| Служба здоровья образовательных учреждений
Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического
образования
|
| Методические рекомендации по проведению мониторинга здоровьесозидающей среды образовательного учреждения ВВЕДЕНИЕ Цель мониторинга: сбор и социологический анализ первичной статистической информации для выявления значений показателей здоровьесозидающей среды в образовательных учреждениях (ОУ) Санкт-Петербурга.
Объекты мониторинга:
внутришкольная образовательная среда (инфраструктура и кадровый потенциал образовательного учреждения, организация учебного процесса, учебная и внеучебная нагрузка, организация медицинских, физкультурных и педагогических мероприятий по охране и укреплению здоровья учащихся, повышению культуры их здоровья);
готовность к здоровому образу жизни и образ жизни учащихся и учителей (социальные условия, режим дня, питание, досуговая деятельность, социальные риски);
функциональное состояние учащихся (воспитанников) и состояние их здоровья.
Субъекты мониторинга: учащиеся (воспитанники) всех возрастных групп, классы (группы) и образовательные учреждения.
Исследования проводятся с помощью работников школы (администрации, классных руководителей, медицинского работника, учителей физкультуры, школьных психологов, валеологов, логопедов, социальных педагогов), самих школьников и их родителей.
Инструментарий мониторинга включает следующий дидактический материал:
Анкета I – «Паспорт школы» (заполняется директором школы в одном экземпляре для образовательного учреждения);
Анкета II – «Паспорт класса – 1» (анкета классного руководителя, заполняется в одном экземпляре для каждого класса);
Анкета III – «Паспорт класса – 2» (анкета медицинского работника, заполняется в одном экземпляре для каждого класса);
Анкета IV – «Паспорт класса – 3» (анкета учителя физкультуры, заполняется в одном экземпляре для каждого класса);
Анкета V – «Паспорт класса – 4» (анкета социального педагога, заполняется в одном экземпляре для каждого класса);
Анкета VI – «Паспорт класса – 5» (анкета психолога, заполняется в одном экземпляре для каждого класса);
Анкета VII – «Паспорт класса – 6» (анкета педагога-валеолога, заполняется в одном экземпляре для каждого класса);
Анкета VIII – «Паспорт класса – 7» (анкета коррекционного педагога, заполняется в одном экземпляре для каждого класса);
Анкета IX – «Анкета школьника 1-4 класса» (стимульный материал анкеты учащихся начальной школы);
Анкета X – «Анкета школьника 5-7 класса» (стимульный материал анкеты учащихся младших классов средней школы);
Анкета XI – «Анкета школьника 8-11 класса» (стимульный материал анкеты учащихся старших классов средней школы и основной школы);
Регистрационный бланк «Анкета школьника» (заполняется по вопросам стимульного материала «Анкет школьника …» учащимися (или их родителями) в одном экземпляре для каждого школьника);
Анкета XII – «Социологическая анкета педагога» (заполняется всеми членами педагогического коллектива в одном экземпляре для каждого).
Варианты проведения. Анкетирование школьников и учителей может быть проведено одним из следующих способов:
1) опрос с использованием электронных форм для сбора, обработки и передачи данных (для ОУ, имеющих широкополосного выход в Internet);
2) опрос с использованием симуляторов электронных форм на основе электронных таблиц в формате EXCEL (Microsoft Office);
3) бланковый опрос с использованием регистрационного бланка «Анкета школьника» с последующим вводом данных оператором в симуляторы электронных форм.
Сроки проведения. По результатам пилотного городского эксперимента предлагается мониторинг проводить не чаще одного раза в течение учебного года в середине ноября. К этому времени завершаются процессы острой адаптации организма учащихся к школе и их работоспособность входит в стабильный режим, что позволяет получать более надежные результаты.
При правильной организации и соблюдении принципа разделения обязанностей вся работа по сбору информации в процессе мониторинга в образовательном учреждении занимает не более одной недели. При этом работа с коллективом каждого класса может быть проведена в течение 2–3 дней.
|