Скачать 0.91 Mb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Методические рекомендации по проведению лабораторных и практических занятий по дисциплине «Криминалистика» для студентов 4 курса дневного отделения Издательство «Самарский университет» 2006 Печатается по решению Редакционно-издательского совета Самарского государственного университета Составитель: к-т. юрид. наук, ст.преп. А.Ю. Шапошников Рецензент: проф. Лазарева В.А. © Шапошников А.Ю. составление, 2006 Печатается в авторской редакции Компьютерная верстка, макет Н.П. Бариновой Подписано в печать 17.02.05. Гарнитура «Times New Roman». Формат 60х84/16. Бумага офсетная. Печать оперативная. Объем 0,93 усл. печ. л., 1,0 уч. –изд. л. Тираж 500 экз. Заказ № ________. Издательство «Самарский университет», 443011, г. Самара, ул. Ак. Павлова, д. 1. Отпечатано на УОП СамГУ Введение В настоящее время в Российской Федерации продолжается реформирование правовой системы, идет поиск и разработка оптимальной правоохранительной и судебной системы. В современных условиях правоприменительная практика предъявляет жесткие требования к специалисту-юристу. К числу которых относится наличие навыков и умений поиска, получения, фиксации, изъятия, анализа, оценки и использования информации для достижения целей правоприменения, и в первую очередь для достижения целей уголовного процесса. Данными навыками должны владеть все юристы не зависимо от их специализации. Кроме того, от современного юриста требуется умение ориентироваться в сложных ситуациях, в совершенстве владеть современными методами и средствами получения доказательственной информации, грамотно распоряжаться имеющимися доказательствами, что во многом не возможно без успешного изучения учебной дисциплины «Криминалистика». Основной целью данного курса является приобретение студентами знаний, навыков и умений, связанных с использованием криминалистических средств, методов и приемов раскрытия, расследования и предупреждения преступлений, а равно использования указанных средств, методов и приемов в рамках гражданского, административного и арбитражного процессов. Учебная дисциплина «Криминалистика» изучается студентами очного отделения в 8-м и 9-м семестре 4-го курса, не зависимо от их специализации. Изучив курс криминалистики, студенты должны знать: - основные положения общей теории криминалистики; - криминалистические понятия и категории; - положения и рекомендации криминалистической техники, тактики, организации и методики раскрытия и расследования отдельных видов преступлений. Студенты должны обладать умениями и практическими навыками: - применения технико-криминалистических средств и приемов обнаружения, фиксации, изъятия, исследования и использования следов преступления и преступника; - проведения всех следственных действий; - организации раскрытия и расследования преступлений, выдвижения версий, определения направления расследования, планирования следственных действий и иных мероприятий; - использования в практической деятельности положений и методик расследования отдельных видов и групп преступлений. В рамках изучения учебного курса студенты выполняют лабораторные работы и практические задания. По результатам выполнения работы ими составляются протоколы и фрагменты протоколов следственных действий. Все документы выполняются студентами только в рукописном варианте, использование компьютерной техники категорически запрещено. При составлении протоколов необходимо соблюдать все требования УПК РФ и использовать соответствующие бланки, при выполнении фрагментов протоколов соблюдение всех реквизитов бланка не требуется. Фрагмент протокола выполняется на листах формата А-4, заголовок: «фрагмент протокола осмотра места происшествия» фрагмент начинается с раздела «осмотром установлено:» остальные реквизиты в протокол не указываются. Подготовленные студентами протоколы и фрагменты подшиваются в отчет, который оформляется по правилам оформления уголовных дел. На титульном листе отчета выполняется надпись «Отчет по лабораторным работам и практическим занятиям. Выполнил студент 90__ группы: фамилия, имя отчество студента (полностью)». Все находящиеся в отчете листы документов нумеруются в правом верхнем углу, составляется опись документов, находящихся в отчете с указанием нумерации листов. Опись подписывается студентом, составившим отчет. Отчет прошивается и скрепляется по правилам подшивки уголовных дел. Методические рекомендации по проведению лабораторных и практических занятий по дисциплине «Криминалистика» 4-й курс д/о ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ВСЕМ ТЕМАМ:
Тема: Криминалистическая идентификация и диагностика Лабораторная работа. Продолжительность – 2 часа Место проведения – кабинет криминалистики. Вопросы для самостоятельной подготовки:
а) по материально-фиксированным отображениям признаков; б) по признакам общего происхождения; в) по описанию признаков объекта.
Литература, рекомендуемая для изучения:
В ходе занятия студенты знакомятся с научными основами криминалистической идентификации и диагностики, стадиями диагностического и идентификационного процесса, приобретают навыки в определении идентифицируемых и идентифицирующих объектов. Оборудование: телевизор, видеомагнитофон, учебный фильм «Криминалистическая идентификация», раздаточный материал (образцы заключений экспертов, протоколы следственных действий). Задание 1. На основе предложенной преподавателем фабулы определить идентифицируемые объекты, исходные (следы) и контрольные (образцы для сравнительного исследования) идентифицирующие объекты. Задача 1. На месте происшествия обнаружены следы обуви. Определите идентифицируемый и идентифицирующие объекты. Укажите места и способы получения идентифицирующий и идентификационных объектов. Задача 2. На месте происшествия обнаружены слабовидимые следы наслоения отображенных папиллярных линий руки. Определите идентифицируемый и идентифицирующие объекты. Укажите места и способы получения идентифицирующий и идентификационных объектов. Задача 3. На месте происшествия обнаружен листок с рукописным текстом. Определите идентифицируемый и идентифицирующие объекты. Укажите места и способы получения идентифицирующий и идентификационных объектов. Тема: Криминалистическая фотография, кмносъемка, видео- и звукозапись Лабораторная работа. Продолжительность – 2 часа Место проведения – кабинет криминалистики Вопросы для самостоятельной подготовки
Литература, рекомендуемая для изучения:
В ходе лабораторной работы студенты приобретают и отрабатывают практические навыки применения фотосъемки при производстве следственных действий, процессуального оформления применения технических средств, оформления фототаблиц. Студенты разбиваются на группы по 2-3 человека. Для каждой группы преподавателем определяется участок местности, расположенный возле здания Университета. Перед студентами ставится задача осмотреть указанный участок местности как место происшествия с применением фотосъемки, изготовить фотоснимки, составить протокол осмотра места происшествия, оформить фототаблицу и схематический план. При выполнении задания студенты работают в группе, однако объекты для детальной фотосъемки у каждого должны быть индивидуальные. Оборудование: телевизор, видеомагнитофон, учебный фильм «Криминалистическая фотография», аналоговые и цифровые фотоаппараты. Для выполнения работы студенты приносят с собой: УПК с приложениями, листы бумаги формата А-4, аналоговый или цифровой фотоаппарат, фотопленку, линейку, рулетку, компас, объекты для инсценировки (ключи, зажигалка, блокнот и т.п.). При выполнении заданий лабораторной работы студент должен обратить внимание на следующие аспекты: - необходимость использования теоретических знаний в области криминалистической фотографии; - использование знаний и навыков, полученных при изучении уголовного процесса, неукоснительное соблюдение норм УПК; - до начала фотосъемки необходимо внимательно изучить место происшествия и прилегающую к нему обстановку, определить наиболее значимые и информативные участки (узловые точки); - при производстве фотосъемки необходимо соблюдать правильную последовательность - ориентирующая, обзорная, узловая и детальная, а также прослеживать связь между ними; - панорамную фотосъемку необходимо производить в соответствии с правилами, только линейным или только круговым методом, а не комбинированным линейно-круговым (в последнем случае фотоснимки не стыкуются в панораму). - определение направлений производить с помощью компаса (т.е. у северной стены, у южной стены, а не справа или слева). Задание 1. Провести осмотр места происшествия (указанного участка местности). Задание 2. С учетом специфики осматриваемого участка определить направления и точки для всех приемов фотосъемки. Произвести ориентирующую фотосъемку методом круговой или линейной панорамы – не менее 4-х фотоснимков. Произвести обзорную фотосъемку – не менее 2-х снимков с разных точек. Произвести узловую и детальную фотосъемку двух различных предметов по усмотрению студента (зажигалка, окурок, ключ и т.п.). Задание 3. (выполняется самостоятельно) Составить протокол осмотра места происшествия, схематический план. Изготовить фотоснимки, оформить фототаблицу. |
Методические рекомендации к проведению лабораторных и практических работ для обучающихся разработаны в соответствии с требованиями... | ... | ||
Методические рекомендации предназначены для проведения практических и лабораторных занятий по мдк 01. 02 | Методические указания по проведению лабораторных работ предназначены для студентов гоапоу «Липецкий металлургический колледж» технических... | ||
Методические указания для преподавателя по проведению практических (лабораторных) занятий по курсу 52 | Методические указания предназначены для проведения практических занятий по дисциплине Технология топографо-геодезических и маркшейдерских... | ||
Целью практических занятий является подтверждение и проверка теоретических положений, формирование практических умений | Автор: Раднаева А. Б., преподаватель землеустроительных дисциплин, Бурятский аграрный колледж им. М. Н. Ербанова | ||
Нотариат. Методические указания по проведению практических занятий / Сост. Е. В. Широкова; Волгоград гос техн ун-т. – Волгоград,... | Пм 05 «Организация процесса приготовления и приготовление сложных холодных и горячих десертов» |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |