособность, сообразительность;
– аналитический склад ума, прогностические способности, умение выделять главное;
– активность, подвижность психических познавательных процессов (восприятия, емкой памяти, продуктивного мышления, внимания);
– развитое воображение, интуиция, способность к абстрагированию, рефлексии.
Отрицательно оцениваются следующие качества личности: низкая умственная работоспособность, сниженные познавательная активность, интеллект, неразвитое воображение, слабая память.
4-й фактор – коммуникативная компетентность юриста:
– способность устанавливать эмоциональные контакты с различными участниками общения, поддерживать с ними (в необходимых пределах) доверительные отношения;
– проницательность, способность понимать внутренний мир собеседника, его психологические особенности, потребности, мотивы поведения, состояние психики;
– доброжелательное, вежливое отношение к людям, умение слушать участника диалога, эмпатийность (способность эмоционально отзываться на переживания собеседника);
– свободное, гибкое владение вербальными и невербальными средствами общения;
– умение в конфликтных ситуациях проводить адекватную стратегию коммуникативного поведения, менять в зависимости от обстоятельств стиль общения;
– способность к сотрудничеству, достижению компромиссов, соглашений;
– развитый самоконтроль над эмоциями, настроением в экстремальных ситуациях;
– адекватная самооценка;
– чувство юмора.
Отрицательно оцениваются следующие качества личности: замкнутость (аутизм), повышенная сосредоточенность на своих проблемах, переживаниях (интравертированность); легкоранимое самолюбие, повышенная обидчивость, конфликтность, агрессивность; эмоциональная неустойчивость, импульсивность; слабое владение вербальными и невербальными средствами общения.
5-й фактор – организаторские способности:
– активность, инициативность, находчивость, распорядительность;
– смелость, решительность, настойчивость, целеустремленность, умение выделять главное, прогнозировать последствия принимаемых решений;
– самостоятельность;
– чувство ответственности за свои действия и поступки;
– организованность, собранность, аккуратность в работе.
Отрицательно оцениваются следующие качества личности: психопатические свойства характера, повышенная агрессивность, несбалансированность процессов торможения и возбуждения, эмоциональная неустойчивость, пассивность, безответственность, избыточная мнительность, тревожность, сниженный интеллект, завышенная самооценка, властолюбие, пренебрежительное отношение к людям.
Использование данных этого исследования с целью анализа рассмотренных сочетаний качеств личности позволяет прогнозировать, как тот или иной кандидат сможет успешно осуществлять выбранную им деятельность; позволит оценить его способности (как профессиональные, так и личностные) при приеме на работу и при определении рабочей нагрузки.
Психологическое описание сложной иерархической структуры профессиональной деятельности, в которой все ее стороны, а также личностные качества, навыки и умения представлены во взаимной связи и зависимости, называется профессиограммой. В ней описываются профессионально необходимые психологические качества личности, возможности компенсации и совершенствования этих качеств.
Следует особо обратить внимание на одно важное для обучающихся обстоятельство. Многие специалисты, изучавшие труд юридических работников, отмечают, что профессиональная пригодность для работы в правоохранительных органах зависит как от высокого уровня общего развития личности, так и от конкретных специальных способностей.
Отмечается необходимость приближения учебного процесса к потребностям практики3. Мы поддерживаем данную точку зрения и считаем, что необходимо принять следующие меры:
– перейти от семинарских занятий к практическим;
– использовать в процессе занятий материалы практической деятельности правоохранительных органов;
– осуществлять в процессе занятий анализ уголовных дел;
– привлекать к занятиям практических работников;
– проводить со студентами работу на основе фабул задач, составленных по реальным следственным ситуациям.
Думается, что благодаря этим мероприятиям удастся повысить уровень подготовки квалифицированных специалистов в учебных заведениях.
Необходимо также уделять внимание повышению профессионального мастерства следователя, поскольку одной из его служебных обязанностей является повышение квалификации.
Научно-технический прогресс, развитие информационных технологий, изменения в уголовном и процессуальном законодательстве, изменение преступности требуют качественного повышения знаний и умений следователя. В настоящее время существуют следующие способы повышения квалификации: научно-практические конференции, учеба в специальных учебных центрах и в учебных учреждениях высшего и послевузовского образования, индивидуальные занятия с последующим принятием зачетов. Комплексное решение проблем в указанных направлениях приведет к повышению профессионального уровня работников следственных подразделений.
Глава 2 Психология осмотра места происшествия 2.1 Психологические аспекты осмотра места
происшествия Осмотр места происшествия – следственное действие, заключающееся в исследовании обстановки места происшествия в целях установления сущности происшедшего события и его механизма, обнаружения и фиксации следов происшествия, выяснения других обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, путем непосредственного восприятия с использованием научно-технических средств.
Место происшествия выступает для следователя как информационный комплекс следов и результатов преступной деятельности – овеществленный источник информации о механизме события преступления, психологических особенностях личности преступника и потерпевшего, динамике их взаимодействия и мотивах поведения1.
Основной (общей) целью осмотра является исследование обстановки места происшествия, выявление и фиксация следов происшествия, установление его механизма. Достижение этой общей цели осуществляется посредством реализации иных промежуточных (частных) задач: что произошло на месте происшествия, характер обстановки; механизм следообразования, следы и объекты, могущие иметь доказательственное значение – их обнаружение, фиксация и изъятие; данные о личности преступника, мотивы и цели преступления; время, способ совершения преступления, орудия и средства преступления; установление возможных свидетелей преступления, характер предполагаемой связи между преступником и потерпевшим и др.
Осмотр места происшествия является неотложным, первоначальным и незаменимым следственным действием. Производство осмотра позволяет получить основной объем исходной информации, необходимой для организации и производства последующих следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий. В случаях, не терпящих отлагательства, осмотр места происшествия может быть произведен до возбуждения уголовного дела (ч. 2 ст. 176 УПК РФ). На основе данных осмотра, с учетом результатов проверочных действий делается вывод о наличии или отсутствии признаков преступления. Непосредственное восприятие обстановки, объектов и их взаимосвязей осуществляется с использованием научно-технических средств, которые невозможно заменить никакими другими средствами собирания и исследования доказательств. Непосредственное восприятие способствует созданию мысленной модели происшествия, выдвижению обоснованных следственных версий, создает условия для производства иных следственных действий.
Осмотр места происшествия представляет собой особую разновидность познавательной деятельности следователя, которая протекает в сложных условиях влияния различных неблагоприятных факторов на его психику и сознание: внезапность вовлечения в эту деятельность, дефицит информации, неопределенность следственной ситуации, непривычность обстановки, воздействие отрицательных раздражителей, отвлекающих его внимание, осознание зависимости своей последующей деятельности по раскрытию преступления от результатов осмотра.
Наиболее активную роль в познавательной деятельности следователя на месте происшествия играют закономерности восприятия, мышления, направляющего процессы отражения предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств, с помощью которого анализируется поступающая информация, а также особенности воображения, помогающие мысленно реконструировать обстановку, создавать возможные модели происшедшего события, выдвигать обоснованные версии.
Основным методом изучения обстановки места происшествия является наблюдение, в котором ведущую роль играют восприятие и мышление. В процессе восприятия участвуют практически все виды анализаторов. Наиболее активную роль играют зрительные и осязательные рецепторы, через которые воспринимается наибольшая часть информации. Положительное влияние на повышение порога чувствительности анализаторов оказывает использование следователем криминалистических научно-технических средств, а также его умение нейтрализовать воздействие на психику отрицательных факторов2.
Следователь является организатором, руководителем и основным исполнителем осмотра места происшествия, все остальные работают под его руководством. К участию в осмотре привлекаются специалисты (в зависимости от характера происшествия и обстановки на месте могут привлекаться специалисты различных специальностей), оперативные и иные работники органа дознания, понятые. В состав участников осмотра могут быть включены свидетель, потерпевший, подозреваемый (по тактическим соображениям приглашать для участия в осмотре подозреваемого не рекомендуется).
Осмотр места происшествия является сложным следственным действием, в производстве которого участвует значительное число лиц. Качество производства осмотра в значительной степени зависит от его организации. Организация осмотра места происшествия включает определение и конкретизацию целей осмотра, его планирование, проведение действий по созданию условий для успешного производства осмотра (подготовка технических средств и др.), приглашение участников осмотра, их инструктаж и мобилизация, руководство осмотром.
Подготовка к осмотру места происшествия традиционно подразделяется на два этапа: до выезда на место происшествия и по прибытии на место происшествия. Осмотр места происшествия отличается от других следственных действий тем, что он, как правило, заранее не планируется. Поэтому эффективность осмотра во многом зависит от общей профессиональной и организационно-технической подготовки следователя. Следователь должен быть психологически готов к осмотру в любое время, в неблагоприятных, затрудненных условиях, при этом сохранять на протяжении длительного времени работоспособность, быть внимательным и собранным, чтобы не упустить обстоятельства, имеющие значение для дела. Кроме того, следователь должен быть психологически подготовлен к действиям в условиях публичности. Это требует умения сосредоточиться, сохранять устойчивость, концентрированность и переключаемость внимания и в то же время руководить действиями всех участников осмотра, поддерживать необходимую дисциплину, атмосферу сотрудничества.
Необходимо учитывать, что обстановка места происшествия способна оказывать на следователя определенное психологическое воздействие – как положительное, так и отрицательное. В первом случае испытываемые следователем чувства заставляют его еще более мобилизоваться, овладеть собой, подчинить свои мысли и чувства достижению цели, максимально эффективно произвести осмотр; вызывают решимость сделать все возможное для раскрытия преступления, выявления и изобличения преступника. Такая психологическая готовность приводит к повышению у следователя активности, целеустремленности, сосредоточенности, настойчивости, решительности, внимания и стремления использовать все свои возможности для установления истины по делу. Психологическая неподготовленность следователя к осмотру, отсутствие необходимого опыта в его организации и проведении, неумение управлять своими психическими процессами приводят к тому, что обстановка места преступления будет отрицательно воздействовать на него. Это может проявляться в неумении следователя снять или уменьшить излишнее нервное возбуждение, напряженность, преодолеть возникающие стрессовые состояния, неуверенность, дезорганизованность, растерянность, безразличие, пассивность мыслительных процессов. Такого рода психические состояния являются одной из распространенных причин поверхностных, формальных, непродуманных осмотров мест происшествий, многочисленных ошибок и упущений при их производстве.
Следователь, получив сообщение о характере происшествия и его обстановке, должен выяснить, какие меры уже приняты (по охране места происшествия, сохранению следов и др.), проконтролировать процесс создания следственно-оперативной группы, обеспечить включение в нее необходимых для качественного осмотра лиц, при необходимости дать соответствующие распоряжения или выполнить часть организационно-подготовительных действий лично. Как правило, объем подготовки до выезда незначителен по причине дефицита времени. Проверяется состояние и готовность научно-технических средств, необходимых для осмотра, средств оргтехники. С учетом характера места происшествия и погодных условий подбирается соответствующая экипировка. Подготовка к осмотру должна занимать минимум времени, по истечении которого следователь должен выехать на место происшествия и незамедлительно приступить к производству осмотра, поскольку раскрытие преступления находится в прямой зависимости от времени выезда на место происшествия.
По прибытии на место происшествия следователю необходимо убедиться в том, что все неотложные меры по ликвидации последствий происшествия приняты, пострадавшим оказана необходимая помощь (при их наличии). При необходимости принимаются дополнительные меры по обеспечению охраны места происшествия и сохранению следов, удалению посторонних, организации наблюдения за местом происшествия с целью выявления подозрительных лиц.
До начала осмотра от работников полиции, очевидцев происшествия и лиц, первыми обнаруживших его, нужно получить краткую информацию о том, какое событие произошло, кто может быть причастен к происшедшему, какие мероприятия запланированы и проводятся по установлению, розыску и задержанию виновных лиц. Особенно важны для предстоящего осмотра сведения об изменениях, внесенных в обстановку до прибытия следователя (при оказании помощи пострадавшим, ликвидации последствий происшествия и т. п.), а также данные о том, где и какие следы и объекты, имеющие доказательственное значение, уже обнаружены или могут быть найдены. Очевидцы и иные лица опрашиваются обязательно раздельно, сообщаемую ими информацию целесообразно фиксировать с помощью звукозаписи.
После получения необходимой информации, проведения неотложных организационных мероприятий следователь осуществляет предварительный (общий) обзор места происшествия с целью общего восприятия обстановки на месте в целом и планирования предстоящего осмотра. В ходе общего обзора полученная информация о происшествии сопоставляется с видимыми следами и объектами на месте, определяются границы осмотра, способы пространственного охвата места при осмотре и последовательность предстоящих действий. В границы осмотра включается не только место, где обнаружены следы происшествия, но и соседние участки и помещения, а также объекты-ориентиры, позволяющие зафиксировать расположение места происшествия на местности.
В ходе общего осмотра следователь выясняет и фиксирует обстановку места происшествия в целом, определяет взаимное расположение, взаимосвязь основных объектов окружающей местности или помещений (рельеф местности, подходы и выходы к месту происшествия, соседние помещения, чердаки, подвалы, надворные постройки и т. п.), осуществляет ориентирующую и обзорную фотосъемку, а также видеозапись. Определяется начальная точка осмотра, оптимальное направление движения (способ пространственного охвата места происшествия), приемы и методы осмотра.
Осмотр обычно рекомендуется начинать с центра, под которым понимается наиболее важный узел (совокупность следов и предметов), отдельный объект или место, где происходили основные действия преступника. Осматривать с периферии (границ места) целесообразно, когда центр места происшествия определить затруднительно либо есть опасность утраты следов, расположенных за его пределами, а также если при приближении к центру места происшествия существует вероятность уничтожения следов, находящихся на периферии. Применяются следующие основные способы передвижения по месту происшествия: концентрический – осмотр ведется от периферии к центру места происшествия по суживающейся спирали; эксцентрический – передвижение осуществляется от центра места происшествия к его периферии по развертывающейся спирали; фронтальный (линейный) – осмотр осуществляется по параллельным или соседним участкам (полосам движения); по секторам (узловой) – место происшествия делится на сектора (участки, квадраты) и осмотр осуществляется путем последовательного передвижения от одного сектора к другому. Данные способы могут использоваться как «в чистом виде», так и в различных комбинациях. Выбор приемов и методов осмотра места происшествия должен осуществляться с учетом всех обстоятельств совершенного преступления, а также факторов, связанных как с условиями производства осмотра, так и с самим местом происшествия.
Выделяются методы осмотра: объективный и субъективный. Объективный метод заключается в том, что место происшествия осматривается полностью, независимо от путей передвижения преступника. При субъективном методе следователь осуществляет осмотр, ориентируясь на признаки, указывающие на действия преступника (субъекта преступления) на месте происшествия, на пути его проникновения на место происшествия, следы пребывания и действий, а также пути ухода. Фактически этот метод означает выборочный осмотр отдельных элементов места происшествия.
Объективный метод признается более предпочтительным, поскольку позволяет избежать пропуска каких-либо следов, которые могут находиться в стороне от движения преступника. Однако при анализе обстановки места происшествия не следует исключать возможность использования субъективного метода, с помощью которого при сплошном исследовании можно проследить не только пространственную, но и временную и информационные связи между отдельными элементами (узлами) места происшествия. Например, связь места, где преступник поджидал жертву, места совершения преступления с местом сокрытия следов преступления, направлением ухода, исследование которых поможет выявить дополнительные следы, организовать преследование и задержание виновного. Объективный и субъективный методы осмотра должны использоваться в сочетании. Субъективный метод часто используется в качестве дополнительного при сплошном исследовании.
Детальное исследование (осмотр) заключается в последовательном изучении обстановки места происшествия в соответствии с выбранным направлением движения по отдельным узлам (участкам), каждый из которых выделяется определенной совокупностью пространственно или информационно взаимосвязанных объектов и следов. Последовательно передвигаясь при осмотре от одного узла к другому, следователь не должен упускать из виду участки местности или помещения, расположенные между ними, где могут находиться значимые для расследования объекты и следы.
В ходе детального осмотра объекты и следы изучаются вначале путем статического, а затем динамического исследования. Статический метод выражается в исследовании и фиксации обстановки места происшествия и отдельных ее элементов в том виде, в котором они находились к началу осмотра. Осуществляется узловая и детальная фотосъемка следов и объектов, с помощью измерений фиксируется расположение каждого из этих объектов относительно неподвижных ориентиров обстановки и других объектов. Исследование ведется визуально, объекты не передвигаются, их положение не изменяется. Измерения и описания должны быть полными и точными, чтобы впоследствии на их основе можно было восстановить место расположения любого объекта и следа.
При использовании динамического метода исследования объекты могут перемещаться с изменением их положения, используются научно-технические средства выявления, фиксации и изъятия различных следов на объектах. При этом следователь должен стремиться не повредить имеющиеся или скрытые следы и микрочастицы и не привнести при осмотре свои или посторонние следы. В процессе детального исследования изучаются и фиксируются не только видимые следы и объекты, но и осуществляется поиск латентной (скрытой) информации, которая может быть обнаружена путем изучения объектов на месте происшествия различными методами: с помощью наблюдения, измерения, сравнения, инструментальных методов, опытных действий и др. Осмотр объекта завершается изготовлением слепков и оттисков следов или изъятием объекта в целом (вместе со следами). До изъятия объект должен быть возвращен на то же место, откуда он перемещался для детального осмотра. Это важно в случаях, когда в дальнейшем может возникнуть необходимость установления точного расстояния между объектами из различных секторов.
Осуществляя поиск источников криминалистически значимой информации, необходимо учитывать положения трасологии о закономерностях механизма следообразования, о типичных местах, где могут образоваться определенные виды следов. При взаимодействии преступника с объектами окружающей обстановки на его теле и одежде могут оставаться различные следы, прежде всего микрочастицы. Поэтому в ходе осмотра изымаются образцы почвы, растений, пыли, микрочастицы минерального и органического происхождения, орудия и средства совершения преступления, обеспечивается сохранность микрочастиц и других следов на одежде потерпевшего для последующего сравнения со следами, которые остались на обуви, одежде, предметах, изъятых у подозреваемого.
В ходе осмотра у следователя возникают предположения как о сущности события в целом, его механизме, так и об отдельных его обстоятельствах. Построение версий осуществляется непрерывно в процессе всего осмотра, на всех его этапах. Каждое обнаруженное в ходе осмотра обстоятельство включается в качестве логического звена в цепь умозаключений, подтверждает возникшее предположение или опровергает его и является основой для выдвижения нового. Следователь, начиная осмотр, руководствуется определенными представлениями о сущности события, которое могло произойти. Такими представлениями обычно являются типичные версии. Данные версии, определяя механизм происшествия в самых общих чертах, являются ориентирами для следователя. По мере накопления в ходе осмотра доказательственной информации типичные версии конкретизируются, дополняются частными, подтверждаются или опровергаются уже в качестве общих версий. Процесс построения версий является результатом сложной аналитической, мыслительной работы следователя, обеспечивает познавательный характер осмотра, придает ему целеустремленность.
В ходе осмотра места происшествия может возникнуть ситуация когнитивного диссонанса (от лат. cognitio – знание, познание и dissonans – нестройно звучащий). Когнитивный диссонанс – это состояние психологического дискомфорта, переживаемое индивидом в случае, когда в его сознании сталкиваются два противоречивых знания об одном и том же объекте или событии. Такое негативное психическое состояние возникает у следователя чаще всего в ситуациях информационной неопределенности, когда возможны различные варианты объяснения происшедшего события. Существование диссонанса (внутреннего дискомфорта) побуждает следователя полностью избавиться от него или значительно его уменьшить. Для объективности расследования оптимальным вариантом считается признание ошибочности собственных принятых решений и действий, изменение поведения, пересмотр одного из противоречивых представлений на основе поступившей новой информации.3
С рассматриваемым явлением связан такой феномен межличностного восприятия как каузальная атрибуция (от лат. causa – причина и attributio – приписывание). Сущность этого явления заключается в том, что субъект познания интерпретирует, приписывает причины, объясняющие поведение и действия другого человека4.
Каузальная атрибуция в общем виде представляет собой способность человека объяснять для себя причинно-следственные связи воспринимаемых им событий, в том числе и свое собственное поведение. В этом смысле причинная интерпретация обстановки места происшествия существенно влияет на поведение следователя и на его выводы о сущности происшедшего события и причастных к нему лицах. Каузальная атрибуция может играть негативную роль, особенно в тех случаях, когда следователь считает какую-то одну версию наиболее вероятной, правильной и уже не замечает тех следов на месте происшествия, которые этой версии противоречат, либо дает им неправильную интерпретацию.
В ходе осмотра места происшествия следователь должен обязательно обращать внимание на наличие так называемых «негативных» обстоятельств – фактических данных, которые на основании имеющейся информации о механизме происшествия должны отсутствовать в его обстановке (следы наличия) либо должны быть обязательно, но их в наличии не оказалось (следы отсутствия). Обнаружение таких обстоятельств, противоречащих представлению о возможном механизме события, необычных для подобной ситуации, свидетельствует об ошибочности выдвинутой следователем версии о механизме происшествия, неточности полученной информации либо об инсценировке. Инсценировка понимается как искусственное создание или изменение заинтересованными лицами обстановки места происшествия с целью ввести следствие в заблуждение, направить его по ложному пути. Выделяют возможные виды инсценировки: сокрытие совершенного преступления под видом события, не имеющего криминального характера (инсценировка несчастного случая или самоубийства для сокрытия убийства); сокрытие одного преступления под видом другого (инсценировка кражи для сокрытия хищения, совершенного путем использования своего служебного положения); сокрытие отдельных обстоятельств совершенного преступления путем создания ложного представления о некоторых его элементах (создание видимости совершения преступления другим лицом, в ином месте, в другое время, по иным мотивам); сокрытие фактов аморального поведения, беспечности и иных проступков под видом совершенного преступления (инсценировка карманной кражи с целью сокрытия потери документов или денег).
На инсценировку указывают следующие обстоятельства: яркий, демонстративный характер отдельных следов на месте происшествия; наличие на месте происшествия признаков различных преступлений, которые обычно не совершаются одновременно одним лицом в одном месте; признаки уничтожения следов подлинного события и искусственного создания других следов; несоответствие признаков происшествия механизму подлинного события; различные противоречия в обстоятельствах происшествия и др.5 Особое внимание при осмотре необходимо обращать на неоправданные разрушения, нарочитый беспорядок, чрезмерно выраженный характер следов, поскольку в реальной ситуации преступник обычно старается не оставлять лишние следы и не будет тратить время и усилия на действия, которые непосредственно не требуются для достижения цели.
По окончании исследования обстановки места происшествия рекомендуется обобщить и проанализировать собранные фактические данные, оценить, насколько удалось решить основные и частные задачи осмотра. Для предотвращения возможных упущений целесообразно осуществить контрольный осмотр наиболее важных узлов места происшествия.
Ход и результаты осмотра обязательно фиксируются в протоколе. Фиксация – это документальной отражение в установленной законом форме всего обнаруженного следователем на месте происшествия, описание всех произведенных действий, запечатление обстановки, свойств, состояния и признаков отдельных элементов места происшествия в том виде, в каком обнаруженное наблюдалось в момент осмотра. Протокол осмотра места происшествия составляется в ходе производства осмотра либо непосредственно после его окончания на основе предварительных черновых записей и измерений. Первый способ считается более оптимальным, поскольку позволяет следователю сконцентрироваться на осмотре, не отвлекаясь на техническую работу. Оглашение протокола следователем имеет не только процессуальное значение, но и позволяет мысленно повторить произведенные действия, выявить возможные упущения и устранить их путем выборочного повторного осмотра.
Протокол осмотра места происшествия составляется с соблюдением требований ст. 166, 167 и 180 УПК РФ. К протоколу осмотра места происшествия предъявляются следующие требования: ход и результаты осмотра должны быть отражены полно, точно и объективно; протокол должен состоять из ясных, коротких фраз, следует использовать общепринятую терминологию (нежелательны малоизвестные или узкоспециальные термины), недопустимо приблизительное, неопределенное указание месторасположения объектов и следов; каждый объект на протяжении всего протокола должен иметь одно и то же наименование. При описании объекта указываются его общие и частные признаки, позволяющие индивидуализировать, отличить данный объект от других (наименование, назначение, номер, форма, размеры, цвет и др.); если при описании признаков или объекта в целом нет уверенности в их правильном наименовании, то указываются лишь общие внешние признаки; указывается наименование примененных научно-технических средств, их технические характеристики, условия и порядок их использования, объекты, к которым эти средства были применены, и полученные результаты, кто применял. В протоколе должно быть отмечено, что участники осмотра были заранее предупреждены о применении при его производстве технических средств; перечисляются и описываются изымаемые с места происшествия объекты, отмечается, копии каких следов изготовлены, образцы каких веществ изъяты, способ их упаковки, указывается место, куда они направляются или где они будут храниться; указываются приложения к протоколу осмотра места происшествия (фототаблицы, кассеты видеозаписи, носители компьютерной информации, чертежи, планы, схемы, слепки и оттиски следов, выполненные при производстве осмотра). Изымаемые с места происшествия объекты упаковываются, опечатываются, снабжаются соответствующими бирками (с подписью следователя и понятых) и надписями6.
Преступление как один из видов сознательной, целенаправленной деятельности человека отражает особенности личности правонарушителя. Поэтому осмотр места происшествия позволяет получить сведения не только о событии преступления, но и об особенностях личности преступника.
Причинная связь между результатом преступных действий и личностью правонарушителя существует объективно, она может проявляться в виде и способе совершенного преступления, определенных материальных изменениях обстановки места происшествия.
Информация, получаемая на месте происшествия, во многих случаях дает возможность определить половую принадлежность преступника. Такая возможность появляется при анализе вида, способа совершенного преступления, предмета преступного посягательства. Известно, что некоторые виды преступлений совершаются в большинстве случаев мужчинами (например, хулиганство, грабеж, разбой, изнасилование, убийство, сопряженное с изнасилованием) или женщинами (убийство новорожденных детей, некоторые виды мошенничества).
На половую принадлежность преступника может указывать и способ совершения преступления. Так, проломы полов, потолков, стен, взлом дверей, сейфа, перемещение тяжелых и громоздких предметов требуют значительных физических усилий. Установление при осмотре места происшествия таких обстоятельств дает основание полагать, что преступником был мужчина. Напротив, обнаружение в процессе осмотра фактов, что преступник не отличался физической силой, не применял навыков, инструментов, орудий, используемых преимущественно в «мужских» профессиях (слесарь, механик и др.), позволяет предположить, что эти преступления были совершены женщиной либо подростком. На пол преступника могут указывать следы и предметы, оставленные на месте происшествия, характерные для мужского или женского обихода.
При осмотре места происшествия можно получить и некоторую информацию о возрасте преступника. Ценную информацию о возрасте преступника можно получить путем анализа сведений о виде и характере совершенного преступления, обусловленных специфическим кругом интересов, потребностей, социальной направленностью личности. Анализ предмета посягательства, способа совершения и сокрытия преступления, создания инсценировок представляет возможности для определения профессиональных навыков, знаний и умений преступника. Так, взрослые чаще используют профессиональные навыки и специальные инструменты, а подростки – примитивные бытовые навыки и предметы повседневного обихода.
Принято считать, что в способе совершения и сокрытия преступления наглядно проявляются навыки, способности, психомоторика, интеллект преступника – индивидуальный стиль деятельности, основанный на типологических свойствах нервной системы, который позволяет судить о привычках, занятиях, профессиональной принадлежности субъекта преступления. Несмотря на разное предметное содержание, привычный способ совершения усвоенных действий (динамический стереотип) у человека не изменяется.
Осмотр места происшествия может дать определенную информацию о различных потребностях и привычках преступника: курении, злоупотреблении алкоголем, употреблении наркотиков. В обстановке места происшествия могут находить материализованное отражение и различные психологические качества, свойства, состояния преступника.
Психологический анализ, проводимый в процессе осмотра места происшествия, позволяет сделать вывод о мотиве совершенного преступления. В большинстве случаев мотив может определяться характером преступления. Так, совершение лицом хищения чужого имущества свидетельствует о наличии у него корыстного мотива; оскорбление и избиение в общественном месте не знакомого преступнику человека, как правило, – о хулиганском мотиве. При совершении преступления могут найти отражение определенные черты характера (например, злобность, жадность, агрессивность, жестокость), а также волевые качества преступника (смелость, осторожность, трусость, решительность и т. д.).
В некоторых случаях обстановка места происшествия отражает и определенные психологические, эмоциональные состояния, испытываемые субъектом в момент совершения им преступления. Установление того, что преступник выбрал наиболее благоприятное для преступления время, действовал на месте продуманно и последовательно, похитил наиболее ценные вещи, принял меры для уничтожения своих следов, вел себя предусмотрительно (не нарушил обстановки квартиры, выключил свет, закрыл за собой дверь при уходе и т. д.), позволяет предположить, что ему свойственны самообладание, уверенность, расчетливость, осмотрительность.
Привлечение к осмотру места происшествия в качестве специалиста судебного психолога может способствовать установлению по материальным следам психологического содержания преступного поведения правонарушителя, составлению психологического портрета преступника. По оставленным на месте происшествия следам преступника с помощью метода составления психологического портрета можно получить представление об особенностях его характера, поведения, эмоциональном состоянии в момент совершения преступления и даже о его некоторых внешних, физических данных7.
|