Методические рекомендации в помощь библиотекарю образовательного учреждения Введение


Скачать 258.51 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации в помощь библиотекарю образовательного учреждения Введение
ТипМетодические рекомендации
filling-form.ru > бланк строгой отчетности > Методические рекомендации



Самообразование библиотекаря: направления, методы и формы

Методические рекомендации

в помощь библиотекарю образовательного учреждения



  1. Введение

  2. Направления самообразования

  3. Источники самообразования

  4. Формы и виды самообразования

  5. Результат самообразования

  6. Методическая тема

  7. Портфолио библиотекаря

  8. Самообразование и ИКТ

  9. Чтение библиотекаря

  10. Список литературы



Введение



Самой характерной особенностью библиотечной деятельности является ее подвижность, связанная с изменением информационных ресурсов и технологий, и мы отчетливо осознаем, что прежние профессиональные умения и навыки быстро устаревают, требуются иные формы и методы библиотечной работы, теоретические знания смежных наук и многое другое. Вокруг нас все изменилось, в том числе и само информационно-об­разовательное пространство, и, самое главное, изменились наши пользователи, их запросы и требования. Чтобы ус­петь за этими процессами, для библиотекаря возникает необходимость постоянно учиться.

Далеко не все библиотекари имеют специальное библиотечное образование, а тем более, детскую специализацию. Чаще всего библиотекари имеют высшее или средне-специальное педагогическое образование (63 %).

При наличии средств библиотекари проходят курсы переподготовки или повышения квалификации при ИРРО, но основной массе работников в сложившихся условиях повышать свой профессиональный уровень придется только через формы самообразования. И здесь значительную помощь оказывают методические объединения, взаимообмен опытом. Однако, в рамках деятельности РМО мы сегодня, большей частью, поддерживаем профессионализм библиотекаря, в основном ориентируя его на знакомство с инновационными процессами, на изменение требований к профессии, на внедрение новых информационных техно­логий.

Основной путь роста профессионализма школьного библиотекаря в сложившихся условиях – это реализация модели трех «С»:

самообразование,

самовоспитание

саморазвитие.
Понятие «самообразование» обычно рассматривается как готовность к самостоятельному обучению.
С.И. Ожегов дает такое определение самообразованию: «приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи преподавателя».
Педагогические словари трактуют понятие «самообразование» несколько шире:

«Самообразование – целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники культуры и т.п. Наметив цель самообразо­вания, личность выбирает средства для ее осуществления».
Таким образом, если процесс образования:

- осуществляется добровольно;

- осуществляется сознательно;

- планируется, управляется и контролируется самим человеком;

- совершенствует какие-либо качества или навыки,

… то речь идет о самообразовании.
Успех самообразования зависит от целого ряда компонен­тов познавательной деятельности человека, среди которых пер­востепенными являются:

1.Осознание человеком персональной необходимости в приобретении дополнительных знаний

2.Обладание человеком необходимым умственным развити­ем, способностями усматривать проблемы, формулировать их, планировать последовательные шаги по­иска ответа.

3.Умение актуализировать знания, способы деятельности, отбирать необхо­димые для решения вставшей проблемы;

4. Желание решить проблему.
Есть так же и ряд неизбежных факторов, способствующих активизации процесса самообразовательной деятельности. Например, при написании своих целевых программ по развитию и поддержке детского чтения вам пришлось переработать много источников, отработать навыки составления проекта, тематического планирования и прогнозирования конечного результата, а затем научиться представлять и защищать свои наработки.
Самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно.

Направления самообразования библиотекаря



Специфика библиотечной работы в образовательном учреждении такова, что для эффективной деятельности он должен владеть знанием основ библиотечного дела, педагогики и психологии, владеть библиотечными технологиями, иметь достаточно высокий уровень культуры, знать приемы риторики, обладать большой эрудицией. Этот перечень далеко не полон, но без этих навыков современный библиотекарь не может эффективно организовать информационно-библиотечное обслуживание педагогов и школьников.

Попробуем перечислить основные направления, в которых библиотекарь может совершенствоваться и заниматься самообразованием:
• профессиональное (библиотечное дело)

• педагогическое (ориентированное на учеников и учителей)

• методическое (библиотечные технологии, формы, методы и приемы деятельности)

• информационно-компьютерные технологии

• психологическое (имидж библиотеки и библиотекаря, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.)

• правовое

• эстетическое (гуманитарное)

• историческое

• политическое

• охрана здоровья

• интересы и хобби

• ...

Оставим в конце списка многоточие, потому, что эти направления есть обязательный перечень, составленный на основании тех должностных функций, которые библиотекарь выполняет в школе. Креативный библиотекарь дополнит этот список собственными направлениями.

Источники самообразования библиотекаря



В чем заключается суть процесса самообразования? Библиотекарь самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники знаний, и где их искать?
• Литература (профессиональная, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)

• Газеты, журналы

• Интернет

• Телевидение
• Видео, аудио информация на различных носителях

• Курсы повышения квалификации

• Дистанционное обучение
• Платные курсы
• Семинары, методические объединения, мероприятия по обмену опытом, конференции
• Мастер-классы
• Экскурсии, путешествия, театры, выставки, музеи, концерты и др.

В общем случае, все источники делятся на источники знаний,

способствующие личностному росту,

способствующие профессиональному росту.

Однако они могут способствовать и тому, и другому одновременно.

Формы и виды самообразования



Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальные и групповые.

В индивидуальной форме инициатором является сам библиотекарь, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. Одной из индивидуальных форм является личный портфолио.

Групповые формы в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации обеспечивают обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим библиотекарем. Чаще всего групповые формы организуются муниципальной методической службой и, к сожалению, в отношении библиотечных работников в современной школе часто являются единственным стимулом к самообразованию.

К инновационным формам углубления профес­сиональных знаний, мотивирующих процесс самообразования и способствующих раскрытию творческого потенциала библиотека­ря, можно отнести такие виды обучения, как участие в работе интернет-семинаров и конференций, общение в форумах и т.д. Такие формы обучения дают возможность познакомиться с материалами по теме семинара или конференции, воспользоваться предложенными материалами для внедрения в собственную практику, позволяют участвовать в обсуждении докладов, сообщений без отрыва от школы и библиотеки.

К инновационным формам можно отнести систему дистанционного образования (ДО). Подробнее о системе ДО остановимся ниже.
Итак, выше были перечислены различные формы совершенствования собственного профессионального уровня. Для большинства из нас это совершенно новые формы повышения профессионализма. Сегодня, в процессе работы МО, мы остановимся на некоторых из них подробнее.
Давайте сформулируем конкретные виды деятельности, составляющие процесс самообразования, напрямую или косвенно способствующие профессиональному росту библиотекаря:


• Работа над индивидуальной методической темой;

• Чтение конкретных профессиональных периодических изданий;

• Чтение и просмотр профессиональной литературы;

• Чтение и просмотр художественной и прочей литературы;

• Обзор в Интернете информации по вопросам библиотечных технологий и деятельности библиотек в образовательной сфере;

• Систематический просмотр определенных телепередач;

• Посещение МО, семинаров, тренингов, конференций и др. мероприятий по обмену опытом;

• Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;

• Систематическое прохождение курсов повышения квалификации

• Проведение открытых мероприятий для анализа со стороны коллег;

• Формирование портфолио;

• Изучение информационно-компьютерных технологий;

• Посещение предметных выставок и тематические экскурсии;

• Общение с коллегами в поселке, районе и в Интернете;

• …
На основании вышеперечисленных пунктов, конкретизировав наименования и названия, каждый библиотекарь составляет личный план самообразования для профессионального роста.

Результат самообразования



Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования библиотекаря обязательно необходим список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.

Каковы могут быть результаты самообразования на определенном этапе? Это:

• повышение эффективности библиотечной деятельности (улучшение расчетных показателей работы библиотеки: охвата библиотечным обслуживанием, читаемости, посещаемости, обращаемости, книгообеспеченности);

• разработанные или изданные пособия, статьи, программы, сценарии, исследования;

• разработка новых форм, методов и приемов библиотечной деятельности;

• доклады, выступления;

• выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии в деятельности библиотеки;

• разработка и проведение открытых мероприятий по собственным, новаторским технологиям;

• создание комплектов разработок;

• проведение семинаров, мастер-классов, обобщение опыта об исследуемой проблеме (методической теме).

Методическая тема


Работа над индивидуальной методической темой (далее – МТ): – важный аспект в самообразовательной деятельности. Каждый библиотекарь является членом одного из внутришкольных методических объединений педагогов; в рамках МО фиксируется тема, заслушиваются отчеты. Кроме того, индивидуальная методическая тема фиксируется районным методическим объединением библиотекарей. Желательно, чтобы она была некоторым образом созвучна единой теме (проблеме), над которой работает все районное методическое объединение.
1. Цель работы над темой самообразования - систематическое повышение библиотекарем своего профессионального уровня.
2. Значение

Работа над единой методической темой:

- является обязательной для всех работников образовательного учреждения, ведущих образовательную и воспитательную работу с детьми;

- МТ служит одной из основных форм повышения квалификации библиотекарей;

  МТ позволяет наиболее активно влиять на развитие различных форм самообразования.
3. Задачи

  повышение уровня научно-теоретической подготовки и мастерства библиотекаря;

  овладение новыми формами, методами и приемами библиотечной деятельности;

- изучение и внедрение в практику передового библиотечного опыта, новейших достижений и новых библиотечных технологий;

- развитие инновационных процессов.
4. Особенности

  работа над МТ носит циклический характер;

  в ее разработке могут принимать участие педагогические работники школы, участники профессионального сообщества (РМО библиотекарей), библиотечный актив.

   МТ зависит от специфики индивидуальных интересов библиотекаря.
5. Порядок работы над темой самообразования

  определение научно-методической темы (в зависимости от затруднений, методической темы школы, единой темы РМО библиотекарей);

  изучение разработанности данной темы;

   подборка материалов из профессиональной литературы, ресурсов интернет;

  подготовка картотеки (раздела картотеки профессиональной литературы);

  разработка индивидуального плана работы над методической темой;

  разработка и накопление материала по теме;

- выступления, творческие отчеты по теме самообразования (на методическом совете школы, ШМО, РМО, педагогических чтениях, семинарах, конференциях);

- проведение открытого мероприятия, семинара, мастер-класса;

- представление результатов работы над методической темой в различной форме (доклада, реферата, статьи в журнале, индивидуальной рабочей программы, методического пособия, научно - методической разработки).

6. Сроки

- от 3 до 5 лет;

  с разбивкой по годам;

  с подведением промежуточных итогов;

  с внесением коррективов в ходе работы над темой.
7. МТ определяется

  интересами и возможностями библиотекаря;

  актуальностью в современных условиях;

- единой темой РМО или школы;

- затруднениями в деятельности;

  региональными особенностями;

- типом образовательного учреждения и профилем библиотеки;

  степенью разработанности данной проблемы в теории и практике.
Написание индивидуального плана - это творческая работа. Самостоятельно написать качественный план в состоянии библиотекарь, хорошо осознающий собственные проблемы и стремящийся к профессиональному росту. Начинающему специалисту в этом сложном деле, как правило, необходима помощь заместителя директора ОУ, методиста. Процедура разработки плана работы над индивидуальной методической темой не должна носить формальный характер.

По окончании работы над темой библиотекарь готовит отчет с анализом, выводами и рекомендациями (для коллег).

Ниже приводится две формы плана работы над методической темой.


  1. Примерный план самообразования библиотекаря


• Название темы

• Цели

• Задачи

• Предполагаемый результат

• Этапы работы

• Сроки выполнения каждого этапа

• Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой

• Способ демонстрации результата проделанной работы

• Форма отчета по проделанной работе.


2. Примерный план работы библиотекаря над темой
I Пояснительная записка (схема написания):

- проблема;

- тема;

- цели и задачи;

- основные формы и методы работы;

- прогнозируемый результат.

II Основные этапы работы


Этапы

Содержание работы

Сроки

I. Диагностический

  1. Анализ профессиональных затруднений.

  2. Актуализация и постановка проблемы.

  3. Изучение литературы по проблеме.

  4. Подготовка картотеки.

I год работы над темой.

II. Прогностический

  1. Определение цели и задач работы над темой.

  2. Разработка плана мероприятий, системы мер, рабочей программы для решения проблемы

  3. Прогнозирование результатов.

I год работы над темой.

III. Практический

1. Внедрение передового библиотечного опыта, системы мер, направленных на решение проблемы.

2. Формирование методической копилки.

3. Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов.

4. Корректировка работы.

II год; (III), (IV).

IV. Обобщающий

  1. Подведение итогов.

  2. Оформление результатов работы по теме самообразования.

  3. Представление материалов.

III год, (IV), (V).

V. Внедренческий

  1. Использование опыта самим библиотекарем в процессе дальнейшей работы.

  2. Распространение собственного опыта.

В ходе дальнейшей библиотечной деятельности.

VI. Подведение итогов

1. Выбор формы подведения итогов (реферат, доклад, статья, подготовка методического пособия, разработка рекомендаций, творческий отчет).

2. Подведение итогов.

V


Примерная схема отчета по работе над темой самообразования

(в период реализации мероприятий практического этапа)


  1. Обоснование выбора темы, актуальность.

  2. Цель и задачи работы над темой, сроки.

  3. Анализ состояния вопроса по литературным источникам, имеющегося опыта по решению проблемы.

  4. Какая предусмотрена (или реализуется) система мер для решения библиотекарем проблемы в конкретных условиях (план мероприятий).

  5. Какой предполагается результат и форма его представления.


Совет: отчет о работе библиотекаря над темой самообразования требует наглядной демонстрации продуктов труда библиотекаря (докладов, рефератов, разработок мероприятий, авторских программ, методических разработок и т.д.) и продуктов труда его читателей (читательских дневников, сочинений, рисунков, поделок, участия в конкурсах различного уровня и т.д.).

Портфолио библиотекаря


Работа библиотекаря – творческая, кропотливая, ежедневная, требующая значительных усилий. Но окружающим она не видна. Народ не понимает, чем можно в библиотеке целый день заниматься, тем более, в школьной.

Метод «Портфолио» позволяет нам приоткрыть эту «страшную тайну» и на профессиональном уровне рассказать о наших собственных достижениях, наработках, о нашем видении своей профессии и месте библиотеки в современной школе.

Портфолио – это способ фиксирования, накопления, оценки и самооценки индивидуальных достижений за какой-то период времени. Его основной смысл – показать все, на что способен библиотекарь как специалист. Этот метод позволяет самостоятельно проанализировать свои достижения (удовлетворительные и не очень) с тем, чтобы сделать выводы и шагать дальше.

Из некоторых определений значения этого слова мы выберем наиболее подходящий для школьного библиотекаря – рабочая файловая папка, содержащая многообразную информацию, которая документирует приобретенный опыт и достижения.

Таким образом, портфолио – это накопитель достижений.

  • Он отражает динамику нашего профессионального развития, служит формой обсуждения и самооценки результатов работы.

  • Позволяет самостоятельно установить связи между предыдущими и новыми знаниями, умениями, наработками.

  • Я бы добавила, что это способ организации и систематизации информации о деятельности библиотеки и библиотекаря.




  • Существуют различные виды портфолио, и называются они по-разному. Например,

  • портфолио-собственность (собирается для себя)

  • портфолио-отчет (для других),


В зависимости от целей создания портфолио бывают разных типов:


  1. «Папка достижений», направленная на повышение собственной значимости библиотекаря и отражающая его успехи (грамоты, дипломы, сертификаты детей и пр.);

  2. Рефлексивный портфолио, раскрывающий динамику личностного развития библиотекаря, помогающее отследить результативность его деятельности, как в количественном, так и в качественном плане; в эту папку собираются статьи, эссе, анализ деятельности, видеокассеты, в общем, все, что делалось в течение определенного срока (напр., года, нескольких лет);

  3. Проблемно-исследовательский, связанный с написанием реферата, научной работы, подготовкой к выступлению на конференции;

  4. Методический, в котором помещаются методические материалы, свидетельствующие о профессионализме библиотекаря, и которые собраны или созданы им самим;

  5. Тематический, создаваемый в процессе работы по определенному проекту, теме, разделу;


Портфолио может состоять из восьми разделов, которые при необходимости можно совместить или наоборот, раздробить.
Структура и содержание портфолио:
Титульный лист:

  • Название образовательного учреждения

  • Название папки

  • Фотография

  • Фамилия, имя, отчество, должность


Содержание:

  1. Визитка сотрудника и библиотеки

  2. Карта профессионального роста

  3. Документы о повышении квалификации

  4. Документы о результатах участия в педагогических мероприятиях

  5. Поощрения и награды

  6. Публикации

  7. Авторские разработки

  8. Отзывы


1. Визитка сотрудника и библиотеки

1.1. Визитка сотрудника:

  • Фамилия, имя, отчество

  • Должность, школа

  • Дата рождения

  • Библиотечная деятельность (только краткое перечисление)

  • Образование (что, где, когда закончил, специальность)

  • Общий стаж

  • Стаж работы в библиотеке школы

  • Награды, звания, год

  • Повышение квалификации (кратко:тема, где, когда, количество часов)

  • Тема самообразования

1.2. Визитка библиотеки:

  • Характеристика (площадь, этаж, читальный зал или зона, помещение для учебников, оборудование, технические средства)

  • Особенности деятельности данной библиотеки (проект, эксперимент, программа, спецкурс)

  • Контрольные показатели (количество учащихся, читателей, книжного фонда, учебников, % охвата библиотечным обслуживанием, читаемость, посещаемость, книгообеспеченность, обращаемость фонда)

2. Карта профессионального роста.

  • Сведения об участии в работе МО школы, педагогических советов, родительских собраний, педагогических мероприятиях, детских литературных праздниках и конференциях в школе, районе, округе, стране

  • Фотографии (альбом с фотографиями)

3. Документы о повышении квалификации.

  • Удостоверения и сертификаты об окончании курсов

  • Послекурсовая деятельность

4. Документы о результатах участия в педагогических мероприятиях.

  • Сертификаты

  • Грамоты, благодарности

  • Фотографии

  • Отзывы

5. Поощрения и награды.

  • Дипломы, грамоты, благодарности, удостоверение о награде (копия)

6. Публикации.

  • Публикации о сотруднике, библиотеке, читателях

  • Ваши статьи, доклады, сценарии, опубликованные в СМИ, брошюрах

7. Авторские разработки.

  • Сценарии и интересные планы библиотечных мероприятий

  • Методические рекомендации

  • Разработки библиотечной продукции (плакатов, памяток, буклетов)

  • Фактографический материал (списки книг, копии публикаций)

Примечание: если разработок много, то можно просто перечислить и указать: продукт, название (тема), адресат, год, составитель.

8. Отзывы.

  • Отзывы

  • Рецензии

  • Предложения

  • Приглашения

  • Поздравления

  • Переписка

  • Справки о комплексной, аттестационной проверке

  • Размышления на тему, наброски, «неотправленное письмо»


Представленная схема выстроена в определенной последовательности, её легко дополнять и корректировать.

В библиотечном портфолио желательно присутствие такого пункта как «эссе», т.е размышление о своей профессии, о ее значении и месте в современном мире. Оно может продемонстрировать профессионализм библиотекаря, его отношение к работе и возможность ее анализировать, делать выводы, видеть перспективы. Эта письменная работа будет очень кстати, если вам предстоит, например, выступление на педсовете, методобъединении, семинаре и т.д.

Предлагаемый способ организации имеющейся информации о библиотекаре как о специалисте позволяет один раз свести воедино, систематизировать ее (то есть расположить в определенной логической последовательности), дополнять по мере необходимости и выдавать по первому требованию.

Говоря о портфолио именно библиотекаря, я бы добавила в структуру своеобразный «читательский формуляр» или список книг, которые читает библиотекарь для своего культурного, интеллектуального развития. Мне кажется, что это очень важно. В портфолио педагогов этот пункт отсутствует начисто, а жаль…

Свой профессиональный портрет можно вести также в электронном виде и в нужный момент выдавать распечатку готового материала.

Еще одна отличительная особенность метода «Портфолио» в том, что мы сами разрабатываем для него собственную схему. Это не догма, а рабочий инструмент. На любую страницу можно поместить дополнения, какие-то замечания и самоанализ, которые пригодятся при анализе проделанной работы.

Итак, можно сделать вывод: метод «Портфолио» дает нам возможность систематизировать, анализировать и квалифицированно представлять свои профессиональные достижения. Его можно назвать даже способом самопрезентации школьного библиотекаря как специалиста.

В настоящее время все библиотекари в ОУ нашего района работают по индивидуальным рабочим программа в поддержку детского чтения. Здесь может пригодиться тематический портфолио. Ведь каждый из вас волей или неволей собирает какие-то материалы для своей программы, изучает литературу и опыт коллег в этом направлении, пишет программу, накапливает аналитический материал с результатами. Создавая тематический портфолио, мы несколько иначе расставляем акценты, методично систематизируем накопленный материал для того, чтобы иметь возможность анализировать свою работу, намечать ее перспективу и демонстрировать свой профессиональный уровень (что никогда и никем не берется во внимание, как будто мы с вами даже не имеем специального образования).

Тематический портфолио может включать:

1) план (схему);

2) пояснительную записку, где приводится краткая информация об авторе, форме представления материала (почему в виде портфолио? – система, возможность анализировать и представлять);

3) обоснование темы (предметного курса), свое видение данной темы, каких результатов ожидаете;

4) программу (например, по развитию и продвижению чтения);

5) работы детей (анкеты, тесты, отзывы на проведенное мероприятие, отзывы на литературное произведение, рисунки и т.д.);

6) самоанализ проведенной работы;

7) фактографический материал по теме (списки литературы, копии статей, схем и т.п.);

8) отзывы коллег, учителей на проведенные занятия;

9) подведение итогов, определение перспектив.

Следует отметить, что тематический портфолио имеет смысл делать, если вы занимаетесь какой-то темой не разово, а постоянно или часто, так как результаты и выводы интересны за какой-то промежуток времени.

Процедура презентации портфолио
Если в вашем образовательном учреждении принято решение провести презентацию портфолио педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала, то эта процедура может проходить следующим образом.
Защита портфолио может проводиться публично в несколько этапов:

  1. Презентация портфолио.

  2. Ответ на вопросы по существу представленных документов.

  3. Ознакомление библиотекаря с краткой оценкой работы.

  4. Пояснения библиотекаря по замечаниям комиссии.

  5. Обсуждение результатов защиты членами комиссии.

  6. Доведение до библиотекаря выводов и рекомендаций комиссии.

Презентация портфолио может проходить в виде выставки учебно-методических материалов, слайд-шоу, доклада, сопровождаемого компьютерным показом с помощью мастера презентаций PowerPoint и др.

Качество презентации при защите портфолио оценивается по следующим показателям:

  1. соответствие презентации содержанию портфолио;

  2. выделение основных результатов деятельности педагога;

  3. качество изложения материала.

Самообразование и ИКТ


Идеальный вариант – если у библиотекаря есть возможность пользоваться возможностями сети Интернет.

Каковы преимущества использования современных информационно-коммуникационных технологий в вопросах самообразования перед традиционными способами?
• Интернет – универсальный и самый дешевый источник информации.

• Средства коммуникации Интернет позволяют обмениваться опытом, учиться, советоваться с коллегами во всем мире. Обсуждение в форумах, конференциях Интернета значительно расширяет аудиторию заинтересованных лиц, работающих над аналогичными проблемами.

• Программное обеспечение (АИБС) позволяет более эффективно и наглядно вести библиотечную документацию, отчетность и мониторинг при работе над методической темой.

• Компьютер является универсальным и емким хранилищем материалов, необходимых библиотекарю в работе.

• Информационно-коммуникационные технологии значительно расширяют перечень тем для работы библиотекаря в процессе самообразования.
Какие новые способы самореализации открываются перед библиотекарем при условии использования компьютера и Интернета?
• Изучение профессиональной литературы с помощью электронных библиотек.

• Подборка (копилка) материалов по теме самообразования.

• Разработка комплекта электронных презентаций для проведения библиотечных уроков, массовых мероприятий.

• Создание терминологического словаря по теме.

• Создание методического или практического пособия по разрабатываемой теме.

• Проект личной веб-страницы.

• Проект веб-страницы школьной библиотеки.

• Пакет сценариев с применением информационных технологий.

• Создание электронной библиотеки произведений художественной литературы, согласно общеобразовательной программе.

• … этот список можно продолжить настолько, насколько хватает фантазии, творчества и умений в овладении ИКТ.

Конечно, одним из эффективных способов показать результаты своего творчества является размещение материалов в Интернете. Это позволяет библиотекарю аккумулировать свои работы в некой виртуальной библиотеке, где его коллеги могут познакомиться с опытом, воспользоваться его результатами, дополнить, оставить отзыв и обсудить. В этом случае бесценный положительный опыт становится независимым от времени и пространства. И такую возможность мы предоставляем вам на сайте центра развития образования, на странице «Виртуальное методическое объединение».
А теперь остановимся подробнее на системе дистанционного обучения. Система ДО позволяет приобрести необходимые навыки и новые знания с помощью персонального компьютера (ПК) и выхода в сеть Интернет. Место расположения ПК не имеет значения, поэтому учиться можно дома, на работе, в on-line классе одного из центров Дистанционного Обучения, а также в любом другом месте, где есть ПК с подключением к сети Интернет. Это важнейшее преимущество ДО перед традиционными формами обучения.

Кто может учиться с помощью дистанционного обучения?

Обучать с помощью систем ДО можно любого. Нет никаких возрастных, территориальных, образовательных, профессиональных ограничений, почти нет ограничений по состоянию здоровья. Студентами ДО могут быть буквально все, включая дошкольников.

Преимущества дистанционного обучения

Дистанционные программы подготовки специалистов позволяют:

- пройти курс обучения "без отрыва от производства": не тратя времени и денег на поездки и не отрываясь от своей работы;

- дают возможность заниматься в удобное для себя время, в удобном месте;

- полученные знания сразу же применять на практике в своей организации;

- в процессе обучения получать консультации преподавателей и обсуждать все вопросы на форуме;

- получить государственный документ о повышении квалификации специалиста, дающий право на повышение разряда оплаты труда работнику при его аттестации в государственных учреждениях;

- получить высшее или второе высшее образование и диплом государственного образца;

- пройти профессиональную переподготовку и получить диплом о профессиональной переподготовке;

Документы, выдаваемые при дистанционной форме обучения

При дистанционной форме обучения выдаются документы такие же, как и при других формах обучения:

- диплом о высшем образовании государственного образца;

- диплом о профессиональной переподготовке государственного образца;

- удостоверение о повышении квалификации государственного образца;

- свидетельство о повышении квалификации государственного образца.

Чтение библиотекаря



Библиотекарь — прежде всего сам лидер и организатор чтения. Ученые доказали, что для поддержания высокой профессиональной компетентности специалисту надо ежедневно прочитывать 1-2 газеты, 1-2 журнала, 100-150 страниц научного текста, 100-150 страниц текста для саморазвития. В противном случае после 25 лет начинается процесс деградации.

В профессиональной литературе все чаще приводятся факты о том, что сами библиотекари читают не очень много, но мы надеемся, что среди нас нет практически не читающих и не знающих детскую литературу библиотекарей.

Информация о профессиональном чтении представлена в материалах РМО.
Уважаемые коллеги! Заставить человека заниматься самообразованием нельзя. Саморазвитие – это признак профессионала высокого класса. Но развивать способности к самообразованию, на наш взгляд, можно и нужно.

А именно:

- учитывать изменения в библиотеч­ной среде, происходящие под влиянием процес­сов информатизации, социально-экономических реформ, изменений в системе образования, ак­туализации вопросов, связанных с детским чте­нием;

- постоянно работать над повышением своего профессионального мастерства; обновлять знания и умения, обеспечивающие ему хорошую творческую форму, способность к активному усвоению современных достижений и экспериментальному поиску.

- искать пути и активно использовать методы самообразования, саморазвития и самосовершенствования.


Стать выше себя не просто,

И всем по плечу едва ли,

Но все мы такого роста,

Какой потолок избрали

Т.Смирнова


Список литературы


Загашев И. Критическое мышление: технология развития / И. Загашев, С. Заир-Бек. – СПб. : Альянс-Дельта. 2003. – С. 264–279.

Загашев И. Новые педагогические технологии в школьной библиотеке. Лекция 3 // Библиотека в школе: Газета Издательского дома «Первое сентября». – 2004. – № 19. – С. 53–56.

Киреева М.В.    Система повышения профессионально-педагогической компетентности педагогических работников   // Методист. – 2006.–№6.–С.54–58

Кривенко В.А.    Самообразование и самовоспитание как основа успешности педагога и учащегося гимназии   // Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. – 2007.–№1.–С.99–116.

Макарова Е. Портфолио как он есть //Библиотека в школе. - № 06(162). – 2006. – С.12-14.

Новикова Т. Папка индивидуальных достижений «портфолио»: федеральные рекомендации и местный опыт// Директор школы. – 2004. – № 7. – С. 61.

Новикова Т.Г. Портфолио как форма оценивания индивидуальных достижений учащихся //Профильная школа. - № 2. – 2004. – С.48-54

Остенко М. Технология «Учебный портфель» в образовательном процессе / М. Остенко // Библиотека в школе: Газета Издательского дома «Первое сентября». – 2003. – № 16. – С. 10–15.

Пидкасистый П.И.    Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы / Пидкасистый П.И., Фридман Л.М. – М.: Педобщество России, 1999. – 354с.

Самсонов Ю.А.    Основы управления образованием м самообразованием руководящих работников школ   // Образование в современной школе. – 2001.– №7.–С.66–72.

Черепанова Е.В.   Самообразовательная деятельность как проявление индивидуальности педагога    // Дополнительное профессиональное образование педагога: материалы межрегиональной научно-практической конференции. – Екатеринбурга, 1998. В 2-х ч. Ч.1.
Некоторые подходы к планированию методической работы. Классификация планов // http://poipkro.perm.ru/IMO/MS%20_%20help.htm

[Василевская Е.В. Материалы с курсов повышения квалификации методистов муниципальных методических служб].

Ананьев В.А. Работа педагогического коллектива над единой методической темой.

Семенова Н.В. Система работы педагогов над темами самообразования.
Планирование работы педагога над индивидуальной методической темой (проблемой) http://rimc.moy.su/load/1-1-0-28


Похожие:

Методические рекомендации в помощь библиотекарю образовательного учреждения Введение iconМетодические рекомендации к заполнению классного журнала в средней...
К компетенции образовательного учреждения относится «осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся...

Методические рекомендации в помощь библиотекарю образовательного учреждения Введение iconМетодические рекомендации по ведению классных журналов в общеобразовательном...
К компетенции образовательного учреждения относится «осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся...

Методические рекомендации в помощь библиотекарю образовательного учреждения Введение iconМетодические рекомендации по проведению мониторинга здоровьесозидающей...
Цель мониторинга: сбор и социологический анализ первичной статистической информации для выявления значений показателей здоровьесозидающей...

Методические рекомендации в помощь библиотекарю образовательного учреждения Введение iconМетодические рекомендации по производственной практике разработаны...
Методические рекомендации предназначены для преподавателей зооветеринарных дисциплин и обучающихся ветеринарного отделения и призваны...

Методические рекомендации в помощь библиотекарю образовательного учреждения Введение iconВ помощь школьному библиотекарю
Абис «Ирбис», другой учетной документации, принятой в библиотеке (лист ежедневной статистики, электронный дневник работы библиотеки,...

Методические рекомендации в помощь библиотекарю образовательного учреждения Введение iconМетодические рекомендации к заполнению классного журнала в средней...
К компетенции об­разовательного учреждения относится «осуществление текуще­го контроля успеваемости и промежуточной аттестации обуча­ющихся...

Методические рекомендации в помощь библиотекарю образовательного учреждения Введение iconМетодические рекомендации
«место работы» указывается полное наименование образовательного учреждения в соответствии с его Уставом

Методические рекомендации в помощь библиотекарю образовательного учреждения Введение iconМетодические рекомендации по ведению учетно-отчетной документации...
«Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения»; документы Главного управления общего и профессионального...

Методические рекомендации в помощь библиотекарю образовательного учреждения Введение iconМетодические рекомендации по организации деятельности по созданию...
Методические рекомендации предназначены для работников территориальных и отраслевых исполнительных органов государственной власти...

Методические рекомендации в помощь библиотекарю образовательного учреждения Введение iconПояснительная записка 1 Введение Программа спроектирована в соответствии...
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. М.: Просвещение, 2011 особенностей образовательной...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск