Государственное учреждение Ярославской области Рыбинский социально реабилитационный центр для несовершеннолетних


НазваниеГосударственное учреждение Ярославской области Рыбинский социально реабилитационный центр для несовершеннолетних
страница1/10
ТипРеферат
filling-form.ru > Бланки > Реферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


Государственное учреждение Ярославской области

Рыбинский социально - реабилитационный центр

для несовершеннолетних

«Наставник»
Модульная папка

диагностических методик,

направленных на изучение

личностных особенностей детей –

кандидатов в воспитанники

замещающих семей


г. Рыбинск

2008 г.

Модульная папка разработана педагогами-психологами ГУ ЯО Рыбинский центр «Наставник» Никоновой Е.Е., Ройтман Н.И., Кисиной Т.С..
Под редакцией Г.И. Савина


Модульная папка включает в себя диагностический материал, предназначенный для изучения личностных особенностей детей от дошкольного до старшего школьного возраста. Материалы, собранные в данной папке, могут использоваться психологами не только при диагностике кандидатов в процессе отбора воспитанников в замещающие семьи, но и в консультативной практике при сопровождении семей. Почти каждая методика снабжена расшифровкой базовых понятий, комментариями и рекомендациями, что позволит даже начинающему психологу эффективно применять предлагаемые методики в своей профессиональной деятельности.

© Государственное учреждение Ярославской области Рыбинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Наставник», 2008 г.

Содержание


Введение 6

Многофакторный личностный опросник 9

(FPI модифицированная форма В). 9

Характерологический опросник К. Леонгарда 19

Методика диагностики типа акцентуации характера 24

« Чертова дюжина» 24

Методика «Психологическая характеристика темперамента» 31

Методика Айзенка (EPI Form B) 37

Психологическая характеристика темперамента 37

Методика «Диагностика состояния агрессии у подростков» Баса – Дарки. 45

Методика «Шкала Сирса». 52

Проективная методика Е.Амен для определения тревожности 53

у детей 6 -9 лет. 53

Методика «Оценка уровня школьной тревожности» Филлипса. 54

Методика диагностики самооценки психических состояний 62

(по Г. Айзенку). 62

Методика «Диагностики уровня субъективного ощущения одиночества». 67

(Д. Рассела и М. Фергюсона) 67

Проективная методика «Несуществующее животное». 70

Диагностика поведенческих особенностей детей дошкольного 75

и младшего школьного возраста. 75

Графические методы диагностики. 84

(авторТ.Ю. Андрущенко) 84

Проективная методика «Автопортрет» 88

Цветовой тест эмоциональных состояний. 93

Методика выявления характера дезадаптации ребенка – 99

карта наблюдений Д. Стотта. 99

Список литературы. 105

Введение
Данная папка включает в себя диагностический материал, предназначенный для изучения личностных особенностей детей дошкольного - старшего школьного возраста. Предлагаемые методики можно подразделить на следующие группы:


  • Тестовые (стандартизированные);

  • Проективные;

  • Методики – наблюдения.



При изучении личностных особенности детей – кандидатов в воспитанники замещающих семей, мы рекомендуем обратить серьезное внимание на подбор диагностических методик, поскольку возрастные особенности респондентов диктуют как специфику проведения диагностической процедуры, так и особый подбор диагностических материалов.
Для диагностики детей дошкольного возраста мы рекомендуем, как основной – использовать метод наблюдения, т.к. дошкольники еще не в состоянии дать объективную оценку собственным состояниям и особенностям поведения, а как вспомогательные – использовать различные проективные методики. Кроме того, сама по себе диагностическая процедура (непосредственное взаимодействие психолога с ребенком), является заключительным этапом всей диагностической работы, включающей: метод обобщения независимых характеристик, изучение материалов онтогенеза, метод наблюдения и т.д.

Методические приемы для проведения диагностического обследования ребенка должны быть, по–возможности, краткими – экспресс-методиками, удобными для быстрого изучения той или иной сферы личности ребенка.

Перед началом диагностического обследования ребенка с целью установления первоначального контакта с ним рекомендуется проводить, так называемое, диагностическое интервью, которое может касаться любой темы. Диагностическое интервью не должно быть длительным и скучным.

Необходимо применять разные модификации в соответствии с возрастом детей и задачами диагностики. Хорошо использовать с этой целью игрушки, бумагу, карандаши, фломастеры; т.к. дети не умеют описывать свои чувства, им легче их выразить в рисунках.

Можно предложить ребенку сыграть сценку, отвечая на какой – либо вопрос в контексте диагностической задачи.
При работе с детьми младшего школьного возраста проективные методы особенно актуальны. Кроме того, младшие школьники также испытывают трудности, связанные с недостаточным умением осознавать, анализировать, и выражать в словах свои затруднения и проблемы. Диагностическая работа с такими детьми требует методических приемов, обеспечивающих установление доверительного контакта, в ходе которого становится возможной актуализация проблемных зон в личности и поведении ребенка.
Работа с подростками (от 11-12 до 15-16 лет). В данный возрастной период складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера, способы эмоционального реагирования, Это пора достижений, стремительного наращивания знаний, умений, становления «Я», обретение новой социальной позиции. Вместе с тем, это возраст потерь детского мироощущения, появления чувства тревожности и психологического дискомфорта. Наиболее важным моментом психофизиологического развития подростка является половое созревание и половая идентификация, которые являются двумя линиями единого процесса психосексуального развития. На психофизиологическом уровне дискомфорт подростков объясняется различными причинами: неустойчивостью эмоциональной сферы; особенностями высшей нервной деятельности; высоким уровнем ситуативной тревожности.

Подборка методик, предлагаемых в данной модульной папке, позволяет диагностировать особенности личностной сферы ребенка с учетом вышеперечисленных объективных причин.

Материалы, собранные в данной папке, могут использоваться психологами не только при диагностике кандидатов в процессе отбора воспитанников в замещающие семьи, но и в консультативной практике при сопровождении семей. Данная папка универсальна в том смысле, что её материалы могут использоваться специалистами и других структурных подразделений. Кроме того, почти каждая методика снабжена расшифровкой базовых понятий, комментариями и рекомендациями, что позволит даже начинающему психологу эффективно применять предлагаемые методики в своей профессиональной деятельности.

Многофакторный личностный опросник

(FPI модифицированная форма В).
Методика предназначена для диагностики состояний и свойств личности (начиная с подросткового возраста и далее), которые имеют значение для процесса социальной адаптации и регуляции поведения, и состоит из 12 шкал:


  • нейротичность

  • спонтанная агрессивность

  • депрессивность

  • раздражительность

  • общительность

  • уравновешенность

  • реактивная агрессивность

  • застенчивость

  • открытость

  • экстраверсия-интроверсия

  • эмоциональная лабильность

  • маскулинизм-феминизм


Данная методика может быть предложена не только ребенку, но и кандидату в воспитатели с целью выявления их психологической совместимости.

Описание шкал


  1. Нейротичность. Характеризует уровень нейротизации личности. Высокие оценки соответствуют выраженному невротическому синдрому астенического типа со значительными психосоматическими нарушениями.




  1. Спонтанная агрессивность. Позволяет выявить и оценить психопатию инротенсивного типа. Высокие оценки свидетельствуют о повышенном уровне психопатизации, создающей предпосылки для импульсивного непредсказуемого поведения.




  1. Депрессивность. Диагностирует признаки депрессивности характерные для псхопатологического депрессивного синдрома. Высокие оценки свидетельствуют о наличии этих признаков в эмоциональном состоянии, в поведении, по отношению к социальной среде и к себе.




  1. Раздражительность. Позволяет судить об эмоциональной устойчивости. Высокие оценки свидетельствуют о неустойчивом эмоциональном состоянии со склонностью к аффективному реагированию.




  1. Общительность. Характеризует как потенциальные возможности, так и реальные проявления социальной активности. Высокие оценки – наличие выраженной потребности в общении и постоянной готовности к удовлетворению этой потребности.




  1. Уравновешенность. Отражает устойчивость к стрессу. Высокие оценки свидетельствуют о хорошей защищенности к воздействию стресс-факторов в обычных жизненных ситуациях, базирующихся на уверенности в себе, оптимистичности и активности.




  1. Реактивная агрессивность. Выявляет наличие признаков психопатизации экстратенсивного типа. Высокая оценка свидетельствует о высоком уровне психопатизации, характеризуется агрессивностью к социальному окружению и выраженном стремлении к доминированию.




  1. Застенчивость. Отражает предрасположенность к стрессовому реагированию на обычные жизненные ситуации, протекающие по пассивно – оборонительному типу. Высокие оценки отражают наличие тревожности, скованности, следствием чего являются трудности в социальных контактах.




  1. Открытость. Характеризует отношение к социальному окружению и уровень самокритичности. Высокие оценки свидетельствуют о стремлении к доверительному, откровенному взаимодействию с окружающими людьми при высоком уровне самокритичности. Оценки могут в той или иной мере способствовать анализу искренности ответов, при работе с данными опросника.




  1. Экстраверсия – интроверсия. Высокие оценки свидетельствуют о выраженной экстравертированности (высокой потребности в общении со склонностью «разбрасываться»); низкие - об интровертированности (замкнутости, стремлении к ограничению контактов с окружением, погружении в собственный внутренний мир).




  1. Эмоциональная лабильность. Высокие оценки указывают на неустойчивость эмоциональных состояний, проявляющихся в частых колебаниях настроения, повышенной возбудимости, раздражительности, недостаточной саморегуляции. Низкая оценка характеризует не только высокую стабильность эмоциональных состояний, но и хорошее умение владеть собой.




  1. Маскулинизм – феминизм. Высокие оценки свидетельствуют о протекании психических процессов преимущественно по мужскому типу, низкие – по женскому.



Обработка результатов.
Первая процедура касается получения первичных, или «сырых» оценок. Подсчитывается количество крестиков, совпадающих с ключом. Полученные значения заносятся в столбец первичных оценок протокола по форме:


Протокол.

Ф. И. О. _____________________

Дата___________

Профиль личности.


№ шкалы


Первичная

оценка

«сырая»



Стандартная оценка «баллы»



9


8


7


6


5


4


3


2


1

1.

2.

3.

и т.д.

12.






























  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Похожие:

Государственное учреждение Ярославской области Рыбинский социально реабилитационный центр для несовершеннолетних iconКоллективный договор кгбусо «Ханкайский социально-реабилитационный...
...

Государственное учреждение Ярославской области Рыбинский социально реабилитационный центр для несовершеннолетних iconПрограмма праздника 47 День микрорайона «Западный поселок»
Сборник подготовлен коллективом специалистов гу яо рыбинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Наставник»

Государственное учреждение Ярославской области Рыбинский социально реабилитационный центр для несовершеннолетних iconМетодическая разработка программы групповых занятий для родителей...
Сборник подготовлен коллективом специалистов гу яо рыбинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Наставник»

Государственное учреждение Ярославской области Рыбинский социально реабилитационный центр для несовершеннолетних iconПриказ «16» декабря 2013 г. №88
Государственное казенное учреждение «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Радуга» Ветлужского района»

Государственное учреждение Ярославской области Рыбинский социально реабилитационный центр для несовершеннолетних iconПлан работы гку рмэ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних...
Директор гку рмэ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Журавушка»

Государственное учреждение Ярославской области Рыбинский социально реабилитационный центр для несовершеннолетних iconУтвержден
«Нестационарное социальное обслуживание — социальный патронаж семей, воспитывающих несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной...

Государственное учреждение Ярославской области Рыбинский социально реабилитационный центр для несовершеннолетних iconОбразец заполнения заявления на высшую и первую категории
Ивановой Татьяны Павловны воспитателя государственного бюджетного учреждения Саратовской области «Социально – реабилитационный центр...

Государственное учреждение Ярославской области Рыбинский социально реабилитационный центр для несовершеннолетних iconЗакупочная документация
На проведение запроса цен по выбору поставщика 8-местного микроавтобуса уаз для гку рс (Я) «Верхневилюйский социально-реабилитационный...

Государственное учреждение Ярославской области Рыбинский социально реабилитационный центр для несовершеннолетних iconЗакупочная документация
На проведение запроса цен по выбору поставщика 8-местного микроавтобуса уаз для гку рс (Я) «Хангаласский социально-реабилитационный...

Государственное учреждение Ярославской области Рыбинский социально реабилитационный центр для несовершеннолетних iconЗакупочная документация
На проведение запроса цен по выбору поставщика 8-местного микроавтобуса уаз для гку рс (Я) «Таттинский социально-реабилитационный...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск