Государственное казенное учреждение «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Радуга» Ветлужского района» ПРИКАЗ
|
| «
| 16
| »
| декабря
| 2013 г.
|
| №
| 88
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| с. Новоуспенское
|
| О системе социальной реабилитации семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально-опасном положении
|
В целях повышения эффективности работы учреждения по социальной реабилитации семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально-опасном положении и на основании приказа от 10.12.2013 г. № 937 Министерства социальной политики Нижегородской области приказываю:
Утвердить:
Модель социальной реабилитации семей и несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально-опасном положении ГКУ «СРЦН «Радуга» Ветлужского района» (приложение 1).
Положение о социальном консилиуме ГКУ «СРЦН «Радуга» Ветлужского района» (приложение 2).
Форму индивидуальной программы социальной реабилитации семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации или социально-опасном положении (приложение 3).
Форму индивидуальной программы социальной реабилитации несовершеннолетнего, находящегося в трудной жизненной ситуации или социально-опасном положении, на стационарном обслуживании в ГКУ «СРЦН «Радуга» Ветлужского района» (приложение 4).
Форму групповой программы социальной реабилитации несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, на полустационарном обслуживании в ГКУ «СРЦН «Радуга» Ветлужского района» (приложение 5).
Требования к порядку ведения личных дел для несовершеннолетних, находящихся на стационарном обслуживании в ГКУ «СРЦН «Радуга» Ветлужского района» (приложение 6).
Требования к порядку ведения личных дел для несовершеннолетних, находящихся на полустационарном обслуживании в ГКУ «СРЦН «Радуга» Ветлужского района» (приложение 7).
Положение о социальном патронаже семей, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально-опасном положении (приложение8).
Заместителю директора (Л.Е. Алюнкина) обеспечить организацию социально-реабилитационного процесса в соответствии с документами, утвержденными настоящим приказом с 01 января 2014 года.
Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Директор ГКУ «СРЦН «Радуга»
Ветлужского района» В.Ф. Чудык С приказом ознакомлена: Л.Е. Алюнкина
Приложение 8
к приказу от 16.12.2013 г. № 88
Положение о социальном патронаже семей, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении
Общие положения.
Настоящее положение определяет порядок осуществления социального патронажа семей, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении (далее – Социальный патронаж), состоящих на социальном обслуживании в ГКУ «СРЦН «Радуга» Ветлужского района» (далее - Учреждение).
Социальный патронаж – комплексная система социальной поддержки и психолого-педагогической помощи, оказываемой в рамках деятельности Учреждения, семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении, с целью оказания помощи семье в создании благополучных условий развития и защиты прав и интересов несовершеннолетних.
Социальный патронаж осуществляется специалистами, в должностных обязанностях которых предусмотрены данные функции.
Положение о социальном патронаже утверждается приказом директора Учреждения.
Цели, задачи и функции проведения Социального патронажа.
Социальный патронаж проводится с целью изучения ситуации в семье, выявления причин возникновения трудной жизненной ситуации или социально опасного положения и направлен на оказание конкретной помощи по выходу семьи из сложившейся кризисной ситуации.
При осуществлении Социального патронажа специалистами решаются следующие задачи:
изучение и анализ жизненной ситуации семьи, с учетом её запроса и образа жизни;
выявление сущности семейных проблем и причин их возникновения;
комплексное и системное воздействие на сложившуюся ситуацию;
координация деятельности специалистов Учреждения, участвующих в социально-реабилитационном процессе;
обеспечение социального контроля через систематическое патронирование семьи с целью закрепления результатов социально-реабилитационной работы.
2.3. Основные функции Социального патронажа семьи:
целенаправленное влияние специалистов на семью через проведение регулирующих, отслеживающих и оценочных действий;
социально-психологическое воздействие на семью с целью внесения необходимых корректив в трудную жизненную ситуацию семьи;
оказание социальной помощи и поддержки семье в решении внешних и внутренних проблем членов семьи, связанных с их физическим, психическим и нравственным здоровьем, общением, участием членов семьи в трудовой или учебной деятельности, успешной социализацией, жизненным и профессиональным самоопределением.
2.4. Основные принципы Социального патронажа:
системный подход в построении процесса Социального патронажа, через рассмотрение проблем семьи в контексте внутрисемейных взаимосвязей и социального окружения;
комплексный подход, обеспечение предоставления необходимых социальных услуг, отвечающих интересам и потребностям семьи;
содействие мобилизации потенциала органов и учреждений, способствующих оказанию помощи семье;
содействие укреплению собственного потенциала семьи для самостоятельного решения возникших проблем, оказание содействия семьям в овладении новыми знаниями, навыками, способствующими обеспечить самопомощь независимо от внешней поддержки;
приоритет профилактической направленности Социального патронажа, своевременное выявление и устранение факторов социального риска, предупреждения кризисных ситуаций в семьях;
разделение ответственности между семьей и специалистами в ходе решения кризисной ситуации, при её постепенной целенаправленной передаче семье.
3. Виды и сроки проведения Социального патронажа. 3.1. Виды Социального патронажа с момента постановки семьи на социальное обслуживание в Учреждение:
3.1.1. Первичный Социальный патронаж - проводится при зачислении несовершеннолетнего (семей) на социальное обслуживание в Учреждение в период проведения первичных обследований специалистами в целях разработки ИПСР.
В ходе проведения первичного Социального патронажа определяется социальный статус несовершеннолетнего (семьи), изучается ситуация, сложившаяся в семье, выявляются социальные проблемы, потребности, требующие социально-реабилитационного воздействия, определяются мероприятия для включения в ИПСР, определяются сроки её реализации, назначается частота дальнейших встреч в целях оценки промежуточных результатов социальной реабилитации.
3.1.2. Текущий Социальный патронаж осуществляется в ходе проведения социально - реабилитационных мероприятий с целью оценки эффективности проведения социально-реабилитационной работы с несовершеннолетним (семьей).
В ходе проведения текущего Социального патронажа осуществляется контроль и оценка эффективности хода осуществления реабилитации, при необходимости вносятся изменения, дополнения в ИПСР.
3.1.3. Итоговый Социальный патронаж проводится в период завершения курса социальной реабилитации несовершеннолетнего (семьи) с целью определения эффективности принятых мер.
3.1.4. Кризисный Социальный патронаж проводится в ситуациях, требующих незамедлительного принятия решения в отношении семей и несовершеннолетних, находящихся в кризисной ситуации.
3.2. Виды Социального патронажа по интенсивности посещения семьи:
3.2.1. Интенсивный - посещение семьи осуществляется на реже 1 раза в неделю. Патронаж проводится в случаях необходимости экстренного вмешательства или на этапе сбора информации о семье;
3.2.2. Текущий - посещение семьи осуществляется ежемесячно, в рамках утвержденной ИПСР семьи.
3.2.3. Контрольный - посещение семьи осуществляется ежеквартально и устанавливается в случае нормализации обстановки в семье и необходимости временного контроля за выполнением пост реабилитационных мероприятия ИПСР. 4. Порядок проведения Социального патронажа.
Основания для постановки семьи на Социальный патронаж:
кризисная ситуация;
трудная жизненная ситуация;
социально опасное положение.
Решение о постановке семьи на Социальный патронаж принимается Учреждением, при выявлении семьи, либо при поступлении информации о семье от органов учреждений системы профилактики безнадзорности, общественных организаций.Решение о постановке семьи на Социальный патронаж утверждается на Социальном консилиуме Учреждения.
Сроки проведения Социального патронажа и его виды определяются Учреждением в зависимости от степени выполнения поставленных задач в работе с каждой конкретной семьей и получения результата.
В ходе проведения Социального патронажа семьи специалистами проводится следующая деятельность:
Посещение семьи, изучение и прояснение сложившейся ситуации, сбор предварительных данных о семье.
Заполнениеследующих документов: акт обследования условий жизни несовершеннолетнего гражданина и его семьи, социальная характеристика семьи.
Разработка ИПСР семьи, которая утверждается на заседании Социального консилиума Учреждения.
Организация практической работы по комплексному решению проблем семьи, в том числе:
оказание конкретной (при необходимости – оперативной и экстренной) социальной помощи и поддержки, направленной на решение кризисных проблем;
оказание услуг профилактического характера с целью уменьшения или устранения факторов риска;
подключение специалистов органов и учреждений системы профилактики безнадзорности для решения проблем семьи;
оказание услуг социально-правового характера (юридические консультации, оказание помощи в восстановлении утраченных документов и т.д.);
предоставление услуг социально-экономического характера (материальная помощь: выделение единовременного пособия, продуктов питания, одежды, организация летнего отдыха, досуга для несовершеннолетних и др.).
Подведение итогов работы, анализ достигнутых результатов в ходе реализации ИПСР, которые утверждаются на Социальном консилиуме.
Права и ответственность специалистов, осуществляющих Социальный патронаж.
Специалисты, осуществляющие Социальный патронаж, имеют право:
самостоятельно выбирать средства, оптимальные формы и методы социально-реабилитационной работы в отношении несовершеннолетних (семей);
проводить индивидуальные и групповые диагностические обследованиянесовершеннолетних (семей): педагогические, медицинские, психологические, социальные и др.;
запрашивать и получать информацию по семьям и несовершеннолетним, находящуюся в компетенции специалистов и Учреждения.
Специалисты, осуществляющие Социальный патронаж несут ответственность за:
соблюдение законности, обеспечение в полном объеме защиты прав и интересов несовершеннолетнего и его семьи, в том числе обеспечение приоритетности семейного воспитания несовершеннолетних – сохранение и восстановление кровной семьи, подбор и оказание всесторонней помощи замещающей семье;
осуществление системного преемственного и непрерывного межведомственного взаимодействия;
конфиденциальность, соблюдение прав семьи на охрану частной жизни, недопущение разглашения без соответствующего согласия информации о несовершеннолетнем и ситуации в семье.
результативность Социального патронажа.
Документация по ведению Социального патронажа.
В рамках деятельности по осуществлению Социального патронажа в Учреждении ведется следующая документация:
Приказ об утверждении положения о Социальном патронаже, составе специалистов, осуществляющих Социальный патронаж;
График проведения Социального патронажа на текущий квартал, утвержденный Директором Учреждения;
Журнал Социального патронажа семей, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении (приложение 1 к настоящему положению);
Акт обследования условий жизни несовершеннолетнего и его семьи (приложение 2 к настоящему положению);
Социальная характеристика семьи (приложение 3 к настоящему положению).
Приложение 1
к положению о социальном патронаже семей, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении,
утвержденного приказом от 16.12.2013 г. № 88 Форма журнала социального патронажа семей,
находящихся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении
Название учреждения ____________________________________________
Фамилия семьи __________________________________________________
№
п/п
| Параметры
заполнения
| Содержание
| 1.
| Общие данные о семье:
| ФИО матери
ФИО отца
Категория семьи
Адрес (фактическое проживание)
Адрес (место регистрации)
Контактные телефоны
| 2.
| Основание и дата постановки на социальный патронаж
|
| 3.
| Планируемы сроки снятия с учета
|
| 4.
| Оценка социальной ситуации в семье
| На основании собранных сведений и акта материально-бытового обследования формулируется проблемы семьи,
требующие решения
| 5.
| Планируемые сроки и формы социального патронажа семьи:
| Первичный патронаж
Интенсивный патронаж (1 раз в неделю)
Текущий патронаж (1 раз в месяц)
Контрольный патронаж (1 раз в квартал)
| 6.
| Содержание социального патронажа семьи:
| № п/п
| Дата и время проведения патронажа
| Содержание
| Результативность
| Время пребывания в семье
(мин.)
| Отметка
об исполнении
(роспись исполнителя)
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
|
|
|
|
|
|
| 7.
| Снятие семьи с социального патронажа
|
| 8.
| Заключение о результатах проведённой работы с семьей, причинах снятия семьи с социального патронажа
|
| Приложение 2
к положению о социальном патронаже семей, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении,
утвержденного приказом от 16.12.2013 г. № ___
Дата составления акта
Акт обследования условий жизни несовершеннолетнего и его семьи
Дата обследования “
|
| ”
|
| 20
|
| г.
| Фамилия, имя, отчество (при наличии), должность специалиста, проводившего обследование
Проводилось обследование условий жизни несовершеннолетнего гражданина (далее – ребенок)
(фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения)
| свидетельство о рождении: серия
|
| №
|
|
(когда и кем выдано)
(когда и кем выдан)
место жительства ,
(адрес места жительства, подтвержденный регистрацией)
место пребывания
(адрес места фактического проживания и проведения обследования)
1. Сведения о родителях ребенка.
1.1. Мать ,
(фамилия, имя, отчество (при наличии))
дата и место рождения, место жительства
(адрес места жительства, подтвержденный регистрацией)
, место пребывания
(адрес места фактического проживания и проведения обследования)
Сведения о трудовой деятельности (работает/не работает, указать должность и место работы, контактные телефоны; режим и характер работы; среднемесячный доход; иные сведения) Участие матери в воспитании и содержании ребенка (проживает/не проживает совместно с ребенком; проявление привязанности, сколько времени проводит с ребенком, какую помощь оказывает, пользуется ли расположением ребенка, имеет ли влияние на ребенка, способность обеспечить основные потребности ребенка (в пище, жилье, гигиене, уходе, одежде, предоставлении медицинской помощи) и т.д.)
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1.2. Отец,
(фамилия, имя, отчество (при наличии))
дата и место рождения, место жительства
(адрес места жительства, подтвержденный регистрацией)
место пребывания
(адрес места фактического проживания и проведения обследования)
Сведения о трудовой деятельности (работает/не работает, указать должность и место работы, контактные телефоны; режим и характер работы; среднемесячный доход; иные сведения)
Участие отца в воспитании и содержании ребенка (проживает/не проживает совместно с ребенком; проявление привязанности, сколько времени проводит с ребенком, какую помощь оказывает, пользуется ли расположением ребенка, имеет ли влияние на ребенка, способность обеспечить основные потребности ребенка (в пище, жилье, гигиене, уходе, одежде, предоставлении медицинской помощи) и т.д.)
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1.3. Родители в зарегистрированном браке состоят/не состоят; проживают совместно/раздельно.
2. Сведения о ребенке.
2.1. Состояние здоровья (общая визуальная оценка уровня физического развития и его соответствие возрасту ребенка, наличие заболеваний, особых потребностей в медицинском обслуживании, лекарственном обеспечении; наличие признаков физического и (или) психического насилия над ребенком)
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.2. Внешний вид (соблюдение норм личной гигиены ребенка, наличие, качество и состояние одежды и обуви, ее соответствие сезону, а также возрасту и полу ребенка и т.д.) ___________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.3. Социальная адаптация (наличие навыков общения с окружающими, навыков самообслуживания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития ребенка, адекватность поведения ребенка в различной обстановке и т.д.) 2.4. Воспитание и образование (форма освоения образовательных программ, посещение образовательных учреждений, в том числе учреждений дополнительного образования детей; успехи и проблемы в освоении образовательных программ в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития ребенка; режим дня ребенка (режим сна, питания, их соответствие возрасту и индивидуальным особенностям), организация свободного времени и отдыха ребенка; наличие развивающей и обучающей среды) 2.5. Обеспечение безопасности (отсутствие доступа к опасным предметам в быту, медикаментам, электроприборам, газу и т.п., риск нанесения ребенку вреда как в домашних условиях, так и вне дома) 2.6. Удовлетворение эмоциональных потребностей ребенка 3. Семейное окружение.
3.1. Состав семьи (лица, проживающие совместно с ребенком)
Ф.И.О., год рождения
| Степень родства с ребенком
| Проживает постоянно/временно/не проживает
| Участвует/не участвует в воспитании и содержании ребенка
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3.2. Сведения об иных родственниках ребенка
(фамилия, имя, отчество (при наличии) степень родства, место жительства)
3.3. Отношения, сложившиеся между членами семьи, их характер (особенности общения с детьми, детей между собой; семейные ценности, традиции, семейная история, уклад жизни семьи, распределение ролей в семье, круг общения родителей; социальные связи ребенка и его семьи с соседями, знакомыми, контакты ребенка со сверстниками, педагогами, воспитателями) 3.4. Социальные связи ребенка и его семьи (с соседями, знакомыми, контакты ребенка со сверстниками, педагогами, воспитателями и т.д.) 3.5. Кто фактически осуществляет уход и надзор за ребенком (родители, другие члены семьи, соседи, другие лица) 4. Жилищно-бытовые и имущественные условия.
4.1. Жилая площадь, на которой проживает
(фамилия, инициалы ребенка)
составляет
|
| кв. м, состоит из
|
| комнат, размер каждой комнаты:
|
| кв. м,
|
| кв. м,
|
| кв. м на
|
| этаже в
|
| этажном доме.
| 4.2. Собственником (нанимателем) жилой площади является
(фамилия, имя, отчество (при наличии), степень родства по отношению к ребенку)
4.3. Качество дома (кирпичный, панельный, деревянный и т.п.; в нормальном состоянии, ветхий, аварийный; комнаты сухие, светлые, проходные и прочее)
4.4. Благоустройство дома и жилой площади (водопровод, канализация, какое отопление, газ, ванна, лифт, телефон и т.д.) 4.5. Санитарно-гигиеническое состояние жилой площади (хорошее, удовлетворительное, неудовлетворительное)
4.6. Жилищно-бытовые условия ребенка (наличие отдельной комнаты, уголка, места для сна, игр, занятий, игрушек, книг и т.д.) 4.7. Структура доходов семьи (основные источники дохода (доходы родителей и иных членов семьи, алименты, пенсии, пособия, иные социальные выплаты); среднемесячный и среднедушевой доход семьи)
4.8. Достаточность доходов семьи для обеспечения основных потребностей ребенка (продукты питания, одежда и обувь, медицинское обслуживание, игрушки и игры, печатная и аудиовизуальная продукция, школьно-письменные и канцелярские принадлежности и пр.)
5. Результаты беседы с ребенком о его отношении и привязанности к каждому из родителей и другим членам семьи
6. Результаты опроса лиц, располагающих данными о взаимоотношениях родителей с ребенком, их поведении в быту и т.д. 7. Условия, представляющие угрозу жизни или здоровью ребенка либо препятствующие его нормальному воспитанию и развитию:
(имеются/отсутствуют)
7.1. 7.2. 7.3. и т.д.
ВЫВОДЫ:
8.1. Угроза жизни, здоровью, нормальному воспитанию и развитию ребенка
(фамилия, инициалы ребенка) (отсутствует; имеется со стороны родителей, одного из них, со стороны других членов семьи)
8.2. Помощь, в которой нуждается ребенок (социальная, правовая, психолого-педагогическая, медицинская, материальная и т.д.) 8.3. Помощь, в которой нуждается семья (социальная, правовая, психологическая, медицинская, материальная и т.д.) 8.4. Рекомендуемые формы работы с семьей: (постановка на социальный патронаж с указанием его вида, разработка ИПСР, оказание консультативной и иной помощи с указанием организаций, оказывающих помощь, посещение групп дневного пребывания и др. отделений учреждений социального обслуживания семьи и детей, и др.)
Подпись лица, проводившего обследование Утверждаю
|
|
|
|
| (руководитель организации, проводившей обследование)
|
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
| М.П.
Приложение 3
к положению о социальном патронаже семей, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении,
утвержденного приказом от 16.12.2013 г. № ____
Социальная характеристика семьи
Социальная характеристика семьи ______________________ № ____ Адрес (фактическое проживание)
Адрес (место регистрации)
Причина составления характеристики
Члены семьи (степень родства, ФИО, дата рождения, место работы, место учебы):
Жилищно-бытовые условия семьи (тип жилья, наличие удобств, санитарное состояние помещений и т.д.):
Материальное положение семьи (доходы членов семьи, заявленных декларативно)
Информация о получении семьей социальной помощи и услуг за текущий год (пособия, субсидии, путевки в лагеря, консультации и т.д.)
Краткое описание нужд, потребностей и проблем семьи (взаимоотношения между членами семьи, состояние здоровья, способность к самообеспечению, форм работы с семьей, даты, виды и перечень оказанных социальных услуг и т.д.)
Специалист по соц. работе _________подпись /_______/
«____» _______________ 201_г. |