Российской федерации


НазваниеРоссийской федерации
страница1/6
ТипУчебное пособие
filling-form.ru > Бланки > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ТАКТИКА ДОПРОСА

НА ДОСУДЕБНОМ СЛЕДСТВИИ


Учебное пособие

Под общей редакцией В. Д. Зеленского

Краснодар

КубГАУ

2015

УДК 343.144(078)

ББК 67.99(2)94

Т15

Рецензенты:
С. В. Пахомов – канд. юр. наук, доцент

(Университет МВД);

А. А. Тушев – д-р юр. наук, профессор,

заслуженный юрист Кубани

(Кубанский государственный аграрный университет)
Коллектив авторов:

В. Д. Зеленский (§ 1, 2, 3 главы 2), А. В. Руденко (§ 4 главы 2),

Д. А. Влезько (§ 1 главы 3), С. И. Грицаев (глава 1),

М. В. Головин (§ 2 главы 3), С. В. Швец (§ 3 главы 3)


Т15

Тактика допроса на досудебном следствии : учеб. пособие / В. Д. Зеленский и др. ; под общ. ред. В. Д. Зеленского. – Краснодар : КубГАУ, 2015. – 82 с.




ISBN 978-5-94672-872-0


В учебном пособии изложены основные вопросы допроса в расследовании преступлений. Даются научно-практические рекомендации по допросу свидетелей, потерпевших, подозреваемых, обвиняемых, иных участников расследования. Изложены особенности допроса с использованием судебного перевода.

Предназначено лицам, изучившим уголовный процесс и криминалистику, магистрантам, следователям и иным работникам правоохранительных органов и суда.

УДК 343.144(078)

ББК 67.99(2)94






© Зеленский В. Д., § 1, 2, 3

главы 2, 2015




© А. В. Руденко, § 4 главы 2, 2015




© Д. А. Влезько, § 1 главы 3, 2015




© С. И. Грицаев, глава 1, 2015




© М. В. Головин, § 2 главы 3, 2015




© С. В. Швец, § 3 главы 3, 2015

ISBN 978-5-94672-872-0

© ФГБОУ ВПО «Кубанский
государственный аграрный
университет», 2015


ВВЕДЕНИЕ
В расследовании преступлений допрос является самым распространенным следственным действием. Посредством допроса получают большую часть доказательств. Поэтому вполне обоснованы высокие требования к организации и тактике различных видов допроса.

Для студента, изучающего криминалистику, следователя, ежедневно производящего допросы, важно и необходимо знать и понимать психологические основы формирования показаний свидетелей, потерпевших, подозреваемых, обвиняемых; причины, влияющие на полноту и качество показаний; факторы, детерминирующие содержание показаний этих лиц в зависимости от обстоятельств как преступления, так и обстоятельств расследования. Важно знать тактические приемы допроса в различных ситуациях и вырабатывать профессиональные навыки их применения. Последнее сложнее всего, так как требует не только знаний, но и интеллектуальных усилий допрашивающего по постепенному формированию умений допрашивать.

Настоящее учебное пособие посвящено тактике допроса. В нем в сжатой, лаконичной форме изложены научно-практические рекомендации по организации и тактике допроса на досудебном следствии. Работа рассчитана на лиц изучивших уголовный процесс и криминалистику и углубленно исследующих расследование – магистрантов и следователей, формирующих умение допрашивать. Коллектив авторов надеется, что пособие будет полезно всем работникам уголовной юстиции.

В. Д. Зеленский,

доктор юридических наук, профессор,

Заслуженный юрист России
ГЛАВА 1. Допрос свидетелей и потерпевших
1.1 Особенности формирования показаний свидетелей
Отражение в сознании человека события преступления и иных обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела, а также последующее воспроизведение их на допросе – процесс формирования показаний. Процесс формирования показаний у свидетелей и потерпевших подчинен общему правилу порядка формирования показаний и имеет три стадии:

  • восприятие информации;

  • запоминание и сохранение информации;

  • воспроизведение информации.

На каждой стадии на свидетелей и потерпевших воздействуют объективные и субъективные факторы, влияющие на протекание этих стадий. Воздействие этих факторов определяет качество показаний, так как каждая из них содержит возможность утраты и искажения информации.

Восприятие – это психический процесс отражения предметов и явлений окружающего мира во всей совокупности их свойств и признаков, действующих на органы чувств в данный момент.

К объективным факторам, влияющим на полноту и качество восприятия, можно отнести:

  • неожиданность и кратковременность воспринимаемого явления. В короткий отрезок времени невозможно мобилизовать все органы чувств на восприятие всех деталей происходящего события. Восприняв какую-то часть события на слух и не восприняв его зрительно, свидетель и потерпевший, нередко бессознательно восполнят возникшие пробелы восприятия субъективными представлениями о том, как могло с их точки зрения протекать это событие;

  • неблагоприятные погодные условия, препятствующие восприятию события преступления (дождь, туман, снег, метель и т. д.);

  • особенности освещения, сильный шум;

  • обстановку помещения или местности, в которой происходит воспринимаемое событие (нормальному восприятию мешают какие-либо предметы; четкость восприятия речи зависит от акустических особенностей помещений и т. д.);

  • слишком большой объем воспринимаемой информации;

  • применение преступником маскирующих средств происходящего.

Полноте восприятия способствуют следующие субъективные факторы:

  • нормальное психофизиологическое состояние органов чувств;

  • сосредоточенность и направленность внимания на определенный
    объект или явление (целенаправленное произвольное организованное
    восприятие позволяет отразить событие наиболее полно и качественно);


  • интерес к воспринимаемому событию, явлению;

  • навыки по организованному восприятию, которые имеются у потерпевшего или свидетеля (формируются в результате жизненного опыта и профессиональной деятельности);

  • наличие у воспринимающего специальных знаний о воспринимаемом событии, объекте.

К субъективным факторам, которые препятствуют качественному восприятию, относятся:

  • дефекты органов чувств либо их болезненное состояние (дальтонизм, монохромное зрение, глухота и т. д.);

  • индивидуальные особенности восприятия конкретного человека,
    сформированные на основе общих свойств и закономерностей процесса
    восприятия:


а) предметность восприятия – способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов. Все, что человек воспринимает, он воспринимает как фигуру (предмет) на фоне. Предметность проявляется в выделении воспринимаемого предмета из фона;

б) целостность восприятия – особенность восприятия, заключающаяся в отражении объектов в совокупности их свойств. В процессе восприятия образ воспринимаемого предмета может быть полностью не дан в готовом виде (например, тыльная часть вещи), а как бы мысленно достраивается до некоторой целостной формы. Целостность восприятия проявляется так же в зрительных иллюзиях.1 Часто свидетели и потерпевшие, не воспринимавшие какой-либо объект во всей совокупности общих и частных признаков, достраивают его, используя обобщенный образ представления об этом объекте, сформировавшийся у них;

в) осмысленность восприятия (категориальность) – осмыслить восприятие – значит осознать предмет, который оно отображает. Осмысление предмета завершается называнием его словом-понятием, т. е. отнесением к определенной группе, классу предметов. Единство и взаимопроникновение чувственного и логического составляют существенную черту человеческого восприятия. Поэтому при недостатке информации об объекте свидетели и потерпевшие стремятся дополнить недостающие элементы воспринятого объекта, что обычно приводит к возникновению ложных суждений. Поэтому у свидетелей и потерпевших следует выяснять, на чем основаны их суждения о различных признаках воспринятого объекта, а не только то, что они видели или слышали;

г) избирательность восприятия – из огромного числа воздействий лишь некоторые выделяются с большей отчетливостью и осознанностью, чем все остальные. Избирательность зависит, с одной стороны, от интересов, в значительной степени от установок личности, потребностей, знаний, а с другой, обусловлена особенностями самого предмета восприятия, его «броскостью», контрастностью и пр.;

д) константность восприятия (от лат. constants – постоянный, устойчивый) – относительная устойчивость перцептивных признаков предмета при изменении условий восприятия (освещенности, удаленности, угла зрения, формы, величины и т. п.). Мы удаляемся от предметов или приближаемся к ним – в нашем восприятии они не изменяются в размерах. Константность восприятия – это во многом проявление прошлого опыта;

  • неудовлетворительное физиологическое состояние (состояние
    алкогольного или наркотического опьянения, соматическое заболевание и т. д.);


  • эмоциональное состояние потерпевшего и свидетеля. Состояние страха, испытываемое потерпевшим в момент преступления, сужает сознание и снижает полноту и точность восприятия реальности.

Некоторые специфические закономерности проявляются у большинства людей при восприятии времени и пространства.

Восприятие времени – это отражение длительности, скорости и последовательности явлений действительности.

Восприятие продолжительности событий в значительной мере определяется:

  • характером переживаний и эмоциональным состоянием субъекта. Небольшие отрезки времени, как правило, переоцениваются, а длительные, наоборот, преуменьшаются. Так как при расследовании преступлений обычно важны и минуты, то следует учесть, что отрезки времени менее пяти минут кажутся более длительными, чем были на самом деле;

  • характером деятельности, которую человек в данный момент выполняет, мотивацией, установок и ожиданий приятных или неприятных событий. Если человек занят активной деятельностью, особенно если эта деятельность связана с удовлетворением его личных потребностей, то время, затраченное на это, воспринимается более коротким, чем было на самом деле;

  • возрастом свидетеля и потерпевшего. Для людей пожилого возраста время течет быстрее, чем для детей.

Таким образом, представления о продолжительности времени связаны главным образом с впечатлением о последовательности отдельных частей того или иного события, явления, следующих одно за другим. Поэтому свидетель и потерпевший, отвечая на вопрос о времени, в течение которого происходило событие, должен представить его в виде своеобразной суммы, слагаемые которой – начало события, промежуточные факты, конец события. Более точно оценить время события позволяет прием, когда потерпевшему и свидетелю предлагают воспроизвести те действия, которые он осуществлял в тот момент, когда происходило событие.

Восприятие пространства – отражение пространственных форм вещей, их величины, формы, расположения относительно друг друга и направления.

С определенными трудностями связано восприятие расстояния до наблюдаемого объекта. Наиболее верно оценивается расстояние в пределах полукилометра, а вообще большие расстояния в показаниях недооцениваются. При восприятии пространства у свидетелей и потерпевших могут возникать перечисленные выше иллюзии (например, хорошо освещенные, яркие предметы на темном фоне кажутся расположенными ближе).

Следующий этап формирования показаний – запоминание и сохранение информации. Память – это познавательный психический процесс, посредством которого происходит накопление, сохранение и последующее воспроизведение человеком информации, в том и числе и показаний. В 20-25 лет развитие памяти находится на оптимальном уровне, затем происходит ослабление некоторых ее параметров. У лиц злоупотребляющих алкоголем и употребляющих наркотики зачастую имеются дефекты памяти. У отдельных людей встречаются устойчивые нарушения памяти:

  • амнезия – провалы памяти, обусловленные черепно-мозговыми травмами или воздействием медицинских препаратов;

  • контаминация (смешение) – ошибочное воспроизведение материала, заключающееся в неверном объединении воспоминаниях о событиях в реальности между собой не связанных;

  • конфабуляция – полный или частичный вымысел отождествленный с действительностью.

В соответствии с ассоциативной теорией памяти предметы и явления окружающего мира запечатлеваются и воспроизводятся не изолированно друг от друга, а в связи друг с другом, т. е. «группами или рядами». Воспроизведение одних из них влечет за собой воспроизводство других, что обусловливается реальными объективными связями предметов и явлений. Под воздействием объектов действительности в коре головного мозга возникают временные нервные связи, служащие физиологической основой запоминания и воспроизведения. В психологии эти связи рассматривались как ассоциации.

Выделяют следующие виды ассоциаций:

  1. ассоциации по смежности – являются отражением пространственно-временных отношений предметов и явлений;

  2. ассоциации по сходству – являются отражением сходства предметов или явлений окружающей действительности;

  3. ассоциации по контрасту – являются отражением противоположности в окружающих человека предметах или явлениях;

  4. ассоциации по каузальности – являются отражением причинно-следственных отношений предметов и явлений.1


Запоминание бывает непреднамеренным (непроизвольным) и преднамеренным (произвольным). Преднамеренное запоминание носит избирательный характер, т. е. запоминает человек только то, что хочет удержать в памяти для каких-то целей. Избирательный характер носит и непреднамеренное запоминание, но в более узком объеме, т.е. запоминается то, что из воспринятого обратило на себя внимание, возбудило какой-то интерес (скажи, на что ты обращаешь свое внимание, и я скажу, кто ты):

а) сила раздражителя (сильный звук, яркий свет);

б) новизна, необычность раздражителя;

в) подвижность предмета, а также начало или прекращение действия раздражителя.

Преднамеренное запоминание более устойчиво, оно особенно прочно, если человек запоминает осмысленно и использует для лучшего запоминания осмысленные повторения (воспоминания) воспринятого, которые укрепляют образовавшиеся временные нервные связи.

Для запоминания значение имеют виды памяти. Различают следующие виды памяти:

  • моторная (или двигательная), т. е. память на то, что связано с движением. Например, лучше запоминается то, что написано своей рукой.

  • образная (наглядно-образная) – память на наглядные представления, воспринимаемые органами чувств (зрительная память, слуховая).

  • словесно-логическая, т. е. память на понятия, содержание разговоров, числа, написанное и т. д.

  • эмоциональная память, т. е. память на то, что связано с пережитыми чувствами, эмоциями (страхом, радостью, отчаянием, волнением, восторгом и т. д.).

Любому человеку присущи все виды памяти, но наиболее развиты чаще всего лишь один или несколько. Наиболее распространенным типом памяти является смешанный тип – зрительно-двигательный.

На качество запоминания влияют следующие факторы:

  • время, истекшее с момента восприятия (чем ближе восприятие и
    запоминание к припоминанию, тем, по общему правилу, точнее и полнее
    воспринятое может быть воспроизведено);


  • сила впечатления (чем ярче оно было, тем лучше оно запомнится);

  • состояние организма (человек уставший, поглощенный своими мыслями, больной хуже запоминает, чем здоровый, так как хуже может сосредоточиться на происходящем);

  • темперамент человека (лучше запоминают люди медлительные,
    спокойные);


  • возраст (старые люди быстро забывают происходящее с ними в
    настоящее время, дети же быстро забывают в силу не развитости
    мыслительных процессов).


Следующий этап формирования воспроизведение информации – актуализация ранее воспринятого на допросе. Допрашиваемые в основном пользуются воспоминанием – видом воспроизведения заключающемся в извлечении из долговременной памяти событий прошлого.

Вызов свидетеля и потерпевшего к следователю обычно способствует припоминанию определенных обстоятельств еще до допроса. Субъект мысленно обращается к событиям прошлого, перебирает их в памяти, пытаясь, если ему известна причина вызова, определить, какие конкретно факты интересуют следователя. На этой стадии формирования показаний так же, как и при восприятии, возможно неосознанное восполнение некоторой части пробелов в воспоминаниях, что создает серьезную угрозу достоверности показаний. Недостающие пробелы памяти заполняются образами представления о предметах, объектах, явлениях. Поэтому надо выяснить, не беседовал ли с кем-нибудь допрашиваемый о причинах его вызова к следователю, какие слухи, мнения окружающих могли оказать влияние на содержание показаний.

Воспроизведению показаний на допросе может помешать волнение, вызванное необычной для допрашиваемого обстановкой и процедурой допроса. При допросе нужно иметь в виду, что слишком сильное желание припомнить воспринятое может затруднить воспроизведение вследствие появляющегося процесса торможения, вызванного переутомлением нервных клеток коры головного мозга. В этих случаях желательно перейти к выяснению других обстоятельств, побеседовать на нейтральные темы. Отвлечение внимания помогает снять торможение и тогда то, что надо припомнить, как бы само всплывет в памяти.

Существенные искажения информации возможны также при передаче, приеме, переработке и ее процессуальном закреплении. Словесное описание явлений и само явление не могут полностью совпадать: одни и те же слова, фразы в устах различных людей могут иметь различный смысл. Особенно это характерно для малолетних свидетелей и потерпевших, у которых понятийный аппарат еще не сформирован. Поспешность, невнимательность следователя может помешать ему правильно уяснить, запомнить и передать в протоколе сообщенные на допросе сведения. Следователь может оказывать допрашиваемому лексическую помощь (например, предложить допрашиваемому несколько понятий, из которых тот выберет наиболее по его мнению подходящие).

Таким образом, на стадиях восприятия, запоминания и сохранения и воспроизведения показаний на свидетеля и потерпевшего воздействуют объективные и субъективные факторы, которые влияют на их качество, обусловливая утрату информации о событии. Данное явление получило название добросовестного заблуждения допрашиваемого, т. е. неумышленного сообщения на допросе информации, не соответствующей действительности. Преодолению добросовестного заблуждения способствует знание следователем закономерностей процесса формирования показаний, учет индивидуальных особенностей личности допрашиваемого, учет уже установленных по делу обстоятельств и владение приемами по его преодолению.
1.2 Тактика допроса свидетелей и потерпевших
Показания свидетелей и потерпевших являются одним из наиболее распространенных источников получения данных, имеющих значение для дела. Свидетелем является любое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для расследования и разрешения уголовного дела, и которое вызвано для дачи показаний (ч. 1 ст. 56 УПК РФ). Исключение составляют следующие лица:

1) судья, присяжный заседатель – об обстоятельствах уголовного дела, которые стали им известны в связи с участием в производстве по данному уголовному делу;

2) адвокат, защитник подозреваемого, обвиняемого – об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с обращением к нему за юридической помощью или в связи с ее оказанием;

3) адвокат – об обстоятельствах, которые стали ему известны в связи с оказанием юридической помощи;

4) священнослужитель – об обстоятельствах, ставших ему известными из исповеди;

5) член Совета Федерации, депутат Государственной Думы без их согласия – об обстоятельствах, которые стали им известны в связи с осуществлением ими своих полномочий (ч. 3 ст. 56 УПК РФ).

Тактика допроса свидетелей зависит от их индивидуальных особенностей, отношения к расследуемому событию и подозреваемому (обвиняемому).

Такой подход дает возможность с учетом полноты и правдивости их показаний выделить следующие группы свидетелей:

  • свидетели-очевидцы преступления (допрашиваются по поводу обстановки, обстоятельств, участников преступления, а также об обстоятельствах предшествующих преступлению и последующих за ним);

  • свидетели родственники, знакомые, соседи и сослуживцы потерпевшего или подозреваемого (обвиняемого) (в основном допрашиваются о качествах личности потерпевшего и подозреваемого (обвиняемого) и взаимоотношениях между ними;

  • свидетели, получившее информацию из сообщений других лиц или иных источников (допрашиваются обо всех известных им обстоятельствах касающихся расследования).1

Из перечисленных групп свидетелей наиболее склоны к даче ложных показаний родственники и близкие знакомые подозреваемого (обвиняемого).

Эффективность и качество проведения допроса во многом определяется хорошо продуманными подготовительными мероприятиями следователя. Проведение допроса без подготовки приводит к нежелательным последствиям: не обеспечивает возможности получения от свидетелей и потерпевших полной и достоверной информации.

Подготовка к допросу свидетеля и потерпевшего состоит из совокупности заблаговременно продуманных и применяемых следователем организационных тактических приемов и решения конкретного круга вопросов в целях достижения результативного проведения данного следственного действия. В целях обеспечения результатов допроса следователю необходимо использовать следующие организационные действия:

  • тщательное, всестороннее изучение материалов дела имеющихся к моменту проведения допроса;

  • определение цели, предмета, задач допроса;

  • установление конкретного времени, места проведения этого
    следственного действия, а также способа вызова свидетеля и потерпевшего;


  • изучение личности допрашиваемого;

  • подготовка вещественных и иных доказательств, которые необходимо предъявить в ходе допроса;

  • решение вопроса о приглашении специалиста (например, педагога
    (психолога) при допросе несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля);


  • получение консультации (в случае необходимости) специалистов по вопросам их профиля, являющимся предметом допроса;

  • выбор и возможность использования тактических приемов в
    отношении конкретного свидетеля и потерпевшего.


Изучение материалов уголовного дела к моменту допроса потерпевшего и свидетеля предполагает внимательное исследование следователем имеющихся постановлений, протоколов, заявлений и объяснений, анализ и оценку фактических данных, содержащихся в этих процессуальных документах. В процессе изучения материалов следователь тщательно проверяет объяснения и показания, которые давал допрашиваемый в ходе предыдущих допросов, если он был ранее допрошен по обстоятельствам дела; определяет предмет допроса, т. е. совокупность обстоятельств и фактов, подлежащих выяснению. Хорошее знание следователем материалов дела, свободная ориентировка в деталях, событиях, именах (а не ознакомление с ними в ходе допроса), как правило, вызывают у свидетеля и потерпевшего предположение, что следователю многое по делу уже известно, что имеет немалое тактическое значение.

Немаловажное значение в организации допроса свидетеля и потерпевшего занимает изучение его личности. Помимо данных, необходимых для тактики его допроса, следователю требуется выяснить, способен ли он дать достоверные показания по важным для дела обстоятельствам, насколько он развит, к чему он имеет склонность и т. д. Особенно тщательным с этих позиций должно быть изучение личности свидетелей и потерпевших по делам о тяжких преступлениях, поскольку качество их показаний оказывает существенное влияние на эффективность первоначального этапа расследования. Зная общие особенности психологии людей, следователь должен помнить о том, что у каждого отдельного индивида они выражены по – разному. Поэтому следователю надо выяснить индивидуальные свойства личности свидетеля и потерпевшего в каждом конкретном случае. Важные сведения могут быть получены от друзей допрашиваемого, его соседей, сослуживцев, а также из других источников. Особенно важно столь тщательное знакомство с личностью свидетеля и потерпевшего, если он дает ложные показания по известным ему обстоятельствам дела. Поэтому подробное знакомство с личностью допрашиваемого просто необходимо, для того чтобы следователь имел возможность для определения тактических приемов проведения допроса.

Необходимо отметить, что большая часть свидетелей допрашивается без объемного изучения личности, так как у следователя для этого просто нет возможности. В таких ситуациях повышается умение следователя за короткий промежуток времени общения со свидетелем до допроса попытаться сформировать представление о человеке. Надо использовать процесс заполнения анкетной части протокола допроса, выясняя этапы жизни свидетеля, его отношение к событию и участникам. Эта часть общения носит характер беседы, в ходе которой следователь наблюдает за поведением свидетеля, пытаясь создать представление о личности.

Привлекая к участию в допросе специалиста, следователь использует его знания при подготовке к допросу. Специалист помогает определить объем и содержание вопросов к потерпевшему и свидетелю, а также может оказать помощь в формулировании этих вопросов. Обязательное требование, которым следователь должен руководствоваться при выборе психолога и педагога, это знание возрастных особенностей психики допрашиваемого. Особенно важно это при допросе малолетних свидетелей. С помощью специалиста-психолога следователь может при подготовке определить и тактические аспекты допроса. На основе анализа личности совместно устанавливаются способы психологического воздействия на допрашиваемого.

Небезразлично для свидетеля и потерпевшего, где он будет сидеть по отношению к следователю. Наиболее удачное расположение при допросе свидетелей и потерпевших – у стола напротив. Во время допроса необходимо предотвратить нахождение в кабинете посторонних лиц, отвлекающие телефонные звонки и т. д., все это не способствует доверительному общению и мешает установлению психологического контакта с допрашиваемым.

Подготовка к проведению допроса свидетеля и потерпевшего завершается составлением письменного плана допроса с обязательным указанием предмета допроса, обстоятельств, по которым необходимо получить информацию. Кроме обстоятельств, подлежащих выяснению, в плане допроса необходимо отразить последовательность их выяснения, постановку вопросов, их редакцию и последовательность постановки. План составляется обычно в случаях объемного и сложного допроса.

Допрос свидетелей и потерпевших чаще всего проходит в бесконфликтной ситуации (так как интересы следователя и допрашиваемого совпадают, т. е. нет сопротивления, противодействия).

Следовательно, основная тактическая задача следователя заключается в том, чтобы выяснить и зафиксировать показания свидетеля и потерпевшего в полном объеме с последующей возможностью их конкретизации и проверки с помощью доказательств, полученных из других источников.

Применение тактических приемов связано непосредственно со стадиями допроса.

На первой, вводной, части допроса следователь узнает от допрашиваемого анкетные данные (фамилию, имя, отчество, год рождения, состав семьи и т. д.) и разъяснеет свидетелю и потерпевшему их права и обязанности. Разъяснение необходимо проводить доброжелательным тоном, в конце объяснения необходимо переспросить допрашиваемого, понятна ли ему суть сказанного. За отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний свидетель и потерпевший несут ответственность в соответствии со статьями 307 и 308 Уголовного кодекса Российской Федерации (ст. 42, 56 УПК РФ).

Безусловно, всесторонне изучить перед допросом интеллект, особенности характера, морально-волевые качества всех свидетелей и потерпевших следователь не может. Во-первых, это физически невозможно, так как в производстве следователя находится несколько десятков уголовных дел, а, следовательно, количество потерпевших и свидетелей довольно велико. Во-вторых, качественное изучение личности предполагает личное общение, а следователь зачастую встречается с потерпевшим и свидетелем впервые именно на допросе. Поэтому дополнительные данные о психике свидетелей и потерпевших следователь получает на этом этапе допроса. И только тогда он окончательно определяется с тактикой производства допроса.

Перед тем, как приступить к допросу, следователь должен суметь разъяснить всю серьезность предстоящего допроса, а также обязательно сообщить допрашиваемому, будут ли применяться средства видео- или звукозаписи.

Вторая стадия допроса – установление психологического контакта, т. е. создание условий, которые способствуют общению следователя с допрашиваемым. Обычно на этой стадии задаются незначительные для существа дела вопросы. Речь идет об учебе, труде, жизни допрашиваемого, на этой стадии допустимы разговоры даже о погоде, спорте и любых иных вещах интересных допрашиваемому. На этом этапе, в ходе простого обмена информацией определяются такие параметры беседы, как ее темп, ритм, уровень напряженности и т.д.

Часто следователю приходится выводить людей из состояния глубокой депрессии и только после этого преступать к допросу. Это в первую очередь относится к потерпевшим, которые пережили физическое насилие и могут находиться в угнетенном состоянии. Следователь обязан уметь увидеть такое состояние допрашиваемого, определить его причины и устранить их. Если потерпевший находится в шоковом состоянии и не способен давать показания, допрос необходимо отложить пока его психическое состояние не нормализуется.

Глубина наступившего контакта обычно связана с тем, на каком уровне он осуществляется. Первый уровень – контакт динамический. Это темп, ритм и уровень напряженности. Этот уровень контакта связан с такими особенностями нервной системы, как сила темперамента, подвижность, уравновешенность.

Второй уровень контакта на допросе это уровень аргументации. Давно известно, что одни и те же аргументы по-разному воздействуют на различных людей. Следователь выбирает их, учитывая возраст допрашиваемого, его интеллект, жизненный опыт, тип высшей нервной деятельности.

Наконец, третий уровень – это уровень социально-психологических отношений, который связан с ролевыми позициями допрашиваемого.

Если следователь хочет добиться успеха, то он должен планировать темп, ритм, продолжительность, уровень напряженности, способы снятия излишнего психологического напряжения с учетом особенностей личности свидетеля и потерпевшего. Это значит, что при допросе сильных и подвижных типов темп, ритм и напряженность допроса могут быть несколько ускорены, вводная часть может быть сокращена до необходимого минимума, переход от одной темы к другой может осуществляться без предварительной подготовки.

При допросе сильных, уравновешенных, инертных типов следует учитывать такие динамические характеристики, как медлительность в сочетании с силой нервных процессов: у такого человека сравнительно долгий период «втягивания». При этом, учитывая определенную медлительность мысленных процессов, необходимо больше времени уделять вводной части допроса и стадии, на которой непосредственно и происходит установление психологического контакта.

Особого подхода требуют при допросе слабые типы. Следует помнить, что одной из характерных реакций этого типа на различные жизненные трудности является склонность к охранительному торможению. При неправильно выбранном темпе и ритме допроса у свидетеля может возникнуть состояние вялости и апатии. Одним из свойств слабого и неуравновешенного типа является тревожность. У тревожных людей сравнительно легче вызвать отрицательные эмоции, их легче испугать, у них легче вызвать неудовлетворение.

После установления психологического контакта следует перейти к стадии свободного рассказа. Свободный рассказ происходит в хронологическом порядке.

Допрашиваемый должен дать подробные показания по всем обстоятельствам, подлежащим доказыванию по делу. Следователь должен определить последовательность изложения потерпевшим и свидетелем обстоятельств дела во время свободного рассказа. Без необходимости не прерывает допрашиваемого, не торопит его, не высказывает свое мнение о показаниях.

Тактические приемы, используемые при допросе, должны быть логичны, увязаны между собой, служить достижению одной цели. В бесконфликтных ситуациях тактических приемов, применяемых непосредственно на допросе свидетелей и потерпевших, обычно немного, ведь допрашиваемый не препятствует установлению истины, и основное их предназначение – помочь допрашиваемому в припоминании, детализации тех или иных сведений об освещаемом им событии.

К числу приемов допроса свидетеля и потерпевшего в бесконфликтной ситуации можно отнести:

  1. повторный допрос потерпевших по ограниченному кругу обстоятельств. При повторном воспроизведении показаний допрашиваемый может вспомнить упущенные или забытые им при первом допросе факты. Психологически это объясняется явлением реминисценции. Реминисценция в психологии (лат. reminiscentia – воспоминание) – отсроченное воспроизведение ранее воспринятого, казавшегося забытым;

  2. детализация показаний позволяет шаг за шагом проследить ход события, проверить, как они происходили. Данный прием исключает опасность пропустить обстоятельства, имеющие значение для дела, помогает выявить наличие у допрашиваемого добросовестного заблуждения;

  3. тактические приемы, направленные на оказание помощи допрашиваемому, для восстановления в памяти забытого и уточнение показаний.

Следователю необходимо убедиться, что потерпевший и свидетель твердо уверены в существовании определенного обстоятельства. С этой целью возможно проведение подробного допроса с применением тактических приемов, основанных на оживление ассоциативных связей по смежности, сходности, контрастности и каузальности.

Под ассоциациями по смежности имеются в виду смежность по времени, если человеку надо вспомнить, например, как он провел один из прошлых вечеров, то он старается припомнить, что он делал каждым вечером в определенный промежуток времени. Ассоциации в пространстве помогают припомнить забытое при виде какого-либо предмета, связанного с забытым. Например, вид обстановки места происшествия напоминает о событиях, происходивших в ней.

Благодаря ассоциации по сходству припоминаются похожие события или объекты, если возникает или человеку становится известна аналогичная ситуация. Так вспоминаются нужные предметы, фамилии, названия, особенности внешности преступника.

Ассоциации по контрасту помогают припоминанию благодаря противопоставлению. Так, вид человека очень высокого роста напоминает человека очень низкого роста, темный цвет напоминает о светлом и т. д.

Также припоминанию способствуют причинно-следственные ассоциации (каузальные), когда какое-то явление, предмет вспоминаются как следствие определенных причин или причина определенных следствий.

Однако ассоциациями надо пользоваться умело и очень осторожно, чтобы невольно не внести изменения в содержания показаний. Для этого вопрос вместе с включаемой в него информацией должны приобретать для допрашиваемого характер своего рода логической задачи, необходимые данные для ее решения находятся за пределами информирующих элементов вопроса, только тогда ключом к решению такой задачи может явиться лишь действительное знание допрашиваемым определенных, важных для дела обстоятельств.

Допрос свидетелей и потерпевших в бесконфликтной ситуации происходит при установленном психологическом контакте, поэтому чаще всего психологическое напряжение отсутствует. Однако в процессе допроса следователю необходимо все-таки применять соответствующий контроль и своевременную, адекватную корректировку своего поведения, которое позволяет не допустить возникновения и осложнения нежелательных ситуаций, отрицательно сказывающихся на желании свидетеля и потерпевшего вступать в откровенный, конструктивный диалог и давать правдивые показания. Поэтому следователь должен:

а) быть объективным, лояльным, внимательным, корректным, вежливым, сдержанным;

б) не допускать грубости, оскорбительных выражений или оскорбительного тона, нетерпеливости, раздражительности, вспыльчивости, пренебрежения к допрашиваемому, высокомерия, самолюбия. Серьезно относиться к показаниям допрашиваемого независимо от кажущейся степени их важности.

Если свидетель и потерпевший отклонится от основной линии повествования, то в таких случаях следователю необходимо в ходе свободного рассказа задать направляющие вопросы с целью возвратить допрашиваемого к основной линии повествования.

Для бесконфликтного допроса также характерна вопросно-ответная стадия, которая будет состоять из вопросов следователя и ответов на них потерпевшего и свидетеля. Несмотря на бесконфликтную ситуацию допроса, позиция допрашиваемого может иметь характерные психологические колебания. В таком случае необходимо применить тактику постановки вопросов, требующих положительных ответов. Это успокаивает, снимает напряжение потерпевшего и свидетеля, вводит разговор в нужное русло. При этом нужно поддерживать контакт, не подрывая его конфронтационными вопросами.

Бесконфликтная ситуация допроса не гарантирует полной откровенности, так как свидетель и потерпевший могут добросовестно заблуждаться, стремиться скрыть свои неблаговидные поступки и поведение. Поэтому следователю необходимо в ходе вопросно-ответной стадии задать потерпевшему и свидетелю вопросы:

  1. дополняющие, направленные на выяснение обстоятельств, не освещенных в ходе свободного рассказа;

  2. уточняющие, задачей которых является уточнение отдельных фактов
    или событий, интересующих следователя, и которые направленны на конкретизацию тех или иных обстоятельств;

  3. детализирующие (конкретизирующие), целью которых является
    детализация сообщаемых сведений, что впоследствии облегчает проверку и
    оценку;

4) напоминающие, в задачу которых входит выяснение фактов или
событий, по той или иной причине забытых или упущенных;

5) контрольные вопросы, которые позволят проверить и убедиться в
правдивости данных показаний потерпевших и свидетелей.

Следует помнить, что свидетели и потерпевшие могут давать и ложные показания. Ложные показания свидетелей и потерпевших – это умышленное искажение сведений об обстоятельствах, устанавливаемых в ходе допроса. Принято выделять следующие виды ложных показаний:

1) показания, полностью состоящие из вымысла;

2) показания, частично содержащие ложные утверждения, которые прикрывают правду, скрываемую допрашиваемым, либо являются дополнением к ней;

3) пассивная ложь (умалчивание) – не сообщение, сокрытие интересующих следователя обстоятельств).

Мотивами ложных показаний свидетелей и потерпевших являются:

  1. желание скрыть интимные стороны своей жизни (чувство стыда) (например, при совершении половых преступлений);

  2. боязнь оказаться разоблаченным в совершении каких-либо неблаговидных поступков и получить за это моральное наказание, нравственное осуждение.

Способы нейтрализации:

а) установление психологического контакта;

б) устранение эмоционального и смыслового барьера, проявление сопереживания и понимания психического состояния допрашиваемого;

в) снятие эмоциональной напряженности (во время первых контактов следует проявлять сдержанность в моральной оценке поведения свидетеля и потерпевшего);

г) раскрытие гражданской значимости добросовестной позиции в ситуации нерешительности допрашиваемого (использование метода убеждения).

3) опасение быть отвергнутым личностно значимой для него группой (человеком) из-за допущенного по отношению к кому-либо из ее членов «предательства»;

4) явная или скрытая неприязнь к следователю, правоохранительным органам.

Способы нейтрализации: следует учитывать, что таким лицам присущ низкий уровень правосознания, обусловленный недостатками направленности личности. С ними тщетно говорить о гражданской значимости добросовестной позиции. Преодолеть эти мотивы можно только путем раскрытия личностного смысла правдивых показаний, используя близкие для мировоззрения таких лиц аргументы.

5) оговор других граждан из мести, зависти и т. д.;

6) материальная заинтересованность.

Способы нейтрализации: основной упор следует делать на то, что эти действия образуют состав преступления, и лица, их совершающие, подлежат уголовной ответственности.

7) боязнь мести со стороны подозреваемого (обвиняемого) и их соучастников, оставшихся на свободе.

Способы нейтрализации:

а) отказаться от фиксации в материалах уголовного дела адресов и телефонов допрашиваемого (домашних и служебных), а также места его работы;

б) предложить приглашенному в качестве свидетеля или потерпевшего дать объяснения сначала не в форме допроса, а в порядке опроса. В случае достаточной информированности и потенциальной доказательности его объяснений склонить его к даче показаний с составлением протокола допроса, но с отражением установочных данных о нем не в бланке протокола, а в отдельном документе, заверяемом следователем и допрашиваемым и приобщаемом к делу в запечатанном конверте;

в) предложить допрашиваемому дать показания под псевдонимом. При согласии на это присвоить ему определенный псевдоним, составить соответствующий акт в присутствии опрашиваемого и двух понятых, у которых отобрать подписки о неразглашении данного обстоятельства;

г) обещать свидетелю заочное оглашение его показаний в суде и по договоренности с судом сдержать обещание.

Следователь до допроса или в ходе его должен предположить или выявить существование одной или нескольких перечисленных причин, по которым свидетель может давать заведомо ложные показания. Допрос в таких случаях будет более детальным. Для получения правдивых показаний применяются те же приемы, что и при допросе подозреваемого (обвиняемого) дающего ложные показания.

После составления протокола тактической целью следователя является закрепление психологического контакта с допрашиваемым, для того чтобы использовать его при дальнейших встречах с ними, при производстве других следственных действий.

Тактику допроса свидетелей и потерпевших можно представить в виде алгоритма.
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Российской федерации iconМетодические рекомендации по представлению к награждению государственными...
Й федерации», «Статутами орденов Российской Федерации, положениями о знаках отличия Российской Федерации, медалях Российской Федерации,...

Российской федерации iconОб утверждении правил регистрации и снятия граждан российской федерации
О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации...

Российской федерации iconО прокуратуре российской федерации
Прокуратура Российской Федерации единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации...

Российской федерации iconО прокуратуре российской федерации
Прокуратура Российской Федерации единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации...

Российской федерации icon"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской...
Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "о верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской...

Российской федерации iconПравительство российской федерации постановление
Указа Президента Российской Федерации от 13 марта 1997 г. N 232 "Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской...

Российской федерации iconРоссийской федерации федеральная служба по надзору в сфере защиты
Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении бюджетными учреждениями, а также Центральным банком Российской Федерации бюджетных...

Российской федерации iconМинистерство транспорта российской федерации приказ
Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и пунктом 53(52). 3 Положения о...

Российской федерации iconМинистерство транспорта российской федерации приказ
Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и пунктом 53(52). 3 Положения о...

Российской федерации iconОб утверждении положения
Указа Президента Российской Федерации от 13 марта 1997 г. N 232 "Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск